Для Вас, педагоги!
Программа обеспечения психологической безопасности личности ребёнка раннего возраста в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_pedagogam_rannego_vozrasta.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г. Братска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 9"
«Солнечный город»
рекомендации
педагогам групп раннего возраста
«Профилактика психоэмоционального
напряжения у детей раннего возраста»
Подготовил: Кабурова Л.И.,
педагог-психолог, 1 кв.кат.
г.Братск
2006 г.
план
- Особенности детей раннего возраста.
- Занятия, способствующие снятию психоэмоционального напряжения.
- Программа профилактики психоэмоционального напряжения.
Профилактика психоэмоционального
напряжения у детей раннего возраста
Ранний возраст – особый период становления органной и систем, формирование их функций, прежде всего функций мозга. Раннее детство имеет свою специфику.
Во-первых, чрезвычайно быстрый темп развития, который отличается скачкообразным характером.
Во-вторых, это неустойчивость и незавершённость приобретённых навыков и умений. Ещё одной особенностью раннего детства является теснейшая взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития. Любые изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его психику и нервную систему.
Ребёнка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций – залог становления личности, основа проявления познавательной активности.
Маленькие дети очень подвижны. Ограничение движений ведёт к нарушению осанки, ослаблению функций дыхания, кровообращения. Снижение естественной двигательной активности уменьшает поток раздражения, возникающего во время движения и воспринимаемого нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, зрительными и слуховыми анализаторами, идущими к коре больших полушарий головного мозга. В результате могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, хуже работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Психика ребёнка раннего возраста устроена так, что его практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные, упражнения. Малышу должно быть интересно это делать не потому, что надо и полезно, а потому, что ему это нравится.
Именно радость и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно выполненных действий, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Применение разнообразных игр способствует всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости, повышению эмоционального тонуса детей.
В весьма раннем возрасте начинают проявляться артистические способности. Игры-драматизации очень полезны. Малыш раскрепощается, воспитываются сенсорные навыки, расширяется сфера эмоциональных и мыслительных возможностей, развивается фантазия и творческое воображение.
Роль музыки в снятии эмоционального напряжения у детей очень велика. Приобщая ребёнка с раннего возраста к музыке, мы развиваем не только непосредственно музыкальные способности, но и эмоциональную восприимчивость, стремление к прекрасному, более глубокое понимание мира. Для этой цели мы приобрели аудиокассеты и диски с музыкой для детей, с песнями из детских кино- и мультфильмов, плясовыми мелодиями, колыбельными, маршами.
Большое значение в профилактике психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста имеет работа педагогического коллектива с семьёй. современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, психологических, педагогических, юридических, экономических …
Приложение
Программа
обеспечения психологической безопасности
личности ребёнка в ДОУ
- Комфортная для психологического состояния детей организация режимных моментов.
- Система профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции.
- Арома- и фитотерапия – путём подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения.
- Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций.
- Музыкальная терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах.
- Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.
- Предоставление ребёнку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.
- Контроль самочувствия и настроения ребёнка, своевременная их коррекция.
- Создание предметно-развивающей среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребёнка с другими детьми и взрослыми.