7. Статьи, выступления, обмен опытом
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Областной методический семинар
«Диссеминация результатов педагогической деятельности опытных и молодых педагогов»
Направление:
«Опыт использования современных образовательных технологий в деятельности педагогов»
Тема:
«Проектные методики в формировании здорового образа жизни школьников согласно требованиям 21 века и ФГОС»
Слайд. 0
Коллеги, тема с которой я хочу выступить, её идея пришла ко мне не случайно. В течение нескольких лет меня волновал вопрос: «А каким образом связаны понятия Слайд. «педагогические технологии», «лоции общественного развития», «личностный рост», 21 век?» На первый взгляд между ними нет ничего общего.
Но недавно стало известно благодаря публикации, которая попала мне в руки, что эти понятия связываются между собой благодаря одному компоненту. Какой именно компонент, обсудим это позднее.
В своём выступлении я покажу вам, как эти вещи влияют друг на друга, и каким образом, как вы сможете использовать их в своей практике, добиваясь высоких результатов.
Слайд. 0
Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика. [1]
Стремительные изменения в социальной, политической, экономической сферах жизни 21 века предъявляют новые требования к современному человеку. Постиндустриальный путь развития общества ориентирует на максимальное раскрытие своего потенциала, умение взаимодействовать в социуме, развиваться в личностном и профессиональном плане. Поэтому школа призвана формировать не только предметные знания, умения, навыки, но и качественные характеристики личности, способствующие её успешному вхождению в постиндустриальное пространство[2]. В этих условиях демократический характер управления учебно-воспитательным процессом, создание условий для осознанного, активного самоопределения школьников становятся важнейшими задачами современной школы, что нашло отражение в Федеральном законе «Об образовании в РФ», ФГОС ООО [3].
Самоопределение личности напрямую связано с «лоциями общественного развития»[4], т.е. с идеологией, религией, культурой. Именно мировоззренческое учение трактует правила поведения в обществе, формы и виды деятельности, нормативные ориентиры, виды взаимодействия в аспекте «личность – общество», цели развития и саморазвития.
Бесспорно, что именно в школьном возрасте, являющемся наиболее благоприятным периодом для ценностного принятия норм здорового образа жизни, формируются личностные качества, основы нравственности, социальные установки, привычки и отношения, в том числе к здоровью, ЗОЖ [5].
Отсюда важнейшим направлением поиска путей решения проблемы является изменение общей парадигмы: переход от узкой ориентации лишь на сохранение и укрепление здоровья, на более широкое внедрение инновационных педагогических технологий, предусматривающих формирование умений, навыков и отношений, необходимых для осознания и оценки собственного здоровья, мотивирующих на здоровый образ жизни, принятие его ценностей и способствующих выработке адекватного поведения здоровой личности [1].
В современном обществе необходимо формировать отношение личности к здоровью, как к индивидуальной, так и общественной ценности путём организации взаимодействия школы, семьи и общественности.
Здоровье - необходимая предпосылка полноценной жизнедеятельности человека и развития общества в целом[1]. Ведущая роль в организации и осуществлении этого процесса отводится школе, которая является важнейшим институтом общественного воспитания подрастающего поколения [6]. Не случайно, поэтому формирование здорового образа жизни каждого гражданина является приоритетным направлением государственной политики.
Особого внимания, заслуживает творческий подход учителей к использованию современных образовательных технологий приобщения школьников к ЗОЖ, его нормам, ценностям.
Рассмотрим более подробно применение некоторых технологий в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Согласно требованиям ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС ООО перед педагогом сегодня стоит приоритетная задача по включению подростков в проектную деятельность. В ходе обучения школьникам необходимо приобрести опыт проектной деятельности как основной формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности [2].
Рассмотрим на примерах некоторые виды проектов.
Слайд. Проект № 1. Темперамент. Вид - творческий. Продукт: видеоролик «Темперамент».
Проект № 2. «Костёр». Вид - практико-ориентированный. Продукт: туристический поход, презентация проекта.
Но, есть проекты, кардинально отличающиеся от классических форм. Я говорю о проектах, для реализации которых необходимо провести несколько мини проектов, исследований. На основе полученных результатов рождаются новые идеи, что позволяет расширять рамки основного проекта.
Рассмотрим такой проект более подробно.
Слайд. Проект № 3. «Street Workout» в Ровенском районе.
Всё началось с обычного школьного проекта по предмету ОБЖ (ОЗОЖ). Группа учащихся 8 класса предложила идею проекта по развитию Слайд. «Street Workout» в нашем селе. Первый мой вопрос, который я задал им: «А что это за направление?». Ребята объяснили, что это уличная гимнастика, которая не имеет жёстких правил.
Слайд. Информации в интернете оказалось очень мало, ведь это иностранное молодёжное движение, и в России им занимается достаточно мало людей. Начали собирать информацию по крупинкам, стали знакомиться с людьми, занимающимися этим спортом. Вышли на организаторов в г. Саратове, занимающихся развитием данного направления, завязали контакты.
Слайд. Данная деятельность весьма положительно повлияла на ребят, и результаты не заставили себя ждать. Уже через год, мы стали участвовать в региональных соревнованиях, а ещё через полгода ребята стали побеждать. И завоевали весь пьедестал, с 1 по 3 места в соревнованиях по Воркауту на региональном уровне.
И это лишь одна грань нашей работы.
Слайд. Мы не просто сами развиваемся физически и ведём здоровый образ жизни, мы пропагандируем данное спортивное направление не только в школе, но и на уровне района: проводим показательные выступления, открытые тренировки и мастер-классы, организуем соревнования межрайонного уровня. Слайд. Это позволило спланировать ещё один проект – районные соревнования по Воркауту. В наши ряды начали активно вливаться молодые юноши и девушки из других сел района.
В этот момент у нас родилась идея: создать дистанционное взаимодействие между спортивными командами сел района. Слайд. Через соц. сеть «ВК» создали открытую группу. Именно она стала площадкой по обмену опытом, идеями, поиска единомышленников и мотивации к собственному развитию. Таким способом мы наладили дистанционное обучение, где мы с ребятами выступаем в качестве консультантов, мотивируем к спортивной деятельности, делимся опытом.
Слайд. Но дистанционно спортом не позанимаешься, именно поэтому мы стали организовывать поездки на региональные соревнования сборной команды Ровенского района. Слайд. Так собралась группа лучших спортсменов, которые смогли выйти на более высокий уровень. Так появилась возможность познакомиться с именитыми спортсменами нашей страны, такими как:
• Слайд. Михаил Баратов (идеолог движения, один из его создателей в СНГ. Судья международных соревнований, автор Всероссийского проекта "Школа турника").
• Слайд. известным на всю Россию Саратовским экстрималом Александром Русиновым;
• Слайд. президентом Московской Федерации Воркаута Данилой Черкасовым.
Слайд. При личной поддержке Данилы Черкасова, нам удалось получить пригласительные билеты на финал кубка мира по Воркауту в г. Москва, проходившем в спортивном комплексе «Лужники». Круг наших спортивных общений расширился, теперь мы общаемся не только с ребятами нашего района и области, но и спортсменами из других регионов. Слайд. Теперь мы всегда находимся в курсе последних событий в мире Воркаута, принимаем активное участие в различных мероприятиях, мастер-классах, акциях, проводимых в Саратовской области.
Слайд. Но не это для нас главное. Главное – привлечь к миру спорта как можно больше молодёжи нашего села и района. Поэтому мы организаторы и активные участники таких районных мероприятий, как
• Всероссийская акция «Рекорд Победы»;
• Международная акция «Всемирный день подтягиваний»;
• Слайд. Проект «Воркаут в массы» (открытые тренировки, мастер-классы, показательные выступления);
• Акция «Мы за ЗОЖ» (социально-ориентированная пропаганда ЗОЖ среди населения района).
Слайд. В октябре 2014 года нам удалось провести межрайонные соревнования по Воркауту как отдельного вида спорта в рамках районной спартакиады. Организовали показательные выступления лучших команд области по Воркауту, паркуру, фрирану. Пригласили телевидение «ГТРК Саратов». Глава районной администрации не скрывал своих чувств и поблагодарил нас за развитие спорта в районе!
Слайд. Для популяризации спортивного направления Воркаут мы регулярно освещаем в прессе результаты своей деятельности:
• Районная газета «Знамя Победы»;
• Слайд. Электронные ресурсы: «БЕЗФОРМАТА.RU», «ВК», «Молодёжный портал некоммерческих молодёжных объединений Саратовской области», «ГТРК Саратов», «ТНТ Саратов», сайт партии «Единая Россия», сайт «Администрации Ровенского района» и др.
Слайд. 0. Детям нравится такая организация данной работы. Они видят положительные результаты своей работы, получают одобрение со стороны общества, осознают значимость своей деятельности и от этого «загораются» ещё сильнее.
Выводы.
Слайд. 0. Следует отметить, что при моделировании образовательного и воспитательного процесса максимально реализовывается весь спектр возможностей современных педагогических технологий. Поскольку данные технологии дают ребенку уникальную возможность выбора форм, методов, способов, темпа учебной деятельности в соответствии с его возможностями и способностями; направлены на активизацию личностных, потенциально имеющихся природных возможностей, обеспечивают рефлексию опыта самопознания и саморазвития.
Внедрение современных педагогических технологий, формирования здорового образа жизни школьников в процессе взаимодействия социальных институтов воспитания является необходимым условием эффективного решения проблемы - сохранения и укрепления здоровья школьников, их приобщения к здоровому образу жизни [1].
Как результат применения – ответственность, инициативность, активность, мотивация и стремление школьников к здоровому образу жизни определяется качественным состоянием взаимодействия социальных институтов, руководство которыми осуществляет школа как ведущий институт общественного воспитания.
Слайд.
Используемая литература:
- Торыбаева Ж.З., Лаханова К.М., Дуйсенова Ж.К. Проблемы внедрения технологий формирования здорового образа жизни школьников // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 9-1. – С. 112-116; URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30186 (дата обращения: 24.03.2016);
- Ермоленкова Г.В. Организация проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС как фактор самоопределения подростков: учебно-методическое пособие / Г.В. Ермоленкова; под ред. И.В. Новиковой, Е.В. Преображенской. – Саратов: ИЦ «Наука», 2015. -76 с.;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- М. КРУГОВ Манифест идеологии свободы, справедливости и патриотизма. М.: 2016. – 81 с.;
- Смирнов Н.К. Забота о здоровье учащихся как критерий оценки работы школы. // Методист. – 2005. – №4. – С. 36–39.;
- Халемский Г. Школа как территория здоровья // Народное образование. – 2006. – № 1. – С. 219–222.
___________________________________________________________
Итак, если вы внимательно слушали меня то, вероятно сможете ответить на вопрос: «Какой же компонент является связующим звеном методик и технологий, применяемых в моей практике?».
Основой (ФГОС) является системно-деятельностный подход, а механизмом развития личности обучающегося – формирование системы универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающей развитие способности и готовности учиться.
Слайд. Благодарю за внимание.
Слайд. Контакты
Слайд. 0.
Предварительный просмотр:
Патриотизм как стержень гражданского воспитания
Общество сегодня, поставив задачу модернизации образования, должно решить в первую очередь вопросы воспитания и затем обучения. Только поколение граждан с новым мировоззрением сможет сделать нашу страну процветающей. Важнейшая составляющая процесса воспитания - формирование и развитие гражданских качеств личности, патриотических чувств.
Патриотизм—категория нравственная. Это не слепая преданность своей стране, а знание и уважение истории и культуры своего Отечества, сохранение самобытности и традиций своего народа, сопричастность к общественной жизни страны, стремление приложить все силы для того, чтобы повысить духовное и материальное благосостояние своей Родины, ее безопасность.
Задача всемерного повышения безопасности нашей Родины актуальна в свете нынешней ситуации в мире. Угрозы для России не только существуют, но, без сомнения, возрастают и вполне могут быть реализованы. Поэтому в России должна быть армия, хорошо вооруженная и оснащенная по последнему слову науки и техники, в которой будут служить крепкие, сильные, горячо любящие Родину российские парни, настоящие защитники Отечества! Россия должна уверенно идти вперед по пути развития и процветания.
При организации занятий по предмету ОБЖ - военно-патриотическая направленность должна быть стержнем и основой воспитания учащихся школьного возраста. В воспитании мальчиков-юношей, будущих защитников Родины, очень важно сформировать такое качество, как верность воинскому долгу ради высокой цели - защиты своей Родины. Именно в школе ученики должны понять непреходящую мудрость А.В. Суворова: «Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов. Вот одного только не может — защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой». Поэтому перед школой стоит задача — воспитать у учащихся патриотические чувства, сформировать у них готовность к военной службе, защите Родины, даже ценой своей жизни.
Следовательно, основные цели военно-патриотического воспитания:
♦ развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;
♦ формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней видов государственной службы;
♦ воспитание верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени.
К сожалению, это серьезная проблема в современном обществе, в силу реалий подобные качества воспитывать сложно. Слишком уж в наших людях сидит потребительский дух. И поэтому патриотом молодой человек, призванный на военную службу, никогда не станет в одно мгновение. Патриотизм, любовь к Родине должны воспитываться с детства в семье, школе. Ведь дети во всем стараются быть похожими на старших брата, отца, дедушку.
Мальчик, будущий воин, приходит в школу с уже приобретенными в коллективе сверстников опытом и навыками и от воспитателей и учителей учебного учреждения, от их терпения, настойчивости и последовательности зависит, каким будет этот гражданин, когда закончит школу. Рождается вопрос. Смогут ли родители быть союзниками в этом непростом процессе? Здесь больше вопросов, чем ответов.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в вопросах военно-патриотического воспитания учащихся, без сомнения, является интегрирующим. Однако урочного времени, выделенного для ОБЖ явно недостаточно. Что делать? Внеурочная деятельность, кружковая, досуговая работа в данном случае становится тем недостающим и связующим звеном, усиливающим воспитательный эффект.
Педагоги школы, учитывая все аспекты воспитания школьников, должны с первых дней учебы вовлекать детей в активную познавательную внеурочную деятельность. Самые разнообразные кружки и секции - спортивные, туристско-краеведческие, поисковые, музейные, исторические помогают детям лучше узнать о своей стране, расширить мировоззрение, попробовать себя в разных качествах.
В нашей школе создан военно-патриотический клуб «Честь». Члены клуба изучают как теоритические, так и практические аспекты военного дела.
Вопрос: Какова мотивация, в чем заинтересованность, влекущая детей к занятиям во внеурочное время? Как мне кажется, начинать надо с самых привлекающих ребят и девчонок занятий, например, стрельбы. Нравится им стрелять, и все тут! Но к этому надо готовиться. В ходе занятий в клубе сначала мы обсуждаем все меры безопасности при ведении стрельбы, усваиваем теорию. А затем, уже учимся стрелять из пневматики.
Тренировки в клубе дополняются занимательными развивающими играми с элементами военного дела. Обстановка состязательности мотивирует ребят к повышению своих достижений, желанию стать сильнее и выносливее, помочь слабому. Знания, приобретаемые учащимися на занятиях внеурочной деятельностью, востребованы на уроках ОБЖ и в ходе соревнований различного уровня.
Воспитание вообще процесс непрерывный, по большому счету он нацелен на формирование в учениках полезных для общества привычек, традиций, вкусов, желаний. И военно-патриотическое воспитание не исключение. Невозможно воспитать патриота и будущего защитника Отечества, просто посвятив несколько уроков и внеурочных мероприятий рассказам о подвигах прошлого и объяснениям, какое значение имеет в жизни человека его патриотизм. А вот если действия, воспитывающие, образно выражаясь, не мальчика для битья, но мужа (воина фактически), производить постоянно, сделав их привычными и естественными для школьников с учетом их возрастных особенностей, то человек станет патриотом, даже не заметив, что его воспитывали в этом духе.
Необходимо отметить, что для обеспечения более полной реализации целей военно-патриотического воспитания нужен хорошо оснащенный кабинет ОБЖ. ОБЖ — это практико-ориентированный предмет, изучение которого требует практического закрепления, а не просто накопления знаний.
Кабинет ОБЖ — это не только место для проведения учебных занятий, это и центр военно-патриотической работы. Здесь организуются и проводятся уроки Мужества, встречи, классные часы, просмотры видеофильмов, занятия в кружках и т.д. сама атмосфера настраивает учащихся на рабочий лад.
Исключительно важную роль в воспитании высоких моральных качеств у детей играет общественное мнение. С этой целью мы показываем результаты деятельности клуба учащимся школы, родителям вывешивая фото и информацию на стенды, выкладываем на страницах школьного сайта, отправляем статьи в районную газету.
Конечно, вся работа должна проводиться в системе. В нашей школе она постоянно дорабатывается. Однако есть силы и желание действовать. Наш великий соотечественник Александр Васильевич Суворов считал, что «деятельность - одно из важнейших качеств воинских!».
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Воробьёв Д.В.
Преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ СОШ с. Привольное Ровенского района
Тема: Социальное партнёрство в образовании – примета нового времени.
Современная школа всё увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества.
Мы все живём во времена, где социальная, культурная и экономическая реальность характеризуются высокой степенью неопределённости, разрывом между опытом поколений. Эта реальность требует от образования опережающего действия, выстраивания в образовательном процессе таких практик, которые ещё не устоялись в обществе. Поэтому важной задачей является развитие партнёрских отношений школы с другими сферами общественной практики.
Термин «социальное партнёрство» имеет множество интерпретаций, но в нашем случае он понимается как совместная коллективно-распределённая деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности результатам. Успешность социализации личности зависит от того, находит ли личность место в обществе, где ее внутренний потенциал будет востребован, созданы ли предпосылки для ее дальнейшего развития. В подростковом возрасте усиливается роль детских объединений в социальном воспитании. Вот почему необходимо создать условия для саморазвития личности школьника. Использование социального партнёрства в образовательном процессе - мощный рычаг к мотивации, который даёт положительные результаты, как для личности учащегося, так и самого социума.
Как удалось создать систему социального партнерства в нашем районе?
Занимаясь развитием спортивного молодёжного движения «Street Workout» на районном уровне вместе с учащимися, для достижения поставленных целей мы осуществляем взаимодействие с организациями различного уровня и сферами деятельности.
В первую очередь, мы стали налаживать контакты с организациями и должностными лицами, относящимися к спортивной сфере. Познакомились с директором ФОК «Старт» р.п. Ровное и благодаря его помощи нашли поддержку со стороны отдела районной Администрации, занимающейся развитием спорта и туризма. Благодаря данному взаимодействию, на территории р. п. Ровное официально открылась секция по Воркауту (в нашей школе секция уже функционировала 7 месяцев), проведена модернизация спортивных снарядов на спортплощадке около ФОКа, в спортзале дополнительно приобретён и установлен гимнастический турник. Чаще и ощутимее стала помощь в проведении районных соревнований и выездах на соревнования регионального уровня.
Проведение районных мероприятий активно поддерживают районный отдел образования во главе Семеновой Б.А., руководители ОУ и детских садов. Также свой вклад вносит местное отделение партии «Единая Россия», являясь спонсором в приобретении подарков.
Особую роль в деятельности по формированию сознания учащихся, направленного на ведение здорового образа жизни, помогают осуществлять районный отдел культуры и кино, а также организация волонтёрского движения «Молодёжь плюс». Инициируемые нами акции, проводимые при их поддержке, находят отклик в широких слоях населения района.
Современная школа сегодня находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание. И взрослые это делают. Так, например, при поддержке Главы Администрации МО Куклина А.Н. на территории села выделен участок земли для построения детско-спортивной площадки. На данный момент выровнена поверхность участка, собраны стройматериалы, приобретены специализированные гимнастические турники. Надеемся, что уже в сентябре мы сможем проводить тренировки на спортивной площадке, спланированной специально для занятия Воркаутом.
С радостью заявляю, что есть промежуточные результаты на региональном и уже на всероссийском уровнях.
Так, не останавливаясь на достигнутом, стали завязывать контакты с организаторами, занимающимися развитием данного направления в г. Саратове, с руководителями спортивных команд по Воркауту, паркуру, фрирану. Так появилась возможность познакомиться с именитыми спортсменами нашей страны, такими как:
- Михаил Баратов (идеолог движения, один из его создателей в СНГ. Судья международных соревнований, автор Всероссийского проекта "Школа турника".
- известным на всю Россию Саратовским экстрималом Александром Русиновым;
- Президентом Московской Федерации Воркаута Данилой Черкасовым.
Круг наших спортивных общений расширился, теперь мы общаемся не только с ребятами нашего района и области, но и спортсменами из других регионов. Мы всегда находимся в курсе последних событий в мире Воркаута, принимаем активное участие в различных мероприятиях, мастер-классах, акциях, проводимых в Саратовской области. Например, мы приняли самое активное участие в спортивном празднике, посвящённом всероссийскому Дню космонавтики, который был проведён на месте приземления первого космонавта мира Ю.А. Гагарина (с. Терновка, Саратов обл.). Постоянными стали выездные соревнования и показательные выступления по Воркауту в праздничные дни «День молодёжи», «День России» и т.д.
Благодаря такому сотрудничеству мы используем появившиеся возможности для дальнейшего развития и обогащения своего опыта. Так при личной поддержке Данилы Черкасова нам удалось получить пригласительные билеты на финал кубка мира по Воркауту в г. Москва (спорт. комплекс «Лужники»). При организации поездки в столицу мы столкнулись с рядом сложных проблем, но благодаря сотрудничеству с Главой Администрации МО Куклиным А.Н., проблемы благополучно были разрешены. К тому же мы получили поддержку от депутата районного собрания Михалдыков В.Н. в форме оплаты командировочных расходов.
При организации совместной деятельности различных учреждений имеет значение отношение общества к данной работе. Поэтому немаловажную роль в заинтересованности социального партнёра играют СМИ. Для популяризации спортивного направления и получения отклика общества мы регулярно освещаем в прессе результаты своей деятельности. О наших достижениях можно узнать, открыв районную газету «Знамя Победы»;
- Электронные ресурсы: «БЕЗФОРМАТА.RU», «ВК», сайт Партии «Единая Россия», «Информационный портал некоммерческих молодёжных объединений Саратовской области»;
- Сайт регионального телевидения «ТНТ Саратов», «ГТРК Саратов», видео хостинг «You Tube».
Взаимодействие с партнёрами различных уровней и сфер деятельности даёт положительные результаты, и такая организация работы нравится детям. Они видят положительные результаты, получают одобрение со стороны общества, осознают значимость своей деятельности и от этого «загораются» ещё сильнее.
Таким образом, социальное партнёрство - это не просто организация деятельности для достижения поставленных целей, а ещё один из результативных путей формирования социально успешной личности, обладающей четкой жизненной позицией, устойчивой адекватной самооценкой, выраженной мотивацией к эффективной самореализации в общественной, профессиональной и личной жизни.
Благодарю за внимание.
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Состояние работы по обеспечению ЗОЖ учащихся,
профилактики ДТП и обеспечению безопасности несовершеннолетних
в период учебного года».
Уважаемые коллеги, Вашему вниманию представляется доклад на тему: «Состояние работы по обеспечению ЗОЖ учащихся, профилактики ДТП и обеспечению безопасности несовершеннолетних в период учебного года».
Для обеспечения всестороннего развития личности и обеспечению ЗОЖ учащихся,
профилактики ДТП и обеспечению безопасности несовершеннолетних в период учебного года в рамках деятельности преподавателя – организатора ОБЖ, в школе проводятся урочная и внеурочная деятельность.
Цель здорового образа жизни: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Для реализации цели ЗОЖ, с учащимися проводятся занятия по курсу предмета оЗОЖ (8-9кл.) и ОБЖ (5-11 кл.). В рамках курса предусмотрены занятия направленные на изучение тем ЗОЖ, профилактике нарушений ПДД, правил личной безопасности и т.д. ОБЖ — это практико-ориентированный предмет, изучение которого требует практического закрепления. Знания, полученные учащимися на уроках выражаются в спортивных, военно-патриотических конкурсах, соревнованиях таких как «Зарница», «Безопасное колесо», «Школа безопасности», смотр строя и песни, полиатлон и т.д..
Во внеурочной деятельности проводятся различные мероприятия, конкурсы и др..
В целях повышения уровня профилактики ДТП и предупреждения ДДТТ проводятся: «Всемирный день памяти жертв ДТП», игра-путешествие «В стране дорожных знаков», тематический классный час «Мы знаем ПДД» и конкурс рисунков «Мы знаем ПДД», соревнования «Безопасное колесо».
В целях повышения уровня обеспечения безопасности несовершеннолетних
в период учебного года регулярно проводятся тренировочные занятия по отработке сигналов: «Пожар в учебном заведении», «Возникновение общественных беспорядков, угроза захвата заложников», «Угроза взрыва», «Химическое или радиоактивное заражение». Внеклассное мероприятие: «Огонь ошибок не прощает», прогулка «Туристическая полоса», беседа с представителем пожарного поста №34 с. Привольное на тему: «Действия учащихся в случае пожара в образовательном учреждении»
Систематически проводятся инструктажи по правилам поведения и последствий необдуманных действий учащихся, как в учебное, так и в свободное (каникулярное) время.
Дополнительно организуются мероприятия, способствующие нравственному развитию личности учащегося и разностороннего мировоззрения, какие как тематический урок «Я – патриот», мероприятие «День героев Отечества», конкурс поделок «Оружие воинов древней Руси», митинг, посвящённый празднованию торжественной даты «День Победы», участие в соревнования «Street Workout».
В рамках предметной недели ОБЖ учащиеся познакомились с такими мероприятиями как: Весёлая страна «Мультландия ОБЖ» с последующей викториной по материалу; игра – викторина «Здоровье не купишь – его разум дарит»; ПДД кафе «У перекрёстка»
Так же в 2012-13 уч. году велась дополнительная неоплачиваемая работа по вовлечению учащихся и развитию нового спортивного направления «Street Workout», по которому ребята имеют на данный момент высокие результаты. А на уровне района являются бесспорными лидерами и активистами по пропаганде ЗОЖ и привлечения молодёжи в спорт. Подтверждением чего являются показательные выступления, проведение открытых тренировок, привлечение спортсменов района для участия в областных соревнованиях, опубликование статей в районной газете.
Показательным примером положительной установки на ЗОЖ считаю действия учащегося 9 (10)класса Куклина Павла. Который за свой героический поступок был торжественно награждён грамотой и наручными часами на школьной линейке. А на региональном уровне получил благодарность.
Таким образом, можно сделать вывод, что в школе ведётся работа по обеспечению ЗОЖ учащихся, профилактики ДТП и обеспечению безопасности несовершеннолетних в период учебного года на достойном уровне.
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Патриотизм - неотъемлемая часть воспитания учащихся
Общество сегодня, поставив задачу модернизации образования, должно решить в первую очередь вопросы воспитания и затем обучения. Только поколение граждан с новым мировоззрением сможет сделать нашу страну процветающей. Важнейшая составляющая процесса воспитания - формирование и развитие гражданских качеств личности, патриотических чувств.
Патриотизм—категория нравственная. Это не слепая преданность своей стране, а знание и уважение истории и культуры своего Отечества, сохранение самобытности и традиций своего народа, сопричастность к общественной жизни страны, стремление приложить все силы для того, чтобы повысить духовное и материальное благосостояние своей Родины, ее безопасность [1, с.16].
Задача всемерного повышения безопасности нашей Родины актуальна в свете нынешней ситуации в мире. Угрозы для России не только существуют, но, без сомнения, возрастают и вполне могут быть реализованы. Поэтому в России должна быть армия, хорошо вооруженная и оснащенная по последнему слову науки и техники, в которой будут служить крепкие, сильные, горячо любящие Родину российские парни, настоящие защитники Отечества! Россия должна уверенно идти вперед по пути развития и процветания [2, с.20].
При организации занятий по предмету ОБЖ - военно-патриотическая направленность должна быть стержнем и основой воспитания учащихся школьного возраста. В воспитании мальчиков-юношей, будущих защитников Родины, очень важно сформировать такое качество, как верность воинскому долгу ради высокой цели - защиты своей Родины. Именно в школе ученики должны понять непреходящую мудрость А.В. Суворова: «Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов. Вот одного только не может — защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой». Поэтому перед школой стоит задача — воспитать у учащихся патриотические чувства, сформировать у них готовность к военной службе, защите Родины, даже ценой своей жизни
Следовательно, основные цели военно-патриотического воспитания:
♦ развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;
♦ формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней видов государственной службы;
♦ воспитание верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени. [1, с. 16].
К сожалению, это серьезная проблема в современном обществе, в силу реалий подобные качества воспитывать сложно. Слишком уж в наших людях сидит потребительский дух. И поэтому патриотом молодой человек, призванный на военную службу, никогда не станет в одно мгновение. Патриотизм, любовь к Родине должны воспитываться с детства в семье, школе. Ведь дети во всем стараются быть похожими на старших брата, отца, дедушку.
Мальчик, будущий воин, приходит в школу с уже приобретенными в коллективе сверстников опытом и навыками и от воспитателей и учителей учебного учреждения, от их терпения, настойчивости и последовательности зависит, каким будет этот гражданин, когда закончит школу. Рождается вопрос. Смогут ли родители быть союзниками в этом непростом процессе? Здесь больше вопросов, чем ответов.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в вопросах военно-патриотического воспитания учащихся, без сомнения, является интегрирующим. Однако урочного времени, выделенного для ОБЖ явно недостаточно. Что делать? Внеурочная деятельность, кружковая, досуговая работа в данном случае становится тем недостающим и связующим звеном, усиливающим воспитательный эффект.
Педагоги школы, учитывая все аспекты воспитания школьников, должны с первых дней учебы вовлекать детей в активную познавательную внеурочную деятельность. Самые разнообразные кружки и секции - спортивные, туристско-краеведческие, поисковые, музейные, исторические помогают детям лучше узнать о своей стране, расширить мировоззрение, попробовать себя в разных качествах [2, с. 20].
Внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию обучающихся в нашей школе проводится по трём системообразующим направлениям:
1-е направление - патриотическое воспитание на опыте и традициях прошлых поколений и Вооруженных сил. Данное направление включает в себя следующее:
- мероприятия по увековечению памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Вахта Памяти; митинги посвящённых торжественным датам и другие патриотические мероприятия);
- проведение уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, празднование памятных дат, организация викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов;
- проведение смотр-конкурсов строя и военно-патриотической песни, а также праздничных концертов, посвященных знаменательным датам;
2-е направление - военно-спортивные игры:
- проведение игр «Патриот», «Зарница» и «Зарничка», «А ну-ка, парни!», полиатлон, биатлон, «Снежный марафон юного туриста», военизированные эстафеты. Военно-спортивные игры оказывают положительное влияние на укрепление школьного коллектива, способствуют развитию общественной активности детей, формируют качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины [1, с. 20];
- месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты и конкурсы;
3-е направление – изучение молодёжного направления «Street Workout». Ориентация, которого направлена на формирование здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности, расширения кругозора личности, формирование здравых ценностей и мировоззрения.
«Street Workout» - это уличное направление, базирующееся вокруг упражнений с собственным весом, в которых основной акцент идёт на развитие силы и выносливости [3].
В нашей школе создан военно-патриотический клуб «Честь». Члены клуба изучают как теоритические, так и практические аспекты военного дела.
Программа кружка реализует военно-патриотическое воспитание обучающихся, направленное на формирование гражданской позиции, на осознание своего долга по защите России.
Занятия кружка проводятся комплексно: изучается материал сразу нескольких разделов - строевая подготовка, огневая подготовка, выживание в природных условиях, история Вооруженных сил РФ, уставы Вооруженных сил РФ, защита от оружия массового поражения, Тактическая подготовка, осуществляется физическая подготовка и полученные знания и навыки закрепляются в соревнованиях, играх, конкурсах.
Тренировки в клубе дополняются занимательными развивающими играми с элементами военного дела «Патриот», «Зарница», полиатлон, биатлон. Обстановка состязательности мотивирует ребят к повышению своих достижений, желанию стать сильнее и выносливее, помочь слабому. Знания, приобретаемые учащимися на занятиях внеурочной деятельностью, востребованы на уроках ОБЖ и в ходе соревнований различного уровня.
Примерами того служат высокие показатели на районном, региональном и федеральном уровнях в спортивных и военизированных мероприятиях: «Безопасное колесо» 1 место, «Школа безопасности» 1 место, смотр-конкурс строя и песни «Салют, Победа!» 2 место, «Зарница» 2 место, «Street Workout» 1,2,3 места. Участвуют ежегодно в международном конкурс-игре «Муравей» где занимают призовые места, всероссийской олимпиаде по ОБЖ, неделе ОБЖ.
Особенно запоминающееся мероприятие участники ВПК «Честь» подготовили совместно с депутатами муниципального образования на 67 – ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Учащиеся демонстрировали великолепную строевую подготовку, чеканя шаг пошли перед ветеранами исполняя песню «Россия, любимая моя…», несли почётный караул у мемориала погибшим войнам землякам. Соорудили каркас танка Т-34 которым обшили автомобиль, изготовили деревянный макет пулемёта. Приготовили костюмы солдат 1945 года и парадным маршем прошли совместно с «военной» техникой. Во главе колонны двигались мотоциклисты-пулемётчики, держа Красное Знамя, завершающим двигался легендарный танк Т-34. По окончании праздника ветеранами и жителями было высказано множество добрых слов и пожеланий.
Высокие результаты демонстрируют мальчики клуба по направлению «Street Workout», не только завоёвывая призовые места на региональном уровне, но и пропагандируя здоровый образ жизни (ЗОЖ). Организовывая показательные выступления на спортивных праздниках и соревнованиях. Совершая выезды, по школам района ведётся популяризация данного направления и приобщение молодёжи к спорту.
Воспитание процесс непрерывный, по большому счету он нацелен на формирование в учениках полезных для общества привычек, традиций, вкусов, желаний. И военно-патриотическое воспитание не исключение. Невозможно воспитать патриота и будущего защитника Отечества, просто посвятив несколько уроков и внеурочных мероприятий рассказам о подвигах прошлого и объяснениям, какое значение имеет в жизни человека его патриотизм. А вот если действия, воспитывающие, образно выражаясь, не мальчика для битья, но мужа (воина фактически), производить постоянно, сделав их привычными и естественными для школьников с учетом их возрастных особенностей, то человек станет патриотом, даже не заметив, что его воспитывали в этом духе [4, с.22].
Необходимо отметить, что для обеспечения более полной реализации целей военно-патриотического воспитания нужен хорошо оснащенный кабинет ОБЖ. ОБЖ — это практико-ориентированный предмет, изучение которого требует практического закрепления, а не просто накопления знаний.
Кабинет ОБЖ — это не только место для проведения учебных занятий, это и центр военно-патриотической работы. Здесь организуются и проводятся уроки Мужества, встречи, классные часы, просмотры видеофильмов, занятия в кружках и т.д. сама атмосфера настраивает учащихся на рабочий лад [1, с.19].
Исключительно важную роль в воспитании высоких моральных качеств у детей играет общественное мнение. С этой целью мы показываем результаты деятельности клуба «Честь» учащимся школы, родителям вывешивая фото и информацию на стенды, выкладываем на страницах школьного сайта, отправляем статьи в районную газету.
Конечно, вся работа должна проводиться в системе. В нашей школе она постоянно дорабатывается. Однако есть силы и желание действовать. Наш великий соотечественник Александр Васильевич Суворов считал, что «деятельность - одно из важнейших качеств воинских!» [2, с. 22].
Список литературы
- Черноморцев М.А. Военно-патриотическое воспитание как средство социализации молодёжи. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2013., №3 (201). стр. 16-21, Москва, «Русский журнал».
- Греченев В.П. Патриотизм как стержень гражданского воспитания. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2013., №1 (199). стр. 20-22, Москва, «Русский журнал».
- Кучумов А. Как НЕ надо писать о воркауте (для СМИ). [Электронный ресурс]. URL: http://workout.su/articles/137
- Ремизов А. Как заинтересовать школьников предметом ОБЖ. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2013., №3 (201). стр. 22-25, Москва, «Русский журнал».