8.4. Интересные проекты обучающихся
Темпера́мент (лат. temperamentum — «надлежащее соотношение частей») — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека.
Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввёл врач античности Клавдий Гален. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Клавдий объяснял темперамент как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):
- Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным (элемент «вода») — флегматиком.
- Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека истеричным и хамовитым, «горячим» (элемент «огонь») —холериком.
- Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым (элемент «воздух») — сангвиником.
- Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым (элемент «земля») —меланхоликом.
Эта концепция до сих пор оказывает влияние на литературу, искусство и науку. Типы темперамента играли важную роль в психологии нового времени, в философии Иммануила Канта и Рудольфа Германа Лотце.
Классическая модель элюстрации темпераментов представлена на картинке.
Но как донести до учащегося всю глубину темы? Здесь на выручку приходит проектная деятельность.
Эту картинку можно представить и подругому.
А выражаться проет может следующим образом:
Фильм "Темперемент" 9 класс: https://www.youtube.com/watch?v=0BAqEJjkFJo&list=U... (YouTube).
"Смысл тот же, но урок на всю жизнь".
...