8.2. Гражданско - патриотическое воспитание

Воробьёв Денис Владимирович

 

 

 

 

 

  

 

  

 

  

 

  

 

   

 

   

 

    

 

 

 

Лев Николаевич Толстой о патриотизме:

http://www.proshkolu.ru/user/dynis/file/4682844

 

Вся документация по военно-патриотическому воспитанию в ВПК "Честь" смотри здесь:

http://www.proshkolu.ru/user/dynis/folder/713911

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ с. Привольное Ровенского муниципального района Саратовской области»

Паспорт

военно-патриотического клуба

«Честь»

  1. Место расположения: МБОУ СОШ с. Привольное.

        Направление деятельности: военно-патриотическое воспитание молодежи.

        Цели: развитие и поддержка детской инициативы в изучении истории отечественного воинского искусства, вооружения и воинского костюма, освоения воинских профессий, подготовка молодежи к службе в армии.

        Задачи:

- воспитание у молодежи любви к Родине на лучших традициях служения Отечеству;

- реализация государственной молодежной политики в сфере нравственного и патриотического воспитания;

- сохранение, преумножение славных традиций Российского воинства;

- увековечение памяти погибших защитников Отечества;

- содействие в подготовке молодежи к военной службе;

- развитие технических и военно-прикладных видов спорта;

- формирование у подростков активной жизненной позиции;

- воспитание у учащихся чувства любви к государственным символам РФ, уважения к воинским ритуалам, военной форме одежды.

2. Дата создания: 22 ноября 2012 г. (в день благодарения).

3. Адрес, телефоны: 413281, Саратовская область, Ровенский муниципальный район, с. Привольное, ул. Советская, д 19. Тел: 43-3-18. E-mail: Privolnoe1@.yandex.ru   http://privolnoe1.okis.ru

4. Руководитель: Воробьёв Денис Владимирович, преподаватель – организатор ОБЖ.

5. Количество воспитанников:

Всего 15 человек: юноши и девушки.

6. Количество преподавателей:

Руководитель ВПК – 1 чел.

Преподаватели – изъявившие желание, на общественных началах.

7. Документы, регулирующие деятельность объединения:

 положение, устав, программа утверждены  29 . 11. 2012 г.

8. Орган управления объединением: администрация школы

9. Учебно-материальная база: класс для занятий кабинет Истории и ОБЖ, стадион перед школой, спортинвентарь, спортивный зал, макет автомата АК-74 и т. д.

  1.  Символика объединения: девиз, эмблема, знамя, текст торжественного обещания, клятвы, гимн и т. д. (приложение №1).



Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ с. Привольное Ровенского муниципального района Саратовской области»

Устав

военно-патриотического клуба

«Честь»

  1. Общие положения

        Военно-патриотический клуб «Честь» (далее ВПК) открывается на базе МБОУ СОШ с. Привольное  по инициативе педагогического коллектива с разрешения вышестоящего руководства.

2. Основные цели и задачи клуба:

  • воспитание в духе преданности Отечеству;
  • формирование гражданско-патриотических взглядов и активной жизненной позиции, деятельности на благо общества;
  • интеллектуальное, культурное и нравственное развитие воспитанников, совершенствование их морально-психологического состояния и адаптации к жизни в обществе, развитие чувства коллективизма;
  • положительное отношение к здоровому образу жизни, физическое развития подрастающего поколения;
  • чувства верности конституционному долгу, дисциплинированность, добросовестное отношение к учебе, своим обязанностям и стремление к достижению поставленных задач;
  • подготовка к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

3. Организация образовательного процесса

        Образовательный процесс должен осуществляться на основе учебных программ по различным видам деятельности с учетом методических требований, раскрывающих технологию проведения теоретических и практических дисциплин (Закон Российской Федерации «Об образовании»).

Учебный год в ВПК начинается в сентябре и заканчивается в мае.

Для реализации основных целей и задач образовательного и воспитательного процесса руководство ВПК использует разнообразные формы и методы работы:

  • занятия по военно-прикладным и техническим видам спорта;
  • занятия по истории, уставам ВС РФ, строевой подготовке, изучение героического и культурного прошлого Отечества;
  • организует и проводит соревнования по военно-прикладным видам спорта, слеты, спартакиады, военно-спортивные игры;
  • организует и проводит конкурсы, викторины, концерты, представления по различным изучаемым дисциплинам;
  • принимает участие в районных, окружных и городских мероприятиях патриотической направленности (участие в акциях, посвященных дням воинской славы России, встречи с представителями ветеранских организаций, с воинами Российской армии, организует поездки по местам боевой славы, участвует в восстановлении и охране памятников архитектуры, истории и воинской славы России и т. п.).

4. Воспитанниками военно-патриотического клуба могут быть:

учащиеся с 12 лет до окончания учебного учреждения, признающие Устав клуба и активно претворяющие в жизнь его программу. Религия, национальность и пол значения не имеют.

5. Воспитанник военно-патриотического клуба обязан:

- быть патриотом нашей Родины;

- открыто высказывать свое мнение о качестве рабочего процесса ВПК;

- вносить предложения об изменениях в рабочий процесс ВПК школы;

- использовать школьные средства массовой информации, издавать газеты и рукописные журналы;

- принимать участие через соответствующие общественные организации в управлении школой, вносить предложения;

- подчиняться правилам внутреннего распорядка Учреждения;

- уважать в учителе человека, ценить его стремление передать ему знания;

- дорожить честью Учреждения как своей собственной, преумножать ее традиции, овладевать знаниями;

- владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;

- строго спрашивать с себя, уметь признавать ошибки свои и товарищей;

- быть нетерпимым к равнодушию, жестокости, зависти, обману, заботиться о младших школьниках.

  Воспитаннику запрещается:

- приносить, передавать или использовать в Учреждении оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсичные и наркотические вещества;

- использовать любые предметы и вещества, могущие привести к взрывам и возгоранию;

- применять физическую силу для выяснения отношений;

- осуществлять любые действия, способные повлечь за собой травматизм и т.п.

За нарушение правил обучающийся может быть исключен из ВПК в соответствии с действующим уставом.  



Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ

 с. Привольное Ровенского муниципального района

Саратовской области»

_____________Ли М.П.

Приказ № __ от

«___» ноября 2012 г.

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

Воробьёва Дениса Владимировича

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КЛУБ

«ЧЕСТЬ»

Рассмотрено на

заседании педагогического

совета протокол № ____

от «____» ноября  2012г.

2012-2013 учебный год

Военно-патриотический клуб

Программа военно-патриотического клуба рассчитана на военно-спортивную и патриотическую работу с учащимися 12-17 лет. Занятия проводятся с двумя группами учащихся (младшая -12-15 лет и старшая -16-17 лет) в школьном тире, спортзале, на школьном стадионе и на пересеченной местности в окрестностях села два раза в неделю по два часа с каждой группой в течение восьми месяцев (октябрь - май), всего 64 ч с каждой из групп. Переход учащихся из младшей группы в старшую осуществляется в двух случаях: при достижении 16 лет или при полном освоении программы младшей группы.

Цели и задачи программы:

  1. Воспитание патриотизма и гордости за Отечество, уважения к истории страны.
  2. Осознание учащимися своего долга по защите России.
  3. Морально-психологическая подготовка к службе в Вооруженных силах РФ:
  • воспитывать ответственность за порученное дело;
  • стойко переносить трудности и лишения;
  • подчиняться законам и приказам;
  • быть контактным, уметь строить взаимоотношения с другими людьми;

4.        Физическая подготовка к службе:

  • выработка необходимых физических качеств, выполнение нормативов физической подготовки молодого солдата;
  • приобретение умений и навыков в преодолении препятствий природного и специального характера;

♦        приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек;

5.        Интеллектуальная подготовка к службе:

  • изучение истории Вооруженных сил России;

получение знаний о различных видах вооружения и боевой техники;

♦        знакомство с важнейшими положениями воинских уставов;

6. Выработка специальных навыков по:

  • строевой и огневой подготовкам;
  • защите от оружия массового поражения;
  • действию на поле боя;

♦        рукопашному бою.

Особенности программы:

Занятия проводятся комплексно - изучается материал сразу нескольких разделов. Военно-патриотические темы обсуждаются учащимися разных возрастных групп.

Оценка эффективности программы:

Для контроля качества обучения и стимуляции деятельности учащихся проводятся зачеты, соревнования, конкурсы и сдача нормативов на звания: «Легионер», «Инструктор военного дела», «Меткий стрелок», «Зеленый берет» и т. п. Достижения учащихся отмечаются вручением специальных знаков и удостоверений и освещаются в стенной печати.

Из числа наиболее подготовленных курсантов формируются команды для участия в районных и областных соревнованиях военно-спортивного характера.

Достаточно подготовленные курсанты в качестве инструкторов проводят подготовку команд классов для участия в школьных соревнованиях и конкурсах.

Более отдаленные результаты реализации программы будут отслеживаться во время призыва в Вооруженные силы РФ и прохождения военной службы выпускниками объединения.

Этапы реализации программы:

I        этап - подготовительный - знакомство учащихся с особенностями программы и ее содержанием.

     II этап - основной - выработка умений и специальных навыков, предусмотренных программой.

III этап - подведение итогов:

♦   подготовка и сдача нормативов, участие в показательных выступлениях;

♦   оценка результативности программы по итогам участия учащихся в школьных, районных и областных соревнованиях.

Содержание программы

Физическая подготовка

Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями.

Теория и методика наращивания силы, занятия на гимнастических снарядах, с отягощениями, развитие прыгучести. Теория и методика развития выносливости, бег на длинные и средние дистанции марш-броски на 3-6 км. Теория и методика рукопашного боя, защита от ударов рукой, ногой, палкой, ножом, штыком.

Строевая подготовка

Элементы строя, виды строя, обязанности перед построением и в строю. Индивидуальная строевая подготовка: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него, отдание чести на месте и в движении. Строевая подготовка в составе отделения: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, размыкание и смыкание, отдание чести, приветствие командиру, исполнение строевой песни.

Огневая подготовка

Меры безопасности при стрельбе. Боевые свойства и устройство пневматического оружия. Изготовка к стрельбе и стрельба из положений стоя, лежа и с колена из пневматического оружия. Автомат Калашникова: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия, приемы стрельбы, неполная разборка, снаряжение магазина. Ручные осколочные гранаты: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия, приемы и правила метания.

Выживание в природных условиях

Ориентирование на местности с помощью местных предметов, компаса и карты. Способы добывания огня и разведения костра, виды костров, меры безопасности. Строительство временных укрытий от непогоды. Добывание пищи в лесу: сбор растительной пищи, ловля рыбы и мелких животных, поиск и подготовка воды для питья. Организация туристических походов: подготовка к походу, порядок движения, устройство бивуака.

Уставы Вооруженных сил РФ

Общевоинские уставы: содержание Строевого устава, Устава внутренней службы, Устава гарнизонной и караульной службы, Дисциплинарного устава. Боевой устав мотострелковых войск,

действия солдат и подразделений в бою.

История Вооруженных сил России

Куликовская битва: условия, ход, примеры мужества и воинской доблести, значение. Битва на Чудском озере: причины, ход, примеры героизма. Походы А.В. Суворова: личность Суворова, его победы, «Наука побеждать». Крымская война: причины побед и поражений. Отечественная война 1812 г.: причины, ход, роль М.И. Кутузова и народа. Первая мировая война: причины, ход, участие России. Вторая мировая война: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: причины, ход, примеры массового героизма, значение.

Защита от оружия массового поражения

Фильтрующий противогаз: назначение, устройство, принцип действия и применение, подгонка и подготовка к работе. Общевойсковой защитный комплект: назначение, состав и применение.

Вооружение Российских Вооруженных сил

Сухопутные войска. Военно-морской флот. Военно-воздушные силы.

Тактическая подготовка

Действия солдата в бою: способы передвижения на поле боя, выбор места для стрельбы и наблюдения, изготовление окопа, оборона и наступление. Противопехотные и противотанковые мины: назначение, боевые свойства, устройство, принцип действия, их установка и обнаружение.

Организация занятий, формы и методы работы

Каждое занятие состоит из следующих частей:

  1. Общее построение, на котором делаются объявления, сообщения и объявляется тема занятия;
  2. Строевые тренировки по закреплению изученных строевых приемов;
  3. Изучение нового материала (теория и практика);
  4. Общефизическая разминка;
  5. Выработка умений и навыков в составе групп, работающих по круговой системе (переходя с одного рабочего места на другое);
  6. Подведение итогов, дежурство.

При проведении занятий максимально используется принцип наглядности, с этой целью, применяются: видео, плакаты, учебное оружие,  личный показ преподавателя.

Учебно-тематическое планирование Младшая группа

п/п

Разделы и темы занятий

Количество часов

Формы работы

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Физическая подготовка

Теория и методика наращивания силы Теория и методика развития выносливости Теория и методика рукопашного боя

8

2

6

Тренировочные

занятия.

Соревнования

Сдача зачетов

2

Строевая подготовка

Элементы строя, виды строя Индивидуальная строевая подготовка Строевая подготовка в составе отделения Строевые приемы с оружием

14

   2

12

Выполнение движений встрою Занятия в группах

Зачет

и соревнования

3

Огневая подготовка

Меры безопасности при стрельбе Пневматическое оружие

Изготовка к стрельбе и стрельба из пневматического оружия

Автомат Калашникова

Ручные осколочные гранаты

10

   2

8

Выполнение в группах. Внутренние соревнования

Сдача нормативов и соревнования

4

Выживание в природных условиях

Ориентирование на местности

Добывание огня и разведение костра Строительство временных укрытий от непогоды Добывание пищи в лесу

Организация туристических походов

11

5

6

Выходы

на местность.

Создание

экстремальных

условий

Туристический поход и соревнования

5

Уставы Вооруженных сил РФ

Общевоинские уставы

Устав караульной службы

Строевой устав

3

3

Разбор ситуаций армейской жизни

Тестирование. Учения

6

История Вооруженных сил РФ

Куликовская битва

Походы А.В.Суворова

Отечественная война 1812 г.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

   4

  4

Лекции.

Сообщения учащихся

Собеседование

7

Защита от оружия массового поражения

Фильтрующий противогаз

1

1

Практическая отработка

Зачеты

и соревнования

8

Вооружение Российских ВС

Сухопутные войска Военно-морской флот Военно-воздушные сипы

  2

  2

Просмотр

и анализ

видеофильмов

плакатов,

доклады

учащихся

Собеседование. Викторина

9

Тактическая подготовка

Действия солдата на поле боя

Боевые свойства и принцип действия противопехотных мин

5

2

3

Обыгрывание ситуаций на местности

Игра

на местности

10

Проведение соревнований, игр и конкурсов

Соревнования по стрельбе Военизированная эстафета

Конкурс «А ну-ка, парни!»

Соревнования по зимнему и летнему многоборью

Сдача нормативов на знания «Легионер» и «Инструктор»

  6

6

Всего

64

23

41

Старшая группа

п/п

Разделы и темы занятий

Количество часов

Формы работы

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Физическая подготовка

Теория и методика наращивания силы Теория и методика развития выносливости Теория и методика рукопашного боя

8

2

6

Тренировочные

занятия.

Соревнования

Сдача зачетов

2

Строевая подготовка

Элементы строя, виды строя Индивидуальная строевая подготовка Строевая подготовка в составе отделения Строевые приемы с оружием

14

   2

12

Выполнение движений в строю. Занятия

в группах

Зачет

и соревнования

3

Огневая подготовка

Меры безопасности при стрельбе Пневматическое оружие

Изготовка к стрельбе и стрельба из пневматического оружия

Автомат Калашникова

Ручные осколочные гранаты

10

   2

8

Выполнение в группах.

Внутренние соревнования

Сдача

нормативов и соревнования

4

Выживание в природных условиях

Ориентирование на местности

Добывание огня и разведение костра Строительство временных укрытий от непогоды Добывание пищи в лесу

Организация туристических походов

10

4

6

Выходы

на местность.

Создание

экстремальных

условий

Туристический поход и соревнования

5

Уставы Вооруженных сил РФ

Общевоинские уставы

Устав караульной службы

Строевой устав

3

3

Разбор ситуаций

армейской жизни

Тестирование. Учения

6

История Вооруженных сил РФ

Битва на Чудском озере;

 Крымская война;

 Первая мировая война;

Вторая мировая война;

Боевые традиции ВС России.

   4

  4

Лекции.

Сообщения

учащихся

Собеседование

7

Защита от оружия массового поражения

Фильтрующий противогаз Общевойсковой защитный комплект

2

1

1

Практическая отработка

Зачеты

и соревнования

8

Вооружение Российских ВС

Сухопутные войска Военно-морской флот Военно-воздушные силы

  2

  2

Просмотр и анализ

видеофильмов.

Доклады

учащихся

Собеседование.

Викторина

9

Тактическая подготовка

Действия солдата на поле боя Установка и обнаружение мин

5

2

3

Обыгрывание ситуаций на местности

Игра

на местности

10

Проведение соревнований, игр и конкурсов

1)        Школьные конкурсы:

Конкурс «А ну-ка, парни!»,
«Защитник Отечества»,
школьный строевой смотр,
соревнования по стрельбе,

Гиревой спорт

2)        Районные конкурсы:
«Школа безопасности»,
«Молодой солдат»,
военно-прикладное многоборье

3)        Областные соревнования
военно-спортивных объединений учащихся:
спартакиада «Кубок
 Памяти»,
военно-спортивная игра «Победа»,

«Зарница», «Школа безопасности».

4)        Сдача нормативов на звания:
«Легионер», «Инструктор военного дела»,
«Зеленый берет»

  6

6

Всего

64

22

42

Используемая литература.

  1. УМК: Основы безопасности жизнедеятельности: 5 - 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьёва. 2-е изд., испр. и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 318, [2] с.: ил.
  2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский; Под общ. Ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 160с., 8л. ил.: ил.
  3. Основы военной службы : учеб. пособие / авт.-сост. А.Н.Масленников. – Балашов : Николаев, 2008. -144с.  
  4. Топографическая подготовка. В 2ч. : ч. 1 : учеб. пособие / авт.-сост. И.Н. Дубовицкий, А.Н. Масленников ; под общ. ред. А.Н. Масленникова. – Балашов : Изд-во «Николаев», 2006. – 148 с.
  5. Топографическая подготовка. В 2ч. : ч. 2 : учеб. пособие / авт.-сост. И.Н. Дубовицкий, А.Н. Масленников ; под общ. ред. А.Н. Масленникова. – Балашов : Изд-во «Николаев», 2007. – 112 с.
  6. Первая помочь подручными средствами / Р.М. Мазнев. – М.: Эксмо, 2008. – 228 с. – (Народная медицина от А до Я).
  7. Краткий справочник туриста / Ю.А. Штюрмер. – 3-е изд., с изм. и доп. –М.: Профиздат, 1985. -272 с.


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ с. Привольное Ровенского муниципального района Саратовской области»

           

Модифицированная образовательная программа

«СТРЕЛКОВАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ»

(Авторы : П.П.Миненко и С.Т. Мишин. « Стрелковая подготовка учащихся

Общеобразовательных учреждений» 1999 год. )

Составитель:

 Преподаватель – организатор ОБЖ

Воробьёв Денис Владимирович

с. Привольное

2012 год


П Р О Г Р А М М А

Обучения по подготовке учащихся к выполнению требований

«ЮНЫЙ СТРЕЛОК»

Участники и условия выполнения упражнения

        К учебным занятиям допускаются учащиеся средних общеобразовательных школ в возрасте от 11-ти лет, учащиеся 6-11 классов.

        Обучение и зачетная стрельба производятся из пневматических винтовок ИЖ-22 или ИЖ-38. Дистанция – 5-7 метров. Изготовка для стрельбы: стоя, сидя, с опорой локтями о стол. Мишень – «П». При выполнении зачетного упражнения каждому участнику выдается 8-мь пулек. Норматив для получения звания «ЮНЫЙ СТРЕЛОК» - 40 очков

Объем программы подготовки значкистов «юный стрелок»

N

п\п

                                           

Тема

К-во

часов

номер занятия

1 2 3 4 5 6 7

1.

Закон РФ «О всеобщей воинской обязанности»

2

+

2.

История развития стрелкового оружия

2

  +

3.

Меры безопасности при обращении со стрелковым оружием

2

     +

4.

Правила ухода за оружием. Устройство винтовки и пулек.

1

        +

5.

Основы и правила стрельбы. Изготовка стрелка.

1

            +

6.

Определение СТП, оценка результатов стрельбы.

2

               +

7.

Команды, подаваемые на огневом рубеже.

2

                  +

Практические занятия

N

п\п

                                         

                                     Тема

К-во

часов

номер занятия

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1.

Материальная часть оружия

2

+

2.

Использование учебных приборов и пособий

2

   +

3.

Основы и правила стрельбы

2

      + +

4.

Тренировка в стрельбе с упора на кучность

4

            +

5.

Тренировка в стрельбе с упора с корректировкой

4

               +

6.

Тренировка в стрельбе с руки на кучность

4

                  +

7.

Тренировка в стрельбе с руки на результат

4

                     +

8.

Классификационные соревнования

4

                       +

Расчет времени на занятия

  1. Теоретические занятия        – 12 часов
  2. Курс практических занятий – 22 часа
  3. Соревнования                        – 4 часа

       Итого – 34 часа


Расчет расхода боеприпасов (пулек)

  1. На учебные стрельбы   – 80 шт.
  2. На соревнования           – 10 шт.
  3. Проверка боя и резерв – 10 шт.

         Итого – 100 шт.

М Е Т О Д И Ч Е С К И Е   Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

Для руководителей стрельб по подготовке учащихся к выполнению требований на значок

«ЮНЫЙ СТРЕЛОК»

        Освоение учащимися программы обучения на получение значка «ЮНЫЙ СТРЕЛОК» подразумевает ознакомление с основами и правилами стрельбы из пневматической винтовки ИЖ-22 или ИЖ-38.

        Как известно, приобретенные навыки и умения в производстве выстрелов из винтовок с использованием открытого прицела позволяет без особых сложностей осваивать и другие виды стрелкового оружия, применяемого как в повседневной деятельности, так и в ВС РФ.

Меры безопасности при проведении стрельб из пневматического оружия

        Безопасность при стрельбе обеспечивается высокой дисциплинированностью всех ее участников, четкой организацией стрельб и точным соблюдением установленных правил и мер безопасности.

        Лица, не усвоившие правила и меры безопасности, к стрельбе не допускаются.

        Тир должен обеспечивать безопасность стрелков и окружающих. В первую очередь нужно добиться того, чтобы не допустить рикошета пулек в сторону стреляющих.

        Пульки выдаются стреляющим на огневом рубеже перед началом стрельбы. Заряжать оружие на огневом рубеже разрешается только после команды “ЗАРЯЖАЙ”.

        Ведение огня разрешается только после команды “ОГОНЬ” (“СТАРТ”). Разрешение на открытие огня дает только руководитель стрельбы.

        В тех случаях, когда руководитель стрельбы подает команду “ОТБОЙ” ( “СТОП”), стрельба немедленно прекращается и оружие кладется на стол, независимо от того заряжено оно или нет.

        В тире категорически запрещается:

  • находясь вне линии огня, изготавливаться к стрельбе и прицеливаться в мишени или другие предметы, независимо от того заряжено оружие или нет;
  • стрелять или заряжать оружие на линии огня без разрешения ответственных за стрельбу лиц;
  • поворачивать оружие на линии огня в сторону от направления стрельбы при всех действиях с оружием (стрельба, перезаряжание, задержка, осечка и т.д.);
  • прикасаться к оружию, когда в зоне стрельбы находятся люди или животные;
  • выносить заряженное оружие с линии огня;
  • стрелять по предметам, не относящимся к выполнению упражнения.

Лица, нарушившие данные правила, немедленно удаляются с линии огня.


Обязанности лиц, руководящих стрельбой

        Руководитель стрельбы в тире отвечает за точное соблюдение участниками стрельб установленного порядка, условий отрабатываемых упражнений, правил и мер безопасности.

        Руководитель стрельбы обязан:

  1. перед началом стрельбы проверить знание стрелками правил и мер безопасности;
  2. произвести расчет стреляющих по сменам, вызывать на линию огня очередную смену;
  3. указать для не стреляющих смен место в тылу;
  4. убедившись в готовности занимающихся, приступить к стрельбе;
  5. во время стрельбы руководить и вести учет результатов;
  6. выдавать стрелкам пульки на линии огня;
  7. обеспечивать соблюдение стрелками правил и мер безопасности;
  8. проверять оружие каждой стреляющей смены, окончивших упражнение, убеждаясь в том, что оно разряжено;
  9. немедленно прекращать стрельбу при нарушении стрелками правил и мер безопасности;
  10. следить, чтобы на линии огня кроме стреляющей смены не было посторонних лиц;
  11. в непредвиденных ситуациях отстранять от участия в стрельбе, если стрелок допускает неспортивное поведение и нарушает мер безопасности.

Основы и правила стрельбы

Прицеливание

        Процесс прицеливания заключается в том, чтобы с помощью прицельного приспособления направить винтовку в цель.

        При стрельбе из пневматических винтовок ИЖ-22 и ИЖ-38 используется прицел открытого типа.

        Данное приспособление состоит из прицела и мушки с намушником. Для наведения винтовки в цель необходимо поместить мушку точно посреди прорези прицела, а ее вершину на уровне с верхними краями прорези, т.е. выдержать «ровную мушку» и подвести ее под нижний срез «яблока» с небольшим, но каждый раз одинаковым просветом. Наличие постоянного просвета предотвратит разброс пробоин по вертикали (см. рис. 1).

        Малейшее отклонение мушки в прорези прицельной планки приведет к смещению линии прицеливания и отклонению пульки от центра мишени.

        При стрельбе на 5 метров отклонение мушки на 1 мм составляет 8,3 мм на мишени, с достоинством пробоины не выше «восьмерки». Из этого следует, что стрелку в первую очередь необходимо видеть «ровную мушку» в прорези прицельной планки, мишень же может быть видна несколько расплывчато.

Изготовка, заряжание оружия

        Качество стрельбы зависит от очень многих факторов. Одним из них является правильная изготовка.

        Правильная изготовка обеспечивает наибольшую неподвижность всей системы «стрелок-оружие» при минимальном напряжении мышц.

        По команде руководителя «ПРИГОТОВИТЬСЯ» учащиеся рассаживаются перед столом с винтовками так, чтобы не мешать друг другу.

        Прежде чем приступить к практической стрельбе необходимо правильно изготовиться. Положение для стрельбы следующее: сидеть на стуле следует на всей его поверхности, как можно ближе к столу. Не запрещается касаться стола грудью. Стопы ног располагаются на полу в естественном положении в расслабленном состоянии.

        Приклад упирается в правое плечо плотно, но не сильно. Локти располагаются на столе таким образом, чтобы основная нагрузка от винтовки приходилась на левую руку. Цевье винтовки располагается на «подушечке большого пальца кисти левой руки, пальцы которой не должны быть в напряжении. Они только слегка обхватывают цевье. Кисть правой руки обхватывает шейку приклада без значительных усилий, и голова опускается щекой на приклад так, чтобы правый глаз находился напротив прицельной планки.

        Следует отметить, что такая изготовка и прицеливание касаются только правшей. Левши изготавливаются в зеркальном порядке.

        Опытные стрелки перед началом стрельбы обязательно проверяют правильность своей изготовки. Она заключается в следующем: без заряжания оружия стрелок, закрыв глаза, принимает удобную ему для стрельбы изготовку. Затем, затаив дыхание, как при выстреле, открывает глаза и смотрит как располагается прицельное приспособление относительно мишени. Если мушка находится далеко от мишени, делается грубая поправка смещением локтя вправо или влево. Более тонкие поправки делаются поворотом корпуса вокруг левого локтя. Поправки по вертикали осуществляются движением кисти по цевью винтовки вперед или назад.

        В процессе стрельбы рекомендуется после выстрела некоторое время продолжать смотреть через прицел, фиксируя положение мушки относительно мишени. В случае если линия прицеливания сместилась, необходимо поправить свою изготовку.

        Игнорирование однообразия изготовки приводит к смещению средней точки попадания.

        После раздачи боезапаса по команде руководителя «ЗАРЯЖАЙ» учащиеся берут винтовку за цевье правой рукой, а левой – за конец ствола и, не поворачивая ствол в стороны «ломают его вниз до щелчка, фиксирующего взведение пружины с поршнем.

        Пулька закладывается в казенную часть ствола так, чтобы была видна ее вогнутая часть. После этого ствол возвращается в исходное положение до фиксации. Винтовка готова к выстрелу.

        Начинающим стрелкам необходимо помнить, что в стрельбе не бывает мелочей. Любая малейшая погрешность в той или иной степени влияет на качество производства выстрела, что негативно отражается на результате стрельбы.

        После команды «ОГОНЬ (СТАРТ)» разрешается делать соответствующее количество выстрелов.

        В связи с тем, что пульки изготавливаются из мягкого металла (свинца) желательно, чтобы учащиеся, особенно перед зачетной стрельбой, тщательно проверяли качество каждой пульки. Использование деформированных пулек может привести либо к некачественным выстрелам, либо к застреванию их в канале ствола. Подобные последствия возможны и при неправильном вставлении пульки.

Нажатие на спусковой крючок.

Постановка дыхания стрелка.

        Одним из важнейших факторов при стрельбе является нажатие на спусковой крючок.

        Грубейшей ошибкой при стрельбе из пневматической винтовки ИЖ-38 следует считать выражение «нажал на курок». Курок устанавливается на огнестрельное оружие для воспламенения порохового заряда. В пневматической винтовке курок отсутствует.

        При нажатии на спусковой крючок должна сохраняться неподвижность оружия в момент прицеливания и производства выстрела, чтобы не сбивалось наведение оружия на цель.

        Нажатие на спусковой крючок должно производиться либо первой фалангой либо первым суставом указательного пальца так, чтобы палец двигался вдоль канала ствола.

        Для производства выстрела стрелок должен научиться плавно, постепенно и равномерно усиливать давление на спусковой крючок.

        Немаловажное значение для стрелка также имеет правильное дыхание при прицеливании и производстве выстрела. При выстреле следует задержать дыхание на выдохе на 2-5 сек. Для достижения устойчивого и неподвижного положения оружия, сосредотачивая все внимание на прицеливании и нажатии на спусковой крючок.

        Если за это время стрелок не успел сделать выстрел, нужно прекратить прицеливание и отдохнуть.

Стрелковые приборы и учебные пособия.

На начальном этапе обучения стрелков большое значение имеет использование простейших учебных приборов и пособий, таких как прицельный станок, показная мушка, ручная указка и т.п.

Прицельный станок служит для обучения наведению винтовки на цель.

Показная мушка служит для обучения основам прицеливания.

Ручная указка также служит для отработки занимающимися основ прицеливания и предназначается для проверки умения начинающих стрелков производить правильную наводку винтовки в цель. Кроме того использование ручной указки с группой учащихся наглядно показывает индивидуальность зрения каждого стрелка при определении средней точки прицеливания (СТП).

Определение средней точки прицеливания (СТП). Корректировка стрельбы.

Уровень стрелковой подготовки занимающихся определяется количеством и качеством попаданий пуль в мишень.

Под меткостью следует понимать способность стрелка попадать в мишень максимально близко к ее центру. Основой меткости стрельбы является умение стрелка самостоятельно или с помощью руководителя определять СТП.

СТП у различных стрелков из одной и той же винтовки в зависимости от изготовки, антропометрических и физических данных, зрения и других факторов может быть различна. Это означает что и результаты стрельбы при аналогичной кучности будут различны. Отсюда следует, что пристрелять винтовку в центр мишени одному человеку невозможно, т.к. каждый стрелок имеет свои индивидуальные особенности.

В тех случаях когда СТП пробных (пристрелочных) выстрелов находится в стороне от центра мишени необходимо произвести соответствующую корректировку стрельбы для того, чтобы в зачетной серии выстрелов СТП сместилась на центр мишени.

Устройство прицельного приспособления, установленного на пневматической винтовке ИЖ-38, не позволяет делать точные и надежные поправки в связи с несовершенством конструкции.

В случаях отклонения СТП приходится выносить ровную мушку в зависимости от расположения СТП относительно центра мишени. Точка прицеливания сдвигается на расстояние от СТП до центра мишени в противоположную сторону.

По положению об условиях выполнения данного упражнения перед зачетной стрельбой стрелку разрешается сделать только три пробных (пристрелочных) выстрела. Теоретически для определения СТП применяется следующий способ: две любые пробоины соединяются прямой линией, а затем ее середину соединяют прямой линией с третьей пробоиной и делят эту линию на три равные части. Точка ближайшая к первой прямой является СТП данных трех выстрелов. Подобным способом можно пользоваться в тех случаях, когда все три пробоины находятся вблизи друг от друга. Далекий отрыв во внимание не принимается.

Определение результатов стрельбы.

При выполнении стрельбы для получения значка «ЮНЫЙ СТРЕЛОК» используются мишени «П», у которых диаметр «десятки» составляет 2 мм и расстояние между габаритными линиями – 4,5 мм. Калибр винтовки ИЖ-38 и пулек к ним также – 4,5 мм.

В тех случаях, когда пробоина хоть немного «закусывает» габаритную линию достоинство пробоины считается в большую сторону.

Следует учитывать, что мишени «П» печатаются на тонкой бумаге, поэтому пулька проходя через нее оставляет незначительный след, по которому иногда трудно оценить достоинство пробоины. Желательно для большей объективности, особенно при зачетной стрельбе, мишень наклеивать на плотный лист бумаги. В этом случае от пульки ДЦ получается пробоина по калибру 4,5 мм с ровными краями.