Профессиональные интересы «Использование социо – игровой технологии в организации образовательного процесса в логике ФГОС ДО»
Непрерывное саморазвитие как важнейшее условие совершенствования мастерства педагога
Педагог «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». А. Дистервег.
Если специалист не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива.
На странице мини - сайта "Профессиональные интересы" будут размещены материалы (презентации, конспекты занятий, видео ресурсы) по теме «Использование социо – игровой технологии в организации образовательного процесса в логике ФГОС ДО».
Обращаем ваше внимание, что текст содержит гиперссылки (видео ресурсы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sit.pptx | 2.98 МБ |
ispolzovanie_sit.docx | 26.09 КБ |
kartoteka_igr.docx | 45.44 КБ |
emotsiya_zlost.docx | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения , и тренировки». А.П. Ершова, В.М. Букатов КЛЮЧЕВЫЕ ПОЗИЦИИ СОЦИО – ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – это технология развития ребёнка в игровом общении со сверстниками .
ПРИНЦИПЫ СОЦИО – ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОРИЕНТАЦИЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ ДЕТЕЙ ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ В МАЛЫХ ГРУППАХ ПЕДАГОГ – РАВНОПРАВНЫЙ ПАРТНЕР ПРИНЦИП ДВИЖЕНИЯ И АКТИВНОСТИ ПРИНЦИП ПОЛИФОНИИ
ЭТАПЫ РАБОТЫ
Группы игровых заданий Ожидаемые результаты дети слышат и слушают друг друга, могут договориться, прийти к согласию; дети учатся отстаивать свою позицию; у детей нет чувства страха за ошибку. ПЕРВЫЙ ЭТАП
Ожидаемые результаты дети взаимодействуют друг с другом на основе дружеских предпочтений, по случайному принципу; дети проявляют самостоятельность в выборе способа решения игровой обучающей ситуации; дети оказывают и помощь и принимают ее от других детей. ВТОРОЙ ЭТАП
ТРЕТИЙ ЭТАП Ожидаемые результаты Дети умеют: планировать совместные действия; оценивать свои достижения и достижения сверстника; отстаивать собственное мнение и мнение команды; взаимодействовать как внутри группы, так и за ее пределами.
ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
СОЦИО – ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Предварительный просмотр:
«Использование социо – игровой технологии в организации образовательного процесса
в логике ФГОС ДО»
Мы – педагоги дошкольники, очень счастливые люди, а знаете почему? Потому что став взрослыми, мы продолжаем жить в мире детства, в мире фантазии и открытий, искренности и добра, и, конечно же, игры.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает реализацию образовательной программы ДОУ в деятельности, специфической для детей дошкольного возраста, и прежде всего в игре. Ориентируясь на современные требования в системе образования, в педагогической практике стало актуально использовать социо-игровую технологию.
Социо-игровая технология – это технология развития ребёнка в игровом общении со сверстниками, сущность, которой его основатели А.П. Ершова, В.М. Букатов, Е.Е.Шулешко определили так: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».
Системное использование социо-игровой технологии, как на занятиях, так и при организации совместной, самостоятельной деятельности детей, дает возможность:
- научиться эффективно общаться;
- сделать образовательный процесс более увлекательным;
- способствовать развитию детей активной позиции, самостоятельности, творчества;
- воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Принципы социо-игровой технологии, которые авторы объединяют в три золотых правила:
Не учить! Это правило ставит перед педагогом цель создавать ситуации, в которых дети небольшими группами учатся добывать знания, а не получать готовые.
Педагог рассматривает ребенка, как партнера по совместной деятельности, снимает с себя судейскую роль и передает ее детям, предлагает свободу и самостоятельность в выборе способов получения знаний, ориентируясь на индивидуальные открытия ребенка.
133 зайца! В народе говорят: «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь». А вот, если по социо-игровому, то дело обстоит иначе: «Если гнаться, так уж сразу за 133-мя зайцами. Тогда, глядишь, с десяток и поймаешь». Другими словами каждый ребенок на занятии, в игре ловит своего зайчика.
Когда педагог, не кривя душой, признается детям, что про то или иное он не очень-то хорошо и сам знает — это окрыляет детей, разрушает страх допустить ошибку. Третье золотое правило, как сказал Е.Е Шулешко, не боятся быть «Иванушкой дурачком»!
Применение данной технологии организуется в три этапа, которые направлены на создание условия для развития дружеских связей, на общение в микрогруппе, через которое идет обучение и взаимообучение дошкольников.
Включение коммуникативных игр и упражнений в образовательный процесс ДОУ как первого этапа реализации социо-игровых подходов оказывает положительное влияние на развитие детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. В процессе игры дети учатся проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, выполнять элементарные правила, слышать и слушать другого.
С картотекой коммуникативных игр вы можете познакомиться на персональном сайте в разделе «Методические материалы».
Несмотря на то, что социо-игровая технология ориентирована на старший дошкольный и младший школьный возраст, элементы данной технологии можно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Приведем несколько примеров использования коммуникативных игр в работе с детьми 3-4 лет. Например, с целью согласования собственных действий с действиями сверстника проводятся игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Ходим кругом друг за другом», «Запрещенное движение». Так в ходе игры “Ходим кругом друг за другом» ребенок самостоятельно придумывает движения, а остальные дети в точности повторяют их. В рамках социо-игровой технологии эта группа игр относится к играм творческого самоутверждения, поскольку подразумевает художественно исполнительский результат.
Наиболее эффективными играми для создания рабочего настроя в младшей группе оказались игры «Сижу, на кого-то смотрю», «Передай улыбку», «Скучно, скучно нам сидеть», а в старшей группе «Шаг – хлопок», «Поменяйтесь местами те, кто…», «Сундучок». Все они ценны тем, что за короткий отрезок времени позволяют настроить воспитанников на общее дело и создать игровую атмосферу.
Во время игры «Скучно, скучно нам сидеть» дети, меняясь местами, друг с другом, не только снимают мышечное напряжение, но и учатся видеть сверстника, быть честным, уступать друг другу.
Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Это игры, требующие передвижения: «Тумба, тумба, где ключи?», «Мы летим, летим, летим». Игровые разминки направлены на соблюдение правил игры, умение слушать сигнал ведущего (взрослого или сверстника). Предлагаю посмотреть фрагмент игры «Сел комарик на листочек».
Применение социо-игровой технологии способствует не только реализации потребности детей в движении, но и сохранению их психологического здоровья. В результате этой работы у детей развивается любознательность, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.
В результате дети умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, отстаивать свою позицию; взаимодействовать со сверстниками.
В повседневной жизни, в играх дети естественным образом делятся на группы, где происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт возможность детям развиваться во всех отношениях. Младший дошкольный возраст предполагает объединение в группы по 2 человека, старший - от 3 до 6 человек.
Объединение детей в малые группы основывается как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приёмов. Варианты объединения могут быть различные. В своей практике мы используем деление на пары по желанию детей, по разрезному материалу (картинки), по отдельным предметам (игрушкам), объединённым одним названием (признаком). Игры, которые можно предложить детям на этом этапе: «Собери картинку», «Найди такую же игрушку», «Подбери пару по цвету» и др. Во время выполнения задания «Собери картинку» дети объединяются в микрогруппы, последующие задания выполняют вместе.
Так, например, игра «Строители». Командам предлагается договориться и построить из счетных палочек геометрическую фигуру, остальные группы отгадывают.
Смотри видео.
Игра способствует тому, что дети учатся уступать друг другу, учатся видеть сверстника, переносят имеющиеся знания в практическую деятельность. Это задание может быть частью занятия по математике, конструированию.
Объединение в микрогруппы способствуют тому, что дети учатся взаимодействовать не только на основе дружеских предпочтений, но и по случайному принципу.
Так шаг за шагом мы переходим к следующему этапу работы, который предполагает организацию образовательную деятельность детей как игру-взаимодействие между микрогруппами детей.
Например, рассматривать картину в микрогруппе дети начинают с выполнения простых заданий: найти все предметы красного цвета или посчитать их.
А наиболее сложным является превращение, когда детям (группой) предлагается превратиться в определенный фрагмент картины, а всем остальным угадать.
Опыт работы применения социо - игровой технологии в образовательном процессе представлен на модульных семинарах, мастер-классах, открытых занятий для студентов государственного университета, воспитателей ДОУ г. Петрозаводска, слушателей республиканских курсов повышения квалификации.
На сегодняшний день в учреждении обобщен некоторый опыт работы, который представлен на сайте детского сада, моем персональном сайте. Это картотеки игр, консультации для родителей и педагогов, видео и аудио ресурсы, каталог полезных ссылок, в том числе и авторские разработки педагогов учреждения.
В заключение хотелось бы отметить, что использование социо – игровой технологии, позволяет сделать образовательный процесс для ребенка более увлекательным и интересным. Объединение детей на общее дело способствует эффективному взаимодействию друг с другом, в результате которого происходит развитие детской активности, творчества и самостоятельности, потому что дети слушают, делают, говорят!
Предварительный просмотр:
Список игр
«Море волнуется…» | |
«Ласковое имя» | |
«Найди мяч» | |
«Животные» | |
«Руки-ноги» | |
«Превращение» | |
«Ау!» | |
"Живая буква" | |
"Телеграмма" | |
"Ветер дует на того, кто..." | |
" Дотронься до ... " | |
«Магазин игрушек» | |
«Фраза с заданными словами» | |
«Радио» | |
«Раздувайся пузырь» | |
«Пирамида любви» | |
«Волны» | |
«Ладонь в ладонь» | |
«Клубочек» | |
«Собери чемодан» | |
«День рождение степашки» | |
«Вершки и корешки» | |
«Через стекло» | |
«Колпачки» | |
«Передавалки» | |
«Мы проснулись» | |
" Передай движение » | |
"Мы похожи? » | |
«Пишу по воздуху» | |
«Колпак мой треугольный» | |
Заводилочка | |
«Снежная королева» | |
«Телеграф» | |
«Подарки» | |
«Жизнь в лесу» | |
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» | |
«Закончи рисунок» | |
«Все друзья» | |
«Фруктовый салат» | |
«Коробка добрых поступков» | |
«Тень» | |
«Рыбка» | |
«Волшебный букет цветов» | |
«Волшебная палочка» | |
«Одно и то же по-разному» | |
«Много, много, много нас!» | |
«Дружные ладошки» | |
«Бинго» |
Игра №1 «Море волнуется… »
Цель: развитие воображения, выразительных движений, умение контролировать двигательную активность.
Водящий произносит считалку: Море волнуется – раз! Море волнуется – два!
Море волнуется – три! Морская фигура на месте – замри! Дети замирают, изображая какой – либо предмет. Водящий должен угадать, что это.
Игра №2 «Ласковое имя»
Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.
Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.
Игра №3 «Найди мяч»
Цель: тренировать внимание и умение отследить состояние человека по мимике и пантомиме.
Материалы: колокольчик, мячик (игрушка и т.п.).
Выбирается ведущий. Дети стоят в ряд (в кругу) лицом к нему. За спинами передаётся мяч или другой предмет. Передача мяча прекращается после звонка колокольчика. По выражению лица и позе, ведущий дожжен угадать у кого мяч.
Игра №4 Животные
Цель: Развитие наблюдательности у детей, веры в себя
Материалы: специальные материалы не требуются
Ход игры:
Группа детей, выбирает, в каких животных (домашних или диких) она «превратится». Потом они дружно произносят игровой зачин:
– Кем (или где) мы были, мы не скажем,
А что делали – покажем.
После этих слов дети начинают совершать определенные действия, по которым зрители отгадывают, что было ими задумано. (Варианты игрового зачина могут различаться).
Готовиться к «превращению» в животных можно по одному, по два, по три человека, а потом и большой группой, которая договаривается о месте действия (например: лес, поляна, река, зоопарк, живой уголок, птицеферма и т.д.). Но и в этом случае должны быть зрители-отгадчики. Их присутствие ставит ребёнка перед необходимостью быть понятным, поэтому он совершает свои игровые действия точнее и ответственнее.
Усложнения требований к работе может быть поэтапным:
на 1-ом – смелость и выдумка;
на 2-ом – искренность и цепкость наблюдений;
на 3-ем – умение держать общие условия и находить себе место среди других.
Игра №5 «Руки-ноги»
Цель: Развитие внимания и реакции у детей, умения совершать действия по образцу
Материалы: специальные материалы не требуются
Ход игры:
Все дети стараются безошибочно выполнять простые движения по сигналам воспитателя: по одному хлопку поднять руки, по двум хлопкам – встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то по двум хлопкам они должны сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников, тренируя их собранность.
Советуем условие игры «Руки-ноги» объяснять очень кратко: «Один хлопок – команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка – команда ногам: нужно встать или сесть», – после чего воспитатель тут же начинает подавать сигналы.
Игра №6 «Превращение предмета»
Цель: Развитие воображения у детей, способности показать задуманное
Материалы: любые предметы, знакомые детям (например, карандаш, линейка, тетрадь, книга, пенал, ножницы, стакан, стул)
Ход игры:
Воспитатель спрашивает у расположившихся на полу детей, показывая карандаш:
– Что это такое?
– А теперь? – произносит он, стряхивая карандаш, как медицинский градусник.
– Кто ещё может превратить этот карандаш в какой-нибудь предмет?
«Превращая» карандаш, дети начинают завинчивать шурупы, подпиливать ногти, пускать мыльные пузыри и т.д.
Мальчик: «А как мне быть, я придумал, а показать не могу?».
Воспитательница: «Попробуй придумать то, во что ты сможешь превратить».
Девочка: «Я выдумала, а это уже показали».
Воспитательница: «Выдумай другое или, если то же самое ты будешь показывать по-другому, то обязательно покажи!».
Предмет необходимо «превратить» в нечто другое, но не с помощью слов, а через целесообразные движения (действия). Например, линейку – в расческу (причесываться), в эскимо (есть мороженное), в зубную щетку (выдавливать пасту и чистить зубы) и т.п. Желательно стремиться к тому, чтобы разговоры, по возможности, сводились к минимуму.
Воспитателю следует помнить, что превращение может быть непонятным в двух случаях: если ребёнок неточен в выполнении действий и если он кривляется. В обоих случаях воспитателю следует помочь исполнителю ненавязчивым советом. Тогда «превращения» будут развивать детское воображение и фантазию.
Игровые усложнения могут подчиняться такой динамике:
I этап – превращение-загадка и его разгадка (словесное определение);
II этап – продолжение превращения до момента, когда все смогут его отгадать.
III этап – превращение предмета с дополнительным заданием (ночью, в жару, в дождь и т.д.).
Игра №7 «Ау!» (авторы — О. Хухлаев. О. Хухлаева)
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: 5-6 человек.
Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
Игра №8 "Живая буква"
Материалы - карточки с буквами
Ход игры: Разделить детей на несколько команд. Каждой команде достается своя карточка с изображеием определенной буквы. Задание детям - построить букву из себя так,что бы другая команда угадала,что это за буква.
Усложнение: после того,как все команды показали свои буквы и буквы всеми отгаданы, предложить детям составить слово из получившихся букв,а затем по сигналу педагога уже все вместе построить это слова из себя побуквенно (педагог хлопает все дети строят первую букву слова, хлопок - 2 -ая буква и тд). Здесь важно следить за тем, чтобы никто никем не руководил, не подсказывал, куда кому встать.
Игровое упражнение № 9 «Телеграмма»
Цель: Создать в группе доброжелательное отношение, внимание друг к другу. Научить уступать партнёру. Формировать активный интерес к игре.
Ход игры: Дети стоят в кругу, крепко держась за руки. По очереди передают «пожатие» (сжимают и разжимают ладонь товарища). Водящий («почтальон») стоит в центре круга, его задача – перехватить «телеграмму», то есть заметить кто из детей в данный момент «передает телеграмму». Новым водящим («почтальоном») становится ребенок, пожатие которого было замечено.
Усложнение: Можно менять направление пожатия.
Игра №10 "Ветер дует на того, кто..."
Со словами "ветер дует на того, кто...." ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующие :" Ветер дуетна того у кого светлые волосы"- все светловолосые собираются в кучу. :" Ветер дуетна того у кого есть сестра" и т. д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
Игра №11 " Дотронься до ... "
Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.
Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкривает: ДОтроньтеся до ....синего! Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета переодически меняются, кто не успел тот - ведущий. Примечание . Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
Игра №12 «Магазин игрушек»
Цель: развитие умения понимать друг друга, снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости.
Ход игры:
Дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогодавшийся уходит без покупки.
Игровое упражнение №13 «Фраза с заданными словами»
Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми, связной речи, коммуникативной компетентности.
Ход игры:
Воспитатель называет набор слов (лестница, человек, часы). Дети составляют предложение, используя интонацию (страшное предложение, сказочное предложение и т.п.) Разрешается изменять слова по падежам, порядок слов.
Игра №14 «Радио»
Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику, способствовать умению прислушиваться к мнению других, формировать позитивное отношение к сверстникам.
Ход игры: Играющие дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. По считалке выбирается водящий (для первого раза может быть воспитатель), он выбирает для описания одного из сидящих и отворачивается к ним спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик)… (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора исполняет ребенок, которого описывали.
Игра №15 «Раздувайся, пузырь»
Возраст: с 3 лет
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Ход игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом
они надувают пузырь, приговаривая:
Раздувайся, пузырь,
раздувайся большой,
Оставайся такой,
да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей,
выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, по группе летят
«маленькие пузырники», в завершение - все сбегаются к центру -«пузырь»
сдулся».
Игра №16 «Пирамида любви»
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.
Возраст: 5-7 лет.
Ход: дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».
Игра №17 «Волны»
Цель: формирование доброжелательных отношений в коллективе.
Ход игры:
Играющие встают, образуя круг. Взрослый предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны – нежные и весёлые. Тренировка заканчивается «купанием в море»: один из игроков становится в центр круга, к нему по одному подбегают волны и ласково поглаживают пловца. Когда все волны погладят его, он превращается в волну, а его место занимает следующий купающийся.
Игра №18 «Ладонь в ладонь»
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Материалы: стол, стулья, крупный строитель, ребристая доска и т. д.
Ход игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Игры №19 «Клубочек»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Материал: клубочек
Ход игры: игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут?», «Хочешь ли ты со мной дружить?», «Что ты любишь:», «Чего ты боишься?» и т. д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются. Замечание. Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, — у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.
Игра №20 «Собери чемодан»
Цель: развивать слуховое восприятие и память, проявлять внимание к собеседнику.
Содержание. Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель говорит:
- Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй «путешественник» и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя.
упражнение можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них.
Игра №21 День рождения Степашки
Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».
Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.
Игра №22 «Вершки и корешки»
Цель: составление пары предметов и взаимоподдержка детей друг другу.
Средства обучения: корнеплоды и отдельные листья овощей (можно картинки или маски).
Содержание игры:
Воспитатель одной подгруппе выдает – корнеплоды, остальные берут ботву. Воспитатель называет имя ребенка, у которого листья и говорит: «Корешок, Корешок, где твой вершок?». Ребенок, у которого ботва этого растения, показывает листья всем детям и говорит: «Вершок у меня!». Дети встают рядом. При необходимости дети помогают друг другу. При составлении неправильной пары дети становятся водящими.
Игра №23 « Колпачки»
Цель: Повышение уровня коммуникативной культуры дошкольников.
Задачи:
1.Создать положительный эмоциональный настрой.
2.Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.
3.Способствовать сплочению детского коллектива.
4.Формировать положительное отношение к сверстнику.
Оборудование:
Деревянные палочки и цветные картонные колпачки.
Воспитатель раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Дети должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: « Здравствуйте!», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно!», руками колпачки трогать запрещается. Игра помогает настроить детей на доброжелательное отношение друг к другу, создает хороший эмоциональный настрой. Проводится игра от 3 до 5 минут, чтобы все дети смогли обменяться колпачками по несколько раз.
Игра №24 «Через стекло»
Цель:
расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими, в том числе невербальными средствами общения;
Ход игры:
Давайте и мы поучимся разговаривать без слов. Сейчас вы разделитесь на пары. Каждая пара по очереди попробует перед нами сказать что-то без слов. Представьте, что между вами стекло, через которое вы будете общаться.
(Темы для разговоров)
«Выходи на улицу гулять, поиграем в футбол» - «Я сейчас поем и выйду».
«Принеси мне стакан воды, я хочу пить» - «Я не знаю где стакан»
«Надень шапку, на улице холодно» - «Я не буду надевать, я не замерзну» и т.д.
Так же дети могут сами придумать свое сообщение.
Мимическая игра №25 «Передавалки»
Цель: Развивать широту диапазона понимаемых и перенимаемых эмоций
Ход игры:
Передай улыбку соседу (по кругу).
Передай сердилку (сердитое выражение лица).
Передай хлопок (хлопки могут быть разные – о стол обеих ладоней, одной ладони об стол, о колени, комбинированные хлопки: хлопок над столом и два об стол). Усложнение – хлопки могут передавать ритмический рисунок.
Передай «испуг».
Передай «страшилку».
Передай «смешинку».
Передай приветствие и т.д.
Игра может продолжаться до тех пор, пока не иссякнет фантазия.
Игра №26 «Мы проснулись»
Цель: способствовать сближению малышей друг с другом и с воспитателем; активизировать двигательную активность;
Ход игры
Воспитатель читает стихотворение. Дети дополняют стихотворение жестами
"Вышло солнце погулять,
С нами вместе поиграть.
Собирайся, народ, в наш веселый хоровод!
Встало солнышко с утра –
Просыпаться нам пора.
Потягушка потянись,
Поскорей, скорей проснись.
С добрым утром, глазки,
С добрым утром, ушки,
С добрым утром, ручки,
С добрым утром, ножки! "
Вы проснулись?
Дети: Мы проснулись!
Игровое упражнение №27 «Передай движение»
Цель: Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.
Способствовать сплочению детского коллектива.
Материалы: нет
Ход игры: Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (например: причесывается, моет руки, ловит бабочку и т.д.), затем будит своего соседа и показывает ему свое движение, тот будит следующего и показывает ему, и так - по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдет очередь до последнего.
Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.
Игровое упражнение №28 "Мы похожи?»
Цель упражнения: знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу.
Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:
Ты похож на меня тем, что...
Я отличаюсь от тебя тем, что...
Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 4 минуты - на тему "Чем мы отличаемся". По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.
Игра №29 «Пишу по воздуху»
Цель: деление на команды
Ввыбранный ведущий пишет по воздуху цифры, буквы, геометрические фигуры, а команды отгадывают, что было нарисовано. Писать по воздуху можно не только кистью руки, а плечом, головой, ногой, коленкой и т. п.
Игра №30 «Колпак мой треугольный»
Помогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ребенком своего тела, учит управлять движениями и контролировать свое поведение.
Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак».
Фраза повторяется по второму кругу, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак», заменяют его жестом (например, два легких хлопка ладошкой по своей голове).
В следующем круге заменяются уже два слова: «колпак» и «мой» (показать рукой на себя).
В каждом последующем круге играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно больше. В конце игры дети изображают жестами всю фразу.
Если это трудно, фразу можно сократить.
Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак,
А если не треугольный,
То это не мой колпак!
Постепенно слова «колпак», «мой», «треугольный» заменяются движениями:
- колпак - правая ладонь подносится к макушке;
- мой - левая рука подносится к груди;
- треугольный - руки изображают треугольник
Игра №31 «Заводилочка»
Цель: социализация детей, развитие навыков коммуникации, самоконтроля и саморегуляции, формирование компонентов психологической готовности детей к школе.
Ведущий проговаривает строчки, показывая движения, а дети в зале за ним повторяют (стоя):
- Мы на праздник собрались веселиться?
- Да!
Так давайте вместе с нами весело кружиться (кружатся).
Если надо - будем хлопать (хлопают).
И ногами будем топать (топают).
Если надо - запоем (ля-ля-ля).
Если надо - в пляс пойдем (танцуют).
Если надо - закричим (кричат).
Если надо - замолчим (замолкают).
Примечание. Эту игру можно использовать, чтобы собрать внимание детей.
Игра №32 «Снежная королева»
Цель: развитие умения давать доброжелательную оценку другому человеку.
Материал: очки Снежной королевы.
Ход игры: Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у нее есть предложение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.
Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.
Игра № 33«Телеграф»
Цель: развитие умения устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми.
Материал: текст телеграммы.
Ход игры: Четыре ребенка – «связисты»; остальные – наблюдатели; воспитатель – отправитель телеграммы; один ребенок – ее получатель. Связисты и получатель телеграммы выходят за дверь. Воспитатель приглашает одного связиста и зачитывает ему текст телеграммы один раз. Первый связист, чтобы лучше запомнить текст, может задавать уточняющие вопросы. Затем он приглашает второго связиста и передает ему услышанный текст; второй – третьему; третий – четвертому; четвертый – получателю. Получатель пересказывает услышанное наблюдателям и спрашивает: верно ли он все понял?
Примерный текст. Вылетаю рейсом 47. Встречай в 13.00 по московскому времени. Не забудь про конфеты и цветы. До встречи. Твой друг.
Игра №34 «Подарки»
Цель: развитие эмпатиии творчества в общении, способности предвидеть желания другого, утверждать свое позитивное «Я».
Материал: жетоны
Ход игры: Для того, чтобы начать играть в эту игру, вам необходимо разделиться на две команды. Дети образуют два круга и двигаются под музыку, по кругу, в противоположных направлениях. По сигналу – останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим напротив и поворачиваются друг к другу лицом. Задание: Сначала дети из внешнего круга загадывают про себя, чтобы они хотели получить в подарок, а дети из внутреннего круга отгадывают. Если ребенок отгадывает, загадывающий дает ему жетон, если нет – отдает свой. У каждого игрока по 3 жетона. Играем 3 раза, потом подсчитываем жетоны.
Игра №35 «Жизнь в лесу»
Цель: Повышение уровня коммуникативной культуры дошкольников
Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой. Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками. Способствовать сплочению детского коллектива. Формировать положительное отношение к сверстнику.
Материалы: мяч
Ход игры: Педагог (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова?
Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ), хотим поиграть – кидаем мячик. Готовы?
Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись.
Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.
Игра № 36 «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека; учить разрешать конфликты.
Материалы: повязки для глаз.
Ход игры: Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят или стоят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задание.
Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, опустите руки.
Снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки.
Ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, опустите руки, вы стали друзьями!
Игра №37 «Закончи рисунок»
Цель: Повышение уровня коммуникативной культуры дошкольников
Задачи:
Создать положительный эмоциональный настрой.
Расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.
Сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.
Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях
Материал: набор фломастеров карандашей на каждого ребенка, листы бумаги.
Ход игры:
Дети сидят в кругу. У каждого набор фломастеров или карандашей, листок бумаги. Воспитатель говорит: «Сейчас все вы начнёте рисовать свою картинку. По моему хлопку прервёте рисование и отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервётся и отдаст её своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начали рисовать, не вернётся к вам». После того, как картинки обошли полный круг, можно обсудить, что в результате получилось, и кто что рисовал.
Таким образом, в результате работы дети научатся не только вступать в контакт, вести разговор с собеседником, приобретут умение внимательно и активно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, а также научатся осознавать свои особенности и особенности других людей, и будут учитывать их в ходе общения.
Игра № 38«Все друзья»
Цель: формирование чувства близости с другими детьми.
Материалы: музыка, песня «Все друзья».
Ход игры: педагог и дети встают в круг и выполняют простые движения под музыку. Движения выполняются в соответствии с текстом песни (если нет музыки, педагог сам поет песню).
Текст песни:
В нашем группе все друзья.
И раз, два, три.
Вы и мы, и ты и я.
И раз, два, три.
1. Повернись к тому, кто слева,
Повернись к тому, кто справа.
Мы одна семья (или: здесь мы все друзья).
2. Улыбнись тому, кто слева,
Улыбнись тому, кто справа.
Мы одна семья (или: здесь мы все друзья).
3. руку дай…
4. подмигни…
5. обними…
Игра №39 «Фруктовый салат»
Цель: Развитие внимания, повторить название фруктов и развивать желание играть.
Материалы: карточки с фруктами на число играющих.
Ход игры.
Эта веселая игра рассчитана минимум на 12 человек. Участники игры должны сесть в круг так, чтобы у каждого было свое определенное место, например, если участников игры 12 человек (не считая организатора), то и стульев должно быть столько же. Ведущий становится в центр круга и называет 3-4 (в зависимости от количества участников) вида фруктов: бананы, яблоки, апельсины, груши. Каждый участник должен выбрать себе один из видов (можно раздать участникам игры карточки, на которых обозначен какой-либо фрукт, чтобы предотвратить неравное деление). После того, как каждый участник игры выбрал себе какой-либо фрукт, ведущий начинает игру. Ход игры: Ведущий громко называет какой-либо из обозначенных фруктов, после чего те игроки, что выбрали названный ведущим фрукт, должны быстро поменяться местами. Ведущий стремится занять освободившееся место. Участник игры, которому не хватило места, становится ведущим. Если ведущий говорит слова "Салат" или "Тарелка", то местами должны поменяться все участники игры.
Игра №40 «Коробка добрых поступков»
Цель игры: воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, создание положительного эмоционального настроя в детском коллективе, воспитание в детях умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми.
Возраст: от 5 лет.
Материал: кубики.
Ход игры: педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу, по окончании игры подводятся итоги. Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки.
Один и тот же поступок не должен оцениваться дважды.
Игра №41 «Тень» (для детей с 5 лет)
Цель: развивать внимание, быстроту реакции; развивать умение управлять своим телом.
Ход игры: один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.
Игра №42«Рыбка» (для детей 4-7 лет)
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью.
Ход игры: ведущий при помощи рук изображает аквариум и рыбку. В тот момент, когда рыбка выплывает из аквариума, чтобы набрать воздуха - дети хлопают в ладоши. Выигрывает самый внимательный участник.
Игра №43 «Волшебный букет цветов»
Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.
Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.
Содержание:
Воспитатель ( показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку? (Грустное, печальное, скучное)
Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает? (Цветов)
Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».
Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.
Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?
Дети. Веселое, счастливое.
Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.
Игра №44 «Волшебная палочка»
Цель: развитие речи, внимания, тренировка умения слышать других и запоминать услышанное (когда тройка повторяет то, что было уже названо другими, то сами дети без подсказки воспитателя засчитывать их высказывание отказываются и волшебную палочку не принимают). Умение сообща решать задачи.
Материал: «волшебная палочка» (карандаш, фломастер и т.д.).
Ход игры: Все дети объединяются в микрогруппы по 3 человека. Воспитатель достает «волшебную палочку», которая будет ходить по кругу от одной тройки к другой. Для того, чтобы передать, «волшебную палочку», тройка, посовещавшись, должна дружным хором назвать то, что находится в комнате и окрашено в белый цвет (что похоже на квадрат и т.д.) задания могут быть разнообразные.
Первые тройки легко называют: потолок, окно, дверь, а четвертой тройке приходится подумать, посовещаться, поводить глазами по сторонам. Наконец, нужное найдено: белые носки. Это окрыляет следующие тройки, которые тут же находят белую рубашку, белый бантик, белый подоконник, белую лампу…
Опять заминка. Совещаются в это время все. Все ищут, что соседние тройки ещё не называли. А таких предметов находится все больше и больше… Обнаруживаются и белые пуговицы, и белые цветы на платье, и белая подошва…
«Волшебная палочка» уже в третий раз обходит тройки по кругу, но число замеченных (или открытых) в комнате предметов белого цвета не уменьшается. Да и желание продолжать состязание у детей не иссякает…
Игра №45 «Одно и то же по-разному»
Цель: Познакомить детей с вариативностью действий (событий, явлений); развивать умение соотносить свои действия с действиями товарищей (не повторяться), вступать в речевое взаимодействие (умение договариваться, умение «прочитывать» действия товарищей).
Ход игры: Дети делятся на небольшие подгруппы (2-3 ребенка), им предлагается выбрать по своему желанию одно движение, позу («дело»), и показать ее по-разному. Например, «сидит у телевизора», «сидит и читает книгу», «сидит в автомобиле» и пр.
На этапе становления игры воспитатель оказывает помощь, затем дети советуют друг другу, помогают, подсказывают.
После того как дети в парах выберут и обыграют разные варианты одного движения воспитатель «прочитывает» их (описывает каждую позу). Например, «Как интересно у вас получается! Я хочу сказать про Колю с Настей. Коля сидит и смотрит телевизор, а Настя сидит и читает книгу.»
Усложнение:
Увеличение количества детей выполняющих одно и тоже движение (от увеличения детей в подгруппе, до выполнения задания целой группой).
Количество детей в подгруппе остается небольшим, но каждый ребенок предлагает несколько (2 и более) вариантов движения.
«Прочитывание» предметных и сюжетных картинок.
Игра №46 «Много, много, много нас»
Цель: Способствовать развитию свободного общения между детьми и взрослыми.
Ход: Дети сидят на стульях, ковре, стоят в кругу. Вначале произносим четверостишие, последняя строчка содержит задание для одного или нескольких детей.
Шел по крыше воробей,
Собирал своих друзей,
Много, много, много нас –
Встанут Олечки сейчас (например).
Девочки с именем Оли встают со своих мест. В дальнейшем первые три строчки повторяются и не меняются, а последняя строчка может иметь разные варианты: пляшут девочки сейчас; прыгают мальчики сейчас; охают Танечки сейчас; поменяются те, кто в юбочках сейчас и т.д. К последней строке всегда добавляется слово «сейчас».
Игра №47«Дружные ладошки»
Цель: Поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми через выражение положительных эмоций посредством речи и через игру.
Дети образуют круг. Воспитатель предлагает поздороваться друг сдругом с помощью ладоней, показывая, как это можно сделать.
Читает стихотворение:
Мы ладонь к ладони приложили
И всем дружбу свою предложили.
(Соединяют руки)
Будем дружно мы играть,
Чтобы добрыми, и умными стать!
(Поднимают руки вверх)
Мы друг друга обижаем? Нет, Нет, Нет.
Мы друг друга уважаем? Да, да, да!
(Размыкают руки)
Затем дети передают по кругу комплименты: поочередно берут в свои ладони ладони соседа и говорят ему что-то приятное(«Как ты красива в этом платье», «Ты мне очень нравишься»)
Игра №48 «Бинго»
Цель: создание дружеских взаимоотношений в группе; развитие произвольного внимания.
Ход. Дети стоят лицом друг к другу, держась лодочкой за руки партнера. Затем дети движутся парами по кругу (можно галопом), повторяют слова:
Наш лохматый серый песек
У окна сидит.
Наш лохматый серый песик
Из окна глядит.
Когда начинают произносить имя пса, по одной букве (Б И Н Г О), внутренний круг останавливается. Дети, стоящие во внешнем кругу, продвигаются от одного партнера к другому, пожимая им руки на каждую букву имени Бинго. Партнера попавшего на букву «О» , обнимают и берут за руки, становясь в исходное положение. Игра продолжается.
Предварительный просмотр:
Тема: «Эмоция злость»
Цель: развивать способность детей распознавать чувство злости, определять приемлемые пути преодоления данного чувства.
Деятельность педагога: поставленная цель достигается через организацию взаимодействия групп, выполнения творческих заданий.
Деятельность детей: приобретают навыки работы в группе, умение прислушиваться к мнению сверстника, творчески мыслить
Задачи:
- Образовательные:
- расширять представление об эмоции «злость», ее графическом изображении;
- учить приемлемым способам избавления от гнева;
- учить понимать свои чувства и чувства других людей, рассказывать о них;
- учить дифференцировать пути преодоления злости (полезное, бесполезное решение) и давать им моральную оценку;
-учить доказывать и подтверждать свое мнение.
- Развивающие:
- развитие эмоционально-волевой сферы детей;
- развивать умение анализировать собственное поведение, эмоции;
- развивать навыки совместной деятельности в коллективе, коммуникативные умения.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата совместной деятельности.
Методы:
- методы, повышающие познавательную активность (элементарный анализ, позволяющий рассмотреть причинные связи; сочетании словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации);
- методы, вызывающие эмоциональную активность (используются игровые приемы на воображаемую ситуацию: сюрпризные моменты, элементы новизны, которые настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет);
- методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей (беседа, создание предметной среды – этот метод помогает совершенствовать навыки, накапливать чувственный опыт, решать познавательные задачи);
- методы уточнения детских представлений (повторение, опора на собственный опыт).
Приемы: работа в группах, коллажирование, коммуникативные игры.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: зеркало, лист бумаги с контуром лица, фломастеры, магниты, карточки с изображением цифр от 2 до 5, картинки с иллюстрациями эмоций, мяч, клей, ватман, журналы.
Ход занятия:
Деятельность участников | Время работы | Материалы и оборудование | |
Организационный момент Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы начнем наше занятие, встанем в круг и поздороваемся. Игра «Передай улыбку другу». Ладошки сложили лодочкой, посмотрели в глаза соседу справа, улыбнулись, передали предмет. (1) | Дети выполняют задание. | 2 минуты | Зеркало |
Основная часть Педагог демонстрирует зеркало. Зачем нужно зеркало? Наше лицо, как зеркало, отражает наше настроение. Мы можем понять, когда человеку грустно, радостно, когда он зол. Как выглядит человек, когда злиться? Попробуем нарисовать. Педагог рисует на планшете. Что происходит со ртом? Ответы детей: рот открылся, зубы соединены. Что происходит с бровями? Ответы детей: брови опущены, между ними складки. Нос наморщился. Что происходит с глазами? Ответы детей: глаза стали узкими, как щелочки. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, что делать, когда ты злишься. | Предположения детей Дети отвечают на вопросы. | 5 минут | Зеркало, лист бумаги с контуром лица, фломастер, магниты. |
Игровая зона. Игра «Пчелки». (3,5) Дети перемещаются по группе, каждый по своей дорожке, не сталкиваясь. По команде педагога (педагог показывает цифру от 2-5), дети объединяются в команды (встают в круг, взявшись за руки). Дети объединяются в 3 группы. Команды проходят за столы. | Дети играют, объединяются в 3 группы | 3 минуты | Карточки с изображением цифр от 2 до 5 |
Рабочая зона. Работа групп за столами. На столах в коробочке лежат цифры, достаньте цифру, запомните ее, положите обратно. (3) Участник №1 подойдите за заданием. Возьмите картинки, отнесите группе. Участник №2 передайте задание для команды, выбрать из картинок злого человека. Если вы справились с заданием, скажите хором «Мы готовы». Участник №3 покажите, какую картинку вы выбрали. Сравним наши ответы. Какое чувство испытывает мальчик? Ответы детей. Обсудите в группах: «Почему я грущу?». (1) Если вы справились с заданием, скажите хором «Мы готовы». Участник №4 приклейте картинку рассерженного человека в центр листа. Участник №5 соберите оставшиеся картинки, принесите, пожалуйста, мне. Объяснение правила выбора полезного решения. Что делать, если ты расстроился. Какое решение принять? Как сделать правильный выбор.
Обсудите в группах, что делать, если ты расстроился? Обсуждение на основе правил. | Дети выполняют задание педагога, слушают, отвечают на вопросы, работа в группах. | 8 минут | Картинки с иллюстрациями эмоций, мяч, фломастеры, клей. |
Творческое задание, коллаж «Что делать, когда ты злишься?» (2,4) На ваших столах появились ватманы, клей, ножницы, картинки из журналов. Посмотрите внимательно на картинки, выберите те картинки, которые помогут вам чувствовать себя лучше, если вы разозлитесь. Если вы не нашли нужную картинку, вы можете нарисовать ваш вариант. Помните о правилах. Это решение поможет тебе чувствовать себя лучше. Оно не навредит тебе или кому-то другому. Представление полученных результатов. | Дети выполняют творческое задание, обсуждают полученные результаты. | 10 минут | Ватман, журналы, ножницы, фломастеры, клей. |
Подведение итогов. Наше занятие подходит к концу, о чем мы сегодня говорили. Верно, сегодня мы говорили с вами об эмоции злость, о том, что можно сделать, чтобы чувствовать себя лучше. Помните о правилах выбора полезного решения. | Предположения детей | 2 минуты | Результаты детского творчества |
Анализ работы детей
Во время занятия дошкольники демонстрировали активность, взаимодействовали друг с другом, ситуации, создаваемые во время занятия педагогом, способствовали тому, что дети слышали и видели окружающих, оказывали своевременную поддержку товарищу по команде, учились принимать мнение другого человека, отстаивать свою точку зрения. Педагог и ребенок в рамках данного занятия выступали партнерами (субъект – субъектные отношения). Занятие было построено, как игра – жизнь между малыми группами. Смена мизансцен (рабочих мест) и видов детской деятельности помогло держать высокий темп работы, не давало детям утомиться во время занятия. Использование деления внутри групп, позволило избежать присутствия на занятии так называемых «дидактических зайцев» (детей только «физически» присутствующих на занятии). Большим плюсом работы является то, что оценку деятельности давал не взрослый, а сверстник, например, когда дети представляли коллажи команд.
На занятии царила атмосфера добра, уважения, принятия, понимания. Так, например, обсуждая вопросы о причинах злости и способах преодоления этого чувства, дети приводили конкретные примеры, ситуации в которых они оказывались, педагог старался ориентировать ответы детей не на себя, а на сверстников, умение понять другого, выслушать, помочь другому ребенку советом (найти правильное решение) является важным умением взрослого человека.
Результаты работы
Продукт занятия – коллажи «Что делать, когда я злюсь». Дети представили свои работы сверстниками, слушали внимательно, не перебивали, дополняли, аплодировали выступающим. Говорить о своих чувствах, о приемлемых путях преодоления в частности чувства злость, необходимо начиная с дошкольного возраста, чем раньше будет проведена подобная работа, тем лучший результат мы получим в будущем.
Предполагаемые результаты
Ребенок, который умеет находить социально-приемлемые выходы из сложных жизненных ситуаций, находится в более выигрышном положении, чем ребенок, который данными знаниями не владеет. Работа в группе, снятие с педагога лидерской позиции позволяет у ребенка снять страх, недоверие перед сверстником и взрослым, располагает дошкольника к оказанию и принятию помощи другого человека.
.
Список литературы
- Букатов, В.М. Сборник игровых приемов обучения: деловые описания интерактивных технологий, средств и способов обучения на открытых т рядовых школьных уроках по любой из учебных дисциплин. // Сайт www.openlesson.ru (http://www.openlesson.ru/?page_id=200)
- Клюева, Н.В. Учим детей общению: Характер, коммуникабельность [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева; Ю.В.Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 235 с.: ил. - (Вместе учимся, играем). - (в пер.)
- Крейри, Э. Я сержусь: Для дошкольников и младшего школьного возраста [Текст]:/ Крейри, Э. – СПб.: АО «Комплект», 1995. – 32 с. Ил. – (Сер.: Учимся владеть чувствами)
- Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст]/Е.К.Лютова; Г.Б.Монина. – Москва: Генезис, 2007. - 192 с.
- Крюкова С.В. и др. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]/Клюковой С. В., Слободняк Н.П.-М.: Генезис,2009.-208 с.
- Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет.: Психологические игры, упражнения, сказки [Текст ] /О.В.Хухлаева. - Москва: Генезис, 2003. - 176 с.
- Хухлаева О.В. и др. Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников [Текст]/ О. В. Хухлаева. О. Е. Хухлаев. И.М.Первушина. М.:Генезис,2004.-175 с.
- Чернецкая, Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду [Текст]/Л. В. Чернецкая. – Ростов – на - Дону: Феникс,2006. – 128 с.
Игры социо - игровой направленности, используемые на занятии:
- Игры для рабочего настроя. Пробудить интерес друг к другу.
- Игры разминки (разрядки). Элемент соревнования и смешного выигрыша, доступность.
- Игры для приобщения к делу. Для усвоения или закрепления учебного материала.
- Игры творческого самоутверждения. Художественно-исполнительский результат действия.
- Игры на воле. Простор и свобода передвижения.