Использование здоровьесберегающих технологий, методик и приемов
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения ЗОЖ, коррекционные технологии.
В выборе оздоровительной технологии руководствуюсь принципом «Не навреди», т.е. все виды педагогических и оздоровительных воздействий в образовательной деятельности осуществляю с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка.
Очень важную роль играют технологии сохранения и стимулирования здоровья, которые использую в совместной (партнерской) деятельности с детьми в рамках проекта «В погоне за 133 зайцами».
Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук.
Пальчиковые игры и упражнения разнообразны по содержанию и назначению:
Игры-манипуляции
Эти упражнения могут выполняться ребенком самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение, потому что в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Игры, которые можно предложить детям "Ладушки-ладушки", "Сорока-белобока», "Мы делили апельсин", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик - дедушка», «Компот» и другие.
Сюжетно-пальчиковые упражнения
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. В своей практике мы используем следующие игры: «Строим дом», «Рыбки», «Распускается цветок», «Ворона», «Кораблик» и другие.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
Детям предлагается поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
Пальчиковые упражнения: «Гимнастика мозга» (кинезиологические упражнения). С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Например, "Колечко», «Симметричные рисунки».
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
В данных упражнениях использую традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Варианты упражнений:
"Помоем руки под горячей струей воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», "Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют траву».
В своей работе использую разнообразный материал для развития у детей мелкой моторики пальцев рук: прищепки, массажные мячи, шнуровки, каждая игра сопровождается потекшими или стихами. Мною изготовлено несколько игр по данной теме: «Веселая груша» и «Пуговицы» (шнуровка), «Солнышко», «Ежик» (игры с прищепками)
Совместно с воспитателями младших групп ежедневно организуется групповая и индивидуальная работа с детьми. Пальчиковые игры оказывают влияние не только на развитие речи, памяти и внимания, но и на развитие взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
Релаксация
Чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело в своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.
При составлении комплексов для релаксации учитываю специфику детского восприятия. В силу того, что у дошкольников хорошо развито воображение и преобладает наглядно-образное мышление, названия и содержание упражнений носят образный характер. Например, «Птички», «Слон», «Лошадки», «Ленивая кошечка» и другие. Кроме того, учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей.
Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, потому что в них есть элемент игры. Действия детей сопровождаю стихами, использую спокойную музыку, которая помогает им успокоиться. Совместно с музыкальным руководителем детского сада создана картотека аудио ресурсов.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Робкие и неуверенные дети становятся более свободными в выражении своих чувств и мыслей.
Релаксационные упражнения используются перед дневным сном, во время проведения занятий по программе «Друзья Зиппи», коммуникативных игр.
Гимнастика для глаз
Гимнастика для глаз – это комплекс упражнений, направленный на снятие напряжения с глаз. Существует несколько видов гимнастики для глаз.
В своей деятельности использую следующие виды зрительных гимнастик:
• зрительная гимнастика с использованием художественного слова;
• зрительная гимнастика с использованием предметов. Например, игра «Найди игрушку»;
• зрительная гимнастика с использованием специальных полей с изображением цветных фигур (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.), размещенных на плакате выше уровня глаз;
• зрительная гимнастика с использованием ИКТ. В своей работе использую мультимедийную гимнастику, изготовленную в программе PowerPoint.
Для родителей и педагогов составлены рекомендации, на персональном сайте размещена картотека игр по данной тематике.
Сказкотерапия
В своей работе я активно использую элементы сказкотерапии на разных этапах занятия:
- в начале совместной деятельности: создание положительной мотивации воспитанников;
- при изучении нового материала (например, изучая Конвенцию «О правах ребенка» использую народные сказки и сказки писателей мира, иллюстрации и картинки из книг, видеосюжеты);
- при обобщении и закреплении изученного материала (викторины «Узнай сказку», «Из какой сказки герой», «Отгадай героя по сказочному предмету » и т.д., игра в сказку и т.д.).
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. На персональном сайте в разделе методические разработки родители и педагоги могут познакомиться со сказками, которые они могут использовать, как в детском саду, так и дома (http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/04/06/zachem-detyam-chitat-skazki).
Проектная деятельность
В условиях реализации ФГОС ДО использование метода проектов в дошкольной организации является актуальным и эффективным. Данный метод позволяет:
· сформировать активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольника;
· развить исследовательские, коммуникативные и рефлексивные навыки, творческие способности;
· позволяет привлечь к совместной деятельности всех участников образовательных отношений в детском саду.
Являюсь участником инициативной группы по разработке и реализации социально-образовательных проектов: «Книга о Здоровье», «Юные исследователи», «Путешествие по странам» и др..
Информационный проект «Книга о здоровье»
Цель: реализовать задачи образовательной области «Физическое развитие» в интеграции с другими образовательными областями, продолжать формировать предпосылки здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
В 2014 году накопленный материал был систематизирован: подготовлены буклеты, брошюры по тематике проекта, разработаны и включены в образовательный процесс интерактивные пособия, например, интерактивные игра «Поляна здоровья» была опубликована в пособии «Игровая информатика: сборник методических материалов».
Опыт работы по данной теме был представлен на семинаре - практикуме «Здоровьесберегающие технологии ДОУ» в Санкт – Петербург, где получил высокую оценку педагогов ДОУ ОАО «РЖД».
В 2013-2014 г. коллектив проекта «Книга о Здоровья» был признан победителем муниципального конкурса «Инновации в дошкольном образовании» в номинации «Содержание образования».