Методическая копилка.

Соболева Ирина Валерьевна
Предлагаю Вашему вниманию  конспекты НОД, родительских собраний, 
сценарии праздников и развлечений,презентации.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект срезового занятия  по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе.

Волшебное перо.

Задачи:

  1. Учить видеть особенности дымковской декоративной росписи.
  2. Продолжать учить составлять узоры на плоских формах.
  3. Познакомить детей с историей дымковской игрушки.
  4. Закрепить знания о народных промыслах России.
  5. Воспитывать умение творчески подходить к созданию рисунка  по мотивам дымковской росписи.

Оборудование и материалы:

Клеёнки, краски, кисточки, ватные палочки, старые фломастеры с ватой на  2 концах, спички без серы, простые и цветные карандаши, фломастеры, трафареты лошадок, салфетки, волшебное перо.

Ход занятия:

  1. Слайд. Я сегодня утром нашла  вот это волшебное перо.  Но я точно знаю, что если перо кому-то в руки попадает, тот становится хорошим мастером.
  2. Слайд. А как вы думаете, чьё это может быть перо  (ответы  детей)? Да, верно – это перо  Марьюшки. Кто знает, почему это перо Марьюшки? Расскажите эту историю.                                                                            

  * Рассказы детей:                                                                                            1. «Жила была в одном селе красавица Марьюшка. Была она рукодельницей необыкновенной – шелка вышивала разноцветные, украшали их золотыми и серебряными нитями.   И так людям нравились её изделия, что слава о ней гремела по всей Руси.  Много женихов сваталось к нашей красавице, увезти хотели в края далёкие, да только не хотела Марьюшка уезжать из родного села.  Однажды, посватался к Марьюшке сам Кощей Бессмертный. Много золота, да каменьев драгоценных обещал ей подарить, только не согласилась Марьюшка  уехать в его царство-государство.  «Не нужны мне каменья самоцветные, да золотые украшения. Нет милее для меня моей родной сторонушки. Никуда я отсюда не уеду» - отвечала ему Марьюшка».                                                

  1. Слайд.                                                                                                                  2.  «Рассердился  за эти слова на неё Кощей Бессмертный, и решил лишить мир рукотворной  красоты, которой Марьюшка людей радовала. Хотел он её схватить руками нечистыми, только обернулась Марьюшка птицей волшебное перо и полетела прочь от злого чародея. Обернулся тогда Кощей чёрным вороном, схватил своими острыми когтями птицу волшебную и понёс в своё царство государство. Чувствует Марьюшка, что силы оставляют её, стала она прощаться  с родной землёй. Плачет и роняет на землю свои пёрышки. А там, куда попадали перья волшебные, стали появляться промыслы народные».
  2. Слайд.  Так появились Хохлома и Гжель, палех и Дымка, Жостово и Федоскино. И много других мест, где живут настоящие волшебники, создающие красоту своими руками.                                                         Упало волшебное перо и в наши донские степи. Подобрала такое пёрышко Аксинья, донская красавица. Принесла его в родительский дом. В то время суженного Аксиньюшки забрали  на службу, Родину защищать. Подарил он ей на прощанье букетик полевых цветов. Поставила этот букетик Аксиньюшка в глиняный кувшинчик, чтобы смотреть на них и вспоминать казака любимого.  Но проводив его, такая её печаль одолела Аксиньюшку, что слёзы день за днём капали из её глаз. А тут и цветочки полевые вянуть начали. Совсем тоскливо стало на душе. Достала Аксиньюшка волшебное пёрышко, чтобы полюбоваться его красотой, да утешить печаль свою.  И,  случайно, задела пером засохший букетик цветов. И, что за чудо! Расцвели, вдруг на кувшине цветочки полевые, словно живые, будто чьи-то глазки, глядят, и утешить пытаются. Вскоре и казак Григорий вернулся. Напоила Аксиньюшка казака из этого кувшинчика родниковой водой. Залюбовался казак дивными узорами и посоветовал Аксинье сделать таких кувшинчиков побольше, чтобы и  других людей радовать такой красотой.  И стала Аксиньюшка знатной мастерицей.
  3. Слайд. А жила Аксиньюшка в местечке Семикаракорск. С тех пор посуду, сделанную в этом местечке, стали называть Семикаракорской.
  4. Слайд. Но, чтобы стать настоящими мастерами, надо ученье пройти. Научиться мастерству народному. И вот первое задание. Игровое упражнение  -  Найди образцы дымковской игрушки. (Дети выбирают из разнообразных вариантов народной росписи силуэты дымковской игрушки).
  5. Слайд.  А что вы знаете об истории дымковской игрушки. Сегодня я вам расскажу о том, как возник народный промысел в дымковской слободе.  Дымковская игрушка, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки.
  6. Слайд. Развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.
  7. Слайд. Свистульки имели формы различных  животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.
  8. Слайд. Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с                    речным песком.  Свистульки прокалывают палочкой.  Фигурку лепят по частям. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел,  разведённый с молоком) и расписывают.
  9. Слайд. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета.  Их может быть до десяти.
  10. Слайд. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях.  Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.
  11. Слайд. В дымковской игрушке можно увидеть и барышню – водоноску.
  12. Слайд. И уточку – марфуточку.
  13. Слайд. И оленя.
  14. Слайд. И кавалера  и барышню на конной прогулке.
  15. Слайд. И барышню на лошадке.
  16. Слайд. Теперь вы многое узнали. А сейчас для вас экзамен. Игровое упражнение с мячом: «Какие элементы узора используют в своей работе мастера?»
  17. Слайд. И главный экзамен на ваше мастерство. Создайте свою дымковскую игрушку. У вас на столе лежат необычные предметы для рисования. Так же и настоящие мастера используют в своей работе разные предметы – заместители кисточек. Я вам сейчас расскажу, как их можно использовать в своей работе.

Ватными палочками легко можно сделать горошины.

Спичками – точки.

Фломастерами с ватой на двух концах – крупные горошины.

Дети выполняют работу.

  1. Слайд.  Что интересного и полезного вы сегодня узнали?

Что было легко? Трудно? Почему? А ваши чудесные работы вы можете подарить и порадовать своих близких и друзей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ловко, дружно все шагайте, От друзей не отставайте. На полянку заходите, И в мир сказки загляните.

Слайд 2

У Алёнушки-сестрицы Унесли братишку птицы. Высоко они летят, Далеко они глядят. Вот моя подсказка. Что это за сказка?

Слайд 3

Давайте, дети, поможем Алёнке Ваню найти, И к вечеру родителям В избушку привести. Но трудная дорога Нас с вами ожидает, Поэтому сил набраться Нам не помешает.

Слайд 4

Сил набрались мы немного. Отправляемся в дорогу. Вот и лес на пути. Мы должны в него зайти. Деревья как часовые тут, Тайны леса берегут.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №6 «Сказка»

НОД

по ОО «Физическая культура»

на тему:

«Путешествие по сказке «Гуси лебеди»

Воспитатель

Соболева И.В.

Март 2022

Цель: Воспитание потребности в занятиях физической культурой.

 Задачи:

Образовательные:

Учить выполнять прыжки на месте на одной и двух ногах

 разными способами (скрестно; ноги врозь - вместе; одна нога вперед – другая назад),

Продолжать учить соблюдать и выполнять правила игр.

Развивающие:

Развивать стремление детей в желании сохранять и укреплять своё здоровье.

Развивать выносливость, смелость.

Оздоровительные

Закреплять умение правильно выполнять дыхательные упражнения.

Укреплять здоровье детей и гармонично развивать их физические качества

Воспитательные:

Воспитывать потребность  к  ежедневным  занятиям  физическими  упражнениями;

Воспитывать позитивные  качества  характера:  находчивость,  взаимопомощь,  смелость,  умение  сопереживать,  умение  работать в коллективе, сила воли,  целеустремлённость, эстетические  потребности  личности  ребёнка.

Тип. Физкультурно-оздоровительное.

Мотивация: Путешествие по сказке «Гуси лебеди».

Время проведения. 25 мин.

Оборудование: ворота 3 шт.,  канат.

Индивидуальная работа: -  регулировать двигательную нагрузку детей в зависимости от физического развития ребенка;

           

Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж

Образовательные ресурсы: 

Н. Н. Ефименко  "Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста".

Кудрявцева В.Т. «Развивающая педагогика оздоровления.

Форма одежды: спортивная (белые футболки, темные шортики, носочки).

Место проведения: спортивный зал.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

- Ловко, дружно все шагайте,

От друзей не отставайте.

На полянку заходите,

И в мир сказки загляните.

Дети входят в зал, выстраиваются в кругу, садятся.

- Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.

Загадка: У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

Вот моя подсказка.

Что это за сказка?

Дети: «Гуси-лебеди».

- Девочки и мальчики, может, мы поможем Алёнушке выручить брата Иванушку?

Ответы детей.

- Давайте, дети, поможем

Алёнке Ваню найти,

И к вечеру родителям

В избушку привести.

Но трудная дорога

Нас с вами ожидает,

Поэтому сил набраться

Нам не помешает.

Дети под музыку выполняют различные виды упражнений.

  1. И. п.: сидя, руки на поясе. Выполнение: наклоны головы в стороны (6-8 раз).
  2. И. п.: сидя, руки на поясе. Выполнение:  поднимаем плечи вверх (10-12 раз).
  3. И. п.: сидя, руки на поясе. Выполнение: наклоны в стороны (8-10 раз).
  4. И. п.: сидя, руки на поясе. Выполнение:  наклон вперёд, до кончиков носков (6-8 раз).
  5. И. п.: средние четвереньки. Выполнение:  повороты в стороны (8-10 раз).
  6. И. п.: средние четвереньки. Выполнение:  поднимаем поочерёдно ногу вверх (8-10 раз).
  7. И. п.: средние четвереньки. Выполнение: высокие четвереньки (8-10 раз).
  8. Сил набрались мы немного.

Отправляемся в дорогу.

Вот и лес на пути.

Мы должны в него зайти.  (Встаём).

Деревья  как  часовые  тут,

Тайны леса берегут.  И. п.: ноги вместе, руки вверху.  Выполнение: наклоны в стороны (8-10 раз).

  1. По тропинке мы шагаем

Выше ноги поднимаем. Ходьба на месте.

  1.  А теперь вперёд шагаем

И, друг другу не мешаем. Ходьба в колонне по одному.

  1. Ох, тропинка вьётся словно змейка.

Ты по ней, дружок мой, пройти сумей ка.  Ходьба змейкой.

  1.  Вот, друзья, то там, то тут, согнувшись, карлики идут. Ходьба «карлики».
  2.  Вот по нашему пути, великаны стали идти. Ходьба  «великаны», на носочках.
  3.  Ветерок нас подхвати и вперёд нас унеси. Лёгкий бег.
  4. Очутились где мы с вами?

Что стоит тут перед нами? Ответы детей.

- У нас печка стоит на пути.

Печка-голубушка, скажи-ка нам ты,

Куда гуси улетели,

Куда Ваню унести посмели?

Печка (Звучит магнитофонная запись):

Я вам, дети, помогу

И дорогу укажу –

В устье вы моё ползите,

Дальше яблоньку ищите. Дети пролезают в ворота.

-  Дальше с вами побежим,

К яблоньке мы поспешим. Дети выполняют лёгкий бег.

- Вот яблонька стоит у нас на пути,

Мимо неё нам нельзя так пройти.

Яблонька-душенька,

Будь нам подруженькой.

Скажи, куда гуси полетели?

Куда Ваню унести посмели?

Яблоня (Звучит магнитофонная запись):

Я вам, дети, помогу

И дорогу укажу –

Видите, ребятки,

Яблоки висят,

До яблочек допрыгнуть

Будет каждый рад.

Как с заданьем справимся,

Дальше в путь отправимся.

Три разных прыжка изучите,

И дальше к речке бегите.

Дети выполняют прыжки вверх скрестно; ноги врозь - вместе; одна нога вперед – другая назад.

-  Дальше с вами побежим,

К речке быстрой поспешим.

Дети выполняют лёгкий бег.

- Вот и речка стоит у нас на пути,

Через неё нам нельзя перейти.

Речка-реченька, скажи

И путь-дорогу укажи,

Куда гуси улетели?

Куда Ваню унести посмели?

Речка (Звучит магнитофонная запись):

Я вам, дети, помогу

И дорогу укажу –

По узкой дорожке осторожно пройдите,

Ног своих не замочите.

Подойдите вы к избушке,

Там увидите старушку –

Это бабушка-яга,

Костяна у неё нога.

К избушке тихо подойдите,

Ваню быстро уносите:

В люльке Ванечка лежит

И спокойно, крепко спит.

-  К избушке тихо подходите,

Не шумите, не кричите,

Так как тут в избушке

Живёт не добрая старушка,

А злая бабка-ёжка,

Костяная ножка.

На носочках мы пойдём

И Ванюшу заберём.

Тише, дети, не шумите,

Бабку-ёжку не будите.

Дети на носочках подходят к избушке, пытаются взять куклу Ваню. Баба Яга просыпается.

- Действовали с вами еле-еле,

Взять Ванюшу не сумели.

Баба Яга: Вот попались вы, ребятки,

Вы, наверно, очень сладки.

Вот поймаю всех сейчас

И зажарю в печке вас.

Проводится игра «Бабка-Ёжка, костяная ножка».

Дети: Бабка-Ёжка,

Костяная ножка,

С печи упала,

Ножку сломала.

А потом и говорит:

«У меня нога болит».

Во время игры дети стараются взять у бабы Яги люльку с Ваней, которую она охраняет. Когда им удаётся её взять, игра заканчивается и дети убегают.

- Мы Ванюшу с вами взяли,

Теперь дальше побежали.

Баба Яга: Гуси-лебеди, летите,

Мне Ванюшку вы верните –

Унесли его ребятки,

Вон бегут, сверкают пятки.

Звучит магнитофонная запись крика гусей. Дети бегут и подбегают к речке.

- Вот и речка у нас на пути,

Ты нам снова помоги:

Речка матушка скорей

Спрячь ребяток от гусей.

Речка (Звучит магнитофонная запись):

Я вам, дети, помогу,

От гусей всех вас спасу:

Пройдите по узкому мостику, ребятки,

Только так, чтоб не скользили  пятки.

Я за гусями послежу

И немного задержу.

Бегите к яблоне быстрей,

Просите помощи скорей.

Дети идут по верёвочке, носки врозь.

- Вот и яблонька у нас на пути,

Ты нам, яблонька, вновь помоги:

Спрячь нас, матушка, скорей

От гусей, от лебедей.

Яблоня (Звучит магнитофонная запись):

Я вам, дети, помогу,

От гусей всех вас спасу:

Между ёлочек идите,

В конце ёжиков найдите,

Ваши ручки разотрите,

Потом дальше вы бегите,

К печке-матушке спешите.

Я за гусями послежу

Их немного задержу.

Бегите к печке вы быстрей,

Просите помощи скорей.

Дети берут по мячу и катают между ладошек, затем  кладут в корзину.

- Дальше к печке поспешим,

Дышим носом и бежим.

- Вот и печка у нас на пути,

Ты, печурка, нам вновь помоги:

Спрячь нас, матушка, скорей

От гусей, от лебедей.

Печка (Звучит магнитофонная запись):

Я вам, дети, помогу,

От гусей всех вас спасу:

На меня вы подышите, и огонь мой разожгите.

Я за гусями прослежу

Их надолго задержу.

Дыхательная гимнастика.

- Вы, ребята, молодцы,

Удальцы и храбрецы.

Алёнке ловко помогли,

Ваню с вами мы спасли.

А теперь пора прощаться, в детский сад нам возвращаться.



Предварительный просмотр:

Составила:

воспитатель подготовительной группы

Соболева И.В.

МБДОУ ДС №6 «Сказка»

Г. Белая Калитва

2021 год.

Задачи:

  1. Продолжать учить детей на слух узнавать образцы связной речи, отличать их от бессвязных образцов. Формировать ориентировку на признаки рассказа.
  2. Закреплять знания детей о словах – предметах, предметах-действиях.
  3. Воспитание на занятии навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.

Ход занятия:

  1. Слайд. Приглашаю вас отправиться в путешествие  в осенний лес.
  2. Слайд. А пригласила нас в гости  Осень красавица.
  3. Слайд. На чём мы можем отправиться в путешествие? А какие сказочные средства нам могут помочь? (ковёр самолёт, сапоги-скороходы, конёк-горбунок, ступа Бабы Яги и т.д.).
  4. Слайд. Но нам, чтобы попасть в лес, надо назвать слова предметы о лесе (ответы детей).
  5. Слайд. Вот мы с вами и в лесу. Как красив лес! Здесь даже дышится легко. Но Осень красавица приготовила нам задания испытания. Сможем ли мы с ними справиться?
  6. Слайд. 1 задание: Назовите животных, где есть эта буква (ответы детей).
  7. Слайд.  Сколько слогов в слове, столько хлопни в ладоши и назови (волк, лиса, белка, лось) Где находится звук Л в этих словах (в начале, в середине или в конце)? (ответы детей).
  8. Слайд. Каким было задание? Что было легко сделать? Что было сложно? Почему? (ответы детей).
  9. Слайд. 2 задание:  Перед вами осенняя картинка. Игровое упражнение «Угадай сколько слогов в слове» (ответы детей).
  10. Слайд.  Каким было задание? Что было легко сделать? Что было сложно? Почему? (ответы детей).
  11. Слайд.  3 задание: Назови слова – предметы, слова – действия. Составь предложение по схеме «предмет –действие» (ответы детей).
  12. Слайд. Каким было задание? Что было легко сделать? Что было сложно? Почему?  (ответы детей).
  13. Слайд.  4 задание: Угадай, к какой картинке относятся слова. Девочка, травка, дождик, зонтик, косички, дерево. Почему  именно к этой? (ответы детей).
  14. Слайд.  Каким было задание? Что было легко сделать? Что было сложно? Почему? (ответы детей).
  15. Слайд. Как вы понимаете слово рассказ?  (ответы детей). Рассказ это когда предложения стоят по порядку, «дружат». Понятно, о чём говорится. Можно представить событие, нарисовать в голове «картинку».
  16. Слайд.  Сегодня я  научу составлять рассказ по этой схеме. Как солнце осенью греет и освещает землю? Какое небо осенью - пасмурное, ясное, покрыто облаками?  Чем покрыта земля в это время года – снегом, опавшей листвой или травой?  Какой вид у лиственных деревьев? Как одеваются люди осенью? Какие изменения произошли в жизни лесных животных? Какие изменения произошли в жизни птиц? Чем можно заниматься детям в этот период времени года? (ответы детей,  2-3 человека составляют рассказ  по схеме).
  17. Слайд. Каким было задание? Что было легко сделать? Что было сложно? Почему?  (ответы детей).
  18. Слайд. 5 задание: Составьте рассказы по картинкам, которые лежат на столах (ответы детей).
  19. Слайд.  Каким было задание? Что было легко сделать? Что  было сложно? Почему?  (ответы детей).
  20. Слайд. Осень вам в подарок оставила свою мелодию. Послушайте, о чем вам поведала Осень (ответы детей).
  21. Слайд. Но вот и закончилось наше путешествие в осенний лес вместе с Осенью красавицей. Что нового и интересного  вы положите в свой сундучок знаний? (ответы детей).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект срезового занятия по речевому развитию в подготовительной группе.

«Путешествие в страну Грамматики».

Задачи:

  1. Учить детей придумывать новый сюжет к знакомым сказкам, используя схемы.
  2. Продолжать учить называть слова с заданными звуками, в начале, в середине, в конце.
  3. Упражнять в дифференциации предметов на «живые» и «неживые».
  4. Закреплять умение подбирать слова антонимы (противоположные по смыслу), слова глаголы (действия).
  5. Воспитывать чувства сопереживания, дружелюбия к сверстникам, желание помочь в трудных заданиях.

Оборудование:

  1. Карточки со сказками (на новый лад).
  2. Карточки с картинками слов предметов (живые, не живые).
  3. Карточки для звукового анализа (слова предметы, 1, 2 слога).
  4. Презентация.
  5. Фишки для звукового анализа слов: красные, зелёные, синие.
  6. Карточки для звукового анализа.
  7. Клубочек.

Ход занятия:

1 слайд: сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие по стране Грамматики.

2 слайд: В стране Грамматики жила была волшебная книга сказок.  В ней были собраны все сказки мира. А мы знаем, что сказки нужны людям. Почему? (ответы детей: потому, что в них собрана мудрость разных народов).

3 слайд: Но, вдруг, злой Кощей  решил её похитить. Но книга-то волшебной силой обладает, зло не может похитить её навсегда, а вред книге причинить сумеет. Как не пытался Кощей, а украсть книгу не сумел. Но напустил свои чары и перепутал все сказки.

4 слайд: Смотрите, что стало со сказками.

- Дети рассматривают карточки схемы сказок на новый лад (работа в парах).    Сказки:

* Красная Шапочка,

*Колобок,

*Репка,

*Курочка ряба,

*Лиса, заяц и петух,

*3 медведя,

*Маша и медведь,

*Смоляной Бычок,

*Волк и семеро козлят.

Как же нам спасти волшебную книгу сказок?

Какие герои или предметы помогают справиться с трудностями в сказках?

- волшебная палочка,

- трое из ларца одинаковых с лица,

- цветик семицветик,

- волшебный цветок,

- волшебное перо,

- щука,

- золотая рыбка.

5 слайд: а нам сегодня сможет помочь Василиса Премудрая.

Звучит запись: Дорогие девочки и мальчики. Очень вас прошу расколдовать книгу сказок. А помогут вам в этом волшебные листочки. Как только справитесь со всеми заданиями, так чары и исчезнут.

6 слайд: 1 листок. Слова предметы перепутались на живые и неживые (возле стола). Помогите разобрать карточки на 2 группы слова предметы живые, слова предметы не живые.

- Дети разбирают карточки на столе.

7 слайд:  Оцените задание. Трудно ли было выполнять его? Если трудно, почему?

8 слайд: Составьте звуковой анализ слов (работа за столами). Дифференцированный подход: карточки с 1, 2 слогами. На карточках  (3, 5 делений) по звуковому анализу слов дети фишкам выкладывают звуковой анализ слова.

9 слайд: Оцените задание. Трудно ли было выполнять его? Если трудно, почему?

10 слайд: Игровое упражнение с клубочком «Назовите слова антонимы».

11слайд: Оцените задание. Трудно ли было выполнять его? Если трудно, почему?

12 слайд: Игровое упражнение  с  клубочком «Доскажи словечко».

Что делает:

- лягушка,

- бабушка,

- волк,

- царевна.

Игровое упражнение «Покажи, что делает…»

- золотая рыбка – плавает, имитация плавания

- колобок – катится, вращение головой,

- спящая красавица – спит, стоя, с закрытыми глазами,

 - заяц – скачет, прыжки.

13 слайд: Оцените задание. Трудно ли было выполнять его? Если трудно, почему?

14 слайд: Игровое упражнение  с  клубочком «Найди слово со звуком С в начале, в середине, в конце слова».

15 слайд: Оцените задание. Трудно ли было выполнять его? Если трудно, почему? Все задания выполнены. Одни задания были сложными,  другие легче. Но мы со всеми справились.

16 слайд: Смотрите, волшебная книга сказок снова стала прежней. Исчезли кощеевы чары. Вот мы  и смогли все вместе помочь расколдовать волшебную книгу.

До скорой встречи!



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте

«Путешествие по станице».

Воспитатель: Соболева Ирина Валерьевна

Образовательные области: Речевое развитие,  социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Интеграция видов деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, речевая, продуктивная.

Лексическая тема: «Родной край» (рег.). 

Вид занятия. Повторительно-обобщающее. 

Формы образовательной деятельности: Подгрупповая, индивидуальная, фронтальная. 

Методические приемы:

Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, вопросы, объяснения.

Наглядные: картинки с заданиями, схемами 

Игровые: дидактические игры, словесные игры с использованием интерактивной доски.

Практические: упражнения в печатных карточках.

Цель: Обогащение и активизирование словаря по лексической теме. Способствовать развитию речи в процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

  1. Образовательная.

Теоретический аспект: Расширить представления детей о разновидности языка (диалекте), как средстве общения в ходе знакомства с казачьей историей  и бытом.

Практический аспект:

Закрепить в совместной деятельности способность определять количество слогов в слове;

Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

  1. Развивающая.

Совершенствовать умение составлять рассказы, используя слова казачьего диалекта.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

  1. Воспитательная.

Воспитывать интерес к казачьему языку  и  культуре родного края.

Совершенствовать умение работать в коллективе, желание помогать друг другу;

Продолжать формировать навык самоконтроля и самооценки.

Планируемый результат: 

Дети имеют представление о значении некоторых слов казачьего диалекта и умеют употреблять их в речи.

Способны активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальные и коллективные задания.

Подготовительная работа:

- чтение казачьих сказок и легенд; 

- загадывание загадок о быте донских казаков;

- настольные и дидактические игры по обучению грамоте;
- речевые игры;
- разгадывание простых ребусов, кроссвордов;

- переписка с детским садом «Сказка»,  который находится  в Чукотском автономном округе;

- экскурсия в Белокалитвинский  историко-краеведческий музей.

Оборудование: 

- эмблемы для  работы в парах,  пазлы 2 набора,

- печатные задания для каждого задания,

- доска, фишки для звукового анализа слов,

- мяч,  

- магнитофон,  

- мультимедийное оборудование,

- клей,

- ватман с надписью «Моя любимая станица».

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Мотивация (процесс вовлечения в деятельность).

Перед занятием приносит сотрудник ДОУ корреспонденцию. Среди журналов и газет педагог находит письмо от друзей из детского сада «Сказка» на Чукотке.

Проблемная ситуация.

«Дорогие, друзья! Мы с удовольствием прочитали ваши сказы и легенды. Но там было очень много загадочных  слов. Нам очень бы хотелось попутешествовать по вашей станице и разгадать тайну этих слов».

Воспитатель: Казаки и казачки, как мы сможем помочь раскрыть  тайну  казачьего диалекта нашим друзьям?

Дети:  Мы можем:

- записать наше путешествие по городу на видео и отправить нашим друзьям;

- составить коллаж из фотографий и подписать, что означает каждое слово;

- подарить наши игры, потому, что в игре можно быстрее запомнить слова.

Дети обращают внимание на воспитателя. 


Дети слушают воспитателя.


Ответы и предположения детей.

2-3 минуты

2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Звучит фоном казачья песня «Ой, с Дону».

Воспитатель:

Эх, донские казаки, по станице гуляли,

Гуляли, гуляли, много замечали.

Как станица хороша, просто радует душа.

Ноне некогда скучать,  будем с вами мы гулять.

Да гулять не просто так,

Слова  казачьи собирать! 

Где один, а где вдвоём, а где гуртом всё соберём! 

1 остановка.

Воспитатель:

Пары вы свои найдите и к работе подходите.

У вас находятся конверты со словами, которые необходимо разложить в алфавитном порядке.

Слова: церква, привозина, пошта, палисия, музэй, майдан,  лекарка, лазарет, лабаз, кампличка, вулитса, бурса.

Выберите фотографию любого объекта, означающего эти слова.

Задача: рассказать о достопримечательностях станицы, какую функцию они выполняют и как звучат их названия на казачьем диалекте.

Фотографии возьмите, на коллаж наш поместите.

2 задание.

Пазл в руки вы возьмите и на группы поделитесь.

Воспитатель:

За околицу пойдём и рассмотрим всё кругом.

Соберите слово, и  подберите  к нему схему.

Слова: Байрак, Балка, Бакчя

3 задание.

Воспитатель: Из поколенья в поколенья  казачья  мудрость  рядом шла. И мы с вами вспомним пословицы и поговорки донских казаков. А затем расскажем нашим друзьям, какой глубокий смысл в них заложен.

  1. В стремя ногой - расстанься с головой.
  2. Казак на чужбине воюет, а жена дома горюет.
  3. Кто пули боится, тот в казаки не годится.
  4. Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт.
  5. Казачье око видит далёко.
  6. У казаков обычай таков: где пролез, там и спать ложись.
  7. За славой не угонишься - сама придёт.
  8. У победы - богатый обоз.
  9. У казака в бою нет спины.
  10. Хороший казак "бачет", иде атаман скачет.

Задача: собрать поговорку и объяснить смысл.

  1. Где хозяин ходит, там и хлеб родит.
  2. Не умеешь петь, так и в запевалы не суйся.
  3. Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.

4 задание.

На Майдане музыка играет, казаков на танец приглашает.

Аудиозапись «Ой, что-то мы засиделись, братцы, не пора ли нам разгуляться».

Хорошо же вы плясали и ни сколько не устали!

Собираемся в кружок, поиграй со мной, дружок!

Игровые упражнения.







Работа в парах.

Наборы слов. Дети выбирают фотографию объекта города, рассматривают и рассказывают по очереди (один рассказывает, второй дополняет).

Приклеивание фото на ватман.

Дети берут по 1 пазлу и складывают картинку. Собравшие картинку дети, составляют одну подгруппу.

Работа в 3 подгруппах.

В конвертах буквы для слов и фишки для схемы.

Видео репортаж.

Работа в 3 подгруппах.

В каждой подгруппе конверты со словами.

Музыкально-танцевальная пауза: топотушки, ковырялочки, повороты, пружинки – девочки, присядки – мальчики.

Фронтальная игра с мячом.

15-20 минут

3.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Рефлексия.

Систематизация знаний.

Вот мы и погуляли по нашей родной станице. Как вы думаете, что

сегодня на занятии было самое интересное….

мне особенно понравилось…

мы смогли разгадать тайну казачьих слов для ребят из Чукотки?

что мы отправим в следующем письме?

Ответы детей.

5 минут