Инклюзивное образование
В целях реализации государственной программы «Развитие образования Саратовской области до 2020 года», приказа №544 Управления образования администрации Ершовского муниципального района от 06.10.2014 наша школа определена как базовая общеобразовательная организация по созданию условий инклюзивного образования детей-инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Инклюзивное образование – совместное обучение в массовой школе детей с разным уровнем психофизического развития при обязательной адаптации образовательного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_programma_obuchayushchego_s_narusheniem_sluha.docx | 30.05 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
В соответствии с положением Л. С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка с дефектом рано возникшая глухота или тугоухость обуславливают отклонения вторичного порядка, которые прежде всего выражаются в нарушениях речи и общения. Отклонения в речевом развитии и связанные с ними нарушения общения обуславливают, в свою очередь, своеобразие развития восприятия, мышления и всей познавательной деятельности, а также личностного развития.
Воспитание и обучение обучающихся с нарушенным слухом строится на следующей системе дидактических принципов: научность, систематичность воспитания и обучения, доступность, наглядность, активность и самостоятельность в усвоении знаний, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, связь обучения с жизнью. Ведущие дидактические принципы лежат в основе организации процесса воспитания и обучения детей с нарушениями слуха и реализуются в практике с учетом коррекционной направленности этого процесса.
Таким образом, первичное отклонение в развитии в нашем случае нарушение слуха приводит к вторичным нарушениям развития. Наиболее страдает речь, мышление и воображение.
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
- создание условий для развития сохранных функций;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития
- обучения;
- коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.
- Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Диагностический этап.
М.М. Семаго и Н.Я. Семаго выделяют три основных направления диагностической работы.
Первичная диагностика - углубленная психологическая диагностика, предваряет коррекционную работу.
Динамическая диагностика – отслеживается динамика развития и эффективность коррекции, осуществляется в ходе проведения коррекционной работы. В качестве диагностики являются сами игры и упражнения, а то, как выполняет их ребенок – есть результаты диагностики.
Итоговая диагностика – проводиться по окончании коррекционной работы, оценивается состояние ребенка «на выходе».
Первичная диагностика проводиться после завершения периода адаптации к ОУ.
Основные направления:
Коррекция и развитие основных двигательных навыков и мелкой моторики рук и пальцев
Коррекция и развитие мышление и воображение
Коррекция и развитие внимания и памяти
Коррекция и развитие восприятия и ощущения
В первое направление представлено упражнениями и играми, направленными на развитие основных двигательных навыков и мелкой моторики рук, которые играют огромную роль при ориентировке в пространстве, в познании свойстви признаков предметов.
Второе направление представлено играми и упражнениями по развитию мышления и воображения. Игры учитывают овладение тремя основными формами мышления: наглядно-действенной, наглядно-образной и элементами логического мышления. Целью у таких игр научить детей с нарушениями слуха, анализировать предметы и явления окружающего мира, называть обобщающим словом группы предметов. Научить находить сходство и различия, устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи. Игры также направлены на развитие творческих способностей детей.
Третье направление представлено упражнениями по развитию внимания и памяти у детей с нарушениями слуха. Цель таких игр учить запоминать изображения, внешние признаки и названия предметов. Формировать умение видеть разницу в деталях при сопоставлении предметов. Формирование у детей умения сосредотачиваться на определенных явлениях предметов, способствуя зачаткам перехода к произвольному вниманию.
Четвертое направление представлено играми, направленными на развитие восприятия. Развивается зрительное, тактильно-двигательное восприятие. Цель таких игр усвоение детьми с нарушениями слуха, представлений о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов. Дети знакомятся с сенсорными эталонами, учатся выделять свойства предметов. Учатся ориентировке в окружающем мире и частях собственного тела.
Уровни сложности:
Совместное выполнение действия по наглядной инструкции.
Самостоятельное выполнение действия по наглядной инструкции.
Совместное пошаговое выполнение действий по речевой инструкции взрослого (таблички, считывание с губ, на слухо-зрительной основе).
Самостоятельное выполнение действий по речевой инструкции взрослого (таблички, считывание с губ, на слухо-зрительной основе).
Занятия строятся так, чтобы на каждом из них было 2-3 серьезных упражнений или игр. И несколько упражнений, цель которых – обеспечение психологического включения в виде ритуала (в начале занятия); формирование основных двигательных навыков и развитие мелкой моторики рук (в середине занятия); и расслабления в виде ритуала (в конце занятия)
Структура занятия:
Вступительная - разминка. Этот этап обеспечивает психологическое включение ребенка в деятельность. Представляет собой «ритуал» проговаривания (таблички, слухо-зрительно) приветствия.
Основная часть. Этот этап занимает наибольшее время занятия, включает в себя игры и упражнения, направленные на коррекцию и развитие ВПФ. В перерывах между ними включаются упражнения на коррекцию и развитие основных двигательных навыков и мелкой моторики рук и пальцев.
Заключительная часть - разрядка. Этап носит эмоционально положительную окраску для закрепления желания заниматься с педагогом. Проводиться в виде отчета, чем занимались и поощрение педагогом-психологом результатов достигнутых ребенком.
Примерное распределение времени на этапы занятия:
- вступительная часть – 2 - 4 минуты;
- основная часть – 15 минут;
- заключительная часть – 2 – 4 минуты.
Поощрения. В качестве поощрения используются аплодисменты, сопровождающие успешное выполнение упражнения. Так же могут использоваться «смайлики», за каждое выполненное задание, за каждую верную мысль – выдается «смайлик», в конце занятия ведется подсчет заработанных «смайликов».
Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится 1 раз в неделю, 33 часа в год в увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие продолжается 20 минут и оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Занятия носят практическую направленность, тесно связаны с другими учебными предметами, готовят обучающихся к жизни в обществе.
2.Содержание курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»:
- Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины.
- Развитие и коррекция восприятия цвета;
- Развитие и коррекция восприятия формы;
- Развитие и коррекция восприятия величины.
- Развитие двигательной и эмоционально – волевой сферы.
2.1. Развитие восприятия пространства;
2.2 Упражнения на развитие восприятия звука;
2.3 Упражнения па развитие общей моторики и координации движений;
2.4 Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев;
2.5 Упражнения па обыгрывание различных эмоциональных состояний.
- Развитие и коррекция наглядно-действенного мышления.
- Формирование представлений об использовании предметов в различных ситуациях;
- Формирование мыслительных операций анализа синтеза;
- Формирование операций классификации, систематизации, сравнения, обобщения.
- Формирование памяти, внимания, воображения.
- Развитие и коррекция зрительной, слуховой, сенсорной, памяти;
- Развитие концентрации внимания;
- Распределение внимания;
- Переключение внимания;
- Развитие воображения
3.Тематический план (1 час в неделю, 33 часа в год).
№. | Коррекционное направление. | Формы и упражнения. |
1. | Развитие личностно – мотивационной сферы. | Занятие по развитию уверенности в своих силах на уроках письма: «Я могу…» |
2. | Развитие навыков совместной деятельности. | Занятие по сказке. |
3. | Формирование соц. статуса ученика. | Занятие по сказке. |
4. | Развитие тактильной чувствительности | «Узнай фигуру на ощупь» |
5. | Развитие функций воображения и восприятия. | Упражнение: «Обведи слонёнка по точкам». |
6. | Формирование у детей умения сосредотачиваться на определенных явлениях предметов | «Бусы» |
7. | Развитие общеинтеллектуальных умений. | Упражнение: «Что изменилось?» |
8. | Развитие функций внимания. Устойчивости. | Упражнение: «Чего не хватает?» |
9. | Развитие функций внимания. Устойчивости. | Упражнение: «Чего не хватает?» |
10. | Развитие функций внимания. Переключение. | Упражнение: «Найди отличия». |
11. | Развитие функций внимания. Расширения объёма. | Упражнение: «Какое животное, в какой клетке живет?» |
12. | Развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией. | Упражнение: «Движения, соответствующие командам». |
13. | Работа по формированию наблюдательности. | Упражнение: «Что изменилось?» |
14. | Учить анализировать условия практических задач; учить находить причинно-следственные зависимости | «Полей цветок» |
15. | Работа по развитию функций переключения внимания. | Графический диктант. |
16. | Работа над развитием общей и мелкой моторики. | Работа с пластилином. |
17. | Развитие и коррекция восприятия цвета | Упражнение: «Дай такой же» |
18. | Развитие умения осознавать свое положение в пространстве | « Найди клад» |
19. | Развитие мотивационной сферы в познавательной деятельности и творческо-поисковой активности детей. | «Классификация». |
20. | Развитие и коррекция восприятия формы Развитие логического мышления и внимания. | Упражнение: «Найди сходства и различия в предметах». |
21. | Развитие логического мышления и внимания. | Упражнение: «Найди сходства и различия в предметах». |
22. | Развитие и коррекция восприятия величины | Упражнение: «Подбери двум куклам одежду» |
23. | Развитие навыков классификации. Развитие ассоциативного и логического мышления. | Упражнение: «Животное и его домик». |
24. | Развитие восприятия пространства | Упражнение: «Найди игрушку», |
25. | Упражнения на развитие восприятия звука | Упражнение: «Кто как голос подает?» |
26. | Упражнения на развитие восприятия звука | Упражнение: «Тихо – громко» |
27. | Коррекция отдельных сторон психической деятельности, устойчивости и концентрации внимания. | Упражнение: «Запутанные линии». |
28. | Упражнения на развитие восприятия звука | Упражнение: «Жмурки с колокольчиком» |
29. | Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев | Работа с трафаретами |
30. | Коррекция отдельных сторон психической деятельности, устойчивости и концентрации внимания. | Упражнение: «Запутанные линии». |
31. | Развитие умения сосредотачивать внимание на определенных объектах | |
32. | Работа над развитием общей и мелкой моторики. | Графический диктант. |
33. | Работа над развитием общей и мелкой моторики. | Работа с пластилином. |
Литература:
1.Выготский Л.С.. Принципы воспитания физически дефективных детей // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. И общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. – 225 с. -(Серия «Хрестоматия по психологии»).
2. Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст: Методическое пособие / Под ред. Г. А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. – 2-е изд. – М.: издательство «Экзамен», 2004. – 96 с. (Серия «Ранняя помощь»)
3.Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста: Учебное издание / Головчиц Л.А, Носкова Л.П., Шматко Н.Д. и др. – М.: Просвещение, 1991.
4. Психология глухих детей. Под ред. И.С. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розоновой.
5. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
6. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.: ил.