Уроки литературы

Ильинская Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Тема:  «На Земле  безжалостно маленькой   жил да был человек маленький»

(урок литературы в 7 классе по рассказу Ю. Я. Яковлева «Командир роты»).

Цели: познакомить учащихся с рассказом  Ю. Я. Яковлева «Командир роты»;  анализировать  прозаическое произведение,  расширить знания о Великой Отечественной войне на примере жизни односельчан.

Планируемые результаты:

  • Личностные: воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной; развитие  компетентности в решении моральных проблем.
  • Метапредметные: развитие мотивов и интересов в своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе.
  • Предметные: формировать умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, продолжить работу над умением отстаивать свои убеждения.

Оборудование: мультимедийный проектор; документальные кадры Великой Отечественной войны; тексты произведений (Приложения 1,3), В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина «Малый  толковый словарь» М., «Русский язык» 1993г.

Предварительная подготовка: читать  рассказ Ю.Я.Яковлева «Командир роты»; индивидуальные задания: подготовить  рассказ о герое Великой Отечественной войны.

Ход урока

I.Организационный  момент.

II. Вступительное слово.

- Война…Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Запишите.

- Давайте прочитаем, что у нас получилось.

- Послушайте стихотворение  Р.Рождественского “На земле безжалостно маленькой…” (Приложение 1) 

( Одновременно  документальные кадры  кинохроники Великой Отечественной войны)

- Почему Р.Рождественский так заканчивает свое стихотворение?

- Сегодня  мы откроем для себя новое имя в нашей литературе:  мы войдём в мир своеобразного и яркого художника. Он автор прекрасных  стихотворений, рассказов и повестей. Во время войны тоже  был корреспондентом. Имя этого писателя  - Яковлев Юрий Яковлевич.

III. Работа над текстом.

- Дома вы читали рассказ Ю.Я.Яковлева «Командир роты». Понравилось произведение? О чем бы вы  хотели поговорить, что обсудить после прочтения произведения?

- Какие строки стихотворения Р.Рождественского созвучны с рассказом  Ю.Я.Яковлева «Командир роты»?

- Перед вами текст Р. Рождественского «На Земле  безжалостно маленькой…»     Сформулируем тему нашего урока строчкой из стихотворения…  Какие задачи надо решить на уроке?

Словарная работа

- Какие слова показались непонятными?

Рота – состав от 18 до 200 человек

Кирзовые – сапоги с многослойной тканью, пропитанной синтетическим каучуком

Гражданский человек- не состоящий на военной службе

Домовитость – хозяйственность, любовь к дому

Откозырять – «отдать честь» (у военных)  

Щемящее чувство – вызывающее ощущение тупой ноющей боли

Интендант третьего ранга – воинское звание военно-административного состава

«Буржуйка» - железная печка-времянка

Уханье «американки» - печатная машинка для мелких типографских работ

Топчан – койка из досок на козлах с изголовьем

Не по ранжиру –  построение в шеренге не по росту

Примус – прибор для приготовления пищи с насосом, подающим керосин

- Кто  является главным героем рассказа?

Работа в группах:

1 группа:  дайте характеристику  Корзинкина по плану (с начала  рассказа  и до слов «Корзинкин ушел на рассвете…»)

Фамилия

Возраст

Семейное положение

Внешность

Черты характера

Поступки, характеризующие героя

2 группа: Составьте  план дня «Корзинкин в Волчьем логе»

3 группа:  дайте характеристику  Корзинкина по плану (от «Стуча зубами от непроходящего озноба…»  до слов «Дальше он ничего не помнил»)

Речь (в динамике)

Поступки, характеризующие героя

Черты характера (в динамике)

Герой в оценке других персонажей

Беседа по тексту:

- Какие качества характера присущи  Корзинкину до выполнения редакционного задания? (1 группа)

- Как прошел день Корзинкина в Волчьем логе? (2 группа)

- Какой литературный прием использует автор, чтобы показать встречу с майором? ... встречу с ротой?

- Можем ли сказать, что  герой «пережил нечто такое, после чего в человеке  рушатся все его привычные представления о жизни и смерти»?

- Почему Корзинки повторяет вслед за погибшим Володечкой:  «Мамочка моя…»?

- Найдите в тексте, как изменился ритм жизни Корзинкина после боя?

- Какие воспоминания из прошлого постоянно сопровождают Корзинкина? Куда возвращает его память?

- Что является главным  для каждого солдата на войне?

Вывод: Воспоминания о  доме и семье помогают солдату в трудные минуты на поле боя.

-Перечитайте диалог раненого Корзинкина и редактора со слов «Потом Корзинкин услышал знакомые шаркающие шаги». Охарактеризуйте речь главного героя.

- Можем ли мы сказать, что перед нами «совсем другой Корзинкин»?

- Кто они, герои Волчьего лога?

- Почему рассказ называется «Командир роты»?

Вывод: В трудные минуты жизни человек способен брать на себя ответственность за жизнь других людей. 

- Великая Отечественная война оставила свой след в каждой семье. Скромных воинов,  таких как Корзинкин,  было немало. Многие имели  награды, но не считали себя героями. Многие ваши ровесники трудились в тылу, не считая себя героями.

-  О своем прадеде, Скворцове Василии Степановиче, расскажет Скворцов Роман.

Сообщение ученика  (Приложение 2).

- Предлагаю посмотреть видеозапись воспоминаний о жизни и работе  в тылу во время войны нашей односельчанки Гущиной Екатерины Константиновны.  Когда началась война, ей было 13 лет.

(просмотр видеозаписи)

IV. Итог урока

    Закончится урок…  И вы вернетесь в привычную для вас жизнь, где нет холода, голода, потерь. Но возьмите с собой ваши впечатления от этого урока, сохраните их в памяти. Не оборвётся связь времён, если вы расскажете  все, что узнали  сегодня, другим. Может и  в вашей семье были такие герои…

V. Домашнее задание.                                                                                                                                                           Напишите сочинение (по выбору) на тему: 

  1. «Совсем другой Корзинкин…» Какой он?
  2. Почему Корзинкин не считал себя командиром роты?
  3. Совсем не маленькие герои моей семьи.

VI. Рефлексия 

  • Какое впечатление произвел на вас сегодняшний урок?
  • Оцените свою работу на уроке и работу групп.

      Приложение 2.

      Мой прадед, Скворцов Василий Степанович,  родился 1 апреля 1914 года в деревне Пичугино  Макарьевского уезда Костромской губернии (после 1918  года- Залесный, а затем -  Ковернинский  район Горьковской области). Он закончил 3 класса начальной школы. В мирной жизни был пимокатом – валял валенки.   На службу в ряды  Красной Армии его не призывали по состоянию здоровья. В 1939 году прадедушка женился на Марии Ивановне Кустовой. Когда началась великая Отечественная  война,  в семье уже было двое маленьких ребятишек: Коля и Аня, а их отцу  исполнилось  27 лет. Прадеду было что защищать и за кого воевать.

   Главные силы немецких войск под Ленинградом находились на южных подступах к городу, и именно здесь в августе 1941 года сложилась наиболее трудная и напряженная обстановка.  Но, несмотря на это, советские войска  оказывали врагу ожесточенное сопротивление.

    Вот в такой непростой ситуации оказался  и рядовой   555  стрелкового полка  Скворцов Василий, мой прадед.  Каждый день был связан с трагическими событиями – смертью товарищей.  Из скупых воспоминаний можно понять, что первые дни войны и были самыми тяжелыми в жизни моего прадеда и истории нашей страны.   Прадед рассказывал своему старшему  сыну, что пехоте было очень трудно: на троих была одна винтовка и по семь патронов. Населенные пункты  брали в основном по ночам.  Огонь противник вел такой, что трудно было голову поднять из окопа. Много раненых увозили  с передовой. Кого в руку, кого в плечо, кого в легкие осколки доставали. Особенно мины много  ранили. Тяжело было и с продуктами. Воевать приходилось иногда голодными.  

   В очень критическом положении оказались войска Лужского участка, успешно оборонявшие Лугу и не позволившие вражеским силам подойти к Ленинграду по кратчайшему направлению. Именно здесь, под Усть-Лугой, 24 сентября 1941 года ранили рядового Скворцова Василия. Он получил осколочное ранение правого локтевого сустава, ранение левого предплечья.   Он шел с перебинтованными руками,  возвращаясь  с передовой  в санчасть, и  впервые увидел советский  танк -  он был один, но это уже радовало. На вопрос молоденького танкиста: «Как там?», скупо ответил: «Сам увидишь…»

    Через три месяца врачи  признали Скворцова Василия «негодным к военной службе». 24 декабря 1941 года  прадедушка уезжает из госпиталя домой. Дома он совсем не хочет говорить о войне, о тех трудностях, что пришлось пережить. И не считает себя героем, ведь  он «почти и не воевал».

   С началом освобождения советских территорий от захватчиков к концу августа 1943 г. правительством СССР было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Прадеда вновь призывают в армию  в 1944 году. А в  семье уже трое детей. Скворцов Василий трудится   на восстановлении  и   укреплении  порта Калауд - бывшей военно-морской базы Финляндии в восьми километрах от Хельсинки.

  Там он и встретил окончание войны в 1945 году, а домой вернулся ещё через год,  в 1946. Об  этом событии в жизни  прадедушки напоминает медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».   Такой  медалью  награждались лица вольнонаёмного штатного состава, служившие в период Великой Отечественной войны в рядах действующей Красной Армии, но выбывшие из них по ранению, болезни и увечью.          

   Вернувшись домой, прадедушка  стал работать пожарником, но была острая необходимость в рабочих на вывозке леса, который  вывозили на лошадях. Так Скворцов Василий Степанович, инвалид войны по ранению обеих рук,  много лет, до самой пенсии, трудился  в лесу. У Василия и Марии Скворцовых после войны  родилось ещё шесть детей.

   Сокольский военкомат лишь после окончания войны вручил прадеду уже в мирное время медаль «За отвагу». Много лет спустя, в 1985 году, ещё одна награда нашла его: Орден Отечественной войны I степени. Этим орденом  награждаются лица, проявившие в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащие, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск,  те,  кто метко поразил и разрушил особо важный объект в тылу противника.
    В мирной жизни, по воспоминаниям детей и внуков, Скворцов Василий  был трудолюбивым, скромным. Внуки очень любили слушать его сказки: их дедушка Вася  знал очень много. А вот о войне никогда не рассказывал, от вопросов всегда уходил.  

   Награды моего прадеда,  Скворцова Василия Степановича,  говорят нам  о  герое войны, ведь каждая награда вручена  за личное мужество, храбрость. А настоящий герой,  по-моему, может  быть скромным.

D:\раббота\кабинет оформл к победе в ВОв\к сочинению о войне\IMG.jpg

 Скворцов В.С. с женой Марией, 1951 год  (из архива семьи Скворцовых)

D:\раббота\конкурсы-работы2015\P1170632.JPG

Медаль «За отвагу» и Орден Отечественной войны I степени  (из архива семьи Морозовых).

G:\Новая папка\Рисунок1опг.jpg

Список источников:

  1. Личный архив семьи  Морозовых.
  2. Воспоминания Скворцова Владимира Васильевича, сына фронтовика.
  3. http://podvignaroda.mil.ru  ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ДОКУМЕНТОВ «ПОДВИГ НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ.»
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Лужский оборонительный рубеж

  1. http://www.otvoyna.ru/tr_front.htm Трудовой фронт
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki Ордена и медали СССР во время Великой Отечественной войны.



Предварительный просмотр:

Тема: Тропа к Гоголю. В начале бесконечного пути.

Цели урока:

Образовательные:  Пробудить интерес к личности Гоголя.

Развивающие:  Обучить умению находить “ключ” к пониманию личности писателя;  развивать познавательную активность, умение работать с дополнительным материалом, используя возможности Интернета.

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, организованность, ответственность и эстетический вкус.

Опережающие задания:

  1. Прочитать повесть Гоголя «Заколдованное место» .

Оборудование урока:

Компьютер для показа презентации и  фрагментов фильма;

Мультимедийный проектор с экраном

Используемая литература:

  1. Видео для образования «Биографии писателей» часть 2,
  2. Учебник-хрестоматия «Литература» 5 класс под ред. В.Я. Коровиной, 2010 г.;
  3.  И.П. Золотусский «ГОГОЛЬ» Серия: Жизнь замечательных людей. Издательство: Молодая гвардия 1984 г.

Музыкальное оформление: 

П. Лукоянов «Бандурист для гуслей» соло;

Таисия Повалий «Цвiте терен» (украинская народная песня).

Ход урока

1. Вводное слово учителя.

Звучит  народная украинская  музыка( П. Лукоянов «Бандурист для гуслей» соло) 

   Учитель:   Здравствуйте, дорогие ребята. Наш сегодняшний урок литературы открывает нам долгий и интересный путь в мир одного из гениальнейших писателей мировой литературы. Дорога эта, на которую мы сегодня вступаем, действительно долгая – и это только по меркам школьной жизни: на протяжении всех 6 лет обучения нам предстоит раскрывать всё новые и новые грани незабвенного таланта  мастера прозы.

Обращение к портрету писателя художника Моллера (слайды  1,2).

  • Знаете ли вы, кто изображен на этом портрете?
  • Каким представляется вам писатель по этому портрету? (необычная прическа, добрые внимательные глаза, смотрит насмешливо)
  • Дома вы прочитали  повесть «Заколдованное место». Каким  человеком вам представился писатель по этому произведению? Ваши предположения. (Приблизительный ответ: повествователь — человек с юмором.

 (слайд 4)

Учитель:  перед нами  Николай Васильевич Гоголь.  Невероятный Гоголь, Веселый Гоголь, Поэтический Гоголь, Печальный Гоголь, Таинственный Гоголь – такими эпитетами называли и называют этого писателя.

(слайд 3)

Сегодня на уроке  мы попробуем сделать  открытия и приступить к разгадке тайн творчества Гоголя. Возьмем с союой в дорогу знания, сообразительнось, вдохновение и вместе пойдем дорогами его жизни, его творчества.  И хочется верить, что школьное изучение творчества Николая Васильевича станет лишь началом бесконечного пути в художественный мир его, и путь этот будет длиться всю вашу жизнь.

Поэтому и тема нашего сегодняшнего урока звучит именно так: " Тропа к  Гоголю. В начале бесконечного пути…" Открываем тетради, записываем тему урока.

  На уроке мы будем продолжать работу по заполнению таблиц из рабочей тетради о жизни и творчестве писателей и поэтов. В течение урока в ходе сообщений и просмотра фильма вы заполняете правую графу «Мои замечания об услышанном».

 Перечитайте правый столбик. Посмотрите, что вы должны заполнить. Итак, в путь…

  1. Рассказ о писателе:

просмотр фрагмента видеофильма (2 мин)  с записью в таблице из рабоч. тетради

(из фильма)   Н.В. Гоголь родился 20 марта (1 апреля)  1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, который  обладал литературными способностями и передал сыну юмор и писательский талант.

   Мать Гоголя, Марья Ивановна, - женщина добрая, нежная, суеверная. Она происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет.

Кроме Николая у Василия и Марии Гоголей было пятеро детей — сын Иван (1810 — 1819), дочери Мария (1811 — 1844), Анна (1821 — 1893), Елизавета (1823 — 1864), Ольга (1825 — 1907).

 

Учитель: чтобы лучше узнать человека и писателя, необходимо знать,  как прошло его детство, годы учебы в школе. Урок мы готовили с вами вместе,  и ваши сообщения  помогут нам продолжить путешествие.

(Сообщения учеников) (слайды  5,6,7)

1 ученик: о детстве Гоголя

Никоша научился говорить в три года: природа как бы замедлила его развитие, чтоб затем дать выплеснуться его силам. Первые годы он находился при своих родных. Особенно любил он бабушку Татьяну Семеновну, которая жила в отдельном домике, стоящем поодаль от большого дома. Бабушка научила его рисовать, вышивать гарусом.  Она рассказывала ему о травах, которые висели у нее по стенам, о том, от чего какая трава лечит, от нее же услышал Гоголь и казацкие песни.

     Бывали дни, когда он убегал в степь и лежал там часами, глядя в небо и слушая подземные звуки, когда ни докликаться, ни найти его было невозможно. Но бывали часы, когда нельзя его было оторвать от матери, от бабушки, от дома. В такие часы он предавался тихим домашним занятиям — рисовал, раскрашивал географические карты, помогал женщинам разматывать нитки. Он был кроток, послушен, молчалив, ласков.

  Детей было много, забот тоже много, и Никоша проводил время один. Так привык он к одиночеству — к одиночеству среди людей и одиночеству наедине с собой. Это создало характер скрытный, закрытый, но и способный сосредоточиться на себе.  

     До десяти лет рядом  был брат Иван, но разница натур сказывалась в их отношениях. Оставались иные собеседники — парк, пруд, дорога и степь. За церковью, стоящей на возвышении против дома, начиналась дорога в  яворовый лес, идя которым можно было добрести до сельца Жуки, а оттуда до Диканьки.

  Быт детства Гоголя соединял прозаическое настоящее с призрачносказочным прошлым. Рядом была Диканька, про которую рассказывали много легенд. Когдато там стояли густые дубовые леса — дикие леса, оттого и место назвали Диканькой. В их заросли не попадал солнечный луч, они пугали своей таинственной темнотой и глубиной.

2 ученик: о  друге

        Позже его одинокие прогулки стал разделять Саша Данилевский — сосед и ровесник, — с которым сошлись они в одночасье — сошлись прочно, навсегда. На всю жизнь запомнил Гоголь тот день, когда Саша вдруг оказался у его постели, и внимательные, добрые, живые черные глаза взглянули на него сквозь туман: у Никоши был жар, он болел. Перед постелью на столике стояла чашка с клюквой — Никоша предложил Саше отведать ее, тот вежливо взял несколько ягод. И этот жест доброты, согласия, участия соединил их сердца. Вместе гуляли они по окрестностям Васильевки, вместе встречали праздники, шатались с ряжеными в ночь под рождество, разрисовывали для родителей подарки — картинки из книг, пейзажи, вместе мечтали о служении на пользу отечеству.

      «Ближайший мой», «брат», «ненаглядный» — такими словами станет называть взрослый Гоголь своего друга Данилевского. К нему он будет привязан крепче, чем к комулибо. Ему станет прощать обиды, молчание, охлаждение. О нем будет тосковать в своих путешествиях, ему писать нежнейшие письма. Вместе пройдут они через  учебу в гимназии , через жизнь в Петербурге, вместе покинут Россию, но и расставшись, не расстанутся душою.

Слово учителя:   дом Гоголей был весёлым, хлебосольным и весьма изобильным, несмотря на то, что семья никогда не была богата. Отец брал его с братом с собой в коляску, когда объезжал имение. А дома Николай с удовольствием рассказывал об увиденном всем домашним, и они восхищались тем, как хорошо он умеет всё подметить и описать. На кухне что-то постоянно варилось, парилось и жарилось, было тепло, уютно и привольно.

Из всех гостей, какие приезжали в Васильевку, Никоша любил только одного. Он загорался счастьем, когда еще издали слышал бубенчики его коляски. Хлопчик тотчас выбегал на дорогу, цеплялся за коляску, помогал гостю сойти на землю, принимал шляпу, целовал руку. И, сияя от удовольствия, бежал рядом. Большой загадкой была для Василия Афанасьевича эта дружба маленького ребенка с 60-летним стариком, прославленным сочинителем Василием Васильевичем Капнистом.       Все началось с шутки…Василий Афанасьевич, отец Никоши, сказал, что, чего доброго появится трагедия, которую напишет его сынок…Капнист, засмеявшись, всплеснул руками: Где же этот милый малыш, собрат по вдохновению? В эту минуту собрат по вдохновению сидел за столом в соседней комнате. Левой рукой он нервно теребил свои волосы, в правой же руке красовалось судорожно сжатое перо.

Василий Афанасьевич и Капнист на цыпочках подошли к Никоше. И тут старый поэт негромко проскандировал: “На чем запнулся, о поэт?”,  испуганный Никоша вскочил со стула. Капнист ласково ему сказал: “Нет, хлопче, ты не должен прятаться со своим вдохновением: ведь ты же вверял его бумаге для того, чтобы сказать людям слово. Ну-ка покажи нам свою триумфальную песню”. Никоша еще крепче прижал листок к своей груди. Василий Васильевич Капнист, усмехнувшись, промолвил:

- Понимаю. Стало быть ты стыдишься простых смертных? Но ведь мы с тобой родные братья по музе.

Исписанный листок слегка дрогнул в руке Никоши. И тут старый поэт понял, что коснулся нужной струны.

- Конечно, ты не привык еще к большой аудитории. Но мы с тобой пойдем туда, где нас будет только трое: ты, я, и муза нашей поэзии…

Капнист взял его под руку и , сияя улыбкой, удалился с ним в соседнюю комнату. Наконец двери отворились…Старый поэт молчал. И только поднимаясь в коляску, неожиданно сказал почти шепотом:

- А ведь у хлопца, пожалуй, талант. Кажется, напрасно мы с вами шутили. Но кто бы мог подумать!

Учитель: В мае 1821 г. Гоголь успешно поступает в гимназию в Нежине (слайд 8)

                просмотр фрагмента видеофильма (2 мин)  с записью в таблице из рабоч. тетради

   1821-1828 гг. Десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву для приготовления в Гимназию, к одному из тамошних учителей; затем он поступил в гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 г. по июнь 1828 г.), где был сначала своекоштным, потом пансионером гимназии. Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, в несколько дней подготовлялся к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности. Гоголь учится в Нежинской гимназии. Время отрочества  - время сложной и глубокой внутренней работы, внешне  носящей печать замкнутости и скрытности. В это время, как и все  в юности, он испытывает романтические влияния: «он загадочный,  одинокий и гонимый светом мечтатель».

   Из письма к матери в 1828 г.: «Я почитаюсь загадкой для всех; никто не разгадал меня совершенно. Здесь меня называют смиренником, идеалом кротости и терпения.  В одном месте я самый тихий, скромный, учтивый; в другом -  угрюмый, задумчивый, неотесанный и проч.; в третьем - болтлив  и докучлив до чрезвычайности; у иных умен - у других глуп.  И обязательное гонение света».

   Его называли «таинственный карла». Юный Гоголь мечтает о подвиге,  об исключительной миссии. В основе его мечтаний лежит желание самоутвердиться.

Учитель:  В последних классах гимназии Гоголь завел “Книгу всякой всячины”. В эту толстую тетрадь в коричневом кожаном переплете он в алфавитном порядке заносил разнообразные полезные сведения, были здесь и словарь украинских слов с переводом на русский, описание игр и увеселений малороссиян, их обрядов, обычаев, запись песен, загадок, пословиц, названия малороссийских кушаний. Не случайно Гоголь назвал свои записи «подручной энциклопедией», ведь этот материал он активно использовал при работе над своими произведениями. Некоторыми объяснениями малорусских слов, внесенными в эту записную книгу, Гоголь пользовался, например,  при издании «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

В 1829 г. едет в Петербург. Ему 20 лет. Столица встретила его неприветливо.

                  просмотр фрагмента видеофильма (2 мин)  с записью в таблице из рабоч. тетради

Приехав в Петербург, он с изумлением увидел, как велик интерес в столице ко всему украинскому. В столичных журналах печатали сочинения украинских писателей, издавались сборники песен, книги по истории Украины.

Обращение Гоголя к украинской теме было закономерно. Его детство и юность прошли на Украине. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь атмосферу глубокого интереса к украинской культуре. “Здесь так занимает всех все малороссийское”, -  с радостным изумлением сообщает матери Гоголь через несколько месяцев после своего приезда в Петербург.

 Итак, Гоголь работал над “Вечерами…” вечером, ночью, в свободное время. Может быть, поэтому в них так вдохновенны сны. Гоголь – поэт ночи: “Ночь перед Рождеством”, “Майская ночь, или Утопленница”. На ночь падают фантастические события “Сорочинской ярмарки”, ночью совершается убийство в “Вечере накануне Ивана Купала”, месть в “Страшной мести”. По ночам морочат черти героев в “Пропавшей грамоте” и “Заколдованном месте”.

      III. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место»

Учитель:   На этом мы пока прервем свой путь по жизни Николая Гоголя и перейдем к его творчеству. В основу «Вечеров на хуторе близ Диканьки»  Гоголь положил одно из народных преданий. Кто знает, может быть и такое?

  3 ученик:  «Жил-был бедняк-бобыль, и терпел он страшную нужду. Вот однажды довелось пахать ему свою пашенку, а пашня находилась невдалеке от курганов. Вечерело. Вот на одном могилище видит бобыль коня, весь будто из золота и горит как огонь. Бобыль не струсил: погнался за конем. С кургана на курган прыгала чудная лошадь; но наконец умаялась и остановилась на одном из курганов. Бобыль к ней, — почти касается лошадиной гривы и готовится ухватиться за нее. Глядь — расступилась земля, — и конь исчез под курганом. На другой день, на том же самом кургане, поблазнилось ему, что теплится свечка. Бобыль был человек досужливый и тотчас смекнул, что под курганом находится клад, которому пришла очередь выйти на свет Божий. Знал бобыль, как добываются клады, и, хотя много вытерпел от нечистой силы, достал-таки себе кучи серебра и золота и сделался первым богачом в своем обществе».

IV. Анализ текста. «Заколдованное место».

- Дома вы читали повесть „Заколдованное место“. Понравилось произведение?

- Вам страшно было читать эту историю ? Почему? (смешное и выдуманное, нереальное - слайд 9)

- Кто рассказчик  в повествовании  Гоголя  о заколдованном месте.? (быль, рассказанная дьячком  …ской церкви)

- Какие слова он использует? Все ли слова были понятны? (слайд 10)

 нечистый дух

 обморочить

 батько 

 худо

 уши развешивать

 россказни

 раздобары

 нанимали её у батька под баштан

Учитель:   Рассмотрим иллюстрации к повести. Таким  ли вы представляли себе это фантастическое место? И почему фантастическое?  (слайды 11 - 15)

Учитель:  В письмах к матери Н.В. Гоголь прочит написать ему “об Иване Купале, о русалках... Множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий...” Какие из них Гоголь использовал в прочитанной вами повести?  Отразилось ли  народное предание о кладах в тексте Гоголя? Что не похоже на народное предание? Чем занимательнее текст Гоголя?

Вывод: Писатель переосмыслил текст  предания по-своему: «нечистое» богатство» превращается в мусор. Почему? (достается даром) 

  1. Какое любимое занятие было у деда? (Послушать разные байки от проезжих.)
  2. Что случилось однажды, как он пошел плясать? (На одном месте руки-ноги слушаться отказывались.)
  3. Где горела свечка? (На кладбище, это верный знак, что припрятан клад.)
  4. Как дед попал в нужное место во второй раз? (Ударил в сердцах по «заколдованному месту», где не плясалось.)
  5. Понравился ли вам клад, который с таким трудом «добыл» дед? Какой клад ему достался? (Котел с мусором.)
  6. Что росло на заколдованном месте? (Ничего доброго там не росло: «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что такое!»)

      Таким образом, повесть „Заколдованное место“, как и другие повести „Вечеров“, опирается на традиционные фольклорные мотивы. Но и в этой повести, как и в других, Гоголь не воспроизводит в точности фольклорный материал, а создает свое собственное произведение. Для „Заколдованного места“ особенно характерен юмористический тон изложения. Фантастические элементы вставлены в бытовую реалистическую рамку, автор вводит множество бытовых деталей комического характера и самой речи придает сугубо-житейский разговорный характер.

V. Домашнее задание. 

Повесть «Заколдованное место» является завершающей в сборнике «Вечеров…». Литературовед Н. Л. Степанов отмечает, что в ней «фантастика переплетается с жизненными, бытовыми подробностями». Выписать реальное и фантастическое, оформив в виде таблицы. (слайд 17)

VI.  Общие выводы по уроку.

Итак, вернемся к  началу  урока. (На слайде портрет Гоголя) (слайд 18)

Понравился ли вам урок?  Что показалось интересным?  О чем хотелось бы узнать?

  На фоне тихой музыки (Таисия Повалий «Цвiте терен , украинская народная песня).

Любой человек – это мир. А у каждого свой мир. Писатели, поэты – особенные люди. И каждый открывает мир этих необыкновенных людей по-своему. Сегодня мы сделали первые шаги в мир удивительного писателя. Пусть сегодняшняя тропинка не прерывается, пусть она перерастет в большую дорогу. И пусть творчество Гоголя находит в вашей душе скромное место



Предварительный просмотр:

Тема:  «По зову долга и любви»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: совершенствовать навыки анализа текста, выразительного чтения

Задачи урока

Предметные: показать величие духа русской женщины , совершившей подвиг во имя долга и любви,  при анализе эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

Метапредметные: способность извлекать информацию из разных источников, свободно пользоваться словарями

Личностные:  

Воспитывать духовно – нравственные качества учащихся, развитие представления о семейных ценностях, интерес к истории нашей Родины.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная

Оборудование: учебник литературы, тетрадь, компьютер, презентация

Ход урока:

  1. Интрига.  (Показ слайда №1) 13 декабря 1825 год. Санкт-Петербург.  Ничто не нарушает тишину ночи. Всё уснуло, и только Медный всадник  да яркие звёзды не спят. Ничто не предвещает трагедии.

(Показ слайда№2). Утро 14 декабря. Площадь наполняется людьми. Именно в этот день должна была состояться присяга новому императору Николаю Павловичу (НиколаюI ). Для нового императора этот день оказался одним из самых страшных в жизни. Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Солнце в этот короткий зимний день взошло поздно – в девять часов с минутами. Николай мрачно бродил по залам Зимнего дворца. Он знал, что дворец, эта вековая твердыня русского царизма, окружен кольцом серьезного, угрожающего восстания…Мятежные офицеры и части позднее будут названы декабристами. Все они были дворянами, то есть, по понятиям того времени, опорой самодержавия и сторонниками крепостного права. Но они выступили за ограничение самодержавия и введения конституции, т.е. обязательного закона для всех, а также за ликвидацию крепостного права.  Но восстание было подавлено. Царь Николай I жестоко расправился с революционерами. Пятеро повешено, большинство сослано на каторгу… В июле 1926 года осужденных начали небольшими группами отправлять в Сибирь навстречу неизвестности, навстречу каторжной судьбе. Там, за горами и реками лягут они в сырую землю, там, за туманом расстояний и времен растают их лица, развеется память о них. Таков был умысел царя. В те дни царем было запрещено любое упоминание о декабристах, а Россия плакала о них, ведь почти каждый родовитый дворянский дом потерял или сына, или мужа, племянника.

2. Словарная работа в рассказе учителя (Показ слайда №3).

Восстание – массовое организованное выступление  против правительственной власти с целью её свержения.

Дворянство – в феодальном и капиталистическом обществе: привилегированный господствующий класс (из помещиков и выслужившихся чиновников).

Декабристы – участники восстания, которое произошло 14 декабря 1825 года в Петербурге, на Сенатской площади.

Самодержавие – в дореволюционной России: монархия.

Крепостной – относящийся к общественному строю, при котором помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность прикреплённых к земле и принадлежащих ему крестьян. Крепостное право – (общественный строй, основанный на таком праве помещика).

   - Каким образом связано это событие и творчество Некрасова? (дома познакомились с 1 частью поэмы «Русские женщины»  и историческими личностями, которым посвящено это произведение).

       Прежде чем приступить к анализу содержания поэмы, прочитаем, что говорил  С.Я.Маршак в книге «Воспитание словом»:  «Некрасов требует от своего читателя очень тонкого внимания и слуха. Он один из тех поэтов,  которых нельзя читать глазами, про себя. В его стихах звучит голос, человеческий голос…»

Поэтому, наша задача -  открыть своё внимание и слух для понимания этого произведения.

  1. Работа по теме урока. (Показ слайда №4).

Учитель.  ПРОДОЛЖИМ. И как же был неприятно удивлён царь, когда получил прошения женщин, жён декабристов, о позволении для них отправиться за своими мужьями в Сибирь. Светские красавицы, выросшие в неге и ласке, в роскоши и довольстве, они отказались от всего, чтобы последовать за своими мужьями. Тысячи таёжных вёрст, стужа, метели, невыносимая тряска и скудная еда — ничто не остановило этих женщин.

Подвиг декабристов и их жён волновал умы и сердца многих поэтов и писателей, так как литература всегда откликалась и откликается на самые злободневные темы, то и это событии отразилось в литературе.

Я предлагаю назвать сегодняшний урок  «По зову … »  Предлагаю – в конце урока  дополнить нашу тему словами, именами существительными… (Показ слайда№2).

 - Попробуем понять, что влекло их в путь, помогало преодолевать преграды, чтобы соединиться с мужьями и разделить с ними полную горечи чашу изгнания. На протяжении  урока мы раскроем тему и  идею 1 части поэмы, проанализируем её центральный эпизод.

- Кому посвятил первую часть поэмы Н.А.Некрасов? (Княгине Трубецкой)

- Что вы знаете о княгине? (Трубецкая Екатерина Николаевна, урождённая Лаваль, жена декабриста С.П.Трубецкого. Она первая последовала за мужем в Сибирь на каторгу. Тогда ей было всего 25 лет).

Проверка домашнего задания учащихся

-Почему это произведение мы можем считать поэмой? (Показ слайда №6)

ПОЭМА - (от греч. poiema - творение) - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике)

http://gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=2&wrd=%CF%CE%DD%CC%C0&bukv=%CF

Особенности этого произведения, как поэмы, мы и рассмотрим в течение урока.

http://gramma.ru/pics/0.gif

1. История создания поэмы. (Показ слайда№2).

Первоначальное название поэмы – “Декабристки”. Как вы думаете, почему автор изменил название? (“Русские женщины” - более широкое определение).

 “Русские женщины” - поэма-дилогия (состоит из 2 частей):

1 ч. “Княгиня Трубецкая” (Екатерина Ивановна первая поехала к мужу в Сибирь) написана с опорой на “Записки декабриста” Розена (1870г.), Трубецкого-мужа и сына, опубликована в 1872г., с цензурными искажениями.

2 ч. “Княгиня М.Н.Волконская” (Мария Николаевна отправилась в Сибирь вслед за кн. Трубецкой)написана по материалам “Записок М.Н.Волконской”, опубликована в 1873г. Именно после прочтения этих “Записок” у Некрасова и родилась мысль о создании поэмы.

По замыслу автора, предполагалась 3ч. - “Княгиня А.Г.Муравьева” (Александра Григорьевна была третьей женщиной-декабристкой).

Дома прочитали главу “Княгиня Трубецкая”. Составили план поэмы. ( слайд 38)

1.Вступление. Прощание с отцом.

3.Дорога.  

 4. Трубецкая у губернатора.

5. Победа княгини и решение губернатора отправить её в Нерчинск.  Открытый финал.

II. Анализ эпизода “Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

А теперь обратимся к тексту  поэмы Некрасова. Перечитаем начало.

- С чего начинается  поэма? - О чём 1 часть? (Это воспоминание о прощании с отцом. Поэма  начинается с картины стремительного бега возка. Свой путь Трубецкая начинает от порога родного дома:   «сам граф подушки поправлял», «образок повесил»)

- КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, УВИДЯТСЯ ЛИ ОНИ ВНОВЬ? (Некрасов не оставляет надежды на встречу. “Бог весть, увидимся ли вновь...” — размышляет княгиня, расставаясь с отцом)

 - Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных?

Перечитайте строфы I–III и найдите главные слова, которые нам это объяснят.

 - Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы.

- Какой же долг её зовёт? Найдите  главные слова, которые нам это объяснят (быть там, где очень трудно,  разделить тяготы жизни)

Словарная работа: (Показ слайда №3).

Долг-обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для
выполнения.

- Почему именно ночь? ( Возможно, автор уже как бы готовит нас к чему-то страшному, что дорога будет трудной, изнурительной)

Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:

Далёк мой путь, тяжёл мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь...

Гордись — я дочь твоя!..

Подберите, объясните   синонимы к словосочетанию « сталью одела грудь».

На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу. И, объясняя губернатору, зачем она следует за мужем, княгиня скажет:

Приняв обет в душе моей

                                             Исполнить до конца

 Мой долг, — я слёз не принесу

 В проклятую тюрьму —

 Я гордость, гордость в нём спасу,

 Я силы дам ему!

- С чего начинается 2 часть? (Почти так же, как и первая: всё тот же возок, всё та же бесконечная дорога).

- Сколько времени провела княгиня Трубецкая в пути до встречи с губернатором? (почти два месяца)

-   Как Н.А. Некрасов показывает, что путь княгини действительно очень тяжёл? (Поэт использует приём сопоставления: спутник княгини гак устал, что тяжело заболел, и дальнейший путь княгиня Трубецкая продолжила одна.)

-Как вы думаете, почему поэт передаёт эту часть именно в виде воспоминаний?

-Обратите внимание на последовательность эпизодов. Не нарушена ли временная последовательность?

- Зачем Н.А. Некрасову такой повтор? ( Такой повтор  показывает нам длительность пути княгини)

Вот одна из особенностей построение поэмы -  Нарушение  временной последовательности

-Гордость и долг — вот два ключевых понятия, на которых держится поэма. Но для того чтобы исполнить долг, Трубецкой  приходится вступать в борьбу с теми, кто ей в этом мешает. А кто стремится ей  помешать? ( Царь и губернатор, выполняющий его волю. )

- Встреча с губернатором – самое последнее и тяжёлое испытание на пути к поставленной цели.

- Обратимся ко 2 части. Что составляет  её основу, т.е. как  она построена?  (построена в форме диалога между княгиней Трубецкой и губернатором, который пытается уговорить княгиню вернуться домой).

Диалог и монолог.  Для какого жанра  они характерны?

Т.о. особенностью композиции поэмы является то, что она построена как драматическое произведение. Здесь есть всё: реплики участников диалога, ремарки автора.

- Что это даёт нам как читателям? (Такое построение  произведения приближает читателя к событиям поэмы, делает его свидетелем разговора, усиливает сопереживание, сочувствие читателя к героине)

-Как в двух словах можно сказать , что происходит между губернатором и княгиней? Что хочет он и чего желает поскорее она?

Вывод: Ключевым эпизодом поэмы стал разговор героини с иркутским предводителем, который прилагает все усилия для того, чтобы отговорить отважную жену от дальнейшей поездки на рудники. Диалоговая форма помогает глубже раскрыть внутренний мир персонажей, переживания, понять их мысли и чувства.

Работа в группах. Задания. (Показ слайда №   с заданиями для каждой группы ).

Группа 1.

Перечитайте первую часть диалога княгини и губернатора со слов княгини:  «В  Неречинск! Закладывай скорей!»  до слов: «…я должна/ близ мужа умереть». В чем конфликт диалога княгини и губернатора? Какие доводы приводит генерал, чтобы уговорить княгиню вернуться домой? Убедительны ли его доводы? Обоснуйте свою позицию. Выберите из реплик княгини выражения, подтверждающие её убежденность в правильности своего поступка.

Группа 2.

Перечитайте фрагмент  диалога княгини и губернатора со слов губернатора: «Да, вы умрете, но сперва…» до слов княгини: «Ему простила б я!». Прав ли губернатор в том, что князю Трубецкому легче перенести каторгу без жены?  Докажите своё мнение.  Выберите из реплик княгини слова и выражения, подтверждающие, что она разделяет политические взгляды своего мужа.

Группа 3.

Перечитайте фрагмент   со слов: «Княгиня кончила… до конца поэмы. Выберите из фрагмента элементы повествования. Найдите в них слова и выражения, создающие образ времени. В каких словах заключена кульминация  разговора княгини и губернатора? Как разрешается конфликт их диалога?

Группа 4.

Найдите в поэме портреты героев, пейзажные описания. Как в них отразились авторские оценки? Найдите детали и интонации, описывающие состояние персонажей

Ответы  

Группа 1.Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее.

 Найдем, какие доводы приводит губернатор, чтобы заставить княгиню вернуться, и проследим, как она отвергает их один за другим. Обязательно обратим внимание на то, что считает важным губернатор, а что — княгиня. (ответы учеников с моим показом слайда).

Доводы генерала

Выражения  Трубецкой, убежденной в правильности своего поступка

«Дорога наша так дурна…»

«дорога хуже»,  «опасная езда»

«Я сильна…

Уж недалек мой путь…»

«Прислана бумага…»

«Шутили, что ли над отцом? Он всё устроил сам!»

«Путь далёк», «граф… отъезд его убил»

«что решено… исполню», «долг зовет»

«Бесплодна наша сторона», «люди…душой черствы», ужасен тюремный дом», «в казарме общей надо жить», «не пощадят»

«Пускай же будет и моя не радостней его» (о жизни)

«Тот климат вас убьёт!»

«стосуточная ночь»

«Живут же люди в том краю,

Привыкну я шутя…»

Губернатор пытается вернуть Трубецкую, выполняя приказ царя. И он, действительно, использует все средства.

Решение же Трубецкой идёт от сердца. Ею движет чувство долга, сострадание к ближнему, любовь к мужу и клятва быть вместе с мужем и в горе, и в радости.

Группа 2. Князю Трубецкому легче перенести каторгу без жены? Выберите из реплик княгини слова и выражения, подтверждающие, что она разделяет политические взгляды своего мужа.

Трубецкому легче перенести каторгу без жены

Трубецкая разделяет политические взгляды мужа

«Да, вы умрете, но сперва

Измучите его,

Чья безвозвратно голова

Погибла»

«Я гордость, гордость в нём спасу,

Я силы дам ему!

Презеренье к нашим палачам

Сознанье правоты…»

«… с  вами не знавать

Ему счастливых грез,

В себе он будет сознавать

Причину ваших слез»

«Там люди заживо гниют –

Ходячие гробы…

Вернуться? Жить среди клевет,

Пустых и темных дел?..

Там места нет, там друга нет

Тому, кто раз прозрел!»

«Увлекся призраком пустым

И – вот его судьба!...»

«Но знаю: к родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..»

Некрасов показывает, как постепенно мужает характер княгини. Все, что раньше казалось ей незыблемым, теперь переосмысливается или отбрасывается навсегда. Трубецкая стремится приобщиться к новым идеям и истинам, свято уверовав в правоту идеалов и стремлений своего мужа и его товарищей.

Группа 3. элементы повествования, слова и выражения, создающие образ времени

Объясняться предводителю с готовой на многие испытания, женщиной трудно, задерживая отъезд княгини своим волевым решением, он всеми силами пытается отговорить героиню от дальнейшего продолжения путешествия. В речи его есть экспрессивные эпитеты («глухих лесов», «страшный край», «черствым сухарем»), сложные метафоры («мрак и холод круглый год», «стосуточная ночь повиснет над страной», «пять тысяч каторжников там озлоблены судьбой»), яркие сравнения («короче нашей там весна»). Иркутский губернатор без прикрас описывает сложную жизнь на каторге, говорит о тяжелых природных условиях сибирского края, о нечеловеческих условиях существования каторжников.

 Нужно сказать, что описанная Некрасовым сцена имела место в действительности, и Цейдлер на самом деле получал приказ от императора остановить Екатерину Ивановну любой ценой. Доводы героини во время разговора также могут восприниматься как характеристика княгини Трубецкой из поэмы «Русские женщины». Ее не страшат ни подробности того, как живут каторжники, ни суровый климат, где только три месяца в году светит солнце, ни тот факт, что княгиню и ее детей приравняют к простым крестьянам. Екатерина Ивановна, подписавшая отказ от всех своих прав, готова идти вперед даже в составе партии каторжников. Твердый характер, огромная сила воля, ни с чем не сравнимые мужество и стойкость Трубецкой заставили губернатора отступить. «Я делал все, что мог…», - эти слова Цейдлера стали признанием моральной победы, которую одержала решительная, готовая ко всему женщина

Группа 4. портреты героев, пейзажные описания

Характеристика персонажей

Княгиня:

Умна, критически оценивает  современное ей дворянское общество и царя; у нее сильная воля; смогла

преодолеть сопротивление Генерала.

Генерал:

Уважительный, почтительный к людям более высокого положения в обществе. Честно исполняет

 долг по службе. Умен. Видит тяжесть жизни арестантов, местного

 населения. Человечен. Осмелился не выполнить предписание о возвращении Княгини в Петербург.

Трубецкая горда и аристократична, избыточно умна и холодновата, недоступна    

Содержание произведения, его тему и идею, характеры героев очень ярко проявляет речь героев, употребляемая ими лексика. в речи губернатора и княгини примеры лексики  высокого  и низкого стиля.

(Высокая: мечты, свобода, почет, Бог, рай, честь, торжество, месть, клевета, прозрел. Низкая: тюрьма, позор, гниют, дрянь, подленькая, тупые, продажные).

     Как характеризует княгиню  лексика  и использование яркой метафоры?

   (Она высокообразованна, ее речь ярка, выразительна, образна, полна глубокого напряжения, иронии и печали. Но она использует не только высокую лексику, но и низкую, ту, на которой говорит простой народ. Речь княгини свидетельствует о богатстве ее внутреннего мира, твердости убеждений, широте взглядов на устройство жизни)..

 Система персонажей, их характеристика

Сцена диалога Генерала и Княгини построена на антитезе, но в конце разговора персонажи объединены неподчинением царю, сочувствием к государственным преступникам – декабристам, сознанием правоты своего поступка.

Вывод: сюжетные и внесюжетные персонажи оказываются к концу поэмы в одном лагере;они все противопоставлены царю, его политике, его бесчеловечности.           

Словарная работа:

Самоотверженность (ый) – жертвующий своими интересами ради других, ради общего  блага. (Самоотверженный характер, поступок).

Преданность (ый) – исполненный любви и верности кому-нибудь.

Любовь – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

Решительность (ый) – твёрдый в поступках, не колеблющийся, исполненный твёрдости,
непреклонности.

Мужество-храбрость – присутствие духа в опасности, проявление стойкости.

Н.А. Некрасов использует форму диалога, характеризуя путешествие княгини Трубецкой в Сибирь. Ключевым эпизодом поэмы стал разговор героини с иркутским предводителем, который прилагает все усилия для того, чтобы отговорить отважную жену от дальнейшей поездки на рудники. Диалоговая форма помогает глубже раскрыть внутренний мир персонажей, переживания, понять их мысли и чувства.

-         Кто оказывается морально более стойким в этом диалоге? (княгиня)

-         Как вы думаете, почему НА Некрасов выбирает для своей поэмы именно форму диалога? (через диалог лучше раскрывается внутренний мир героев, их переживания, чувства)

-         Каков финал этой части поэмы? (Губернатор осознаёт моральное превосходство княгини Трубецкой и обещает за три дня довезти её на место, даже если за это его снимут с должности.)

- Что еще толкало женщин в дорогу?

Любовь — чувство, которое наверняка было очень важным для решения отправиться в добровольное изгнание. И всё-таки поэт подчёркивает, что есть чувство выше и чище любви мужчины к женщине и женщины к мужчине:

        О, если б он меня забыл

        Для женщины другой,

        В моей душе достало б сил

        Не быть его рабой!

        Но знаю: к родине любовь

        Соперница моя,

        И если б нужно было, вновь

        Ему простила б я!..

Сюжеты обеих поэм – путешествия. Обе поэмы объединяются темой дороги. Важно показать возмужание характеров, рост сознания героини. Историзм связан с воспроизведением психологии жен декабристов

V. Заключение, подведение итогов.

- Какие качества обозначил в героине поэмы автор? Какой мы видим в поэме княгиню Трубецкую?

- Каково авторское отношение к ней?( Некрасов выразил глубину чувств женщин, силу их мужества)

- Каковы Тема и идея поэмы

Тема: личность княгини Е.И. Трубецкой.

Идея: 1. Восхищение подвигом жен декабристов;

Главные достоинства русского национального женского характера – несгибаемое мужество в исполнении своего долга, преданность семье, любовь к мужу

Действие поэмы «Княгиня Трубецкая» на этом эпизоде заканчивается. Но путь Трубецкой продолжается.

Работа по географической карте  Слайд 8

Учитель: Давайте зрительно проследим этот 2х месячный путь Трубецкой  с начала, а затем других, кто последовал ее примеру.

- Рассказывает ученик, показывая на экране :

 С-Петербург — Москва — Красноярск — (где сломалась карета, заболел провожатый, а они продолжали путь в тарантасе) - Иркутск - (где губернатор пытается ее вернуть ее обратно)  - озеро Байкал - (пресекали ночью. Нежно - голубые хрустальные глубины громоздятся у берега точно последняя грань меду тем, что они покидали и тем, к чему спешат) - Чита -(Петровский железный завод) - Нерчинск - (встреча с Трубецким, Благодатный рудник).

-Именно там, долгих 29 лет рядом с любимым человеком провела свой остаток лет Трубецкая. Это ли не подвиг?

Учитель: Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся за своими мужьями. Но каждая из тех, кто разделила участь мужа, достойна того, чтобы о ней помнили. Согласны ли вы, что их можно назвать героинями? Ее примеру последовали многие, некоторые ехали даже не за мужьями, а за женихами.

- Первоначально поэма называлась “Декабристки”. Это название, написанное карандашом, сохранилось в рукописном варианте в архивах. Исследователи отмечают, что “это заглавие гораздо точнее, чем “Русские женщины”, потому что среди декабристок были три француженки и одна полька: Анненкова (урожденная Гебль), Трубецкая (Лаваль), Ивашева (Ле-Дантю) и Юшневская. Прав ли был Н.А. Некрасов, назвав все-таки поэму “Русские женщины”?

Замена первоначального названия «Декабристки» на «Русские женщины» подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков. Некрасов показал, что образ «величавой славянки» не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его —- духовная красота. Княгиня Трубецкая у Некрасова обобщенный образ, как и образы других жён декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.

-    Кого выбирает Н.А. Некрасов в качестве главной героини для своей поэмы? (женщину-дворянку)

-    Как автор относится к своей героине? (восхищен ее поступком)

-    Какими чертами характера обладает княгиня Трубецкая? (целеустремленность, стойкость, сила духа и др.)

-    Как вы думаете, почему Н.А. Некрасов называет свою поэму «Русские женщины»? (Главное для поэта в поэме — показать подвиг не просто представительницы дворянского класса, а русской женщины.)

— Как вы думаете, какие же это черты характера? (Высокая нравственность, преданность, умение жертвовать собой во имя любимого человека, решительность, настойчивость, сочувственное отношение к делу мужей и так далее.)

— Таким женщинам под стать и мужчины, которым они посвятили свою жизнь. Николаю не удалось стереть с лица земли декабристов, сломать их волю, силу духа, преданность делу, ради которого они столько претерпели. Это были люди невиданной душевной стойкости.

Учитель. Вернемся к теме урока. Тысячи таёжных вёрст, стужа, метели, невыносимая тряска и скудная еда — ничто не остановило этих женщин. Что влекло их в путь, помогало преодолевать преграды, чтобы соединиться с мужьями и разделить с ними полную горечи чашу изгнания. Что же заставило этих женщин, светских красавиц, выросших в неге и ласке, в роскоши и довольстве,  отказаться  от всего, чтобы последовать за своими мужьями? По какому зову они шли за своими избранниками??? (По зову долга и любви…)

Есть такой замечательный фильм – « Звезда пленительного счастья». В этом фильме использован сюжет из главы « Княгиня Трубецкая».

-Посмотрим этот эпизод. Просмотр фильма. Слайд 7.

10. Подведение итогов. Итог урока: Вот и закончилось наше путешествие в историю. Помогал нам в этом Н.А.Некрасов. Если вы захотите узнать о других жёнах декабристов, то можете прочитать 2 часть поэмы Некрасова.

- Задание: напишите сочинение-миниатюру «Подвиг любви и долга».

          В характерах жён декабристов проявились главные    качества русского женского национального      характера - самопожертвование, достоинство, терпение.

         Княгиня Трубецкая у Некрасова - обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Поэт наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.

             Поэма – гимн благородным духовным порывам, мужеству, стойкости, верности, всепобеждающей силе любви.

Из дневника М.Волконской:

“Жена, следуя за своим мужем, сделается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, то есть будет уже признаваема не иначе, как женою ссыльного-каторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить все, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже и начальство не в состоянии будет защитить ее от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого неразвитого, презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущею равную с ним участь, себе подобно: оскорбления сии могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеям не страшны наказания. Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне!

– Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собою взять не дозволено”.

Авторская позиция в поэме

Отношение автора к Княгине.

Имя героини - в заглавии I части  поэмы, указание подзаголовка –

1826 г. – поэт восхищается   поступком этой женщины, она первая добилась разрешения поехать к мужу в Сибирь.

Почему Трубецкая оказывается сильнее?

Скажите, неужели княгиня Трубецкая и родилась такой мужественной, бесстрашной?

Скорее всего, чем больше было препятствий, тем решительнее Трубецкая становилась. Мы видим становление характера героини

Какие  чувствавызывает иллюстрация художника Д.Шмаринова?  Какими средствами графики художник добивается определенного настоения?

Эпизод ( греч. привходящий, посторонний ) - часть (отрывок, фрагмент) художественного произведения, имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы ( изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа).

  1. Самостоятельный структурный элемент, законченное целое.
  1. Речевой строй эпизода:

Диалог

Основной конфликт диалога

Речевые характеристики

Особенности авторских ремарок

Подтекст

  1. Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде
  1. Эмоциональный пафос эпизода  (гл. настроение  эпизода, чувство)
  1. Мастерство писателя, особенности писательского стиля
  1. Часть произведения, звено в общей цепи произведений.
  1. Место эпизода в развитии сюжете и композиции.
  1.  Герои эпизода в системе образов произведения.
  1. Отражение в эпизоде особенностей жанра, авторского творческого метода, литературного направления.
  1. Связь темы, проблемы
  1. Значение эпизода    для  раскрытия  идейного содержания всего произведения.