Для воспитателей
Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Воспитатель, как организатор и координатор деятельности в группе, непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями. Стоит отметить что, какой бы высокой ни была квалификация педагога, как бы глубоко не продумывались содержание и формы образовательной деятельности с детьми, положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Взаимодействие с родителями дошкольников» | 20.98 КБ |
«Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников» | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему:
«Взаимодействие с родителями дошкольников»
Цель: обеспечение оптимизации преемственности в воспитании ребенка в детском саду и ДОУ.
Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Воспитатель, как организатор и координатор деятельности в группе, непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями. Стоит отметить что, какой бы высокой ни была квалификация педагога, как бы глубоко не продумывались содержание и формы образовательной деятельности с детьми, положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
В современных условиях задачей модернизации взаимодействия семей и детского сада является развитие диалогового партнерского взаимодействия в системе «детский сад-семья», направленного на активное включение родителей (законных представителей) в жизнь дошкольного учреждения.
Партнерское взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников предполагает:
- взаимопомощь,
- взаимоуважение и взаимодоверие,
- знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении,
- обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с
другом.
Условия успешной работы с родителями:
- изучение социального состава родителей, уровня образования, социального благополучия, выявление семей группа риска;
- дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
- целенаправленность, систематичность, плановость;
- доброжелательность и открытость.
Формы взаимодействия с семьей:
Среди традиционных форм взаимодействия детского сада и семьи
выделяют:
1. Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.
2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление визуального ряда посредством создания и размещения информационных стендов, альбомов, папок организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
3. Образование родителей: проведение родительских собраний, всеобучей, лекций, семинаров, семинаров-практикумов.
4. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности. Остановимся более подробно на нетрадиционных формах взаимодействия с родителями воспитанников, которые являются наиболее актуальными. Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить следующие подгруппы: познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно-информационные
Одними из некоторых форм проведения нетрадиционных родительских встреч в детском саду:
«Педагогическая гостиная»
Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На таких встречах обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель–ребенок–детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что воспитатель ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких встречах подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.
«Педагогическая конференция»
При подготовке мероприятия поводится подготовительный этап, где родителям дается какое-либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За две недели до встречи родителям раздаются материалы на определенную тему, воспитатель просит прокомментировать то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении.
Например, встреча в младшей группе может быть посвящена теме «Кризис 3-х лет». Родителям предлагается прокомментировать несколько высказываний классиков: как они понимают это высказывание, затем родители и педагоги дают свои советы по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы оформляются в картотеки или альбомы «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей»
«Педагогическая конференция - аукцион»
Подготовка такой встречи проводится так же, как и при проведении педагогической конференции, отличием является то, что обмен опытом проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, воспитатель дает понятие «кризиса трех лет», совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Затем предлагает поделиться родителям опытом, как они преодолевали данный период, или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек, также оформляются в картотеки или альбомы «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей»
«Семинар-практикум»
На такой встрече могут выступать не только воспитатели, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Заранее определяется тема встречи и ведущий, им может быть, как воспитатель, так и родители или приглашенные специалисты. Например, если встреча посвящена теме детских страхов, то в качестве ведущего такой встречи будет выступать педагог-психолог. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят высказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления, могут обыгрываться небольшие ситуации. Далее с родителями проводятся мини-тренинг по саморегуляции, демонстрируются игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, что бы родители при возникновении трудностей могли помочь своим детям.
«Душевный разговор»
Такая встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (например, в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, обыгрывание ситуаций, демонстрацию коротких видеофильмов или видеофрагментов. Особенность такой встречи в том, что в конце общения родителям не дают конкретных рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, тема встречи «Ваш ребенок – левша». С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей, и установить какая степень леворукости у ребенка - слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью. В конце такой встречи, необходимо продумать в какой форме будет происходить рефлексия (получение обратной связи): это может быть анкетирование, обмен мнениями и впечатлениями от встречи и т.д.
«Мастер-класс»
Встреча, подготовленная в форме мастер-класса, предполагает, что воспитатели, родители или приглашенные специалисты детского сада могут провести маленький урок, т.е. поделиться опытом по воспитанию и развитию детей, продемонстрируют свои достижения в той или иной области. Предварительно воспитатель определяет тему встречи, учитывая запросы родителей. Затем можно дать тему нескольким родителям, которые смогут объяснить или продемонстрировать на практике, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться и т.д. В конце встречи подводиться итог. На такой встрече участники дают друг другу практические советы, показывают ролевую сценку, демонстрируют практические навыки (например, воспитатель может показать родителям, как изготовить дидактическое пособие своими руками, как играть в ту или иную игру) и т.д.
«Ток-шоу»
Встреча, организованная в такой форме подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На «Ток-шоу» могут выступать родители, воспитатели, можно пригласить специалистов. Например, тема встречи «Домашние питомцы – плюсы и минусы», участники встречи произвольно делятся на две подгруппы, одна из которых отстаивает мнение о том, что если в доме есть домашние питомцы, то это – хорошо, а другая – мнение что, если в доме
есть домашние питомцы, то это – плохо. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Все позиции совместно обсуждаются. В конце встречи участникам каждой команды предлагается перейти в другую команду, если они изменили свою точку зрения, или остаться в своей команде. Также можно провести голосование с целью определения, какая же точка зрения победила.
«Тренинг»
Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5-8 занятий. Как правило, он проводится психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тренинговые задания могут быть такими: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства» и др. Также родительские тренинги могут готовиться в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к истине. «Игровое моделирование» Эта форма заключается в ролевом проигрывании проблемных ситуаций семейного воспитания, игровом взаимодействии родителей и детей в различной детской деятельности, моделировании способов родительского поведения, обмене опытом семейного воспитания и др. Положительной стороной подобных форм является то, что они способствуют установлению неформальных контактов с родителями, исключают навязывание готовой точки зрения, нацеливают на поиск собственного выхода из сложившейся ситуации.
Методы активизации родителей:
На родительских встречах нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей. «Мозговой штурм» - это метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы. «Реверсионная мозговая атака, или Разнос» - этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков. «Список прилагательных и определений» - такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели. «Ассоциации» - на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, встреча на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы. «Коллективная запись» - каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного. «Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен?», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. При этом вводится запрет на критику. «Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Этот метод подходит для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии. Можно также объединять эти вопросы между собой, чтобы получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 4 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них,
родители могут увидеть и нестандартные пути их решения. «Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.
Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему:
«Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников»
Цель: проинформировать педагогов о традиционных и нетрадиционных формах взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.
Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка.
К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (медсестра, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.).
Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. Тему желательно формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.
В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания.
Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети. Например, на собрание по трудовому воспитанию можно подготовить приглашения в виде фартука или веничка, к Новому году — в виде елочки и др. Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с родителями.
Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.
На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Целесообразно провести экскурсию по ДОУ, познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.
Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.
Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.
Отдельную группу составляют наглядно-информационныеметоды. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.
Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах.
Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое.
Организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им выдаются на дом.
Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы». «Устный журнал» состоит из 3—6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Рекомендуемые рубрики: «Это интересно знать», «Говорят дети», «Советы специалиста» и др. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.
Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе.
В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.
Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты. В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты, родители и дети.
Таким образом, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками дошкольного учреждения.
Литература:
О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005
О. В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. пособие для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2005
Т. Н. Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями». М., 2002