Эрудит.
Способность предполагается заранее, но она должна стать умением.
Иоганн Вольфганг Гёте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiadnye_zadaniya_po_russkomu_yazyku_5-8_kl.docx | 37.08 КБ |
olimpiada_po_russkomu_jazyku_i_literature_6_klass.doc | 29 КБ |
rja_7_klass.docx | 16.05 КБ |
zadanija_i_otvety_6kl.docx | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по русскому языку в 5 классе.
1. В каждой группе из четырех слов одно лишнее. Почему?
Бог, слог, враг, книг.
Друг, сапог, смог, мягкий.
2. Поставьте ударения в словах:
квартал, средства, револьвер, километр, отдал, камбала, петля.
3. Укажите, сколько раз встречается звук Т в предложении:
Документ подписан директором.
4. Объясните разницу в значении слов:
поступок – проступок, поглотить – проглотить, описка – отписка.
5. Определите состав слов: перчик, переплетчик, огурчик, избирательный, паровозоремонтный.
6. Можно ли к данным словам подобрать антонимы?
Отважный, здоровый, вчерашний, интересный, светлый, прошлогодний, белый, стальной.
7. Подобрать по 2 определения к словам: тюль, рояль, фасоль, мозоль, картофель.
8. Найдите и исправьте ошибки в выборе слов:
1. Миша одел шапку и вышел.
2. Я вылил воду из ведра и обратно налил его водой.
9. Что означает выражение «спустя рукава», что вы знаете о его происхождении.
10. Напишите сочинение на тему «Мой сосед по парте».
Олимпиадные задания по русскому языку в 6 классе
1. К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подберите родственные слова, активно используемые в наши дни:
персты, чело, десница, чаять.
2. Поставьте ударения в словах:
партер, столяр, договор, начал, красивее, щавель, начала, медикаменты, процент, статуя.
3. В трамвае один пассажир спрашивает другого:
- На следующей остановке выходите?
- А другому кондуктор напоминает:
- На следующей остановке выходите!
Объясните, чем отличаются друг от друга выделенные слова?
4. Устраните двусмысленность фразы:
Брат стоял около теленка, который щипал траву и гладил его.
5. Какова роль буквы Ь в словах: ночь, пишешь, бьют, конь?
6. Подберите к словам границы, прочный, идти, потеря синонимы, придающие речи торжественную окраску.
7. Что означает выражение «бить баклуши», что вы знаете о его происхождении?
8. Какими русскими словами можно заменить слова: антракт, контролировать, лозунг?
9. Определите состав слов: объявление, одновременно, заботливый.
10. Напишите сочинение на тему:
«Если бы я был волшебником…»
Русский язык. 7 КЛАСС
Часть 1. Вопросы и задания
1. Разберите данные слова по составу:
а) небо, сто, радио, соло;
б) судья, друзья, гостья;
2. Вставьте пропущенные буквы; укажите, в каких словах пропущенная буква является соединительной гласной:
а) ави…почта;
б) би…логия;
в) такс…парк;
г) авт…биография;
д) громк…говоритель;
ж) сорок…ножка.
3. Определите, допущены ли орфографические ошибки в данных парах слов. Объясните значение этих слов:
а) сервиз – сервис;
б) компания – кампания;
в) колос – колосс;
г) приемник – преемник;
4. Укажите в приведенном перечне заимствованные слова. Из какого языка они заимствованы?
Азбука, алфавит, бал, карандаш, галстук, салат, суп.
5. Установите, в каком значении употреблено слово свежий в следующих словосочетаниях и предложениях:
а) свежий номер газеты;
б) купил свежий хлеб;
в) дует свежий ветерок;
г) надел свежую рубашку;
д) налить свежую воду.
6. Найдите и объясните ошибки в данном предложении. Дайте правильный вариант предложения.
Синоптики заранее предсказали о наступлении холодов.
7. Сформулируйте значение данных фразеологизмов-синонимов:
а) олух царя небесного;
б) пень березовый.
8. От каких самостоятельных частей речи образованы следующие наречия?
Впервые, ночью, дома, надвое, вкрутую, вслепую.
9. Определите падеж числительных:
а) десять делится на два без остатка;
б) три плюс два будет пять;
в) с работой справились за два дня.
10. Распределите данные слова по частям речи.
Три, тройка, тройня, трое, втроем, в-третьих, третий, тройной, троякий, трешка, тройчатка, треть, трижды, тройник, трехсотый, трехзальный, триста, трио, троечник, троица.
Часть П. Работа с текстом
Прочитайте текст и выполните приведенные ниже задания.
Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке. Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура немного мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказав: « Живет!». Такой же самый крепкий и на диво стаченный образ был у Собакевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь. Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они столовую: медведь! Совершенный медведь!
( Н.В.Гоголь)
Задания
1. Определите, в рамках какого стиля создан текст. Аргументируйте свой ответ.
2. Укажите ведущий тип речи в этом тексте. Аргументируйте ответ.
3. Напишите сочинение (объемом 100-120 слов), в котором дается портретное описание известного вам человека в минуту радости. Созданный вами текст озаглавьте.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 7 класс
Ключи к вопросам и заданиям
1. а) Неб – корень, о – окончание; ст – корень, о – окончание; радио – корень; соло – корень;
б) суд – корень, й//j – суффикс, а– окончание; друзь – корень, й//j – суффикс, а – окончание; гость –корень, й//j – суффикс, а – окончание.
Оценивание. За каждую правильно выделенную морфему -0,5 балла.
Максимум 7,5 балла.
2. а) авиапочта;
б) биология;
в) таксопарк,
г) автобиография,
д) громкоговоритель;
ж) сороконожка.
Соединительные гласные имеются в словах:
таксопарк (такси + парк)
сороконожка (сорок + ножек)
Оценивание. За каждое правильно написанное слово -0,5 балла. За правильное указание каждого слова с соединительной гласной – еще по 0,5 балла. Максимум 4 балла.
3. Орфографических ошибок нет. Слова различаются по значению.
а) Сервиз – полный набор столовой или чайной посуды на определенное количество человек. Сервис – работа по удовлетворению чьих-то нужд.
б) Компания – общество, группа лиц, проводящих вместе время. Кампания – мероприятия для осуществления очередной важной общественно-политической или хозяйственной задачи.
в) Колос – соцветие злаков, в котором цветки расположены вдоль конца стебля. Колосс – статуя, колонна громадных размеров.
г) Приемник – аппарат для приема чего-нибудь (сигналов, речи, музыки, изображений и т. д.). Преемник – чей-нибудь продолжатель.(Словарь русского языка . С. И. Ожегов, 1994 г.).
Оценивание. За правильное указание на отсутствие орфографических ошибок – 2 балла. За верную формулировку лексического значения каждого слова –по0,5 балла. Максимум 6 баллов.
4. Тюркские : карандаш .
Французские: салат, бал, суп.
Немецкие: галстук.
Греческие: алфавит.
Русские: азбука.
Оценивание. За верное указание происхождения каждого слова – по 0,5 балла. Максимум 3,5 балла
5.
а) свежий номер газеты (последний);
б) купил свежий хлеб (новоиспеченный);
в) дует свежий ветерок (прохладный);
г) надел свежую рубашку (выстиранная);
д) налить свежую воду (не загрязненная);
Оценивание. За верную формулировку каждого значения – 0,5 балла. Максимум 2.5 балла.
6. В предложении допущены две ошибки: 1) лексическая ошибка – плеоназм: слово заранее и слово предсказать дублируют смысл друг друга. 2) допущена грамматическая ошибка: нарушены нормы управления. Надо: Синоптики заранее сообщили о наступлении холодов (П. п.) или Синоптики заранее предсказали наступление холодов (В.п.).
Оценивание. За указание на каждую ошибку – по 1 баллу. За исправленный безошибочный вариант – по 1 баллу. Максимум 4 балла.
7. Данные фразеологические единицы означают : «тупой, невежественный человек».
Оценивание. За верно сформулированное значение -0,5 балла. Максимум 0,5 балла.
8. Впервые – от числительного первый;
ночью – от существительного ночь;
дома – от существительного дом;
надвое – от числительного двое;
вкрутую – от прилагательного крутой;
вслепую – от прилагательного слепой.
Оценивание. За каждый правильный ответ 0,5 балла. Максимум 3 балла.
9.
а) Десять (И. п.), два (В. п.);
б) Три ( И. п.), два (И.п.), пять (И. п.);
в) Два (В.п.);
Оценивание. За каждый правильный ответ 0,5 балла. Максимум 1,5 балла.
10. Числительные: три, трое, третий, трехсотый, триста.
Существительные: тройка, тройня, трешка, тройчатка, треть, тройник, трио, троечник, троица.
Наречия: втроем, трижды.
Модальное (вводное слово): в-третьих.
Прилагательные: тройной, троякий, трехзальный.
Оценивание. За общий правильный ответ – 3 балла. За каждую ошибку – минус 0,5 балла. Максимум 3 балла.
Максимальное количество баллов за первую часть - 32,5.
Часть П
1. Художественный стиль. Аргументация должна быть связана с указанием на особую (эстетическую) функцию текста, на главную стилистическую особенность текста (образность) и на наиболее яркие средства ее воплощения (например, это эпитеты, метафоры, ирония, гипербола, обилие художественных деталей, ряды однородных членов, лексико-синтаксический повтор).
Оценивание. Правильно определен стиль – 1 балл; каждый аргумент – по 1 баллу. Максимум – 10 баллов.
2. Тип речи – описание (статическое). В тексте изображается целый ряд признаков, предметов, «которые необходимо представить себе все одновременно» (П.С.Коган). Главное назначение – портретизация.
Оценивание. Правильно определен тип речи – 1 балл; аргументация – 2 балла. Максимум – 3 балла.
3. Творческая работа конкурсанта должна представлять собой связный, целостный и завершенный текст, реализованный в жанре эссе (100-120 слов). В нем должен быть «нарисован» портрет человека, переживающего радость, радостное возбуждение. При этом возможно описание его мимики, движений, звучания голоса, т.е должно быть передано переживаемое человеком чувство радости.
Заголовок обязателен. Заглавие – важный идейно-тематический и структурно-композиционный компонент текста. Поэтому менее удачными будут заголовки, в которых нет «намека» на идею; более удачными - заголовки, в которых «сквозит» идея
Оценивание. Заглавие приведено – 1 балл, приведено удачное заглавие – 2 балла. При соблюдении всех других необходимых требований ─ 12 баллов; при некорректном построении текста (несоблюдение жанровых требований, связности и других текстовых признаков, наличие большого количества ошибок ─ больше пяти) снимается до 7 баллов. Если радость, радостное состояние описываемого человека передать не удалось, снимается 6 баллов.
Максимум – 12 баллов.
Максимальное количество баллов за вторую часть – 25.
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВСЮ РАБОТУ – 57,5.
Русский язык. 8 КЛАСС
Часть 1. Вопросы и задания
1. Назовите фамилии известных вам ученых-лингвистов.
2. Выполните морфемный анализ следующих слов:
Радист, героизм, ванная.
3. Определите, допущены ли орфографические ошибки в данных парах слов. Объясните значение этих слов:
а) здравица – здравница;
б) вперемежку – вперемешку;
в) равный – ровный;
г) везти – вести;
д) помощь – помочь.
4. Установите, в каком значении употреблено слово свежий в следующих словосочетаниях и предложениях:
е) свежие мысли;
ж) свежее лицо;
з) свежая капуста;
и) свежие краски;
5. Объясните значение фразеологизмов-синонимов:
а) прописать ижицу;
б) дать березовой каши;
в) намылить шею.
6. Определите падеж числительных, употребленных в следующих словосочетаниях и предложениях:
а) раздали по две тетради;
б) у нас каждый день по пять уроков;
в) от десяти отнять семь будет три;
г) поезд опаздывает на два часа;
д) вечером работаем еще два часа.
7. От слов каких частей речи образовались следующие формулы речевого этикета:
здравствуйте, прощайте, пожалуйста, до свидания, спасибо.
8. Определите тип синтаксической связи в данных словосочетаниях:
Старушка-соседка, ее отец, две сосны, желание учиться, один из школьников.
9. Объясните, почему предложение Заказ доставлен Ивановым можно понимать по-разному.
10. У каких существительных больше всего одинаковых (совпадающих) падежных окончаний?
Часть П. Работа с текстом
Прочитайте предложенный текст и выполните приведенные ниже задания.
Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться? Не сердясь, выяснить недоразумение – и все. Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.
Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т.д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.
В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.
(Д.С. Лихачев)
Задания
2. Определите, в рамках какого стиля создан текст. Аргументируйте свой ответ.
2.Укажите ведущий тип речи в этом тексте. Аргументируйте ответ.
3. Придумайте заглавие к предложенному тексту.
4. Напишите сочинение-рассуждение (объемом 100-130 слов) на тему «Обида обычно лежит где-то низко» (Д.С.Лихачев), в котором должно быть представлено ваше понимание смысла вынесенной в заглавие цитаты.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 8 класс
Ключи к вопросам и заданиям
Часть 1
1. Ученые-лингвисты: И.А.Бодуэн де Куртэне, В.В. Виноградов, Л.В. Щерба, С.И. Ожегов, М.В. Ломоносов, Ф.Ф. Фортунатов, Н.М. Шанский, Н.Ю. Шведова, В.В. Бабайцева, А.Н. Тихонов, Д.Э. Розенталь, Р.И. Аванесов и др.
Оценивание. За фамилию каждого ученого 0,5 балла. Максимум -5 балов.
2. Рад – корень; -ист – суффикс, окончание – нулевое; геро(j) – корень, -изм – суффикс, окончание – нулевое; ванн – корень, -н – суффикс, -ая – окончание;
Оценивание. За каждую правильно выделенную морфему -0,5 балла. Максимум 4,5 балла.
3. Орфографических ошибок нет. Слова различаются по значению.
а) Здравица – заздравный текст. Здравница – общее название санаториев, домов отдыха.
б) Вперемежку – попеременно чередуясь, перемежаясь. Вперемешку – в смешанном виде, в беспорядке.
в) Равный – одинаковый, совершенно сходный. Ровный – гладкий, прямой, не имеющий возвышений, утолщений, изгибов.
Везти – перемещать, доставлять куда-нибудь на себе. Вести – помогать идти, сопровождать. (Словарь русского языка. С. И. Ожегов, 1994 г.).
Оценивание. За правильное указание на отсутствие орфографических ошибок – 2 балла. За верную формулировку лексического значения каждого слова – по 0,5 балла.
Максимум 6 баллов.
4. а) свежие мысли (новые, оригинальные;
б) свежее лицо (отдохнувшее, бодрое
в) свежая капуста (не подвергшаяся обработке);
г) свежие краски (яркие, не выцветшие);
Оценивание. За верную формулировку каждого значения – 0,5 балла. Максимум 2 балла.
5. Значение фразеологических единиц – «наказать».
Оценивание. За верное истолкование значения– 1 балл.. Максимум 1 балл.
6.
а) по две – винительный падеж;
б) по пять – винительный падеж
в) от десяти – родительный падеж; семь – винительный падеж; три – именительный падеж
г) на два – винительный падеж;
д) два – винительный падеж
Оценивание. За каждый верно определенный падеж – 0,5 балла. Максимум 3,5 балла.
7. Здравствуйте – от глагола здравствовать,
прощайте – от глагола прощать;
пожалуйста – на базе словосочетания пожалуй, старая, в которое входил глагол пожаловать и субстантивированное прилагательное старая;
до свидания – на базе предлога до и существительного свидание;
спасибо – на базе словосочетания спаси бог, в которое входил глагол спасти и существительное бог.
Оценивание. За каждый правильный ответ -0,5 балла. Максимум 2,5 балла.
8. Старушка-соседка – согласование;
ее отец – примыкание;
две сосны – управление:
желание учиться - примыкание;
один из школьников – предложное управление.
Оценивание. За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимум 2,5 балла.
9. Падежная форма Ивановым может быть воспринята двояко: как форма дательного падежа множественного числа или как форма творительного падежа единственного числа.
Оценивание. За правильное объяснение 1 балл.
10. Больше всего совпадающих форм у существительных третьего склонения.
Оценивание. За правильный ответ 2 балла.
Максимальное количество баллов за первую часть – 30.
Часть П
1. Публицистический стиль. Аргументация должна быть связана с указанием: 1) на его функцию – текст создан с целью воздействия на читателя и приобщения его к позиции автора; 2) на ведущие стилистические особенности языка (оценочная лексика, отвлеченная лексика, прямое обращение к адресату – вы, простота синтаксического строя, вопросно-ответная организация речи ).
Оценивание. Правильно определен стиль – 1 балл; каждый аргумент – по 1 баллу. Максимум – 6 баллов.
2. Тип речи – рассуждение. Его цель – развить и доказать тезис о неконструктивности обиды как помехи для правильного поведения человека.
Яркие приметы рассуждения – отвлеченная лексика, «личное» наблюдение автора (допустим, конечно, вобщем-то); использование форм настоящего вневременного. Имеется обобщенно-характеризующее положение (Излишняя обидчивость – признак недостатка ума) и его детализация, развитие.
Оценивание. Правильно определен тип речи – 1 балл; каждый аргумент – по 1 баллу. Максимум – 5 баллов.
3 Заглавие – важный идейно-тематический и структурно-композиционный компонент текста. Поэтому менее удачными будут заголовки, в которых нет «намека» на идею (например, «Обида», «Обидчивость»); более удачными - заголовки, в которых «сквозит» идея: Когда можно обижаться, Обижаться следует далеко не всегда, Как ответить на обиду с достоинством и т.п.
Оценивание. Заглавие приведено – 1 балл, приведено удачное заглавие – 4 балла.
Максимум 4 балла.
4. Сочинение конкурсанта должна представлять собой связный, целостный и завершенный текст, определенного жанра (эссе, заметка и др.) (100-130 слов). В нем должно быть представлено понимание учеником позиции академика Д.С.Лихачева, сформулированной в заглавии сочинения (и в данном для анализа тексте).
Оценивание: при соблюдении вышеуказанных требований ─ до 10 баллов; при некорректном построении текста (несоблюдение жанровых требований, связности и других текстовых признаков, наличие большого количества ошибок ─ больше пяти) снимается до 7 баллов.
Максимальное количество баллов за вторую часть – 25.
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВСЮ РАБОТУ – 55 .
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку
6 класс
1)Сколько раз встречается <з> в предложении :
Зина обратилась с просьбой к Лизе. (1балл)
2.Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков (по 1 баллу за правильный ответ).
Яркий, свёкла, портфель, яблоко, щавель, бассейн.
3.Расставьте ударения в словах:
Договор, красивее, километр, диалог, жалюзи, позвонят, развитой (язык), баловать, ветряная (мельница), газопровод, изобретение, копировать, прибыла, плато, сливовый.
(по 0,5 балла за правильный ответ)
4.Найдите «третье лишнее» в каждой группе ( по 1 баллу за правильный ответ):
а) мель, тюль, ель
б) какао, шимпанзе, меню
в) бусы, вещи, ножницы
5. Придумайте антонимы к словам заболевать, дружить, строить, недостаток, шум
(по 0,5 балла за правильный ответ).
6. Замени фразеологические обороты словами – синонимами (по 1 баллу за правильный ответ).
Кот наплакал, бить баклуши, в час по чайной ложке, рукой подать, кривить душой, кожа да кости, прикусить язык, куры не клюют, вставлять палки в колёса, ни конца ни краю, и стар и млад, во всю ивановскую.
7. Какими частями речи могут быть слова простой, гнёт, пила, больной? Составьте с ними словосочетания, из которых было бы ясно, какая это часть речи. (3 балла).
8.Поставьте данные имена существительные в родительном падеже множественного числа:
Килограмм, стакан, ведро, яблоко, помидор, телёнок, гусёнок, мандарин (по 0, 5 балла за каждый правильный ответ)
9. Найдите речевую ошибку в предложениях, запишите их правильно. (2 балла).
Сестра одела новое пальто.
Стальная рельса лежала на дороге.
10. Расставьте знаки препинания в предложениях:
На столе лежали письменные принадлежности линейка карандаш и циркуль.
Морковный сок полезный напиток.
Замечательные стихи друзья мои вы сочинили. ( По баллу за каждый правильный ответ)
11. Обозначьте состав слов:
Зелень, выносливость, загорались, наладчик, огурчик.
(За каждый правильный ответ - 1 балл)
12. Замените синонимами устаревшие слова.
Очи, чело, ланиты, уста, перст, глаголет, десница, шуйца
(За каждый правильный ответ - 1 балл)
Предварительный просмотр:
Задания для муниципального этапа олимпиады школьников
по русскому языку
7 КЛАСС
1. Какой алфавит был положен Кириллом и Мефодием в основу созданного ими славянского алфавита?
1) латинский;
2) древнегреческий;
3) древнееврейский.
2. В стихотворении С. Я. Маршака «Быль-небылица» читаем:
На белых вёдрах вдоль бортов,
На каждой их семёрке,
Была фамилия «Багров»
По букве на ведёрке.
Как писалась эта фамилия до реформы 1918 года?
1) Багъров;
2) Багрофф;
3) Багровъ.
3. Известный отечественный лингвист Л.В. Щерба является автором следующей фразы, демонстрирующей наличие в слове грамматического значения,
1) Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
2) Бесцветные зеленые идеи бешено спят.
3) Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.
4) Как-то бабушка махнула, и тотчас же паровоз детям подал и
сказал: «Пейте кашу и сундук».
4. Укажите слово, отличающееся от всех остальных морфемным составом,
1) кепка;
2) шишка;
3) горка;
4) кашка.
5. Укажите слово, отличающееся от остальных способом образования,
1) темно-зеленый;
2) старославянский;
3) пароходство.
6. В какой паре слова отличаются не просто формой числа, а лексическим значением?
1) колесо – колеса;
2) дом – дома;
3) бег – бега;
4) дорога – дороги.
7. Укажите словосочетание, в котором слово глубина употреблено в переносном значении,
1) глубина колодца;
2) в глубине сада;
3) глубина мысли;
4) морские глубины.
8. Какое из прилагательных в приведенных предложениях употреблено в переносном значении и поэтому изменяет свой разряд?
С улыбкой на лице и со слезами осталась ты на пристани морской (Н. Рубцов.); Тучи – как озера, Месяц – рыжий гусь (С. Есенин.); Не торговец я на слова. Запрокинулась и отяжелела золотая моя голова (С. Есенин.); В холодных переливах лир Какая замирает осень! (О. Мандельштам).
1) морской;
2) рыжий;
3) золотой;
4) холодный.
9. В каком из приведенных рядов оба слова являются этимологическими родственниками слова облако?
1) плакать, слякоть;
2) волочить, оболочка;
3) лаковый, лакать.
10. Какой из перечисленных предлогов сочетается с дательным падежом?
1) кроме;
2) несмотря на;
3) рядом с;
4) согласно.
11. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены).
1) Затем отправились в мастерские и на обыкновенные чёрные работы.
2) Дрова в городе продавались по цене ничтожной и кругом лесу было множество.
3) Тот город мной любимый с детства В его декабрьской тишине Моим промотанным наследством Сегодня показался мне. (А. Ахматова.)
4) Не доверяя англичанам германское руководство решает в обязательном порядке отправить «пломбированный» вагон ровно в день начала английского наступления.
12. Что влияет на речевую ошибку в предложении из сочинения школьника
Я заметил, что луг обратно зеленый?
1) разговорная речь;
2) жаргонная лексика;
3) просторечие.
13. Отметьте случаи неправильной постановки ударения
1) откл`юченный;
2) христиан`ин;
3) газопр`овод;
4) некрол`ог;
5) гр`ушевый.
14. Отметьте слово женского рода
1) клише;
2) кольраби;
3) коллаж.
15. В каком слове гласная корня пишется согласно традиционному принципу русской орфографии?
1) сов..стливый;
2) просл..дить;
3) оч..ровать;
4) п..сьмо.
16. Отметьте случаи неверного толкования лексического значения
1) оппонент – противник в споре;
2) прецедент – случай, имевший место ранее;
3) космополит – верховный правитель церкви;
4) дупель – столярный инструмент.
17. Укажите словосочетания, в которых нарушены языковые нормы:
1) шляпка с вуалем;
2) четверо подруг;
3) отличать добро от зла;
4) уплатить за проезд.
18. Отметьте предложения с нарушением языковых норм и/или речевыми ошибками.
1) В театре состоялась премьера пьесы по повести Тургенева.
2) Диван-кровать был куплен в универмаге.
3) Его друг приехал с Заводского района.
4) Я выполню эту работу более качественнее.
19. Какое слово современного русского языка помогает понять связь значений пары слов (древнерусского и современного) былие – трава?
1) быль;
2) кобыла;
3) былинка.
20. Прочитайте стихотворение Н. Рубцова. Проанализируйте его языковые особенности. Какие образные средства использованы для организации связности стихотворения и передачи его основной мысли? Свой ответ оформите в виде текста.
Окошко. Стол. Половики.
В окошке – вид реки…
Черны мои черновики,
Чисты чистовики.
За часом час уходит прочь,
Мелькает свет и тень.
Звезда над речкой – значит, ночь.
А солнце – значит, день.
Но я забуду ночь реки,
Забуду день реки:
Мне спать велят чистовики,
Вставать – черновики.
(Н. Рубцов.)
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку 6 класс. (2012 г.)
1. Известно, что произношение звуков зависит от того, какой у них «сосед». Подумайте, в каких словах буква с обозначает звук [с], а в каких – другие звуки:просьба, сшить, сжечь, слушать, синий?
2.Распределите данные слова на три группы: 1) с ударением на первом слоге; 2) с ударением на втором слоге; 3) с ударением на третьем слоге:
Пудель, джемпер, процент, диалог, дельфин, дефис, ателье, цемент, глобус, прогресс, модель, алфавит, километр, углубить, квартал, силос, звонит, столяр, досуг, магазин, начать,
3. Что происходит с изменением ударения в слове? Расставьте ударение и объясните значение слов. Составьте с ними словосочетания.
Ледник-ледник; накладной - накладный; отзыв- отзыв; переводной –переводный; складной – складный. 4.Подберите к устаревшим словам 1 группы современные слова из 2 группы.
Вещий, внимать, глагол, глас, грядущее, десница, днесь, зеница, изречь, лик, око, отрок.
Слушать, голос, будущее, пророческий, правая рука, сказать, лицо, слово, зрачок, глаз, юноша, сегодня.
5.Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.
Редкий - …….. редкостный; 2) Дерзкий - …… дерзостный; 3) Лень - …. ленивец; 4)Угол - …. угловатость; 5)Корысть - …. бескорыстность 6)Цена - …. бесценность.
6.Сгруппируйте слова с одинаковыми приставками: всадник, всегда, вселить, вскачь, вскормить, вскоре, вскричать, вслед, вспахать, вспомнить, вставить, встарь, встроить, встретить, вступление
7. Что чьё? Соедините перепутанные прилагательные и существительные в верные фразеологизмы, объясните их значение.
Кузькина пята, маланьина коза, сидорова мать, дамоклов кафтан, валаамова свадьба, прокрустово ложе, ахиллесова ослица, филькина труба, тришкин меч, иерихонская грамота, авгиевы конюшни.
8. Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения
А) С обоих сторон раздавались голоса. Б) Ихний ребенок плохо воспитан. В) Моя мама работает инженершей на заводе.
9. Даны грамматические характеристики трех имен существительных, в одной из которых допущена ошибка. Найдите ошибку, мотивируйте свой ответ.
А) Имя существительное , неодушевленное, нарицательное, ж.р., 1 скл., ед.ч., вин. п. Б) Имя существительное , одушевленное, нарицательное, ср.р., разносклоняемое, ед.ч., тв. п. В) Имя существительное , одушевленное, собственное, м.р., 2 скл., ед.ч., дат.. п.
10. Определите, сколько в предложении рядов однородных членов, к каким членам предложения они относятся.
Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали.
11. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены главные члены предложений.
Красна речь слушаньем. Сонный да ленивый – два родные братца. Не тешь меня тем, чего я не ем. Горяч на почине, да скоро остынет.
12. Запишите начало текста (отрывок из рассказа Д. Кайгородова «Зяблик») и продолжите его, рассказывая о пении птиц, о шуме ветерка, о шорохах и звуках леса и т.д.
Утро. Дождь перестал моросить. В сыром, слегка туманном воздухе полная тишина и тепло. Проберемся к опушке леса и присядем вон на том старом пне …
Теперь слушать и слушать
Ответы. 6 класс. Русский язык
1. В словах слушать и синий звучат [с] и [с`] . В других словах - про[зь]ба, [ш]ить, [ж]еть, - 4 б.
2.1)Пудель, джемпер глобус, силос; 2) процент, дельфин, дефис, цемент, прогресс, модель, квартал, звонит, столяр, досуг, начать; 3) диалог, ателье, алфавит, километр, углубить, магазин.- по 0,5 за слово
3.В зависимости от ударения меняется значение слова.
ЛЕдник- погреб со льдом для хранения скоропортящихся продуктов – деревенский лЕдник ; леднИк – масса движущегося льда – огромный леднИк;
накладнОй – 1. Прикрепленный сверху, НакладнОй карман. 2. Искусственный фальшивый. НакладнЫе волосы; наклАдный- убыточный, невыгодный. Плата слишком наклАдна;
Отзыв- устная или письменная оценка чего-либо. Отзыв о рукописи. ОтзЫв – распоряжение покинуть какой-либо пост – отзЫв депутата.;
переводнОй – 1. Служащий для перевода в старшие классы- переводные экзамены; 2. Предназначенный для переведения изображения на другой материал – переводнЫе картинки; перевОдный - переведенный на другой язык- перевОдный роман; складной – такой, который можно складывать – складной стул; склАдный – связной, гладкий (о речи, письме) – складной рассказ – по 0,5 б за каждое значение.
4. Вещий - пророческий , внимать – слушать, глагол - слово, глас - голос, грядущее - будущее, десница - правая рука, днесь - сегодня, зеница -зрачок, изречь - сказать, лик - лицо, око - глаз,, отрок - юноша. По 0,2 б. за верное выполнение
5. 1)Редкий - редкость -. редкостный - суффиксальный; 2) Дерзкий - дерзость –дерзостный - суффиксальный; 3)Лень - ленивый – ленивец - суффиксальный; 4) Угол - угловатый – угловатость - суффиксальный; 5)Корысть – корыстный – бескорыстность – приставочно-суффиксальный; 6)Цена – ценный – бесценный – бесценность - приставочно-суффиксальный. По 0,5 б. за верный ответ
6. Вс – вскормить, вскричать ,вспахать, вспомнить; в - вселить, вскачь, вскоре, вслед, вставить, встарь, встроить, вступление, всадник, всегда, встретить – не имеют приставок - 4 б. 7. Кузькина мать – проучить, наказать; Маланьина свадьба – много, в изобилии; сидорову козу – жестоко, беспощадно; дамоклов меч – постоянная угроза; валаамова ослица - покорный человек, неожиданно выразивший свой протест; прокрустово ложе – норма, к которой насильно подгоняют или приспосабливают; ахиллесова пята – слабое, уязвимое место; филькина грамота – пустая, не имеющая смысла и значения бумажка; тришкин кафтан – такое положение, когда устранение одних недостатков влечет за собой появление новых; иерихонская труба- громкий голос; авгиевы конюшни – то, что находится в крайнем беспорядке, очень грязное место. - 5,5 баллов ( по 0,5б. )
8. А) С обеих сторон раздавались голоса (сторона- ж.р.). Б) Их ребенок плохо воспитан (литературная норма). В) Моя мама работает инженером на заводе (название профессий имеет форму м.р.). – 3 б.
9. Ошибка допущена во второй характеристике. Все разносклоняемые существительные неодушевленные. – 3б.
10. В предложении 3 ряда однородных членов: Однородные сказуемые - вспыхнули, завертелись, поднялись, посыпались угасали, вспыхивали; Однородные дополнения – относятся к сказуемому поднялись (вверх) - колосьями, пальмами, фонтанами; Однородные дополнения – относятся к сказуемому посыпались - дождем, звездами 4 б.
11. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены главные члены предложений.
Красна ( сказуемое, краткое прилагательное) речь, имя существительное) слушаньем.
Сонный да ленивый (( подлежащие, полные прилагательные) – два родные братца ( сказуемое – два братца- сочетание количественного числительного и имени существительного). Не тешь (сказуемое - глагол) меня тем, чего я (подлежащее, личное местоимение) не ем (сказуемое - глагол). Горяч ( сказуемое, краткое прилагательное) на почине, да скоро остынет (сказуемое - глагол). – 5 б. 12. 10 б.