Методическая разработка урока-конференции по астрономии.

Пшеленская Светлана Викторовна

Здесь я опубликую свои методические разработки для проведения нестандартного урока. Урока-конференции по астрономии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему – «Урок-конференция как одна из форм организации урока.»

Актуальность методической разработки заключается в том, что она будет интересна тем учителям, которые занимаются проектной и исследовательской деятельностью с учащимися, независимо от предметной области. Новая методика способствует активному формированию всего спектра универсальных учебных действий, учитывая социальные и личностные потребности и интересы ученика.

1. Цели, особенности и значение урока-конференции.

К основным целям урока конференции относятся: повторение пройденного курса, углубление в него; изучение нового материала и открытие новых знаний; развитие умения анализировать информацию, выбирать самое важное из объемного текста; прививание навыка выступления перед большим числом людей; воспитание уважительного отношения к собеседнику вне зависимости от его точки зрения.

             Урок-конференция как форма учебных занятий применяется в одном класс не чаще двух-трех раз в течение учебного года. Он имеет много общего с уроком, но в то же время обладает рядом специфических особенностей.

Урок-конференцию я провожу пока только в старших классах. Данный урок,  как и обычный урок, проводится со всем классом в часы, определенные расписанием. Учитывая, что классы достаточно большие, доклады не могут быть короткими. Около семи-восьми минут — это минимум по какой-либо серьёзной теме для старшеклассников, и что бы все присутствующие смогли выступить, используется сдвоенный урок. Я обычно еще между уроками использую большую перемену.

          Роль учителя в проведении урока-конференции заключается в том, что он организует выступления учеников с докладами и их обсуждение, вносит дополнения и исправления. Он обобщает результаты урока-конференции, оценивает работу класса в целом и оценивает работу каждого ученика отдельно.

            Образовательное значение урока-конференции состоит в том, что в процессе подготовки к нему ученики приобретают навыки самостоятельной работы с учебной и научно-популярной литературой, учатся искать конкретную и нужную информацию в сети Интернет, учатся обобщать, отделять существенные моменты материала от второстепенных. Урок-конференция способствует развитию у них интереса к знаниям, побуждает их выйти за рамки учебной программы. Наконец, следует иметь в виду большое значение такого урока в развитии устной  речи учащихся, умения грамотно, логически последовательно излагать отобранный для доклада материал.

2. Подготовка к уроку-конференции

            Успех данного урока определяется, прежде всего, качеством его подготовки. Подготовка к уроку включает следующие этапы:

  • определение целей, задач урока
  • определение  круга вопросов, которые будут обсуждаться на данном уроке.
  • распределение докладов между учащимися
  • консультация учащихся
  • разработка учителем определенных требований к презентации и текстовому оформлению доклада

            Цели и задачи урока определяются при подготовке урока и составлении технологической карты. Здесь же до сведения учеников доводятся темы, выносимые на конференцию. Сразу же предлагается перечень тем докладов для распределения между учащимися

            При распределении докладов следует учитывать индивидуальные особенности учеников: их склонности, интересы, способности. Но чаще всего у меня темы докладов ученики выбирают по желанию, и если предусмотрена парная работа, то сами выбирают себе и пары.        Далее подготовка к урока-конференции у учеником идет самостоятельно.

           За несколько дней до урока я прослушиваю все доклады, просматриваю презентации и вношу, если необходимо, коррективы. Не следует допускать чтения докладов по написанному тексту, но можно пользоваться планом доклада.

            3. Проведение урока-конференции.

            Как я уже указывала выше, урок-конференция  обычно планируется на 1 час 30 минут. Этого времени достаточно для того, чтобы рассмотреть законченный круг вопросов, связанных с общей темой.

   Далее урок проходит согласно технологической карте. Вступительное слово учителя, очередность представления докладов, та работа, которую должен делать остальной класс во время выступления докладчиков – все определяется технологической картой урока.

            После каждого доклада предоставляется возможность обратиться к выступающему с вопросами, внести исправления и дополнения. Можно предложить рецензировать доклады ученикам. Такая форма организация работы способствует повышению общей активности класса, создает предпосылки для проявления инициативы и самостоятельности.

4. Заключительный этап.

            После прослушивания и обсуждения докладов необходимо обобщить все, что нового узнали ученики на уроке - конференции. Это можно осуществить как методом беседы так и посредством краткого резюме учителя и членов жюри конференции.

Таким образом, урок-конференция является эффективной формой организации образовательного процесса. Она направлена на развитие личности, обучает исследованию и способствует проявлению творческих способностей.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока астрономии

Предмет, класс

Астрономия, 10 класс

УМК

Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут - Астрономия 11 (10).

Учитель

Пшеленская Светлана Викторовна

Тема урока

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы.

Цель урока

Изучение материала о планетах Солнечной системы посредством самостоятельной исследовательской работы учащихся с различными источниками информации и представление результатов классу.

Тип урока

Урок открытия новых знаний, урок-конференция.

Оборудование

Проектор, компьютер, экран, звуковые колонки. Урок проходит в специально оборудованном кабинете-лектории.

Цели урока

предметные

личностные

метапредметные

Формулировать основные положения и гипотезы о формировании тел Солнечной системы, перечислять основные характеристики планет, обоснования для разделения их на группы, характеризовать планеты земной группы и планеты-гиганты, объяснять причины их сходства и различия; описывать характеристики каждого объекта Солнечной системы.

Проявлять готовность к самообразованию, ответственное отношение к учению, организовывать самостоятельную познавательную деятельность; высказывать убежденность в возможности познания окружающего мира , единстве методов изучения характеристик планет  и других составляющих Солнечной системы; представлять результаты собственных исследований в виде презентаций и докладов; проявлять устойчивый интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Использовать информацию научного содержания, представленную в различных видах и в разных источниках для анализа характеристик планет и других объектов Солнечной системы; использовать основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет земной группы, планет-гигантов и других объектов СС.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Организационный момент

Учитель проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

Ученики готовятся к уроку, организуют рабочее место.

Все свои доклады заранее скопировали на компьютер преподавателя.

Коммуникативные: умение слушать учителя.

Регулятивные: умение настраиваться на занятие, планировать индивидуальную образовательную деятельность.

Формулировка темы урока-конференции.

Формулирует тему урока-конференции, рассказывает регламент проведения конференции.  Представляет членов жюри урока-конференции (обычно присутствует классный руководитель и методисты)

Слушаю учителя.

Коммуникативные: умение слушать учителя и окружающих.

Регулятивные: умение планировать образовательную деятельность.

Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя. Обсуждает с детьми значимость темы. Отмечает, как важно для современного человека знать окружающее его пространство, в рамках глобального – ту Галактику, которая его окружает.

Раздает ученикам рабочие листы, которые они должны будут заполнить в процессе слушания докладов своих одноклассников.
Рабочий лист – Приложение №2.

Слушают учителя, участвуют в беседе.

Знакомятся с рабочими листами, которые должны будут заполнить. Рабочий лист – Приложение №2.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами, умение слушать окружающих.

Регулятивные: умение планировать образовательную деятельность.

Познавательные: структурируют свои знания, оценивают достигнутый результат, умеют выводить следствие из имеющихся данных

Формирование новых знаний.

Приступаем к основной части урока-конференции. Учащиеся выступают с докладами, которые были готовы на конференции. Представляют вниманию присутствующих презентации и доклады. Работа парная, каждый доклад готовили два человека.

Учитель предваряет каждый доклад небольшим вступительным словом, таким образом давая выступающим время на подготовку.

Список докладов и докладчиков Приложение № 1.

Внимательно слушаю доклады своих одноклассников, попутно заполняют рабочие листы.

Коммуникативные: умение слушать окружающих, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами, умение критично относится к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их.

Регулятивные: умение находить и формулировать проблемы в индивидуальной и групповой учебной деятельности, умение находить способы решения проблемы и предвидеть конечный результат.

Познавательные: формировать основы научного мировоззрения, уметь анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые понятия, уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, уметь осуществлять поиск и выделение в тексте необходимой информации.

Контроль полученных знаний, подведение итогов.

Члены жюри оценивают работы докладчиков согласно оценочному листу – Приложение № 3.

Подводит предварительные итоги конференции, благодарит всех участников за проделанную работу.

Сдают рабочие листы.

Коммуникативные: умение работать в коллективе, умение слушать окружающих, умение с достаточной  точностью выражать свои мысли, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами, умение критично относится к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их.

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения материала, оценивают достигнутый результат.

Познавательные: структурируют свои знания, оценивают достигнутый результат, умеют выводить следствие из имеющихся данных.



Предварительный просмотр:

Тема доклада

Докладчики

1

Меркурий

Кашкан Дарья, Акимов Иван

2

Венера

Шапоренко Валерия, Кирьякова Екатерина

3

Система Земля-Луна

Смолев Федор, Григорьева Арина

4

Марс

Анчин Алексей, Горохов Александр.

5

Пояс астероидов

Жукович Эльза-Мария, Бурова Маргарита.

6

Юпитер

Масликов Артур, Рыжухина Кристина.

7

Сатурн

Блинда Карина, Иванова Анжелика.

8

Нептун

Зайцев Кирилл, Стратулат Илья.

9

Плутон и карликовые планеты.

Бажина Алиса, Соловьева Ксения.

10

Пояс Койпера

Бадалян Анна, Нестерова Оксана.

11

Облако Оорта

Деменкова Диана, Зимирева Виктория.

12

Кометы

Холодилова Любовь, Новикова Маргарита.

13

Метеоры, болиды, метеориты.

Калдаров Павел, Кокоев Влад.

Приложение № 1. Список выступающих на конференции.



Предварительный просмотр:

Приложение № 2.Рабочий лист участника урока-конференции (сдается учителю сразу после  конференции)

ФИО____________________________________________________

Вопрос

Ответ

  1. Сколько планет в Солнечной системе?

  1. Какая из планет расположена дальше всего от Солнца?

  1. Что отделяет планеты земной группы от планет-гигантов?

  1. Какие объекты (кроме планет) входят в состав СС?

  1. Какая из планет расположена ближе всего к Солнцу?

  1. Какая планета очень схожа размерами с Землей?

  1. Какая из планет самая «холодная»?

  1. Какая из планет самая  «горячая»?

  1. Самая уникальная планета Солнечной системы – это, ……… потому что……….

  1. У какой планеты самое маленькое число спутников? Сколько их?

  1. У какой планеты самое большое число спутников?   Сколько их?

  1. Перечислите планеты земной группы.

  1. Перечислите планеты-гиганты.

  1. Самая большая планета Солнечной системы.

  1. Самая маленькая планета Солнечной системы?

  1. Самая медленная планета Солнечной системы?

  1. Самая быстрая планета Солнечной системы?



Предварительный просмотр:

Тема выступления

Четкость, доступность , последовательность изложения

0-5

Раскрытие темы, интерес, вызванный данным сообщением

0-5

Оформление презентации

0-5

Общее впечатление

 докладе и докладчике

0-5

Итоговая оценка

(средний балл)

0-5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16



Предварительный просмотр:

Требования к созданию презентаций на урок-конференцию по астрономии.

Презентация – ваш помощник на защите проекта, она дополняет ваше выступление и подсказывает последовательность изложения информации. Обычно презентацию готовят в Microsoft PowerPoint. Рассмотрим основные правила оформления презентации для урока-конференции.

Выделим основные принципы при разработке мультимедийной презентации:

  • Объем
  • Доступность
  • Актуальность
  • Эстетичность
  • Динамичность

Презентация должна быть оптимального объема. Для передачи ключевых понятий исследовательской работы будет достаточным оформление 10-15 слайдов, так как большее их число может быть утомительным для ваших одноклассников и отвлечет их внимание от сути вашего исследования.

Для того, чтобы обеспечить понимание того, о чем вы будете рассказывать, следует использовать простые речевые обороты и давать определение всем терминам и понятиям, которые могут быть не известны другим ученикам. Информация, которой вы делитесь, должна быть доступной для их  понимания.

Презентация школьного исследовательского проекта должна выражать актуальность исследования, содержать только те толкования и изображения, которые не идут в разрез с общепринятыми научными фактами и утверждениями из достоверных авторитетных источников.

Чтобы обеспечить положительное восприятие презентации зрителями, нужно учесть все правила цветовых сочетаний, стиля и шрифта при оформлении слайдов.

Структура презентации проекта


          Титульный слайд – первый слайд презентации, на котором указывается название работы и основные сведения об авторах исследовательской работы.

Содержание представлено в виде плана презентации, в котором выражены основные вопросы, затрагиваемые в ходе исследования.

Основная часть презентации состоит из нескольких слайдов, на каждом из которых присутствует заголовок и краткая информация по вопросу. Для качественного восприятия информации необходимо представить основную идею в виде тезиса, привести 1-2 аргумента по теме и оформить краткий вывод.

Заключение – слайд, на котором четко и кратко перечислены основные выводы по проведенному исследованию.

На последнем слайде вашей презентации необходимо поблагодарить за внимание.

Обратите внимание на то, что слайды презентации проекта не должны быть перегружены текстом, старайтесь формулировать тезисы и разбавлять их картинками и диаграммами. Слайды презентации должны быть оформлены в едином стиле, отличаться может только дизайн титульной страницы.

Требования к выступлению на защите исследовательской работы

К речи докладчика во время публичного выступления на защите исследовательской работы выдвигаются требования:

1) Дикция – произношение должно быть четким, достаточно громким и не монотонным. Используйте правила интонации.

2) Темп речи – не произносите текст торопливо, так как смысл быстро сказанных слов плохо воспринимается на слух, однако излишняя монотонность и не эмоциональность речи также утомляют слушателей и не вызывают интерес к сказанному. Темп речи должен быть нормальным.

3) Сила голоса - голос должен быть слышен каждому слушателю независимо от размеров зала и одновременно не должен звучать слишком громко.

4) Последовательность и аргументированность представляемого материала. Вы должны хорошо разбираться в своей теме и уметь логично и последовательно ознакомит слушателей с проведенным вами исследованием.

5) Культура речи. Строить выступление нужно на простом литературном языке, используя синонимы и метафоры. Не используйте слова-паразиты, жаргонные и вульгарные выражения, это режет слух и позиционирует докладчика как некомпетентного.

6) Простота изложения. Вне зависимости от того, какая у вас тема исследования, во время защиты своей работы не прибегайте к употреблению специальных терминов, если это совсем не возможно, тогда сведите их к минимуму и приводите их расшифровку.

7) Простые предложения. Длинные фразы плохо воспринимаются на слух и сбивают дыхание докладчика; необходимо выражаться точно, избегать расплывчатых формулировок, использовать простые предложения.

8) Красочность речи. Избегайте сухих речевых оборотов, используйте образные описания и яркие сравнения. Такие приемы нравятся аудитории и помогают запомнить суть доклада даже по теме, далекой от личных интересов слушателя.

9) Жесты. Жесты отлично дополняют речь, но слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения надоедают и раздражают. Следите за этим, можно потренироваться перед зеркалом дома.

10) Диалог с публикой. Слушатели должны ощущать себя причастными к решению освещаемой проблемы, размышлять над вопросами докладчика, принимать активное участие в обсуждении.