УРОКИ ОРКСЭ

Ахмедова Марина Алексеевна

 

 

 

Практические советы, как вы можете помочь своему ребёнку

в изучении курса  "Основы религиозных культур и светской этики" 

http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20351

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Честь и достоинство

Слайд 2

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ Соедините пословицы Береги платье снову , Не кусок пирога, Честь на волоске висит, Бесчестье За честное обхождение – а честь дорога. добро и уважение. а честь смолоду. а потеряешь – и канатом не привяжешь. хуже смерти.

Слайд 3

«Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» Ф . М. Достоевский

Слайд 4

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА

Слайд 5

Что становится наградой человеку за хорошие и правильные поступки?

Слайд 6

Человек чести держит своё слово всегда приходит на помощь слабым Л. Пантелеев. «Честное слово» С. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое» Моральные качества личности:

Слайд 7

«Золотая антилопа» — классический советский мультфильм по мотивам индийских сказок Д. М. Карбышев - Герой Советского Союза не предаёт Родину, не изменяет своим моральным принципам не предаёт друзей Моральные качества личности: Человек чести

Слайд 8

«ЧЕСТЬ ВСЕГО ДОРОЖЕ» ЧЕСТЬ – доброе имя человека, его самоуважение и уважение к нему со стороны других людей за то, что поступки человека не расходятся с его совестью, верны долгу, правдивы, справедливы, благородны, порядочны» . РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Слайд 10

Что такое честь? Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п. Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят «человек чести». Эти моральные качества присущи не только генералу, офицеру, но и гражданскому человеку.

Слайд 11

Достоинство человеческой личности Чувство собственного достоинства Уважение к себе, помогающее человеку чувствовать себя достойной личностью . Голос совести

Слайд 12

Что такое достоинство? Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек» Старик с ребенком (Дедушка и внучек). Париж, Лувр Доменико Гирландайо .

Слайд 13

Что такое достоинство? Независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален: честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым. Задача каждого человека — не унижать достоинство других и не терять собственного. Достоинство помогает человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность. О человеке, который ведёт себя сдержанно, вежливо, спокойно, говорят: «Это достойный человек». Достоинство позволяет избегать взаимных обид.

Слайд 14

Храни достоинство своё повсюду, человек! Дарите людям добро… И они ответят тем же Знай! Не совершай безнравственных поступков

Слайд 15

Честь и достоинство Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других.

Слайд 16

Что становится наградой человеку за хорошие и правильные поступки?

Слайд 17

вывод «Наградой человеку за хорошие поступки становится уважение людей, при этом он сам испытывает чувство собственного достоинства, уважение к себе». «Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя)».

Слайд 18

Александр Сергеевич Пушкин, русский поэт «Береги честь смолоду»

Слайд 19

Домашнее задание Работа над проектом. Какие поступки известных вам героев книг, сказок, кинофильмов соответствуют понятиям чести и достоинства?

Слайд 20

Используемые интернет-ресурсы http://bm.img.com.ua/img/prikol/images/large/2/3/149932_260975.jpg http://my-shop.ru/_files/product/2/64/634776.jpg http://www.sozvezdie131.ru/kopilka.html http://images.yandex.ru/yandsearch?p=58&text=%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD&noreask=1&img_url=www.museum.ru%2FimgB.asp%3F41711&rpt=simage&lr=10704 http://img15.nnm.ru/f/b/c/9/3/82594268a33b89b627fa7f1a889.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/2914/destirh.76/0_2d244_a8ebf690_L.jpg http://demotes.ru/uploads/posts/2010-03/1269363975_1darite-lyudyam-dobro.jpeg http://900igr.net/datas/obschestvoznanie/Otsenka/0012-012-Zolotoe-pravilo-nravstvennosti.jpg http://nsportal.ru/audio?page=2 http://www.vabanksochi.ru/images/watermarked/33647_04280300_1310998811.jpg http://af0n.ru/uploads/u7/generaal-Karbyshev.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

семья

Слайд 2

Что такое «семья»? Для чего люди создают семью? Что объединяет членов семьи? Как традиционные религии относятся к семье?

Слайд 4

Какая семья называется дружной?

Слайд 5

Как появилась дружная семья. Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)

Слайд 6

Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

Слайд 7

ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ

Слайд 8

ИУДЕЙСКАЯ СЕМЬЯ

Слайд 9

ИСЛАМСКАЯ СЕМЬЯ

Слайд 10

БУДДИЙСКАЯ СЕМЬЯ

Слайд 11

На что и клад – коли в семье лад. Когда семья вместе – так и душа на месте. Один в поле - не воин. Семья в куче – не страшна и туча. В семье – и каша гуще. Сироту пристроить, что храм построить.

Слайд 12

Мама и папа для меня самые… Я доверяю свои тайны… Я люблю бабушку за то…. Свою семью я считаю… Родным я хочу пожелать…

Слайд 13

Написать мини – сочинение «Моя семья»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое светская этика

Слайд 2

Проверьте свои знания. 1.Основателем науки этика был: а) Аристотель, б) Аристофан, в) Рафаэль, г) Геродот. 2. Понятие «мораль» обозначает: а) правила поведения, б) верны все ответы, в) привычки человека, г) обычаи.

Слайд 3

Проверьте свои знания. 3. Этика изучает: а) мораль, б) нравственность, в) природу, г) законы. 4. Этика помогает человеку: а) самостоятельно совершать поступки, б) становиться лучше, в) строить отношения, г) верны все ответы.

Слайд 4

Вставьте пропущенное слово. 5. ___________________ - это наука о поступках и отношениях между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. 6. Мораль и ____________________ означают привычки, обычаи, правила поведения людей с точки зрения представлений о добре и зле.

Слайд 5

Проверьте свои знания. 7. Выберите из предложенного списка те вопросы, на которые отвечает светская этика. А) Как сделать жизнь людей лучше? Б) Как развивается человек? В) Как было создано общество? Г) Какие поступки хорошие?

Слайд 6

Проверьте свои знания. 8. Выберите из предложенного списка те правила поведения, которые определяются светской этикой. А) Правила поведения в общественном транспорте. Б) Правила поведения в армии. В) Правила поведения в школе. Г) Правила поведения в музее.

Слайд 7

КЛЮЧИ Основателем науки этика был: а) Аристотель, 2. Понятие «мораль» обозначает: б) верны все ответы. 3. Этика изучает: а) мораль, б) нравственность 4. Этика помогает человеку: г) верны все ответы. 5. Вставьте пропущенное слово. Этика - это наука о поступках и отношениях между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. 6. Вставьте пропущенное слово. Мораль и нравственность означают привычки, обычаи, правила поведения людей с точки зрения представлений о добре и зле. 7. Выберите из предложенного списка те вопросы, на которые отвечает светская этика. А) Как сделать жизнь людей лучше? Г) Какие поступки хорошие? 8. Выберите из предложенного списка те правила поведения, которые определяются светской этикой. А) Правила поведения в общественном транспорте. В) Правила поведения в школе. Г) Правила поведения в музее.

Слайд 8

Самостоятельная творческая работа учащихся . Задание: подберите синонимы к словами Россия, отечество, патриот, президент духовные ценности. (В виде таблицы. Работа проводится в группах.) Подберите синонимы к словам: Родина Патриот Отечество Россия Флаг

Слайд 9

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Буддизм»

Слайд 2

Буддизм – одна из трёх мировых религий. Возник буддизм в древней Индии в 6 веке до н.э.. Основателем считается Сиддхартха Гутама (Будда).

Слайд 3

Рождение Будды

Слайд 5

старик

Слайд 6

Похоронная процессия

Слайд 7

Аскеты

Слайд 9

Четыре благородные истины 1 . Существует страдание. 2. Причина страдания-желания. 3. Освобождение от страданий-нирвана . 4. Существует путь к прекращению страдания.

Слайд 10

Будда и его ученики

Слайд 11

Сангха – община равных, не имеющих никакой собственности и нищенствующих, сообщество носителя Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколеия в поколения следуют путём Будды.

Слайд 12

Добро и Зло

Слайд 13

Семья

Слайд 15

Виная – питака (корзина устава, правил поведения) Сутра-питака (корзина бесед, проповедей) Абхидхамма-питака (корзина учений Закона) Трипитака – три корзины


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И У Д А И З М

Слайд 2

ИУДАИЗМ Самая древняя религия в единого Бога, в ера одного народа – евреев.

Слайд 3

Авраам был потомком Ноя. Был он очень богат, имел большие стада овец, коров, верблюдов, много золота и серебра. Он заключил с Богом священный договор – ЗАВЕТ. Однажды Бог сказал ему «Мой возлюбленный Авраам, уйди из земли, в которой ты теперь живешь. Я введу тебя в большую, прекрасную землю, которую Я отдам твоим детям. Из твоих потомков образуется большой народ. И в этом народе родится обещанный Адаму и Еве Спаситель, через которого все з емные народы будут благословенны». Называлась эта земля Ханааном. Позже ее стали называть Землей обетованной.

Слайд 4

Авраам и его жена Сара дожили до старости, а детей у них не было. Авраам постоянно думал об этом и очень скорбел. Однажды в жаркий полдень в дубовой роще у дома Авраама появились три странника: ноги покрыты пылью, ноют от жары и усталости. Авраам гостеприимно принял их. Оказалось, что в образе странников были ангелы, которые за доброту возвестили Аврааму о том, что скоро его жена родит сына. Сына назвали Исааком.

Слайд 5

Однажды Бог решил испытать Авраама и сказал ему «Возьми Исаака, твоего единственного сына, которого ты так любишь, пойди в землю Мориа на гору, которую я тебе укажу. Там ты должен принести Мне Исаака в жертву». Авраам подумал «Бог хочет этого и я должен исполнить волю Божию.

Слайд 6

Когда они поднялись на гору, Авраам построил алтарь, положил на него дрова, затем связал Исааку руки и ноги, положил на дрова. Послушный мальчик позволял делать с собой все, что хотел отец. И вот Авраам взял в руки острый нож и занес его, чтобы заколоть Исаака, но тут раздался голос «Авраам! Не поднимай руки на сына твоего, потому что теперь я знаю, что ты боишься Бога». Взамен в жертву был принесен баран чудесным образом появившийся рядом. За верность Бог обещал Аврааму, что его потомство умножится «как звезды небесные и как песок на берегу моря».

Слайд 7

У Иакова, сына Исаака было 12 сыновей, от которых пошли двенадцать еврейских племен, или колен. Самым любимым сыном был один из младших – Иосиф. Иосиф был скромный и простодушный мальчик, никогда никого не обманывал. Не мог он обмануть и отца и всегда ему рассказывал, что делают его старшие братья. Братья же все больше и больше сердились на мальчика и однажды продали его в рабство торговцам, ехавшим на верблюдах в Египет. Там он попал в тюрьму.

Слайд 8

Но Бог дал Иосифу чудесный дар истолкования снов. Однажды в темнице он растолковал сны сидевшим с ним виночерпию и хлебодару, за это они обещали помочь ему в освобождении. Однажды фараон увидел странный сон, как семь тощих коров съедают семь тучных, а семь тощих колосьев уничтожают семь налитых зернами. Никто не мог разгадать этот сон и тогда виночерпий вспомнил об Иосифе. Иосиф объяснил, что Египет после семи урожайных лет ждут семь лет неурожая и голода. Он посоветовал фараону запасать зерно, чтобы пережить голодные годы. Фараон сделал Иосифа своим главным советником.

Слайд 9

Голод наступил не только в Египте, но в земле Ханаанской . Узнав, что в Египте можно достать хлеба, Иаков отправил туда своих сыновей. Иосиф узнал братьев, но не подал вида. Братья получили мешки хлеба, в которых по приезду домой обнаружили еще и деньги. Второй раз отправились братья в Египет. Не выдержал больше Иосиф и признался, что он их проданный в рабство брат. Бросились братья в объятия друг друга, просили прощения, плакали при этом от радости. По велению фараона Иосиф, его отец и братья с женами и детьми получили в Египте лучшие земли. Так все евреи из Ханаана переселились в Египет.

Слайд 10

Иосиф умер, к власти в Египте пришел новый фараон. Он, опасаясь, что евреи примкнут к врагам Египта, превратил их в рабов. Евреи с утра до ночи трудились на стройках и на полях, но их становилось все больше и тогда фараон приказал умерщвлять всех младенцев мужского пола. Одна еврейка, чтобы спасти своего сына, сплела корзинку из прутьев, положила туда мальчика и спрятала в камышах на берегу Нила. Через некоторое время на берег пришла царевна со своими служанками и нашла прекрасного младенца. Ей стало жаль его и она забрала его во дворец, где он вырос вместе с царскими детьми. Она назвала его Моисеем.

Слайд 11

Когда Моисей вырос, то однажды увидел, как надсмотрщик издевается над евреями и убил его. Затем вырыл яму в песке и закопал. Но фараон узнал об этом и захотел лишить жизни Моисея. Моисей бежал в другую страну. Однажды Моисей пас овец около горы, на которой рос кустарник. Вдруг Моисей увидел, что один куст пылает пламенем, но при этом все его листики целы и услышал голос «Я Бог отцов твоих. Я вижу как тяжело израильтянам в Египте, я слышу вопли их и решил спасти их. Моисей, иди в Египет и выведи из Египта народ Мой, детей Израиля и введи их в землю ханаанскую , где течет мед и молоко»

Слайд 12

Моисей пришел в Египет, но фараон отказался отпускать евреев. Тогда Бог наслал на египтян десять страшных бедствий, которые стали называться казнями египетскими: Сначала вода в реке превратилась в кровь, и египтяне могли пить ее; Из всех щелей выползали лягушки и жабы, вползали в дома, в горшки с кушаньем вся пыль дорог обратилась в маленьких, кусающихся мошек Появились слепни и большие мухи Напал мор на домашний скот На людях и животных появились нарывы, от которых было очень больно Началась буря с градом Нашествие прожорливой саранчи, которая уничтожила все посевы Тьма опустилась на Египет и никто не мог видеть друг друга.

Слайд 13

Десятая – самая страшная казнь заключалась в том, что во всех египетских семьях умерли старшие сыновья. Перед этим Бог повелел евреям совершить ритуальную трапезу, приготовив жареного ягненка. Его кровью следовало помазать косяки и перекладины дверей, чтобы ангел смерти миновал еврейские дома. По преданию с тех пор ведет свое начало еврейский праздник ПЕСАХ. Только после этого фараон приказал отпустить евреев.

Слайд 14

Евреи покинули Египет. Однако фараон отправил за ними погоню и почти настиг их у берега моря. Тогда Моисей поднял свой посох, воды моря расступились. Евреи по морскому дну, как по сухому пути, перебрались на другую сторону. Фараон со своим войском тоже хотел перейти по морскому дну, но когда он достиг середины моря, вода с обеих сторон соединилась опять и фараон со своим войском и лошадьми погиб в его пучине.

Слайд 15

НО на этом испытания евреев не закончились. Они шли по пустыне, где не было ни воды, ни еды. Евреи начали роптать «Лучше бы мы остались в Египте, там у нас была вода и мясо. И тогда Бог послал им пищу: каждое утро евреи просыпались и видели, что земля покрыта какими-то белыми крупинками, имеющими сладкий вкус. Израильтяне назвали ее манною небесной, собирали ее и варили из нее кушанье, пекли хлеб.

Слайд 16

Во время странствия по пустыне Бог призвал Моисея на гору Синай , где тот пробыл сорок дней. Там он получил от Бога две каменные доски с десятью заповедями, которые назвали скрижалями.

Слайд 17

ЗАПОВЕДИ ГОСПОДНИ : Я Господь Бог твой, чтобы у тебя не было других богов, кроме меня Не сотвори себе кумира. Не молись изваяниям и не приноси им жертвы Не произноси напрасно имени Божия Шесть дней трудись, а седьмой посвяти Господу твоему. Почитай отца своего, и мать свою и хорошо тебе будет Не убивай Не прелюбодействуй Не кради Не произноси и не принимай ложного свидетельства, или показания на ближнего твоего Не пожелай жены ближнего твоего, ни скота его, ни дома, ничего, что принадлежит ближнему твоему.

Слайд 18

Евреи странствовали по пустыне 40 лет, прежде чем пришли в Ханаан. Прошло много лет, и они создали там могущественное Израильское царство со столицей в городе Иерусалиме.

Слайд 19

Во времена правления царя Соломона в Иерусалиме был построен храм, где в особом ларце – Ковчеге хранились скрижали, данные Богом Моисею. После смерти Соломона Иерусалим был захвачен, иерусалимский храм разрушен, многие евреи уведены в Вавилон. Вскоре Вавилон был захвачен персами. Евреи вернулись в Иерусалим, восстановили храм, но и он был разрушен следующими завоевателями – древними римлянами. Скрижали пропали вместе с Ковчегом. До сих пор любители артефактов пытаются найти их. Произошло это событие в 70г. н .э., когда уже существовало христианство. Большинство евреев покинули родину, расселившись по разным странам.

Слайд 20

Эти события положили начало жизни евреев вдали друг от друга и от земли своих предков – древнего Ханаана. Только иудаизм помогал им сохранять древние традиции и ощущать себя одним народом.

Слайд 21

Иудеи верят в единого Бога – Яхве или Иегова . Бог – Творец и Владыка мира бестелесен и Его нельзя увидеть. Поэтому изображения Бога строго запрещено в иудаизме. « Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицом Моим »

Слайд 22

Священное Писание иудеи называют Танах . Они считают, что в нём сам Бог открыл им истину. П ервая его часть называется Пятикнижие, или Тора . Евреи, которые расселились в разных странах и говорили на греческом языке, стали называть эту книгу Библией (с греческого «книги»).После возникновения христианства Священное Писание евреев под названием Ветхий Завет(древний, старый) вошло в состав священных книг христиан. Библией стали называть Священное Писание иудеев и христиан. Христиане включили в него рассказы о жизни Иисуса Христа, и эта часть Библии стала называться Новый Завет.

Слайд 23

На протяжении многих сотен лет иудеи, проживавшие в той или иной стране объединялись в общины, во главе которой стоял раввин, учитель – человек х орошо знающий священное писание - Танах .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ислам в России Мечеть (Уфа) Первые сведения на Руси об исламе относятся к Х в. В ходе ордынских завоеваний (1237-1240) на огромной территории южнорусских степей, Поволжья и Сибири складывается новое государство – Золотая Орда. Там в 1312 г. ислам был объявлен государственной религией. При Петре I предпринимаются первые попытки серьёзного изучения ислама. Он поручает составить подробное изложение Корана и биографии Мухаммада. В последствии императрица Екатерина II издала указ «О терпимости всех вероисповеданий», позволивший мусульманам строить мечети, открывать начальные и средние школы, издавать духовную литературу. По приказу Екатерины II был также издан полный арабский текст Корана.

Слайд 2

Праздники ислама К числу основных мусульманских праздников относятся День рождения Пророка Мухаммада, Жертвоприношение, Ураза-Байрам и другие. Жертвоприношение (по-тюркски «Курбан-байрам») – воспоминание от готовности Ибрахима принести в жертву своего сына. В этот день принято накормить бедных и голодных. Праздничным утром мусульмане идут в мечеть. После коллективной молитвы расходятся по домам, затем собираются вместе для чтения Корана. После наставления муллы идут на кладбище и собираются вместе на пир. Это дни особой щедрости и гостеприимства. Молитва в мечети

Слайд 3

Писатели и поэты Арабская миниатюра Х III в. Омар Хайям. РУБАЙЯТ Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной. Мне известно, что мне ничего неизвестно! Вот последняя правда, открытая мной. Я – школяр в этом лучшем из лучших миров. Труд мой тяжек: учитель уж больно суров! До седин я у жизни хожу в подмастерьях, Всё ещё не зачислен в разряд мастеров… (Перевод Г. Плисецкого)

Слайд 4

Саади. ИЗ КНИГИ «БУСТАН» Не затевай напрасную войну, Ведь капля крови царств земных дороже. Беда стране, где властвует разбой, Не будет прибыли стране такой. Уважь пришельцев, что приюта просят, Они ведь славу добрую разносят. Ты по обычаям, по доброй вере Не запирай пред странниками двери.

Слайд 5

ВОЛК И ПОРТНОЙ ( Татарская сказка ) Шёл портной по дороге. Навстречу ему идёт голодный волк. Подошёл волк к портному. Портной ему и говорит: - О, волк! Вижу, ты хочешь меня съесть. Что же, противиться твоему желанию я не смею. Только позволь сначала обмерить тебя, чтобы узнать, помещусь ли я в твоём желудке. Волк согласился, хоть и не терпелось ему скорее съесть портного. Достал портной из мешка железный аршин, одной рукой схватил волка за хвост, а другой стал изо всей силы бить его этим аршином по голове, да так крепко, что волк без памяти упал, а портной пошёл своей дорогой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСЛАМ «Если вы творите добро, то вы творите его для самих себя». (Коран) Ислам – одна из мировых религий, которую исповедуют люди разных стран, независимо от их национальности. Ислам возник в западной части Аравийского полуострова, на побережье Красного моря, где проходил древний караванный путь. Слово «ислам» переводится с арабского как «предание себя Богу» и означает абсолютную веру в единого Бога – Аллаха. Приверженцы ислама стали называться мусульманами (т.е. «предавшими себя Богу»). Основоположник ислама – пророк Мухаммад родился в большом городе Мекке.

Слайд 4

Работа по учебнику стр.52

Слайд 5

Учение мусульман Неуважение к людям есть неуважение к себе . ( Чеченская пословица ) Главная книга мусульман – Коран, что в переводе с арабского означает «чтение вслух». В понимании мусульман это – прямая речь Бога, обращённая к людям. Коран разделён на 114 глав, или сур. В них содержатся различные рассказы и предписания. Коран – настоящая энциклопедия мусульман. Здесь даются законы, указания, как вести себя в семье, как выполнять религиозные ритуалы. Пророк Мухаммад своим примером установил большое количество нравственных правил, являющихся для мусульман обязательными. Так, он подчёркивал необходимость добрососедских отношений и личным примером показывал их важность .

Слайд 7

Храм Кааба


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ модуль: Основы религиозных культур История религий в России Другие христианские исповедания

Слайд 2

Другие христианские исповедания С древних времён жители Руси были знакомы с разными религиозными традициями. Одной из таких традиций было западное христианство. В XI веке произошло разделение Христианской церкви на восточную и западную. Восточная церковь стала называться Православной, а западная – Католической церковью. Русь стала частью православного мира. А позднее, в XVI веке от Католической церкви отделились протестанты. ХРИСТИАНСТВО ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПРОТЕСТАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Слайд 3

Западное христианство Западные христиане (католики) издавна жили в России. Уже в XVII веке в Москве и других городах существовали «немецкие слободы», где селились католики и протестанты. Их число возросло присоединения Украины, Белоруссии, прибалтийских земель. . Представители западных христианских исповеданий внесли большой вклад в развитие культуры нашей страны. Смольный институт благородных девиц. Католический собор в Петербурге

Слайд 4

Армянская апостольская церковь В России издавна живёт много армян. Большинство из них принадлежит к Армянской апостольской церкви. По преданию, христианство в Армению принесли апостолы Фаддей и Варфоломей, поэтому церковь и именуется «апостольской». Армянская церковь имеет свои обрядовые особенности, и её вероучения отличается от вероучения Православных церквей. В Санкт-Петербурге В Ялте В Москве В Нижнем Новгороде

Слайд 5

Коллегия кардиналов Синод епископов

Слайд 6

В Католической церкви существует семь таинств: Крещение , Брак Миропомазание (конфирмация) Евхаристия (Святое Причастие ) Исповедь Елеосвящение (помазании тела освящённым елеем) Священство Миропомазание Евхаристия Елеосвящение Священство

Слайд 7

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Традиционные религии России « В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу » (народная мудрость)

Слайд 3

христианство иудаизм буддизм ислам

Слайд 4

План: 1.Название религии. 2.Основатель. 3.Священная книга. 4.Хранители традиций. 5.Священное сооружение. 6.Обычаи и ритуалы.

Слайд 6

Мудрые мысли из священных книг. Буддизм : «… можно улучшить свою участь если говорить правду, не брать чужого, все время стремиться к добру и ни к кому не чувствовать злобы и зависти». Иудаизм : «И изрёк Бог слова сии: «… Почитай отца твоего и мать, …не убий, не прелюбодействуй, не кради …» Христианство : «Не суди да не судимы будете … И так во, всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Ислам : « Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления»

Слайд 7

Игра «Кто ни разу не ошибётся?» нирвана менора тфилин каллиграфия скрижали минарет умма алтарь икона

Слайд 8

Игра «Кто ни разу не ошибётся?» Христианство икона алтарь Ислам каллиграфия минарет умма Буддизм нирвана алтарь Иудаизм скрижали менора

Слайд 9

Поймите! Бог - не ритуал, Не словоблудье, песнопенья, Бог - состояние Любви! ЛЮБВИ ко ВСЕМ, БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели

Слайд 3

Мировая религия – буддизм - возникла раньше остальных в далёкой Индии.

Слайд 4

О жизни Будды В VI в. до н.э в семье правителя небольшого княжества на севере Индии родился мальчик, которого звали Сиддхартха Гаутама . Мудрецы предсказали, что он станет великим государем, властителем мира, или святым, познавшим истину.

Слайд 5

Царевич жил во дворце в роскоши и без забот… Но однажды царевич встретил похоронную процессию и понял, что все люди на земле и сам он смертны. В другой раз он встретил тяжелобольного человека и осознал, что любого смертного подстерегают болезни. В третий раз царевич увидел нищего и понял, что богатство мимолётно … И, наконец, он увидел мудреца. Он понял, что путь самопознания –единственный к постижению причин страданий и избавления от них.

Слайд 6

В возрасте 29 лет Сиддхартха понял, что не будет счастлив, если продолжит жить так, как прежде. Царевич покинул свой дом и начал скитаться в поисках истины жизни.

Слайд 7

Как то он сел под дерево баньяна и дал клятву, что не сойдёт с этого места, пока не достигнет своей цели и не познает истину. И к нему пришло «просветление», он осознал «четыре благородные истины»: 1) В мире существует страдание -рождение, старость, болезнь, невозможность достигнуть желаемого, смерть… 2) Существует причина страдания –желание жить в этом мире, получать удовольствие. 3) Существует освобождение от страданий (НИРВАНА)- нужно научиться ограничивать свои желания. 4) Существует путь, ведущий к освобождению от страданий. Так царевич Сиддхарта Гаутама стал Буддой (Просветлённым)

Слайд 8

Став просветлённым, царевич начал странствовать и проповедовать своё учение, которое назвали позднее буддизмом. Восемь заповедей буддийского образа жизни описаны в буддийских священных писаниях, которые называются Типитака . - свобода от суеверий и предрассудков, стремление к миролюбивости, - отказ от ненависти и злобы., - речь должна быть всегда умной. правдивой, направленной на примирение, не должно выть лжи и сплетен, - тяжёлыми поступками считаются убийство, воровство, а добрыми -щедрость, благонравие, - способ зарабатывать на жизнь не должен приносить вреда другим людям, - человек должен подавлять злобные порывы, а добрые поощрять, - надо всегда взвешивать свои мысли и поступки, - размышлять над сутью жизни.

Слайд 9

Будда проповедовал до 80 лет и в этом возрасте покинул мир- ушёл в великую нирвану. Заповедав ученикам: - Будьте сами себе светильниками. Ученики кремировали его тело, а прах был развезён ими по разным сторонам света и заключён в специальные сооружения-ступы.

Слайд 10

Христианство в I веке в Палестине Время, когда произошло это событие. Определить и запомнить совсем просто: год Его рождения человечество считает началом исчисления нашей эры. Без малого 2000 лет назад появился на земле Палестины мальчик, родители которого нарекли Иисус. А люди позднее добавили к его имени слово Христос. Так по- гречески звучит «Мессия» и «Спаситель». Вместе с этим человеком, его земным подвигом проповеди слова Божьего, его страданиями, крестной смертью и воскресением и родилось христианство.

Слайд 11

Иисус родился в маленьком городке Вифлеем. Его родителям не хватило места в гостинице, поэтому Мать Иисуса, Мария родила Младенца в пещере, которую использовали для ночлега скота.

Слайд 12

Когда Иисус вырос, Он стал проповедовать, учил, что люди должны любить своего Бога и своих ближних. Иисус призывал каждого человека измениться, стать лучше.

Слайд 13

Люди следовали за Ним. Считали Его не только человеком, но и Сыном Божьим, пришедшим открыть людям путь к праведной жизни. Он не полько проповедовал, но и исцелял больных, помогал тем. Кто в этом нуждался.

Слайд 14

Однако. Многие в народе ждали от мессии другого. Они считали, что он должен избавить иудеев от их врагов и притеснителей, что он должен быть храбрым военачальником, а не проповедником. Поэтому Иисуса схватили рядом с Иерусалимом и решили казнить страшной смертью: Его распяли на кресте, как делали это с самыми злыми преступниками. В этот момент большая часть учеников испугались и покинули Его.

Слайд 15

Только несколько человек пришли, чтобы снять Его безжизненное тело с креста и предать достойному погребению. Среди них самых верных последователей Иисуса были несколько женщин, которые снова пришли к его гробу на третий день после казни. Но здесь их ждало поразительное открытие: гроб оказался пуст .Как верят христиане, Иисус как Сын Божий не был подвластен смерти, и Он воскрес из мёртвых.

Слайд 16

Вдохновлённые этой вестью, ученики Иисуса Христа стали проповедовать Его учение в Иудее и за её пределами, скоро это учение распространилось по многим странам. Оно стало называться христианством.

Слайд 17

Заполните таблицу Религии мира Основатель Когда и где возникла

Слайд 18

проверьте Религии мира иудаизм буддизм ислам Христианство Основатель Моисей Сиддхарта Гаутама Будда Просветлён ный Пророк Мухаммад Мессия (помазанник) Иисус Христос Когда и где возникла 6 век до нашей эры В Палестине 2 тыс. лет до нашей эры В Индии В 6 веке нашей Эры В Аравии В 1 веке нашей эры В Палестине


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Россия - многонациональное государство .

Слайд 3

Россия – многонациональная страна. На её территории проживает более 100 народов. Русский язык – государственный язык РФ на всей её территории.

Слайд 4

Живут в России разные У каждого народа Народы с давних пор. Язык свой и наряд. Одним – тайга по нраву, Один – черкеску носит, Другим – степной простор. Другой надел халат .

Слайд 5

Один – рыбак с рожденья, Другой - оленевод. Один кумыс готовит, Другой готовит мёд. Одним – милее осень, Другим – милей весна. А Родина Россия У нас у всех - одна .

Слайд 6

Традиция, обычай, обряд – понятия тождественные в общих своих чертах, но имеющие свои характерные особенности и признаки . Традиция – это передача от предшествующих поколений обычаев и обрядов, направлены на духовный мир личности и выполняет роль средств воспроизведения, повторения и закрепления общепринятых общественных отношений не непосредственно, а через формирование морального и духовного облика человека, складывающегося в соответствии с этими отношениями. ( Например: русское гостеприимство)

Слайд 7

6. Домашнее задание - Прочитать текст в учебнике на стр. 22- 27


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 2 Основы религиозных культур и светской этики Учебник для 4-го класса Светская этика

Слайд 2

Что же мы умеем, знаем? Вспоминаем, повторяем. 2 Игра «Продолжи фразу…» 1. Я буду изучать «Светскую этику», потому что … 2. Учебник по этому курсу поможет мне … 3. Для меня очень важным в жизни является понятие …, так как …

Слайд 3

Страна. Государство Здесь родился, живёшь, Уезжаешь — скучаешь, Как зовут это место, знаешь?

Слайд 4

Маршрутный лист

Слайд 5

Страна «Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твоё достоянье на все времена! (Гимн России. Сл. С. Михалкова) Мы живём в стране, которая называется Рос-сийская Федерация. Когда мы говорим «страна», то имеем в виду людей, территорию, природу, климат.

Слайд 6

Карта России Посмотри на карту России и расскажи: а) какие моря и океаны омывают нашу страну; б) назови самые большие реки и озёра. Покажи на карте, где бывал ты. Что тебя поразило больше всего?

Слайд 7

Россия Россия — страна с особенной, очень красивой природой. Природа — это наше богатство, ценность, которую надо беречь.

Слайд 8

А. М. Васнецов. Родина Всё это – родимое, русское, наше: Просели избушки почти до земли, Крестьянин участок на лошади пашет, И храм с колокольней белеет вдали! Иван Есаулков

Слайд 9

Ответы на вопросы Как ты понимаешь выражение «беречь природу»? Обсудите в классе, что каждый из вас может сделать для охраны природы. Расскажи о природе своего края. Вспомни, какие республики, области, округа входят в состав России.

Слайд 10

Пословицы Кто не живёт на родине, не знает вкуса жизни. (Осетинская пословица)

Слайд 11

Государство Когда мы говорим «государство», то имеем в виду устройство страны. Наша страна — Российская Федерация. Федерация — это союз, объединение разных территорий и людей, которые там проживают.

Слайд 12

Государство Какие органы власти работают в зданиях, изображённых на этих фотографиях? Здание Правительства России Здание Государственной думы РФ Здание Верховного суда РФ

Слайд 13

Из курса «Окружающий мир» вспомни, что такое парламент. Какова его структура? Кто поддерживает порядок внутри страны? Почему государственный гимн граждане страны слушают стоя? Расскажи о символах государства. Ответы на вопросы

Слайд 14

Почему во время войны люди отдавали жизнь, спасая флаг? Ответы на вопросы

Слайд 15

Обсуждаем прочитанное Игорь Северянин ЗАПЕВКА О России петь — что стремиться в храм По лесным горам, полевым коврам... О России петь — что весну встречать, Что невесту ждать, что утешить мать... О России петь — что тоску забыть, Что Любовь любить, что бессмертным быть. Сергей Есенин О, Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озёрную тоску... Как поэты выражают своё отношение к Родине? Какие ещё стихотворения о Родине ты знаешь? Прочитай их выразительно.

Слайд 16

РЕФЛЕКСИЯ Закончи предложения: Я узнал… Я сумел… Я хотел бы….

Слайд 17

Синквейн Страна Родная, любимая Заботится, любит, ценит Лучше нет родного края! Родина

Слайд 18

РЕФЛЕКСИЯ У нас есть один общий дом – наша страна, наша Россия. Гордись своей страной, прославляй её своими добрыми и нужными делами, хорошо учись, чтобы стать полезным Родине.

Слайд 19

Домашнее задание Приготовь сообщение об одном из народов России: история, традиции, одежда, национальное жилище, произведения литературы и искусства.

Слайд 20

http://cool-pictures.su/_ph/18/2/398597733.gif фон http://www.playcast.ru/uploads/2014/03/03/7681409.gif бордюр http://www.intelkot.ru/pics_import/ArticlesImg/chevostik.jpg Чевостик http://dompolnajachasa.at.ua/_pu/12/s48651259.jpg Россия http://s49.radikal.ru/i123/0903/d0/9c2c17a3d3fe.jpg http://i018.radikal.ru/1004/38/9336d52ad076.gif анимация http://www.artsait.ru/art/v/vasnecovA/img/8.jpg А. М. Васнецов. Родина Список использованных источников Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 8 г. Моздока Сук Наталия Ивановна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно- культура народов России нравственная «Основа для счастья и гармонии – это духовность. Только сила нашей духовности сохранит наш этнос, наш народ, обеспечит здоровое потомство для будущего. Даже высокий уровень жизни в условиях бездуховности счастья не приносит». Академик Н.В. Федоров

Слайд 2

Духовность – это внутреннее богатство человека, его мыслей, чувств и убеждений, забота о том, чтобы после себя оставить людям полезное, доброе, нужное. Духовность

Слайд 6

Нравственность « Нравственность» - слово, возникшее в русском языке как синоним латинского «мораль» (mosmoris) - обычай, нрав, и греческого «этика» (ethos) - обычай, нрав, характер. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова «нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение».

Слайд 7

Традиционными источниками нравственности являются: патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Слайд 8

Развитие и воспитание духовно-нравственных ценностей должно сформировать самостоятельную личность, способную реализовать свои планы с помощью собственных ресурсов, потенциала и строится на следующих принципах: уважение к своей стране, ее истории; индивидуально-личностное развитие.

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!



Предварительный просмотр:

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада по Светской этике

Школьный тур, IV – V  классы, 2017-2018 учебный год

Работу выполнил ___________________________________________  Класс _____

Время на выполнение работы 45 минут

Задание 1. Выберите правильный ответ.

1. Главные понятия в этике:

  1. Здоровье и болезнь
  2. Добро и зло
  3. Права и обязанности
  4. Прибыль и убыток

2. Закончите русскую пословицу: «Кто сеет ненависть — пожнет <.?.>»

  1. благодарность
  2. добро
  3. любовь
  4. скорбь

3. Укажите строчку, в которой перечислены только положительные черты человека:

  1. Великодушие, ненависть, скромность
  2. Дружелюбие, зависть, отзывчивость
  3. Жестокость, правдивость, сострадание
  4. Любовь, милосердие, честность

4. Нравственное качество, которое состоит в деятельном сострадании и помощи ближнему, прощении обид. Противоположным качеством является жестокосердие, бессердечие.

  1. Милосердие
  2. Скромность
  3. Честность
  4. Лицемерие

5. 9 мая в нашей стране ежегодно отмечается день Победы в Великой Отечественной войне, в которой наш народ проявил такие качества как любовь к своему Отечеству, мужество, самопожертвование. Какая годовщина великой Победы будет праздноваться в 2018 году?

А.  30-я                 В.  100-я

Б.  73-я                 Г.  110-я

Задание 2. Впишите в таблицу выделенные жирным шрифтом имена, фамилии или прозвания знаменитых воинов, полководцев, героев нашей страны так, чтобы в выделенных клетках по вертикали получилось название добродетели, присущей воинам – защитникам нашего Отечества.

инок Пересвет

богатырь Илья Муромец

князь Дмитрий Пожарский

Кузьма Минин

князь Александр Невский

Александр Суворов

адмирал Федор Ушаков

адмирал Павел Нахимов

маршал Георгий Жуков

Михаил Кутузов

Запишите получившееся в выделенных клетках по вертикали название добродетели:

_____________________________________________________________________________________

Задание 3. Соберите пословицы и поговорки, подобрав окончание к началу каждой из них.

А.         Береги землю родимую, ______________________________________________________

Б.         Милостивому человеку  ______________________________________________________

В.         Родная сторона — мать, ______________________________________________________

Г.         Старый друг ________________________________________________________________

Д.         Лучше давать,  ______________________________________________________________

Е.         Сам погибай,  _______________________________________________________________

… нежели получать.

… лучше новых двух.

… как мать любимую.

… а чужая — мачеха.

… а товарища выручай.

… и Бог подает.

Отнесите поговорки к нужной группе, проставив буквы в соответствующие ячейки.

Поговорки о дружбе:

Поговорки о любви к Отечеству:

Поговорки о милосердии:

Задание 4. Прочитайте притчу. Ответьте на вопросы.

У одного мудреца однажды спросили:

— Почему плохие качества легко развиваются в человеке, а хорошие – очень трудно?

Мудрец ответил:

— А как вы думаете, что будет, если семена сорных растений посадить в землю и поливать, а семена культурных – оставить на солнцепеке?

— Сорняки разрастутся, — отвечали пришедшие к мудрецу, — а добрые семена засохнут и погибнут.

— Так бывает и у людей, — сказал мудрец, — когда, вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, прячут глубоко в душе. Там они могут вырасти и погубить человека в самом его сердце.

4.1. С чем в этой притче сравниваются недостатки и пороки человека?

_____________________________________________________________________________________

4.2. С чем в притче сравниваются добрые человеческие качества?

_____________________________________________________________________________________

4.3. В этой притче образ земли, в которой человек может вырастить добрые или негодные растения, — это образ …

_____________________________________________________________________________________

4.4. Как, по мнению мудреца, нельзя творить добрые дела, чтобы не погубить их?

_____________________________________________________________________________________

4.5. Что может, по словам мудреца, произойти, если человек будет скрывать свои недостатки, а в глубине души оставаться порочным, не пытаясь исправиться?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Сумма баллов



Предварительный просмотр:

Олимпиада по Светской этике

Школьный тур, IV – V  классы, 2017-2018 учебный год

Время на выполнение работы 45 минут

Задание 1. Максимально в задании 5 баллов.

За каждый правильный ответ — 1 балл.

1. Главные понятия в этике:

Б. Добро и зло

2. Закончите русскую пословицу: «Кто сеет ненависть — пожнет <.?.>»

Г. скорбь

3. Укажите строчку, в которой перечислены только положительные черты человека:

Г. Любовь, милосердие, честность

4. Нравственное качество, которое состоит в деятельном сострадании и помощи ближнему, прощении обид. Противоположным качеством является жестокосердие, бессердечие.

А. Милосердие

5. 9 мая в нашей стране ежегодно отмечается день Победы в Великой Отечественной войне, в которой наш народ проявил такие качества как любовь к своему Отечеству, мужество, самопожертвование. Какая годовщина великой Победы будет праздноваться в 2018 году?

Б. 73-я

Задание 2. Максимально в задании 6 баллов.

П

О

Ж

А

Р

С

К

И

Й

А

Л

Е

К

С

А

Н

Д

Р

К

У

Т

У

З

О

В

Ф

Е

Д

О

Р

Н

Е

В

С

К

И

Й

Ж

У

К

О

В

П

Е

Р

Е

С

В

Е

Т

И

Л

Ь

Я

К

У

З

Ь

М

А

Н

А

Х

И

М

О

В

За каждое правильно вставленное слово

 — 0,5 балла.

Всего 5 баллов.

 

Получившееся в выделенных клетках по вертикали название добродетели:

(1 балл) Патриотизм

Задание 3. Максимально в задании 9 баллов.

А.         Береги землю родимую, как мать любимую.

Б.         Милостивому человеку и Бог подает.

В.         Родная сторона — мать, а чужая — мачеха.

Г.         Старый друг лучше новых двух.

Д.         Лучше давать, нежели получать.

Е.         Сам погибай, а товарища выручай.

За каждую правильно составленную поговорку

 — 1 балл.

Всего 6 баллов.

За каждое правильное соответствие — 0,5 балла. Всего 3 балла.

Поговорки о дружбе:

Поговорки о любви к Отечеству:

Поговорки о милосердии:

Г, Е

А, В

Б, Д

Задание 4. Максимально в задании 10 баллов.

За каждый правильный ответ — 2 балла.

4.1. С чем в этой притче сравниваются недостатки и пороки человека?

(2 балла) Недостатки и пороки человека сравниваются в притче с сорными растениями

4.2. С чем в притче сравниваются добрые человеческие качества?

(2 балла) Добрые качества человека сравниваются в притче с культурными растениями

4.3. В этой притче образ земли, в которой человек может вырастить добрые или негодные растения, — это образ …

(2 балла) это образ души, сердца человека

4.4. Как, по мнению мудреца, нельзя творить добрые дела, чтобы не погубить их?

(2 балла) Добрые дела нельзя творить напоказ

4.5. Что может, по словам мудреца, произойти, если человек будет скрывать свои недостатки, а в глубине души оставаться порочным, не пытаясь исправиться?

(2 балла) Недостатки и пороки могут развиться и погубить человека в самом его сердце

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Сумма баллов

5

6

9

10

30