ПРИКЛАДНЫЕ КУРСЫ
Прикладные курсы в школе имеют множество плюсов. Самое главное это:
- повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах при поступлении;
- воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
- профессиональная направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prikladnoy_10klass.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТАРАНОВСКИЙ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
Программа курса по биологии
10класс
«Валеологические аспекты здоровья»
Автор: Кузнецова Е.С.
учитель биологии
КГУ « Тобольской
средней школы №116»
2013-2014 учебный год
Оглавление
- Пояснительная записка
- Программа изучаемого материала
- Учебно-тематический план
- Литература
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа – единственный социальный институт, который охватывает всех без исключения граждан. В школу учащиеся приходят в восприимчивом к воспитанию возрасте, а длительность их пребывания в школе достаточна для формирования навыков здорового образа жизни. Программа является дополнением к основному курсу и актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору естественно-научного профиля.
В этих условиях школа обрела особое значение и призвана дать подрастающему поколению хотя бы элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребёнок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте, а длительное пребывание в школе вполне достаточно для формирования у него мотивов здоровья.
Содержание школьного биологического образования не раскрывает в полной мере проблему здорового образа жизни, факторов влияющих на состояние здоровья человека.
Программа прикладного курса “ Валеологические аспекты здоровья” предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования “ новообразования” у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья.
Цель курса: воспитание у подростков культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической – способность управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной – способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения – способность понимать своё предназначение).
Задачи:
- расширение теоретических знаний школьников в образовательной области “Мое здоровье в моих руках”;
- создать условия для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;
- обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;
- способствовать формированию положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в современных условиях жизни.
Ожидаемые результаты: В результате посещения прикладного курса обучаемые на базовом уровне должны:
Знать:
-особенности медицинских профессий, эколога, психолога;
- определиться с выбором профиля обучения в профессиональном направлении;
- пути сохранения здоровья;
- приемы оказания 1 помощи при различных травмах, повреждениях, ударах, обморожениях, шоке и др.;
- причины и приемы выявления, исправления нарушений осанки и развития плоскостопия;
- развитие человеческого организма, влияние среды и общества на этот процесс;
- благотворное влияние физической нагрузки на растущий организм;
- гигиенические правила по уходу за телом, одеждой, обувью, психикой;
- вредное влияние алкоголя и никотина, их разрушающее воздействие на организм;
-биологическую терминологию символику.
Уметь:
- составлять режим труда и отдыха;
- уметь применять в жизни правила рационального питания, гигиены;
- проводить самонаблюдение, вести дневник;
- оказать помощь себе и другим;
-составлять элементарные биологические схемы;
-описывать строение тела по морфологическому признаку.
В основе данного предмета лежат принципы:
- “Здоровье через образование”;
- гуманизация образования;
- осуществление целостного подхода к воспитанию;
- соответствие содержания возрастным особенностям учащихся;
- деятельностный подход в обучении.
Данный прикладной курс является межпредметным и предназначен для учащихся 10 классов. Он ориентирован на расширение и углубление знаний по биологии и валеологии, на развитие познавательного интереса к предметам естественного цикла и на выбор дальнейшего профиля обучения.
Основным составляющими программы предмета являются:
- Отношению к здоровью как к ценности.
- Формирование представления о себе как здоровом человеке.
- Способность использовать поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, причём “энергия опасения” должна преобразовываться в “энергию действия”.
- Овладение знаниями и представлениями об опасностях окружающей среды угрожающих здоровью человека.
- Понимание необходимости осознания и соблюдения правил гигиены в целях укрепления и сохранения здоровья.
- Понимания причин ухудшения здоровья населения страны.
- Формирование культуры здоровья.
- Понимание потребности здорового образа жизни.
- Развивать умение работать с различными источниками информации.
- Развивать умение выполнять практические, лабораторные работы, наблюдения, исследования.
Содержание учебного материала соответствует целям профильного обучения и обладает новизной для учащихся, соответствует образовательным требованиям. Направлена на передачу знаний, необходимых для формирования у учащихся компетенции в предметной области. По мере изучения курса учащиеся ведут тетрадь, где записывают необходимую информацию, отвечают на поставленные проблемные вопросы.
В процессе освоения программы создаются благоприятные условия для актуализации знаний и умений, которые необходимы в освоении ряда профессий и специальностей.
В основе организации учебного процесса лежат следующие принципы:
- – заинтересованность к изучению предмета;
- – добровольность и готовность к диалогу;
- – взаимное доверие и уважение к любому мнению, точке зрения;
- – активное участие.
Методы работы:
- – поисково-исследовательских метод (работа по выполнению заданий исследовательского характера);
- Словесный (лекции, беседа, дискуссия);
- Наглядный ( демонстрация, презентации уроков, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц и схем в цифровом формате);
– метод самореализации (подготовка мини проектов, выступления );
– метод комплексного подхода к образованию и воспитанию (единство нравственного, экологического, эстетического воспитания).
Формы обучения:
-коллективные;
-групповые;
-индивидуальные.
Формы работы:
- Беседы
- Семинары
- Дискуссии
- Практические занятия
- Теоретические занятия
Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела выполняется комплексное тестирование.
Основные средства обучения:
-электронные учебные пособия;
-теоретические материалы в электронном и печатном формате;
-презентации уроков;
- различные варианты контрольно- измерительных материалов по биологии;
-типовые тестовые задания по всем разделам и темам биологии.
Формы контроля:
-текущий контроль (степень активности при обсуждении проблемных вопросов, результаты выполнения домашнего задания).
-тематический (тематическое тестирование).
-итоговый контроль (степень выполнения итогового тестирование).
Наше здоровье – самое ценное, что у нас есть. На вою жизнь нам дается только один организм. Если мы небрежно обращаемся с любыми предметами, их можно заменить, но заменить свой организм не возможно. Если Вы полагаете, что поскольку здоровы сейчас, то будете здоровы всегда, вы ошибаетесь. Внимательно посмотрите на окружающих вас людей, и вы поймете, что необходимо заботиться о себе уже сейчас.
Данный курс рассчитан на 34 часов - 1 час в неделю на протяжении учебного года (1 раз в неделю). Программа данного курса имеет ряд особенностей. Она предусматривает:
-использование разнообразных наглядных материалов: видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют современному закреплению знаний;
-использование теоретического материала в электронном формате, что позволяет развивать самообразование;
-применение тестового материала, составленные по контрольно-измерительным материалам по биологии;
-дифферинцированный подход , с учётом уровня их обучаемости обучаемых.
Занятия систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом.
- ПРОГРАММА ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Тема № 1 Исторические предпосылки науки о здоровье.
Тема № 2 Вводная диагностика. Здоровье: цель или средство?
Тема № 3 Практическая работа №1 Определение своего образа жизни.
Тема № 4 Биологические и социальные основы охраны здоровья человека.
Тема № 5 Практическая работа №2 Влияние одежды и обуви на организм человека.
Тема № 6 Правильное питание – залог хорошего здоровья.
Тема № 7 Мой дом – моя крепость.
Тема № 8 Здоровье и спорт.
Тема № 9 Здоровье и труд рядом идут.
Тема № 10 Болезни.
Тема № 11 Практическая работа №3 Мой режим дня.
Тема № 12 Доброму всё здорово.
Тема № 13 Причины и следствия курения.
Тема № 14 Самая страшная болезнь века.
Тема № 15 Проблемы алкоголизма.
Тема № 16 Жизнь даётся один раз.
Тема № 17 Алгоритм жизни.
Тема № 18 Практическая работа №4 Биолого-психологические проблемы общения.
Тема № 19 Практическая работа №5 Внимание, память, мышление – биологическая причинно- следственная цепочка.
Тема № 20 Практическая работа №6 Стресс и дистресс – влияние на организм подростка.
Тема № 21 Биологические ритмы и их влияние на здоровье человека.
Тема № 22 Практическая работа №7 Моё здоровье – моя программа.
Тема № 23 Ожоги. Обморожения.
Тема № 24 Переломы. Растяжения. Осанка человека.
Тема № 25 Повреждение электрическим током человека. Инородные тела.
Тема № 26 Отравления. Тепловой и солнечный удар.
Тема № 27 Уникальность человека как биосоциального вида.
Тема № 28 Влияние основных загрязнителей на организм человека
Тема № 2 9 Влияние основных загрязнителей на организм человека
Тема №30 Урбанизация – ее пагубное влияние на здоровье.
Тема № 31 Урбанизация – ее пагубное влияние на здоровье.
Тема № 32 Биология – в мире профессий.
Тема № 33 Обобщение.
Тема № 34 Итоговое занятие.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Тема занятия | Часы | Дата |
Раздел 1.Введение | |||
1 | Исторические предпосылки науки о здоровье. | 1 | |
2 | Вводная диагностика. Здоровье: цель или средство? | 1 | |
Раздел 2. Факторы и причины влияющие на здоровье человека. | |||
3 | Практическая работа №1 Определение своего образа жизни. | 1 | |
4 | Биологические и социальные основы охраны здоровья человека. | 1 | |
5 | Практическая работа №2 Влияние одежды и обуви на организм человека. | 1 | |
6 | Правильное питание – залог хорошего здоровья. | 1 | |
7 | Мой дом – моя крепость. | 1 | |
8 | Здоровье и спорт. | 1 | |
9 | Здоровье и труд рядом идут. | 1 | |
10 | Болезни. | 1 | |
11 | Практическая работа №3 Мой режим дня. | 1 | |
12 | Доброму всё здорово. | 1 | |
Раздел 3. Здоровый образ жизни – основа долголетия. | |||
13 | Причины и следствия курения. | 1 | |
14 | Самая страшная болезнь века. | 1 | |
15 | Проблемы алкоголизма. | 1 | |
16 | Жизнь даётся один раз. | 1 | |
Раздел 4.Психологическое здоровье, как составная часть здоровья человека.. | |||
17 | Алгоритм жизни. | 1 | |
18 | Практическая работа №4 Биолого-психологические проблемы общения. | 1 | |
19 | Практическая работа №5 Внимание, память, мышление – биологическая причинно-следственная цепочка. | 1 | |
20 | Практическая работа №6 Стресс и дистресс – влияние на организм подростка. | 1 | |
21 | Биологические ритмы и их влияние на здоровье человека. | 1 | |
22 | Практическая работа №7 Моё здоровье – моя программа. | 1 | |
Раздел 5.Первая помощь при несчастных случаях. | |||
23 | Ожоги. Обморожения. | 1 | |
24 | Переломы. Растяжения. Осанка человека. | 1 | |
25 | Повреждение электрическим током человека. Инородные тела. | 1 | |
26 | Отравления. Тепловой и солнечный удар. | 1 | |
Раздел 6. Экология человека. | |||
27 | Уникальность человека как биосоциального вида. | 1 | |
28/29 | Влияние основных загрязнителей на организм человека. | 2 | |
30/31 | Урбанизация – ее пагубное влияние на здоровье. | 2 | |
32 | Биология – в мире профессий. | 1 | |
33 | Обобщение. | 1 | |
34 | Итоговое занятие. | 1 |
4. ЛИТЕРАТУРА
1. Биология в школе – журналы за 1999 – 2011 гг.
2. Биология в вопросах и ответах. Демьянков Е.Н. М.: Просвещение. АО Учебная литература, 1996 г.
3.Валеологический практикум. Наука быть здоровым. Шибкова Д.З. Челябинск. Южно - Уральское книжное издательство, 1997 г.
4. Вопросы медицины, валеологии и гигиены. Федоров В.Н Часть 2. М.: Санитарное просвещение, 1980 г.
5. Воробьев В.И. Здоровье в твоих руках.//Биология в школе. С.9, №2, 1995 г.
6. Гигиена и здоровье школьника. Хрипкова А.Г., Комсов Д.В М.: Просвещение, 1988 г.
7.Мамович Н.Д. Прежде всего гигиена.//Биология в школе. С.33, №2, 1996 г.
8. Тесты по анатомии, физиологии, гигиене человека. Донецкая Е.Г.Саратов. Лицей, 2001г.
9. Справочник школьника. М. “Слово”, 1995 г.
10. Энциклопедия для девочек (мальчиков). Детская популярная энциклопедия Изд. М.: Просвещение, 1999 г.