Прикладной курс "Основы живой природы"

Кузнецова Елена Сергеевна

 

 

Прикладной курс предназначен для учащихся 11 класса, как дополнительные часы освоения биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_zhivoy_prirody.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

 «Наблюдай и восхищайся

Изучай и береги!»

Прикладной  курс «Основы живой природы» предназначен для того, чтобы учащиеся 11-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией и др.). Достигнуть этого возможно только в том случае, если создать курс для профильной подготовки, содержание которого будет вызывать у учащихся интерес, желание и стремление изучать биологию в высших учебных заведениях.

Исходя из этого, отбор содержания курса, но биологии «Основы живой природы» осуществлялся на основе ряда факторов, стимулирующих развитие познавательных интересов у школьников.

Ведущая роль прикладного курса «Основы живой природы» - повторение учащимися учебного материала по ботанике, альгологии, лихенологии  зоологии, анатомии, физиологии, гигиене гистологии, цитологии.

Данный прикладной курс направлен на расширение знаний в области биологических наук. Курс носит развивающую и практическую направленность.

Данный курс рассчитан на 34 часа, по 1 часу в неделю в 11 классе.

Цель данного прикладного  курса: 

создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного профессионального выбора; помочь выпускникам грамотно подготовиться к сдаче выпускного экзамена по биологии за курс средней  школы, поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.

Задачи прикладного курса:

  •  ознакомление учащихся с системой биологических наук, достижениями и перспективами развития;
  • расширение и углубление знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлении к изменчивым условиям природной среды;
  • развитие практических навыков работы с учебным оборудованием кабинета биологии (световым микроскопом, микропрепараторами), компьютером (создание презентаций);
  • воспитание бережного отношения к ресурсам животного мира.
  • формирование целостного научного мировоззрения, биологического мышления, понимания значимости биологии в настоящее время;
  • развитие устойчивого интереса к изучению живой природы, расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к учению.
  • профессиональная ориентация учащихся по биологическому профилю;
  • поддержка интереса к биологии и профессиональная направленность;
  • формирование общей культуры, нравственности, чувства патриотизма;
  • поднять уровень знаний в области «Биология живых организмов»;
  • выработать навыки четкого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты.
  • создать условия для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;
  • обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;
  • способствовать формированию положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в современных условиях жизни.

Основная концепция курса:

  • Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности;
  • Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов, систем органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;
  • Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук;
  • Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно-генетические – основы деятельности клеток – и что с подобного рода нарушениями бороться трудно и, порой, невозможно;
  • Практические и семинарские занятия. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, фотографии, таблицы) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей.

Система принципов в организации содержания:

 принципы систематичности и последовательности, научности, единства, доступности, системности, причинности, вариативности, единства живого, наглядности, вхождения в природу.

Педагогические технологии 

  • Информационные
  • Групповые
  • Индивидуальные
  • Проектные

Формы и методы работы 

  • лекция
  • семинар
  • конференция
  • круглый стол
  • деловая игра
  • экскурсия
  • практическая работа
  • работа с компьютером
  • презентация работы
  • беседы
  • игры
  • тренинги
  • наблюдения
  • демонстрация

Данный курс предусматривает большую долю самостоятельного поиска учебного материала, работу с различными источниками информации, разнообразные формы занятий. При этом учащийся выбирает “индивидуальное движение”: он может выбрать работу в группе по одной из тем курса для участия в исследовательской, проектной работе, или индивидуальную работу с проведением мини-исследовательских, проектных, творческих работ по различным темам курса и оформления собственного портфолио. При этом одними из главных критериев работ являются научность информации, практическая направленность материалов, творческий подход. Приветствуется любое проявление индивидуальности, нестандартности решения проблемы. На последних занятиях проводится конференция, на которой учащиеся защищают свои работы.

Учащиеся должны знать: 

  • Устройство светового микроскопа;
  • Положения клеточной теории;
  • Особенности прокариотической и эукариотической клеток;
  • Сходство и различие растительной и животной клеток;
  • Основные компоненты и органоиды клеток: мембрану, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
  • Иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
  • важнейшие валеологические понятия;
  • правила гигиены органов организма человека;
  • особенности строения организма  человека,  животных и растений;
  • значение органов в организме человека;
  • биологические науки;
  • методы науки;
  • основные этапы развития науки;
  • ученых-биологов;
  • важнейшие открытия биологии;
  • профессии, связанные с биологией;
  • достижения современной науки;
  • перспективы развития биологии.

Учащиеся должны уметь: 

  • Работать со световым микроскопом и препаратами;
  • Называть составные части клетки, органа и “узнавать” их на схеме или фотографии;
  • Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
  • Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярного до организменного);
  • Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
  • Работать с современной биологической и медицинской литературой;
  • Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их;
  • Использовать знания по биологии для ведения здорового образа жизни;
  • самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания;
  • соблюдать правила гигиены;
  • выполнять упражнения по профилактике заболеваний;
  • устанавливать причинно – следственные связи;
  • делать обобщения;
  • доказательно излагать материал;
  • пользоваться справочной литературой.
  • ориентироваться в научной, научно-популярной, публицистической информации по биологии;
  • использовать отдельные методы науки;
  • выполнять различные виды творческих работ;
  • работать в группе;
  • презентовать свою работу.

В содержании программы курса выделяю две части:

  • теоретическая;
  • практическая (лабораторные и практические работы)

Прогнозируемый результат:

В процессе обучения учащиеся должны получить следующие знания:

-подробная систематика Царства Растения и анатомическое строение органов растений;

-подробная систематика Царства Животные и строение, механизмы приспособления организма животных  для жизнедеятельности;

-место человека в системе органического мира и взаимосвязь с окружающей средой;

-виды регуляций организма человека и их влияние на здоровье человека ;

-строение и функции органов и систем органов организма человека;

-гигиенические аспекты долголетия.

Форма итогового контроля

Зачет по итогам защиты коллективной творческой (исследовательской, проектной) работы или защиты “портфолио” индивидуальных работ.

Содержание программы

Введение

Что такое биология и что она изучает? Каково значение биологии для медицины, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства.

1.Растения (10ч.)

Основные особенности Царства Растений и их классификация. Основные особенности корня в связи с выполняемыми функциями. Плодородие почвы.

Основные особенности стебля в связи с выполняемыми функциями.

 Побег и побеговые системы. Видоизменённые побеги.

Лист- как один из основных органов растений. Видоизменения листьев. Значение зелёных растений.

 Цветок, соцветия. Размножение цветковых растений.

 Классификация плодов. Семя, прорастание семян. Значение цветков, плодов, семян.

Классификация цветковых растений. Классификация цветковых растений.

Грибы-своеобразные организмы живой природы. Водоросли - большая группа низших растений.

Лишайники. Мхи.

Папоротниковидные- высшие споровые растения..Голосеменные- растения не имеющие цветков.

2.Животные (12ч.)

Простейшие- представители животного мира на клеточном уровне организации.

Двухслойные организмы – кишечнополостные.

Представители низших многоклеточных животных - плоские черви.

Характерные черты типа круглые черви.

Характерные черты типа кольчатые черви.

Мягкотелые и их классификация.

Самый многочисленный по числу видов- тип членистоногие.

Тип хордовые. Класс ланцетники.

Тип хордовые. Класс Рыбы.

Тип хордовые. Класс Земноводные. Класс рептилии.

Тип хордовые. Класс птиц.

Тип хордовые. Класс млекопитающие.

3.Человек и его здоровье (10ч.)

Общий обзор организма человека. Нервная система. Железы внутренней секреции.

Строение скелета человека. Скелет туловища, головы, конечностей. Соединение костей. Состав, строение и рост костей. Мышцы и их строение.

Внутренняя среда организма. Кровь. Состав крови. Группы крови. Иммунитет.

Строение сердечнососудистой системы. Строение и работа сердца. Строение и работа сосудов. Большой и малый круги кровообращения.

Органы дыхания, их строение и функции.  Газообмен в лёгких и тканях.

Пищеварение. Питательные вещества. Пищеварительные ферменты и их значение. Строение органов пищеварения.

Обмен веществ. Водный обмен. Обмен белков. Обмен углеводов. Обмен жиров. Витамины.

Выделение. Строение и функции почек. Образование мочи. Кожа. Строение и функции кожи. Закаливание организма. Гигиена кожи и одежды.

Анализаторы. Осязание. Обоняние. Вкус. Зрение. Слух.

Развитие организма человека.

Итоговый контроль.

Учебно – тематический план курса «Основы живой природы»

урока

темы

Содержание темы

Кол-во

часов

Лабораторная работа

Дата

Примечание

1

1

Введение

1

Растения

10

2

1

Основные особенности Царства Растений и их классификация. Основные особенности корня в связи с выполняемыми функциями. Плодородие почвы.

1

№1

Строение корнеплода

3

2

Основные особенности стебля в связи с выполняемыми функциями.

1

4

3

Побег и побеговые системы. Видоизменённые побеги.

1

№2

Строение побегов древесных растений.

5

4

Лист- как один из основных органов растений. Видоизменения листьев. Значение зелёных растений.

1

№3

Запасные вещества клетки

6

5

Цветок, соцветия. Размножение цветковых растений.

1

№4

Строение цветков покрытосеменных растений.

7

6

Классификация плодов. Семя, прорастание семян. Значение цветков, плодов, семян.

1

8

7

Классификация цветковых растений. Классификация цветковых растений.

1

9

8

Грибы-своеобразные организмы живой природы. Водоросли - большая группа низших растений.

1

10

9

Лишайники. Мхи.

1

11

10

Папоротниковидные- высшие споровые растения. Голосеменные- растения не имеющие цветков.

1

Животные

12

12

1

Простейшие- представители животного мира на клеточном уровне организации.

1

№5

Особенности строения инфузории – туфельки.

13

2

Двухслойные организмы – кишечнополостные.

1

14

3

Представители низших многоклеточных животных - плоские черви.

1

15

4

Характерные черты типа круглые черви.

1

16

5

Характерные черты типа кольчатые черви.

1

№ 6

Внешнее строение дождевого червя.

17

6

Мягкотелые и их классификация.

1

18

7

Самый многочисленный по числу видов- тип членистоногие.

1

19

8

Тип хордовые. Класс ланцетники.

1

20

9

Тип хордовые. Класс Рыбы.

1

№7

Особенности строения тела рыб связанные с водной средой.

21

10

Тип хордовые. Класс Земноводные. Класс рептилии.

1

22

11

Тип хордовые. Класс птиц.

1

23

12

Тип хордовые. Класс млекопитающие.

1

Человек и его здоровье

10

24

1

Общий обзор организма человека. Нервная система. Железы внутренней секреции.

1

25

2

Строение скелета человека.

1

26

3

Внутренняя среда организма.

1

27

4

Строение сердечнососудистой системы.

1

№8

ЭКГ

28

5

Органы дыхания, их строение и функции.

1

№9

Определение ёмкости лёгких человека.

29

6

Пищеварение.

1

30

7

Обмен веществ.

1

31

8

Выделение

1

32

9

Анализаторы

1

№10

Работа анализаторов.

33

10

Развитие организма человека.

1

34

1

Итоговый контроль.

1

                                                     Итого: 34 часа

Литература

  1. Биология. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”, 1997-2010.
  2. Биология. Лабораторный практикум. 6-11 класс. /CD-диск.
  3. Занимательные факты и материалы по общей биологии в вопросах и ответах. 9-11 класс/авт. Сост. М.М.Бондарчук, Н.В.Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2005.
  4. Интернет-ресурсы.
  5. Как это было на самом деле? Нераскрытые тайны и удивительные повороты истории. – Ридерз Дайджест, 2003.
  6. Макаревич В. Мифы: Энциклопедия. – М.: ООО “РОСМЭН-ИЗДАТ”, 2001.
  7. Малая энциклопедия персоналий: 2000 великих людей.- М.: ООО “Издательство АСТ”; Харьков: “Торсинг”, 2001.
  8. Ожегов с.И. и Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка.- М.: Азбуковник, 1999.
  9. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах, рисунках, схемах. – М.: “Издат-школа 2002”, 1999.
  10. Репетитор “Биология” 1С /CD –диск.
  11. Рувимский А.О., Шумный В.К., Дымшиц Г.М. Общая биология. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2001.
  12. Учебно-тренировочные материалы по ЕГЭ. Биология, Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова А.З. Интеллект-Центр, 2004.
  13. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. CD – диск.
  14. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Растения / Авт.-сост. Л.А.Багрова. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
  15. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Животные / Авт.-сост. П.Р.Ляхов. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000.