Музыка и всестороннее развитие личности ребёнка

Чевакинская Евгения Яковлевна

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки

Е.А.Борисова

19.10.2019

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно – нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно – нравственному становлению человека, формированию у него

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
  • нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
  • нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Актуальность выбранной мной темы очевидна: фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций, связанные с экономическими и социальными кризисами породили обесценивание знаний, власть примитивного материального богатства, искажение исторических событий, бездуховность, кризис семьи и семейного воспитания, возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, пьянство и наркомания в подростковой среде; экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей, все это сказывается на духовном развитии детей и на их психическом развитии – это делает необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить, сберечь, передать. Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач для меня является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», – гласит старинная мудрость. Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной образовательной деятельностью, ставлю следующие задачи:

  1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой.
  2. Активизация познавательной деятельности детей.
  3. Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.
  4. Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.

Для решения этих задач я задействую все виды музыкальной деятельности и использую такие формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, беседы – концерты, праздники и развлечения, родительские собрания, литературно – музыкальные гостиные, народные гуляния и праздники. Нравственное воспитание средствами музыкального искусства учит детей сопереживать, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка к окружающему миру.

На своих занятиях и проводимых мероприятиях стараюсь создать атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции, которые должны дать ребенку те знания, отражающие связь отдельных частей мира, как системы, в которой все элементы связаны.

Я стараюсь разнообразить построение музыкальных занятий. Помимо интегрированных и типовых, провожу тематические, доминантные и сюжетные. Но каким бы по виду занятие не являлось, я стремлюсь создать атмосферу праздника, торжества, что бы от каждого занятия дети ожидали чуда, волшебства и стараюсь, чтобы воспитанники росли чуткими, терпеливыми, доброжелательными, способными сопереживать. Подтверждение этому я нахожу в мудрых словах Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека». Таким образом: все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно нравственного развития, но основным видом является слушание музыки.

Слушание Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее, духовно –нравственное развитие. Маленькие дети имеют ограниченные представления о чувствах и переживаниях человека, проявляющихся в реальной жизни. Я заметила, что дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические, спокойные произведения и песни. Это означает, что у детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему. Опираясь на программу О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», я стараюсь решить эту проблему. Тема «Настроения и чувства в музыке» является основной, на которую опираются все остальные темы. Она включает произведения, названия которых отражают настроения, переданные в музыке - «Весело - грустно», «Ласковая просьба», «Тревожная минута», «Порыв», «Слеза» и др. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает понять, постигнуть сердцем и умом художественное произведение. Этому способствуют такие виды художественной деятельности, как:

  • художественное восприятие (сопереживание чувств, настроений автора, его идей и смыслов);
  • художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний путем рассуждений);
  • художественное исполнение (передача голосом, жестом, на инструментах художественного смысла);
  • художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в процессе интонирования и импровизации).

Процесс слушания музыки обладает катарсической функцией, т. е. очищает душу ребенка от психологического напряжения, снимает стресс, настраивает на волну радости, счастья, удовольствия.

В России духовно – нравственное воспитание традиционно содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе православной культуры, фольклора. Слушая народную, духовную музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы.

Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора, но и привить любовь к ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих навыков. С раннего возраста, начиная с младшей группы (3 - 4года, на своих музыкальных занятиях я обращаюсь к «поэзии пестования», или «материнской поэзии»: колыбельным, пестушкам, потешкам и прибауткам. В это время оторванность от мамы и папы в связи с поступлением в детский сад становится для ребенка настоящим стрессом, поэтому эти маленькие песенки напоминают детям о теплоте маминых рук, о ее голосе:

Танечка, баю, бай, бай!

Не ложись на самый край-

Придет серенький волчок;

Схватит Таню за бочок.

А…. Баю-бай-бай! Усни…

Малыши, напевая и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно переживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам). Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем - всем окружающим. По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают произведения русских композиторов- классиков, в основу которых легли народные мелодии, песни, воспевающие красоту родной природы и нелегкий труд простого народа, сказки, сказания и былины. Это произведения П. И. Чайковского «Баба Яга», обработки русских народных песен Римского-Корсакова, М. И. Глинки, А. Лядова«Во поле береза»«Во саду ли, в огороде»«Дубинушка» и др. ; М. П. Мусоргского «Картинки с выставки», Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о Царе Салтане». Перед слушанием музыки я рассказываю о реальной действительности или фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах. Этим я настраиваю детей на восприятие произведения. Так перед слушанием «Вальс цветов» рассказываю сказку Э. Гофмана, которая легла в основу балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Сказочные образы пробуждают желание послушать музыку еще раз.

Используемая литература

Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М. 1956.                       

Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада - к начальной школе). Воронеж,1998.                                                                                                                                        

Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду.М, 2008.                                                     

Радынова О.П. Программа «Музыкальные шедевры». М, 2000.                                                                

Бекина С. И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. М, 1984.                                           

Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. М.1988.                                                                          

Журнал «Музыкальный руководитель». №2, 2004.                                                                                    

Костина Э.П. Камертон Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста М., 2008г.

Источник

https://www.maam.ru/detskijsad/duhovno-nravstvenoe-vospitanie-doshkolnikov-sredstvami-muzyki-360131.html



Предварительный просмотр:

Музыка в представлениях и воображении

М.С.Старчеус

26.01.2020

Виды воображения

Воображение разделяют на виды в зависимости от чувственного «материала», из которого возникают образы, и от отношения с другими психическими функциями. Образное воображение опирается на непосредственный чувственный материал, преобразуя и усиливая его свойства, логическое превращает в образы отношения между вещами. Эмоциональное воображение воссоздает переживания, а двигательное — образы новых двигательных форм и пластических рисунков. Такое разделение условно, поскольку образы воображения чаще всего соединяют в себе элементы едва ли не всех его форм.

Музыкальные образы, к примеру, сплавляют слуховые, зрительные, осязательные и другие чувственные элементы, отражают высотно-логические отношения, эмоциональные оттенки и двигательные рисунки, хотя в разной «пропорции», в зависимости от стоящей перед музыкантом задачи. Т. Рибо считал музыкальное воображение одной из форм эмоционального воображения [Рибо Т.], подчеркивая тем самым удельный вес в нем эмоциональных значений. Другие психологи чаще акцентируют чувственную насыщенность образов музыкального воображения.

Воображение творческое и «нетворческое»

Также воображение разделяют по степени необычности образов, то есть отступления от реальности. Воссоздающее воображение способно восстанавливать утраченную или недоступную органам чувств целостность объектов по их фрагментам или схемам. Ассоциирующее воображение создает образные контексты, порождая необычные связи, сцепляя впечатления и представления. В творческом (продуктивном) воображении возникают новые объекты и даже новые «реальности», например художественный мир произведения.

Творческое воображение осуществляет своеобразный скачок в духовном развитии личности [Михайлов М.]. Критерий творческого в оценке воображения связан не столько с оригинальностью образов (они могут быть оригинальными во всех трех случаях), сколько с их психологическим значением, — с тем, насколько эти новые образы способны изменить внутренний мир человека.

Музыкальное воображение и воображение музыканта

Музыкальное воображение — общее понятие, которым обозначают способность вызывать в сознании образы музыки, не являющиеся прямым воспроизведением прежде воспринятых звучаний. Эта способность выражается в восстановлении в памяти полноты и свежести слышанной ранее музыки, в предслышании, в создании образных контекстов музыкальных звучаний, в формировании целостных образов музыки и оперировании ими во внутреннем плане сознания. Музыкальным воображением наделены многие люди, которые любят слушать музыку и музицировать.

Воображение музыканта — это особая и довольно сложная профессиональная способность, которая включает в себя и художественно-музыкальную, и сугубо технологическую стороны. (В любой профессиональной работе техника совершенствуется не только при помощи выучки, но при непременном участии воображения.) Можно сказать, что музыкальное воображение является составной и очень важной частью воображения музыканта, хотя их редко разделяют.

С помощью воображения музыкант создает идеальные образы звучания произведений и программы их исполнительской реализации (в том числе для данной акустики, инструмента или исполнительского состава), воссоздает авторский замысел по нотному тексту и преобразует смысловые контексты музыкальных звучаний. Благодаря воображению музыкант может слышать себя со стороны («в два слуха» и даже более), подчинять исполнительские действия волшебному «как если бы», и многое другое. Словом, воображение музыканта проявляется не только в таких творческих формах, как импровизация или сочинение музыки. Без него невозможна какая бы то ни было работа с музыкальным материалом, начиная от чтения нот и нотной записи, кончая звукозаписью и сценическим поведением.

Воображение одновременно открывает нам собственный внутренний музыкальный мир. Образы воображения составляют индивидуализированный язык этого мира, большей частью недоступный другим людям. Вне такого языка невозможно то, что Б.Асафьев называл «плавлением музыки из жизни».

2. О механизме воображения

Часть как целое

Толчок воображению дают динамичные отношения между частями и целым. Вещи и явления неопределенны, многозначны, текучи и «позволяют» достраивать себя разными другими элементами до превращения в осмысленное целое. Воображение схватывает всякий элемент как целое, и одновременно как часть (элемент) потенциально возможных других целых. Оно как бы играет теми отношениями частей и целого, которые для логического мышления являются устойчивыми и окончательными. Тем самым воображение может выступать средством поиска, предвидения, обобщения, реконструкции, опробования и т. д.

Воображение наиболее продуктивно при решении любых задач на отношения «частей и целого», в чем и как бы эти отношения ни выражались. Поэтому оно столь активно у ребенка в период освоения языка, формирования базового опыта познания мира и человека, понимания самого себя, то есть тогда, когда такие задачи в его жизненном опыте являются главными. На материале детского воображения легче проследить, как оно работает.

У истоков музыкального воображения

Исследования описывают механизм работы воображения детей шести-семи лет следующим образом: ребенок схватывает целое раньше частей по фрагменту, который обладает для него одновременно свойствами целого и части и может иметь многозначное толкование. Далее он раскладывает это целое на части и формирует на их основе новые целостности [Сапогова Е.].

Начиная уже с трех лет, дети способны увидеть в одном предмете другой (например, в мохнатой ветке – лошадку, в треугольнике – крышу дома), они могут также образы одних объектов превратить в детали новых объектов, как бы испытывая их свойства. Благодаря свободе оперирования частями и целым для построения образов, продукты воображения детей кажутся нам оригинальными и особенно выразительными. Описанный механизм заметен и в работе музыкального воображения детей, продукты которого отличаются специфической фрагментарностью, слабой оформленностью, процессуальностью, свободным переносом чувственных впечатлений.

Многие исследователи ранних этапов музыкального развития выделяют способность детей переводить в звуковые образы свои впечатления и состояния. Такие звуковые образы обычно не имеют для детей собственно музыкального значения, выполняя функцию психологических проекций внутреннего содержания сознания, текущего эмоционального состояния. На более поздней ступени музыкального развития образы детского воображения возникают на основе проекций музыкального опыта, приобретая собственно музыкальное содержание.

Дальнейшее развитие воображения делает его более избирательным, ограничивая свободу в одних сферах жизни и деятельности и расширяя в других. Свобода и своеобразие отношений «частей» и «целых» приобретает более сложные, изощренные формы. Зрелое музыкальное воображение изменяет отношения между свойствами и характеристиками звучаний, усиливая одни, ослабляя другие, проецируя одни на другие, совмещая их или резко разграничивая, тем самым изменяя и «целые», и «части», и взаимоотношения между ними.

Уже с первых шагов музыкального развития воображение черпает материал для образа из двух источников: из содержаний внутреннего опыта (в самом широком смысле) и содержаний самой музыки. Это и становится предпосылкой для формирования двух типов образов: проективных, обусловленных личностными факторам, и креативных, рождающихся в процессе постижения воспринимаемой, исполняемой или сочиняемой музыки.

3. Феномены слухового воображения музыканта

Феномен внутреннего слухового потока

Наиболее характерное явление слухового воображения музыканта — внутренний более или менее отчетливый, никогда не иссякающий слуховой поток, живущий где-то в глубине сознания. Он осознается, как бы возникает мгновенно при первой попытке сосредоточиться, зафиксировать на нем внимание. И хотя феномен внутреннего слухового потока описан на материале композиторского слуха, он знаком почти всем музыкантам.

«Внутренний слуховой поток» не является переживанием непрерывно «проносящихся» перед внутренним взором звуковых образов. Речь идет, прежде всего, о высоком общем тонусе внутреннего слуха, благодаря которому слуховые образы непроизвольно возникают и также непредсказуемо могут меркнуть и распадаться, вновь проступая из фрагментов. Непроизвольность, динамичность существования внутренних образов и вызывает сравнение с «потоком».

Иногда в самых разных обстоятельствах внезапно всплывает знакомая музыка, «звучит» ясно и даже навязчиво (музыканты нередко в такие минуты «гудят» или поют про себя). У композиторов наблюдаются «моменты внезапного расцвета потока, какого-то расширения, углубления неизмеримого обилия образов», переживаемые как моменты «вдохновения» [Сабанеев Л.]. Во внутренних образах причудливо переплетаются проективные и креативные компоненты.

Чем богаче, стремительнее и напряженнее поток, тем сложнее удержать образы, обладающие особенной неповторимостью. Творческие муки, по Л. Сабанееву, могут быть связаны с отставанием осознания, «не поспевающего» за образом, с бесплодными и мучительными попытками оживить в памяти «промелькнувшее звуковое видение» или же с желанием как-то «оживить» поток, пораженный «рахитизмом образов» и монотонностью. Внутренние образы способны также внезапно тускнеть, терять ясность, ослабевать и исчезать безвозвратно. На качество слухового потока могут влиять тишина и полная сосредоточенность, приподнятое эмоциональное состояние музыканта, творческая интенсивность его работы и, наоборот, все эти факторы могут не оказывать никакого влияния.

Внутренние слуховые процессы непроизвольны, динамичны, очень плохо поддаются управлению, не подавляются и не усиливаются волей. Самопроизвольные слуховые образы иногда можно вытеснить иными звуковыми образами. Чем ярче, ближе к реальному ощущению образы, тем труднее от них «избавиться». В то же время иногда даже простое сосредоточение внимания на внутренних образах уже в какой-то степени их «деформирует». Попытки сознательно их прояснить или удержать иногда активизируют слуховое воображение, а в других случаях «изматывают», вызывают психологическую усталость, чувство опустошения.

Импровизация непосредственно за инструментом, когда мысли «рождаются под руками», не всегда способствует свободе слухового воображения, поскольку привычные рисунки движений рук по каналу идеомоторных связей начинают диктовать соответствующие слуховые образы. Тем не менее, само по себе импровизирование за инструментом повышает тонус внутреннего слуха и слухового воображения.

Феномен внутреннего слухового потока, кажется, ближе всего к «чистому» слуховому воображению: двигательные, осязательные, зрительные компоненты здесь довольно пассивны (хотя индивидуальные различия несомненно могут быть значительными). Чем отчетливее слуховая природа образов, тем сильнее иногда некий барьер при попытках удержать, перевести внутренние образы в пение, музицирование или нотную запись. Поток внутренних слуховых образов нельзя описать словами и передать в конкретном звучании во всей полноте, что, однако, не противоречит ощущению его реальности и непрерывности.

Используемая литература

Старчеус М.С. "Слух музыканта"- М. : Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2003 (Люберцы (Моск. обл.) : ПИК ВИНИТИ). - 639 с. : 

Источник

https://gazetaigraem.ru/article/4070



Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально - театрализованной деятельности

Н.Матвеева

01.09.2022

Как часто мы получаем информацию из средств массовой информации о деградации общества, о падении нравственности у молодёжи. Когда же произошло упущение, почему мы пожинаем плачевные результаты? Не потому ли, что, возможно, уделяли в своё время мало внимания нравственно-патриотическому воспитанию тем малышам, которые в данный момент представляют молодое поколение нашей страны. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна.

Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей.

Мы вместе решаем задачи, поставленные по нравственно-патриотическому воспитанию:

- развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к родному краю, стране, бережное отношение к достопримечательностям, культуре, природе родного края;

- развивать у детей интерес к устному народному творчеству, малому фольклору посредством исполнения русских народных песен;

- создавать у детей представления о жизни народа в разные исторические эпохи, его культуре, родном крае;

- создавать у детей эмоциональное настроение через ознакомление их с русскими народными танцами, играми, инсценировками, хороводами;

- формировать творческое воображение посредством музыкально-театрализованных постановок;

воспитывать патриотическое чувство гордости за родной город, край, «малую» родину;

- формировать воспитание дружбы между детьми разных национальностей.

Необходимыми условиями для реализации поставленных задач являются:

- поэтапность включения детей в театрализованную деятельность с учётом возрастных и индивидуальных способностей;

- реализация индивидуально-дифференцированного подхода к личности ребёнка;

- использование игровых форм стимулирования интереса к театральной деятельности;

- обеспечение сотрудничества с родителями и их непосредственное заинтересованное участие в предметно-театрализованной среде.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Эмоционально-образное воспитание окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

В нашем дошкольном учреждении нравственно – патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу, доброты и душевного комфорта.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в которой он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил Аристотель.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовать его нравственный и духовный мир.

В системе работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию наиболее содержательными и интересными являются народные праздники, как средство выражения национального характера посредством песенной, танцевальной, театральной и игровой деятельности.

Оптимальным для нравственного и патриотического воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-театрализованных праздников«Рождество»«Святки»«Масленица»«Иван Купала»«Именины берёзки».

Через театрализованную деятельность дети вместе с взрослыми исследуют особенности работы по формированию нравственно-патриотического отношения к культурному наследию является приобщение детей к народной культуре и быту.

Народное искусство входит в жизнь современного ребёнка вместе с народной песней, сказкой, хороводами, плясками, поэтому оно так близко ему и понятно.

Данная работа знакомит детей с русским народным костюмом и костюмами людей других национальностей. Этот важный момент позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.

Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, работаю в тесном сотрудничестве с воспитателями и родителями.

Вхожу в состав творческой группы по разработке данного проекта, о котором говорилось выше, так как мне не безразлично, какими методами и приемами будут решаться поставленные задачи, какие темы заложены в блочно-тематическом планировании.

Работая над проектом, стараюсь подбирать такой музыкально-песенный, театрализованный репертуар, который помогает решить поставленные задачи по нравственно-патриотическому воспитанию.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся уже со 2 младшей группы на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в народных праздниках. Народное творчество вызывает интерес детей к богатству и разнообразию музыкального фольклораПосредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами русского народного творчества, с яркостью и многообразием национальных костюмов. В своей работе с детьми я использую аудио- и видеозаписи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра, многочисленные костюмы разных народов. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, я воспитываю в них чувство патриотизма, толерантного отношения к представителям других национальностей, уважения.

Реализуя проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, его задачи, с первых дней поступления ребенка в детский сад я стараюсь воспитать уважение и любовь к семье, родному дому, детскому саду, поэтому с детьми мы разучиваем репертуар по данному направлению, а затем проводятся тематические занятия, досуги, праздники. Наряду с проведением традиционных праздников в нашем детском саду проводятся такие праздники, как«Новоселье группы»«Всемирный день матери»«Праздник детства» (20 ноября, «День рождения Земли» и др.

«Золотая Осень, в гости просим!»

Детский сад всегда был славен своими традициями. Каждую осень старшие дошкольники выезжают в осенний лес. Много интересного они узнают: как живут муравьи, что такое кап, почему у дерева несколько стволов. Сколько радости доставляет детям катание на лошадке! Воспитатели проводят праздник «В гости к Осени», на который приходят разные лесные жители. А какой ароматный чай и вкусное печенье у Осени! Этого праздника ждут с нетерпением не только дети и педагоги, но и родители. Атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребёнка, образами музыкальных произведений.

«Новоселье группы»

Традиционно, в начале каждого учебного года с детьми проводим новоселье группы - переход из одной возрастной группы в другую. После летних каникул ребята обмениваются летними впечатлениями, очень рады друг другу, с нежностью и уважением встречают друг друга. Дети исполняют песни о дружбе, группе, детском саде. Каждая группа проговаривает свой, свойственный только им девиз, речевку. Совместно с родителями составляют правила группы. В завершении праздника дети с гордостью дарят подарки, сделанные своим руками.

«Всемирный день детства» - 20 ноября.

Ежегодно, уже 8 лет подряд, мы поздравляем наших воспитанников с праздником, посвященных всем детям планеты.

«Всемирный день Матери»

Основа из основ нравственно – патриотического воспитания – воспитание у ребёнка любви к самому близкому – к семье, к родному дому, к детскому саду. Ребенку необходимо осознать себя членом семьи, неотъемлемой его частью.

Всё хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага. Последняя неделя ноября считается праздничной в нашем детском саду. В этот день «Всемирный день Матери», звучат с утра песни о мамах (аудиозапись, дети готовятся с огромной радостью и любовью.

«Международный женский день 8-ое Марта»

всех согревает своим теплом. Песни и стихи о маме и бабушке, музыкальные игры, хороводы, танцевальные композиции, театрализованные постановки прочно вошли в жизнь ребенка.

Совместно с педагогами проводим беседы о маме, о бабушке, о семейном уюте, который создают ласковые женские руки. В своей работе для восприятия и исполнения музыкального репертуара использую такой материал, который обогащает духовный мир ребенка. К этому материалу относится слушание музыки русских и зарубежных композиторов, знакомство и разучивание песен о маме, о родном доме, игра на детских музыкальных инструментах, игры-драматизации, мини-спектакли

23 февраля - «День защитника Отечества»

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми, т. к. в каждой семье есть свой главный защитник – ПАПА, дедушка– сильный, мужественный, смелый. Дошкольники много нового и интересного узнают о русских богатырях, подвигах солдат, родах войск, современных защитниках Отечества. Песни и танцы, театрализованные постановки этой тематики легко запоминаются детьми.

При решении задач по теме «Мой город и область, в которой я живу» разучиваем и прослушиваем с воспитанниками песни о Тюмени и Тюменской области, Сибири, исполняем с детьми хореографические композиции с использованием символики города и области. Ну, а родителей ждет «Волшебная шкатулка» с песнями и стихами о городе Тюмени.

«День Земли»

Еще одной ступенью нравственно-патриотического воспитания является знакомство с Землей - с нашим общим домом. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. На занятиях как можно больше знаний о планете Земля через музыкальное восприятие - слушание, исполнение песен, провожу беседы с детьми, что наша Земля живой организм, и поэтому нужно беречь, защищать и любить свою планету.

В весенний период, начиная со старшего дошкольного возраста, традиционно проводим с детьми «День Земли». Дети с удовольствием перевоплощаются и в птиц, и насекомых, и бабочек, и цветы.

Каждый ребенок очень серьезно и ответственно относится к данной ему роли, но в тоже время непосредственно и открыто справляется с ней.

Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, помня об этом, на музыкальных занятиях я стараюсь воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, к природе.

«День Победы»

Великий День Победы, праздник, который всегда тревожит наши сердца, провожу с детьми подготовительных групп. В этой теме я раскрываю детям великие подвиги советского солдата, знакомя их с песнями того времени.

Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов. При подготовке и проведении праздника, посвященного Дню Победы, использую качественные фонограммы военной музыки и песен, а также фотографии военных лет, слайды, видеопрезентации. Ярким украшением праздника являются песни, танцы, упражнения с различными атрибутами (цветами, флагами, воздушными шарами) под музыку, эпизоды театрализованных представлений.

Взаимодействие с семьей

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <. > Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать в работе с детьми и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.

Чтобы привлечь и заинтересовать родителей к художественно-эстетическому воспитанию и развитию детей, творческой группой был разработан план работы в рамках «Школы заботливых родителей», где были определены мероприятия – уроки – это и «Мастерская чудес», и «Час для вас», и «Музыкальная гостиная» и др.

Воспитатели и педагоги специалисты постоянно поддерживают интерес родителей по данной проблеме. Они оформляют наглядную информацию в уголках для родителей, выпускают памятки, дают рекомендации, проводят выставки и конкурсы. Родители с большим желанием и интересом принимают участие.

Мы всегда рады, когда родители с удовольствием принимают участие в утренниках,

играют роли разных персонажей, доставляя тем самым удовольствие своим детям.

В группе или на кружке, дети изготовляют подарки для самых близких и любимых им людей. С каким же трепетом они относятся к этому, и с какой гордостью несут домой!

Так родители дома делают мини-выставку творческих работ своего ребенка, тем самым, вдохновляя его на новые шедевры.

Взаимодействие с педагогами

Немаловажное значение в реализации задач по нравственно-патриотическому воспитанию имеет взаимодействие с педагогами нашего дошкольного учреждения. Работа по формированию нравственно-патриотических чувств продолжается в совместной и в самостоятельной деятельности с детьми.

Педагоги ведут активную деятельность и помощь при подготовке к праздникам и развлечениям: закрепляют тексты песен в свободное от занятий время, разучивают стихотворения, закрепляют знания, полученные на музыкальных занятиях.

Воспитатели готовят с детьми рисунки, а впоследствии оформляют выставки, открывают художественные галереи., которыми любуются родители и гости детского сада. Также дети на занятиях по изобразительной деятельности под специально подобранную мной музыку выполняют различные поделки.

Инструктор по физической культуре проводит спортивные мероприятия совместно с родителями по данной теме.

На празднике «С днем рождения, Земля!» был открыт «Художественный салон» по временам года с репродукциями известных художников. Организация таких экспозиций и выставок вызывает чувство прекрасного у детей, компенсирует эстетическую недостаточность, восполняет эмоциональный дефицит, возникающий у современных дошкольников.

В учреждении создана и работает творческая группа педагогов. Мы стараемся использовать для общего дела достижения, находки воспитателей, их опыт работы. Результатами работы творческой группы являются сценарии утренников и развлечений, конспекты занятий, оформление интерьера музыкального зала к проведению праздников и театрализованных представлений.

Результативность

Работа приносит удовлетворение, когда видишь желаемый результат. В нашем детском саду проходят довольно часто праздники и развлечения, которые очень любимы детьми. Дети с огромным удовольствием готовятся к ним, ждут с нетерпением предстоящего праздника.

Праздничные мероприятия проходят на высоком эмоциональном подъёме детей, что приводит меня к огромному ощущению радости, самоудовлетворению.

Родители со словами благодарности подходят в конце праздничного мероприятия, благодарят за праздник, доставленный не только детям, но и самим родителям

В конце учебного года (3 и 4 неделя мая) провожу диагностику для определения уровня усвоения детьми знаний по музыкальному воспитанию.

Заключение

Работа с детьми показала, что останавливаться на достигнутом нельзя – нужно двигаться вперёд.

Дошкольное детство – это начальный этап, один из ведущих факторов становления человеческой личности. Для себя я сделала выводнравственно-патриотическое воспитание необходимо формировать с раннего возраста, при этом не мало важную роль играет музыка и театр.

Я планирую совместно с воспитателями и педагогами – специалистами нашего детского сада продолжать работу по решению задач, поставленных перед собой.

Таким образом, музыкальное воспитание неразделимо от нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Проведение всех мероприятий способствует выполнению поставленных мною задач.

 

Используемая литература

1.Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте.-М.:Просвещение, 1991.    

2,Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

 3.Ильенков Э.В. Ильенков и социализм.-Москва: Диалектика и культура, 2002.-250 с.

 4.Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте.Собр. соч. под ред. В.В.    Давыдова.-М.: Наука, 1982.

 5.Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. -    М. : «Ин-т практич. психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998.-544 с.

 6.Кабалевский Д.Б.Воспитание ума и сердца.,Просвещение 1984.-206с.

 7.Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение, 1991.

 8.Темирбекова А.С.»Казахская музыка знания»-М.:Композитор,1996.-225с.

 9. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка/-М. : Просвещение, 1963.-415 с.

 10. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.-Л., 1973.

 11.Радынова О.П. Музыкальное воспитание в детском саду. М.,1997.-15с.

 

 

Источник

https://www.maam.ru/detskijsad/nravstveno-patrioticheskoe-vospitanie-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-muzykalno-teatralizovanoi-dejatelnosti.html?ysclid=l7iqposyg7861773562



Предварительный просмотр:

автор: Даутова Елена Валерьевна

музыкальный руководитель МБДОУ г. Иркутска детский сад №156

О музыкальном развитии детей дошкольного возраста в ДОУ в соответствии ФГОС дошкольного образования

О музыкальном развитии детей дошкольного возраста в ДОУ

в соответствии ФГОС дошкольного образования

Даутова Е.В., воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад №156

 «Музыка является самым чудодейственным, 

самым тонким средством привлечения к добру, 

красоте, человечности».

В.А. Сухомлинский

 

Отечественные и иностранные психологи открывают всё большее влияние музыки на формирование личности и развитие интеллекта ребёнка. В период дошкольного детства музыкальные занятия закладывают в детях способность восприятия образа, сотканного из звуков. Навыки пространственного мышления, речевое развитие, активное воображение находятся на высоком уровне у тех дошкольников, с кем регулярно и с раннего возраста проводились музыкальные занятия в разнообразных формах.

В настоящее время, в Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка и сохранения его здоровья.
Сегодня для всех однозначно, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения мира, и наши дети должны быть к этому готовы.

С 1 января 2014  года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 – новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Первое, что следует отметить в ФГОС ДО –  это ориентация на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. 

В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, стало условием и средством этого процесса, т.е.  музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму.   Это является основным ориентиром для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

Музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих художественно-эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой. 

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

В процессе музыкальной деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). 

 

Основное содержание музыкального  развития дошкольника представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (в программе «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева) наряду с изобразительным и литературным искусством.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» предполагает:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

становление эстетического отношения к окружающему миру:

формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктвно – модельной, музыкальной и др.).

 

Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. 

Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально- пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.

Рассмотрим виды музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет). 

 

Виды музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста:

игровая деятельность, включая сюжетно- ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, 

игры с правилами и другие виды игры, 

коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно – исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), 

восприятие художественной литературы и фольклора, 

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, 

изобразительная (рисование, лепка, аппликации), 

музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, 

пение, 

музыкально ритмические движения, 

игры на детских музыкальных инструментах),

двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.

 

Формы музыкальной деятельности дошкольного возраста.

С 3-5 лет -игровая (сюжетно-ролевая игра):

Музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня-игра).

Музыкальные игры-фантазирования

Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе.

Усложняющиеся игры-эксперименты и игры путешествия.

Музыкально-дидактические игры.

Игры-этюды по мотивам музыкапьных произведений.

Сюжетно-проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием.

Концерты-загадки

Беседы, в т. ч. по вопросам детей о музыке.

С 5- 8 лет – сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности:

Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность, полипроблемность.

Музыкально-дидактическая игра.

Компьютерные музыкальные игры.

Исследовательская (опытная) деятельность.

Проектная деятельность.

Театрализованная деятельность.

Хороводная игра.

Музыкальные игры-импровизации.

Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты.

Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей.

Интегративная деятельность (художественная полидеятельность).

Клуб музыкальных интересов.

Коллекционирование (в т. ч. и музыкальных впечатлений).

Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Необходимо остановиться на психолого-педагогических условиях реализации программы в соответствии со Стандартом.

Психолого-педагогические условия реализации программы музыкального развития

Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу

Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).

Музыкальное содержание и музыкальная деятельность объективно помогают ребенку освоить целевые ориентиры программы дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования, которые выражаются в следующих показателях:

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

обладает установкой на положительное отношение к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно про являет свои чувства, в т. ч. веру в себя, старается разрешать конфликты;

обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены:

проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально – педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Успех музыкального воспитания, осуществляемого в детском саду, во многом зависит от постановки воспитания в семье. В семье завершается процесс закрепления приобретенного в детском саду. Это значит, что за формирование художественного вкуса, музыкальных навыков, равно как и за формирование личности ребенка, несут ответственность воспитатель, музыкальный руководитель и родители.

Вовлечение родителей (законных представителей) в музыкально-образовательное пространство ДОУ организовывается в нескольких направлениях:

Педагогическое просвещение семей воспитанников в вопросах музыкального воспитания детей.

Включение родителей (законных представителей) в музыкально-образовательное пространство ДОУ.

 

Цель музыкального воспитания в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования: воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения искусства: словесного, изобразительного и музыкального.

Значение развития музыкальных способностей состоит в том, что они дают детям возможность успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивают осознание особенностей языка музыки, строения музыкальной речи.

Музыкальная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика музыкальных занятий дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. 

Используемая литература

Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ // Воспитатель ДОУ. ‒ 2011. ‒ №12. ‒ С. 88-94.

Буренина А.И. Новые тенденции организации музыкального образования в детских садах // Музыкальная палитра. ‒ 2011. ‒ № 3. – С. 2.

Кузнецова Г.В. ФГОС ДО: Новые подходы в работе музыкального руководителя // Музыкальный руководитель. ‒ 2014. ‒ № 8. – С. 2-5.

Кузнецова Г.В. Проводим музыкальные занятия с требованиями ФГОС ДО // Музыкальный руководитель. ‒ 2016. ‒ № 4. ‒ С. 2-4.

Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. ‒ М.: Феникс, 2018. ‒ 835 c.

Рубан Т.В. Реализация ФГОС ДО. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие в практике работы детского сада» // Музыкальный руководитель. ‒ 2015. ‒ № 6. ‒ С. 2-6.

Журнал «Справочник музыкального руководителя» №2-2014 г. 

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. ‒ URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/.

Источник

https://педпроект.рф/%D0%B4%D0%B0%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B5-%D0%B2-%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/



Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Е.А.Елизарова

19.11.2019

Роль и значение эмоций в жизни человека столь велики, что возникает вопрос о возможной обслуживающей связи эмоций с первичными потребностями человека. По мнению К. Изарда эмоции удивления, страха, отвращения обслуживают потребности организма в самосохранении (себя, вида, результатов своей деятельности). Эмоции гнева, презрения, стыда и горя возникают в связи с потребностями взаимодействия (принадлежность к группе, желание занимать в ней определённое место). Эмоции интереса, радости связаны с потребностями в познании, с любознательностью и исследовательским поведением. Это свидетельствует о большом значении эмоций в жизни ребёнка.

Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов, т.к. нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения.

Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства.

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом.

Характерная особенность формирования эмоциональной сферы заключается в том, что эта задача решается в процессе всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Совместная деятельность ребенка с педагогом, со сверстниками (на занятиях, в игровой или бытовой деятельности) постоянно оказывает влияние на его эмоциональную сферу.

Общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях. И пример взрослого здесь – один из решающих факторов. Прямое или косвенное подражание педагогу в проявлении чувств – в своем роде, обучающий тренинг. Учитывая это, педагогу необходимо уметь «смотреть на себя со стороны», проявляя эмоциональную культуру и такт. Он – образец для ребенка.

Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л.С. Выготский).

В последние годы появляется все больше детей с нарушением психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В связи с тем, что эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве и играет решающую роль в становлении личности ребёнка, поэтому считаю работу, направленную на развитие эмоциональной сферы, очень актуальной и важной. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции организуют восприятие, мышление и действие».

Из всех видов искусства, на мой взгляд, музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека и занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов), «языком чувств, моделью человеческих эмоций» (В.В. Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребёнка.

Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду, которые являются основной формой музыкального воспитания. Основной задачей музыкальных занятий является развитие музыкальности, понимаемое как способность ребёнка эмоционально отзываться на музыку (Б.М. Теплов). Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям».

Исходя из вышесказанного, была определена доля участия каждого педагога по формированию развитию эмоций у детей дошкольного возраста. Логопед уделяет особое внимание развитию мимических и артикуляционных мышц, помогая с помощью образных описаний постепенно осваивать мимику лица. Инструктор по физической культуре развивает у детей мускулатуру тела, осанку, согласованность, чёткость и выразительность движений. Музыкальный руководитель обучает детей умению передавать через мимику и пантомимику различное настроение человека, имитировать движения животных, птиц, развивает чувство ритма. Учитель-дефектолог на занятиях и совместной деятельности с детьми учит их «видеть» себя и окружающих, составлять описательные рассказы о себе, сравнивать себя с окружающими, видеть своё сходство с родителями. Психолог способствует укреплению эмоциональной устойчивости, развитию раскованности, самоконтроля его коммуникативных способностей. Педагог по изодеятельности «рисует» с детьми эмоции, помогает учиться видеть, чувствовать оценивать и созидать по законам красоты и добра. Воспитатели направляют самостоятельную музыкальную деятельность детей, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный на музыкальных занятиях материал.

Поэтому содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:

  1. Комфортная организация режимных моментов. Эта работа во многом зависит от воспитателя и помощника воспитателя.
  2. Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий: оздоровительно – профилактической гимнастики; физкультминуток; спортивных игр; подвижных игр (в том числе народных); игровых заданий и упражнений; досугов. Данное направление реализуют в комплексе музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию.
  3. Игротерапия: сюжетно-ролевые игры; игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт; коммуникативные игры; дидактические игры. Эта работа проводится воспитателями и психологом.
  4. Арттерапия: рисование; ритмопластика; танец; музыкально – ритмические движения; слушание музыки. Данное направление реализовывается музыкальным руководителем совместно с воспитателями.
  5. Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия.
  6. Психогимнастикаэтюды; мимика; пантомимика. Эта работа осуществляется музыкальным руководителем, воспитателями, инструктором по физическому воспитанию.
  7. Психомышечная тренировка, проводится инструктором по физическому воспитанию.
  8. Посещение комнаты психологической разгрузки осуществляется психологом.
  9. Задания, направленные на: организацию совместной деятельности; составление рассказов; организацию театрализованных игр и т.п. Эти задания проводятся воспитателями.

10.Использование наглядных пособий: фотографий; рисунков; схем; символов; графических изображений. Эту работу осуществляет весь персонал ДОУ.

Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике, пантомимике и вокальной мимике. Исходя из этого, была поставлена цель: развивать эмоциональную сферу ребенка средствами мимики, пантомимики и интонации на музыкальных занятиях.

Работа над эмоциональным развитием детей дошкольного возраста опирается на возрастные возможности детей, используются сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение. Детям очень нравятся игры, направленные на развитие эмоциональной экспрессии: они с охотой передают ситуации жизни животных, их повадки; эмоциональные состояния путем персонификации. Учитывая возрастные особенности детей, эмоционально-игровой контекст носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер. Например, игры «Медвежата», по стихотворению П.Воронько; «Кошка и котята», «Обезьянки и тигр», «Аист и лягушата», музыка Г. Насауленко. Всем текстам соответствует музыкальное сопровождение, которое определяет эмоциональный характер движений. Удачно подобранное музыкальное произведение помогает ребенку более глубоко проникнуть в содержание образа, способствует умению передавать свои чувства мимикой и пантомимикой.

Работа по развитию эмоциональной сферы делится на три этапа:

1 этап – младший возраст (3-4 года) – работа над развитием эмоций, мимики через игру, образы, движения, голосовые упражнения, пальчиковую гимнастику.

В младшем возрасте помогают работе наборы карточек и сюжетных картинок с изображением главного героя в разных эмоциональных состояниях. Детям предлагается подобрать картинку с сюжетом, который соответствует характеру услышанной музыки. В этом возрасте дети с удовольствием выполняют этюды – подражания (птиц, животных)

2 этап – средний возраст (4-5 лет) – обогащение эмоционального словаря, работа с масками-пиктограммами, цветом, пантомимикой, мимикой, логоритмические и логопластические игры,  этюды на выражение эмоций.

В средней группе эмоциональный словарь детей пополняется новыми словами, обозначающими различные настроения, состояния (горе, горевать, трусливый, обиженный, озорной и т.д.); словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень страшный, совсем трусливый, очень печальный).

Дети учатся по музыке определять и изображать эмоциональное состояние героя, замечать изменения в настроении. Например, «Котик заболел» и «Котик выздоровел», музыка Гречанинова. Мимикой и пантомимикой дети изображают больного и здорового котика.

Рассмотрим «Марш зайчат» А. Жилинского.

Музыка 1 части произведения носит веселый, шутливый характер. Дети в движении передают образ озорных зайчат, смело и радостно вышагивающих по лесной полянке.

В средней части музыка звучит в низком регистре, громко, отрывисто, зловеще.

Сразу становится понятно, что зайчата испугались чего-то или кого-то страшного. Передавая эмоциональное состояние испуганных зайчиков, дети оглядываются, дрожат, приседают, стараясь как бы сжаться в комочек, закрывают лицо руками. В конце пьесы мелодия быстро катится сверху вниз, передавая бегство зайцев. Дети быстро убегают с испугом на лице. Особое внимание обращается на выразительность и пластику движений.

В средней группе дети знакомятся с масками-пиктограммами, каждая из которых сопровождается музыкой, а дети перед зеркалом мимикой своего лица повторяют пиктограмму.

На комплексном занятии «Радуга настроений» предлагается детям на услышанный музыкальный фрагмент передать настроение двух девочек: радостной и печальной. Необходимо одеть девочек в платья, соответствующие их настроению (грустную девочку – в темное платье, веселую – в красное) и развеселить. Этюд «Хорошее настроение», музыка Львова-Компанейца.

3 этап – старший возраст (5-7 лет) – совершенствование опыта внешнего проявления эмоций, самобытность эмоционального самовыражения с помощью пластических этюдов, этюдов на сопоставление различных эмоций, образно игровых этюдов без слов и со словами.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, необходимо учить их понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонация голоса), определять причины того или иного настроения, развивая способность реагировать на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, содействие. Большую помощь в этом оказывают пластические этюды и игры. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. В работе используются этюды на выражение основных эмоций, на отображение и сопоставление положительных и отрицательных черт характера, этюды воплощения. Музыка является постоянным фоном, на котором передаются различные настроения, прослеживаются связи между переживаниями человека и его действиями.

В результате целенаправленной работы педагогического коллектива обогащается эмоциональная сфера детей. На музыкальных занятиях к концу подготовительной группы дети:

способны выразительно передавать, собственное и заданное эмоциональное состояние, используя выразительные средства (мимику, пантомимику, интонации);

умеют распознавать эмоциональные проявления людей по мимике, интонации, проявляют сопереживание;

проявляют способность определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций;

обогатился словарный запас, обозначающий различные эмоциональные состояния.

Используемая литература

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1981. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В Давыдова - М.: Педагогика, 1991. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004.

Источник

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/602512/