Дополнительное образование: маленькая мастерская "Солёные ручки"
Цель занятий:
- научить учащихся лепить изделия из солёного теста.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения лепки из солёного теста;
- Познакомить с различными приёмами лепки;
- Обучить технологии изготовления изделий из солёного теста;
- Обучить технологии изготовления рельефов, круглых изделий;
- Развивать творческие способности;
- Развитие познавательного интереса к изобразительному искусству;
- Воспитывать художественный вкус;
- Развитие творческого воображения;
- Развитие мелкой моторики кистей рук;
- Развитие собственной самооценки в процессе занятия творчеством.
Расписание занятий:
Среда: с 16. 00. - 17. 00. - кабинет 302.
Пятница:: с 16. 00. - 17. 00. - кабинет 302.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_solyonoe_testo.doc | 311 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 425, профиль - общеобразовательный)
Юридический адрес (125475, г. Москва, ул. Клинская, дом 24)
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № от
Директор ГОУ СОШ №425
Аксёнова М. Н.
__________________
(подпись, синяя печать)
Образовательная программа
Дополнительного образования детей
«Солёные ручки»
Кружок лепки из солёного теста
Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации: 2 года
Разработчик программы: Лупинос Ю. В.,
педагог дополнительного образования.
По данной программе работает педагог
дополнительного образования детей:
Лупинос Ю. В.
Москва, 2011год.
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Солёные ручки» (лепка из солёного теста).
Возраст обучающихся – 7-14 лет
Срок реализации программы –2 года
Количество часов в год в первый
год – 144;
Общее количество часов: – 288.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительное образование важнейшая составляющая образовательного пространства. И его главной задачей является воспитание у обучающихся способности к эстетическому самоопределению, и основным средством здесь является художественное творчество. Создавая художественное произведение обучающиеся выходят в пространство эстетического выбора, учатся различать высокое и низкое, прекрасное или безобразное, принимают или отрицают те или иные каноны.
Образовательная программа дополнительного образования «Солёные ручки» рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста (7-14 лет) и относится к программам художественно-эстетической направленности. Срок реализации программы 2 года. Общее количество часов 288. Из расчёта 36 учебных недель на один год обучения, занятия проводятся во внеурочное время два раза в неделю по 2 часа.
Цель данной программы состоит в том, чтобы дать детям возможность проявить себя, развить свои творческие способности при занятиях лепкой. Занятия по данной программе позволяют учащимся сформировать основные навыки и умения работы с солёным тестом.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
- познакомить с историей возникновения лепки из солёного теста;
- овладение учащимися материалами и инструментами для лепки;
- обучить учащихся основным приёмам лепки;
- обучить учащихся основным навыкам и умениям работы с солёным тестом;
- ознакомить и обучить учащихся технологии лепки рельефных и круглых изделий из солёного теста.
Развивающие задачи:
- развивать и поддерживать интерес к декоративно-прикладному
искусству;
- развивать мелкую моторику кистей рук;
- способствовать развитию художественного вкуса учащихся;
- способствовать развитию творческих способностей;
- развивать интерес к творческому познанию и самовыражению;
- развивать умение общаться со сверстниками при занятиях
творческой деятельностью.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес и любовь к лепке из солёного теста, как виду художественного творчества;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
- содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию её духовно-нравственных качеств.
Создание данной программы было обусловлено желанием расширить художественно-эстетическую направленность в дополнительном образовании ГОУ СОШ №425. В этом направлении в школе работают фольклорный и вокальный ансамбль, кружок сольного и театрального творчества, кружок пластического творчества «Лукоморье» и кружок «Мастерство рукоделия».
Программа «Лукоморье» является комплексным интегрированным курсом, включающим освоение видов народного творчества в их совокупности, основанным на годовом цикле народного детского календаря. Наряду с изобразительно-пластическим творчеством, связанным с созданием предметной среды, предлагается изучение музыкально-поэтического фольклора (напевы и песни, хороводы, заклички, сказки и т.д.). Обрядово-календарное творчество, наряду с праздниками и обрядами, представлено ритуалами и обычаями. Особое место в программе уделяется народным подвижным играм, как наименее встречающемуся, но наиболее необходимому для детей виду деятельности. Изучение одного из предмета программы: изобразительно-пластического творчества основано на работе с глиной. Этот материал требует специально оборудованной мастерской: в котором имеются стеллажи для сушки изделий, место для хранения глины, ёмкости для приготовления глины, столы, а главное наличие печи для обжига изделий. Иметь такую мастерскую может себе позволить не каждая общеобразовательная школа. Поэтому наличие программы «Солёные ручки» позволяет осуществлять развитие изобразительно-пластической деятельности у учащихся при лепке из солёного теста. Изделия из солёного теста не требуют специального обжига, их достаточно хорошо просушить и покрыть лаком, для защиты от влаги. Для росписи изделий используются водорастворимые краски: акварель, гуашь, акрил безопасные для здоровья учащихся.
Предполагаемые навыки и умения работы с солёным тестом: скатывание, сплющивание, раскатывание, отщипывание теста, изготовление пласта, использование приёмов лепки: «нарезки», а также «приёма выдавливания из чесноковыжималки», тиснение пуговицами и другие, кроме того умение лепить различные виды рельефа и круглые изделия, расписывать их и декорировать различными способами.
Методы и приёмы работы: наглядный показ различных приёмов, проведение мастер-классов, работа по парам (показ различных приёмов ребятами, которые уже освоили приём, тем, кто ещё не освоил).
Программа содержит следующие разделы: «Основные приёмы и техники лепки», «Рельеф. Виды рельефа», «Круглая скульптура», «Авторские работы», «Техника моделирования», «Различные приёмы лепки», «Различные приёмы росписи и декорирования изделий», «Техника лепки сосудов». При изучении первого раздела «Основные приёмы и техники лепки» учащиеся знакомятся с такими приёмами как: скатывание, сплющивание, раскатывание, отщипывание теста и другими. Освоение этих приёмов позволит учащимся перейти к изучению других разделов программы. Во втором разделе: «Рельеф. Виды рельефа» учащиеся знакомятся с видами скульптуры и видами рельефа. Продолжают развивать умения и навыки работы с солёным тестом при лепке различных рельефов; изготавливают пласты, используют следующие приёмы лепки такие как: приём «нарезки», прием «выдавливания из чесноковыжималки», приём «тиснение пуговицами» и другие. В разделе «Круглые изделия» учащиеся осваивают технологию изготовления круглых изделий из солёного теста. А также знакомятся с приёмами росписи и декорирования изделий. В разделе «Авторские работы» учащиеся развивают навыки выполнения эскизов, учатся передавать замысел будущей работы на бумаге, а также воплощать задуманное в материале, используя полученные знания, умения и навыки. При изучении данного раздела, в отличие от предыдущего, где обучение лепке круглых изделий происходило по образцу, учащимся предоставляется возможность проявить индивидуальность и творческий подход при выполнении заданий. На втором году обучения учащиеся знакомятся с различными техниками моделирования. В разделе «Различные приёмы лепки» происходит знакомство и освоение новых, более интересных и сложных приёмов лепки. Это приём «плоского жгута», «тиснение полиэтиленом», «меланжевые колбаски» и др. Также для изучения на втором году обучения введён раздел «Различные приёмы росписи и декорирования изделий». При изучении, которого учащиеся обогащают свои знания, и формируют навыки и умения росписи и декорирования изделий новыми, ещё не знакомыми приёмами. Используют приём «набрызг», «цветные контуры», трафарет, губку и марлю.
Технология изготовления изделий из солёного теста требует полного высыхания изделия перед росписью, во избежание последующего его разрушения. Поэтому темы разбиты на две части, например: «Лепка круглой скульптуры. «Петушок». – 2 часа, Декорирование изделия красками. «Петушок». – 1 час, часть часов посвящена непосредственно лепке изделия, а часть часов на роспись изделия, после высыхания. Между этими частями имеется временной отрезок, за который изделие успевает высохнуть, а учащиеся выполняют лепку других изделий. Кроме того, отдельно выделены часы, обычно в конце каждого раздела на тему «Покрытие изделий лаком». Во время этих занятий учащиеся покрывают изделия лаком, для создания защитного слоя от влаги, что также является важным, завершающим технологическим этапом.
Во время учебных занятий учащиеся знакомятся со специальной литературой и лучшими образцами лепки по той или иной теме. Также запланировано посещение выставок, музеев, мастерских художников. Разработка эскизов будущей работы самостоятельно, удовлетворяет потребность учащихся среднего возраста в выполнении самостоятельных заданий. Учитывая возрастные особенности, в программу введены темы для коллективного творчества, например «Восточный гороскоп». После изучения большого раздела тем, учащиеся выполняют итоговую работу, на закрепление приёмов лепки и технологии лепки изделий.
Результатом реализации данной программы является участие обучающихся ребят во внутришкольных выставках, городских и региональных конкурсах.
Увлечение лепкой из солёного теста очень древнее искусство. И в настоящее время мы наблюдаем повышенный интерес к данному виду творчества. Солёное тесто это доступный, и главное экологически чистый материал для творчества школьников. Кроме того оно развивает мелкую моторику рук, что положительным образом влияет на развитие речи, что важно в период начального обучения. Лепка также благотворно влияет на нервную систему в целом, именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют занятия лепкой. Занятия лепкой развивают художественный вкус учащегося. Ребятам нравиться работать с тестом, особенно с цветным. На занятиях они получают первый опыт создания объёмной скульптуры, существующей в пространстве, занимающей там своё место. И важно, что они сделали это сами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
По 4 часа в неделю 2 года. За 1 год – 144.
Первый год обучения.
№ | Название темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Вводное занятие. История возникновения лепки из солёного теста. Материалы и инструменты. Приготовление солёного теста, окрашивание теста, сушка и обжиг. | 2 | - | 2 | |
Раздел 1. Основные приёмы и техники лепки. | ||||
1.1. | Техника пласта. «Моя любимая буква алфавита». | 1 | 1 | 2 |
1.2. | Приём «разминание», «скатывание колбаски». «ФИО». | 1 | 1 | 2 |
1.3. | Техника пласта. Рельеф «Солнышко лучистое». | 1 | 1 | 2 |
1.4. | Техника пласта. «Моя любимая буква алфавита». Роспись изделия. | 0,5 | 0,5 | 1 |
1.5. | Приём «разминание», «скатывание колбаски». «ФИО». Роспись изделия. | 0,5 | 0,5 | 1 |
1.6. | Приём «отщипывание», «скатывание». Печенье. | 1 | 1 | 2 |
1.7. | Техника пласта. Рельеф «Солнышко лучистое». Декорирование изделия. | 0,5 | 0,5 | 1 |
1.8. | Способы лепки цветов. Приёмы «скатывание», «придавливание стеком», «скатывание полоски», «лепка из отдельных деталей». «Ромашка». «Анютины глазки». «Розочки». | 2 | 2 | 4 |
1.9. | Способы лепки травы. Приёмы «нарезки», «выдавливания», «скатывания». «Травушка-муравушка». | 2 | 2 | 4 |
1.10 | Итоговая работа по разделу «Основные приёмы и техники лепки». «Цветочная поляна». | 2 | 3 | 5 |
1.11. | Покрытие изделий лаком. | - | 1 | 1 |
2 | Раздел 2. Рельеф. Виды рельефа. | |||
2.1. | Рельеф. Виды рельефа. | 1 | - | 1 |
2.2. | Приём «тиснение пуговицами». «Орнамент». | 1 | 1 | 2 |
2.3. | Лепка рельефа. «Декоративный орнамент». | 2 | 2 | 4 |
2.4. | Лепка рельефа. «Украшение для ёлки». | 2 | 2 | 4 |
2.5. | Лепка рельефа. «Рыбка». | 1 | 1 | 2 |
2.6. | Лепка рельефа. «Мозаика». | 1 | 1 | 2 |
2.7. | Лепка рельефа. «Бабочка». | 1 | 1 | 2 |
2.8. | Декорирование изделия. Приём «вымывание краски». «Орнамент». | 0,5 | 0,5 | 1 |
2.9. | Декорирование изделий. «Декоративный орнамент». | 0,5 | 0,5 | 1 |
2.10. | Приём декорирования изделий: «тиснение». «Декоративная композиция». | 1 | 1 | 2 |
2.11. | Декорирование изделия, использование акрила: «бронза», «серебро». «Рыбка». | 1 | 1 | 2 |
2.12. | Лепка рельефа. «Именинный пирог». | 2 | 2 | 4 |
2.13. | Лепка рельефа. «Новый год». | 2 | 2 | 4 |
2.14. | Итоговая работа по разделу «Рельеф». «Волшебное дерево». | - | 4 | 4 |
2.15. | Декорирование изделий. «Мозайка». | 0,5 | 0,5 | 1 |
2.16. | Декорирование изделий красками. «Декоративная композиция». | 0,5 | 0,5 | 1 |
2.17. | Роспись и декорирование изделий. «Новый год». | 0,5 | 0,5 | 1 |
2.18. | Декорирование изделий. «Волшебное дерево». | 0,5 | 0,5 | 1 |
2.19. | Покрытие изделий лаком. | - | 1 | 1 |
3 | Раздел 3. Круглая скульптура. | |||
3.1. | Круглая скульптура. | 1 | - | 1 |
3.2. | Лепка круглой скульптуры. «Зайчик». | 1 | 1 | 2 |
3.3. | Лепка круглой скульптуры. «Петушок». | 1 | 1 | 2 |
3.4. | Декорирование изделия красками. «Зайчик». | 0,5 | 0,5 | 1 |
3.5. | Декорирование изделия красками. «Петушок». | 0,5 | 0,5 | 1 |
3.6. | Лепка круглой скульптуры. «Грибочек». | 1 | 1 | 2 |
3.7. | Лепка круглой скульптуры. «Улитка». | 1 | 1 | 2 |
3.8. | Лепка круглой скульптуры. «Белка». | 1 | 1 | 2 |
3.9. | Роспись и декорирование изделия. «Улитка». | 0,5 | 1,5 | 2 |
3.10. | Роспись и декорирование изделий. «Белка». | 0,5 | 1,5 | 2 |
3.11. | Итоговая работа по разделу «Круглая скульптура». «Слон». | - | 2 | 2 |
3.12. | Роспись и декорирование изделий. «Слон». | - | 2 | 2 |
3.13. | Покрытие изделий лаком. | - | 1 | 1 |
4 | Раздел 4. Авторские работы. | |||
4.1. | Рельеф. «Автопортрет». | 2 | 2 | 4 |
4.2. | Рельеф. «Сказочная птица». | 1,5 | 2,5 | 4 |
4.3. | Рельеф. «Кухонная посуда». | 1 | 3 | 4 |
4.4. | Роспись и декорирование изделия. «Автопортрет». | 0,5 | 1,5 | 2 |
4.5. | Роспись и декорирование изделия. Рельеф. «Сказочная птица». | 0,5 | 1,5 | 2 |
4.6. | Роспись и декорирование изделия. Рельеф. «Кухонная посуда». | 0,5 | 1,5 | 2 |
4.7. | Рельеф. «Я и моя буква». | 2 | 2 | 4 |
4.8. | Круглая скульптура. «Король или королева». | 2 | 4 | 6 |
4.9. | Роспись и декорирование изделий. Рельеф. «Я и моя буква». | 0,5 | 1,5 | 2 |
4.10. | Роспись и декорирование изделий. Круглая скульптура. «Король или королева». | 1 | 3 | 4 |
4.11. | Рельеф. «Матрёшка». | 1 | 1 | 2 |
4.12. | Круглая скульптура «Клоун». | 1 | 2 | 3 |
4.13. | Роспись и декорирование изделий. Рельеф. «Матрёшка». | 0,5 | 1,5 | 2 |
4.14. | Роспись и декорирование изделий. Круглая скульптура «Клоун». | 0,5 | 2,5 | 3 |
4.15. | Участие в конкурсах, выставках. | - | 8 | 8 |
4.16. | Посещение выставок. | - | 3 | 3 |
Итого: | 54 | 90 | 144 |
Содержание изучаемого курса.
Вводное занятие. История возникновения лепки из солёного теста. Материалы и инструменты. Приготовление солёного теста, окрашивание теста, сушка и обжиг. – 2 часа.
История возникновения лепки из солёного теста (Чехия, Китай, Россия) Мукосол. Материалы и инструменты. Образцы работ. Репродукции. Технология изготовления изделий из солёного теста. Рецепт теста для лепки. Способы окрашивания теста (молотый кофе, какао, гуашь, акварель, искусственные пищевые красители. Способы сушки изделий из солёного теста.
Самостоятельная работа №1: Подготовить набор инструментов, необходимых для лепки (пуговицы, валик для раскатки теста, деревянные палочки, стеки, кисти щетинные, пробки с резьбой, кофейное ситечко, резак, маникюрные ножницы, фольгу, кусочки полиэтилена, зубочистка и т.п.).
Самостоятельная работа №2: Подготовить муку, соль для приготовления солёного теста. Принести необходимые инструменты.
Раздел 1. Основные приёмы и техники лепки.
Тема 1.1. Техника пласта. «Моя любимая буква алфавита». – 2 часа.
Технология лепки методом пласта. Работа по шаблону.
Практическая работа: выполнить упражнение «Моя любимая буква алфавита».
Тема 1.2. Приём «разминания», «скатывания» колбаски». «ФИО» - 2 часа.
Приёмы лепки: «разминание», «скатывание колбаски». Пласт. Окрашенное солёное тесто.
Практическая работа: выполнить упражнение «ФИО».
Тема 1.3. Техника пласта. Рельеф «Солнышко лучистое». – 2 часа.
Техника пласта (основа, детали рельефа). Окрашенное солёное тесто.
Практическая работа: слепить рельеф «Солнышко лучистое» из окрашенного солёного теста».
Тема 1.4. Техника пласта. «Моя любимая буква алфавита». Роспись изделия. – 1 час.
Гуашь, акварель, акрил – краски для росписи изделий из солёного теста.
Практическая работа: выполнить роспись рельефа «Моя любимая буква алфавита».
Тема 1.5. Приём «разминание», скатывание колбаски». «ФИО». Роспись изделия. – 1 час.
Приём «вымывания краски». Применение акрила: бронза, серебро.
Практическая работа: расписать изделие «ФИО».
Тема 1.6. Приём «отщипывание», «скатывание». Печенье. – 2 часа.
Приём «отщипывание», «скатывание». Различные формы пласта (круг, овал, квадрат, прямоугольник).
Практическая работа: слепить «красивое» печенье.
Тема 1.7. Техника пласта. Рельеф «Солнышко лучистое». Декорирование изделия. – 1 час.
Декорирование изделия. Приём «вымывание краски». Использование акрила: бронза, серебро.
Практическая работа: декорировать рельеф «Солнышко лучистое».
Тема 1.8. Способы лепки цветов. Приёмы «скатывание», «придавливание стеком», «скатывание полоски», «лепка из отдельных деталей». «Ромашка», «Анютины глазки». «Розочки». – 4 часа. Демонстрация образцов цветов, изготовленных различными способами (в электронном виде, фотографий, образцов работ). Способы лепки цветов: Приёмы «скатывание», «придавливание стеком», «скатывание полоски», «лепка из отдельных деталей». Окрашенное солёное тесто.Практическая работа: выполнить упражнение «Ромашка», «Анютины глазки». «Розочки».
Тема 1.9. Способы лепки травы. Приёмы «нарезки», «выдавливания», «скатывания». «Травушка-муравушка». – 4 часа.
Способы лепки травы. Приём «нарезки». Заготовки для нарезки: метод «пласта». Приём «выдавливания» (чайное сито с крупным переплетением, чесноковыжималк). Приём «скатывание»: лепка листиков. Приём наслоения одного слоя травы на другой .Окрашенное солёное тесто.
Практическая работа: выполнить упражнение «Травушка-муравушка».
Тема 1.10. Итоговая работа по разделу «Основные приёмы и техники лепки». «Цветочная поляна». – 5 часов.
Рельеф. Эскиз. Техника пласта (основа рельефа). Различные способы лепки цветов и травы, листьев.
Практическая работа № 1. Выполнить эскиз. Замесить солёное тесто. Окрасить тесто, согласно эскизу.
Практическая работа №2. Слепить рельеф «Цветочная поляна» по собственному эскизу.
Тема 1.11. Покрытие изделий лаком. – 1 час.
Технология лепки изделий из солёного теста. Лаки, применяемые для защиты изделий из солёного теста от влаги.
Практическая работа: покрытие изделия лаком.
Раздел 2. Рельеф. Виды рельефа.
Тема 2.1. Рельеф. Виды рельефа. – 1 час.
Скульптура. Солёное тесто как подвид скульптуры. Виды скульптуры: рельеф, круглая скульптура. Виды рельефа: барельеф (низкий рельеф), горельеф (высокий рельеф), контррельеф (углубленный рельеф). Репродукции. Образцы работ.
Тема 2.2. Приём «тиснение пуговицами». «Орнамент». – 2 часа.
Барельеф. Орнамент. Приём «тиснение». «Тиснение пуговицами».
Практическая работа: слепить рельеф с применением приёма «тиснение пуговицами».
Тема 2.3. Лепка рельефа. «Декоративный орнамент». – 4 часа.
Барельеф. Орнамент. Способы создания орнамента. Простейшие элементы орнамента: круги, квадраты, прямоугольники, полоски, овалы. Эскиз «декоративного орнамента». Окрашенное тесто.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз «декоративного орнамента».
Практическая работа: слепить «декоративный орнамент по собственному эскизу.
Тема 2.4. Лепка рельефа. «Украшение для ёлки». – 4 часа.
Барельеф. Приёмы: «колбаски- ленточки». Окрашенное тесто.
Практическая работа: выполнить упражнение «Украшение для ёлки».
Тема 2.5. Лепка рельефа. «Рыбка». – 2 часа.
Репродукции разных пород рыб. Эскиз рыбки. Неокрашенное тесто.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз рыбки в цвете.
Практическая работа: слепить рельеф «Рыбка» по собственному эскизу.
Тема 2.6. Лепка рельефа. «Мозаика». – 2 часа.
Окрашенное солёное тесто. Эскиз. Заготовки для мозаики (техника пласта, приём «нарезки»). Однотонная цветная основа для мозаики.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз «мозаики» карандашом.
Практическая работа: слепить заготовки для мозаики и основу для неё. Выложить мозаику на основе.
Тема 2.7. Лепка рельефа. «Бабочка» - 2 часа.
Метод пласта (основа). Украшение крыльев бабочки элементами из кусочков цветного теста.
Практическая работа: слепить рельеф «Бабочка».
Тема 2.8. Декорирование изделия. Приём «вымывание краски». «Орнамент». – 1 час.
Декорирование изделия. Приём «вымывание краски».
Практическая работа: декорировать изделие.
Тема 2.9. Декорирование изделий. «Декоративный орнамент». – 1 час.
Декорирование изделия. Приём «вымывание краски».
Практическая работа: декорировать изделие.
Тема 2.10. Приём декрирования изделий: «тиснение». «Декоративная композиция». – 2 часа.
Барельеф. Декоративная композиция. Приём «тиснение». Инструменты и материалы (стеки, зубочистка, ткань с жёсткой фактурой, нитки, пуговицы и др.).
Практическая работа: слепить рельеф «Декоративная композиция».
Тема 2. 11. Роспись и декорирование изделия: акварель, акрил (бронза, серебро). «Рыбка». – 2 часа.
Роспись и декорирование изделия: акварель, акрил (бронза, серебро). Гармония цвета.
Практическая работа: росписать и декорировать изделие.
Тема 2. 12. Лепка рельефа. «Именинный пирог». – 4 часа.
Горельеф. Метод пласта (основа). Окрашенное тесто.
Практическая работа: выполнить упражнение «Именинный пирог».
Тема 2. 13. Лепка рельефа. «Новый год». – 4 часа.
Рельеф. Эскиз. Метод пласта (основа, детали рельефа). Приёмы «скатывание», «выдавливание» и др. Окрашенное тесто.
Практическая работа: слепить рельеф по собственному эскизу.
Тема 2. 14. Итоговая работа по разделу «Рельеф». «Волшебное дерево».– 5 часов.
Технология лепки рельефа. Эскиз.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз.
Практическая работа: слепить рельеф «Волшебное дерево».
Тема 2.15. Декорирование изделия. «Мозаика». – 1 час.
Декорирование изделия, использование акрила: бронза, серебро.
Практическая работа: декорировать изделие.
Тема 2.16. Декорирование изделий красками. «Декоративная композиция». – 1 час.
Декорирование изделия красками: рисование пятнами.
Практическая работа: декорировать изделие.
Тема 2. 17. Роспись и декорирование изделий. «Новый год». – 1 час.
Роспись и декорирование изделий. Использование гуаши, акрила (бронза, серебро).
Практическая работа: расписать и декорировать рельеф «Новый год».
Тема 2. 18. Декорирование изделия. «Волшебное дерево». – 1 час.
Роспись и декорирование изделий. Использование гуаши, акрила (бронза, серебро).
Практическая работа: расписать рельеф «Волшебное дерево», и декорировать.
Тема 2.19. Покрытие изделий лаком. – 1 час.
Технология лепки изделий из солёного теста. Лаки, применяемые для защиты изделий из солёного теста от влаги.
Практическая работа: покрытие изделия лаком.
Раздел 3. Круглая скульптура.
Тема 3.1. Круглая скульптура. – 1 час.
Круглая скульптура. Материалы и инструменты. Технология изготовления круглых изделий из солёного теста. Образцы работ. Репродукции.
Самостоятельная работа: подготовить материалы и инструменты для лепки круглой скульптуры.
Тема 3.2. Лепка круглой скульптуры. «Зайчик». – 2 часа.
Круглая скульптура. Технология лепки круглой скульптуры. Лепка по образцу. Соленое неокрашенное тесто.
Практическая работа: слепить изделие «Зайчик».
Тема 3.3. Лепка круглой скульптуры. «Петушок». – 2 часа.
Круглая скульптура. Технология лепки круглой скульптуры. Лепка по образцу. Неокрашенное солёное тесто.
Практическая работа: слепить изделие «Петушок».
Тема 3.4. Декорирование изделия красками. «Зайчик».– 1 час.
Приём «вымывание краски».
Практическая работа: расписать изделие.
Тема 3.5. Декорирование изделия красками. «Петушок». – 1 час.
Использование при росписи акварельных красок. Использование для декорирования лака для ногтей с блестками.
Практическая работа: расписать изделие и декорировать изделие.
Тема 3.6. Лепка кргулой скульптуры. «Грибочек». – 2 часа.
Круглая скульптура. Технология лепки круглой скульптуры. Окрашенное солёное тесто. Виды грибов. Репродукции.
Практическая работа: слепить гриб, используя окрашенное солёное тесто.
Тема 3.7. Лепка круглой скульптуры. «Улитка». – 2 часа.
Круглая скульптура. Технология лепки круглой скульптуры. Приём «мрамор».
Практическая работа: слепить улитку с применением приёма «мрамор» для лепки ракушки.
Тема 3.8. Лепка круглой скульптуры. «Белка». – 2 часа.
Круглая скульптура. Технология лепки круглой скульптуры. Приём «выдавливание из чесноковыжималки». Окрашенное солёное тесто.
Практическая работа: слепить белку из окрашенного солёного теста.
Тема 3.9. Росписи и декорирование изделия. «Улитка». – 2 часа.
Использование при росписи акварельных красок. Использование для декорирования лака для ногтей с блестками.
Практическая работа: расписать и декорировать изделия.
Тема 3.10. Роспись и декорирование изделий. «Белка». – 2 часа.
Декорирование изделия. Приём «вымывания краски».
Практическая работа: расписать и декорировать изделие «белка».
Тема 3.11. Итоговая работа по разделу «Круглая скульптура». «Слон». – 2 часа.
Технология лепки круглой скульптуры. Неокрашенное солёное тесто.
Практическая работа: слепить слона из неокрашенного солёного теста.
Тема 3.12. Роспись и декорирование изделий. «Слон». – 2 часа.
Роспись изделия гуашевыми (акриловыми, акварельными) красками. Декоративный способ росписи изделия.
Практическая работа: расписать и декорировать изделие.
Тема 3. 13. Покрытие изделий лаком. – 1 час.
Технология лепки изделий из солёного теста. Лаки, применяемые для защиты изделий из солёного теста от влаги.
Самостоятельная работа: покрыть изделия лаком.
Раздел 4. Авторские работы.
Тема 4.1. Рельеф «Автопортрет». – 4 часа.
Термин «автопортрет» в изобразительном искусстве. Виды автопортретов. Рельеф. Технология лепки рельефа. Эскиз.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз рельефа «Автопортрет».
Практическая работа: слепить рельеф по собственному эскизу.
Тема 4.2. Рельеф «Сказочная птица». – 4 часа.
Технология рельефа. Эскиз. Неокрашенное тесто. Приём «прорезания».
Самостоятельная работа: выполнить эскиз птицы.
Практическая работа: слепить рельеф по собственному эскизу.
Тема 4.3. Рельеф «Кухонная посуда». – 4 часа.
Технология лепки рельефа. Рельеф. Барельеф. Горельеф. Контррельеф. Эскиз. Неокрашенное солёное тесто.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз рельефа «Кухонная посуда».
Практическая работа: слепить рельеф по собственному эскизу.
Тема 4.4. Роспись и декорирование изделий. Рельеф «Автопортрет». – 2 часа.
Роспись изделия. Приём «вымывания краски», «декоративная роспись».
Практическая работа: расписать и декорировать изделие.
Тема 4.5. Роспись и декорирование изделия. Рельеф «Сказочная птица». – 2 часа.
Роспись изделия. Приём «вымывания краски», «декоративная роспись».
Практическая работа: расписать и декорировать изделие.
Тема 4.6. Роспись и декорирование изделия. Рельеф «Кухонная посуда». – 2 часа.
Запекание изделия в духовке.
Самостоятельная работа: покрыть некоторые части изделия клеем ПВА.
Практическая работа: запечь рельеф в духовке до получения золотистого цвета.
Тема 4.7. Рельеф «Я и моя буква». – 4 часа.
Технология лепки рельефа. Горельеф. Техника пласта. Шаблон.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз рельефа.
Практическая работа: слепить рельеф по собственному эскизу.
Тема 4.8. Круглая скульптура. «Король и королева». – 6 часов.
Технология лепки круглой скульптуры. Эскиз (продумывание декорирования тканью, аксессуарами из бумаги, фольги и т.п.). Окрашенное и неокрашенное тесто.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз изделий «король», «королева».
Практическая работа: слепить изделия по собственным эскизам.
Тема 4.9. Роспись и декорирование изделий. Рельеф «Я и моя буква». – 2 часа.
Роспись изделия. Приём «вымывания краски», «декоративная роспись».
Практическая работа: расписать и декорировать изделие «Я и моя буква».
Тема 4.10. Роспись и декорирование изделия. «Король и королева». – 4 часа.
Роспись изделия. Приём «вымывания краски», «декоративная роспись».
Декорирование изделия мехом, тканью, нитками.
Практическая работа: расписать и декорировать изделие «Король и королева».
Тема 4.11. Рельеф. «Матрёшка». – 2 часа.
Русское народное творчество. Виды матрёшек. Неокрашенное солёное тесто. Эскиз в цвете (учитывать в эскизе использование при оформлении атласных ленточек). Технология лепки рельефа.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз.
Практическая работа: слепить рельеф «Матрёшка».
Тема 4.12. Круглая скульптура «Клоун». - 3 часа.
Круглая скульптура. Технология лепки круглой скульптуры. Окрашенное солёное тесто. Эскиз. Технология лепки круглой скульптуры.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз.
Практическая работа: слепить изделие «Клоун» по собственному эскизу.
Тема 4.13. Роспись и декорирование изделия. Рельеф. «Матрёшка». – 2 часа.
Роспись изделия. Атласные ленты.
Практическая работа: Расписать и декорировать атласными лентами изделие «Матрёшка».
Тема 4.14. Роспись и декорирование изделий. Круглая скульптура «Клоун». - 2часа.
Декоративная роспись. Покрытие блестками.
Практическая работа: декорировать изделие.
Тема 4.15. Участие в конкурсах, выставках. – 8 часов.
Тема 4.16. Посещение выставок. –3 часа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
По 4 часа в неделю. За 2 год – 144 ч.
Второй год обучения.
№ | Название темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
5 | Раздел 5. Техники моделирования. | |||
5.1. | Моделирование с использованием воздушного шарика. Произвольные формы. Коробочка. | 1 | 1 | 2 |
5.2. | Техника жгута (валика). | 2 | 2 | 4 |
5.3. | Моделирование с использованием воздушного шарика. Произвольные формы. Коробочка. Декорирование изделий красками. | 0,5 | 0,5 | 1 |
5.4. | Техника жгута (валика). Декорирование изделий. | 0,5 | 0,5 | 1 |
5.5 | Покрытие изделий лаком. | - | 1 | 1 |
6 | Раздел 6: Различные приёмы лепки. | |||
6.1. | Приём «плоского жгута». Буква. | 0,5 | 1,5 | 2 |
6.2. | Приём «тиснение полиэтиленом». Рельеф. | 0,5 | 0,5 | 1 |
6.3. | Приём «нарезки». «Ленточная композиция». | 1 | 1 | 2 |
6.4. | Приём «тиснение полиэтиленом». Рельеф. Декорирование изделия. | 0,5 | 0,5 | 1 |
6.5. | Декорирования изделия тонким жгутом. «Зимние фантазии». | 2 | 2 | 4 |
6.6. | Приём «меланжевые колбаски». «Декоративная композиция». | 2 | 2 | 4 |
6.7. | Приём «прорезки». «Декоративная композиция». | 1 | 1 | 2 |
6.8. | Приём «нарезки». «Ленточная композиция». Декорирование изделия. | 0,5 | 0,5 | 1 |
6.9. | Приём «оборачивания пластом цветных колбасок». Декоративная композиция «Цветы». | 1 | 2 | 3 |
6.10. | Декорирования изделия тонким жгутом. «Зимние фантазии». Декорирование изделия. | 0,5 | 1,5 | 2 |
6.11. | Приём «рюшки». «Ёлка». | 1 | 1 | 2 |
6.12. | Приём «продавливание через мясорубку». «Ёлка». | 1 | 1 | 2 |
6.13. | Приём «нарезки колбасок». «Ёлка». | 1 | 1 | 2 |
6.14. | Покрытие изделий лаком. | - | 1 | 1 |
7 | Раздел 7: Различные приёмы росписи и декорирования изделий. | |||
7.1. | Основа для росписи и декорирования. | 0,5 | 1,5 | 2 |
7.2. | Использование марли в качестве шаблона для декорирования. | 0,5 | 0,5 | 1 |
7.3. | Приём «набрызг». | 0,5 | 0,5 | 1 |
7.4. | Окраска с помощью губки. | 0,5 | 0,5 | 1 |
7.5. | Использование трафарета при росписи изделий. | 1,5 | 1,5 | 3 |
7.6. | Использование цветных контуров. | 0,5 | 1,5 | 2 |
7.7. | Итоговая работа по разделу: «Различные приёмы росписи и декорирования изделий». Настенное панно. | - | 4 | 4 |
7.8. | Покрытие изделий лаком. | - | 1 | 1 |
8 | Раздел 8: Авторская работа. | |||
8.1. | Рельеф. «Снегурочка». | 2 | 2 | 4 |
8.2. | Рельеф. «Снежинка» . | 1 | 1 | 2 |
8.3. | Рельеф «Рождественский ангел». | 1 | 1 | 2 |
8.4. | Рельеф. Орнамент. | 1 | 1 | 2 |
8.5. | Роспись и декорирование изделия. «Снежинка». | 0,5 | 1,5 | 2 |
8.6. | Роспись и декорирование изделий. «Рождественский ангел». | 0,5 | 1,5 | 2 |
8.7. | Роспись и декорирование изделия. Орнамент. | 0,5 | 1,5 | 2 |
8.8. | Рельеф. «Декоративная фантазия». | 1 | 1 | 2 |
8.9. | Способ «прорезания». «Пейзаж» (рельеф). Контррельеф. | 1 | 1 | 2 |
8.10. | Роспись и декорирование изделий. «Декоративная фантазия». | 0,5 | 1,5 | 2 |
8.11. | Роспись и декорирование изделий. «Пейзаж». Контррельеф. Способ «прорезания». | 0,5 | 1,5 | 2 |
8.12. | Рельеф. Портрет. | 2 | 2 | 4 |
8.13. | Рельеф. «Рыбка». | 2 | 2 | 4 |
8.14. | Куколка на палец. | 0,5 | 1,5 | 2 |
8.15. | Круглая скульптура. «Пёс Барбос». | 1 | 1 | 2 |
8.16. | Декорирование изделия. Куколка на палец. | 0,5 | 1,5 | 2 |
8.17. | Круглая скульптура. «Кот Матроскин». | 1 | 1 | 2 |
8.18. | Роспись и декорирование изделий. «Пёс Барбос». | 0,5 | 0,5 | 1 |
8.19. | «Кот Матроскин». Роспись и декорирование изделий. | 0,5 | 0,5 | 1 |
8.20. | Круглая скульптура. Декоративная ваза. | 1 | 1 | 2 |
8.21. | Коллективная работа. «Восточный гороскоп» (круглая скульптура). | 0,5 | 1,5 | 2 |
8.22. | Роспись и декорирование изделий. Декоративная ваза. | 0,5 | 0,5 | 1 |
8.23. | Коллективная работа. «Восточный гороскоп». Роспись декорирование изделий. | 0,5 | 1,5 | 2 |
8.24. | Украшение. «Кулон». | 0,5 | 1,5 | 2 |
8.25. | Круглая скульптура. «Подсвечник». | 0,5 | 1,5 | 2 |
8.26. | Круглая скульптура. «Валентинки». | 0,5 | 1,5 | 2 |
8.27. | Роспись и декорирование изделий. «Подсвечник» | 0,5 | 1,5 | 2 |
8.28. | Роспись и декорирование изделий. «Валентинки». | 0,5 | 0,5 | 1 |
8.29. | Круглая скульптура. «Пёс». | 1 | 1 | 2 |
8.30. | Круглая скульптура. «Карандашница». | 1 | 1 | 2 |
8.31. | Роспись и декорирование изделий. «Пёс». | 0,5 | 0,5 | 1 |
8.32. | Роспись и декорирование изделий. «Карандашница». | 0,5 | 1,5 | 2 |
8.33. | Рельеф. «Моя семья». | 0,5 | 1,5 | 2 |
8.34. | Рельеф. «Моя любимая школа». | 0,5 | 1,5 | 2 |
8.35. | Роспись и декорирование изделий. «Моя семья» | 0,5 | 1,5 | 2 |
8.36. | Роспись и декорирование изделий. «Моя любимая школа». | 0,5 | 1,5 | 2 |
8.37. | Покрытие изделий лаком. | - | 2 | 2 |
9 | Раздел 9: Техника лепки сосудов. | |||
9.1. | Формовка сосуда на цилиндрической болванке. | 2 | 2 | 4 |
9.2. | Лепка сосудов из пластин. | 2 | 2 | 4 |
9.3. | Формовка сосуда на цилиндрической болванке. Роспись и декорирование изделий. | 0,5 | 0,5 | 1 |
9.4. | Лепка сосудов из пластин. Роспись и декорирование изделия. Покрытие изделий лаком. | 0,5 | 0,5 | 1 |
9.5. | Работы на конкурс. | - | 6 | 6 |
Итого: | 53 | 91 | 144 | |
Итого за 2 года: | 107 | 181 | 288 |
Содержание изучаемого курса.
Второй год обучения.
Раздел 5. Техника моделирования.
Тема 5.1. Моделирование с использованием воздушного шарика. Произвольные формы. Коробочка. – 2 часа.
Использование воздушного шарика при моделировании произвольной формы. Репродукции. Фотографии.
Практическая работа: слепить коробочку.
Тема 5.2. Техника жгута «валика». Сосуд. – 4 часа.
Техника жгута. Моделирование нужной формы. Репродукции. Фотографии.
Практическая работа: слепить сосуд.
Тема 5.3. Моделирование с использованием воздушного шарика. Произвольные формы. Коробочка. Декорирование изделия красками. – 1 час.
Приём «вымывание краски». Акрил «бронза», «серебро».
Практическая работа: декорировать коробочку.
Тема 5.4. Техника жгута (валика). Декорирование изделий. – 1 час.
Приём «вымывание краски». Декоративная роспись. Акрил «бронза», «серебро».
Практическая работа: декорировать сосуд.
Тема 5.5. Покрытие изделий лаком. – 1 час.
Раздел 6. Различные приёмы лепки.
Тема 6.1. Приём «плоского жгута». Буква. – 2 часа.
Шаблон. Приём «колбаски». Окрашенное тесто. Основа.
Практическая работа: слепить букву.
Тема 6.2. Приём «тиснение полиэтиленом». Рельеф. – 1 час.
Тиснение плотным полиэтиленом. Приём «пласта».
Практическая работа: выполнить рельеф.
Тема 6.3. Приём «нарезки». «Ленточная композиция». – 2 часа.
Приём «пласта». Приём «нарезки». Композиция. Технология лепки рельефа.
Практическая работа: слепить рельеф «Ленточная композиция».
Тема 6.4. Приём «тиснение полиэтиленом». Рельеф. Декорирование изделия. – 1 час.
Акрил. Приём «вымывание краски».
Практическая работа: декорировать рельеф.
Тема 6.5. Декорирование изделия тонким жгутом. «Зимние фантазии». – 4 часа.
Приём «пласта». Окрашенное тесто. Тонкие жгуты.
Практическая работа: слепить рельеф «Зимние фантазии».
Тема 6.6. Приём «меланжевые колбаски». «Декоративная композиция». – 4 часа.
Приём «пласта». Окрашенное тесто. Приём «выдавливания через чесноковыжималку».
Практическая работа: слепить декоративный рельеф.
Тема 6.7. Приём «прорезки». «Декоративная композиция». – 2 часа.
Приём «пласта». Стек. Приём «прорезания».
Практическая работа: слепить рельеф.
Тема 6.8. Приём «нарезки». «Ленточная композиция». Декорирование изделия. – 1 час.
Приём вымывание краски. Применение акрила «бронза», «серебро».
Практическая работа: Декорировать рельеф.
Тема 6.9. Приём «оборачивания пластом цветных колбасок». Декоративная композиция «Цветы». – 3 часа.
Работа с окрашенным солёным тестом. Приём «оборачивания пластом цветных колбасок».
Практическая работа: Слепить редьеф «Цветы».
Тема 6.10. Декорирование изделия тонком жгутом. «Зимние фантазии». Декорирование изделия. – 2 часа.
Цветовой круг: холодные цвета. Применение акрила «серебро» при декорировании.
Практическая работа: декорировать рельеф.
Тема 6.11. Приём «рюшки». Рельеф «Новогодняя ёлка». – 2 часа.
Рельеф. «Новый год». Различные способы лепки новогодней ёлки. Приём «рюшки». Технология лепки. Окрашенное солёное тесто
Практическая работа: слепить новогоднюю ёлку, используя приём «рюшки».
Тема 6.12. Приём «продавливания через чесноковыжималку». «Ёлка». – 2 часа.
Рельеф. Различные способы лепки новогодней ёлки. Приём «продавливания через чесноковыжималку». Технология лепки. Окрашенное солёное тесто.
Практическая работа: Слепить ёлку, используя приём «продавливания черех чесноковыжималку».
Тема 6.13. Приём «нарезки колбасок». «Ёлка». – 2 часа.
Рельеф. Различные способы лепки новогодней ёлки. Приём «нарезки колбаски». Технология лепки. Окрашенное солёное тесто.
Практическая работа: Слепить ёлку, используя приём «нарезки колбасок».
Тема 6.14. Покрытие изделий лаком. – 1 час.
Раздел 7. Различные приёмы росписи и декорирования изделий.
Тема 7.1. Основа для росписи и декорирования. – 2 часа.
Приём «пласта».
Практическая работа: слепить несколько основ для росписи и декорирования.
Тема 7.2. Использование марли в качестве шаблона для декорирования. – 1 час.
Декорирование основы. Использование марли. Акрил.
Практическая работа: Декорировать основу. Используя марлю в качестве шаблона.
Тема 7.3. Приём «набрызг». – 1 час.
Декорирование основы. Приём «набрызг». Гуашь.
Практическая работа: Декорировать основу.
Тема 7.4. Окраска с помощью губки. – 1 час.
Декорирование основы. Родственные цвета. Приём «от тёмного к светлому».
Практическая работа: Декорировать основу.
Тема 7.5. Использование трафарета при росписи изделий. – 3 часа.
Трафарет. Эскиз рисунка для трафарета. Технология изготовления трафарета. Технология декорирования с помощью трафарета.
Практическая работа: Декорировать основу.
Тема 7.6. Использование цветных контуров. – 2 часа.
Цветные контуры. Технология изготовления цветного контура из силикатного клея и акварельных красок.
Практическая работа: декорировать основу.
Тема 7.7. Итоговая работа по разделу: «Различные приёмы росписи и декорирования изделий. Настенное панно. – 4 часа.
Настенное панно. Эскиз.
Практическая работа: слепить настенное панно.
Тема 7.8. Покрытие изделий лаком. – 1 час.
Практическая работа: покрыть изделия лаком.
Раздел 8. Авторские работы.
Тема 8.1. Рельеф. «Снегурочка». – 4 часа.
Рельеф. Эскиз. Неокрашенное солёное тесто.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз.
Практическая работа: слепить рельеф «Снегурочка» по собственному эскизу.
Тема 8.2. Рельеф. «Снежинка». – 2 часа.
Рельеф.Эскиз. Приём «пласта», приём «раскатывание тонких колбасок».
Самостоятельная работа: выполнить эскиз.
Практическая работа : слепить рельеф «Снежинка».
Тема 8.3. Рельеф. «Рождественский ангел». – 2 часа.
Рельеф. Эскиз. Технология лепки рельефа.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз.
Практическая работа: слепить рельеф «Рождественский ангел».
Тема 8.4. Рельеф. Орнамент. – 2 часа.
Способы создания орнамента. Эскиз орнаментальной композиции. Основа. Окрашенное тесто.
Самостоятельная работа выполнить эскиз орнаментальной композиции.
Практическая работа: слепить орнаментальную композицию по собственному эскизу.
Тема 8.5. Роспись и декорирование изделия. «Снежинка». – 2 часа.
Акрил (серебро).
Практическая работа: расписать и декорировать изделие «Снежинка».
Тема 8.6. Роспись и декорирование изделий. «Рождественский ангел». – 2 часа.
Перья. Лак.
Практическая работа: расписать и декорировать изделие.
Тема 8.7. Роспись и декорирование изделия. Орнамент. – 2 часа.
Приём вымывания краски. Акрил.
Практическая работа: расписать и декорировать рельеф.
Тема 8.8. Рельеф. «Декоративная фантазия». – 2 часа.
Рельеф. Основа. Окрашенное тесто. Метод «вермишель». Цветная вермишель. Выкладывание в хаотичном порядке, скручивание разноцветных «вермишелей» и их выкладывание на основе.
Практическая работа: слепить орнаментальную композицию «Декоративная фантазия».
Тема 8.9. Способ «прорезания. «Пейзаж» (контррельеф). .– 2 часа.
Рельеф. Способ «прорезания». Эскиз. Способ переноса рисунка на поверхность теста.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз пейзажа.
Практическая работа: выполнить рельеф «Пейзаж» способом «прорезания».
Тема 8.10. Роспись и декорированеи изделия. «Декоративная фантазия». – 2 часа.
Практическая работа: декорировать изделие.
Тема 8.11. Роспись и декорирование изделий. «Пейзаж». – 2 часа.
Практическая работа: расписать и декорировать изделие.
Тема 8.12. Рельеф. Портрет. – 4 часа.
Автопортрет. Виды портретов. Эскиз. Этапы лепки рельефа
Самостоятельная работа: выполнить эскиз «Автопортрета».
Практическая работа: слепить рельеф «Автопортрет».
Тема 8.13. Рельеф. «Рыбка». – 4 часа.
Репродукции разных пород рыб. Эскиз рыбки (окрашенное тесто, сразу продумывается декорирование рыбки паетками, глиттером). Декорирование изделия бусинками, бисером по эскизу.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз рыбки в цвете.
Практическая работа: слепить рельеф «Рыбка» по собственному эскизу.
Тема 8.14. Куколка на палец. – 2 часа.
Технология изготовления круглых изделий из солёного теста. Этапы лепки «Куколки на палец». Неокрашенное солёное тесто. Лепка по образцу.
Практическая работа: слепить куколку на палец.
Тема 8.15. Круглая скульптура. «Пёс Барбос». – 2 часа.
Круглая скульптура. Технология лепки круглой скульптуры. Лепка по образцу. Окрашенное солёное тесто.
Практическая работа: слепить изделие «Пёс Барбос».
Тема 8.16. Декорирование изделий. Куколка на палец – 2 часа.
Практическая работа: декорировать изделие.
Тема 8.17. Круглая скульптура. «Кот Матроскин» – 2 часа.
Круглая скульптура. Технология лепки круглой скульптуры. Неокрашенное солёное тесто.
Практическая работа: слепить изделие «Кот Матроскин».
Тема 8.18. Роспись и декорирование изделий. «Пёс Барбос» – 1 час.
Практическая работа: расписать и декорировать изделие.
Тема 8.19. Роспись и декорирование изделия. «Кот Матроскин» – 1 час.
Практическая работа: расписать и декорироватьт изделие.
Тема 8.20. Круглая скульптура. Декоративная ваза. – 2 часа.
Бутылка. Основа из солёного теста. Декорирование элементами из солёного теста.
Практическая работа: слепить декоративную вазу.
Тема 8.21. Коллективная работа. «Восточный гороскоп» (круглая скульптура) – 2 часа.
Восточный гороскоп. Эскиз своего символа года в цвете. Неокрашенное тесто. Технология лепки круглой скульптуры.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз знака.
Практическая работа: слепить изделие по собственному эскизу.
Тема 8.22. Роспись и декорирование изделия. Декоративная ваза. – 1 час.
Акварель. Свойства акварели. Метод растяжки, метода «вливания одного цвета в другой».
Практическая работа: расписать декоративную вазу.
Тема 8.23. Роспись и декорирование изделия. «Восточный гороскоп».– 2 часа.
Практическая работа: расписать изделие и декорировать изделие.
Тема 8.24. Украшение. Кулон. – 2 часа.
Различные приёмы при лепке кулона. Технология лепки кулона.
Практическая работа: слепить кулон.
Тема 8.25. Круглая скульптура. «Подсвечник». – 2 часа.
Круглая скульптура. Технология лепки подсвечника. Эскиз. (Окрашенное, неокрашенное) – по выбору учащегося.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз в цвете.
Практическая работа: слепить подсвечник.
Тема 8.26. Круглая скульптура. «Валентинка». – 2 часа.
День Святого Валентина. День святых благоверных Петра и Февронии Муромских.
Практическая работа: слепить «Валентинку».
Тема 8.27. Роспись и декорирование изделия. «Подсвечник». – 2 часа.
Практическая работа: расписать подсвечник.
Тема 8.28. Роспись и декорирование изделия. «Валентинка». – 1 час.
Различные приёмы декорирования теста. Верёвочки, поздравление на бумаге. Глиттер.
Практическая работа: декорировать «Валентинку».
Тема 8.29. Круглая скульптура. «Пёс». – 2 часа.
Лепка из пласта.
Практическая работа: слепить изделие «Пёс».
Тема 8.30. Круглая скульптура «Карандашница». – 2 часа.
Круглая скульптура. Карандашница. Примеры работ. Эскиз.
Технология лепки карандашницы .
Самостоятельная работа: выполнить эскиз карандашницы.
Практическая работа: слепить карандашницу.
Тема 8.31. Роспись и декорирование изделия «Пёс». – 1 час.
Различные приёмы декорирования теста.
Практическая работа: декорировать изделие.
Тема 8.32. Роспись и декорирование изделий. Карандашница. – 2 часа.
Различные приёмы декорирования теста. Верёвочки, поздравление на бумаге. Глиттер.
Практическая работа: расписать и декорировать изделие.
Тема 8.33. Рельеф. «Моя семья». – 2 часа.
Рельеф. Технология лепки рельефа. Эскиз.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз рельефа «Моя семья».
Практическая работа: слепить рельеф.
Тема 8.34. Рельеф. «Моя любимая школа». – 2 часа.
Рельеф. Технология лепки рельефа. Эскиз.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз рельефа.
Практическая работа: слепить рельеф.
Тема 8.35. Роспись и декорирование изделий. «Моя семья». – 2 часа.
Практическая работа: расписать рельеф. Оформить в рамочку
Тема 8.36. Роспись и декорирование изделий. «Моя любимая школа. - 2 часа.
Практическая работа: расписать рельеф. Оформить в рамочку
Тема 8.37. Покрытие изделий лаком. – 2 часа.
Практическая работа: покрыть изделия лаком.
Раздел 9. Техника лепки сосудов.
Тема 9.1. Формовка сосуда на цилиндрической болванке. – 4 часа.
Использование бутылки в качестве болванки. Технология лепки сосуда на цилиндрической болванки.
Практическая работа: слепить сосуд.
Тема 9.2. Лепка сосудов из пластин. – 4 часа.
Применение техника пласта, при лепке сосудов из пластин. Технология лепки сосуда из пластин.
Практическая работа: слепить сосуд из пластин.
Тема 9.3. Формовка сосуда на цилиндрической болванке. Роспись и декорирование изделий. – 1 час.
Приём «вымывания краски». Декоративная роспись. Гуашь, акрил.
Практическая работа: расписать и декорировать изделие.
Тема 9.4. Лепка сосудов из пластин. Роспись и декорирование изделия. Покрытие изделий лаком. - 1 час.
Приём «вымывания краски». Декоративная роспись. Гуашь, акрил.
Практическая работа: расписать и декорировать изделие. Покрыть изделия лаком.
Тема 9.5. Работы на конкурс. – 6 часов.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
При изучении данной программы основная форма занятий: практическая. Данная форма занятий позволяет освоить технологию лепки непосредственно при создании собственного образца.
В программу включены часы для посещения тематических выставок. Цель посещения таких выставок заключается в развитии познавательного интереса к данному виду творчества. Развивает стремление, к дальнейшему развитию, изучая лучшие образцы творческих работ. После изучения таких больших блоков как «Основные приёмы и техники лепки», «Рельеф. Виды рельефа» и «Круглая скульптура» учащиеся выполняют итоговую работу, показывающую уровень овладения техникой лепки. Кроме того, итоговая работа даёт возможность собрать материал для отчетной выставки.
- Методическое пособие «Лепка круглых изделий из солёного теста», Омск 2005, Лупинос Ю. В. (участник смотра-конкурса учебно-методического обеспечения образовательного процесса среди Омских средних специальных учебных заведений 29.04. 2005. (рецензия, сертификат участника в наличии).
- Таблицы лепки круглых изделий: «Этапы лепки сувенира «Собачка», «Этапы лепки сувенира «Обезьянка», «Этапы лепки сувенира «Петушок», «Этапы лепки сувенира «Поросёнок».
- Технологическая карта «Этапы лепки изделий из солёного теста».
- Разработка открытого урока по теме «Лепка сувениров из солёного теста», Лупинос Ю.В.
- Методическая рекомендация по теме урока: «Рельеф «Бабочка» (солёное тесто), Москва, 2011, Лупинос Ю.В.
- Литература.
- Интернет ресурсы:
- http://lubimoe-delo.ru/index.php/archives/category/redkie/testo
- http://www.leddy.by.ru/attik/testo.htm
- http://www.mukosol.ru
- http://ourhobby.ru/content/view/331/362
- http://www.childrengame.ru/sol_testo.shtml
Рекомендации по созданию условий и ресурсов для реализации программы.
К реализации программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы:
- фото, видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера), необходимая для фиксирования результатов работы, этапов выполнения той или иной работы, для накопления отснятых материалов для постоянного информирования на информационных ресурсах школы и индивидуального сайта педагога.
- Компьютерная техника, программное обеспечение (Adobe Photoshop, ACDSee, Word).
- Большой светлый кабинет, с наличием раковины, стеллажами , предназначенными для сушки и хранения работ.
Техническое оснащение.
Занятия по данной программе необходимо проводить в светлом хорошо проветриваемом помещении. В кабинете должна быть раковина с водой, и стеллаж, который будет использоваться в качестве сушки изделий. Также необходима тумбочка для хранения материалов и инструментов, необходимых для работы учащихся. Кроме этого должен быть шкаф, для демонстрации лучших работ учащихся.
Каждый учащийся должен иметь индивидуальное место работы. Стол учащегося должен быть накрыть клеенкой. Для демонстрации наглядности в электронном виде нужен персональный компьютер с необходимым программным обеспечением. Также должна быть доска для размещения на ней образцов росписи, репродукций и рисунков.
Дидактические материалы.
- Образцы изделий из солёного теста (рельефы, круглая скульптура).
- Репродукции с образцами заданий (цветная печать).
- Эскизы работ.
- Технологические карты( «Технология лепки рельефа», «Технология лепки круглых изделий»).
- Трафареты, шаблоны.
- Демонстрационные карточки образцов орнамента и др.
- Образцы приёмов лепки («Ромашка», «Анютины глазки», «Травушка-муравушка», «Кустик» и др.
- Подборка наборов фотографий (в электронном виде) по всем темам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога.
- Антипова М. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения. – М., 2008.
- Афонькин С.Ю., Афонькина С.Ю. Орнаменты народов мира.- С-П., 1998.
- Берсеньева Г.К. Ткань. Бумага. Тесто. - М., 2001.
- Изольда Кискальд. Солёное тесто. - М., 1998.
- Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 1999.
- Ханова И. Солёное тесто. - АСТ-Пресс Книга., 2010.
- Шеремет Е. Лучшие поделки из солёного теста. - Фактор., 2008.
Литература для обучающихся.
- Солёное тесто. Украшения, сувениры, поделки: Учебное пособие.- М., 2003.
- Хоменко В. А. Солёное тесто. - Книжный клуб семейного досуга., 2007.
- Чаянова Г. Н. Солёное тесто. - Дрофа-Плюс., 2005.
- Данильченко Л. А., Скребцова Т. О. Солёное тесто: лепим поделки и сувениры. - Феникс., 2009.