Урок - путешествие "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"
Технологическая карта урока
ФИО учителя Агапова Надежда Александровна
Класс 1
УМК Л.В.Занкова
Предмет окружающий мир
Тема «Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки»
Тип урока открытия новых знаний
Место и роль урока в изучаемой теме пятый урок в разделе «Становление человека»
Цель Выявление существенных признаков диких и домашних животных, знакомство обучающихся с понятием "одомашнивание"
*Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия
| УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Выявление существенных признаков диких и домашних животных, знакомство обучающихся с понятием "одомашнивание" | Обучающийся научится: -принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; -понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; -проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; -первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: -в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
| Обучающийся научится: -осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; -понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; -анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; -осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей; -проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); -устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; -обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться: -проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
| Обучающийся научится: -принимать участие в работе парами и группами; - допускать существование различных точек зрения; - договариваться, приходить к общему решению; - использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться: -принимать другое мнение и позицию; -формулировать собственное мнение и позицию; -строить понятные для партнера высказывания; -задавать вопросы;
| У обучающихся будут сформированы: - положительное отношение к учебной деятельности; - интерес к учебному материалу; - основы для развития творческого воображения.
Обучающийся получит возможность для формирования: -представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении; - стремление к успешности в учебной деятельности. |
Ход урока
| Название этапа урока
| Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока
| Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности | Обеспечивается мотивация в восприятии и понимании значимости материала
Обучающиеся включаются в деятельность | Фронтальная работа
| Включает учащихся в деятельность с первых минут урока (устное обращение) | Включаются в деловой ритм урока
Предполагают(выдвигают гипотезы) какими методами исследования могут воспользоваться | Положительное отношение, стремление учащихся к успешности в учебной деятельности (личностные) Формирование волевой саморегуляции (регулятивные) | Включенность учеников в деятельность, готовность принять учебную задачу.
|
2 | Актуализация знаний.
Постановка проблемы. Целеполагание.
| Обеспечивается потребность включения в учебную деятельность Выявление существенных признаков диких и домашних животных
Вводится понятие "одомашнивание животных» | Парная работа
| Стимулирует познавательную активность, нацеливает на сотрудничество
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «домашние животные » и « дикие животные». Организует работу с толковым словарём.
Создаёт проблемную ситуацию. Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «одомашнивание» животных».
Направляет дискуссию в нужное русло. Даёт задание, при необходимости консультирует, уточняет понятия. | Формулируют границы знания и незнания, принимают цели, участвуют в определении задач урока. Отвечают на вопросы, используя полученные ранее знания. Принимают участие в интерактивной игре. На основе полученных знаний рассказывают, почему одних животных называют дикими, а других домашними. Учатся пользоваться справочной литературой Сравнивают, классифицируют Ищут выход из создавшейся ситуации.
Определяют границы знания и незнания.
Принимают цели урока, определяют задачи урока.
Отвечают на вопросы | Принимают и сохраняют учебную задачу Строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (регулятивные)
Проводят сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); Проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; | Ученики могут объяснить смысл их деятельности, того, что они должны достичь в результате
Проявляют интерес к учебному материалу |
3 | «Открытие» нового знания
| Знакомятся с тем, как происходило одомашнивание животных. | Групповая работа
| Организует учащихся на исследование проблемной ситуации.
Организует работу с текстом, диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует последовательность одомашнивания животных | Поиск новой информации в совместной деятельности в составе группы. Самостоятельно читают текст учебника. Анализируют дидактические материалы. Определяют объект по его существенным признакам (познавательные). Работают с текстом (осуществляют поиск нужной информации) Принимают участие в работе группы. Формулируют собственное мнение и позицию. (коммуникативные) | Учащиеся активно используют личный опыт, полученные ранее знания. (познавательные) Приходят к общему решению в совместной деятельности. (коммуникативные) Проводят сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям). Устанавливают элементарные причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Обобщают (выделяют класс объектов по заданному признаку). (познавательные) | Умеют объяснить, как происходило одомашнивание животных. Открывают 2 способа одомашнивания животных.
Умеют договариваться в совместной деятельности. |
4 | Первичное закрепление
| Расширяются представления детей о жизни домашних животных, их пользе для человека.
| Самостоятельная работа. Групповая работа.
| Инструктирует и координирует выполнение задания Создаёт условия для воспитания бережного отношения к природе | Самостоятельно сравнивают домашних животных и их предков. В совместной групповой деятельности определяют, для каких целей человек использует домашних животных. | Проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. (познавательные) Принимают другое мнение и позицию. (коммуникативные) | Понимают заданные вопросы, в соответствии с ними строят ответы в устной форме. Умеют осуществлять поиск нужной информации в рисунке. Имеют представление о ценности и уникальности природного мира |
5 | Рефлексия, подведение итогов
| Подводятся итоги деятельности учеников, достижение поставленной цели. | Фронтальная. Индивидуальная.
| Организует рефлексию. Возвращает к цели урока | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Совместно с учителем объективно определяют степень успешности собственной деятельности. (регулятивные) | Умение учащихся совместно с учителем определять степень достижения цели. |
6 | Домашнее задание(по желанию) | Обеспечивается мотивация и перспективы дальнейшей деятельности по теме урока | Фронтальная. | Показывает книгу, вывешивает на доску её название и иллюстрацию. | Проявляют интерес к учебному материалу
| Положительное отношение к учебной деятельности ( личностные) | Стремление к успешности в учебной деятельности. |
Конспект урока:
Этапы урока | Содержание учебного материала | ||||
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
| Слайд 1 На фоне заставки из передачи «Клуб кинопутешественников». -Прочитайте слова со слайда. -Открыть, узнать что – то новое под силу только настоящим исследователям. Какими качествами, умениями они должны обладать настоящие исследователи? -Каким образом люди узнают что – то новое? -Предположите, какими методами исследования мы можем воспользоваться на сегодняшнем уроке? Слайд 2 Слайд 3 Эти методы исследования мы можем использовать в нашем уроке | ||||
Актуализация знаний.
Постановка проблемы.
Целеполагание. | - Большую часть работы мы будем выполнять в совместной деятельности. Какие правила совместной работы вы знаете? Слайд 4 Надеюсь вы будете их соблюдать! Слайд 5 -Работая в группах, отгадайте названия животных: ( лось, тигр, кот) - Животные, как и человек, являются частью природы. - А какой природы, живой или неживой? - Докажите (они питаются, дышат, растут, размножаются, умирают.) - Найдите лишнее животное. - Почему? - Почему одних животных называют дикими, а других домашними? - Поднимите руку, кто умеет распределять животных на диких и домашних? От каждой группы выберите 1 человека, который мог бы продемонстрировать это умение Интерактивная игра «Дикие и домашние животные» 1. - По мнению ученых, существует 25 видов животных, которых одомашнил человек - Как вы понимаете слово "одомашнивание"? Работа с толковым словарём - Обратимся к словарю С. И. Ожегова. Слайд 6 "Одомашнивание" - это приручение, подчинение, уход, ответственность за животное и его потомство. Такое толкование слову даёт современная энциклопедия - Предположите, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Слайд 7 -Тема урока: « Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки». 2.- Прежде чем мы приступим к открытию новых знаний, я предлагаю ответить на вопросы, чтобы узнать какими знаниями вы владеете по данной теме. - Возьмите листы с вопросами. Учитывая свой опыт и знания, попробуйте ответить на них Слайд 8
- На все вопросы вам удалось найти ответ? - Предлагаю выход из создавшейся ситуации. Ответить на вопросы в ходе совместной деятельности. | ||||
Слайд 9 - Сформулируйте цель своей деятельности. Что вы сегодня должны узнать на уроке? - Мы будем наблюдать и анализировать, сравнивать, задавать вопросы и находить ответы, строить предположения и быть «умелыми» читателями. | |||||
«Открытие» нового знания
| Воссоздание прошлого в образной форме Слайд 10 -Я предлагаю вам отправиться в путешествие, ведь это тоже один из способов узнать что – то новое. На чём путешествуют во времени? Вот на такой машине времени я предлагаю вам отправиться в путь. У неё есть такой датчик. Он показывает, на каком отрезке времени мы будем находиться. Какой год он должен показать сейчас, когда мы его включим? Итак, приготовились, поехали. Давайте посмотрим на наш датчик 10 тысяч лет назад. Это очень далёкое прошлое. Первый человек завязывал волосы в пучки, перетягивая их с помощью узких полосок из шкурок зверей. Предлагаю одеть полоски, чтобы представить себя древним человеком, лучше понять его поступки и чувства. Итак, наши 3 общины объединились в племя древних людей. Мы собрались с вами на общее собрание, которое буду вести я – наиболее опытный и мудрый старейшина. Какое правило в нашем племени? (Сам пропадай, а сородича выручай!) Слайд 11 Физминутка -Раз первобытные дети Древние люди прекрасно видели, слышали, были выносливыми, ловкими, умели по следам выслеживать зверя и собирать растительную пищу. Посмотрим, как мы справимся с этим, превратившись в наших далёких предков. Следуя по тропе наших предков, мы не можем менять свой маршрут, чтобы не оказаться в лапах диких зверей, идём только по следам. Слайд 12 На нашем пути бурелом (высоко поднимаем колено), а сейчас собираем растительную пищу, Слайд 13 на нашем пути вода – следуем по следам и перепрыгиваем, Слайд 14 из леса выбегают дикие звери, мы не готовы к встрече с ними - присели на корточки. -Скажите, как древние люди связаны с дикими животными? (пища, орудия труда, одежда, жильё) -Почему мы с вами из растительноядных превратились в охотников? (хотели есть) -Из чего сделано наше оружие? (из костей, камня, палок) -Мы ходим на охоту по одному? (нет, опасно) -Как вы думаете, всегда ли древние люди возвращались с охоты с добычей? (Люди уже в древности поняли, что без помощи животных жить им будет очень тяжело. Охотой не всегда можно было прожить, а пища и одежда нужны были всегда.) Может быть, это и стало у древних людей главной причиной одомашнивания животных. Слайд 15 -Я предлагаю вам решить одну проблему: вчера с охоты вы привели с собой детёныша лошади (жеребёнка). Придумайте сейчас, что вы будете с ним делать. (съедим, будем ухаживать, когда вырастет, использовать в виде транспорта, мяса) - Мы открыли первый способ одомашнивания животных. Как это можно сделать? Человек начал приручать диких животных, оставляя у себя их детёнышей). - Хотите узнать какое животное первым одомашнил человек? Работа с текстом стихотворения Слайд 16 Послушайте внимательно стихотворение, и вы сможете ответить на вопрос: «Какое современное животное было первым одомашнено человеком?» Встретили дети в чаще Сказал первобытный папа: Ночь. Первобытные люди Но, злых людоедов почуяв, - Так какое животное стало первым домашним животным? С папой ходить на охоту Слайд 17 - Предложите свою гипотезу, кто был предком собаки? Гиперссылка (Собака – википедия) Слайд 18 Волки стали меньше бояться людей, они подбирали остатки пищи. Люди понимали, что волки могут предупредить о приближающейся опасности, помочь в охоте и стали прикармливать волков, ухаживать за их потомством. Так появилось домашнее животное – собака. Работа с текстом Слайд 19 - Хотели бы вы узнать второй способ одомашнивания животных? - Откройте учебник (стр.19) Прочитаем текст - Куда люди загоняли животных? - Зачем они это делали? -Рассмотрите иллюстрацию. Ответьте на вопрос: « Каким ещё способом люди одомашнивали животных?» -Что это давало человеку? (Поймать их легче; у животных появлялось потомство; молодняк привыкал к человеку.) Определение объекта по его существенным признакам - Узнайте по описанию, какое животное было одомашнено после собаки? Слайд 20 -Это домашнее животное, которое живёт с человеком более 3000 лет. Из шерсти этого животного делают валенки, ткут ковры. Из шкур шьют шапки. У этих животных вкусное мясо. Из их молока делают сыр, брынзу. Питаются они травой и сеном. Пасут их на пастбище. (Овца, баран) -Как называются детёныши овцы? (Ягнята) Слайд 21 - Отгадайте следующую загадку: Он рогат и бородат, Строго смотрит на ребят, Если кто озорничает – Забодает, забодает, забодает. (Козёл, коза) -Как называются детёныши козы? (Козлята) Слайд 22 Одно из важных для человека домашних животных - крупное, до 1 тонны веса. Имеет массивное туловище, длинный хвост, заканчивающийся кисточкой, большие глаза, рога.Зубы позволяют пережёвывать разную растительность. (Корова) - Как называются детёныши коровы? (Телята) - Каких животных потребовалось одомашнить человеку для езды и перевозки груза? Они выступают в цирках и на скачках, их можно увидеть на парадах. (Лошадь) Слайд 23 -Как называются детёныши лошади? (Жеребята) - В одной индийской легенде рассказывается, что в былые времена кошка жила в лесу вместе со своим братом тигром. Но тигр заболел, и кошка отправилась к людям, чтобы у них взять огонь и согреть простуженного брата. Войдя в человеческое жильё, она нашла там уют и тепло, а главное – вкусную еду. Взяв горящую головню, кошка вернулась к тигру в лес, а когда тигр уже грелся у огня, кошка заявила, что ей надоело терпеть голод и холод в лесу и она отправляется жить к людям. Так, согласно преданию, кошка стала домашней. | ||||
Первичное закрепление
Рефлексия | Сравнение домашних животных и их предков. Слайд 24 1.-Рассмотрите рисунки с изображением домашних животных и определите их предков. Соедините линией домашнее животное и его предка. - Есть ли у них черты сходства? 2. Работа в группах. Для каких целей человек использует домашних животных? - Я предлагаю вам снова поработать в группах. У вас есть пакет. В нём предметы. 1. Рассмотрите предложенные вам предметы. 2. Ответьте на вопросы: Слайд 25 -Кто из домашних животных дал нам возможность пользоваться этими предметами? Какой предмет в пакете лишний? Почему? 1 группа. молоко, масло, сметана, мёд Пчела. 2 группа. Тушёнка, кусочек сала, яйца. Куры -3 группа. Рассмотрите иллюстрации и скажите: Для чего ещё человек ухаживает за домашними животными? Одомашнивание животных – новая ступень в становлении человека. Вместе с развитием земледелия оно привело человека к оседлой жизни, но это темы наших следующих уроков. Слайд 26 Слайд 27 Подведение итогов Вернёмся к началу нашего урока. Зачем мы отправлялись в путешествие? Какие цели мы ставили? Если вы хотите изменить что – то в ваших листах (Слайд 8), сделайте это Слайд 28 - В зависимости от того, нашли вы ответы вы на поставленные вопросы, поставьте магнит со своим именем рядом с древними людьми: если вы можете ответить на все вопросы, с № 1; если вы частично добились поставленных целей, с № 2 Если вы так и не нашли ответы на вопросы, с № 3 Слайд 29 - Кого бы вы хотели похвалить из участников своей группы? | ||||
Домашнее задание ( по желанию) | Слайд 30 - Ребята, кто проявит интерес, может прочитать дома сказку Редьярда Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе». Прочитав сказку, определите, что в ней, правда, а что фантазия |