Программа погружения в школьную жизнь "Скоро в школу!"
Программа погружения в школьную жизнь «Скоро в школу!»
Пояснительная записка
Актуальность программы: Ребёнок, переступивший порог школы, попадает в новый мир удивительно интересный и сложный. Как сделать так, чтобы этот мир школьной жизни не стал для маленького человека навязчивым и страшным, чтобы адаптационный период прошёл безболезненно и гладко.
Основополагающие идеи:
- направленность на формирование психологической готовности детей к школе;
- сотрудничество и сотворчество всех субъектов программы по достижению её цели.
Занятия и мероприятия для будущих первоклассников планируются в стенах школы. Предполагается знакомство детей и родителей с учителем, с классом, в котором будет учиться ребёнок. Это позволит снизить уровень тревожности будущих школьников перед незнакомой обстановкой, перед новыми условиями различной деятельности, общения. Каждому ребёнку предоставляется возможность попробовать себя в новой роли – роли «школьника», проявить себя в учении, в общении с ровесниками и с учителем. Все мероприятия и занятия акцентируются не на обучении будущих первоклассников, а на развитие их активности, самостоятельности, творческих способностей, познавательного интереса, умения общаться со сверстниками и со старшими. Большую роль данная программа играет для детей, не посещающих до школы детский сад.
Родители будущих первоклассников являются субъектами программы и в процессе её реализации имеют возможность тесно сотрудничать с психологом школы, с учителем. Такое построение работы с родителями даёт им возможность видеть процесс изнутри. Они не только ответят на свои вопросы, получат необходимые консультации, но и будут иметь возможность в оставшийся период времени грамотно скорректировать дошкольную подготовку своих детей, акцентировать внимание на особо проблемные моменты.
И дети, и их родители за время реализации программы должны почувствовать и осознать, что в школе им очень рады, их ждут, а главное, с ними готовы сотрудничать.
Цель программы:
создание предпосылок успешной социально-психологической адаптации детей к обучению в школе.
Задачи:
- способствовать развитию эмоционально – положительного отношения будущих первоклассников к школе;
- познакомить детей с режимом и правилами школьной жизни;
- подготовить детей к переходу от игровой деятельности к деятельности учебной, сохраняя их здоровье и эмоциональное благополучие;
- создать условия для включения ребёнка в новые формы общения;
- выявить уровень первоначальных математических знаний, развития речи, подготовки руки к письму;
- спрогнозировать возможные школьные трудности, планируя дальнейшую работу с учётом индивидуальных особенностей и возможностей здоровья детей;
- оказать консультативную помощь родителям, связанную с подготовкой детей к обучению в школе.
Принципы построения программы:
- принцип систематичности и последовательности построения;
- принцип учёта возрастных психологических особенностей детей дошкольного возраста;
- принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку;
- принцип гуманности и терпимости;
- принцип сотрудничества (дети – родители - педагоги - педагог-психолог);
- принцип «Не навреди».
Основные функции программы:
- коммуникативная - направлена на создание условий для развития уровня коммуникативных качеств будущих первоклассников, возможности их продуктивного общения со сверстниками и педагогами;
- развивающая – направлена на развитие самостоятельности, творческих способностей, познавательной активности детей;
- корректирующая - направлена на создание условий для выявления «факторов риска» в дошкольной подготовке конкретного ребёнка, планирование работы по её коррекции и созданию предпосылок успешного обучения в школе.
Режим занятий
Количество занятий в день: 3 занятия с 10 минутным перерывом
Продолжительность занятия 30 мин.
Занятия предполагают обязательные оздоровительные физминутки, офтальмопаузы и пальчиковую гимнастику.
Формы работы:
- конкурсы;
- занятие - путешествие;
- занятие – игра;
- дидактические игры с грамматическим содержанием, на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание
- консультации для родителей;
- диагностика;
- экскурсия по школе
Приоритетные ценности: здоровье и эмоциональное благополучие будущих первоклассников
Планируемые результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД:
формирование Я-концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе,
положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Критерии оценки эффективности:
-положительное отношение будущих учеников к школе;
-готовность дошкольников к принятию новой социальной позиции – положению школьника;
-развитие коммуникативных умений детей при взаимодействии со сверстниками и будущим педагогом;
-выработка учителем стратегии индивидуального подхода в обучении;
-создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе
Предметные результаты
Ребенок научится:
- распознавать звук в словах;
- внимательно слушать литературные произведения;
- называть персонажей, основные события;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать
- элементарные выводы;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- участвовать в коллективных разговорах;
- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг,
- квадрат), по цвету, по размеру;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить
- количество с цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
- правильно использовать кисть при рисовании;
использовать элементарные приемы лепки (оттягивание,
прощипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).
Ребенок получит возможность научиться:
- устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по
имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться,
благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
- присчитывать и отсчитывать по одному.
Содержание занятий
№ | Тематика занятий | Формы работы | Основное содержание | Ответственный |
1 день
|
Цель занятия: сформировать основные представления ребенка о школе и положительное отношение к ней. | *Игра «Паутинка»
*Беседа на тему: “Я и школа”.
*Рисование на тему «Моя семья»
| Установление первичного контакта с детьми.
Создание благоприятной атмосферы, позволяющей будущим первоклассникам и учителю лучше понять и узнать друг друга.
Знакомство с правилами поведения в школе
|
Агапова Н.А. |
Цель занятия: расширить знания детей о школьных принадлежностях, их назначении и использовании, воспитывать интерес к школе, желание учиться |
*Инсценировка «Мы ребята из пенала »
*Игра «Чего не стало»
*Беседа о бережном отношении к школьным принадлежностям
*Конкурс «Кто быстрее сложит портфель»
|
Отгадывание загадок о школьных принадлежностях.
Воспитание бережного отношения к школьным принадлежностям
Активизация словаря: школа, учитель, ученики, книга, тетрадь, линейка, ручка, портфель |
Агапова Н.А. | |
3.Экскурсия по школе «Это наш уютный дом» Цель занятия: снять у детей чувство тревожности, связанное со вступлением в школьную жизнь, познакомить детей со школой, дать почувствовать себя в ней свободно и комфортно.
|
*Игра - путешествие | Знакомство с кабинетами школы, комнатами гигиены, столовой, актовым залом, спортивным залом и др. помещениями школы.
|
Агапова Н.А. | |
2 день
|
Цель занятия: выявление уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников, заинтересовать будущих первоклассников математикой, привитие интереса к занятиям математикой
|
*Игра - путешествие на математическую полянку *Работа с интерактивной доской * Игра –соревнование «Найди домик сказочного героя»
| Различение предметов по размеру и форме. Пространственные представления. Временные представления. Сравнение групп предметов. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. |
Агапова Н.А. |
Цель занятия: выявление уровня развития моторики, речи, привитие интереса к чтению и письму | *Дидактические игры с грамматическим содержанием *Штриховка, раскрашивание узоров * Лепка *Разучивание пальчиковой гимнастики
| Чтение букв, слогов, слов. Составление рассказа по картинке. Разгадывание загадок. | Агапова Н.А. | |
Цель занятия: Развитие творческих и коммуникативных навыков, фантазии и воображения; выявление умений пользоваться ножницами, работать по шаблону |
*Лепка *Рисование |
Коллективная работа «Панно из наших ладошек» |
Агапова Н.А. | |
3 день
| 1. «Мир вокруг нас» Цель занятия: выявление уровня представлений будущих первоклассников об окружающем мире, знакомство с территорией школы, правилами поведения на игровой площадке
| Беседа «Мой школьный двор».
Конкурс загадок «Удивительный мир растений и животных».
Презентация «Животные и растения родного края» | Знакомство с территорией школы, зон для игр, спортивной площадкой.
Знакомство с правилами поведения и ТБ на спортивной и игровой площадке. Беседа о животных и растениях Красноярского края |
Агапова Н.А. |
2. Занятие педагога-психолога Цель занятия: определение школьной зрелости, исследование произвольной сферы, диагностика тревожности. | Диагностики | Определение школьной зрелости. Исследование произвольной сферы. Диагностика тревожности. |
школьный психолог | |
| Беседа «Что мне нравится в школе».
Чтение стихов о школе.
Вручение медали «Будущий первоклассник».
Консультация для родителей по подготовке к обучению в школе | Выявление отношения дошкольников к новой деятельности, их эмоционального состояния.
Включение родителей будущих первоклассников в процесс подготовки детей к школе |
Агапова Н.А. |