Программа погружения в школьную жизнь "Скоро в школу!"

Агапова Надежда Александровна

Программа погружения в школьную жизнь «Скоро в школу!»

 

Пояснительная записка

Актуальность программы: Ребёнок, переступивший порог школы, попадает в новый мир удивительно интересный и сложный. Как сделать так, чтобы этот мир школьной жизни не стал для маленького человека навязчивым и страшным, чтобы адаптационный период прошёл безболезненно и гладко.

Основополагающие идеи:

  • направленность на формирование психологической готовности детей к школе;
  • сотрудничество и сотворчество всех субъектов программы по достижению её цели.

Занятия и мероприятия для будущих первоклассников планируются в стенах школы. Предполагается знакомство детей и родителей с учителем, с классом, в котором будет учиться ребёнок. Это позволит снизить уровень тревожности будущих школьников перед незнакомой обстановкой, перед новыми условиями различной деятельности, общения. Каждому ребёнку предоставляется возможность попробовать себя в новой роли – роли «школьника», проявить себя в учении, в общении с ровесниками и с учителем. Все мероприятия и занятия акцентируются не на обучении будущих первоклассников, а на развитие их активности, самостоятельности, творческих способностей, познавательного интереса, умения общаться со сверстниками и со старшими. Большую роль данная программа играет для детей, не посещающих до школы детский сад.

Родители будущих первоклассников являются субъектами программы и в процессе её реализации имеют возможность тесно сотрудничать с психологом школы, с учителем. Такое построение работы с родителями даёт им возможность видеть процесс изнутри. Они не только ответят на свои вопросы, получат необходимые консультации, но и будут иметь возможность в оставшийся период времени грамотно скорректировать дошкольную подготовку своих детей, акцентировать внимание на особо проблемные моменты.

И дети, и их родители за время реализации программы должны почувствовать и осознать, что в школе им очень рады, их ждут, а главное, с ними готовы сотрудничать.

Цель программы:

создание предпосылок успешной социально-психологической адаптации детей к обучению в школе.

Задачи:

  • способствовать развитию эмоционально – положительного отношения будущих первоклассников  к школе;
  • познакомить детей с режимом и правилами  школьной жизни;
  • подготовить  детей к переходу от игровой деятельности к деятельности учебной, сохраняя их здоровье и эмоциональное благополучие;
  • создать условия для включения ребёнка в новые формы общения;
  • выявить уровень первоначальных математических знаний, развития речи, подготовки руки к письму;
  • спрогнозировать возможные школьные трудности, планируя дальнейшую работу с учётом индивидуальных особенностей и возможностей здоровья детей;
  • оказать консультативную  помощь родителям, связанную с  подготовкой  детей к обучению в школе.

 

Принципы построения программы:

  • принцип систематичности и последовательности построения;
  • принцип учёта возрастных психологических особенностей детей дошкольного возраста;
  • принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку;
  • принцип гуманности и терпимости;
  • принцип сотрудничества (дети – родители - педагоги - педагог-психолог);
  • принцип «Не навреди».

Основные функции программы:

  • коммуникативная - направлена на создание условий для развития уровня коммуникативных качеств будущих первоклассников, возможности их продуктивного общения со сверстниками и педагогами;
  • развивающая – направлена на развитие самостоятельности, творческих способностей, познавательной активности детей;
  • корректирующая - направлена на создание условий для выявления «факторов риска» в дошкольной подготовке конкретного ребёнка, планирование работы по её коррекции и созданию предпосылок успешного обучения в школе.

Режим занятий

      Количество занятий в день: 3 занятия с 10 минутным перерывом

      Продолжительность занятия 30 мин.

 Занятия предполагают обязательные оздоровительные физминутки, офтальмопаузы и пальчиковую гимнастику.

        Формы работы:

  • конкурсы;
  • занятие - путешествие;
  • занятие – игра;
  • дидактические игры с грамматическим содержанием, на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание
  • консультации для родителей;
  • диагностика;
  • экскурсия по школе

Приоритетные ценности: здоровье и эмоциональное благополучие будущих первоклассников

Планируемые результаты освоения программы

В ходе освоения содержания программы  обеспечиваются условия для достижения  обучающимися  следующих  личностных,  метапредметных  и предметных результатов.

Личностные УУД:

 формирование Я-концепции   и   самооценки   при   подготовке   к   обучению   в   школе,

положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД: знаково-символическое    моделирование    и преобразование  объектов;  анализ  объектов  с  целью  выделения  признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том  числе  с  самостоятельным  достраиванием,  выполнением  недостающих элементов;  сравнение  и  сопоставление;  выделение  общего  и  различного; осуществление  классификации;  установление  аналогии;  самостоятельный выбор способов  задач  в  зависимости  от  конкретных  условий;  осознанное  и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные  УУД:  осуществление  действия  по  образцу  и  заданному правилу;  сохранение  заданной  цели;  умение  видеть  указанную  ошибку  и исправлять  ее  по  указанию  взрослого;  осуществление  контроля  своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные   УУД:   овладение   определенными   вербальными   и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу  сотрудничества  с  взрослыми  и  сверстниками;  ориентация  на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Критерии оценки эффективности:

-положительное отношение будущих учеников к школе;

-готовность дошкольников к принятию новой социальной позиции – положению школьника;

-развитие коммуникативных умений детей  при взаимодействии со сверстниками и будущим педагогом;

-выработка учителем стратегии индивидуального подхода в обучении;

-создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе
Предметные результаты

Ребенок научится:

  • распознавать звук в словах;
  • внимательно слушать литературные произведения;
  • называть персонажей, основные события;
  • отвечать  на  вопросы  учителя  по  содержанию,  делать
  • элементарные выводы;
  • составлять элементарный рассказ по серии картинок;
  • обсуждать нравственные стороны поступков людей;
  • участвовать в коллективных разговорах;
  • использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
  • различать  геометрические  фигуры  по  форме (треугольник,  круг,
  • квадрат), по цвету, по размеру;
  • определять   количество   предметов   в   пределах   10,   соотносить
  • количество с цифрами;
  • ориентироваться в пространстве;
  • ориентироваться в тетради в клетку;
  • выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
  • правильно использовать кисть при рисовании;

использовать     элементарные     приемы     лепки     (оттягивание,

прощипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).

Ребенок получит возможность научиться:

  • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по

имени,  по  имени  и  отчеству,  вежливо  выражать  просьбу,  извиняться,

благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

  • различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
  • присчитывать и отсчитывать по одному.
  •  

Содержание занятий

 

Тематика занятий

Формы работы

Основное содержание

Ответственный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 день

 

  1. «Добро пожаловать в школу!»

Цель занятия: сформировать основные представления ребенка о школе  и положительное отношение к ней.

*Игра «Паутинка»

 

*Беседа на тему:

“Я и школа”.

 

*Рисование на тему «Моя семья»

 

Установление первичного контакта с детьми.

 

Создание благоприятной атмосферы, позволяющей будущим первоклассникам и учителю лучше понять и узнать друг друга.

 

Знакомство с правилами

поведения в школе

 

 

 

 

Агапова Н.А.

  1. «В гостях у школьных принадлежностей»

Цель занятия:

расширить знания детей о школьных принадлежностях, их назначении и использовании, воспитывать интерес к школе, желание учиться

 

*Инсценировка

«Мы ребята из пенала »

 

*Игра

«Чего не стало»

 

*Беседа о бережном отношении к школьным принадлежностям

 

*Конкурс

«Кто быстрее сложит портфель»

 

 

Отгадывание загадок о школьных принадлежностях.

 

Воспитание бережного отношения к школьным принадлежностям

 

Активизация словаря: школа, учитель, ученики, книга, тетрадь, линейка, ручка, портфель

 

Агапова Н.А.

3.Экскурсия по школе

«Это наш уютный дом»

Цель занятия: снять у детей чувство тревожности, связанное со вступлением в школьную жизнь, познакомить детей со школой, дать почувствовать себя в ней свободно и комфортно.

 

 

 

 

 

 

*Игра  - путешествие

Знакомство с кабинетами школы, комнатами гигиены, столовой, актовым залом, спортивным залом и др. помещениями школы.

 

 

 

 

 

 

Агапова Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 день

 

  1. «Математическая полянка»

Цель занятия:

выявление уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников, заинтересовать будущих первоклассников математикой, привитие интереса к занятиям математикой

 

 

*Игра - путешествие на математическую полянку

*Работа с интерактивной доской

* Игра –соревнование «Найди домик сказочного героя»

 

Различение предметов по размеру и форме.

Пространственные представления.

Временные представления.

Сравнение групп предметов.

Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10.

Счет предметов.

 

Агапова Н.А.

  1. «Грамотейка»

Цель занятия: выявление уровня развития моторики, речи, привитие интереса к чтению и письму

*Дидактические игры с грамматическим содержанием

*Штриховка, раскрашивание узоров

* Лепка

*Разучивание пальчиковой гимнастики

 

Чтение букв, слогов, слов.

Составление рассказа по картинке.

Разгадывание загадок.

Агапова Н.А.

  1. «Умелые ручки»

Цель занятия:

Развитие творческих и коммуникативных навыков, фантазии и воображения; выявление умений пользоваться ножницами, работать по шаблону

 

 

*Лепка

*Рисование

 

Коллективная работа

«Панно из наших ладошек»

 

Агапова Н.А.

 

 

 

 

3 день

 

 

 

 

 

 

 

 

1. «Мир вокруг нас»

Цель занятия:

выявление уровня представлений будущих первоклассников об окружающем мире, знакомство с территорией школы, правилами поведения на игровой площадке

 

Беседа «Мой школьный двор».

 

Конкурс загадок «Удивительный мир растений и животных».

 

Презентация «Животные и растения родного края»

Знакомство с территорией школы, зон для игр, спортивной площадкой.

 

Знакомство с правилами поведения  и ТБ на спортивной и игровой площадке.

Беседа о  животных и растениях Красноярского края

 

Агапова Н.А.

2. Занятие педагога-психолога

Цель занятия:

определение школьной зрелости, исследование произвольной сферы, диагностика тревожности.

Диагностики

Определение школьной зрелости.

Исследование произвольной сферы.

Диагностика тревожности.

 

школьный психолог

  1. 3. Подведение итогов «погружения»

Беседа «Что мне нравится в школе».

 

Чтение стихов о школе.

 

Вручение медали «Будущий первоклассник».

 

Консультация для родителей по подготовке к обучению в школе

Выявление отношения дошкольников к новой деятельности, их эмоционального состояния.

 

 

Включение родителей будущих первоклассников в процесс подготовки детей к школе

 

Агапова Н.А.