Публичное представление педагогического опыта
Публичное представление педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя биологии ГБОУ СОШ №1 с.Большая Глушица Большеглушицкого района Самарской области
Митьковой Людмилы Александровны.
Педагогическая проблема, над которой ведется работа - «Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, формирование УУД и компетенций».
Актуальность и перспективность.
В настоящее время, время стремительных социальных изменений, в развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость умения творчески мыслить. Вот почему актуальна проблема развития творческих способностей учащихся. Важной задачей современной школы является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Способности – это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний, умений, навыков, формированию УУД, ключевых компетенций и компетентностей это «резерв» духовного развития человека. В развитии творческих способностей учеников имеет большое значение индивидуальный подход, дифференцированный подход при обучении и воспитании.
Современная психология доказала, что любая способность развивается только в процессе деятельности. Какими бы задатками не обладал ребенок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо концентрировать внимание, преодолевать препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций, выстраивать алгоритм действий. Все эти действия развивают волю ученика, укрепляют его внимание и память. Очень важно учителю создать условия для развития интереса у своих учеников к познанию и творчеству, так как развитие всех этих качеств способствует социализации и адаптации учащихся в обществе.
1.Практическая значимость
Я считаю что, одной из важнейших задач уроков - развитие личности, ее способностей. Однако при обучении биологии в школе пока уделяется недостаточно внимания развитию творческих способностей учащихся. В методах обучения часто преобладает репродуктивная беседа, иллюстративное применение практических работ и наблюдений, не активизируется деятельность учащихся при постановке опытов. Проблему развития мышления на уроках биологии можно при этом успешно решать. Успеваемость зависит от уровня словесно – логического мышления, развивая его можно активизировать работу учащихся на уроках. Так при наблюдении, изучении, описании и характеристике органов, учителю, представляется хорошая возможность формировать предметные УУД, развивать и обучать их анализу – синтезу – сравнению важным составным элементам мышления.
Анализ – логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчлененного целого, для того, чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с помощью другого логического приема – синтеза – в целое, обогащенное новыми знаниями. Синтез – мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познания этого предмета как единого целого. Сравнение - способствует развитию логического мышления и формированию компетенций.
2.Концептуальные основы обучения биологии
Концептуальные основы биологического образования разработаны Л.Т.Бельковым, С.Н. Глазачевым, Н.М. Мамедовым, В.С. Шиловой, они направлены на подготовку подрастающего поколения к нормативному взаимодействию со всеми элементами среды жизни и деятельности. Однако, педагогическая практика показывает, что уровень социально-экологического образования в настоящий момент в школах низкий, а творческая деятельность школьников почти не сформирована. Задачи общеобразовательной школы состоят не только в том, чтобы сформировать определѐнный объѐм социально-экологических знаний, но и способствовать формированию творческой деятельности школьников, направленной на осознание значимости своей практической помощи природе. Формирование таких качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе научно-исследовательской, проектной творческой деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Творческая научно-исследовательская работа социально-экологического содержания должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм в практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса при обучении биологии. Перспективы развития этого вида деятельности увеличиваются при тесном взаимодействии школьников с вузовскими преподавателями, учѐными, специалистами.
В связи с этим одной из задач социально – экологического образования школьников выступает формирование экологического сознания, мышления творческой деятельности социально-экологической направленности по сохранению природы и рациональному природопользованию.
3.Ведущая педагогическая идея
Фундаментом моей педагогической концепции является идея личностно-ориентированного обучения, выработанная А.В. Хуторским. Её суть состоит в том, что в основе личностно-ориентированной парадигмы обучения – признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории.
Правильное представление о содержании биологического образования, является важным ориентиром в работе учителя. Вопреки давно сложившимся традиционным взглядам, содержание образования не должно сводиться только к знаниям и умениям. Современная трактовка понятия «содержание образования » даётся, например, в трудах дидакта И.Я. Лернера.Главным компонентом содержания образования он называет опыт творческой деятельности.
При творческом решении новой для себя проблемы ученики обязательно применяют усвоенные ранее знания и умения в новой ситуации, творчески преобразуя их в соответствии с содержанием проблемы. Основные черты содержания опыта творческой деятельности рассматривались Ж. Пиаже, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, С.Л. Рубинштейном, Л.С. Выготским, Н.А. Менчинским, И.Я. Лернером и другими учѐными.
Однако, без усвоения школьниками программных знаний и умений по биологии, несформированных УУД и компетенций невозможна полноценная творческая деятельность.
4.Оптимальность и эффективность средств.
Развитию критического и творческого мышления способствуют технология проблемного обучения. Решение проблем требует применения различных биолого-экологических знаний. В моей педагогической копилке есть ряд способов создания проблемной ситуации, но наиболее эффективным считаю приём обозначения противоречия между жизненным и научным опытом. Например, все садоводы заинтересованы в повышении урожая на своём участке. Опыт предков говорит об использовании опавших листьев, золы, компоста, яичной скорлупы для обогащения истощенной почвы. Учёные предлагают другое средство: внесение микро- и макроудобрений, выпускаемых промышленными предприятиями. На чьей вы стороне в данной ситуации? Точку зрения обоснуйте. В ходе поиска детьми ответа на данный проблемный вопрос и его обсуждения выяснилось наличие более совершенных современных технологий переработки органических остатков методами биотехнологии и с помощью удобрений. При решении данного вопроса идет формирование формирование учебно-познавательной компетенции и личностных универсальных учебных действий. Другой плодотворный приём - столкновение различных точек зрения на одну и ту же проблему. Например, до сих пор у учёных нет единого мнения на происхождении жизни на Земле. Познакомьтесь (через сообщения своих одноклассников) с этими гипотезами и выскажите свою точку зрения. Аргументация обязательна. В ходе обсуждения, дискуссии по заявленной проблеме учащиеся раскрывают свои способности; в процессе решения этого вопроса выявляются лидеры. Создаётся ситуация успеха. Информационно-коммуникативныетехнологии создают деятельностный подход при изучении учебного материала, значительно экономят время на уроке, повышают уровень наглядности в ходе обучения, оживляют учебный процесс, формируют УУД учебную компетенцию и ключевые компетентности. Учащиеся 10-11 классов, разделившись на творческие группы, готовят сообщения и презентации к семинарам по темам: «Происхождение человека», «Типы взаимоотношений организмов», «Основы селекции». В процессе подготовки к семинарам учащиеся используют информацию из энциклопедий, современной литературы,
используют Интернет, т.к. особо ценной считается та презентация, которая содержит современную научную информацию представляющую последние открытия и достижения по решаемой проблеме.
5.Результативность опыта.
Проводимая работа позволяет мне получать высокие результаты при подготовке учащихся, развивает творческие способности детей, формирует УУД, развивает ключевые компетенции и компетентности.
1.Учащиеся ежегодно получают призовые места на муниципальном, территориальном, региональном этапе Всероссийской олимпиады по биологии и прикладной биологии, организуемой СХА.
2.Учащиеся ежегодно являются победителями школьных, окружных, областных научно - практических конференций.
3.Принимают активное участие в социально значимых проектах, семинарах, конференциях, связанных с решением проблем местного социума.
4Уровень воспитанности, личностное развитие обучающихся ежегодно растет, как показывает мониторинг проводимый совместно с психологом школы.
5.Качество знаний выпускников 2010-2011г.г., 2011-2012г.г., 2012-2013 по результатам ЕГЭ и ГИА - 100%.
6.При работе с учащимися использую свои авторские программы в учебной деятельности:
- программа элективного курса для учащихся 9 класса «Здоровое питание»,
- программа элективного курса для учащихся10-11 класса «Решение задач по генетике»;
- программа факультатива для 10-11 класса «Подготовка к ЕГЭ»;
- программа факультатива для 9 класса «Подготовка к ГИА»;
- программа элективного курса для 10-11 класса «Эволюционное учение»;
- программа «Одаренные дети».
7.При работе с учащимися во внеурочной деятельности использую также свои авторские программы:
- программа для 5 класса «Экологическая грамотность»,
- программа школьного экологического объединения «Зеленый луч».
8.Участвую в эксперименте, проводимом академией имени Наяновой «Экологизация знаний по предметам школьного компонента».
8.Ежегодно участвую в ярмарке методических инноваций в округе, области и ежегодно являюсь победителем окружного тура.
9.Возглавляю работу творческой группы учителей «Поиск» в округе, работа успешно ведется по теме: «Формирование ключевых компетентностей у учащихся».
10.Провожу научно- исследовательскую работу с учащимися по биологии и экологии, мои ученики ежегодно являются победителями окружных и областных научно – исследовательских конференций.
11.Организую проектную деятельность учащихся, мои учащиеся выполняют долгосрочные, краткосрочные исследовательские проекты, являются победителями на школьном, муниципальном уровне.
12.Участвую в конференциях и семинарах по распространению своего педагогического опыта на разных уровнях: межрегиональном, международном, окружном, школьном.