Технологии
Современные технологии применяемые на уроке и на внеурочных занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающая технология | 32.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка по использованию здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности
Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса. К сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране в последнее время. Использование здоровьесберегающих технологий в школе может быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения. Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся. В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье учащихся. Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, комфортная пространственная среда, то это будет способствовать адаптации участников образовательного процесса на уроке.
Хочу поделиться своими наработками организации уроков с использованием здоровьесберегающих технологий. Я считаю наиболее приемлемым применять на уроках игровые технологии. Одной из форм двигательной активности являются ролевые игры на уроках, «инсценирование» исторических сюжетов и поиск решений исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда учащиеся двигаются, пересаживаются во время урока. Положительным моментом данной технологии является то, что игра посильна даже слабым ученикам. Заряд положительными эмоциями сказывается как на ход урока, так и на самочувствие учащихся.
Курс «Истории древнего мира, Истории Средних веков, Истории России, Обществознания» предоставляет огромные возможности для применения игровых технологий. Вместе с пятиклассниками мы путешествуем по океанам и материкам во время обобщения изученного материала. В старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения, как мозговой штурм и групповая дискуссия. Технология мозгового штурма. Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.
На своих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к истории, и также принцип двигательной активности на уроке.
Индивидуальный и дифференцированный подход на моих уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Дополнительный материал подбирается с учетом увлечений ученика.
Например, для выполнения определенных заданий на моих уроках разрешается выбрать либо индивидуальный, либо групповой стиль работы.
Можно, например, подготовить презентацию, или сделать задание в письменной форме.
Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук. Место и длительность технических средств обучения соответствуют гигиеническим нормам.
Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это гиподинамия.
В течение всего урока слежу за правильностью осанки учеников. На уроках вводится система разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы.
Иногда физические паузы приходится проводить не в середине, а в начале урока, т.к. это помогает сосредоточить внимание детей, нацелить их на работу, снять напряжение, оставшееся в них с предыдущего урока (особенно во время контрольной работы). На каждой перемене обязательно проветривается кабинет, открываются окна в помещении и во время физминуток. Ведь школьникам необходим свежий воздух для улучшения самочувствия детей и повышения их работоспособности.
Большое внимание в своей работе уделяю строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обращаю особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение. На уроках истории и обществознания учащиеся осуществляют от 4 до 7 видов учебной деятельности, средней продолжительностью от 7 до 10 минут. Используются различные виды преподавания: словесные, наглядные, самостоятельная работа и др., которые чередуются не позднее, чем через 10-15 минут.
Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов
______________________________Шевцова И.Г.