Индивидуальная работа с учащимися

Шевцова Ирина Геннадьевна

Индивидуальная работа со слабоуспевающими и высокомотивированными учащимися

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы

со слабоуспевающими обучающимися на 2024-2025 уч. г. по истории и обществознанию

Учитель: Шевцова И.Г.

ЦЕЛИ:

  1. Выявление детей, требующих особого педагогического внимания.
  2. Учёт интеллектуальных способностей и возможностей каждого конкретного ученика.

ЗАДАЧИ:

  1. Формировать положительную мотивацию учения.
  2. Создавать ситуации на уроках и во внеурочное время по исправлению отставания по предмету.
  3. Привлекать к высказываниям, выводам, обобщениям.
  4. Обеспечение оптимальной степени трудности содержания излагаемого материала и оптимального темпа обучения на уроке.
  5. Оказание помощи со стороны хорошо успевающих учеников.

Список учеников, имеющих низкую успеваемость и выяснение причин отставания

п/п

Класс

Ф.И.

обучающегося

Предмет

Причина

1.

 2 ученика

История, обществознание

Слабая память. Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду.

2

3 ученика

История, обществознание

Нерегулярное выполнение домашних заданий. Рассеянное внимание, слабая память интеллектуальная пассивность, отсутствие навыков учебной работы, слабый контроль со стороны

родителей. Частые пропуски по болезни.

4

5 В

5 учеников

История,

обществознание

Нерегулярное выполнение домашних заданий. Рассеянное внимание, слабый контроль со стороны родителей.

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду.

7

6 а

2 ученика

История, обществознание

Интеллектуальная пассивность, систематическое невыполнение

Домашнего задания.

8

6 б

3 ученика

История, обществознание

Слабая познавательная способность, слабая память, отсутствие контроля со

стороны родителей.

9

9 в

4 ученика

История, обществознание

Нерегулярное выполнение домашних заданий. Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду

План работы

со слабоуспевающими обучающимися на 2024-2025 уч.год

Мероприятия

Срок

1.Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой  ликвидации.

Сентябрь

2.Установление причин отставания слабоуспевающих

учащихся через беседы классным руководителем, с родителями , с самим ребенком.

Сентябрь

3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный

контроль знаний.

В течение учебного года.

4.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные

Индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

В течение учебного года.

5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности

результата.

В течение учебного года.

6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученику уже не имеет возможности их

исправить.

В течение учебного года.

7.Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой

успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

8.Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести

тематический  учет знаний   по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9.Проводитьдополнительные (индивидуальные) занятия для

слабоуспевающих.

В течение

учебного года.

    10.Учитьдетейнавыкамсамостоятельнойработы.

В течение

учебного года.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи

В процессе контроля  за подготовленностью учащихся

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
  • Предложение учащимся примерного плана ответа.
  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями,  которые помогают излагать содержание параграфа
  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

  • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы
  • Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
  • Привлечение их в качестве помощников
  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации самостоятельной работы

  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболеерациональнойсистемыупражнений,анемеханическоеувеличениеихчисла.
  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
  • Напоминание приема и способа выполнения задания.
  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

В ходе самостоятельной работы на уроке

  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
  • Более тщательный контроль  за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

Виды умений и навыков, которые надо развивать

Виды умений и навыков, которые надо

откорректировать

Форма работы

1.

Работа с терминами, историческими понятиями (информационная компетентность, работа со словарем)

Индивидуальная

2.

Работа со схемами в учебнике  (логическая и

пространственная  компетентности)

Индивидуальная

3.

Устный контроль по терминам, определениям(речевая,

информационная компетентность)

Индивидуальная

4.

Терминология, работа с документом(пространственная, речевая и информационная компетентности, связь с современностью)

Индивидуальная

5.

Устное или тестовое оценивание(КИМ) по изученному материалу: понимание определений, терминов ,соответствие, работа со схемами, применение и

выражение собственной точки зрения учащегося в сфере политики (аксиологическая компетентность)

Индивидуальная

План индивидуальной работы со слабоуспевающим учеником

ФИО учителя: Шевцова И.Г.

Фамилия обучающегося (класс)          Предмет: ИСТОРИЯ,ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.

Индивидуальные дополнительные занятия(тематика).

Дата, результат

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ.

В течение года, тестирование, самостоятельная

работа

Проводить регулярный систематический опрос на уроках

В течение года, устный опрос

Использовать        дифференцированный        подход,        включать посильные индивидуальные задания по темам, разделам.

В течение года, тесты, карточки

для самостоятельной работы

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ

Проверочная работа№1 по теме «Первые русские князья»

Задание №1. Установите соответствие между князьями и их деятельностью.

1.Убил князей Аскольда и Дира.

А.Владимир

2.Месть древлянам.

Б. Игорь

3.Предупреждал противника о

нападении.

В.Святослав

4.Ввел «полюдье».

Г.Олег

5.Брал город Корсунь.

Д. Ольга

Задание2 .Сформулируйте исторический термин.

А.        Тюркские племена, ставшие угрозой для южных границ Руси в10веке.

Б.        Фиксированный размер дани, введенный княгиней Ольгой.

В.        Горожанин, занимавшийся торговлей

Проверочная работа№2 по теме «Ярослав Мудрый и его преемники»

Задание№1. Найдите соответствие между именами великих князей и датами их правления.

А)Ярослав Мудрый

1) 980-1015годы

Б)Владимир Святой

2) 964-972годы

В) Владимир Мономах

3) 912-945годы

Г)Святослав Игоревич

4) 1019-1054годы

Д)Игорь Старый

5) 113-1123годы

Задание№2.Исключите лишнее понятие. Объясните, почему?

  • «Салическая правда»
  • «Русская правда»
  • «Устав Владимира Всеволодовича»
  • «Поучение Владимира Мономаха»

Проверочная работа№3 по теме

«Удельные княжества в период феодальной раздробленности»

Задание№1. Соответствие между именем князя и его прозванием

А)Юрий Владимирович

1) Великий

Б)Всеволод Юрьевич

2) Долгорукий

В)Владимир Всеволодович

3) Большое Гнездо

Г)Андрей Юрьевич

4) Мономах

Д)Ярослав Владимирович

5) Боголюбский

Е)Мстислав Владимирович

6) Осмомысл

Задание №2.Расположи в хронологическом порядке:

  1. Крещение Руси;
  2. Призвание варягов;
  3. Правление Ярослава Мудрого;
  4. Попытка переноса столицы древнерусского государства;
  5. Съезд князей в Любиче.

Проверочная работа №4 по теме

«Татаро-монгольское нашествие и интервенция крестоносцев»

Выберите из словосочетаний те, которые относятся к причинам завоевательных походов монголов.

А. Формирование родовой общины.

Б. Стремление родоплеменной знати к обогащению.

В. Дань с оседлых народов.

Г. Приобретение новых пастбищ.

Д. Раздробленность и распри между племенами.

Е. Развитие производительных сил.

Ж. Обеспечение безопасности собственных границ.

З. Приобретение контроля над торговыми караванными путями.

И. Появление ремесла.

Проверочная работа №5 по теме

«Образование единого государства. Падение        Ордынского ига»

Задание№1. Определите, что было раньше:

  1. Битва на р. Воже (А) или битва на реке Пьяне (Б);
  2. Нашествие хана Тохтамыша(А) или правление Ивана Калиты(Б);
  3. Грюнвальдская битва(А) или Куликовская битва(Б);
  4. Нашествие на Русь хана Тохтамыша(А) или битва с ханом Мамаем(Б);
  5. Правлениев в Орде хана Узбека(А) или правление хана Тохтамыша(Б).

1.

2.

3.

4.

5.

Задание№2.Заполните пропуски в предложениях, используя слова в скобках. Во второй половине        в Золотой Орде началась        .

Русские летописцы назвали этот период «великая        ».

В это время возвысился        _____  по имени________________ 

Орда по-прежнему совершала на русские земли                        ,и не всегда русским везло.

 В битве на реке        хан                _ разгромил русское войско и

Сжег Нижний Новгород. Но в                _битве на реке        _ русские полки разбили воинство___________по имени___________

Слова:  Бегич, усобица, Араб - шах, мурзы, темник, набеги, 14 века, Мамай, Пьяне,1378 году, замятня, Воже.

Тема "Внутренняя политика Александра I в1801-1812гг.",9класс

  1. Выберите правильный ответ. Негласный комитет— это:

 A) законодательный орган власти

  Б)        группа близких по духу Александру I людей

  1. «Вольными хлебопашцами» стали называть:

А)        государственных крестьян

Б)        крестьян, ставших свободными по указу 1803 года

  1. Министерства отличались от коллегий:

А)        единовластием министра

Б)        наличием коллективного органа управления

Письменная работа ,рассчитанная на15минут по теме "Правление Александра Первого",9 класс

  1. Назовите проекты реформ, которые появились после Отечественной войны 1812 года.
  2. О чем вам говорят имена: А) Н.Н.Новосильцев ,б)А.А.Аракчеев?
  3. Каковы итоги внутренней политики Александра I?

Тема "Внешняя политика России в 1801-1812"

  1. Соотнесите событие и дату.
  1. Участие России в третьей и четвёртой антифранцузских коалициях
  2. Подписание мирного договора в Тильзите
  3. Сражение под Аустерлицем
  4. Сражение под Фридландом
  5. Русско-шведская война

А1805 г.        Б1807 г.        В1808-1809гг.        Г 1805-1807гг.

  1. Итогом Русско-шведской войны стало:

А)        поражение России, потеря Карелии

Б)        поражение Швеции и присоединение Финляндии

  1. «Континентальная блокада»—это:

А) разрыв Англией торговых отношений со странами Европы

Б) экономическая блокада Турции

В)попытка наполеоновской Франции экономически изолировать Англию

Тема "Социально-экономическое развитие России в 1881-1896 гг. "

1.Какие из перечисленных реформ связаны с именем С.Ю. Витте?

А) отмена крепостного права

Б) введение винной монополии

В) закон о вольных хлебопашцах

Г) министерская реформа

Д) привлечение иностранных инвестиций

Е) расширение влияния на Востоке

Ж) земская реформа

       З) введение золотого обеспечения рубля

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Индивидуальные карточки 6 класс

Карточка№1

  1. Как Вы думаете, что такое смелость? Какую роль она играет в жизни человека?
  2. Вы уже знаете золотое правило морали. Придумайте правило к понятию

«доброжелательность».

Карточка№2

  1. Что такое симпатия?
  2. Придумай 2 предложения со словами «добрый»,«доброта».

Карточка№3

  1. Что такое межличностный конфликт?
  2. В известном детском мультфильме старуха Шапокляк утверждала: «Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя». Как Вы думаете, права ли Шапокляк? Свой ответ аргументируйте.

Карточка№4

  1. Как Вы думаете, чем полезен страх? Придумай ситуацию, когда страх полезен.
  2. Составь предложение из рассыпавшихся слов: рождается, существо, как, личность, как, человек ,и, биологическое, развивается

Карточка№5

  1. Придумай предложение со словами «смелость» и «трусость». (Можно использовать их и парами, и по одному)
  2. Назови основные стадии межличностного конфликта.

Карточка№6

        1.Деятельностьчеловекаотповеденияживотныхотличаетналичие        

1)

Биологической программы

2)

Осознанной цели

3)

Инстинктов

4)

Зависимости от среды обитания

2.Представьсвойвариантречивзащитусмелости.Предложисвоипримеры.

Карточка№7

  1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании форм (видов) деятельности?

Субъект, результат, цель, труд, игра.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

1)

Верно только А

2)

Верно только Б

3)

Верны оба суждения

4)

Оба суждения неверны

Карточка№8

  1. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из5—7 предложений) сообщение о человеке и обществе, используя все приведённые ниже понятия:

Ответственность, общество, самоконтроль, стабильность, контроль, государство.

3.Что Вы знаете о работе службы спасения и о смелых людях, работающих в ней?

Практические задания по обществознанию.  9класс

Задание: заполнить пропуски (учащиеся в работе используют Конституцию Российской Федерации).

Тема «Президент Российской Федерации»

  1. Президент Российской Федерации является                   государства.
  2. Президент        Российской        Федерации        является_______________ Конституции Российской Федерации...
  3. Президент Российской Федерации избирается сроком на _____ лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  4. ПрезидентомРоссийскойФедерацииможетбытьизбрангражданинРоссийской

Федерации        не        моложе                

Федерации не менее        лет.

лет,        постоянно        проживающий        в        Российской

  1. Одно и тоже лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более _______ сроков подряд.
  2. Президент Российской Федерации издает        и распоряжения.
  3. Президент Российской Федерации обладает        .

Тема «Федеральное Собрание»

  1. Федеральное Собрание -        _________        Российской        Федерации        -        является ____________________ и ________________ органом Российской Федерации.
  2. Федеральное Собрание состоит из        палат-                

        _        .

  1. В Совет Федерации входят по_         представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по ____ от представительного и исполнительного органов государственной власти.
  2. Государственная Дума состоит из____________ депутатов.
  3. Государственная Дума избирается сроком на        лет.
  4. Депутатом Государственной Думы может быть избран        Российской Федерации, достигший        года имеющий право участвовать в выборах.
  5. Одно и то же лицо не может ____________________ членом Совета Федерации и, депутатом Государственной Думы.  Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  6. Депутаты Государственной Думы работают на        постоянной основе.
  7. Совет Федерации и Государственная Дума заседают        .
  8. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются        __. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

Тема «Правительство Российской Федерации»

  1. Исполнительную        власть        Российской        Федерации        осуществляет

        _Российской Федерации.

  1. Правительство        Российской        Федерации        состоит        из        _        _

Правительства        Российской        Федерации,                        Председателя

Правительства Российской Федерации и федеральных        .

  1. Председатель        Правительства        Российской        Федерации        назначается

        Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

  1.         Правительства        Российской        Федерации        в        соответствии        с

Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные            деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Тема«Судебная власть»

  1.         В Российской Федерации_____________ осуществляется только судом.
  2.         __________                осуществляется посредством         конституционного,

гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

  1. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание

        судов не допускается.

  1. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие        лет, имеющие        юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее                лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Использование маршрутных листов в помощь слабоуспевающим ученикам

Маршрутный лист

" История древнего Китая".

Ученика(цы)_________________________________________________

5 класса         МБОУ СОШ №5

Карта

1.Географическое положение древнего Китая

  • материк Ев ______я
  • реки ______ и     _________  

2. Животный мир

-  _______________

- ________________

- ________________

- ________________

- ________________

3.Культурные достижения древних китайцев

  • Культивирование ри___
  • Изготовление шё______
  • Великий _______   путь
  • чай, чайная ц_________ я
  • ф_________ р
  • к_________ас
  • б__________га                    
  • книга б_______ ая

4.Видные китайские деятели

  • К_________ий                  
  • Ц______ ь Ш_______ ь
  • Лао Д_______

5.Взгляды Конфуция

      ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Открытия (используя статью в учебнике):

__________________________________________

Маршрутный  лист №4

Занятие: «Занятия восточных славян»

4.1.Определите назначение орудий труда. Подпишите их названия.

4.2. Перечислите занятия населения

Занятия мужчин:

Занятия женщин:

4.3.Определите главное занятие древних славян. Докажите свой выбор.

4.4.Объясните названия: подсечно-огневая система земледелия и переложная

4.5.Опишите назначение орудий земледелия

4.6.Запишите два - три названия продукта, которые могли быть на обеденном столе восточных славян. Обоснуйте выбор

4.7 Составьте меню на день по выбору, используя текст в учебнике:

  • В будний  день на столе у крестьянина:
  • В будний  день на столе у князя:
  • В праздничный день на столе у крестьянина:
  • В праздничный день на столе у князя:



Предварительный просмотр:

Работа учителя с высокомотивированными детьми

    Одним из основных направлений общего образования является развитие системы поддержки талантливых детей.

    Для высокомотивированных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития, таят в себе огромный потенциал, который при умелом раскрытии может принести существенную пользу не только себе и своим близким, но и обществу. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с высокомотивированными детьми в школе в целом и на уроках истории и обществознания в частности.

Работая с высокомотивированным ребенком, следует учитывать следующие его особенности:

1. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.

  2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

  3. Зачастую ставят перед собой нереалистичные цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

   4. Требует к себе особого внимания. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

 5. Часто с нетерпимостью относится к детям, стоящим ниже него в интеллектуальном развитии. Он может оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

 Цель работы: создание системы деятельности учителя истории по выявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

  Основные задачи:

  1. Создавать оптимальные условия для выявления, поддержки и развития высокомотивированных детей;

  2. Расширять возможности для самораскрытия обучающихся посредством участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах;

  3. Повышать мотивацию к самостоятельной и творческой деятельности;

  4. Совершенствовать систему подготовки учителя по данной проблеме;

   5. Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания высокомотивированного ребёнка;

  6. Внедрять в учебно-воспитательный процесс различные виды и формы творческой самореализации; реализовывать принцип личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании обучающихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

Этапы работы: 

 1. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся – физических (здоровья), психологических, личностных, познавательных. Для этого используются личные наблюдения, анкетирование, диагностические исследования, беседы с родителями, классными руководителями.

  2. Выделение групп высокомотивированных детей в каждом классном коллективе.

  3. Составление или подбор дифференцированных заданий.

 4. Постоянный контроль за результатами работы обучающихся.

 5. Вовлечение их в различные виды внеурочной деятельности по предмету, участие в различных конкурсах, олимпиадах, акциях и т.п.

  С целью максимального включения в работу всех групп обучающихся, необходимо использовать различные формы уроков и виды деятельности. Наибольшего результата в работе с высокомотивированными детьми на уроках истории и обществознания можно добиться, используя такие формы, как ролевые, деловые игры, уроки- практикумы, уроки конференции, круглые столы, уроки- диспуты. Для таких детей специально разрабатываются задания повышенного уровня сложности, творческой направленности. Наиболее результативными видами деятельности являются: участие в дискуссии, работа с источниками информации, решение компетентностно-ориентированных заданий, участие в проектной и исследовательской деятельности.

  Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению истории и обществознания предоставляет дифференциация домашнего задания:

-  прием «три уровня домашнего задания»: учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней.

 Первый уровень - обязательный минимум,

 Второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу.

 Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

  Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн и др.

- прием «особое задание»: продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности.

- прием «энциклопедист»: предполагает самостоятельный поиск дополнительного материала обучающимся для решения усложнённых заданий или дополнения в урок

- прием «молодой учитель»: ученики получают опережающие задания и в ходе урока дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока.

Внеурочная работа

Основные формы внеурочной образовательной деятельности

Форма

Задачи

Факультатив

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.
  • Повышение степени самостоятельности учащихся.
  • Расширение познавательных возможностей учащихся.
  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
  • Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя (декада)

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки, студии, объединения

  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.

  Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать высокомотивированных обучающихся через:

- факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы.

-большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель.

 - проведение индивидуальных занятий с высокомотивированными обучающимися, подготовка их к предметным олимпиадам помогает повышать статус ребенка еще и за пределами школьных стен;

Организация работы кружков, факультативов, элективных курсов и курсов по выбору обучающихся позволяет решать следующие задачи:

  • Учет индивидуальных возможностей обучающихся.
  • Повышение степени самостоятельности обучающихся.
  • Расширение познавательных возможностей обучающихся.
  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

 Организация предметных недель позволяет:

  • Широкий спектр форм внеурочной деятельности.
  • Мотивацию учеников к изучению образовательной области.
  • Развивать творческие способности обучающихся.

Организация исследовательской работы учащихся в школе

Подготовительный этап:

  • Формирование навыков научной организации труда.
  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Выявление способных учащихся.

Формы:

  1. Урок.
  2. Внеклассная работа.
  3. Секции НОУ.

Творческий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Творческое развитие учащихся.
  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

  1. Урок.
  2. Внеклассная работа.
  3. Предметные недели.
  4. Школьные олимпиады.
  5. Факультативы.
  6. Кружки.
  7. Секции НОУ.

   Проектно-исследовательская деятельность 

Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. В связи с этим необходимо широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и метод проектов.

  Под проектом понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Обучающимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету. Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать различные способы человеческой деятельности.

    Современный проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, формирования личностных и коммуникативных качеств. В процессе работы над проектом учащийся проживает конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Защищая свой проект на общешкольной конференции, получает очень важный и необходимый опыт.

В процессе работы решаются следующие задачи:

- Формирование, совершенствование навыков научной организации труда.

- Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.

- Формирование исследовательских навыков.

- Развитие информационной культуры учащихся.

 Участие в конференции позволяет:

- Развивать умения и навыки самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

- Обобщать и систематизировать знания по учебным предметам.

- Формировать информационную культуру обучающихся.

Применение интерактивных технологий в преподавании истории и обществознании.

  Технология интерактивного обучения предполагает, что преподаватель и учащиеся становятся активными участниками учебной деятельности. Школьники осваивают материал, взаимодействуя между собой и с учителем.

    Интерактивность позволяет значительно повысить качество обучения, сделать осмысленным процесс получения знаний. Важное преимущество интерактивной технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися самостоятельно в ходе группового взаимодействия.

   Кардинально меняются роли преподавателя и обучающихся на уроке. Школьник на занятии перестает быть статичным объектом, а учитель – транслятором знаний.

 Каждый эпизод урока включает интерактивные методы обучения, благодаря которым организуется творческая деятельность учеников. Отдается предпочтение проблемным заданиям, которые не имеют одного правильного ответа. Значимость в обучении приобретает не только результат, но и ход рассуждений. В процессе работы в группе формируется критическое мышление. Школьники учатся подбирать аргументы к своему ответу, взаимодействовать в команде.

Этап рефлексии деятельности для учащихся не менее важен, чем этап открытия нового знания.

   Проблемное обучение, ТРКМ (технология развития критического мышления), кейс-технология, игровая технология, проектно- исследовательская технология:  позволяют развивать творческие, аналитические и мыслительные способности школьников на уроках истории и обществознания, ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Информационно-коммуникационные технологии.

       Информационные технологии позволяют по - новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

       Опыт работы показал, что у обучающихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. При подготовке презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся.    

    В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

       Формы работы с высокомотивированными учащимися:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока творческие мастерские;
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам;
  • занятия исследовательской и проектной деятельностью;
  • НОУ
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • научно-практические конференции участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня;
  • работа по индивидуальным планам;
  • использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, компьютерные игры, электронная энциклопедия);

Работа с высокомотивированными детьми проходит по трем направлениям 

  • работа на уроке;
  • внеурочная деятельность;
  • работа с родителями.

Показатели эффективности работы с высокомотивированными детьми:

  • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  • Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.
  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
  • Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
  • Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.