МОИ МАТЕРИАЛЫ
Уроки, презентации, статьи
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 5 им. Героя Советского Союза Г.Е.Попова
Учитель: Шевцова Ирина Геннадьевна
Тема: Образование в жизни человека.
Цель: создание условий для формирования представления обучающихся о социальной роли ученика, осознанию необходимости получения образования, расширить представление о школьном образовании.
Задачи: систематизировать знания обучающихся о ступенях образования, структуре и содержании образования в РФ.
способствовать формированию понимания значения образования в жизни человека и общества и важнейшей социальной роли подростка-роли ученика.
развивать универсальные учебные действия: способность осмысленного чтения и рефлексии письменных текстов, использование содержания текста для обогащения своих знаний и применения этих знаний на практике.
Урок с использованием АМО.
Знания, умения, навыки, которые актуализируют/приобретут/закрепят участники в ходе мероприятия: научатся определять мотивы обучения детей в школе. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения.
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока: компьютер, проектор, проекционный экран, раздаточный материал.
Технологическая карта урока:
Этап мероприятия | Название и описание АМО | Инструкция учителя- модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО |
I. Начало образовательного мероприятия | ||||
Инициация (приветствие) 2 мин. | Метод «Комплимент». Цель: выяснить психологическое состояние обучающихся; создать благоприятный эмоциональный настрой. Необходимые материалы: карточки различных цветов: зеленый-хорошее настроение, красный- плохое настроение, желтый- нейтральное. | Здравствуйте! Поднимите карточку, цвет которой соответствует вашему настроению. Если настроение в классе различное, учитель предлагает улучшить его, сделав соседу по парте комплимент. | личностные коммуникативные | Коммуникативные социальные |
Целеполагание ( вхождение в тему) 2 мин. | Методы «Голос», «Иллюстрация». Цель: обеспечить успешное и комфортное вхождение обучающихся в тему урока. Необходимые материалы: фонограмма песни «Чему учат в школе», презентация на тему «школа». | Учитель подводит к осознанию темы и целей урока: предлагает обучающимся прослушать песню «Чему учат в школе». Одновременно на экране демонстрируются слайды с иллюстрациями на тему «Школа». Обучающиеся формулируют тему урока и записывают в тетрадь. | познавательные общеучебные регулятивные | коммуникативные информационные |
Формирование ожиданий обучающихся 5 мин. | Метод: таблица «Я знаю, Я хочу узнать, Я узнал». Цель: выяснить ожидания обучающихся. Необходимые материалы: таблица «Я знаю, Я хочу узнать, Я узнал». Можно использовать песочные часы. | Учитель ставит песочные часы и задает первые два вопроса таблицы: что вы уже знаете о школе, что хотите узнать? Варианты вопросов могут быть разными: 1. ты стал школьником, а что это значит? 2. для чего мы ходим в школу? 3. только ли в школе мы учимся? 4. назови три вещи, которым ты хочешь научиться. | коммуникативные личностные познавательные | коммуникативные социальные |
II. Работа над темой. | ||||
Интерактивная лекция 15 мин. | Метод «Кластер». Цель: сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления для дальнейшей работы на уроке. Необходимые материалы: презентация, раздаточный материал, текст учебника. | 1.Учитель в ходе лекции представляет основные мысли на интерактивной доске, используя подготовленную презентацию, комментирует новую информацию. 2. организует прочтение текста и работу по анализу схемы (с.50-51) 3. организует прочтение текста с последующей беседой по вопросам (с.52-54) : - сравните учебные предметы, которые изучали в школе в 18 веке и изучают сейчас в начальной школе. - рассмотрите картину В.М. Кустодиева. Чем школа Московской Руси отличалась от современной? Что делают ученики? Что делает учитель? 4. выборочно зачитывает положение о школе из Закона «Об образовании». | личностные познавательные регулятивные | учебно-познавательные информационные социальные |
Разминка (эмоциональная разрядка) 1 мин. | Метод «Сам себе режиссер». Цель: снять напряжение и усталость; привить навыки здорового образа жизни. Необходимые материалы: музыкальный видеоролик. | В каждой школе бывают перемены. А на переменах можно размяться! Давайте устроим переменку и выполним упражнения вместе с героями мультфильма. Движения можно придумать самим, а можно выполнить и с героями мультфильма. | коммуникативные | коммуникативные |
Проработка содержания темы (групповая работа) 10 мин. | Метод «Ульи». Цель: построить эффективную командную работу; научиться завязывать разговор в малых группах. (группы объединяются по цвету карточек, которые раздаются обучающимся до урока). Необходимые материалы: лист большого формата, фломастеры. Каждая группа обсуждает заданные вопросы и записывает ответы на большом листе. Позднее ответы будут представлены для общего обсуждения ( краткие тезисы, рисунки, символы) | Учитель дает вопросы и задания группам: 1. Чему учит школа? 2. В каких учебных заведениях человек получает образование? 3. Составить синквейн со словами «школа», «урок». 4. Написать полезные советы «Как научиться учиться». | познавательные регулятивные коммуникативные | социальные коммуникативные |
III. Завершение образовательного процесса. | ||||
Рефлексия. 2 мин. | Метод « Закончи предложение…» Цель: дать возможность обучающимся выразить свое мнение по уроку и вспомнить основные этапы урока. | Учитель предлагает обучающимся вернуться в начало урока, на этап формирования ожиданий и опасений. Дети отвечают на следующие вопросы: - я узнал, что… - было интересно… - было трудно… - я понял, что… - теперь я могу… - я приобрел… - я попробую… - меня удивило… Учитель анализирует ответы обучающихся и делает вывод, на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. | личностные регулятивные | учебно-познавательные социальные |
Подведение итогов. 1 мин. | Метод «Лестница успеха». Цель: оценить свое участие в работе. Обучающиеся подходят к ватману с «Лестницей» и прикрепляют смайлик там, где считают нужным. | Учитель предлагает обучающимся оценить результат своей деятельности на уроке. | личностные | социальные |
Домашнее задание. 2 мин. | Задание в рабочей тетради, №8, с. 33. Выполнить проект «Наш класс» (компьютерную презентацию) | Учитель конкретизирует домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме: Древний Китай.
Учитель – Шевцова Ирина Геннадьевна
МБОУ СОШ №5 имени Героя Советского Союза Г.Е.Попова
г. Николаевск-на-Амуре Хабаровский край
Цель: формирование представления о начальном этапе исторического развития Древнего Китая – создание единого государства.
Задачи:
познавательные:
– научить определять природные условия Китая и занятия китайцев;
– создать представление об образовании единого китайского царства;
– выяснить значение правления династии Цинь;
– познакомиться с идеологией Древнего Китая;
– познакомиться с открытиями и изобретениями и определить их значение.
регулятивные:
– совершенствовать навыки работы с исторической картой, хронологией;
– осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;
– составлять схемы, обобщать материал, делать выводы;
– оценивать работу класса в целом, оценивать собственную деятельность;
личностные:
–воспитание у учащихся толерантности к другим народам;
–воспитаниеуважения к историческому прошлому;
–воспитывать уважение друг к другу.
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории как науки.
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные развитие умений работать с учебником, картой, овладение новыми понятиями. Высказывать суждения о вкладе культуры Древнего Китая в мировую культуру. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древнего Китая, положение представителей различных слоев.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: эвристический, системно-деятельностный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в группах.
Обязательный минимум содержания:р. Хуанхэ и Янцзы, империя Цинь, Цинь Шихуанди, Конфуциий, Великая Китайская стена.
Оборудование: учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс М., Просвещение, 2023
Ход урока
Тот, кто, повторяя старое, узнаёт новое, может быть наставником».
Конфуций.
Этап урока | время | Приемы и методы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||
I. Организационный момент. Мотивационная установка | 2 мин | Настрой учащихся на урок | - Здравствуйте! Сегодня мы отправимся в новое увлекательное путешествие. А какую страну мы с вами посетим, вам необходимо будет догадаться. У меня на столе лежат предметы. Как вы думаете, из какой страны они были привезены? - Что же объединяет эти предметы? | Учащиеся в классе становятся около своих парт, приветствуют учителя, гостей Все они были изобретены в Китае. | Анализ материала, Умение высказывать мнение | ||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний | 3 мин | Работа с таблицей «ЗХУ» | Перед тем, как мы отправимся в путешествие давайте выясним известно ли нам что-нибудь о Китае. Ваша задача заполнить первую колонку.
| Заполняют первую колонку таблицы
| самоопределение | ||||||||||||||||||
III. составление плана изучения нового материала | 5 мин | Работа с таблицей «ЗХУ» | Молодцы. Что бы вы хотели узнать? Какие вопросы нам помогут в изучении государства? Заполните, пожалуйста, вторую колонку таблицы «Хотел бы узнать», в данную колонку запишите вопросы на которые хотели бы получить ответы. | Заполняют вторую колонку таблицы:
| Целепологание – самостоятельная постановка целей и задач | ||||||||||||||||||
IV.Изучение нового материала | 10 мин | Заполнение рабочего листа | Хорошо, для того, чтобы быстро и полно изучить материал, разделимся на группы. Вы видите на столе у каждой группы стоит табличка. Что там написано? Какие профессии представлены? Чем должны заниматься представители данных профессий? 1 группа – Археологи. Задание: рассказать о местоположении Китая и о первых государствах на его территории. 2 группа – Политики. Задание: рассказать о правлении династии Цинь. 3 группа – религиоведы. Задание: рассказать о знаменитом мудреце Древнего Китая. 4 группа – Ученые. Задание: поделиться с ребятами открытиями китайцев. Ребятам раздаются приложения, которые помогут в составлении рассказа по своему вопросу. Итак, закончили заниматься поиском и систематизацией информации. | Это профессии верно. Археологи, политики, религиоведы, ученые. Археологи – занимаются раскопками, описывают местоположение, определяют занятия. Политики – выясняют, кто управлял государством, какие преобразования были сделаны, Религиоведы – определяют, какому богу покланялись Ученые – выясняют, что было изобретено и создано. Группы занимаются поиском информации, заполняют рабочие листы по своей теме. Готовят выступления. | Познавательные - Анализ текста задачи, поиск и выделение необходимой информации; Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств, Установление отношений между данными и вопросом, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов; управление поведением партнера. | ||||||||||||||||||
V.физминутка | 5 мин | разминка | Давайте передохнем и выполним небольшую разминку. В древнем Китае появилось искусство Цигун(ци — энергия, гунн — умение) - это искусство применения энергии ци, которое позволяет поддерживать духовное и физическое здоровье, продлить жизнь, лечить различные заболевания, а также может применяться в бою. Сейчас под звуки древнекитайской мелодии мы выполним одно из лучших упражнений Цигун "Подъем неба". Встаньте прямо, расслабьте мышцы, ноги поставьте вместе. Руки опустите вниз. Поверните кисти рук пальцами навстречу друг другу. Ладони направьте к земле и держите их перед собой. Поднимите руки вперед и вверх. Ладони направьте вверх, к небу. Выполняя движение руками, плавно вдохните через нос. Посмотрите на пальцы рук, подняв голову. Плавно задержите дыхание. Затем через стороны опустите руки вниз, плавно выдыхая ртом. Одновременно опустите голову и посмотрите вперед. Каждый раз, двигая ладони навстречу небу, чувствуйте, как распрямляется спина. | Выполняют упражнения. | |||||||||||||||||||
Продолжение изучения нового материла | 10 мин | Выступление групп | Учитель вызывает группы по очереди для выступления. Корректирует и дополняет ответы групп. | Группы по очереди выступают с подготовленной темой. | Проверка и оценка решения задачи, Коммуникативные - Интериориза ция - Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям) | ||||||||||||||||||
VI. Закрепление | 5 мин | Работа с таблицей «ЗХУ» | Отлично, выступили все группы. Наша задача закрепить изученный материал. Для закрепления мы должны заполнить третью колонку «Узнал» в нашей таблице. Давайте представим наши результаты. |
| структурирование знаний; Заполнение таблицы | ||||||||||||||||||
VII. Дом. Задание | 2 мин | Работа с дневниками | Задает домашнее задание – подготовиться к КР | Записывают ДЗ | |||||||||||||||||||
VIII.Этап оценивания учащихся. Рефлексия. | 3 мин | самооценка | Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись таблицей. Если ты поставил 7-8 галочек – карточка красного цвета Если ты поставил 5-6 галочек – карточка синего цвета Если ты поставил 3-4 галочеки – карточка зелёного цвета Комментирование отметок за урок. | Самооценка
| Оценка учебной деятельности, самоопределение |
Приложение
Рабочий лист по теме «Древний Китай»
Группа №1
Китай расположен в _____________________ и ____________ ________________.
По его территории протекают 2 реки - _________________ и __________________.
Основном занятием в Китае было ___________________________. Для успешности этого занятия были созданы _____________________ _______________ и __________.
Первые государства Древнего Китая.
Группа №2 - Правление Династии Цинь.
Каждая правящая династия имеет свой ___________________ и ______________.
После объединения Китая Цинь Шихуанди начал ____________________________.
Главной достопримечательностью Китая является ___________________________, протяженностью ___________________км.
В определенных местах были устроены _______________, через которые велась___________________.
Император управлял страной с помощью ____________________, связанных __________ __________________.
Страна была разделена на __________________________ во главе с ______________, его работу контролировал ______________________________.
Группа №3 - Самый знаменитый мудрец Древнего Китая.
В Китае с особым почитанием относились к ____________ и _____________.
В ______________ годах до н.э. жил _____________________, он считал, что человек должен постоянно ____________________.
____________________ подчеркивал важность __________________________ и ____________________________, которые они выработали.
Каждая семья должна иметь _____________________ или _______________, где находились бы таблички с именами предков и где совершались бы __________________________.
Также следовало почитать _____________________, которые были _______________ и могли помочь ____________________________________.
Эти идеи изложены в книге ______________________ («_______________________»)
Учение получило название ___________________________________
Группа №4 - Открытия и изобретения Древних китайцев:
Древние китайцы сделали много важных открытий.
Во II веке был составлен трактат _________________________________________.
Он дает знания о__________________________, представления о _______________________________.
Значительны достижения и в _______________________, в которой изучили движения ____ планет.
Достигли больших успехов в ________________________. В ___________________ рукописях содержится руководство по проведению ____________________________, ___________________________________, а также _____________________________.
Также Изобрели:
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 5 им. Героя Советского Союза Г.Е.Попова
Класс: 9 А
Учитель: Шевцова Ирина Геннадьевна
Тема. «Движение декабристов 14 декабря 1825 г. »
Цели урока:
- выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади;
- уяснить, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение, в чем его принципиальное отличие от стихийных крестьянских бунтов;
- развивать навыки работы с документами, учить выделять главное, определять и объяснять понятия.
Задачи урока:
- образовательные: изучить движение декабристов, доказать, что оно оказало большое влияние на развитие общественной и культурной жизни России;
- развивающие: развивать навыки обучающихся в работе с источниками, умение анализировать и делать выводы;
- воспитательные: воспитывать чувства ответственности, человеческого достоинства, патриотизма.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать, что собой представляло восстание декабристов 1825 года, какие последствия имело для дальнейшей истории страны.
- Умение систематизировать и анализировать информацию из различных исторических источников; делать выводы; формулировать и выделять причины событий и их последствия.
- Развитие познавательного интереса к истории России, расширение кругозора учащихся
- формирование умений давать сравнительную характеристику идей, деятельности и программных документов декабристов
Личностные:
- формирование представления о значимости патриотизма для современного человека на примере декабристов;
- осмысление ценностей современного общества в сравнении с декабристами.
Метапредметные:
- развитие умений работать с учебной информацией (анализировать, систематизировать, обобщать факты, составлять сложный план, таблицу);
· Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, понимать важность выступления декабристов для российского общества XIX в. И его значение для последующих поколений российских граждан
· Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; составление плана и последовательности действий
· Коммуникативные УУД: умение слушать других, работать в группе, а также умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
· Познавательные УУД: умение сформулировать проблему, построить логическую цепь рассуждений, привести доказательства своей позиции
Новые термины и понятия: декабристы, династический кризис, революция, государственный переворот, военный переворот.
Даты: 14 декабря 1825 г. – восстание декабристов на Сенатской площади.
29 декабря восстание Черниговского полка.
Оборудование: компьютер, проектор, слайдовая презентация урока, видеофрагмент
Ход урока:
Учитель: все вы, наверное, слышали такие строки:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Это строки из стихотворения Н.Некрасова.
А кто же такой гражданин, которым ты обязан быть?!
Обучающиеся обмениваются своими версиями о содержании этого понятия. Давайте попробуем разобраться?
Учитель: Впервые понятие гражданин ввел А.С. Радищев. В своей работе “Беседы о том, что есть сын Отечества” он писал: “Что такое гражданин? Это достойный сын Отечества – патриот, человек чести, чьи мотивы благонравны, а поступки благородны”.
Учитель: Какой высокий смысл автор вкладывает в понятие “гражданин”? Как вы понимаете его слова? Ответы обучающихся
Гражданин - это человек, который не только любит свое Отечество, но и готов всем жертвовать народу. А заканчивается это стихотворение словами: “Отечества достойный сын. Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын.
Так же думали и руководствовались этим многие молодые люди того времени, о которых мы будем говорить. Историк Самарин писал: “Прошлое царствование (начало правления Николая I) началось с того, что в один морозный день, на Сенатской площади Санкт-Петербурга, облетел лучший цвет целого поколения”.
Учитель: О ком писал Самарин? (Ответы обучающихся)
Речь идет о восстании декабристов. Именно об этом событии мы будем более подробно говорить сегодня на уроке (записываем тему урока)
Учитель: Что нам надо выяснить, чтобы изучить данную тему?
Учащиеся высказывают свое мнение (Как зародилось движение декабристов, что двигало декабристами, какие цели они преследовали, когда произошло восстание декабристов, итоги и значение восстания…)
Учитель: Обобщая ваши ответы, я предлагаю следующий план изучения темы:
1. Причины зарождения движения декабристов.
2. Ранние декабристские организации.
3. Создание Северного и Южного обществ.
4. Восстание декабристов.
5. Значение восстания декабристов.
Учитель: Ребята, обратите внимание на экран. Перед вами различные точки зрения современников на выступление декабристов.
А.И. Герцен: «…Люди 14 декабря, фаланга героев, вскормленная, как Ромул и Рем, молоком дикого зверя… Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия».
М.М. Карамзин: "Вот нелепая трагедия наших безумных либералистов! Дай Бог, чтобы истинных злодеев нашлось между ними не так много. Солдаты были только жертвой обмана".
Модест Корф: «...В то время, когда большая часть войск присягала в совершенном порядке и огромное большинство народонаселения столицы с умилением произносило или готовилось произнести обет вечной верности монарху, …, скопище людей злонамеренных или обольщенных, обманывающих или обманутых, стремилось осквернить эти священные минуты пролитием родной крови и дерзким, чуждым нашей святой Руси преступлением».
Учитель: Ребята, одинаковы ли эти высказывания по смыслу? Какой у вас вопрос возникает, назревает?
Ученики: Проблемный вопрос.
Учитель: Верно, сформулируйте этот вопрос.
Ученики: Кто они - декабристы: герои или преступники? Кто же такие декабристы? Злодеи или патриоты?
Учитель: Хорошо, ребята. В конце урока нам нужно будет ответить на вопрос: Декабристы – истинные и верные сыны или группа заговорщиков – предателей своего класса?
Учитель: Движение декабристов… Многое удивительно и своеобразно в этом движении. Молодые дворяне – декабристы – сами принадлежали к привилегированному дворянскому сословию, опоре царизма. Они сами имели право владеть крепостными крестьянами, жить в своих дворянских имениях, ничего не делая, на доходы от дарового крестьянского труда, от барщины и оброка. Но они поднялись на борьбу с крепостным правом, считая его постыдным. Дворяне были опорой царизма - они занимали все руководящие места в царской администрации и в армии, могли рассчитывать на высшие должности. Но они хотели уничтожить царизм, самодержавие и свои привилегии. Почему?
III. Этап усвоения новых знаний
Учитель: Итак, ребята, работаем по плану.
1. Причины зарождения движения декабристов.
Учитель: Работая с документами, выясним:
- Каковы были причины зарождения движения декабристов? Работа в парах: 1 ряд – работа с документами, 2 ряд – работа по учебнику стр. 59-60, 3 ряд- работа с видеофрагментами
- Что повлияло на формирование взглядов будущих декабристов? (заграничные походы русской армии 1813-1815 гг., в ходе которых они познакомились с демократическими ценностями Запада – гражданскими правами и свободами)
Документ 1:«Сотни тысяч русских своею смертью искупили свободу целой Европы. Армия, вместо обещанных наград и льгот подчинилась неслыханному угнетению. Военные поселения, начальники, которые забивали солдат под палками, крепостной гнет крестьян, вытеснение боевых офицеров из службы…Усиленное взыскание недоимок с крестьян, увеличившихся войною, строгость цензуры, новые наборы рекрут – производили глухой ропот. Власть Аракчеева, ссылка Сперанского, неуважение знаменитых генералов, сильно встревожили людей, которые ожидали обновления, улучшений, исцеления тяжелых ран своего Отечества». Декабрист В. Раевский
Документ 2:«…Наполеон вторгся в Россию, и народ русский впервые ощутил свою силу; тогда пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России. Правительство само произнесло слова: «свобода, освобождение!». Еще война длилась, когда ратники, возвратясь в дома, первые разнесли ропот в классе народа. «Мы проливали кровь,- говорили они,- а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили Родину от тирана, а нас опять тиранят господа». Войска от генералов до солдат, пришедши назад, только и толковали: «Как хорошо в чужих землях». Сравнение со своим, естественно, произвело вопрос: почему же не так у нас?» Декабрист А.А. Бестужев.
Документ 3: «…Луч надежды, что Государь Император даст конституцию и попытка некоторых генералов освободить рабов своих еще ласкали многих. Но все переменилось. Люди, желавшие лучшего, принуждены стали разговаривать скрытно, и вот начало тайных обществ. Притеснение начальством заслуженных офицеров разгорячало умы. Тогда-то стали говорить военные: «Для того ли мы освободили Европу, чтобы наложить ее цепи на себя? Для того ли дали конституцию Франции, чтобы не сметь говорить о ней, и купили кровью первенство между народами, чтобы нас унижали дома?» Гонение на просвещение заставило думать о важнейших мерах. А так как ропот народа, от истощения и злоупотребления властей происшедший, грозил кровавой революцией, то общества вознамерились отвратить меньшим злом большее и начать свои действия при первом удобном случае.» Декабрист А.А. Бестужев.
Документ 4:« Происшествия 1812-1815 гг. сблизили нас с Европою; мы, по крайней мере, многие из нас, увидели цель жизни народов, цель существования государств; никакая человеческая сила не может уже обратить нас вспять.» Декабрист Я.Я. Тургенев.
Учитель: Что повлияло на формирование взглядов будущих декабристов? (заграничные походы русской армии 1813-1815 гг., в ходе которых они познакомились с демократическими ценностями Запада – гражданскими правами и свободами)
Ученики:
1) Желание дворян помочь народу, победившему лучшую в мире французскую армию.
2) Заграничные походы русской армии и знакомство будущих декабристов с политическим устройством европейских государств(дворян впечатляли хорошие дороги, благоустройство городов, отрегулированные законом общественные порядки. Русская действительность: отсталость, крепостное право – стали восприниматься особенно остро).
3) Желание предотвратить возможность повторения «пугачевщины».
4) Непоследовательность реформ Александра I
5) Влияние идей европейского просвещения (теории народного суверенитета, демократии, социальной справедливости) и особенно его революционного направления.
2. Ранние декабристские организации.
Учитель: Таким образом, постепенно в эти годы складывалась общность людей, ставящих благо России выше личного блага, понимавших, что без коренных перемен, без свержения самодержавия и уничтожения крепостничества невозможно двигаться вперед.
Учитель: В результате в Петербурге стали возникать первые организации: в 1815 году несколько офицеров Семеновского полка устроили «артель»: вскладчину готовили обеды, а после играли в шахматы, читали вслух иностранные газеты, обсуждали вопросы политики. Александр I дал знать, что такие «сборища» ему не нравятся. И офицеры поняли, что они не могут рассчитывать на гласное обсуждение животрепещущих вопросов русской жизни. С 1816 году стали возникать тайные организации.
Задание: на основании текста учебника заполнить таблицу
Название организации, годы деятельности | Состав организации | Цели |
Союз спасения 1816-1818 | Братья Муравьевы, братья Муравьевы-Апостолы, Павел Пестель, Сергей Трубецкой | Конституционный строй, отмена креп.права |
Союз благоденствия 1818-1821 | 200 человек | Проведение реформ, отмена креп.права |
Учитель: Как вы думаете, почему движение декабристов зародилось именно в дворянской среде?
Ученики: Дворяне были наиболее образованным сословием России.
Учитель: Назовите общие требования программ тайных обществ будущих декабристов?
Ученики: Отмена крепостного права, введения представительного правления, введение гражданских демократических свобод, уничтожение сословий.
3. Создание Северного и Южного обществ.
Учитель: В условиях отказа от дальнейших преобразований, т.е. либеральных реформ, члены Союза благоденствия решили перейти к более решительным шагам. Были образованы две тайные организации - Северное общество и Южное общество, каждое из которых примет свои программные документы.
Учитель: на основе материалов учебника составить сравнительную таблицу: «Программные документы «Северного» и «Южного» обществ
Линии сравнения | Северное общество | Южное общество |
Название программы, автор | «Конституция», Никита Муравьёв | «Русская правда», Павел Пестель |
Форма правления | Конституционная монархия | Республика |
Решение вопроса о крепостном праве | Отмена | Отмена |
Решение вопроса о земле | Земля у помещиков, крестьянам 2 десятины | ½ у крестьян, ½ у помещиков. |
Способ достижения целей | Революционный путь |
Учитель: Ребята, а было что- то общее в этих программах?
Ученики: Отмена крепостного права, метод достижения цели- революционный путь.
Учитель: Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях?
Ученики: Российская империя в этот исторический период была абсолютной монархией. Программа Н. Муравьёва предполагала лишь ограничить власть государя Конституцией, поэтому её реализовать было легче. Кроме этого «Северное общество» выступало с менее радикальными предложениями по решению аграрного вопроса.
Учитель: Итак, восстание было запланировано на лето 1826 года. Но события развернулись иначе. Почему дата переворота была изменена? С чем это связано?
Сообщение: «19 ноября 1825 года неожиданно вдали от Петербурга в Таганроге умирает Александр I. У Александра сыновей не было, дочери скончались до совершеннолетия. Наследником Александра должен был стать его средний брат Константин, второй сын Павла I, но он был женат на польской дворянке и занимал пост наместника в Царстве Польском, поэтому от престола отказался. Об отречении Константина знал только узкий круг лиц, обнародовано оно не было. Таким образом, власть автоматически переходила третьему сыну Павла I, Николаю. Из-за отсутствия официального акта отречения от престола Константином, 27 ноября население было приведено к присяге именно Константину. Николай боялся народного возмущения и медлил брать в руки бразды правления. В итоге «переприсяга» теперь уже Николаю I была назначена на 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Декабристы решили воспользоваться сложившимся положением междуцарствия и выступить»
Видео –восстание на Сенатской площади:
https://rutube.ru/video/1eb1fd3d2ada9ed85950ca7212fe67c2/?r=plemwd
https://vkvideo.ru/video-66598975_456239084?ref_domain=yastatic.net
https://yandex.ru/video/preview/3435302918476113292
учебник стр.64
Учитель: Итак, дворяне, выступившие 14 декабря на Сенатской площади, потерпели поражение. Позднее их стали называть декабристами.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему восстание было подавлено?
Ученики: Причины поражения восстания 14 декабря 1825 года:
- Срыв первоначального плана восстания,
- Поведение Трубецкого и Якубовича в момент восстания
- Боязнь обратиться к народу на площади
- Недостатки в подготовке восстания
- Выжидательная тактика
- Нерешительность восставших
- Численное превосходство и лучшее вооружение войск, присягнувших Николаю 1.
Учитель: Восстание потерпело поражение. К следствию было привлечено 579 человек, из которых 80% были военными. Процесс проходил в строгой тайне и в быстрые сроки. Виновными были признаны 289 человек, из них 121 был предан Верховному уголовному суду. Пять декабристов П. Пестель, С. Муравьев-Аппостол, М.Бестужев-Рюмин, К. Рылеев, П. Каховский – были приговорены к смертной казни четвертованием, замененной повешением. 13 июля 1826 года они были казнены в Петропавловской крепости. Свыше ста декабристов были сосланы на каторгу и на вечное поселение в Сибирь. Многих офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ, где шла война с горцами. Туда же был направлен весь Черниговский полк.
Это было первое революционное выступление в России, оно произвело огромное впечатление на правящие круги России в первую очередь на самого Николая I .
Учитель: Непосредственным откликом на события 14 декабря 1825 г. стало “послание декабристам” А.С. Пушкина:
Во глубине сибирских руд
храните гордое терпенье
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Учитель: Оценка Пушкина не единственная. Общество по-разному отнеслось к восстанию на Сенатской площади.
IV. Этап закрепления новых знаний
Учитель: Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.
Ученики: Зачитывают вслух проблемный вопрос: «Декабристы – истинные и верные сыны или группа заговорщиков – предателей своего класса?»
Декабристы – истинные и верные сыны.
- они шли на погибель ради простого народа, чтобы освободить их от тирании властей;
- ими двигало желание помочь народу;
- до последнего они сохранили чувство собственного достоинства;
- они считали, что простой народ, который только что изгнал Наполеона прочь, заслуживает нечто большее, чем крепостничество.
Учитель: Мы по праву, можем сказать, что декабристы – истинные и верные сыны Отечества. Любовь к Родине, к Отчизне, это было, наверное, главное, что подвигло их на лишения, ссылку, смерть.
Значение восстания: Движение декабристов было первым в России политическим выступлением XIX в. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Декабристские традиции вдохновляли последующие поколения борцов за свободу. По возвращению по амнистии многие декабристы нашли в себе силы активно включиться в общественную жизнь страны.
V. Этап. Домашнее задание
- Параграф 8.
- подготовить сообщение о декабристах (мальчики), о женах декабристов (девочки)
VI. Рефлексия:
Учитель: Закончите, начатые фразы. При изучении темы «Движение декабристов» мне открылись:
Три самых важных имени …………………(К. Рылеев, Н. Муравьев, П. Пестель, П. Каховский)
Три самых важных события………………(выступление декабристов, убийство Милорадовича, казнь 5 декабристов, предательство Трубецкого, смерть Александра 1)
Три самых важных чувства …………….. (гордость, восхищение, удивление, сострадание)
Три самых важных качества ……… (справедливость, честность, верность, смелость, дисциплинированность, решительность, чувство собственного достоинства)
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 5 им. Героя Советского Союза Г.Е.Попова
Класс: 7 Б
Учитель: Шевцова Ирина Геннадьевна
Тема урока: Окончание Смутного времени. Патриоты русской земли начала XVII века.
Цель урока: формирование представлений у учащихся о создании и деятельности Второго ополчения.
Задачи урока:
1.Образовательная: продолжить знакомство учащихся с событиями Смутного времени.
2.Развивающая: развивать навыки работы с исторической картой, документами.
3.Воспитательная: воспитывать у учащихся чувства гражданского долга за судьбу своей страны.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные УУД:
умение формулировать определения основных понятий темы;
знание хронологии событий и основных дат по теме урока.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
умение воспроизводить информацию по памяти;
давать определения понятий, искать, анализировать и структурировать информацию.
Регулятивные УУД:
умение определять цель и ставить задачи учебной деятельности;
умение планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты.
Коммуникативные УУД:
владение монологической контекстной речью;
умение слушать и отвечать на вопросы учителя.
Личностные УУД:
уважительное отношение к учителю и одноклассникам, высказываемому ими мнению;
умение оценивать деятельность К. Минина и Пожарского с морально – этической точки зрения.
Техническое обеспечение урока: ПК; мультимедийный проектор
Методическое и дидактическое обеспечение урока:
Презентация, исторические источники; портреты К. Минина, Пожарского, Романова.
Технологии: проблемная, РКМ, АМО
ХОД УРОКА:
- Введение в тему урока.
Врагам на растерзанье сдали Русь:
Безвластье и предательство в расцвете...
Как я такого времени страшусь!
Бесследно всё – кто за беду в ответе?
Из прошлого не выкинуть строки.
Отечество спасло простонародье...
К своей судьбе вернулись мужики,
Где ожидало старое невзгодье.
...Взойдёт не скоро светлая заря –
И жизнь не зря по-черному бранили:
Нашли народу нового царя
И на века холопство сохранили... Алексей Порошин
- Давайте разберемся в этих строках.
У меня есть к вам несколько вопросов
(технология проблемного обучения)
- Первый вопрос – Назовите исторический период, о котором идет речь в стихотворении.
Как догадались? (Врагам на растерзанье сдали Русь:
Безвластье и предательство в расцвете...)
- Когда началось Смутное время? А когда окончилось? (мы еще не знаем)
-А кто те самые мужики, которые спасли Русь? (это народ Руси, крестьяне и все те, кто встал на защиту Руси)
- А каким словом можно назвать людей, которые отстаивают независимость своей страны? (патриоты)
ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ Смутное время
1598 - ? гг. 1-ый вопрос – Когда закончилось Смутное время
Народ ? 2-ой вопрос – Узнать имена героев
? 3-ий вопрос - Имя нового царя
(Звучит НАБАТ) – Что это за музыка? Какие чувства вызывает набат? (страха, угроза, опасность)
- А какая опасность угрожала нашей стране в то время? (Русское государство стояло на краю гибели. Польша перешла к активным военным действиям и требовала русский престол. Шведы захватили северные русские города)
- Нуждалась ли наша земля в патриотах?
- И такие герои, патриоты нашлись в то трудное время для нашей страны. Именно благодаря им удалось отстоять независимость России и завершить период Смутного времени. А кто они мы сегодня узнаем на уроке.
- Итак, кто готов назвать тему сегодняшнего урока? - Окончание Смутного времени. Патриоты земли русской.
II. Тема урока.
- Открыли тетради, записали число и тему урока. Окончание Смутного времени. Патриоты русской земли начала XVII века.
- Путешествие во времени мы совершаем группами узких специалистов. У вас на столах тексты документов и листы-задание. Мы продолжаем заполнять таблицу по теме «Окончание Смутного времени». Первая колонка нами заполнена, заполняем вторую часть. Работая с документом с карандашом в руках – отмечаем и подчеркиваем главное. (технология РКМ)
1 группа – историки-социологи
2 группа – историки-картографы
3 группа – историки-аналитики
Учитель: С нами присутствует и Летописец, задача которого внести результаты работы групп в сводную Летописную таблицу.
Лист-задание 1 группе историки-социологи:
Определите этапы национально-освободительного движения, руководителей и социальный состав Второго ополчения.
Лист-задание 2 группе историки-картографы
(карта подготовлена заранее формат А0):
Отметьте на карте передвижение Второго ополчения, в таблице составьте хронику фактов. (более подробно рассмотреть вопрос Осады и освобождения Москвы).
Лист-задание 3 группы историки-аналитики:
Анализируя причины поражения Первого ополчения назовите причины победы Второго ополчения.
На выполнение задания 10 мин.
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ В ГРУППАХ: (каждая группа передает частично заполненную таблицу летописцу, который оформляет сводную в формате Документ Microsoft Office Word)
- Представление выполненных работ.
Примерные ответы:
1 гр. – Мы узнали, что Второе ополчение начало формироваться в сентябре 1611 г по октябрь 1612 г. Лидером движения был нижегородский староста Кузьма Минин, а военным руководителем стал Дмитрий Пожарский - смелый и опытный военачальник. По социальному составу Второе ополчение было различным. Там были князья и бояре, купечество, казачество, духовенство, мелкопоместное дворянство, крестьянство.
Русские, татары, мордва, удмурты, марийцы, чуваши, башкиры, народы Севера и Сибири. Т.е. на призывы Минина откликнулись различные слои населения России. И благодаря деятельности Минина и Пожарского было сформировано Второе ополчение.
2 гр. – В марте 1612 г. ополчение выступило в поход из Нижнего Новгорода. По пути отдельными отрядами занимались города – Кострома, Суздаль и ряд других. И в апреле 1612 г вступило в Ярославль. Началось ярославское стояние, которое длилось 4 месяца. Июль 1612 г. – второе ополчение двинулось на Москву. В это время на помощь осажденным в столице полякам спешил с большим войском гетман Я. Ходкевич. Пожарскому удалось опередить Ходкевича и расположиться на западной окраине Москвы. Первый бой произошел 22 августа 1612 г. Кремлевский гарнизон поляков совершил на рассвете вылазку и устремился навстречу гетману. Но русские отряды заставили неприятеля укрыться за кремлевскими стенами. Затем ополченцы вступили в сражение с войсками Ходкевича. Трубецкой не хотел участвовать в нем, но часть его отрядов самовольно бросилась помогать ополченцам Пожарского. Объединенными усилиями они обратили в бегство поляков. Главное сражение состоялось 24 августа. 22 октября ополченцы заняли Китай-город, а 26 октября остатки польского гарнизона, засевшие в Кремле, сдались. Москва была полностью освобождена от захватчиков.
3 гр. – Второе ополчение имело ряд преимуществ по сравнению с первым ополчением, которые позволили одержать победу и выгнать польский гарнизон из Москвы. Второе ополчение было лучше организовано. Минин и Пожарский собрали войско более боеспособное. Далее, второе ополчение было более единым: Единство социальных сословий, народов России (Россия впервые как многонациональное государство); единство целей. Велика была роль церкви, религии и духовенства. В нем отсутствовали крупные ссоры и распри между отдельными частями (в первом ополчении казаки и дворяне не сумели действовать вместе и столкнулись друг с другом). План действий второго ополчения отличался продуманностью (руководители учли неудачный опыт первого ополчения).
- Как вы думаете, какие силы могли положить конец Смутному времени? и почему 4 ноября отмечается в России как государственный праздник?
- Ни боярским верхам, ни служилому дворянству не удалось вывести страну из тяжелого положения. Когда, казалось бы, Российское государство окончательно ослабло и потеряло свою независимость, сам народ – крестьяне, посадские люди, купцы – сформировал ополчение и освободил Москву, создав условия для восстановления центральной власти.
Учитель: - Благодаря героям, таким как Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский наша страна едина. Можно ли их назвать патриотами?
УЧИТЕЛЬ: - Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока. (дети дополняют информацию)
- Подвиг Минина и Пожарского не был забыт потомками. Спустя два века в Москве на Красной площади у храма Василия Блаженного был установлен памятник К. Минину и Д. Пожарскому работы Ивана Мартоса. (фото памятника и надписи)
Надпись на постаменте гласит «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия»
- За что Россия благодарна Минину и Пожарскому? (ответы детей)
Память об этом подвиге жива до сих пор. Именно в память о нем с 2005 года 4 ноября в России – государственный праздник «День Народного Единства», посвященный возрождению исторической памяти нашего народа, восстановлению святынь.
Вывод: Благодаря героическим усилиям русского народа, патриотической деятельности Минина и Пожарского, России удалось сохранить свою государственность. Народ - решающая сила истории.
Учитель. Итак, оцените все, о чем мы сегодня говорили на уроке.
(технология АМО)
Белая шляпа.
Какая нужна информация? Сегодня на уроке мы узнали, что, только объединив усилия, можно противостоять врагу и одерживать победу.
Черная шляпа.
Что здесь неправильно? (Погибло много людей, хозяйственная и экономическая разруха).
Желтая шляпа.
Почему это стоит делать? ( да, это стоило делать, чтобы быть свободными и независимыми. Жить хорошо).
Красная шляпа.
Какие возникают чувства? (Гордость за свой народ, т.к., именно, они одержали победу. Это пример для сплочения. Точно также произойдет и в 1812г., и в 1941-1945гг.).
Зеленая шляпа.
Какие альтернативы? (Для того, чтобы подобное больше не случалось нам необходимо изучать историю)
Синяя шляпа.
Чего достигли? Что делать дальше? (мы еще раз убедились, что народ – творец истории. Не допускать Смутного времени. Учиться на примерах истории.)
Д.З. Пар.14,Задания по выбору 1) с.101 зад.5; 2) зад 6, 3) зад 7
ПРИЛОЖЕНИЕ
НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ - военные формирования, создававшиеся во время войны из невоеннообязанных слоёв общества. В такое войско вступали все, кто желал защищать Отечество. |
Развертывание национально-освободительного движения против интервентов | |||||
I группа | Этапы национально-освободительного движения | Первое ополчение | Второе ополчение | ||
январь-июль 1611 г | |||||
Руководители | Бывшие отряды «тушинского лагеря» во главе с П. Ляпуновым, Д. Трубецким, а также казаки И. Заруцкого |
| |||
Социальный состав | Дворяне, посадские люди, казаки из южных уездов | ||||
II группа | Хроника фактов | Ополчение начало формироваться на Рязанской земле. В марте 1611 г. осадило Москву, заняв часть города, но изгнать поляков не удалось. Внутри ополчения возникли противоречия между дворянами и казаками. В результате руководитель ополчения П. Ляпунов 22 июля 1611г. был убит казаками. Первое ополчение распалось. | |||
III группа | Причины поражения |
| Причины победы Второго ополчения |
| |
| |||||
НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ - военные формирования, создававшиеся во время войны из невоеннообязанных слоёв общества. В такое войско вступали все, кто желал защищать Отечество. |
Развертывание национально-освободительного движения против интервентов | ||||
I группа | Этапы национально-освободительного движения | Первое ополчение | Второе ополчение | |
январь-июль 1611 г | сентябрь 1611 г – октябрь 1612 г | |||
Руководители | Бывшие отряды «тушинского лагеря» во главе с П. Ляпуновым, Д. Трубецким, а также казаки И. Заруцкого | Земское народное ополчение во главе с князем Д. Пожарским и нижегородским посадским человеком, земским старостой, торговцем мясом К. Мининым | ||
Социальный состав | Дворяне, посадские люди, казаки из южных уездов | Князья и бояре, купечество, казачество, духовенство, мелкопоместное дворянство, крестьянство. Русские, татары, мордва, удмурты, марийцы, чуваши, башкиры, народы Севера и Сибири. | ||
II группа | Хроника фактов | Ополчение начало формироваться на Рязанской земле. В марте 1611 г. осадило Москву, заняв часть города, но изгнать поляков не удалось. Внутри ополчения возникли противоречия между дворянами и казаками. В результате руководитель ополчения П. Ляпунов 22 июля 1611г. был убит казаками. Первое ополчение распалось. | Инициатором создания ополчения стал земский староста Нижнего Новгорода К. Минин Март 1612 г. – выступление ополчения из Нижнего Новгорода в Ярославль. Март – июль 1612 г. – ярославское стояние. 27 июля 1612 г. – начало похода на Москву. 22-24 августа 1612 г. – разгром ополчением поляков гетмана Ходкевича у стен Москвы. 22(4 ноября)-26 октября 1612 г. – штурм Китай-города и Кремля объединенными силами ополченцев и присоединившихся к ним казаков князя Д. Трубецкого. Капитуляция польского гарнизона и полное освобождение Москвы. | |
III группа | Причины поражения Первого ополчения |
| Причины победы Второго ополчения |
|
1 группа
- Текст документа «Земское ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы от поляков» Энциклопедия для детей Том 5 Москва Аванта+ 2004 г.
Новое движение за возрождение Российского государства зародилось в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде. Нижний Новгород по своему стратегическому положению, экономическому и политическому значению был одним из ключевых пунктов восточных и юго-восточных районов России. В условиях же ослабления центральной власти, хозяйничанья интервентов этот город стал инициатором всенародного патриотического движения. Лидером движения оказался нижегородский посадский человек, земский староста, торговец мясом Кузьма Захарович Минин-Сухорук, неподкупный, справедливый, в котором все видели радетеля за общее дело. Минин-Сухорук – представитель среднего класса, человек уважаемый, материально вполне преуспевающий, чье положение целиком зависит от стабильности и благополучия в государстве.
Не раз выступая перед нижегородцами перед съезжей избой в центре города, он призывал жителей подняться на борьбу с иноземными захватчиками за освобождение Российского государства, за православную веру, не жалеть жизни своей, а на содержание ратных людей отдать «все злато и серебро и, если надо будет, продать имущество, заложить жён и детей своих». Минин первым пожертвовал свои сбережения и драгоценности жены. Призывы были услышаны и получили поддержку.
Взносы делали купцы, князья и бояре, мелкопоместные дворяне и из других русских городов. Ополчение пополнялось дворянами, посадскими людьми, крестьянами. Помощь людьми и деньгами оказали не только русские, но и татары, мордва, удмурты, марийцы, чуваши, башкиры, народы Севера и Сибири.
Духовенство рассылало грамоты, в которых призывало русский народ встать против польских захватчиков за воссоздание государства под скипетром русского православного царя: Пусть служилые люди без всякого мешкания спешат к Москве, в сход к боярам, воеводам и ко всем православным христианам.
Военной стороной движения руководил воевода, Минин приглашает 33-летнего князя Дмитрия Михайловича Пожарского, снискавшего славу смелого и опытного военачальника, и прежде не был замечен в измене.
- Учебник стр.92-93
2 группа
1)Текст документа «Земское ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы от поляков» Энциклопедия для детей Том 5 Москва Аванта+ 2004 г.
К зиме в Нижнем Новгороде была организована сильная рать. Ополченцам положили хорошее жалованье. Пожарский регулярно устраивал смотр войск, готовил его к испытаниям.
В марте 1612 г. Второе ополчение направилось в Ярославль. Путь войска пролегал через города Юрьец, Кинешму, Кострому. Началось четырехмесячное ярославское стояние. За это время были сформированы руководящие органы движения, создан «Совет всей земли» и временные приказы (органы управления) при нем.
27 июля 1612 г. Второе ополчение выступило из Ярославля на Москву. Близ Троице-Сергиева монастыря полки получили благословение Церкви. Главной святыней Нижегородского ополчения являлась Казанская икона Божией Матери. В сердцах и умах ратников была готовность отдать себя для спасения Отечества, а если нужно – и сложить в битве свои головы. Никто не мог предугадать чем кончится начатое дело. Минин и Пожарский, будучи глубоко верующими людьми, много и усердно молились понимали что без помощи Бога и Заступницы России – Божией Матери – они не в силах будут одолеть врагов.
Здесь же Пожарскому стало известно, что к Москве спешит войско польского гетмана Ходкевича. Передовые отряды ополченцев подошли к Москве немногим ранее поляков и расположились полукругом от Тверских до Пречистенских ворот. Первое столкновение между противниками произошло 22 августа близ Новодевичьего монастыря. В ходе этого боя полякам удалось переправиться через Москву-реку, и лишь вмешательство казацких сотен князя Трубецкого, стоявших под Москвой еще задолго до прихода Минина и Пожарского и выступивших на их стороне, спасло положение. Не ожидавшие флангового удара польские роты вынуждены были отступить за реку к Поклонной горе.
В ночь с 23 на 24 августа отряд из 500 человек, посланный Ходкевичем, под покровом темноты проник в осажденный Кремль. Усиленные этим отрядом поляки овладели позициями ополченцев близ церкви Святого Георгия. Ходкевич передвинулся к Донскому монастырю и оттуда повел атаку на Замоскворечье. Однако земская пехота остановила продвижение поляков. Завязался упорный бой, колоссальные потери были с обеих сторон, но удача все же сопутствовала полякам. В Замоскворечье поляки захватили острожек казаков. Над православным храмом взвилось польское знамя. Оскорбление святыни всколыхнуло казаков, они отбили свои позиции. Ближе к вечеру инициативу проявил К. Минин, ударил по левому флангу армии Ходкевича, войско отступило к Можайску.
В конце сентября 1612 г. войска Трубецкого и Пожарского объединились. Теперь все свои силы ополченцы и казаки сосредоточили на осаде Кремля. В Кремле начался жесточайший голод, но Пожарский не спешил со штурмом, сберегая жизни ратников. На исходе второго месяца осады Пожарский предложил полякам сдаться.
22 октября (4 ноября) 1612 г. поляки согласились на переговоры и капитуляцию, а 26 октября (8 ноября) польский гарнизон капитулировал.
На следующий день полки Пожарского и казаки Трубецкого под ликующие возгласы народа вошли в Кремль. Навстречу им вынесли икону Владимирской Божьей Матери. Эта была полная победа патриотических сил.
3 группа
А.Н. Сахаров Россия в XVII столетии. Спасители Отечества
Россия вышла из Смуты благодаря тому, что ее жители объединились против общей опасности. В то время, когда государство не смогло ее спасти, само общество стало на борьбу с врагом, а в последующем восстановили власть. Свой вклад внесли талантливые начальники, ратные люди, но главной силой, которая спасла страну, стал простой народ. В единении сила - единство сословий (князья и бояре, купечество, казачество, духовенство, мелкопоместное дворянство, крестьянство). Князь Пожарский отозвался на призыв, воззвание народа в лице нижегородского купца Минина.
Стихийный, вне церковного календаря пост, объединяет православных христиан. Но не только православные, все народы, которые считают Русь своей родиной стекаются под знамена гражданина Минина и князя Пожарского. В рядах ополчения - и русские, и татары, и мордва, удмурты, марийцы, чуваши, башкиры, народы Севера и Сибири. Они привозят с собой меха, деньги, провиант и амуниции – Россия стала многонациональным государством после победы в Смутном времени.
Объединила православная вера и общерусские святыни. Главной святыней Нижегородского ополчения являлась Казанская икона Божией Матери. В сердцах и умах ратников была готовность отдать себя для спасения Отечества, а если нужно – и сложить в битве свои головы. Никто не мог предугадать чем кончится начатое дело. Минин и Пожарский, будучи глубоко верующими людьми, много и усердно молились понимали что без помощи Бога и Заступницы России – Божией Матери – они не в силах будут одолеть врагов.
Ведущая роль в мобилизации сил народа принадлежала Русской Православной Церкви. Отправленные грамоты патриархом Гермогеном, архимандритом Дионисием, келарем Авраамием Палицыным призывающие русский народ встать против польских захватчиков за воссоздание государства под скипетром русского православного царя имели колоссальный нравственный и патриотический эффект.
16 августа 1612 года архимандрит Дионисий у стен святой обители благословил народное войско Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, уходившее освобождать Москву. Это благословение, напомнившее молитвенное напутствие преподобным Сергием князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой 1380 года, не могло не вдохновить православных.
Умелое руководство Мининым - стал организатором хозяйства, управления на освобождаемых территориях, финансов армии:
- Сбор средств (размер налога составил пятую часть всего имущества каждого горожанина - пятая деньга; деньги со всех городов России)
Предварительный просмотр:
«Чай, чай, чай!»
(развлекательно – познавательный классный час)
Аннотация: Речь идет об истории появления чая на Руси, его целебных свойствах; представлены примеры загадок, пословиц о чае; примерная викторина из литературных произведений.
Цель: воспитание у детей здорового образа жизни; развитие экологической грамотности и познавательных интересов учащихся.
Форма: познавательно-развлекательная композиция.
Ключевые слова: чай, Русь, китайский, пословицы, история, самовар, лекарь.
Классный час начинается с приветствия гостей:
Конфетки, бараночки,
Словно лебеди чайнички.
Мы здоровья желаем Вам
И чаёчку нальём!
Будьте счастливы милые,
Дорогие, любимые!
Заходите быстрее к нам
Хватит чая на всех!
- Ребята, о чем идет речь в этом стихотворении. Правильно, о чае.
1-й ведущий.
Дорогие гости! Поговорим о чае, который мы любим! Знаменитый русский писатель И. Гончаров говорил: «Нет, чай умеют пить только в России!». А английский драматург Артур Пинеро утверждал: « Где чай, там надежда».
2-й ведущий.
А можете ли вы сказать, какой бывает чай? (чёрный, зелёный, красный…).
Назовите виды чайных растений. (Китайский: произрастает в Юго – Восточной Азии, куст высотой до 3 м; ассамский: дерево высотой до 1,5 м, растёт в Индии).
1-й ведущий.
Попробуем перечислить сорта чая. ( Индийский, китайский, цейлонский, грузинский, краснодарский и т.д.).
2-й ведущий.
Как называется профессия человека, дегустирующего чаи? ( Титестер).
А что пили в нашей стране до появления чая? В Древней Руси пили по праздникам безалкогольный напиток, который назывался сбитень. Перед каждым гостем лежит рецепт приготовления этого напитка. (*Мёд развести в стакане воды, вскипятить, пену снять. *Отдельно вскипятить сахар в стакане воды.*Соединить вместе сиропы и поварить на медленном огне, чтобы часть воды испарилась.*В оставшейся воде сварить пряности и травы в течении 10 минут и соединить с сиропом. Пить горячим. Сахар – 100г, мёд – 150г, вода – 1,5л, гвоздика – 3-4шт., корица – на кончике ножа, лавровый лист – 1шт., 2 чайные ложки сушеной мяты.)
1-й ведущий.
Какая же страна является родиной чая? (Китай.)
2-й ведущий.
Верно, впервые чай стали пить в Китае. Здесь он известен уже около пяти тысяч лет. В китайских письменных источниках этот напиток упоминается за 2740 лет до нашей эры. Китайские мудрецы называли чаепитие «чудесным способом продления жизни». Древняя китайская книга даёт такое описание свойств чая: «Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль и не дозволяет поселиться лени; освежает тело…. Пей медленно этот чудесный напиток, и ты почувствуешь себя в силах бороться с теми заботами, которые обыкновенно удручают нас». Император Киенг Лон владел фабрикой чайной фарфоровой посуды. На чашках, которые там изготовлялись, была написана сочиненная им поэма, прославляющая чай.
Считалось неприличным не знать стихов императора. Чашки раскупались, и росла слава воспетого в них напитка. В старину мастера считали, что чем пузатей чайник, тем он лучше. «В пузатом чайнике и чай ароматнее», - говорили они. И на самом деле, чаинкам нужно больше места, чтобы развернуться и хорошо завариться, считают знатоки чайного дела. В Китае измельченные чайные листья, спрессованные в брикеты, лепешки или полукилограммовые «доски», долго использовали в качестве денег. Существовали особые поборы с населения – чаевые. Выращивание и изготовление чая в Китае был таким же секретом, как и производство шелка, фарфора, бумаги. Чайные плантации скрывали и охраняли от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай в другие страны.
1-й ведущий.
Из Китая чай начал триумфальное шествие по миру. В 8 веке он попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Индонезию, Иран, Монголию, Юго-Восточную Сибирь и Среднюю Азию. В Японию чай завезли буддийские монахи и на протяжении нескольких веков самураи придавали чайной церемонии почти мистическое значение. Чайную утварь, сделанную именитыми мастерами, вручали как самую высокую награду, иногда даже более высокую, чем меч – основное оружие самурая.
Путь чая в европейские страны был трудным и долгим. Только в первой половине 19 века стали выращивать чай в странах Азии. В 1824 году голландцы создали чайные плантации на острове Ява, а в 1834 году – в Индии. На первых порах не все европейцы умели обращаться с чаем. Чайные листья пытались жевать, а также разваривали и добавляли в разные блюда. Известен случай, когда в 18 веке одна англичанка, получив в подарок от своего сына-моряка фунт чаю, подала «заморский деликатес» гостям в виде салата, красиво разложенного по тарелкам и приправленного сметаной.
2-й ведущий.
В 1638 году русский царь Михаил Федорович Романов направил послов Василия Старкова и Василия Неверова в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому Алтан-хану. Хан встретил их с почестями. Во время званого обеда гостей поили каким-то терпким горьковатым напитком. Старков доносил царю: «Я не знаю, листья ли какого-то дерева или травы, варят их в воде, приливая несколько капель молока, и потом уже пьют, называя это чаем».
Провожая русских посланников, хан подарил царю связки пушнины – соболя, бобра, барса, черный атлас, вышитый золотом и серебром, а также 4 пуда – 200 пакетиков с надписью «бахчай». «Чай для заварки» - так перевели эти слова. Русские послы деликатно отказались от груды пакетов, ссылаясь на дальний путь через сибирские просторы. Но приближенные хана настояли, утверждая, что царю напиток из листьев, которые они посылают, придется по душе.
Возвратившись в Москву, вручая подарки, послы с опаской передали ему пакеты с сушеными листьями, ссылаясь на чудесные свойства.
Лекари испробовали действие отвара на заболевшем придворном, тот подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьем царя и его приближенных.
1-й ведущий.
О выращивании чая поведал царю в 1654 году, побывавший в Китае, Фёдор Байков. Затем туда отправили за чаем особого гонца Ивана Перфильева. И в 1665 году он доставил царю 10 пудов чая. Царь и его приближённые употребляли напиток как снадобье от хвори и усталости. Чай пришёлся по вкусу, его стали пить при дворе и в боярских хоромах. В отличие от чопорного Петербурга, где «пили кофий», в Москве с утра до вечера «гоняли чаи». Чай стал истинно московским напитком. В 1896 году на Мясницкой по заказу богатого купца – чаеторговца С.В. Перлова был построен магазин «Чай – кофе». Этот красивый, в китайском стиле дом москвичам особенно полюбился. Они так и прозвали его «Дом Перлова» и ездили сюда со всех концов столицы за любимыми сортами чая.
2-й ведущий.
Для крестьян чай был недоступен. Пили они его в особых и очень редких случаях. Вот и возникло выражение «чайком побаловаться». Чай долгое время пили только мужчины. Женщины не жаловали китайский напиток, так как ходили слухи, что он портит цвет лица. Чайные на Руси были освобождены от государственных податей, им разрешалось открываться в 5 утра, а вот трактирам на час позже. Бедняки и не знали, как заваривать чай.
Раз прислал мне барин чаю…
И велел его сварить,
А я от роду не знаю,
Как проклятый чай варить.
Взял тогда налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил перцу, луку
Да петрушки корешок.
Розлил варево по плошкам,
Хорошо перемешал,
Остудив его немножко,
На господский стол послал.
Гости с барином плевались,
Сам он ажно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом уж догадался,
Что забыл я посолить.
1-й ведущий.
Чаепитие имеет свои традиции и ритуалы. Для русского народа всё заключено в одно правило: «Кто бы ни пришёл в гости, и в котором часу ни было… хотя бы сами хозяева недавно пили чай, но пришёл гость, для него настаивают и сами пьют с ним». Народ же увековечил чаепитие в пословицах, загадках, присказках. Например: турецкая: «Не спеши чай пить – язык обожжёшь», туркменская: «Пей чай – удовольствие получай», русские: «С чая лиха не бывает», «Чаем на Руси никто не подавился!», «Чай крепче, если он с добрым другом разделен»,«Чай у нас китайский, сахарок хозяйский», «Я сижу, чай пью – и ты заходи, чай пей!».
2-й ведущий.
Появился чай, а с ним традиция устраивать чаепития за самоваром. Фраза «Будут гости, ставь, матушка, самовар» стала на Руси крылатой. Самовар украшал интерьер жилища и даже определял социальное положение человека. Самовары изготовлялись из серебра, фарфора и даже из хрусталя. Самым страшным было лишиться самовара за долги.
1-й ведущий.
Отгадайте – ка загадки.
*Кто при царе в шапке сидит? (Самовар)
*В брюхе – баня, в носу – решето,
На голове – пупок.
Всего одна рука и та на спине. (Чайник)
*Медный бес на стол влез. (Самовар)
*Бел, как снег, в чести у всех.
В рот попал – там и пропал. (Сахар)
*Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо,
Никогда не ест, а только пьёт,
А как зашумит – всех приманит. (Самовар)
2-й ведущий.
Многие русские поэты и писатели затрагивали тему о чае в своих произведениях. Небольшая литературная викторина. Прослушайте отрывки, назовите произведение и автора.
* «Я пригласила своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествии по Кавказу.» (М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».)
* «… Филипьевна седая
Приносит на подносе чай.
- Пора, дитя моё, вставай…». (А.С.Пушкин «Евгений Онегин».)
* «Вскоре из кухни торопливо пронёс человек, нагибаясь от тяжести, огромный самовар. Начинали собираться к чаю… Обед и сон рождали неутолимую жажду. Жажда палит горло; выпивается чашек по двенадцать чаю…» (И.А.Гончаров «Обломов»)
* «Час дружеских бесед у чайного стола
Хозяйке молодой и честь, и похвала!
По православному, не на манер немецкий,
Не жидкий, как вода, напиток детский,
Но Русью пьющийся, но сочный, но густой
Душистый льётся чай янтарною струёй». ( П.А. Вяземский.)
*А самовар, как верный друг,
Их споры слушал молчаливо
И пар струистый выпускал
Иль вдруг на их рассказ бессвязный
Какой – то музыкою странной,
Как собеседник, отвечал. (И.С. Никитин «Воспоминания о детстве»).
Послушайте, что необходимо для заварки чая:
–тщательность, аккуратность, чистота использованной посуды;
–наличие хорошего, неиспорченного чая;
–пригодной для заварки воды. ( Чай будет вкуснее, если вода отстаивалась сутки.)
1-й ведущий.
С чем же можно пить чай? Продукты, с которыми пьют чай, можно объединить в пять групп:
– сахар, конфеты, мёд, варенье и другие сладости;
– молоко и молочные продукты;
– мука, крупы и мучные изделия;
– лимон (цитрусовые), натуральные соки, фрукты;
– пряности (имбирь, корица, кардамон, мята, тмин и др.).
2-й ведущий.
Существует несколько правил сервировки чайного стола. Стол для вечернего чая накрывают скатертью. Для каждого ставят десертную тарелку и кладут салфетку; справа от тарелки – десертный нож, слева – десертная вилка. А в центре чайного стола ставят сухарницу с печеньем, вазочку с вареньем, а рядом – розетки, тарелочка с лимоном. Чайная посуда и чайник для заварки стоят около хозяйки. Самовар или чайник удобно ставить на отдельный столик, который придвинут к краю стола, где сидит хозяйка. Самовар можно установить в центре стола. Важно помнить, что женщинам подаётся чайная чашка с блюдцем, а мужчинам – чайный стакан в подстаканнике. Ручки чашек и подстаканников обращены влево. Начиная чаепитие, гость поворачивает ручку стакана или чашки вправо – это сигнал наливать чай. Если чаепитие закончено, чашки или подстаканники поворачиваются ручками влево.
1-й ведущий.
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!
2-й ведущий.
Чай называют «эликсиром жизни», напитком бодрости и здоровья, «богатырским напитком». Медики утверждают: «Кто с чаем дружит, тот дружит и со здоровьем». Чай очищает органы пищеварения от вредных микробов. Японские учёные доказали противорадиационное действие чайного напитка. Китайский учёные утверждают, что зелёный чай предупреждает развитие рака. Японский учёный из Токийского университета медицины и стоматологии уверен, что одна чашка зелёного чая спасла бы от кариеса зубов половину детей школьного возраста. Зелёный чай предупреждает болезни старости – инсульты, артериальный склероз, снижает артериальное давление.
1-й ведущий.
Куда же можно использовать оставшуюся заварку:
– почистить замшевую или кожаную одежду и обувь;
– удалить запах рыбы, лука со сковороды;
– сделать маску для лица для разглаживания мелких морщин;
– сполоснуть настоем волосы, которые станут шелковистыми;
– уменьшить отёки глаз;
– полить комнатные растения.
2-й ведущий.
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.
(Можно провести несколько подвижных игр).
Ведущие вместе.
Мы не двое из ларца
Мы из чайной лавки.
Подарить хотели б вам
Чайные подарки:
Парочку рецептов,
Поговорок ряд…
Вашему приходу
Каждый очень рад!
(Вручаются памятные подарки гостям, все пробуют разные сорта чая с конфетами, печеньем, бубликами. Звучат песни, где есть упоминание о чае.)