олимпиады по русскому языку

8 - 9 КЛАССЫ

 

ВОПРОС №1

Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка

Покажите звуковую многозначность буквы з, записав в транскрипции слова возы, воз, возить, езжу, опоздал, позже, визг, визжать.

ОЦЕНКА. По 1 баллу за правильную транскрипцию; 2 балла за ответ; максимальное количество баллов – 10.

ОТВЕТ. Буква з может обозначать звуки [з], [з’], [с], [image], [image’].

 

ВОПРОС №2

Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической  нормы и умение обосновать ее с исторической точки зрения.

До XV века [ж] и [ш] были мягкими. Докажите это, опираясь на современные правила написания слов.

ОЦЕНКА: от 1 до 2 баллов за каждую верную позицию ответа; максимальный балл – 10.

ОТВЕТ. В русской орфографии сохранились следы мягкости шипящих:

- после шипящих ж и ш пишется и и е, как после мягких согласных, а не ы и э: жизнь, ширь, шелест;

- поскольку мягкость исконно мягких согласных не обозначалась специальными буквами я и ю, после шипящих, за исключением некоторых заимствований (жюри, брошюра и др.), пишутся гласные а и у, но не я и ю: пишу, вожу, левша, госпожа;

- после шипящих в исконно русских морфемах пишется безударный гласный е, а не о: мышеловка, биржевой, сторожем, маршем;

- существительные женского рода, оканчивающиеся на шипящий или мягкий согласный, склоняются одинаково: сушь/степь (И-В), суши/степи (Р-Д-П), сушью/степью (Т);

- после шипящих на конце наречий, кроме исключений и существительных женского рода, пишется мягкий знак: дрожь, настежь, глушь, сплошь.

 

ВОПРОС №3

Участники должны показать знание семантической системы современного литературного языка.

В  приведенном диалоге собеседники не понимают друг друга. Объясните причину (назовите языковое явление),  ставшее  причиной непонимания.

В черновых примечаниях к «Евгению Онегину» есть такая запись:

Кто-то спрашивал у старухи: по страсти ли, бабушка, вышла ты замуж?

– По страсти, родимый, – отвечала она. – Приказчик и староста обещали меня до полусмерти прибить.

ОЦЕНКА: 2 балла за название явления; 2 балла за объяснение; максимальное количество баллов – 4.

ОТВЕТ. Собеседник не понимают друг друга потому, что каждый из них имеет в виду только одно, строго определенное значение многозначного слова страсть. Спрашивающий употребляет слово страсть в высоком, романтическом смысле – «сильная пылкая любовь к лицу другого пола, любовное, чувственное влечение». Второй собеседник – старая крестьянка – ориентируется на привычное для нее разговорно-просторечное значение – «страх, ужас, нечто страшное», которое подкреплено и усилено ассоциативной связью со значением слова страсть, закрепленным во фразеологическом сочетании страсти Христовы «мучения, страдания» (книжн.церк.).

 

ВОПРОС №4

Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слова. 

Определите, опираясь на историю слов крыло, шило, весло, метла, какое из них является «лишним» в этом ряду?

ОЦЕНКА: 2 балла за правильный ответ, по 1 баллу за этимологический анализ каждого слова; максимальное количество баллов – 5.

ОТВЕТ. Весло. В корне этого слова исторически выступал звук [z]: *vez-sl-o (ср. везти).

В остальных словах в корне был или до сих пор сохраняется звук [т]:  *kryt-l-o, *šit-l-o, *met-l-a (ср. крыть, шить, подметать).

 

ВОПРОС №5

Участники должны продемонстрировать навыки семантического анализа языковой единицы в синхронии и диахронии.

Объясните значение слова потка, употребленного в древнерусском письменном памятнике «Моление Даниила Заточника» (XIII век): не скот в скотех коза, не рыба в рыбах рак, не зверь в зверех еж, не потка в потках нетопырь.

Подберите к нему не менее 2 этимологически родственных слов.

ОЦЕНКА: 2 балла за правильный ответ , по 1 баллу за каждое слово; максимальное количество баллов – 4.

ОТВЕТ. Птица; этимологически родственные слова – петь, петух (возможны другие слова с этим корнем).

 

ВОПРОС №6

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

Образуйте формы страдательных причастий прошедшего времени от данных глаголов. Выделите формообразующие суффиксы. Если формы не образуются, объясните почему:

обвесить, стереть, хозяйничать, охлаждать, обескроветь, обескровить.

ОЦЕНКА. 1 балл за каждую правильную форму, 1 балл за объяснение; максимальное количество баллов – 6.

ОТВЕТ:

обвесить – обвеш-енн-й;

стереть – стер-т-ый;

хозяйничать – форма не образуется, т.к. глагол неперехдный;

охлаждать –  образование формы затруднено;

обескроветь –  форма не образуется, т.к. глагол неперехдный;

обескровить – обескровл-енн-ый.

 

ВОРОС №7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа.

Установите, каким образом членятся на морфемы (в современном русском языке и исторически) следующие слова: совесть, досуг, замок (дверной), пир, везде. К каждому слову подберите примеры, иллюстрирующее как древнее, так и современное морфемное членение.

ОЦЕНКА: 1 балл за каждое правильно проанализированное слово, 1 балл за каждый пример; максимальное количество баллов –  20.

 

 

ОТВЕТ:

Современное членение

Древнее членение

Совесть-Ǿ (совестливый)

*Со-вед-ст-ь (ведать)

Досуг- Ǿ (досуговый, удосужиться)

*до-сQг-ъ (при-сяг-а)

За-мок- Ǿ (за-мык-ать, от-мык-ать)

*за-мък-ъ

Пир-Ǿ (пировать)

*пи-р-ъ (пи-ти)

Везде

*весь-де (весь)

 

 

ВОПРОС № 8

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте

Восстановите первоначальный вид фразеологизма и объясните, с какой целью автор изменил его.

С остальными только знакомлюсь, еще и фунта соли не съедено из положенного пуда: наша льдина и сорока километров не продрейфовала. (В.Санин)

ОЦЕНКА: по 2 балла за каждый правильный ответ; максимальный балл – 4.

ОТВЕТ. Пуд соли съесть с кем – очень хорошо знать кого-либо. Выражение известно в нескольких европейских языках. Чтобы съесть так много соли (16 кг), нужно прожить с человеком долгое время. В старину этого времени требовалось еще больше, так как соль была дорогим продуктом и ее расходовали очень экономно.

Пуд соли символизировал собой долгое время. В предложении указывается, что еще немного времени прошло, чтобы хорошо узнать кого-либо.

 

ВОПРОС №9

Участники должны продемонстрировать знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова.

Какими частями речи могут быть следующие слова: дали, пила, простой, печь? Как называются такие слова? Составьте с ними словосочетания и дайте грамматическую характеристику этих слов.

ОЦЕНКА: по 1 баллу за указание каждой части речи;  1 балл за ответ на вопрос; максимальное количество баллов – 10.

ОТВЕТ. Это слова-омонимы, а точнее – омоформы.

Дали – сущ. в И-В мн.ч. (синеющие дали); глагол в форме прош. вр. (дали задание).

Пила – сущ. ж.р. в И ед.ч. (ржавая пила); глагол в форме прош. вр. (жадно пила).

Простой -  сущ. м.р. в И-В п. ед.ч. (очередной простой); прилаг. в полной форме (простой фасон); глаг. в повелит. накл. (простой еще немного).

Печь – сущ. ж.р. в И-В. п. ед.ч. (русская печь); глагол в инфинитиве (печь пироги).

 

ВОПРОС № 10

Участники должны продемонстрировать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Определите, какими членами предложения являются междометия. В каком предложении нужно поставить тире? Обоснуйте свой ответ.

1.  А девица ха-ха-ха!  Не боится, знать, греха!

2.  Сказал бы ох, да не дал Бог.

3.  Раздалось «ау» в лесу.

4.  Крики «ура» разнеслись по лесу.

5.   А сапожки-то на нем футы-нуты.

ОЦЕНКА: 1 балл за каждый правильный ответ; 2 балла за объяснение пунктуационных норм; максимальное количество баллов – 7.

ОТВЕТ. Междометие может выступать в функции разных членов предложения. В 1 и 5  предложениях междометие – сказуемое; во  2 – дополнение; в 3 – подлежащее; в 4 – определение.

Тире ставится в 1 предложении.

Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если сказуемое выражено фразеологическим оборотом, глаголом ультрамгновенного действия, звукоподражательными словами, междометиями. Если между подлежащим и сказуемым есть несогласованный второстепенный член предложения,  наречие и др., то тире отсутствует. Поэтому в  5 предложении тире не ставится.

 

ВОПРОС № 11

Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания.

Какие стили и на какой основе выделил М.В. Ломоносов в своем трактате «О пользе книг церковных в словенском языке». В  чем новаторство М.В.Ломоносова при характеристике стилей?

ОЦЕНКА. 2 балла за ответ на первый вопрос;  2 балла за ответ на второй вопрос; максимальное количество баллов – 4.

ОТВЕТ: М.В. Ломоносов описал три стиля: высокий, средний, низкий. Ученый впервые охарактеризовал стили на лингвистической основе (с точки зрения того, какая лексика  используется)