олимпиады по русскому языку
8 - 9 КЛАССЫ
ВОПРОС №1
Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка
Покажите звуковую многозначность буквы з, записав в транскрипции слова возы, воз, возить, езжу, опоздал, позже, визг, визжать.
ОЦЕНКА. По 1 баллу за правильную транскрипцию; 2 балла за ответ; максимальное количество баллов – 10.
ОТВЕТ. Буква з может обозначать звуки [з], [з’], [с], [], [’].
ВОПРОС №2
Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и умение обосновать ее с исторической точки зрения.
До XV века [ж] и [ш] были мягкими. Докажите это, опираясь на современные правила написания слов.
ОЦЕНКА: от 1 до 2 баллов за каждую верную позицию ответа; максимальный балл – 10.
ОТВЕТ. В русской орфографии сохранились следы мягкости шипящих:
- после шипящих ж и ш пишется и и е, как после мягких согласных, а не ы и э: жизнь, ширь, шелест;
- поскольку мягкость исконно мягких согласных не обозначалась специальными буквами я и ю, после шипящих, за исключением некоторых заимствований (жюри, брошюра и др.), пишутся гласные а и у, но не я и ю: пишу, вожу, левша, госпожа;
- после шипящих в исконно русских морфемах пишется безударный гласный е, а не о: мышеловка, биржевой, сторожем, маршем;
- существительные женского рода, оканчивающиеся на шипящий или мягкий согласный, склоняются одинаково: сушь/степь (И-В), суши/степи (Р-Д-П), сушью/степью (Т);
- после шипящих на конце наречий, кроме исключений и существительных женского рода, пишется мягкий знак: дрожь, настежь, глушь, сплошь.
ВОПРОС №3
Участники должны показать знание семантической системы современного литературного языка.
В приведенном диалоге собеседники не понимают друг друга. Объясните причину (назовите языковое явление), ставшее причиной непонимания.
В черновых примечаниях к «Евгению Онегину» есть такая запись:
Кто-то спрашивал у старухи: по страсти ли, бабушка, вышла ты замуж?
– По страсти, родимый, – отвечала она. – Приказчик и староста обещали меня до полусмерти прибить.
ОЦЕНКА: 2 балла за название явления; 2 балла за объяснение; максимальное количество баллов – 4.
ОТВЕТ. Собеседник не понимают друг друга потому, что каждый из них имеет в виду только одно, строго определенное значение многозначного слова страсть. Спрашивающий употребляет слово страсть в высоком, романтическом смысле – «сильная пылкая любовь к лицу другого пола, любовное, чувственное влечение». Второй собеседник – старая крестьянка – ориентируется на привычное для нее разговорно-просторечное значение – «страх, ужас, нечто страшное», которое подкреплено и усилено ассоциативной связью со значением слова страсть, закрепленным во фразеологическом сочетании страсти Христовы «мучения, страдания» (книжн.церк.).
ВОПРОС №4
Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слова.
Определите, опираясь на историю слов крыло, шило, весло, метла, какое из них является «лишним» в этом ряду?
ОЦЕНКА: 2 балла за правильный ответ, по 1 баллу за этимологический анализ каждого слова; максимальное количество баллов – 5.
ОТВЕТ. Весло. В корне этого слова исторически выступал звук [z]: *vez-sl-o (ср. везти).
В остальных словах в корне был или до сих пор сохраняется звук [т]: *kryt-l-o, *šit-l-o, *met-l-a (ср. крыть, шить, подметать).
ВОПРОС №5
Участники должны продемонстрировать навыки семантического анализа языковой единицы в синхронии и диахронии.
Объясните значение слова потка, употребленного в древнерусском письменном памятнике «Моление Даниила Заточника» (XIII век): не скот в скотех коза, не рыба в рыбах рак, не зверь в зверех еж, не потка в потках нетопырь.
Подберите к нему не менее 2 этимологически родственных слов.
ОЦЕНКА: 2 балла за правильный ответ , по 1 баллу за каждое слово; максимальное количество баллов – 4.
ОТВЕТ. Птица; этимологически родственные слова – петь, петух (возможны другие слова с этим корнем).
ВОПРОС №6
Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.
Образуйте формы страдательных причастий прошедшего времени от данных глаголов. Выделите формообразующие суффиксы. Если формы не образуются, объясните почему:
обвесить, стереть, хозяйничать, охлаждать, обескроветь, обескровить.
ОЦЕНКА. 1 балл за каждую правильную форму, 1 балл за объяснение; максимальное количество баллов – 6.
ОТВЕТ:
обвесить – обвеш-енн-й;
стереть – стер-т-ый;
хозяйничать – форма не образуется, т.к. глагол неперехдный;
охлаждать – образование формы затруднено;
обескроветь – форма не образуется, т.к. глагол неперехдный;
обескровить – обескровл-енн-ый.
ВОРОС №7
Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа.
Установите, каким образом членятся на морфемы (в современном русском языке и исторически) следующие слова: совесть, досуг, замок (дверной), пир, везде. К каждому слову подберите примеры, иллюстрирующее как древнее, так и современное морфемное членение.
ОЦЕНКА: 1 балл за каждое правильно проанализированное слово, 1 балл за каждый пример; максимальное количество баллов – 20.
ОТВЕТ:
Современное членение | Древнее членение |
Совесть-Ǿ (совестливый) | *Со-вед-ст-ь (ведать) |
Досуг- Ǿ (досуговый, удосужиться) | *до-сQг-ъ (при-сяг-а) |
За-мок- Ǿ (за-мык-ать, от-мык-ать) | *за-мък-ъ |
Пир-Ǿ (пировать) | *пи-р-ъ (пи-ти) |
Везде | *весь-де (весь) |
ВОПРОС № 8
Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте
Восстановите первоначальный вид фразеологизма и объясните, с какой целью автор изменил его.
С остальными только знакомлюсь, еще и фунта соли не съедено из положенного пуда: наша льдина и сорока километров не продрейфовала. (В.Санин)
ОЦЕНКА: по 2 балла за каждый правильный ответ; максимальный балл – 4.
ОТВЕТ. Пуд соли съесть с кем – очень хорошо знать кого-либо. Выражение известно в нескольких европейских языках. Чтобы съесть так много соли (16 кг), нужно прожить с человеком долгое время. В старину этого времени требовалось еще больше, так как соль была дорогим продуктом и ее расходовали очень экономно.
Пуд соли символизировал собой долгое время. В предложении указывается, что еще немного времени прошло, чтобы хорошо узнать кого-либо.
ВОПРОС №9
Участники должны продемонстрировать знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова.
Какими частями речи могут быть следующие слова: дали, пила, простой, печь? Как называются такие слова? Составьте с ними словосочетания и дайте грамматическую характеристику этих слов.
ОЦЕНКА: по 1 баллу за указание каждой части речи; 1 балл за ответ на вопрос; максимальное количество баллов – 10.
ОТВЕТ. Это слова-омонимы, а точнее – омоформы.
Дали – сущ. в И-В мн.ч. (синеющие дали); глагол в форме прош. вр. (дали задание).
Пила – сущ. ж.р. в И ед.ч. (ржавая пила); глагол в форме прош. вр. (жадно пила).
Простой - сущ. м.р. в И-В п. ед.ч. (очередной простой); прилаг. в полной форме (простой фасон); глаг. в повелит. накл. (простой еще немного).
Печь – сущ. ж.р. в И-В. п. ед.ч. (русская печь); глагол в инфинитиве (печь пироги).
ВОПРОС № 10
Участники должны продемонстрировать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.
Определите, какими членами предложения являются междометия. В каком предложении нужно поставить тире? Обоснуйте свой ответ.
1. А девица ха-ха-ха! Не боится, знать, греха!
2. Сказал бы ох, да не дал Бог.
3. Раздалось «ау» в лесу.
4. Крики «ура» разнеслись по лесу.
5. А сапожки-то на нем футы-нуты.
ОЦЕНКА: 1 балл за каждый правильный ответ; 2 балла за объяснение пунктуационных норм; максимальное количество баллов – 7.
ОТВЕТ. Междометие может выступать в функции разных членов предложения. В 1 и 5 предложениях междометие – сказуемое; во 2 – дополнение; в 3 – подлежащее; в 4 – определение.
Тире ставится в 1 предложении.
Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если сказуемое выражено фразеологическим оборотом, глаголом ультрамгновенного действия, звукоподражательными словами, междометиями. Если между подлежащим и сказуемым есть несогласованный второстепенный член предложения, наречие и др., то тире отсутствует. Поэтому в 5 предложении тире не ставится.
ВОПРОС № 11
Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания.
Какие стили и на какой основе выделил М.В. Ломоносов в своем трактате «О пользе книг церковных в словенском языке». В чем новаторство М.В.Ломоносова при характеристике стилей?
ОЦЕНКА. 2 балла за ответ на первый вопрос; 2 балла за ответ на второй вопрос; максимальное количество баллов – 4.
ОТВЕТ: М.В. Ломоносов описал три стиля: высокий, средний, низкий. Ученый впервые охарактеризовал стили на лингвистической основе (с точки зрения того, какая лексика используется)