анализ лирического произведения

"Анализ лирического произведения".

          Анализ лирического произведения - это весьма непростой вариант темы сочинения. Ваша задача состоит не в попытке пересказать прозой поэзию, ведь лирическое стихотворение не переложение какого-то прозаического замысла, а воплощение особого поэтического состояния художника, и, анализируя лирику, вы тоже должны суметь "войти" в подобное состояние. Как пишет Е.Полтавец, "Лирическое стихотворение - это выдох гнева на несовершенство устройства жОлимпиадная работа по русскому языку в 6 классе.

1. В приведенном отрывке из прозаической сказки К.И.Чуковского «Доктор Айболит» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

 

    Каждый день к докт…ру Айболиту пр…ходили звери лечи(т,ть)ся.  Каждому докт…р д…вал л…карство и все они сейчас же вызд…равливали.

     Однажды пр…шел к Айболиту бе…хвостый к…зленок и докт…р  пр…шил ему хвост.

      А потом из д…лекого леса пр…шла , вся  в слезах, медвед…ца. Она жал…бно ст…нала и хныкала: из лапы у неё т…рчала большая заноза. Докт…р выт…щил занозу промыл рану и смазал её  чудодействе(н,нн)ой мазью.

      Боль у медвед…цы с…ю же м…нуту прошла.

-Чака!- закр…чала медвед…ца и весело поб…жала домой – в б…рлогу к своим медвежатам.

      Каждому д…вал докт…р  л…карство и все в тот же миг вызд…равливали и каждый говорил ему «чака».

 

2. В тексте про доктора Айболита переведите со звериного на русский язык слово   «чака». Каково происхождение подобранного вами русского слова?

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3.Подчеркните  слова, в которых  количество звуков и букв совпадает:

баян, рояль, косьба, солнце, роль, люстра, гамма, смеюсь.

4.Расставьте ударения в словах:

процент, каталог, прибыл, положил, красивее, приговор, средства, звонит.

5.Обозначьте состав слов:

зелень, выносливость, загорались, наладчик, заранее, двумястами.

6.Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова:

Трасса__________________ дискуссия_______________, авеню____________, маэстро_________________ фиаско_______________, шеф______________

7. Замените устаревшие слова синонимами:

Чело___________, перст_______________, глаголет________________, брадобрей___________________.

8.  Объясните значение данных фразеологизмов, подберите к ним    синонимичные фразеологизмы:   

 вить веревки___________________________________________

ни бе ни ме_____________________________________________

 молоть языком________________________________________

9.Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложения точно такие же, как и в русском. Определите части речи слов в данном предложении.

 

            Буловой линт тресело гужмит ланную гашу

10 . Даны грамматические характеристики трех имен существительных. Найдите в одной из них грамматическую ошибку. Обведите вариант с ошибкой.

 

А. Имя существительное, одушевленное, нарицательное, ж.р., 2 скл.,  в ед.ч., в в.п.

Б. Имя существительное,  неодушевленное, собственное,  ср.р. 2  скл., в ед.ч.,  в   п.п.

В. Имя существительное, неодушевленное, нарицательное, м.р., 2 скл., в мн.ч., в им.п.

 

11.Обведите номера слов, относящихся к  женскому роду:

 1)вуз, 2)ВДНХ, 3)СОШ,  4)МГУ

    

12. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением слов.

 

1)Благодаря урагану многие дома остались без крыш.

2)За окном шел проливной ливень.

3)У меня сегодня праздное настроение.

4)Моя мама по профессии терапевт, а по специальности врач.

5)Ихние работы лежали на столе.

 

 

1)____________________________________________________________________________

 

2)____________________________________________________________________________

 

3)____________________________________________________________________________

 

4)____________________________________________________________________________

 

5)____________________________________________________________________________

 

 

 

изни, на смерть, отнявшую дорогое существо, выдох тихой благодарности судьбе за жизнь, за тихий вечер, за бескрайний небосвод. (…) Лирика - это всегда о чем-то очень сокровенно личном - не только тогда, когда поэт говорит об интимных переживаниях, но и тогда, когда гражданские чувства переполняют душу поэта". Но лирика - сокровенное не только для поэта, но и для читателя. Поэтому ваша работа должна включать рассуждения о вашем восприятии произведения, вашем отклике на него, и с этого предпочтительно начинать сочинение. Вы можете, особенно не увлекаясь собственно теорией стиха, рассказать о вашем понимании произведения и о том, чем такое понимание вызвано (какими средствами автор этого понимания добивается).

          Истолковать произведение значит приблизиться к авторскому замыслу. Сделать это можно, следуя путем так называемого "медленного чтения" - от первого стиха к последнему, рассматривая каждую стихотворную строку, ее содержание и форму, звучание, образы, логику развития авторского чувства или мысли как шаг на пути к разгадке авторской идеи.

          Можно выбрать другой путь: сказать о том, что сразу бросилось в глаза в тексте, что тут же обратило на себя ваше внимание, поразило, затронуло, задело, и через это как за одно звено вытащить всю "цепь смыслов" произведения.

         Выбор пути разгадки авторского замысла за вами.

Примерный план анализа лирического произведения

  1. Кем и когда написано стихотворение?
  2. Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
  3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики ( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
  4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
  5. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
  6. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
  7. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
  8. Средства поэтического языка ( изобразительные средства языка, особенности лексики ). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы : пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.
  9. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения
  10. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.