олимпиада по литературе 2011

                              Олимпиада по литературе

                                        2011-2012 уч.год

                          10 класс (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

 

                                                Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент  текста и выполните задания

                (ответ давайте в виде слова или словосочетания)

Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. "Полтину на водку! – сказал он, – за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать". Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно, однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. «Хорошо – сказал я хладнокровно, – если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп».

– Помилуй, батюшка Петр Андреич! – сказал Савельич. – Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.

– Это, старинушка, уж не твоя печаль, – сказал мой бродяга, – пропью ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.

– Бога ты не боишься, разбойник! – отвечал ему Савельич сердитым голосом. – Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища.

– Прошу не умничать, – сказал я своему дядьке, – сейчас неси сюда тулуп.

– Господи владыко! – простонал мой Савельич. – Заячий тулуп почти новешенький! и добро бы кому, а то пьянице оголелому!

Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле, тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей".  Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе.

                                                                                               (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

 

 

Задания

 

  1. Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину ХIХ века и к которому относят позднее творчество А.С. Пушкина.

 

  1. К какому жанру относится произведение А.С. Пушкина  «Капитанская дочка»?
  2.  Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.

      К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

            

 ПЕРСОНАЖИ                                                                КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

 

А) Петр Гринев                                                              1) Жестокость и великодушие            

Б) Савельич                                                                     2) Доброта и благородство

В) Вожатый                                                                     3) Заботливость и преданность

 

  1. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.

     К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

             

            ПЕРСОНАЖИ                                                               ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

 

А) Петр Гринев                                                   1)  Арестован и казнен            

Б) Савельич                                                          2) Арестован, но помилован императрицей

В) Вожатый                                                          3) Дожил до старости, исполняя свой долг

 

  1. Фрагмент открывает описание зимнего утра. Как называется подобный вид описания в художественном произведении?
  2. Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом (например, заячий тулуп, подаренный Гриневым незнакомцу)?
  3. Значительное место в эпизоде занимает разговор героев между собой. Как называется данная форма общения персонажей в художественном произведении?
  4. Речь незнакомца характеризуется мнимым простодушием. Как называется скрытая насмешка в речи персонажа?

 

9. Дайте связный ответ на вопросы А и Б в объеме 5–10 предложений.

А) В данном эпизоде получают свое развитие темы, важные для всего произведения. Какая из них представляется Вам наиболее значимой и почему?

 

Б) Что сближает роман «Капитанская дочка» с другими произведениями отечественной классики, посвященными крупным событиям русской истории? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)

 

Часть 2

 Прочитайте приведённое ниже стихотворение  и выполните задания

                 (ответ давайте в виде слова или словосочетания)

 

ВЕЧЕР

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, –

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

                                                                                                  (А.А. Фет, 1855 г.)

 

 

Задания

 

10. «Далеко, в полумраке, луками // Убегает на запад река…". Как называется художественное описание природы в литературном произведении?

11. К какому приему прибегает поэт в строке: " Разлетелись, как дым, облака"?

12. Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о "вздохах дня" в "дыханье ночном"?

13. Назовите художественное средство, неоднократно встречающееся в стихотворении и представляющее собой образное определение предмета ("над ясной рекою", "рощей немою" и т.п.).

14. Каким размером написано стихотворение А.А. Фета "Вечер"?

15. Дайте связный ответ на вопросы А и Б в объеме 5–10 предложений.

А) Почему А.А. Фета часто называли "певцом мгновенья"?

Б) Кто из русских поэтов обращался к теме родной природы и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А.А. Фета?

 

Часть 3

Какой художественный образ ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или  Кабаниха? (по драме А. Островского «Гроза»)

Дайте развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается 0 баллов).

Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия.

Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Олимпиада по литературе

                                        2011-2012 уч.год

                          10 класс (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

 

                                                Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент  текста и выполните задания

                (ответ давайте в виде слова или словосочетания)

Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. "Полтину на водку! – сказал он, – за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать". Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно, однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. «Хорошо – сказал я хладнокровно, – если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп».

– Помилуй, батюшка Петр Андреич! – сказал Савельич. – Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.

– Это, старинушка, уж не твоя печаль, – сказал мой бродяга, – пропью ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.

– Бога ты не боишься, разбойник! – отвечал ему Савельич сердитым голосом. – Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища.

– Прошу не умничать, – сказал я своему дядьке, – сейчас неси сюда тулуп.

– Господи владыко! – простонал мой Савельич. – Заячий тулуп почти новешенький! и добро бы кому, а то пьянице оголелому!

Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле, тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей".  Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе.

                                                                                               (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

 

 

Задания

 

  1. Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину ХIХ века и к которому относят позднее творчество А.С. Пушкина.

 

  1. К какому жанру относится произведение А.С. Пушкина  «Капитанская дочка»?
  2.  Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.

      К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

            

 ПЕРСОНАЖИ                                                                КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

 

А) Петр Гринев                                                              1) Жестокость и великодушие            

Б) Савельич                                                                     2) Доброта и благородство

В) Вожатый                                                                     3) Заботливость и преданность

 

  1. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.

     К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

             

            ПЕРСОНАЖИ                                                               ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

 

А) Петр Гринев                                                   1)  Арестован и казнен            

Б) Савельич                                                          2) Арестован, но помилован императрицей

В) Вожатый                                                          3) Дожил до старости, исполняя свой долг

 

  1. Фрагмент открывает описание зимнего утра. Как называется подобный вид описания в художественном произведении?
  2. Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом (например, заячий тулуп, подаренный Гриневым незнакомцу)?
  3. Значительное место в эпизоде занимает разговор героев между собой. Как называется данная форма общения персонажей в художественном произведении?
  4. Речь незнакомца характеризуется мнимым простодушием. Как называется скрытая насмешка в речи персонажа?

 

9. Дайте связный ответ на вопросы А и Б в объеме 5–10 предложений.

А) В данном эпизоде получают свое развитие темы, важные для всего произведения. Какая из них представляется Вам наиболее значимой и почему?

 

Б) Что сближает роман «Капитанская дочка» с другими произведениями отечественной классики, посвященными крупным событиям русской истории? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)

 

Часть 2

 Прочитайте приведённое ниже стихотворение  и выполните задания

                 (ответ давайте в виде слова или словосочетания)

 

ВЕЧЕР

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, –

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

                                                                                                  (А.А. Фет, 1855 г.)

 

 

Задания

 

10. «Далеко, в полумраке, луками // Убегает на запад река…". Как называется художественное описание природы в литературном произведении?

11. К какому приему прибегает поэт в строке: " Разлетелись, как дым, облака"?

12. Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о "вздохах дня" в "дыханье ночном"?

13. Назовите художественное средство, неоднократно встречающееся в стихотворении и представляющее собой образное определение предмета ("над ясной рекою", "рощей немою" и т.п.).

14. Каким размером написано стихотворение А.А. Фета "Вечер"?

15. Дайте связный ответ на вопросы А и Б в объеме 5–10 предложений.

А) Почему А.А. Фета часто называли "певцом мгновенья"?

Б) Кто из русских поэтов обращался к теме родной природы и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А.А. Фета?

 

Часть 3

Какой художественный образ ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или  Кабаниха? (по драме А. Островского «Гроза»)

Дайте развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается 0 баллов).

Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия.

Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

 

 

 

 

 

 

                              Олимпиада по литературе

                                        2011-2012 уч.год

                          10 класс (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

 

                                                Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент  текста и выполните задания

                (ответ давайте в виде слова или словосочетания)

Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. "Полтину на водку! – сказал он, – за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать". Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно, однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. «Хорошо – сказал я хладнокровно, – если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп».

– Помилуй, батюшка Петр Андреич! – сказал Савельич. – Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.

– Это, старинушка, уж не твоя печаль, – сказал мой бродяга, – пропью ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.

– Бога ты не боишься, разбойник! – отвечал ему Савельич сердитым голосом. – Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища.

– Прошу не умничать, – сказал я своему дядьке, – сейчас неси сюда тулуп.

– Господи владыко! – простонал мой Савельич. – Заячий тулуп почти новешенький! и добро бы кому, а то пьянице оголелому!

Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле, тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей".  Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе.

                                                                                               (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

 

 

Задания

 

  1. Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину ХIХ века и к которому относят позднее творчество А.С. Пушкина.

 

  1. К какому жанру относится произведение А.С. Пушкина  «Капитанская дочка»?
  2.  Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.

      К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

            

 ПЕРСОНАЖИ                                                                КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

 

А) Петр Гринев                                                              1) Жестокость и великодушие            

Б) Савельич                                                                     2) Доброта и благородство

В) Вожатый                                                                     3) Заботливость и преданность

 

  1. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.

     К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

             

            ПЕРСОНАЖИ                                                               ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

 

А) Петр Гринев                                                   1)  Арестован и казнен            

Б) Савельич                                                          2) Арестован, но помилован императрицей

В) Вожатый                                                          3) Дожил до старости, исполняя свой долг

 

  1. Фрагмент открывает описание зимнего утра. Как называется подобный вид описания в художественном произведении?
  2. Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом (например, заячий тулуп, подаренный Гриневым незнакомцу)?
  3. Значительное место в эпизоде занимает разговор героев между собой. Как называется данная форма общения персонажей в художественном произведении?
  4. Речь незнакомца характеризуется мнимым простодушием. Как называется скрытая насмешка в речи персонажа?

 

9. Дайте связный ответ на вопросы А и Б в объеме 5–10 предложений.

А) В данном эпизоде получают свое развитие темы, важные для всего произведения. Какая из них представляется Вам наиболее значимой и почему?

 

Б) Что сближает роман «Капитанская дочка» с другими произведениями отечественной классики, посвященными крупным событиям русской истории? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)

 

Часть 2

 Прочитайте приведённое ниже стихотворение  и выполните задания

                 (ответ давайте в виде слова или словосочетания)

 

ВЕЧЕР

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, –

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

                                                                                                  (А.А. Фет, 1855 г.)

 

 

Задания

 

10. «Далеко, в полумраке, луками // Убегает на запад река…". Как называется художественное описание природы в литературном произведении?

11. К какому приему прибегает поэт в строке: " Разлетелись, как дым, облака"?

12. Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о "вздохах дня" в "дыханье ночном"?

13. Назовите художественное средство, неоднократно встречающееся в стихотворении и представляющее собой образное определение предмета ("над ясной рекою", "рощей немою" и т.п.).

14. Каким размером написано стихотворение А.А. Фета "Вечер"?

15. Дайте связный ответ на вопросы А и Б в объеме 5–10 предложений.

А) Почему А.А. Фета часто называли "певцом мгновенья"?

Б) Кто из русских поэтов обращался к теме родной природы и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А.А. Фета?

 

Часть 3

Какой художественный образ ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или  Кабаниха? (по драме А. Островского «Гроза»)

Дайте развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается 0 баллов).

Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия.

Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.