МЕТОДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

 

Семинар-тренинг

 для классных руководителей

 «Школа лидера»

Информационное погружение

Школа была и остается одним из важнейших факторов социализации личности. Носителем какого социального опыта, каких ценностей, отношений будет выпускник, во многом зависит от характера той образовательной среды, в которой происходит его становление и развитие. Социальное воспитание будет успешным лишь в том случае, если в образовательном учреждении целенаправленно создаются соответствующие условия для развития творчества, поддерживаются инициативы детей, развивается культура демократических отношений.

        Эффективность развития ученического самоуправления в современной школе во многом определяется уровнем компетентности всех участников воспитательного процесса. Говоря о компетенции учащихся, мы, прежде всего, предполагаем владение ими специальными организаторскими знаниями и умениями, необходимыми для участия в управлении жизнедеятельности школы.

        Сегодня мы будем говорить с вами о феномене лидерства.

Цель нашего сегодняшнего семинара – тренинга: повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов посредством системы тренингов. В результате работы вы сможете пополнить копилку воспитательных средств классного руководителя приемами и упражнениями по воспитанию лидерских качеств у школьников.

А лидер кто?

Задание: Я прошу вас разбиться на произвольные группы по 10 человек в каждой. Каждая группа будет выполнять мои задания, но только после моей команды  «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание.

  1. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

Вывод: Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эту функцию берет на себя человек, стремящийся к лидерству.

  1. Сейчас все команды полетят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман и 8 пассажиров. Итак, кто быстрее?! «Начали!»

Вывод: Обычно функции организатора опять же берет на себя лидер.

Таким образом, у нас с вами оказались группы-экипажи. Займите, пожалуйста, места за групповыми столами.

Упражнение «Аквариум»

Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 10-15 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.

На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.

Обсуждение. Какие же рыбки живут в нашем аквариуме?

«Давайте увидим лидера».

Обвести ладошку фломастером и подписать, чья ладошка, передать лист по кругу через одного вправо, в каждом пальчике – лидерские качества человека.

Когда вернётся хозяину – посмотреть.

«Веревочка»

Задание: Встать всем в круг. Взяться обеими руками за связанную в кольцо веревочку, которая находится внутри круга.

        Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревочки, построить из нее треугольник.

        А теперь попробуйте построить четырехугольник.

 - треугольник

 

Вывод: Сначала возникает пауза и полное бездействие участников, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения. Часто эти функции берут на себя лидеры.

Упражнение «Круг и Я»

Для этого упражнения требуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Группа образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца. Ему же даётся всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, обещания, комплименты), искренностью убедить Круг и отдельных его представителей впустить его в центр круга.

Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спиной, сжавшись в тесный и сплочённый круг, взявшись за руки. Начали!

Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными силами? На старт. Начали!

В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя во время тренинга и как поступают в обычных житейских ситуациях?

Лидер. Кто он? Какой он?

        Б.Д. Парыгин дает следующее определение лидера:

Лидер – это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели». Такой, например, как образование треугольника в игре «веревочка» или при поиске общего для группы слова.

        Перед вами находится лист ватмана. Прошу вас поделить его на две части. В первой, укажите какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер. Во второй, черты характера и привычки, которые «разъединяют» или «отдаляют» личность от лидерства. На всю работу я даю вам 5 минут.

Затем группы обсуждают качества

присущие лидерству и отдаляющие от него.

 

Предлагаются признаки (+), выделенные Е. Жариковым и Е. Крушельницким:

  • Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.
  • Настойчив, умеет разумно рисковать.
  • Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.
  • Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.
  • Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.
  • Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
  • Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
  • Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.
  • Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
  • Надежен, держит слово, на него можно положиться.
  • Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
  • Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
  • Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.
  • Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.
  • Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
  • Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

Предлагаются признаки (-), выделенные Фрэнком Карделлом:

  • Низкая самооценка и отсутствие уважения к себе.
  • Чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправданиям.
  • Внутренние картины в сознании, удерживающие нас на месте.
  • Нежелание простить и отпустить.
  • Пренебрежение по отношению к своему творческому потенциалу.
  • Потребность всегда быть правым.
  • Слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить.
  • Неспособность примириться со своими страхами.
  • Отсутствие ясных целей.
  • Недостаток обязательности.
  • Боязнь риска.
  • Неспособность принять ответственность за свою жизнь.
  • Потеря надежды.
  • Недостаток мужества.
  • Неумение фантазировать и мечтать.
  • Отсутствие любви к себе
  •  Тщеславие.

Упражнение «Лидер и его команда»

Лидер – это зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа – таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

Школьный лидер – это человек, умеющий убедить других людей делать то, что он хочет, независимо от того, каковы были их собственные первоначальные намерения. Он может использовать качества и умения людей, работающих в группе, и направить группу к достижению своих целей.

Сейчас вам предстоит достаточно сложная работа. На ваших столах лежат карточки с заданиями. Вы их внимательно прочитаете. Самое главное, что в течение 5 минут вам предстоит внутри группы, не трогая инвентарь, обсудить, как это задание выполнить. Обращаю еще раз ваше внимание на то, что во время обсуждения материалов касаться нельзя. После того, как вы обсудите выполнение задания, вы будете его выполнять, но при этом общаться друг с другом вам запрещается. Ход игры вам понятен?

1 группа «Башня»: группе выдается материал для строительства «башни»: бумага и скрепки. Участникам необходимо построить башню из этого материала. «Башня» должна быть устойчивой.

2 группа «Рисование лидера»: Группе выдается лист ватмана, маркеры и фломастеры. Результатом работы группы должен стать образ лидера и объяснение, почему он именно такой.

После выполнения задания каждой группой ей задаются вопросычтобы у участников была возможность, получив обратную связь, откорректировать свои действия на последующих этапах:

  1. Что произошло в группе в момент работы?
  2. Как себя чувствовал каждый участник?
  3. Какую роль выполнял?
  4. Почему взял на себя данную роль?
  5. Была ли у него возможность высказаться, внести предложение?
  6. Всех ли выслушали в процессе подготовки?
  7. Встречались ли вы с подобными ситуациями в жизни, что при этом чувствовали?
  8. Чему научились в процессе этого упражнения, какие выводы для себя сделали?

 «Дом» (для всех групп одновременно)

        Учителю, воспитывающему лидеров необходимо самому проявлять лидерские качества, а также знать приоритеты и цели группы, - безошибочно определять, кто из ребят пользуется наибольшим авторитетом и почему.

Вы коллектив архитекторов. Представим процесс воспитания лидеров как дом из 12 кирпичей.

  • Предварительно заполните кирпичи теми приемами, средствами, методами и методиками, которые вы будете применять для определения и воспитания лидеров в классе, и определите им место по вашему усмотрению.
  • Важнейшие четыре вложите в фундамент, а менее важные – в первый этаж; все остальные во второй этаж.
  • На крыше напишите, нарисуйте все, что сделает ваш «Дом» лучше, добрее, веселее.
  • Труба – из нее вылетает все, что мешает «Дому», все лишнее и ненужное.

Время на строительство – 10 минут, защита 2 минуты.

Вы можете во время защиты групп просить уточнить, объяснить, доказать, задать вопросы.

У Вячеслава Яшкова есть такие слова:

Ведь слово лидер это лучший,

А лучших надобно искать,

Достойный власти сам не лезет,

Достойных нужно замечать.

Всем спасибо! Успехов вам, дорогие коллеги

на пути формирования лидерских качеств у ваших учеников.

Данные упражнения можно использовать и в работе с детьми, для определения у учащихся лидерских качеств.Семинар 

                                                                            « Роль классного руководителя в системе воспитания школьников

                                                                                                      в условиях реализации ФГОС».

 Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего - это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.

  Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте взрослого. Ведь иногда так хочется пофантазировать, представить себя на месте учителя или даже строгого директора. В мечтах ребенок чувствует себя взрослым. С его точки зрения он умеет все: правильно учить, интересно рассказывать, помогать кому-то в трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за плохо выученные уроки, советовать, заботиться и заступаться за слабого.

Слайд 3. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию.  Цель становящейся личности –  утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение.  А цель педагога помочь ему в этом.

Слайд 4. В условиях модернизации российского образования, реализации  Национальной образовательной  инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России,  введения Федеральных государственных  образовательных стандартов второго  поколения, возрастают воспитательные функции школы.

 Слайд 5. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

 Слайд 6.  Цель воспитательной работы современной школы по ФГОС - помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей

  Воспитание является одним из важных компонентов образования в интересах человека, общества, государства – именно так сегодня расставлены приоритеты в системе образования.  

  Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

Слайд 7.  Главные задачи современной школы по ФГОС  - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Слайд 8.  Ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе был и остается классный руководитель. От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований, т.к. именно он является тем звеном, которое соединяет всех участников учебно-воспитательного процесса (государство, родителей, общественные организации, учеников, администрацию школы и т.д.) для создания условий саморазвития и самореализации личности обучающегося.

Слайд 9. Цель деятельности классного руководителя по ФГОС:

создание условий для саморазвития и самореализации личности его успешной социализации в обществе.

Слайд 10,11.  Задачи деятельности классного руководителя по ФГОС:

- формирование здорового образа жизни;

-формирование и развитие коллектива класса;

 -создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

-организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

-защита прав и интересов обучающихся;

- организация системной работы с обучающимися в классе;

- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

- организация социально значимой, творческой деятельности.

Слайд 12. Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом.  

   Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в основе реализации стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств. Классный руководитель становится активным участником заключения взаимной договоренности между школой и родителями по удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой из сторон, закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы (ФГОС – конвенциональная норма организации образовательного процесса).

    В условиях реализации новых образовательных стандартов роль классного  руководителя -  роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Он должен  способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей.

    Актуальной становится социальная деятельность классного руководителя, направленная на формирование гражданской идентичности с целью консолидации общества, снижение рисков социально-психологической напряженности в детском коллективе, достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями.  

   Основные результаты воспитания определяются постановкой и решением ключевых задач личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития детей по направлениям деятельности классного руководителя.

Слайд 13. Классному руководителю необходимо знать:

- психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста;

- быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности;

- владеть современными технологиями воспитания.

Слайд 14. Функции и содержание  работы как классного руководителя:

Слайд 15, 16. 1. Организационно-координирующие:

- обеспечение связи ОУ с семьей;

- установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога ДО); - проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся;

- взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ;

- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

- Организация внеурочной деятельности;

- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;

- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, воспитательный план работы классного руководителя).

Слайд 17. 2. Коммуникативные:

- регулирование межличностных отношений между обучающимися;

- установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

Слайд 18. 3. Аналитико- прогностические:

- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

- определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

Слайд 19. 4. Контрольные:

- Ежедневный контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

- Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися;

- Контроль за внеурочной деятельностью.

Слайд 20. Взаимодействия классного руководителя:

image

 

Слайд 21. Внутришкольный круг:

- Учителя-предметники

- Педагог-психолог

- Педагоги дополнительного образования (внеурочной деятельности)

- Социальный педагог

- Библиотекарь

- Медицинский работник.

Слайд 22. Внешний круг:

- Семьи обучающихся;

- Внешкольные учреждения культуры, спорта, здравоохранения и другие.

Слайд 23. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

Слайд 24. Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут. Януш Корчак.

   Быть профессионально компетентным классным руководителем можно, только владея в полной мере нормативно-правовой базой по вопросам образования.

     Выстраивая стратегию воспитания в современных условиях, классный руководитель должен владеть специальными знаниями в определенных областях, умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающим качество воспитательной работы, систематически повышать свой профессионализм, соответствовать запросам современной реальной жизни.

Нормативно-правовая компетентность в сфере профессиональной деятельности классного руководителя:

- знание законодательства о современном образовании;

- нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя;

- умение применять правовую базу по вопросам защиты детства;

- умение применять законодательные акты, определяющие содержание воспитания.

Основополагающие документы, определяющие стратегические направления модернизации деятельности классного руководителя:

1. Конвенция ООН о правах ребенка.

В Конвенции права детей рассматриваются с четырех аспектов:

 -  Выживание – неотъемлемое право на жизнь.

 - Развитие – право ребенка на образование, отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право исповедовать любую религию, право на свободу совести.

 - Защита – защита ребенка в самых разных ситуациях: умственно отсталых, физически неполноценных, детей-беженцев, детей-сирот, в некоторых случаях детей нужно защищать от их собственных родителей.

-  Обеспечение активного участия в жизни общества.

2. Конституция РФ – основной закон Российского государства (извлечения).

Ст. 43 – закрепляет положения в области образования – реализация права на образование для всех граждан России, независимо от их национальности и социальной принадлежности, возрастной группы или места проживания.

Деятельность образовательных учреждений выстраивается с учетом основополагающих нормативно-правовых документов по вопросам образования.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект 2009 г.).

5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ 6.10.2009 г.).

7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. № Пр-271).

8. Указ Президента Российской Федерации о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы.

   Воспитание не может быть сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

     Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д..

        Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.

Слайд 25. Посмотрим, что же влияет на формирование коллектива?

- семья;

- окружающий мир;

- личность;

- взаимоотношение в классе;

- коллектив;

- интересы и склонности;

- коллективная работа.

     Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

     Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с учителями-предметниками. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.

   Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учрежденияхдополнительного образования. 

     В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятий классный руководитель активно взаимодействует с педагогом-организатором. При поддержке педагога-организатора классный руководитель привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность.

     Классный руководитель изучает индивидуальность учащихся, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциуме. Классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии.

    Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

     В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинского  работника образовательного учреждения.

   Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка.    Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.

     Одним из самых сложных компонентов деятельности классного руководителя является обеспечение обратной связи. Это и в методическом, и психологическом смысле довольно сложная процедура.

     Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

  Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент.

  Слайд 26.  Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого учителя.

  В процессе работы должны быть созданы  условия для:

-проявления самостоятельности;

-проявления активной общественной, гражданской позиции;

-саморазвития и самореализации;

-социализации личности в современных условиях.

Слайд 27, 28.  Критерии оценки осуществления функций классного руководителя

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими  в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, родителями обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

  Эффективно выстроенная работа классного руководителя – это условие успешной реализации требований ФГО ООО.

Слайд 29.  Кодекс чести  классного руководителя

      1. Должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать у них это чувство. Он должен видеть в каждом ученике творческую, развивающуюся личность и поддерживать стремление к самосовершенствованию.

      2. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их нравственным чувствам могут создать обстановку взаимопонимания, от которой существенно зависит и характер нравственных отношений в школе.

      3. Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся - один из важнейших регуляторов нравственных отношений. Классный руководитель  должен быть требовательным по отношению к учащимся, но его требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением, душевной теплотой, - такой, которая может быть осмыслена, понята его воспитанниками. Должен предъявлять к учащимся посильные требования и не допускать слепого подчинения этим требованиям. Необходимо, в свою очередь, воспитывать у школьников такое качество, как требовательность к себе, самокритичность.

      4. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости - важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют и нормы его взаимоотношений с детьми. Они должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Нравственные отношения не могут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жесткости. Даже в гневе учитель должен быть гуманным, внимательным к любому проявлению чуткости своих воспитанников к другим людям. Чуткость к детской чуткости во стократ дороже, чем сухие назидания о ней. Учителю необходимо учить детей чувствовать чужое горе, уметь переживать неудачу товарища как свою собственную, развивать способность откликаться на чужое несчастье.

      5. Помощь детям в трудные моменты - одна из моральных норм, регулирующих отношения между учителем и учениками. Учитель должен проявлять в помощи детям абсолютное бескорыстие, доходящее порой до самопожертвования. Его долг - чутко относиться к детям, охваченным душевным смятением, не причинять ребенку лишнюю душевную боль.

      6. Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания, но разрешать моральные конфликты необходимо не методами административного нажима, а путем нахождения компромиссных решений. Нервозность при конфликтных ситуациях, категоричность оценок действий и поступков учащихся способствуют лишь накоплению отрицательного заряда в нравственной атмосфере.

      7. Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять их, не "активизировать" окликом или угрозой.

      8. Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от насмешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не допускать злой иронии при проявлении детьми любознательности - одно из важнейших правил, которым должен руководствоваться учитель во взаимоотношениях с учащимися.

      9. Учителю следует внимательно подходить в оценке нравственных поступков ребят, старательно изучать мотивы этих поступков.

      10. Разумно используя различные формы ученического самоуправления, учителю следует постепенно направлять общественное мнение на совершенствование системы нравственных отношений, ее саморегулирование.

11. Классный руководитель  не должен злоупотреблять доверием ученика. Это наносит последнему глубокую душевную травму. Он не должен использовать ребенка в качестве информатора о поведении детей в классе и вне школы. Это противоречит нормам общечеловеческой морали. Непредвзятость, минимум подозрительности или полное отсутствие ее - обязательное правило для учителя.

      12. Классный руководитель не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию к ним.

      13. Классный руководитель должен искать и находить в каждом воспитаннике положительные качества и именно на них строить свои отношения с детьми. Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних и не подрывать веру в себя у других.

      14. Непримиримое отношение учителя ко всякому злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности и т.д. должно подкрепляться его трудовой деятельностью. Его нравственные позиции должны быть явными и совершенно очевидными для учащихся.

      15. Классный руководитель не должен злоупотреблять доверенными ему тайнами учащихся, напоминать детям о давно урегулированных конфликтах.

      16. На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека учитель должен формировать у школьников нравственные ориентации, используя для этого позитивный подход к оценке явлений, фактов, но, не забывая при этом о формировании нетерпимого отношения к негативным явлениям.

      17. В общении с детьми необходимо находить общий язык, нужный тон, индивидуальный подход - один из основных элементов и требований педагогической тактики.

      18. Развивать у ребят способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле, - одно из важнейших требований этики настоящего учителя.

      19. Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоотношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей.

     Только глубокий интерес классного руководителя к ученикам, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.

Слайд 30,31,32.   Основополагающие принципы работы классного руководителя:

      - сделать человека способным жить полной жизнью - вот твоя обязанность;

      - стремись стать совершенным учителем, соединяя в себе любовь к делу и к ученикам;

      - учить имеет право лишь тот, кто сам постоянно учится;

      - лучшее средство быть любимым детьми - самому любить их;

      - хороший пример старших - лучший проводник нравственных начал в ученической среде.

      -  будь во всём примером для учеников;

      - опыт и профессионализм, смелость и поиск - составные творчества учителя;

      - относись к себе критически. Чаще подводи итоги своей работы. В оценках стремись к объективности;

      - относись к окружающим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе;

      - воспитанного человека может воспитать только воспитанный человек;

      - не забывай, что принятая тобой должность классного руководителя – обязанность.

    Ориентируясь на сегодняшнее время, мы не должны забывать, что школа должна готовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.  Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться».

     Что для этого необходимо, я думаю, сегодня мы все вместе определили. И если мы будем руководствоваться этими принципами, то многие наши проблемы будут решены.

     Сегодняшнее выступление хочу закончить так:

     Слайд 33. Ребенок - горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь в каждом ребенке.

   Таким образом, современный педагог, воспитатель должен совершенствоваться, обновляться в соответствие с новыми требованиями.

 

Рекомендации

1. Обновлять содержание деятельности классного руководителя в рамках гуманитарной парадигмы, с обязательным соблюдением принципа вариативности и гуманистического характера образования.

2. С целью формирования инновационного поведения учащихся, образовательная деятельность классного руководителя должна опираться на системно-деятельностный подход, предусматривать включение учащихся в различные виды деятельности по освоению социальных ролей.

3. Организация внеурочной деятельности, как неотъемлемая часть образовательного процесса, должна координироваться классным руководителем, учитывать индивидуальные интересы и потребности обучаемых и их родителей, предоставлять возможность выбора, охватывать весь контингент воспитанников.

4. Деятельность классного руководителя должна предусмотреть создание индивидуальных образовательных траекторий, разработку и реализацию индивидуальных образовательных программ.

5. Используемая классным руководителем модель взаимодействия с родителями должна быть ориентирована на стратегию сотрудничества и делового партнерства, которая выражается умением педагога договориться, в необходимый момент сориентировать в потоке информации; вовлечь в совместную деятельность планирования и др. Задача классного руководителя: способствовать осознанию родителями их роли как субъектов образовательного процесса, понимающих и могущих активно влиять на образовательные цели, содержание образования, образовательные технологии, образовательно-воспитательную среду школы. Это предполагает в выстраивании стратегии сотрудничества с родителями учета новой образовательной ситуации, возросшего уровня двусторонней ответственности.

 

 

 

 

 

(Слайд 1)                                        Учебная ситуация

как способ формирования универсальных учебных действий

 

 

(Слайд 2) Одной из приоритетных задач современного образования является реализация ФГОС ОО, устанавливающего требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, акцентируя внимание на приоритетности формирования универсальных учебных действий (УУД), способствующих развитию у детей умения планировать, целенаправленно осуществлять разного рода деятельность в различных жизненных ситуациях.

(Слайд 3) Как показала практика, в процессе внедрения ФГОС ОО учитель сталкивается спротиворечиями между:

  • необходимостью формирования УУД и возникающими затруднениями при репродуктивной модели обучении в школе;
  • достаточным количеством традиционных и новых методов и приёмов работы и недостаточной компетентностью учителей в выборе наиболее оптимальных.

Анализ выявленных противоречий способствовал поиску оптимальных условий, методов и приёмов для их устранения. (Слайд 4) На основе изучения психолого-педагогической литературы было установлено, что одна из ключевых задач педагога связана с необходимостью организацииусловий, активизирующих детское действие, поэтому в качестве ключевого направления по формированию УУД было выбрано создание учебных ситуаций на уроках.

(Слайд 5) Организуя свою профессиональную деятельность в данном направлении, проводя уроки,  стала замечать, что чем интереснее сформулировано задание, чем больше ставишь перед детьмивопросов, предполагающих неоднозначные ответы, тем быстрее и активнее они включаются в работу.

Особенность технологии создания учебных ситуаций состоит в том, чтобы создать на уроке возможности  и  условия   для   творческого   усвоения   знаний.   Ведь  если посмотреть объективно, то учащиеся в процессе обучения ничего нового ни в предмет, ни в метод познавательной деятельности не вносят; они не делают новых открытий в науке, не создают новых методов исследования и изобретения. В этом смысле они лишь воспроизводят то, что в науке и в практике уже давно сложилось. Повторяю – это объективно.  Субъективно же, то есть с позиции самих учащихся, в процессе обучения они приобретают такие знания и овладевают такими методами познавательной деятельности, которыми они ранее не владели. По этому поводу психолог С.Г.Рубинштейн справедливо утверждал, что «ученик не открывает, а лишь усваивает добытые человечеством знания, он не открывает знания для человечества, но для себя лично он их открывает». А это открытие ребёнок может сделать только тогда, когда он сам найдет ответ на нужный вопрос или выберет такой путь, который однозначно приведёт его к нужному ответу.

(Слайд 6) Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества.

(Слайд 7) Однако следует отметить, что создание каждой учебной ситуации – процесс сугубо индивидуальный. Казалось бы, методически разработаны и пути, и способы создания учебных ситуаций, но всё же в каждом отдельном случае этот процесс требует чёткой продуманности и не всегда может соответствовать какой-то уже известной модели.

Но, несмотря на всё это, для меня именно создание учебных ситуаций на уроках русского языка является одним из тех способов, который позволяет сделать каждый урок неповторимым. (Слайд 8)  Кроме всех педагогических и методических достоинств, названных выше, хочу отметить ещё и то, что сама по себе учебная ситуация – это ещё и прекрасная возможность создать на уроке ситуацию успеха для отдельно взятого ученика. Каждая (пусть даже самая маленькая) удача стимулирует ребёнка, заставляет его поверить в свои силы, создаёт благоприятный психологический фон работы. А всё это, в свою очередь, позволяет идти дальше: повышать уровень сложности учебных ситуаций, делать акцент не на факте приобретения знания, а привлекать внимание к самому процессу получения информации, оттачивая тем самым общеучебные способности ученика анализировать, рассуждать, систематизировать, выделять главное и т.д.

(Слайд 9) Проектируя учебные ситуации на уроке, учитываю специфику изучаемой темы, уровень подготовленности учеников и тип урока. Так, на уроках открытия нового знания целесообразнее использовать учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности, на уроках обобщения – с элементами игровой и творческой деятельности.

Зависит выбор учебной ситуации и от возрастных особенностей учеников. Так, в 5-6 классах предпочтение отдаю учебным ситуациям с элементами игровой и творческой деятельности, в 7-9 классах – с элементами конструктивной и исследовательской.

Учебная ситуация может охватывать определённый этап урока, весь урок или распространяться на несколько уроков.

(Слайд 10) Изучив методическую литературу по данной проблеме, провела отбор наиболее эффективных, на мой взгляд,  приёмов для создания учебных ситуаций,  классифицировала их в зависимости от этапов урока и соотнесла с теми УУД, которые формируются в процессе обучения.

При создании учебных ситуаций на уроке использую разнообразные педагогические приёмы, которые могут быть применены на определённом этапе урока.

(Слайд 11) На этапе актуализации ранее приобретённых знаний моделирую учебные ситуации, вызывающие познавательное затруднение (это могут быть дидактические игры «Найди четвёртое (третье) лишнее», «Да-нетка», «Лови ошибку»), что позволяет ученикам оценить и провести коррекцию уже имеющихся знаний и способов действия (регулятивные УУД).

(Слайд 12) При создании учебных ситуаций целеполагания наиболее эффективными считаю такие приёмы, как «Проблемный вопрос», «Неопределённость». «Привлекательная цель», «Отсроченная отгадка», «Фантастическая добавка».

На данном этапе ученики планируют свои дальнейшие действия (коммуникативные УУД), формулируют учебную задачу  (регулятивные УУД), определяют личностную значимость изучаемого материала (личностные УУД), формулируют познавательные цели (познавательные УУД).

На этапе  открытия нового знания выбор учебной ситуации во многом зависит от уровня подготовленности класса. Если школьники владеют навыками самостоятельной (индивидуальной или групповой деятельности), использую приём «Научно-исследовательская лаборатория»; если навыки самостоятельной работы недостаточно сформированы,  беру на себя роль координатора: предлагаю алгоритмические предписания по выполнению задания, оказываю ученикам помощь в обосновании и формулировании собственных точек зрения. В этом случае наибольшего результата позволяет достичь приём «Проблемный диалог».

В ходе сотрудничества, выявления проблемы и поиска способов её разрешения (коммуникативные УУД), планирования своей работы (регулятивные УУД), анализа предложенного материала, выдвижения гипотез, установления причинно-следственных связей (познавательные УУД), оценивания усваиваемого содержания (личностные УУД)происходит активное познание.

(Слайд 13) На этапе применения нового знания ученики демонстрируют свой образовательный продукткоторый они получили в ходе работы (придуманные сказки, таблицы, рецензии, инструкции и т.д.). Каждый ученик имеет возможность сравнить свой результат выполнения задания с результатами сверстниковНа этом этапе использую такие приёмы, как «Мини-проект», «Своя опора», «Аукцион», «Презентация».

В ходе конструктивного взаимодействия (коммуникативные УУД) представляются результаты деятельности (познавательные УУД), происходит контроль и соотнесение результата с заданным эталоном (регулятивные УУД).

(Слайд 14) Приёмы «Незаконченное предложение» и «Синквейн» на этапе рефлексии, помогают создать такую учебную ситуацию, в ходе которой ученики осознают результаты своей деятельности(регулятивные УУД).

(Слайд 15) Практика применения учебных ситуаций на разных этапах урока показала своюрезультативность: у учащихся развиваются презентационные умения, они приобретают экспертные умения и навыки, самостоятельно отыскивают необходимую информацию и применяют имеющиеся знания для решения ситуационной проблемы, у них сформированы интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения. (Слайд 16) О результативности работы свидетельствует повышение уровня сформированностиуниверсальных учебных действий1, увеличение количества и улучшение качества    творческих и исследовательских работ.

(Слайд 17) Опыт работы по данной теме был представлен на научно-практических конференциях, открытых уроках и на персональном сайте.

Таким образом, можно сделать вывод: создание учебных ситуаций на уроке ставит школьника в позицию субъекта своего обучения в новой системно-деятельностной образовательной парадигме, помогает учителю сделать современный урок развивающим, где минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. (Слайд 18) А это, в конечном итоге, и есть наша главная образовательная задача - вывести обучение на метапредметный уровень, потому что «Vitae, non scholae discimus» (не для школы, а для жизни мы учимся)

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа классного руководителя

в условиях ФГОС


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Работа классного руководителя в условиях внедрения нового образовательного стандарта возрастает. От личности классного руководителя, овладения им высокого уровня профессиональной и общекультурной компетенций зависит успех совершенствования воспитательного процесса и в классе, и в школе. Серьёзные изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной жизни, затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жёсткими, требующими конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.

Как бы ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель является формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников. Классный руководитель с первых дней своей работы оказывается включённым во всё многообразие проблем реального целостного педагогического процесса. Ему необходимо быстро ориентироваться в сложных ситуациях, принимать обоснованные решения. При этом он должен уметь учитывать конкретные условия жизнедеятельности вверенного ему детского коллектива, в соответствии с ними определять воспитательные задачи и средства их достижения, настойчиво и последовательно добиваться реальных результатов в развитии личности школьника.

В своей воспитательной деятельности важным считаю внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. Это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личностных компетенций школьника.

Все, наверное, согласятся со мной, что отношение к обучению изменилось. Сейчас часто можно слышать от детей фразы, выражающие нежелание выполнять домашние задания, идти в школу, на занятия. Многие дети не стремятся расширять запас своих знаний: пассивны на занятиях. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная с обучением. Крушение оптимизма (а именно признание, любовь и уважение со стороны взрослого, одноклассников) - серьезная проблема на сегодняшний день.

Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной и воспитательной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего его мира, а образовательное учреждение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения и т.д. Это и определяет главный смысл деятельности педагога: создать каждому ребенку ситуацию успеха. Причем успех должен быть доступен каждому ребенку. Я уверена, что если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни. Поэтому вся моя воспитательная деятельности ориентирована на выпуск успешного ученика.

И современный педагог не просто воспитатель или предметник-руководитель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент.

Для более четкого выявления списка проблем необходимо мобильное, объективное и достаточно разностороннее информационное поле. В практике нашей работы по сбору независимой информации достаточное количество методических приемов: анкетирование, мониторинг, карты индивидуального развития . Всестороннее рассмотрение информации позволило нам не только определить проблемы класса, но и решать текущие управленческие вопросы. Выявление проблем позволило мне взглянуть на построение воспитательного процесса в целом и максимально его индивидуализировать.

Результатом целенаправленной воспитательной работы является то, что мои воспитанники считают себя вполне успешными и добиваются хороших результатов. Сафиуллина Зарина, Гарипов Булат, Гатауллина Алия учатся на «отлично», Зиннатуллин Артур, Бурганова Аделина, Серова Ксения и др. участвуют на всех школьных и классных мероприятиях. Класс активно участвует в предметных конкурсах, как «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кленовичок», «Старт», так же в муниципальных олимпиадах и конкурсах. Гарипов Булат в конкурсе сочинений занял второе призовое место.

Мониторинг уровня воспитанности – также один из основных критериев оценки воспитательной работы. Работа по анализу воспитанности обучающихся проводится регулярно и показывает хорошие результаты. Согласно собранным данным, в классе наблюдается положительная динамика уровня воспитанности.

При организации воспитательных мероприятий используется метод коллективных творческих дел, который дает возможность самоактивизации, саморегулирования, самоконтроля и самооценки учащихся.

В процессе совместной работы рождаются и новые традиции класса. Например, в классе стало доброй традицией ежегодно проводить в школе Урок Толерантности. Ребята с большим удовольствием организуют и общешкольные акции – поздравления жителей с Днем Пожилых людей, Днем Матери, 8 Марта, Днем Победы и др. Каждый год проводим уроки Мужества. Ежегодно возрастает процент учащихся, принимавших участие в различных социальных акциях. Это концерты ко Дню пожилого человека, ветеранов ВОВ, акция «Подари книгу» по пополнению библиотечного фонда, сбор макулатуры и др., которые, по моему мнению, воспитывают в детях чувство сопереживания, доброты, чего так не хватает в нашей жизни. Совместно с воспитанниками и их родителями проводим общешкольную социальную акцию по оказанию помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Безусловно, воспитательная работа в классе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Родители оказывают помощь во всех делах коллектива, проявляют интерес ко всем успехам и неуспехам детей. Активно участвуют в жизни класса и школы в целом. Мы организовываем совместные классные мероприятия. Регулярно проводятся родительские собрания. Родители принимают активное участие в общественной жизни класса.

90 % учащихся класса и их родителей включены в активную творческую деятельность, креативны, коммуникативны. Остальные хоть и не проявляют инициативы, однако охотно участвуют в делах ученического коллектива, с большой ответственностью относятся к поручениям.

Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий. Одним из приоритетных направлений Программы развития школы является создание школы здоровье сбережения. Регулярно проводятся мероприятия по сохранению здоровья. За время совместной работы с воспитанниками накопился достаточный опыт в утверждении позитивного отношения к здоровому образу жизни.

В. А. Сухомлинский писал: « Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями». Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого учителя.

Мой класс - девчонки и мальчишки,

 

Такие разные они:

 

Одни рисуют, любят книжки,

 

Других компьютер так манит!

 

Спешу я к ним не только, чтобы

 

Их как учитель поучать,

 

Мне с ними весело, еще бы,

 

Мой класс не может заскучать!

 

Потехе час и время делу:

 

Мой класс к успеху устремлен,

 

Талантом, я признаюсь смело,

 

Ребенок каждый наделен.

 

Они, конечно, непоседы,

 

Но знаю – незачем кричать.

 

Ведь можно в ласковой беседе

 

Про поведение сказать.

 

Вхожу я в класс свой, улыбаясь,

 

И вижу блеск ответный глаз.

 

Я их люблю, для них стараюсь,


 

 

Ведь класс мой – самый лучший класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий проведения семинара-тренинга

 I. Целевая установка

   Как вы  понимаете  значение понятия «климат в коллективе»?

      Если люди безразличны друг к другу, если они равнодушны к работе, то как это отражается на коллективе?  Какой будет в нем климат?

     Значит, от хорошего климат зависит успех любого дела. Что нужно для создания хорошего климата в коллективе?

Правила сотрудничества

1. Терпение, выдержка, доброжелательность.

2. Распределение обязанностей.

3. Умение подчиняться.

4. Правильная самооценка.

II. Введение в тему

1) Деловая игра «Газета»

А теперь у нас есть возможность применить правила сотрудничества на практике и проверить, можем ли мы создать теплый, хороший климат в нашем коллективе. А успешность вашей работы будем оценивать по результату.

Перед вами лежат фломастеры и лист ватмана. Внимание, начинаем игру «Газета».

Представьте себе, что ваша команда - это редакция газеты или журнала.

Задача каждой редакции - выпустить номер газеты о шефской работе в нашей школе.

Когда работа будет закончена, вы повесите газеты на доску. На работу вам дается 5 минут. Засекаю время - начали!     Можно включить тихую музыку.

2) Выступление  кл.рук .7В класса Субханкуловой С.П «Из  опыта организации шефской работы»

 

III. Работа в группах

ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ – ОСНОВА ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

       Коллектив – это группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Стадии развития коллектива.

1. Становление коллектива (стадии первоначального сплочения). Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования.

    Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

2. Стабилизация структуры коллектива.

     Коллектив в это время выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции.

     Основная цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых коллектив создается.

      На этой стадии в развитии коллектива возможны скачки, остановки движения из-за преодоления противоречий между коллективом и отдельными учениками; между общими и индивидуальными перспективами; между отдельными группами уч-ся.

3. Расцвет коллектива.

     На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.

     Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

4. Развитие коллектива.

      На этой стадии каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

       Между стадиями нет четких границ – возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей.

Если понадобилось сплотить учащихся в новый коллектив для выполнения своей цели работы с ними, то предлагается следующий алгоритм формирования коллектива.

 

 

Алгоритм формирования коллектива.

Я создаю коллектив.

1. Я должен понравиться детям.

2. Я должен их изучить.

3. Я должен определить ведущий вид деятельности, в котором мы объединимся.

4. Я должен увлечь ребят этой деятельностью.

5. Я должен объединить вокруг этой деятельности ядро – моих ближайших помощников (актив).

6. Я должен поставить перед ребятами яркую далекую и не менее яркую близкую цель.

7. Я должен утвердить определенный стиль общения, стиль отношений между ребятами.

8.Я должен частично передать управление деятельностью ребятам и создать органы самоуправления.

9. Я должен предложить ребятам знаки отличия, элементы формы, ритуалы.

10. Я должен найти и оборудовать место встречи коллектива.

11. Я должен заложить определенные традиции.

12. Я должен обеспечить всем надежное чувство защищенности.

13. Я должен не допустить замыкания детей на себя, должен сделать коллектив открытым.

14. Я должен найти друзей для моих ребят – интересный коллектив.

15. Я должен не стоять на месте. Остановка – смерть коллектива.

 

Главные черты, которые любят дети: быть тактичным, добрым, уметь хранить детские тайны, учитывать индивидуальные особенности детей, иметь чувство юмора, доверять детям, спокойно реагировать на все, не отходить от поставленных целей и задач.

Принцип воспитательной работы с детьми:

  • не запрещать, а направлять;
  • не управлять, а соуправлять;
  • не принуждать, а убеждать;
  • не командовать, а организовывать;
  • не ограничивать, а предоставлять свободу выбора…

Как организовать коллективное дело?

У любого дела есть свои ступени роста – этапы:

1- определение цели и задач дела;

2- планирование работы и распределение обязанностей;

3- коллективная подготовка дела;

4- проведение;

5- подведение итогов, анализ результатов дела.

Прохождение каждого этапа будет успешнее, если придерживаться правил организаторской работы:

Правило 1. «Получив задание, разберитесь в нем».

Определите цель, задачи дела, выделите главное, установите сроки, место проведения, используемые средства для подготовки и проведения мероприятия, участников работы.

Правило 2. «Используйте опыт других в подобных делах».

Узнайте, как проводили подобные дела другие. Помните: вы можете не только выбрать способ, форму деятельности, но и придумать что-то совершенно особое, новое.

Правило 3. «Учитывайте возможности каждого члена вашего коллектива».

Нельзя планировать невыполнимые и слишком легкие дела. Всегда помните о талантах вашего коллектива: танцорах, певцах, музыкантах, актерах, юмористах и др.

Правило 4. «Работа должна быть понятна каждому».

Разберите все вместе поручения каждого (микрогруппы). Определите, какими способами можно выполнить поручение, а ответственный пусть сам выберет подходящий ему вариант.

Правило 5. «Каждый отвечает за свой участок работы».

Безответственное отношение к одному из поручений может погубить все дело. Командиры из совета дела должны контролировать выполнение поручений каждым членом их микрогруппы.

Правило 6. «Действуйте дружно, действуйте вместе».

Поручение должно найтись для каждого, но можно и одно задание выполнять целой командой.

Правило 7. «Итоговый анализ – залог успешных дел в будущем».

Собравшись после проведенного дела все вместе, обязательно ответьте на вопросы:

- Добились ли вы цели, которую ставили?

- Что получилось хорошо (плохо) при подготовке и проведении дела? Почему? Какой вывод на будущее можно сделать?

- Что нового узнали, чему научились при проведении дела?

Попробуйте организовать свое дело по предложенным этапам.

 

Алгоритм коллективного дела.

1. Поставьте цель, определите, что требуется сделать (копилка идей, разведка дел и др.).

2. Определите, кто будет организовывать и контролировать все дело, отдельные поручения (штаб, совет дела или др.).

3. Разбейте всю планируемую работу на части, составьте план выполнения дела (этапы подготовки, проведения дела).

4. Посоветуйтесь с опытными людьми о выполнении этапов дела.

5. Разбейтесь на микрогруппы (экипажи, команды, патрули, звездочки и др.).

6. Распределите обязанности (задания) между микрогруппами, а в них - между отдельными ребятами.

7. Решите, как будете выполнять поручение: на общем сборе, собрании микрогруппы.

8. Вносите по ходу работы изменения, если условия требуют этого.

9. Учитывайте, кто и как работает (награждение самых активных знаками отличия, переходящие знаки отличия).

10. Подведите итоги дела, проанализируйте все его этапы, сделайте выводы на будущее (собрания микрогрупп, общий сбор).

      Настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему способствует совместная деятельность ребят - участников групп. В зависимости от стадии развития детского коллектива классный руководитель использует различные стили руководства им. Рассмотрим некоторые стили руководства детским коллективом с учетом специфики и характера деятельности.

Приказание:

- четко ставьте цели и инструктируйте ребят;

- чаще проводите инструктаж;

- уточняйте, как поняты ребятами конкретные задания;

- кратко с каждым исполнителем уточните его действия;

- проверяйте выполнение заданий;

- отмечайте ошибки и хорошо выполняемые поручения;

- будьте требовательны, но тактичны.

Распределение и стимулирование:

- оценивайте и учитывайте в работе индивидуальность характеров ребят;

- выявляйте общие интересы;

- если необходимо – давайте задания;

- следите за тем, чтобы задания выполнялись точно;

- хвалите в присутствии других;

- недостатки разбирайте наедине;

- поощряйте за позитивную самостоятельную деятельность.

Участие в принятии решений:

- ставьте цель, не уточняя способов достижения;

- ограничивайте прямые указания и контроль;

- создавайте системы самоконтроля;

- проводите консультации по отдельным проблемам;

- поощряйте высказанные замечания;

- предоставляйте больше самостоятельности;

- не самоустраняйтесь от контроля.

Передача полномочий:

- оказывайте поддержку и помощь, если ребята просят о ней;

- избегайте вмешательства в дела без особой необходимости;

- не ослабляйте контроль;

- соизмеряйте возможности ребенка и сложность задания;

- не забывайте хвалить ребят как можно чаще.

Результаты работы классного самоуправления убеждают, что жизнь коллектива становится более интересной, активность каждого, сопричастность к классной жизни улучшает общий эмоциональный настрой. Ученики отмечают, что чувствуют себя в школе комфортно,  повышение морального уровня в коллективе, выявление организаторских навыков подростков, учащиеся проявляют самостоятельность в реализации многих программ.

Быть классным руководителем – это радость общения, это круг своих детей, это реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику, это радость небольших достижений и больших побед. Успех приходит тогда, когда проявляешь искреннюю любовь к детям, принципиальность, тактичную требовательность, справедливость, неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника.

 

Памятки

 

Акции для учащихся

 

Акция № 1. “Дружба для меня…”

 

Акция является составляющей частью Дня толерантности.

 

Цель: актуализировать представления участников о толерантности.

 

Инструкция: проголосуй за то высказывание на тему дружбы, которое тебе сейчас наиболее близко.

 

Предлагаемые пословицы для размышлений, а также их трактовка.

Высоко сижу, далеко гляжу (трудно сблизиться, так безопаснее).

Как аукнется, так и откликнется (понимаю свою ответственность, вклад в отношения).

Дедка за репку, бабка за дедку…(признание ценности дружбы в коллективе).

По щучьему велению, по моему хотению (в отношения не вкладываюсь).

 

Акция № 2. “Такие ли мы разные?..”

 

Акция создавалась по материалам проектной деятельности учащихся многонационального класса.

 

Цель: создать атмосферу общности у представителей разных этносов класса.

 

Предлагаемый фольклорный материал для исследовательской работы и рефлексии участников акции: большое количество пословиц и поговорок народов мира на разные темы, написанных на бумаге в форме листьев дерева.

 

Инструкция: выбери пословицу или поговорку о дружбе и укрась ею “Дерево дружбы”.

 

Акция № 3. “В здоровом теле – здоровый дух”.

 

Акция создавалась для проведения в школе Дня Здоровья.

Цель: закрепить у участников ценность здорового образа жизни.

 

Инструкция: проголосуй за ту пословицу на тему здоровья, которое тебе сейчас наиболее близко.

 

Предлагаемые пословицы и поговорки, направленные на осознание личной ответственности участников акции за свое здоровье.

Здоровье дороже золота (понимаю ценность собственного здоровья).

Не каждый больной, кто стонет (понимаю, что в болезни может быть выгода).

Болит бок девятый год, не знаю которо место (безответственное отношение к своему здоровью).

Больной лечится, здоровый бесится (не ценю собственное здоровья).

 

 

 

 

Акции для педагогического коллектива.

 

Акция № 1. “Классный классный”.

 

Акция является составляющей тренинга для классных руководителей.

Цель: помощь классному руководителю в осознании своей социальной роли.

 

Инструкция: отдайте свой голос той роли, которая на данный момент вами наиболее востребована.

 

Предлагаемые роли дают возможность понять, какую позицию выбирает классный руководитель во взаимоотношении с учениками.

Контроль за успеваемостью и дисциплиной.

Вторая мама.

Организатор досуга.

Помощник в трудных обстоятельствах.

Старший товарищ.

Защитник.

 

Акция № 2. “Сгорая сам …”

 

Акция создавалась для тренингов с педагогами по профилактике эмоционального выгорания.

Цель: дать обратную связь педагогам, развить рефлексию.

 

Инструкция: выберите ту поговорку на тему отношения к работе, которая вам сейчас наиболее близка.

 

Предлагаемые пословицы и поговорки для диагностики эмоционального состояния педагогов.

Сгорай, а товарища выручай (педагог хочет работать, но есть риск выгорания).

Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит (педагог находится в критическом состоянии).

Кто работает, на том, и везут (педагог находится в начальной стадии выгорания).

Один в поле не воин (педагог занимает разумную позицию).

 

Акция № 3. “Я и труд”

 

Акция разработана для педагогического совета школы.

Цель: повысить сплоченность коллектива для решения учебных задач.

 

Инструкция: выберите то выражение, которое вам сейчас наиболее близко, организуйте группу и объясните что вам в нем важно.

Аффирмации для размышлений.

Труд продлевает нашу молодость.

Можно познать все, кроме самого себя.

Кадры решают все.

Берись за дело, не спеша, начатое доводи до конца.

Безделье ускоряет наступление старости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета «Обратная связь»

Ф.И.О.___________________________________________________________________________

Дата_____________________________________________________________________________1.    Степень моей включенности в работу: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Что мешало мне быть включенным в работу___________________________________________

Что помогало____________________________________________________________________

  1. Мои основные ошибки в ходе занятия:

      а) по отношению к себе____________________________________________________________

      б) по отношению к группе__________________________________________________________

      в) по отношению к ведущему_______________________________________________________

      3.    Самыми значимыми для меня стали следующие эпизоды и упражнения (помогли что – то понять, осознать, в чем – то разобраться), что – то изменить в себе и т. п._____________________

___________________________________________________________________________________

      4. Что раздражало, вызывало агрессию, напряжение, неприятие_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      5. Я реализовал(а) себя на занятиях:

- на эмоциональном уровне   1 2 3 4 5 6 7

- на интеллектуальном уровне     1 2 3 4 5 6 7

- на поведенческом уровне     1 2 3 4 5 6 7

     6. Мои замечания, пожелания ведущему_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Анкета «Обратная связь»

Ф.И.О.___________________________________________________________________________

Дата_____________________________________________________________________________1.    Степень моей включенности в работу: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Что мешало мне быть включенным в работу___________________________________________

Что помогало____________________________________________________________________

  1. Мои основные ошибки в ходе занятия:

      а) по отношению к себе____________________________________________________________

      б) по отношению к группе__________________________________________________________

      в) по отношению к ведущему_______________________________________________________

      3.    Самыми значимыми для меня стали следующие эпизоды и упражнения (помогли что – то понять, осознать, в чем – то разобраться), что – то изменить в себе и т. п._____________________

___________________________________________________________________________________

      4. Что раздражало, вызывало агрессию, напряжение, неприятие_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      5. Я реализовал(а) себя на занятиях:

- на эмоциональном уровне   1 2 3 4 5 6 7

- на интеллектуальном уровне     1 2 3 4 5 6 7

- на поведенческом уровне     1 2 3 4 5 6 7

     6. Мои замечания, пожелания ведущему_______________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon seminar_0.ppt794.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: