Программа внедрения технологии уровневой дифференциации в образовательный процесс в начальной школе в условиях реализации ФГОС.
Программа внедрения технологии уровневой дифференциации в образовательный процесс в начальной школе в условиях реализации ФГОС.
Актуальность использования технологии уровневой дифференциации:
- структура коллектива требует применение дифференциации в процессе обучения;
- при использовании технологии уровневой дифференциации ученик получает право выбора доступного для него пути обучения;
- дифференцированное обучение способствует повышению учебной мотивации и развивает интерес к предмету у школьников;
- дифференцированное обучение сохраняет индивидуальность личности;
- использование уровневой дифференциации в обучении обеспечивает каждому ученику базовый уровень подготовки;
- уровневая дифференциация дает возможность успевающим учащимся развивать свои способности к математике;
- уровневая дифференциация способствует повышению качества знаний.
Технология уровневой дифференциации обучения направлена на получение каждым учащимся обязательного базового уровня, предусмотренного общеобразовательной программой обучения. Организация технологии уровневой дифференциации на учебных занятиях предусматривает:
- одновременную работу с несколькими группами учащихся, находящихся на различных уровнях усвоения учебного материала;
- наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.
Цель: Выявить влияние применения уровневой дифференциации на динамику предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Задачи:
1.Определить критерии использования технологий дифференцированного обучения.
2.Провести начальную диагностику предметных, метапредметных и личностных результатов.
3. Определить способы уровневой дифференциации на уроках.
4. Разработать разноуровневые задания для учащихся.
5.Реализовать дифференцированный подход на различных этапах урока.
6. Провести диагностический контроль динамики предметных, метапредметных и личностных результатов применения технологии уровневой дифференциации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_urovnevoy_differentsiatsii.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внедрения технологии уровневой дифференциации в образовательный процесс в начальной школе, в условиях реализации ФГОС.
Сроки реализации: 2015-2020 учебные годы.
Одним из основных направлений современного обучения является индивидуализация, где основой является дифференцированный подход в обучении.
Дифференцированное обучение - это:
1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств 'гомогенная группа);
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) -это:
1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
Актуальность использования технологии уровневой дифференциации:
- структура коллектива требует применение дифференциации в процессе обучения;
- при использовании технологии уровневой дифференциации ученик получает право выбора доступного для него пути обучения;
- дифференцированное обучение способствует повышению учебной мотивации и развивает интерес к предмету у школьников;
- дифференцированное обучение сохраняет индивидуальность личности;
- использование уровневой дифференциации в обучении обеспечивает каждому ученику базовый уровень подготовки;
- уровневая дифференциация дает возможность успевающим учащимся развивать свои способности к математике;
- уровневая дифференциация способствует повышению качества знаний.
Технология уровневой дифференциации обучения направлена на получение каждым учащимся обязательного базового уровня, предусмотренного общеобразовательной программой обучения. Организация технологии уровневой дифференциации на учебных занятиях предусматривает:
- одновременную работу с несколькими группами учащихся, находящихся на различных уровнях усвоения учебного материала;
- наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.
Цель: Выявить влияние применения уровневой дифференциации на динамику предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Задачи:
1.Определить критерии использования технологий дифференцированного обучения.
2.Провести начальную диагностику предметных, метапредметных и личностных результатов.
3. Определить способы уровневой дифференциации на уроках.
4. Разработать разноуровневые задания для учащихся.
5.Реализовать дифференцированный подход на различных этапах урока.
6. Провести диагностический контроль динамики предметных, метапредметных и личностных результатов применения технологии уровневой дифференциации.
Педагогические методики: авторские педагогические технологии дифференциации обучения: внутрипредметная – автор Гузик Н.П., уровневая на основе обязательных результатов – автор Фирсов В.В., метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская.
Диагностические методики:
- методика М.И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения младших школьников»;
- проба на внимание П.Я. Гальперина, С.Л. Кабыльницкая
Уровневая дифференциация обучения предусматривает наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся.
Использование технологии уровневой дифференциации на уроке предполагает:
- работу с несколькими группами учащихся на разных уровнях усвоения материала;
- наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.
Способы уровневой дифференциации на уроках.
1. Дифференциация по объему учебного материала.
Способ заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Остальные учащиеся в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссворд, анаграмму и т.п.).
2. Дифференциация по уровню трудности.
Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности. Приведем пример дифференцированного задания по работе с текстом:
- составить план рассказа по изучаемой теме (1-ый уровень);
- подготовить тезисы по этой теме (2-ой уровень);
- составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов (3-ий уровень).
3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются:
- образец оформления ответа; памятки, планы;
- карточки-помощницы с наводящими вопросами;
- справочные материалы;
- наглядные опоры, иллюстрации, (в виде рисунка, фотографии, картины);
- начало или частичное выполнение задания.
5. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.
Для разноуровнего обучения использую:
• Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи
• Альтернативные задания для добровольного выполнения
• Задания, содержание которых найдено учеником
• Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности
Уровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
Дифференциация содержания учебных заданий:
- по уровню творчества,
- по уровню трудности,
- по объему,
- по степени самостоятельности,
- по характеру помощи учащимся
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания предлагаются на выбор. Технология дифференцированного обучения предполагает добровольный выбор каждым учеником уровня заданий.
Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности: динамика предметных, метапредметных и личностных результатов.
Результаты деятельности педагога:
- совершенствование программно-методического обеспечения ;
- разработка тематических дидактических и контрольно-измерительных материалов, реализующих уровневую дифференциацию;
- совершенствование методики подготовки и проведения уроков с учётом уровневой дифференциации.
Результаты мониторинга: применение уровневой дифференциации оказывает положительное влияние на динамику предметных, метапредметных, личностных результатов.