Работу начинаю с проведения диагностики обучающихся, что дает возможность объединять детей в подвижные группы. Особенность этих групп состоит в том, что детям предоставляется возможность поучаствовать на разных уроках в разных группах, в соответствии с познавательным интересом и с использованием интерактивных форм обучения. В своей практике использую универсальные способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроках разного типа и на различных этапах урока. В зависимости от возрастных особенностей детей и особенностей класса в целом дифференцированную работу организую различными способами. Например, задания дифференцированы с учетом уровня творческих возможностей обучающихся. Цель: формирование умения группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям (анализ, сравнение, обобщение, синтез). Математика. 1 класс. 3 четверть. Тема: «Числа 1-20». На доске записаны числовые выражения: 4+9 8-5 15-7 12-9 6+2 17- 6 7+7 6-3 13-5 1 Уровень. Запиши примеры на вычитание и реши их. 2 Уровень. Запиши примеры на вычитание и реши их. Составь и реши два аналогичных примера. 3 Уровень Запиши примеры на вычитание и реши их. Составь из этих числовых выражений три числовых неравенства. Русский язык. 2 класс. 1 четверть. Тема: «Перенос слова». 1 Уровень. Раздели слова для переноса по образцу используя памятку. Ли-ния. Береза, мороз, ученик, стол, хорошо, учит. 2 Уровень. Раздели слова для переноса по образцу. Найди в каждой строчке лишнее слово, подчеркни. Ли-ния. Заяц, лось, медведь, лев, волк. Юла, кукла, кубик, лото. 3 Уровень. Измени слово так, чтобы его можно было разделить для переноса.Запиши, раздели. Придумай свои два примера. Дом - _____, клён - ____, … Кроме этого задания могут быть составлены с учетом уровня сложности. Цель: формирование умения ориентироваться в таблицах. Математика. 2 класс. 1 четверть. Тема: «Нахождение периметра прямоугольника». 1 Уровень. Составь и реши задачу, используя таблицу. Длина | Ширина | Периметр | 8 см | 4 см | ? |
2 Уровень. Составь и реши задачу, используя таблицу. Вычисли периметр прямоугольника. Длина | Ширина | Периметр | 8 см | ?, на 3 см < | ? |
3 Уровень Составь и реши задачу, используя таблицу. Вычисли его периметр. Начерти другие прямоугольники с таким же периметром. Длина | Ширина | Периметр | 8 см | ?, на 4 см < | ? |
Цель: формирование умения ориентироваться в схемах. Русский язык. 2 класс. 1 четверть. Тема: «Распространенное и нераспространенное предложение». Уровень 1 Составь и запиши предложение по схеме. Где? -------- ========. Уровень 2 Составь и запиши предложения по схемам. Где? ------- ========. I------ ======= какой? (какая?, какое?) что?. Уровень 3 Составь и запиши предложения по схемам. Придумай свое предложение, начерти его схему. Где? ------- ========. I------ ======= какой? (какая?, какое?) что?. Задания могут быть дифференцированы по объему усвоенной информации. Цель: формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, памятках. Русский язык. 2 класс. 1 четверть. Тема: «Перенос слов». (Первый урок при изучении темы.) № 1. Спиши слова, деля их для переноса используя правило из учебника или памятку. Карандаш, пенал, яблоня, оценка, окно, яма, тетрадь. № 2. Найди и подчеркни слова, у которого звуков больше, чем букв. Запиши звуковую схему слова, которое нельзя разделить для переноса. Дифференциация по степени самостоятельности при выполнении работы. Цель: формирование умения строить логические рассуждения. Русский язык. 2 класс. 2 четверть. Тема: «Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением» Прочитай слова, подбери проверочные, спиши, вставляя пропущенные буквы. Сн_жок, г_ра, в_дичка, р_ка, _кно, стр_жи, с_довник, п_ро, л_нейка, тр_ва. Цель: формирование умения ставить проблему и искать пути ее решения. Русский язык. 2 класс. 2 четверть. Тема: «Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением» Прочитай слова. Определи орфограмму. Подбери проверочные слова. Спиши, записывая проверочное слово перед проверяемым. Ветерок, снежок, речной, водичка, окно, дверной, столы, домашний. При подготовке заданий учитываю то, что эта работа действительно должна развивать каждого ученика, а не носить номинативный характер. Например, оказывая необходимую помощь, обучающимся с низким уровне развития познавательных УУУ я: - указываю вид орфограммы или тип задачи, что способствует развитию у них умения воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной ситуации;
- даю дополнения к заданию в виде схемы, чертежа, таблицы, что развивает умение получать необходимую информацию из схемы, чертежа, таблицы и т.д.;
- показываю задачу (упражнение) аналогичную данной, или решенную ранее, или даю объяснение хода выполнения подобного задания – умение выполнять действия по аналогии;
- указываю причинно-следственных связи, необходимых для выполнения задания – умение устанавливать приченно-следственные связи;
- расчленение сложной задачи (упражнения) на ряд простых – умение производить анализ и синтез полученной информации.
Для того чтобы определить условия, которые позволят перейти ребенку на более высокий уровень использую данные стартовых и промежуточных диагностик. В связи с этим предлагаю: - выполнить задание своего варианта,
- проверить правильность выполненной работы по словарю, учебнику, контрольной карточке,
- выполнить хоть одно задание большей сложности.
Таким образом, дифференцированный подход способствует эффективной подготовке слабоуспевающих обучающихся к восприятию нового материала, помогает активизировать познавательные усилия обучающихся со средними способностями, дает возможность успешным обучающимся расширить и углубить имеющиеся знания.
Плюсы | Минусы | - Позволяет изучить такие свойства личности, как задатки, предпосылки и в конечном итоге талант и одаренность каждого ребенка. - Дает возможность создавать ситуацию успеха и адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям обучающихся. | - Требует большой затраты времени. - Неприятие младшими школьниками конкуренции (социальное неравенство). -Несовершенство диагностики может привести к неправильному распределению по группам. |
|