Проекты
Проекты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Хлеб всему голова" | 301.5 КБ |
Проект "Азбука безопасности на дороге" | 75 КБ |
Проект "Безопасный путь в детский сад" | 21.96 КБ |
Проект "Будь здоров" | 24.18 КБ |
Проект "Безопасная дорога" | 30.82 КБ |
Проект "Азбука пожарной безопасности" | 286.16 КБ |
Проект по работе с родителями "Один дома" | 201.3 КБ |
Проект "Дети и дорога" | 342.55 КБ |
Проект для детей младшего дошкольного возраста "Азбука безопасности" | 349.92 КБ |
Проект "Личная безопасность дошкольника" | 332.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ города Нижневартовска детский сад №52 «Самолётик»
проект в подготовительной группе
2014-2015 учебный год
проект «Хлеб - всему голова»
Актуальность
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.
Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Участники проекта: воспитатели группы, дети подготовительной группы, родители
Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба.
Разработка проекта:
Донести до участников проекта важность данной темы.
Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Планируемый результат:
знание детей информации о злаковых культурах;
понимание детьми ценности и пользе хлеба
знание детей о производстве хлеба
умение детей применять трудовые навыки
понимание детьми важности труда хлебороба
умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о хлебе и его происхождении
проявление заботы и уважение к тружениках села, бережного отношения к хлебу.
Подготовительный этап март-апрель
Практический этап май-октябрь
Аналитический этап ноябрь
Организационная деятельность довести до участников проекта важность данной проблемы.
Вопросы:
Основополагающий:
Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
Что во главе стола стоит?
Вопросы проблемные:
Как люди выращивают хлеб?
Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
Участники проекта
Дети подготовительной группы ,воспитатели, родители.
Предшествующая работа: Рассматривание картин: «Рожь» Шишкина, «Уборка хлеба», картинок «Хлебобулочные изделия», «Зерновые культуры», беседа о бережном отношении к хлебу, разучивание стихов, пословиц ,поговорок.
задачи проекта:
- обогатить познавательный опыт детей
- сформировать систему знаний детей о производстве хлеба
- развивать у детей нетрадиционное решение
- дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом
- совершенствовать трудовые навыки детей
- приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия.
- закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку
- систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря,
- агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба
- показать значимость сельскохозяйственной техники
- воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда
- формировать реалистические представления о природе
- совершенствовать системы обследовательских действий
- развивать основные психические процессы – память, внимание, образное и логическое мышление
- помочь увидеть необыкновенное в обычном.
- развивать эмоциональную сферу ребёнка.
- поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
- научить доводить порученное дело до конца.
- воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.
- учить сотрудничать, уважать чужой труд.
- обогатить кругозор детей.
Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Модель трех вопросов
Что мы знаем | Что мы хотим узнать? | Где мы можем узнать? |
Хлеб продается в магазине , Мама дома печет хлеб в хлебопечке, духовке Из зерен делают муку, Хлеб бывает белый и черный, Хлеб пекут на хлебозаводе | Как называются люди, которые выращивают хлеб? Что надо, чтобы вырастить хлеб? Как растили хлеб раньше? Как готовится тесто? Что можно сделать из муки еще? Как пекут хлеб? Какие еще есть крупы? Как работает мельница? Почему говорят :Хлеб всему голова? Как называют хлеб в других странах? Что можно приготовить из черствого хлеба? | Сходить на экскурсию Спросить у родителей Посмотреть в Интернете Спросить у воспитателя Провести опыты Посмотреть в книгах, энциклопедиях |
Реализация проекта
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | С родителями |
Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Игра «Да-нет», Разработать правила обращения к хлебу .Беседа «Терпение и труд все перетрут», «О правильном обращении с электроприборами»,рассказ о коллекциях и музеях ,выпекание хлебобулочных изделий из соленого теста. | Рассматривание альбома «как к нам хлеб пришел», с\р игры «Магазин», «Больница», «Семья», «Ярмарка», «Мы-хлеборобы», настольно-печатные игры | Составление алгоритма «Откуда к нам хлеб пришел», составление рассказов «Как раньше хлеб выращивали?», выпечка хлеба дома, замешивание теста. |
Коллаж «Что можно сделать из муки?»,конструирование из бросового материала «Мельница»,изготовление тряпичной куклы «Крупеничка», лепка из соленого теста «Хлебное поле»,рассматривание иллюстраций И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба»,Составление букетов из листьев, колосков. | Раскрашивание разукрасок. составление узоров и рисунков из круп, выкладывание орнамента из круп, зерен. | Подбор иллюстраций о хлебе, составление альбома «Хлеб -всему голова»,изготовление пальчикового театра к сказке «Колосок», атрибутов и декораций к сказке Путешествие колобка»,изготовление визитной карточки музея «Хлеб всему голова» |
Экологическая игра «что за чем»,опыт с вертушкой (взаимосвязь между ветром и вращением-ветряная мельница),экскурсия на хлебокомбинат, экскурсия на кухню «Как готовится тесто», экскурсия в хлебный магазин, д\и «откуда хлеб пришел», «что было бы если…», «родственные слова», «раз,два,три-сказка выходи» опыт «вершки-корешки», перемалывание зерен через мельницу», чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», В Крупин «Отцовское поле» Ю.Ванаг «Хлеб,заработанный своими руками», А.Букалов «Как машины хлеб берегут», Дацкевич «От зерна до каравая», беседа «батоны и булки не растут на грядке»,опыт по выращиванию семян (ржи, пшеницы). | Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен, д\и «Подбери словечко», д\и «Золушка», посчитать зерна, выложить буквы и цифры, рассматривание и проба разных видов хлеба, переписывание новых слов. | Составление рассказов о хлебе, придумывание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе. |
Спортивное развлечение «Хлеб –всему голова»,пальчиковые игры, психоэтюд «Тесто», психогимнастика «Хлеборобы» | Игра в подвижные игры, игра в сухом бассейне из круп, д\и «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем» | Составление альбома «О пользе хлеба», Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам» |
Презентация проекта «Хлеб –всему голова». Мини-музей «Хлеб-батюшка»
Конспект по экологии в подготовительной группе
«Хлеб - всему голова»
Задачи:
- Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.
- Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.
- Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.
Предварительная работа: знакомство с поговорами о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (экскурсия в хлебный магазин), чтение стихотворений Д.Кугультинов «Кусок хлеба», Х.Мянд «Хлеб», К.Кубилинскас «Снопы», рассказ Э.Шим «Хлеб растёт».
Программное содержание: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Ход:
1. Организационный момент.
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Волшебный мяч». Дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя хлебобулочное изделие.
После игры педагог обращает внимание детей на то, что в группе есть сюжетно-ролевые игры. Но самая любимая игра детей это магазин. Вот сегодня на занятии мы пополним сюжетно- ролевую игру «Магазин» хлебобулочными изделиями.
2. Актуализация знаний.
Педагог задаёт вопросы:
- Откуда берётся хлеб, который продают в магазине?
- Какие вы знаете зерновые культуры? (кукуруза, пшеница, рожь, ячмень, овёс).
- Где растёт хлеб? (в поле)
- Как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы)
- Куда везут зерно на машине с полей? (на элеватор)
- Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно)
- Что дальше происходит с зерном?
С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из зёрен получают муку, затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.
Педагог предлагает рассмотреть схему «Откуда хлеб пришел»: сеют зерно, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети по схеме составляют рассказ. По ходу рассказа педагог задает детям уточняющие и проблемные вопросы:
– Кто сеет хлеб?
– Труден ли труд хлебопашца?
– Как получают муку?
Не гром грохочет, не пальба – Шумят, гудят грузовики,
Гремит-грохочет молотьба. Стучат на мельнице валки,
Гора зерна растет до неба… Гора муки растет до неба…
Ты видишь, сколько будет хлеба? Ты видишь, сколько будет хлеба?
Физминутка.
Едем в поле (дети встают друг за другом и «едут» на машине)
На кочку наехали (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево)
В яму заехали
Горки объехали
И на поле приехали!
Педагог предлагает детям пройти на свои места.
- Ребята, а кто печёт хлеб? (пекари)
Педагог обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагает отгадать загадки и при каждой отгадке достаёт из коробки картинку или муляж хлебобулочного изделия.
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
(Мука)
Он бывает с рисом, с мясом,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят.
(Пирог)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик)
Сидит на ложке
Свесив ножки?
(Лапша)
Состав простой: мука, вода
А получается еда,
То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.
(Макаронные изделия)
При этом педагог обращает внимание на правильную осанку детей.
Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»
- Мы тесто месили, мы тесто месили, |
4. Итог занятия
- Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?
- Как нужно относиться к хлебу?
- Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?
В заключении хочу вам прочесть стихотворение.
Вот он хлебушек душистый,
Вот он теплый золотистый,
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел
В нем здоровье наша сила.
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселого в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
В качестве домашнего задания предложили детям вместе с родителями найти и выучить пословицы и поговорки о хлебе. Это задание настолько заинтересовало детей, что они до сих пор заучивают и рассказывают новые пословицы, которые и для нас были неизвестны.
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе
«Откуда хлеб пришёл» .
Программное содержание: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа: знакомство с поговорами о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (экскурсия в хлебный магазин), чтение стихотворений Д.Кугультинов «Кусок хлеба», Х.Мянд «Хлеб», К.Кубилинскас «Снопы», рассказ Э.Шим «Хлеб растёт».
Оборудование: картинки, тарелка с мукой.
Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод
Ход занятия
Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?
(Молочная каша, булка, чай)
А вчера?
(Омлет, булка с маслом, кофе)
А что было на обед?
(Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб)
Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером?
Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб.
Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?
(Белый, булки с изюмом, мягкий).
Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?
(Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)
Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл? (Мама купила в магазине)
А, как он в магазин попал, хотите расскажу?
Сначала зёрнышко хлеба сажают в землю
Специальными машинами, сеялками.
Потом вырастают вот такие колоски
Зёрна собирают машины и отвозят на мельницу.
Там зёрна перемелют в муку.
Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб) пекут хлеб, булки.
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо.
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А теперь давайте вместе.
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше, веселей, вот так!
Переходим все на шаг (ходьба на месте)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора.
Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто? (Мука, вода)
Посмотрите, какие нужны компоненты соль, вода, яйца, мука, сахар, дрожжи
Давайте их назовём. (Ответы детей).
Когда тесто замешано его кладут в форму и ставят в печь. Когда хлеб готов,
его грузят в машины и везут в магазин. Ребята, а что ещё пекут из муки? Ответы детей (булки, батоны, пирожки, пирожные).
Молодцы!
Дидактическая игра: "Сложи правильно"
Цель: разложить и объяснить карточки в правильной последовательности. «Как хлеб на стол попадает»
Игра: найди лишние ингредиенты
В заключении хочу вам прочесть стихотворение.
Вот он хлебушек душистый,
Вот он теплый золотистый,
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел
В нем здоровье наша сила.
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселого в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Экскурсия в хлебный магазин
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
Я.Аким .
Хлеб – это наша жизнь, наша культура. Как же мы должны относится к хлебу? Ценим ли его? Какую хлебную продукцию мы знаем?
Считается, что хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. Хлеб всегда считался самым полезным продуктом, поэтому в народе появилось множество пословиц про него.
Цель: познакомить детей с работой хлебного магазина.
Задачи
- Продолжить формирование понятий — магазин, продавец, шофер, пекарь, покупатель, автомашина, труд людей.
- Познакомить детей с разновидностями хлебобулочных изделий.
- Проследить их путь от пекарни до покупателя.
- Подчеркнуть значение соблюдения гигиенических правил во время работы.
- Формировать чувство уважения к людям труда и хлебу.
Оборудование: сигнальные красные флажки для остановки движения транспорта, если придется переходить улицу.
Организация детей: до магазина дети идут парами. Их сопровождают два педагога, один из которых находится в начале колоны, второй — в конце. В магазине дети располагаются так, чтобы не мешать продавцам и покупателям, но в то же время все хорошо видеть.
Виды деятельности: ознакомление с окружающей средой, экскурсия, наблюдение, развитие речи, ОБЖ, прогулка.
Методические рекомендации
Воспитатель предварительно договаривается об экскурсии с работниками магазина и приводит детей.
В магазине воспитатель старается не рассказывать детям, а задавать им вопросы, на которые те дают ответы, основываясь на восприятии увиденного.
Считают, сколько видов хлеба и булочных изделий завезли сегодня в магазин, узнают их названия. Воспитатель объясняет, чем отличается хлеб от булочных изделий, обращает внимание детей на то, что хлеб лежит на специальных лотках, которые не ставят на землю, а осторожно переносят в магазин и вместе с хлебом оставляют на полках.
В торговом зале дети смотрят, как покупатели берут хлеб, выясняют, какие изделия пользуются наибольшим спросом, что чаще покупают: хлеб или булочки. Отмечают, что в магазине, кроме хлеба и булочек, есть пряники, печенье, сухари и иные продукты, которые завозят не ежедневно.
Дети наблюдают, как продавец разговаривает с покупателями, как выясняет, что им надо, отпускает товар. Воспитатель обращает внимание детей на то, как продавец соблюдает гигиенические правила. Руками он прикасается только к тем продуктам, которые имеют какую-то оболочку.
Вернувшись в детский сад, дети обмениваются впечатлениями. Воспитатель поощряет их к этому.
Дети делают вывод о том, что хлеб является одним из главных продуктов питания. В его производстве участвуют многие люди. При работе с хлебом и иными продуктами необходимо тщательно соблюдать правила гигиены.
Экскурсия на кухню
Цель: познакомить детей с технологией приготовления булочек в больших количествах.
Задачи
1. Показать детям, как повара готовят булочки
2. Помочь ребятам понять, что и здесь многое зависит от уже знакомых им живых организмов — дрожжей.
Организация детей: они стоят на кухне группой или проходят мимо кухонного оборудования, если это возможно.
Виды деятельности: прогулка, развитие речи, ознакомление с кухонным оборудованием, наблюдение, социализация личности детей.
Методические рекомендации: педагог строго следит за соблюдением правил безопасности.
Дети идут на экскурсию на свою кухню, когда там выпекаются изделия из теста. Они должны увидеть весь процесс — от замеса теста до вынимания горячих булочек из печи. Если тесто подходит долго, на кухню можно сходить 2—3 раза. Кухонные работники, по предварительной договоренности с воспитателем, комментируют ход работы, объясняют назначение незнакомых для детей предметов и агрегатов.
Воспитатель. Видите, ребята, вам готовят еду таким же способом, как вы делали это сами, но уже не в кастрюлях, а в чанах. И помогают людям в этом умные машины и агрегаты. Вот так повар и помощники работают каждый день, чтобы вы всегда были сытыми. Вкусно они готовят? Вам нравится?
Дети отвечают.
Давайте поблагодарим всех за то, что показали нам, как они работают, и за то, что каждый день готовят для нас очень вкусно.
Дети благодарят работников кухни и уходят.
В последующие дни во время завтрака, обеда или ужина педагог напоминает детям об их экскурсии на кухню, предлагает определить, с помощью какого оборудования было приготовлено то или иное блюдо, каким способом его готовили. Спрашивает, понравилась ли еда, обещает передать благодарность работникам кухни.
Игра в слова
Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее пшенице (ржи, ячменю, просу, ..., кукурузе).
Объясните выбор каждого слова.
Словарь:
мука, перловая, мельница, початок, батон, пшено, геркулес, «усатый», мёд, ржаной, зерно, пирожное, медонос, корм для домашней птицы и сриней, каравай, колос, метелка, овсяная каша, воздушные хлопья, лакомство для лошади.
Комментарий для взрослых:
Для активизации памяти и речи детей после игры можно предложить им следующее задание: вспомните, какие слова, подходящие для пшеницы (ржи, ячменя, проса,..., кукурузы), вы слышали?
Четвертый лишний
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
картофель, морковь, ячмень, свекла; просо, рожь, баклажан, пшеница; рис, кукуруза, яблоко, рожь; гречиха, слива, виноград, персик; ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.
Конкурс «Кто назовет больше изделий из теста?» Все команды называют изделия по очереди. Если какая-либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждым ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек. Конкурс начинают дети, а когда их знания полностью исчерпаются, его продолжают взрослые.
Конкурс для детей «Что — сначала, что — потом». Всем командам дается одинаковый набор продуктов (например, колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т.д.). Дети должны разложить их и последовательности, соответствующей естественному ходу превращений. Если изделия соответствуют примерно одной стадии превращения, их кладут друг над другом. Воспитатель или один из родителей контролирует правильность и скорость выполнения задания.
Конкурс для родителей «Кто быстрее замесит тесто» От каждой команды приглашаются по одному или два представителя, и дается одинаковый набор продуктов.
Задание для детей и родителей: «У вас имеются остатки хлеба. Что можно из них приготовить? Дайте рецепт». Побеждает команда, назвавшая большее количество способов использования хлеба.
Задание для мамы и ребенка: из предложенных продуктов приготовить бутерброд. Работают одновременно все пары. Бутерброд оценивается не только по вкусовым качествам, но и по оригинальности оформления. Набор продуктов должен быть достаточно большим, чтобы участники имели выбор для развития собственной фантазии.
Подвижная игра « Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем»
Из взрослых выбирается один ведущий — Царь. Команда детей, предварительно договорившись между собой, подходят к Царю. Между ними происходит следующий диалог:
— Здравствуй, Царь.
— Здравствуйте, дети. Где вы были?
— На мельнице (или в другом месте, где происходят задуманные действия).
— Что вы делали?
— Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем.
Составь рассказ-описание с опорой на план
- Как называется злак?
- Как выглядит злак?
- Где родина злака?
- Какие полезные вещества содержатся в злаке?
- Какие блюда можно приготовить из злака?
- Дополнительные сведения, известные детям.
Народные приметы
Не сей пшеницу, прежде чем появится дубовый лист.
Комары появились — пора сеять рожь.
Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила.
Когда шишки на елке станут красными, а на сосне — зелеными, пришла пора ячмень сеять.
Коли рябина рано расцвела, будет хороший урожай овса.
Коли брусника поспела, то и овес созрел. Ольха зацвела — пора гречиху сеять.
Пословицы и поговорки
Почему в народе говорится:
«До поры до времени не сеют семени»; «Весной час упустишь, годом не наверстаешь»; «Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево»; «Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»; «Не пиры пировать, когда хлеб засевать»; «Сей в срок — будет прок!»;
«Весной пролежишь — зимой с сумой побежишь»; «Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится»; «Хорошо зерно в землю спать уложишь — хорошо и разбудишь, сыт будешь»; «Кто пахать не ленится, у того хлеб родится»; «Кто на ниве потеет, тот хлеб имеет»; «Какова земля, таков и хлеб»; «Клада не ищи, а землю паши — и найдешь»; «Когда сеют и жнут, не говорят, что мозоли жгут»; «Будет хлеб — будет и обед»; «Кто хлеб носит, тот есть не просит»; «Сей овес хоть в воду, да в пору»; «Кто кукурузу сеет, тот год от года богатеет»; «Хозяйство без кукурузы, что дерево без корней»; «Не соберешь овес — наглотаешься слез»;
Из чего сварили кашу?
Назовите злак, из которого сварили кашу.
Пшенную — (просо)
Гречневую — (гречиха)
Перловую — (ячмень)
Геркулесовую — (овес)
Манную — (пшеница)
Овсяную — (овес)
Кукурузную — (кукуруза)
Физкультурные минутки
Едем в поле (дети встают друг за другом и «едут» на машине)
На кочку наехали (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево)
В яму заехали
Горки объехали
И на поле приехали!
Пальчиковая гимнастика
Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
Загадки
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
(Мука)
Он бывает с рисом, с мясом,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят.
(Пирог)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик)
Сидит на ложке
Свесив ножки?
(Лапша)
Состав простой: мука, вода
А получается еда,
То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.
(Макаронные изделия)
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб.)
Анкетирование детей подготовительной группы (начало проекта)
Обследовано 26 детей
Вопрос | знают | Не знают |
Без чего не вырастит хлеб? | ||
Как превращается зерно в муку? | ||
Как превращается мука в тесто? | ||
Какие машины вы знаете, которые помогают выращивать хлеб? | ||
Какие профессии тружеников села вы знаете? |
Анкетирование детей подготовительной группы (конец проекта)
Вопрос | знают | Не знают |
Без чего не вырастит хлеб? | ||
Как превращается зерно в муку? | ||
Как превращается мука в тесто? | ||
Какие машины вы знаете, которые помогают выращивать хлеб? | ||
Какие профессии тружеников села вы знаете? |
Результат
1.Рисунки хлебных полей,
2.Аппликация сельхозтехники,
3.Поделки из соленого теста,
4.Разработка правил поведения с хлебом и изображение в виде знаков.
5.Экскурсия в магазин в хлебный отдел
6.Разыгрывание сценки «Путешествие колобка», «Колосок»,
7.Выпуск рекламной газеты «Хлеб-батюшка»,
8.Создание мини-музея «Хлеб всему голова»
Список использованной литературы
- Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.
- Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.
- От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. - 4-е изд., - М.:АРКТИ, 2006. - 96С.
- Система экологическое го воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: . - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
- Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.
- Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Безопасность на дорогах»
Название проекта: «Азбука безопасности на дороге»
Тип: творческо-информационный
Вид: познавательно-игровой
Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь 2012 г. – февраль 2013г.)
Возраст участников проекта: средний
Партнёры: воспитатели, родители, инспектор ГИБДД
Характер контакта: взаимодействие в рамках одной группы.
Форма работы: групповая, фронтальная.
Актуальность проекта
Проблема обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла одновременно с появлением автомобиля и обострилась в процессе бурного развития автомобилестроения в XX-XIX вв. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. По статистике, чаще всего причиной дорожно-транспортных происшествий являются сами дети. Ребёнок – это не маленький взрослый, его организм находится в состоянии роста и развития, и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, полностью сформированы. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности, поэтому необходимо привлекать внимание средств массовой информации, общественности, работников автотранспортных предприятий, родителей к этой проблеме. По этой причине обеспечение безопасности движения на дороге становится всё более важной государственной задачей.
Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Анализируя программные задачи по обучению детей дорожной азбуке, следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возраста детей. Так для детей средней группы стоит задача: «Совершенствование умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Закреплять знание правил дорожного движения».
С каждым годом всё интенсивнее становится дорожное движение. В числе проблем, порождённых избыточным числом автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспортный травматизм, поэтому обучению детей Правилам дорожного движения необходимо уделять особое внимание. В связи с этим было решено провести в детском саду анкетирование семей воспитанников с целью получения сведений о том, как родители знакомят своих детей с правилами дорожного движения. Был получен следующий результат: даже в полных многодетных семьях родители затрудняются в объяснении детям правил дорожного движения, не имеют книг, игр по данной теме. Несмотря на то, что на улице проще рассказать правила дорожного движения (так делает большинство родителей), правильнее это делать дома в форме игры в силу психолого-возрастных особенностей дошкольников, а закреплять их на улице, во время прогулок, поездок.
Гипотеза
Чтобы грамотно построить работу по обучению детей безопасному поведению на улице, я изучила специальную методическую литературу. Работу по данной проблеме вела не только с детьми, но и с их родителями, доказывая её важность, расширяя знания по этой теме и у взрослых, и у детей. По результатам предварительной работы было решено создать познавательно-игровой проект «Красный, жёлтый, зелёный», который поможет системно и последовательно раскрыть данную тему, повысить результативность обучения детей правилам дорожного движения.
Считается, что дорога и игра – это два несовместимых понятия. Однако это не совсем так. Дорога и игра – это два взаимосвязанных понятия. Если необходимо научить ребёнка безопасному поведению на дороге, то с ним надо играть. Безопасность напрямую зависит от тех игр, в которые играет дошкольник. Именно игра позволяет ребенку смоделировать окружающий мир, найти свое безопасное и комфортное место в этом сложном мире городского жителя.
Цель проекта:
Создать условия в группе для обучения детей правилам дорожного движения на улицах, дорогах, в транспорте.
Сформировать навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице через познавательно-игровую деятельность детей.
Способствовать формирования у родителей воспитанников чувства ответственности за жизнь и здоровье детей. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;
Активизация пропагандистской деятельности среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей среднего возраста знания о культуре поведения на дороге.
Обучать умению использовать макет для моделирования ситуации в игровом пространстве.
Развивающие:
Объединение усилий педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерное и активное распространение знаний о правилах дорожного движения среди родителей.
Разработка наглядных материалов, оказывающих развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей подготовительного возраста.
Воспитательные:
Воспитание патриотического чувства по отношению к родному посёлку.
Воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей.
Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения.
Ожидаемый результат:
создание оригинальной активизирующей предметной среды в группе;
расширение кругозора воспитанников;
повышение социальной компетенции дошкольников;
повышение культуры поведения детей на улице и в общественном транспорте;
вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребёнка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.
Обеспечение проекта:
Теоретическое обеспечение:
Программная литература по проектированию:
- Романова Т.А. Проектирование развития ДОУ. М.: Сфера, 2009.
- Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. М.: Мозаика-синтез, 2009.
- Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. СПб.: Пресс, 2009.
- Как обеспечить безопасность дошкольников. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 1998.
- Уважайте светофор. Материалы из опыта работы ДОУ по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Киров: 1998.
Методическое обеспечение:
Создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры);
«Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»
Диагностико-дидактическое обеспечение:
Дидактические игры
Тесты по ПДД;
Павлова Н.Н. Экспресс-диагностика в детском саду. М.: Генезис, 2008.
Материально-техническое обеспечение:
Мультимедийное оборудование, проектор, видеомагнитофон.
Методы проекта:
Познавательное развитие (ознакомление с правилами ПДД), развитие речи, социализация окружающего пространства, ручной труд, изобразительная деятельность.
Осуществление проекта
1 этап: Подготовительный.
- Наблюдение за движением транспорта и работой водителя.
- Знакомство с литературными произведениями С. Михалкова.
- Носов Н. «Автомобиль»
4. Дорохов А. «Заборчик вдоль тротуара»
2 этап: Основной
Организационные формы работ
Разделы проекта | Виды деятельности воспитателя | Виды деятельности детей |
Художественно-речевая деятельность | Чтение художественной литературы В.Арбекова «Про умных зверушек», Н. Носов «Автомобиль» Составление рассказов, разучивание стихов, пословиц, загадок, песен. Беседы: «Правила для пешеходов», «Мы - пассажиры», «Что делает работник ГИБДД?», «Зачем нужно соблюдать правила дорожного движения?». «О чём говорят дорожные знаки» «Светофор и его сигналы» «Мы знакомимся с улицей» «Знай и выполняй правила уличного движения» «Будем внимательны и осторожны» | Рассматривание картин, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение сказок и рассказов |
Игровая деятельность | 1. Четвертый лишний 2. Игра в слова 3. Группы дорожных знаков 4. Виды транспорта 5. «Теремок» 6. Объяснялки 7. Узнай дорожный знак | |
Продуктивная деятельность | 3. Рисование: «Улица нашего посёлка» «Весёлый светофор» Раскрашивание альбомов по теме, штриховка «Машина». Аппликация «Светофорчик», «Автобус», «Мой дом». Участие в конкурсе детского рисунка «По безопасной дороге в безопасное будущее» «Новый знак» | Цель: Учить детей располагать сюжет на листе бумаги, рисовать известные объекты, разукрашивать. |
Моделирование ситуаций | «Запрещается-разрешается» «Играем на улице» «По дороге из детского сада» | |
Развлечения | Спортивное «Красный, жёлтый, зелёный» Музыкальное «Незнайка на улице» | |
Работа с родителями | Анкетирование: «Я и мой ребёнок на улице» Викторина «Знай правила движения, как таблицу умножения». КВН «Правила дорожные, знать каждому положено». (совместное мероприятие с детьми) Папки-передвижки о безопасности дошкольников на дорогах. Встреча с сотрудниками ГИБДД. Проведение инструктажа по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Консультации |
Рефлексия:
- Создание творческого альбома «Это – папа, это – я, это – улица моя» совместно с родителями (рисунки, аппликации, поделки, стихи, рассказы).
- Консультации: «Правила дорожного движения», «Красный, жёлтый, зелёный», «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма».
- Составляли рассказы на тему: «Мы за безопасность на дорогах».
- Макет: перекрёсток, зебра, островок безопасности
- Составление кроссворда «Осторожно, дорога!»
- Изготовление памятки «Знай сигналы светофора».
- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Дорожный патруль».
- Папки - раскладушки для родителей: «Что должны знать дети о правилах дорожного движения?», «Как сделать дорогу ребёнка безопасной?»
- Викторина с родителями «Знайте правила движения, как таблицу умножения»
- Родители принимали участие в создании игр, игрового пространства для детей.
- Анкетирование: «Я и мой ребёнок на улице»
- Изготовили памятку для детей «Знай сигналы светофора».
Результативность проекта:
- Мы убедились, что благодаря проекту дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни.Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Результаты диагностики:
Начало проекта | Конец проекта | ||
Низкий уровень | 15% | Низкий уровень | 0% |
Средний уровень | 50% | Средний уровень | 25% |
Высокий уровень | 35% | Высокий уровень | 75% |
Перспектива:
- Создание во дворе детского сада специализированной площадки по правилам дорожного движения.
- Составление сценария спортивной игры по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста.
- Пополнение содержания творческого альбома «Это папа, это я, это улица моя».
- Организация экскурсии в МБОУ СОШ №19 в автогородок.
Предварительный просмотр:
Проект «Безопасный путь в детский сад»
по профилактике дорожно-транспортного травматизма
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей. Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров, к ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно, - всё это затрудняет процесс обучения и воспитания. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие пока качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет педагогов и родителей на поиск новых, более совершенных форм совместной работы в решении данного вопроса. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что ДОУ является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, нами в тесном сотрудничестве с родителями был создан коллективный проект по теме: «Безопасный путь в детский сад».
Актуальность проекта состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый вне семейный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребёнка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьёзно не продумывались формы и методы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
Цель:
Оптимизировать работу педагогов с семьёй на основе двустороннего взаимодействия, направленную на формирование и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.
Задачи проекта:
- активизировать работу педагогов по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди детей и родителей ДОУ;
- наладить партнёрские взаимоотношения педагогов и родителей;
- создать совместную модель работы – сценарий для агитбригады «Мамы за безопасность детей на дорогах»;
- создать условия для реализации проекта.
Проект будет использован в следующих видах деятельности: игровой, двигательной, продуктивной, исследовательской, творческой, совместной.
Новизна проекта состоит в расширении интерактивного поля взаимодействия с родителями, предоставление информации родителям о проекте через электронный адресат.
Участники проекта:
1. Дети и родители
2. Воспитатели
3. Музыкальный руководитель
4. Инспектор ГИБДД
Вид проекта: фронтальный, средней продолжительности - 3 месяца (1.08.2014- 1.11.2014);
Тип проекта: исследовательско-творческий, ролево-игровой, информационно-практико-ориентированный.
Методы: наглядный, словесный, практический, интерактивный, исследовательский.
Форма:
- ситуативный диалог.
- ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
- целевые прогулки, экскурсии;
- проведение НОД по данной направленности;
- чтение стихов по ПДД;
- творческая мастерская по изо-деятельности;
- дидактические игры по ПДД;
- встречи с работниками ГИБДД;
- конкурсы;
- выставки детских работ;
- анкетирование и консультации для родителей.
Мероприятие (НОД, экскурсии, эксперименты, культурно-досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д, но обязательно интегрируемые) .
1. Ситуативный диалог «У светофора каникул нет! »
2. Беседа с детьми и родителями о важности соблюдений правил дорожного движения (буклеты- памятки) .
3. Целевые прогулки, экскурсии.
4. Социальная акция «С днем рождения СВЕТОФОРЧИК! »
5. Неделя безопасности дорожного движения.
6. Встреча с сотрудником ГИБДД.
7. Социальная акция ««Зебра» дружит с пешеходом».
8. Мультимедийная викторина «Автомульти» «Какой знак лишний? »
9. Анкетирование и консультация родителей «Изучаем ПДД всей семьей».
10. Создание агитбригады «Мамы за безопасность детей на дорогах! »
Социальные партнеры:
Родители, музыкальный руководитель, участники дорожного движения, инспектор ГИБДД, воспитатель старших групп.
Ожидаемые результаты (продукт проекта) :
- создание оптимальных и необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;
- формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- гуманизация связи семьи с сотрудниками МБДОУ, с сотрудниками ГИБДД;
- привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
- появление интереса у родителей к совместному обучению безопасному поведению на дорогах.
Используемая литература.
1. Гарнышева Т. П «Как научить детей ПДД? » Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс» 2010 – 64с.
2. Данилова Т. И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» СПб., издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС» 2009 – 208с.
3. Старцева О. Ю «Школа дорожных наук» ООО «ТЦ Сфера» 2008 - 64с.
4. Саулина Т. Ф «Три сигнала светофора» М. : «Мозаика - Синтез» 2008 – 112с.
5. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2003 – 144 с
6. Гудимов В. П. Сборник тематических загадок для дошкольников, - М. : Сфера, 2002.
7. Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. М., 2008.
8. Клименко В. Р. Обучайте дошкольников правилам дорожного движения. М., 2000.
9. Прокофьева С., Сапгир Г., Мой приятель – светофор. М., 1998.
10. Семенюк В. И., Владимиров Н. В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. Минск, 2001.
11. Степанкова Э. Я., Филенко М. В. Дошкольникам о правилах дорожного движения. м., 2002.
12. Сыч В. Д. Плакаты по изучению в детском саду правил дорожного движения. Киев, 2003.
13. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? М., 2004.
14. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М., 2002.
15. Шорыгина Т. А. Беседы о безопасности с детьми 5 – 8 лет. М., 2008.
Предварительный просмотр:
для детей старшего дошкольного возраста
«Будь здоров»
Тип: краткосрочный
Вид: познавательно-речевой, информационный, практико-ориентированный с элементами деятельности направленной на укрепление здоровья.
Длительность проекта: 1 неделя
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Характер контакта: взаимодействие в рамках одной группы.
Форма работы: групповая, фронтальная.
Актуальность проекта:
Состояние здоровья детей является одной из наиболее важных и глобальных проблем нашего общества, в том числе и нашего ДОУ. Задачи сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, совершенствования их физического развития являются основой Программы оздоровления детей в ДОУ.
По статистике, XXI-й век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5% возросла численность детей третьей группы здоровья с отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.
Определение предмета исследования:
Формирование у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни является актуальной и значимой в современных условиях. Главная идея работы по формированию у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни заключается в том, что для достижения гармонии с природой, с самим собой и обществом человеку необходимо заботиться о своём здоровье с детства. Ведь здоровье рассматривается как гармоничное состояние организма (физическое, психическое, социальное — благополучие), которое позволяет человеку быть активным в своей жизни. Следует отметить, что формирование у детей привычек и навыков к здоровому образу жизни невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.
Цель проекта:
формировать начальные представления о здоровом образе жизни, расширять знания о сохранении здоровья, повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.
Задачи проекта:
- Расширять представления о здоровье, его ценности.
- Укреплять и сохранять здоровье детей введением физкультурно- оздоровительных, закаливающих мероприятий.
- Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
- Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
- Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.
- Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
- Установить сотрудничество с семьями воспитанников по проблеме укрепления физического и психического здоровья детей.
Ожидаемый результат:
- организация содержательной здоровье сберегающей развивающей среды в группе;
- снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;
- сформированность гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни;
- активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей.
Этапы реализации проекта
I.Подготовительный этап
Создание необходимых условий для реализации проекта:
— постановка целей и задач
— создание условий для реализации проекта
— подбор познавательной, художественной литературы
— проведение бесед
— подготовка атрибутов для игр, занятий
II. Основной (практический этап)
— реализация основных видов деятельности по проекту
Понедельник
Беседа: «Как поддержать здоровье в весенний период»
Рассматривание фотоальбомов, фотографий, открыток о правилах поведения на улице, о весенней одежде
Чтение пословиц и поговорок о здоровье
Д/И: «Малыши- крепыши», «Кто быстрее соберёт урожай»
Беседа на тему: «Глаза — главные помощники человека»
Вторник
Беседа: «Витамины я люблю — быть здоровым я хочу»
Лепка «Полезные и не полезные продукты»
Сюжетно-ролевая игра: «Семья покупает полезные продукты»
Просмотр презентации «Витамины и микроэлементы»
Разучивание стихов: «Где живут витамины?» С. Лосева
Д/И: «Чудесный мешочек», «Поварята», «Где растёт каша»
Консультация для родителей «Как вырастить здорового малыша»
Среда
Беседа: «Беседа о здоровье, о чистоте», решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций
Утренняя гимнастика
Рисование «Мойдодыр»
Просмотр анимационного фильма «Микрополис»
Чтение сказки Г. Немкиной, М. Савки «История феи Витаминки» ЮНИСЕФ, 2009
Сюжетно-ролевая игра «Спортивная база «Долина здоровья»
Четверг
Беседа: «Спорт-залог здоровья»
Сюжетно-ролевая игра: «Фитнес клуб»
Просматривание презентации «Секреты здоровья»
Разучивание стихов: «Лёгкая атлетика» В. Пахомов
Просмотр презентации: «Чистим зубы правильно»
П/И: «Делай как я», «Сила мяча»
Консультация для родителей: «Хорошо быть здоровыми»
Пятница
Прослушивание аудиозаписей: песни о спорте, о здоровье
Просматривание презентации: «Рассуждалки» (дети о здоровье, о правильном питании)
Д/И: «Спортивные игры», «Полезно — вредно», «Спортивная угадай-ка»
Выставка рисунков: «Спорт, спорт, спорт»
Фото отчёт по работе в группе и с родителями
III. Заключительный этап
подведение итогов проекта
— организация выставки «Спорт, спорт, спорт»
— подготовить фото отчёт о проделанной работе
— подготовить клип для родителей о здоровом образе жизни
Результаты проекта
Проект «Будь здоров» длился одну неделю. Во время работы над проектом дети ставили перед собой следующие цели и задачи:
Что мы знаем:
— Здоровый человек это не только тот, кто укрепляет свой организм при помощи физических упражнений, но ещё он следит за своим здоровьем.
— Чтобы быть здоровым, надо хорошо кушать.
— Еда бывает вкусная и не вкусная.
— Чтобы укрепить и сохранить здоровье, надо заниматься спортом, физкультурой, закаляться, соблюдать режим, гулять на свежем воздухе.
— Если не соблюдать правила гигиены, можно заболеть.
— Вредные микробы убивают здоровье, а «добрые» помогают не болеть.
Что мы хотим узнать:
— Почему мы не болеем всё время?
— Как можно защититься от болезней?
— Какую пользу приносят полезные продукты организму человека?
— Для чего нужно поддерживать полезные микробы?
— Какая пища бывает самая полезная?
— Что нужно, чтобы чувствовать себя здоровым?
Как мы будем познавать:
— спросим у родителей;
— посмотрим в энциклопедиях, в книгах, в журналах, в интернете;
— посмотрим видеофильмы, презентации, мультфильмы
— спросим у врача, у друзей, знакомых;
— сходим с родителями в аптеку, поликлинику, магазин;
— сходим на экскурсию в медицинский кабинет, пищеблок
Ресурсы:
— рассматривание фотоальбомов, иллюстраций, сюжетных картинок с изображением полезных и вредных продуктов, видов спорта
— чтение художественных произведений: сказок, рассказов, стихов, поговорок, загадок о спорте, полезных и вредных привычках, о продуктах питания
— беседы на темы проекта
— прослушивание и исполнение песен по теме проекта
— просматривание презентаций по теме проекта
— просматривание мультфильмов про микробов
Материальные:
— фотоальбомы, энциклопедии, книги (дети приносили из дома)
— художественная литература
— изо- материалы для творчества детей, строительный материал
— аудиозапись детских песенок
— видеозапись мультфильма
— атрибуты для настольных игр, дидактических, сюжетно-ролевых и игр- драматизаций
— настольный театр
Трудовые:
-подбор информации и оформление материалов по теме проекта
— аппликация, лепка, рисование
Игровые:
— Дидактические игры
— Подвижные игры
— Сюжетно-ролевые игры
Использованная литература:
- Т. С. Никанорова, Е.М. Сергиенко «Здоровячок» система оздоровления дошкольников 2007 г.
- Е.И. Подольская «Формы оздоровления детей 4-7 лет» 2009 г.
- С.Е. Шукшина «Я и моё тело» 2004 г.
- Е.А. Бабенкова, О.М. Федоровская «Игры, которые лечат» 2008 г.
- Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье» 2010 г.
- Вахрушев А.А. Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников»,2003 г.
- Джеки Силберг «500 пятиминутных развивающих игр для детей от 3-6 лет »
- Алябьева Е.А. «Игры для детей 4-7 лет» Москва, 2009г.
- Материалы из интернета
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Безопасная дорога»
Тип проекта: творческо-информационный.
Продолжительность: краткосрочный
Сроки проведения: 1-11 сентября 2015 года (2 недели)
Основное направление проекта: повышение грамотности детей дошкольного возраста при изучении и закреплении знаний о правилах дорожной безопасности.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы;
- воспитатель Горожанкина Н.П.;
- родители воспитанников.
Нет страшнее слов на свете:
«На дорогах гибнут дети»…
Актуальность проекта
В современном обществе особенно остро стоит проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Данная проблема требует решения на различных уровнях. Статистика гласит, что ситуация с дорожно-транспортными происшествиями, участниками которых становятся дети, с каждым годом всё ухудшается. Это объясняется и резким ростом автомобильного парка, и слабой подготовленностью детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе.
Каждый год на нашей планете в результате дорожно-транспортных происшествий гибнут более 260 тысяч детей, а более 10 млн. получают травмы, становятся инвалидами. По данным Всемирной организации здравоохранения, гибель в результате ДТП является третьей по значимости причиной смерти для детей в возрасте 5-9 лет.
Так не слишком ли большую цену платит общество? Может ли быть, что либо дороже жизни и здоровья наших детей? Поэтому перед обществом стоит важнейшая задача - уберечь детей от дорожно-транспортных происшествий, научить их, как вести себя на дороге таким образом, чтобы она была для них безопасной.
От того, как хорошо ребёнок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.
Для решения данной задачи нами было решено использовать проектный метод, завоевавший широкую популярность и хорошо зарекомендовавший себя на практике. Использование данного метода позволяет дошкольникам в полной мере быть активными субъектами образовательного процесса.
Благодаря технологии проектирования дети сами ставят перед собой проблему, которая их интересует, и с помощью различных источников информации ищут ответы на свои вопросы, активно включаясь в процесс своего образования. Кроме этого проектная технология реализуется только в триаде; педагоги - дети – родители. Проектная технология как метод активного приобщения дошкольников к чему-либо очень эффективна, ребенок полностью погружается в ту проблему, которая ему интересна, которую необходимо решить. Обучение детей ПДД будет иметь очень хорошие результаты только тогда, когда дошкольник самостоятельно или со своими родителями сможет пройти все круги информационного обеспечения. Ребенок, решая поставленную перед собой задачу, может посетить совместно с родителями библиотеку, использовать Интернет, телевизор, расспросить кого-то из взрослых. После активного получения информации по проблеме ребенок получит более качественные знания и навыки. Кроме того, если говорить об эффективности приобщения дошкольников к правилам безопасного поведения, нельзя не сказать о взаимодействии с родителями. Именно благодаря проектной деятельности взаимодействие с родителями приобретает качественный характер. Родители становятся активными участниками образования своих детей. Очень важно, что родители, входя в проектную технологию, взаимодействуют с детьми на равных. И дети, и родители открываются в совместной деятельности, они объединены одной целью, поэтому, как правило, в результате проектной деятельности улучшается психологическая обстановка и в семье.
Проблема:
Дети недостаточно подготовлены к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе. Не всегда могут применить имеющиеся знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, повседневной жизни.
Гипотеза:
В процессе реализации проекта у дошкольников будут формироваться и закрепляться прочные знания о правилах дорожного движения, закладываться основы безопасного поведения на улицах города.
Цель проекта:
Формирование навыков правильного осознанного безопасного поведения дошкольников на дороге.
Задачи:
1. Пополнить, упорядочить, закрепить знания дошкольников о правилах дорожного движения.
2. Побуждать использовать изученные правила дорожного движения на практике.
3. Повысить компетентность родителей по вопросам, касающихся правил дорожного движения.
Предполагаемый результат:
Дети будут узнавать дорожные знаки, встречающиеся на улицах города, знать и объяснять их значение, правильно переходить проезжую часть, правильно выбирать место для игр на свежем воздухе, объяснять предлагаемые проблемные ситуации.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный | • Уточнение представлений детей о правилах безопасного поведения на дороге, дорожных знаках (беседы, проведение опроса). • Выявление мнения родителей по вопросу обеспечения безопасности детей на улицах города (анкетирование). • Подбор и изучение учебно-методической литературы по тематике проекта. • Анализ предметно-развивающей среды. • Подбор подвижных, сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр. • Подбор иллюстративного материала, атрибутов для игр, литературы для чтения, видеозаписей, составление тематических альбомов. |
I I. Познавательный | • Экскурсии (к проезжей части, к пешеходному переходу, остановке общественного транспорта, наблюдение за движущимся транспортом, пешеходами). • Беседы («Безопасное поведение на улице», «Сигналы светофора», «Сигналы регулировщика», «Дорожные знаки»). • Организованная образовательная деятельность: - «Переходим через улицу» (познавательно-исследовательская деятельность); - «Рисование дорожных знаков» (продуктивная деятельность). • Чтение и обсуждение литературных произведений: - С.Михалков «Дядя Стёпа - милиционер», «Если свет зажегся красный»; - М.Манакова «Учимся переходить дорогу»; - Г.Косова «Безопасная дорога»; - П.Дзюба «Правила пешехода». • Разучивание с детьми стихотворений на заданную тематику («Картотека стихов по правилам дорожного движения»). • Просмотр мультфильмов: «Смешарики: Азбука безопасности» - «На остановке», «Зебры в городе!», «Гармония светофора», «Некультурные автомобили»; «Уроки тётушки Совы. Азбука безопасности на дороге». • Дидактические игры: «У светофора», «Подбери колесо», «Собери знак». • Сюжетно-ролевые игры: «Я иду в детский сад», «ГИБДД», «Улица города», «Шофёры». • Подвижные игры: «Сигналы светофора»; «Перекрёсток», «Воробушки и автомобиль». |
I I I. Познавательно-практический | • Создание стенгазеты «Безопасность на дороге»; • Создание макета «Перекрёсток»; • Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (светофор, дорожные знаки); • Создание альбомов творческих работ детей («Дети рисуют дорожные знаки», «Дорожная безопасность глазами детей»). |
IV. Работа с родителями | • Заполнение анкеты по обучению детей правилам дорожного движения; • Индивидуальные беседы по итогам бесед с детьми; • Папка-передвижка «Безопасность на дороге»; • Оформление выставки для родителей (различная детская художественная литература по ПДД, консультации, памятки, буклеты, дидактические и подвижные игры); • Консультации на тему: «Легко ли научить ребёнка правилам дорожного движения?», «Как научить ребёнка правилам дорожного движения», «Соблюдение правил в автомобиле»; • Разработка и создание буклета «Как научить ребёнка правилам дорожного движения?»; • Привлечение к оказанию помощи в организации предметно-развивающей среды, созданию стенгазеты «Безопасность на дороге», макета «Перекрёсток», оформлению музыкального зала для проведения досуга «Грамотные пешеходы». |
V. Презентация итогов проекта | • Досуг «Грамотные пешеходы»; • Презентация итогов проекта на педагогическом часе в ДОУ; • Публикация фотоотчёта на сайте детского сада. |
Заключение
В ходе реализации проекта нами была сделана попытка донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков, связанных с правилами дорожного движения.
В результате проведённой работы поставленные задачи были выполнены. Цель проекта «Безопасная дорога» была достигнута частично, ведь работа по формированию навыков правильного осознанного безопасного поведения на дороге у дошкольников не может быть разовой акцией. Эта работа должна проводиться систематически. Она должна охватить все виды деятельности детей, чтобы все полученные знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность, реализовывал их в играх и повседневной жизни.
Результатом реализации проекта стало то, что:
Дети получили и усвоили знания о правилах поведения на улице, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни.
В перспективе мы собираемся продолжать работу по обучению детей безопасному поведению на дороге, привлекая к этому процессу родителей. Только нашими совместными усилиями, воспитателей и родителей, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода дорог и улиц. Дети должны получить как можно больше знаний о безопасном поведении на дороге, чтобы они никогда не попадали в дорожно-транспортные происшествия.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
- Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. - М.: ООО «АСТ-ЛТД», 2003;
- Дошкольникам о правилах дорожного движения (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/doshkolnikam-o-pravilah-dorozhnogo-dvizhenija
- Кирилова, О. С. Красный - стой, зеленый - можно. Желтый светит - осторожно: для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов / О. С. Кирилова, Б. П. Гучков. - Волгоград: Семь ветров, 2005.
- Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
- Правила дорожного движения: обучение дошкольников / авт. -сост Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: учитель, 2011.-219с.
- Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. – 3-е изд., допол. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 64с.
- Черепанова С. Н. Правила дорожного движения дошкольникам. – М. «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 80с.