Детско-родительский клуб " Русская горница"

Горожанкина Наталья Петровна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №52 «САМОЛЁТИК»

КЛУБ «РУССКАЯ ГОРНИЦА»

программа для родителей и детей старшего дошкольного возраста

Срок реализации программы: 1 год

Воспитатели: Афанасьева Н.В.

Горожанкина Н.П.

г.Нижневартовск

2019

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Паспорт программы

3

Пояснительная записка

5

Содержание программы:

8

3.1

Календарно – тематическое планирование  

8

Литература

12

ПРИЛОЖЕНИЯ

13


1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

КЛУБ «РУССКАЯ ГОРНИЦА» программа для родителей и детей старшего дошкольного возраста

Основание для разработки программы

  • Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.2 ст.9,
  • Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, утвержденными приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями);
  • Письмом Комитета по образованию от 04.05.2016 № 03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»;
  • Закон ХМАО – Югры «О региональном (национальнорегиональном) компоненте государственных образовательных стандартов в ХМАО – Югре»;
  • Программа развития МАДОУ города Нижневартовска ДС №52 «Самолётик» на 2015-2020 г.г.;
  • Уставом образовательной организации

Заказчики программы

Педагогический совет, родители (законные представители)

Основные разработчики программы

Воспитатели -  Н.П. Горожанкина;

                           Н.В. Афанасьева

                         

Организация исполнитель программы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 52 «Самолётик», (далее – МАДОУ г. Нижневартовска ДС №52)

Адрес организации исполнителя, телефон/факс

Улица Ханты-Мансийская, 35 «А», город Нижневартовск, Тюменская обл., ХМАО – Югра, Россия.

(3466) 45-57-97

Целевая группа

Родители (законные представители) и дети старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет

Сроки реализации Программы

2019-2020 учебный год

Цель программы

Знакомство детей и их родителей с традициями и истоками русской народной культуры.

Задачи программы

Образовательные

1. Формирование и углубление знаний у детей и их родителей: о русском крестьянском быте; о народных и семейных традициях; о русском фольклоре и народных промыслах.

2. Обогащение и активизация словаря, через использование народных пословиц, поговорок, закличек и т. д.

Развивающие

1. Развивать интерес к фольклору через народные игры, хороводы, попевки, потешки, частушки.

2. Развитие внимания, памяти, воображения, монологической речи и коммуникативных умений.

3. Формирование интереса к чтению и художественному творчеству.

Воспитательные

1. Воспитание уважения к обычаям и традициям старины, через бережное отношение к старинным вещам, предметам народных промыслов.

2. Формирование интереса к русской народной культуре, желания узнавать новое об истории своего народа.

3. Воспитывать любовь к Родине, близким людям, народу.

Ожидаемые результаты реализации программы

1. Повышение активности родителей в образовательном процессе, в нравственно-патриотическом и художественно–эстетическом воспитании детей.

2. Систематизация знаний родителей по вопросам нравственно -патриотического и художественно – эстетического воспитания детей.

3. Родители и дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища - избы, о её устройстве, о народных и семейных традициях и народных промыслах.

4. Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

5. Словарный запас обогатиться архаизмами, пословицами, поговорками, приметами, загадками.

6. Дети проявят интерес к фольклору через народные игры, хороводы, попевки, потешки, частушки.

 

АННОТАЦИЯ

      Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем условия для познания первоначально родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного города, мир родной отчизны. Тем самым мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями, укладом жизни и, таким образом, пробуждаем любовь к малой и большой Родине.                                

      Уже в дошкольном возрасте, открывая вместе с ребенком своеобразие мира природы, искусства, культуры родного края, задача взрослых – способствовать становлению основ самосознания ребенка как члена семьи, как гражданина, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Данная программа позволяет: познакомить детей с традициями и истоками русской народной культуры; сформировать у детей знания о русском крестьянском быте, о народных и семейных традициях, русском фольклоре и народных промыслах.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, формируется система духовно-нравственных ценностей, происходит накопление ребенком социокультурного опыта знаний о своей народной культуре.

       В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одним из основных принципов является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

       Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

      Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

   Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно образовательного процесса.

    Родители - это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. Роль родителей в организации учебной деятельности детей, значение примера в воспитание, меры по укреплению здоровья детей, воспитание сознательной дисциплины, долга и ответственности, типичные затруднения и недостатки в семейном воспитании и пути их устранения, роль родителей в самовоспитании детей.

    Программа клуба «Русская горница» - это комплексная программа по ознакомлению родителей и детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно - патриотическоое и художественно–эстетическое воспитание детей.

      В основу данной программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа ценна тем, что родители и дети знакомятся шире и глубже с жизнью и бытом русского народа, с декоративно-прикладным искусством, участвуют в календарных праздниках, что помогает им понять и представить, как жили люди на Руси.     

      Программа предусматривает ознакомление дошкольников и их родителей с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

Принципы организации программы 

      Основные принципы организации клуба самым непосредственным образом вытекают из общих современных требований к педагогическому процессу:

1. Принцип интеграции - способствует реализации интегрированного подхода в обучении. Содержание работы клуба, позволяет педагогу познакомить детей и родителей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п.

2. Принцип ведущей деятельности - дает возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети совместно с родителями могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини-музее.

3. Принцип природосообразности. При организации клуба учтены психофизиологические особенности детей дошкольного возраста и созданы условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

4. Принцип культуросообразности. Работа клуба приобщает дошкольников и родителей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к другим людям и к себе) через освоение ценностей и норм русской народной культуры.

5. Принципы динамичности и вариативности. При работе клуба постоянно проводятся тематические выставки. Проводятся праздники и развлечения и на улице, и в музыкальном зале, и в физкультурном зале.

6. Принцип учета регионального компонента. Экспонаты музея, используемые в работе, отражают историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.

7.Принцип экологичности. В экспозициях преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения. Все природные материалы собраны в экологически чистых местах.

8. Принцип непрерывности. Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а также деятельность клуба в нём отражает тематику НОД, экскурсий, праздников и т.п.

Формы работы по ознакомлению с русской народной культурой:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Использование народных игр, в том числе хороводов.
  • Совместная деятельность.
  • Организация выставок, конкурсов рисунков и поделок
  • Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

      Программа предполагает проведение занятий – в мини – музее «Русская горница» во второй половине дня.

     Итогом деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду; участие детей и родителей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.

3. СОДЕРЖАНИЕ

3.1 Календарно – тематическое планирование работы клуба «Русская горница»

Месяц

Тема

Содержание

Участники

1

Сентябрь

Открытие кружка «Горница»

Познакомить детей с особенностями работы кружка «Горница». Учить организовывать свое рабочее место. Закреплять навыки работы с разнообразными художественными материалами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства. Вспомнить с детьми попевку «Гости»

Педагог,

дети,

родители.

2

Сентябрь

«Гуляй, да присматривайся»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья) Разучивание песенки-попевки «Восенушка-осень»

Педагог,

дети,

родители.

3

Сентябрь

«Хлеб — всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда. — цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Разучивание хороводных игр «Сиди, сиди, Яша». Пение жнивной песни «Уйди туча грозовая»

Педагог,

дети,

родители.

4

Сентябрь

«Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода — деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка - осень». Разучивание народной игры «Вейся капустка».

Педагог,

дети,

родители.

5

Октябрь

Русская матрешка

Рассказ об истории создание игрушки. Рассматривание подлинных игрушек и иллюстраций. Чтение и стихов о русской матрешке. Слушание произведения Б. Мокроусова «Матрешка».

Педагог,

дети,

родители.

6

Октябрь

Русская матрешка

Рисование русской матрешки, раскрашивание силуэта. Выставка готовых детских работ.

Педагог,

дети,

родители.

7

Октябрь

Гончарные мастеровые

Дидактическая игра «Что как называется?». Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» Разучивание песенки-потешки о лисе.

Педагог,

дети,

родители.

8

Октябрь

Каргопольская игрушка

Каргопоьские легенды. Стихи о Каргопольской игрушке. Просмотр видео материалов о каргопольской игрушке.

Педагог,

дети,

родители.

9

Ноябрь

Гжель

Художественное слово о гжельской игрушке. Рисование по мотивам гжельской росписи

Педагог,

дети,

родители.

10

Ноябрь

Дымковская игрушка

Рассказ об истории создание игрушки. Рассматривание подлинных игрушке и иллюстраций. Чтение стихов. Разучивание игры с пением «Заинька» в обр. Н. Римского –Корсакова

Рисование по мотивам дымковской росписи.

Педагог,

дети,

родители.

11

Ноябрь

«Осенины встречаем -именины отмечаем»

Фольклорный праздник для детей и родителей группы.

Педагог,

дети,

родители.

12

Ноябрь

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Разучивание песни «Новогодняя хороводная» муз. Шайдар.

Педагог,

дети,

родители.

13

Декабрь

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы». Разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок» в обр. Рубца.

Педагог,

дети,

родители.

14

Декабрь

«Пришла коляда — отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание песенок закличек. Пение колядок «Сею, вею, посеваю», «Как у Ваньки кудри», «Колечко моё».

Педагог,

дети,

родители.

15

Декабрь

«Святки- колядки»

Фольклорный праздник для детей и родителей группы

Педагог,

дети,

родители.

16

Декабрь

Вологодские кружева

Рассказ об истории создания вологодских кружев.

Создание эскиза вологодских кружев, выставка детских работ

Педагог,

дети,

родители.

17

Январь

«Хороший город Городец»

Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Разучивание русской народной песни «Ворон»

Педагог,

дети,

родители.

18

Январь

Городецкая роспись

Продолжение рассказа, о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве. Рисование по мотивам городецкой росписи.

Педагог,

дети,

родители.

19

Январь

Хохлома

Рассказ о создании промысла. Художественное слово о хохломе. Музыкально- фольклорная игра

«Пряничная доска».

Педагог,

дети,

родители.

20

Январь

Хохлома

Рисование хохломского узора в полосе

Педагог,

дети

21

Февраль

Хохлома

Рисование хохломского узора в круге.

Педагог,

дети

22

Февраль

Сказка для Кузи. Письмо Нафане

Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки» Составление детьми письма Нафане — домовенка Кузи. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько»

Педагог,

дети,

родители.

23

Февраль

«Ой ты, Масленица!»

Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице Рассказ о Масленице. Слушание песен

«И к нам весна пришла», «Вербохлест». Пение обрядовых песен и закличек о весне. Разучивание игрововго хоровода «У нас по кругу».

Педагог,

дети,

родители.

24

Февраль

Масленица

Фольклорный праздник для детей и родителей группы.

Педагог,

дети,

родители.

25

Март

«Мудреному и счастье к лицу»

Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. Пение шуточной «Было у матушки 12 дочерей». Разучивание орнаметального хоровода «ой, вы , ветры».

Педагог,

дети,

родители.

26

Март

«Гуляй, да присматривайся»

«Весна, весна, поди сюда!»

Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание и пение закличек о весне «Жаворонки, прилетите» хоровод иг. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне»

Педагог,

дети,

родители.

27

Март

«Шутку шутить — людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях

Педагог,

дети,

родители.

28

Март

«Небылица в лицах, небывальщина»

Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц

Педагог,

дети,

родители.

29

Апрель

«Волшебный лоскуток»

Знакомство с техникой лоскутного шитья, с историей его возникновения. Рассказ о «волшебном одеяле»

Педагог,

дети,

родители.

30

Апрель

«Волшебный лоскуток»

Практическое занятие по созданию изделий из лоскутков. Выставка детских работ.

Педагог,

дети,

родители.

31

Апрель

«Красная горка»

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек

Разучивание укр. нар. песни «Веснянка» в обр. Г.Литвака

Педагог,

дети,

родители.

32

Апрель

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом». Музыкально –фольклорная игра «Золотые ворота».

Педагог,

дети,

родители.

33

Май

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

О русских богатырях былины. Рассказ о воинах — защитниках Отечества. Слушание «Былины о Евпатии Коловрате»

Педагог,

дети,

родители.

34

Май

«Подарки белоствольной красавицы»

Художественное слово о русской березе (рассказ, стихи). Разучивание хоровода с пением «Во поле березка стояла».

Педагог,

дети,

родители.

35

Май

«Шутку шутить — людей насмешить».

«Небылица в лицах, небывальщина»

Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях.

Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц

Педагог,

дети,

родители.

36

Май

Прощание с «избой»

Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек

Педагог,

дети,

родители.

Литература:

1.        Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008

2.        А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб.: 2002г.

3.        А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

4.        Т.А Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством»Санкт-Петербург. Издательство Детство-Пресс 1999год.

5.        О.Л.Князева «Как жили люди на Руси».

6.        О.Л. Князева, М.Д. Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», программа, учебно – методическое пособие, СПб.: Детство – Пресс, 2000

7.        Интернет ресурсы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для родителей.

Приобщение детей к истокам русской культуры

  1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:

a) Как жили наши предки?

б) Какими занимались ремёслами?

в) Как сеяли хлеб?

г) Какую на Руси носили одежду?

  1. Знаете ли Вы русские праздники?
  2. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?
  3. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?
  4. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?
  5. Надо ли знать народные сказки и былины?
  6. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?
  7. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?
  8. Какие народные игры Вам известны?
  9. Играете ли Вы в них с ребёнком?
  10. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий)?

Занятие в старшей группе «Знакомство с русским народным костюмом»

Цель: приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с народным костюмом.

Задачи:

  • в области обучения – продолжать рассказывать о русском народном костюме, формировать представления об элементах костюма и его изготовлении;
  • в области развития - расширять кругозор, развивать любознательность. Учить детей целенаправленному вниманию и наблюдательности, формировать образную и фразовую речь.

        Продолжать учить образовывать относительные прилагательные и включать их в сложносочиненное предложение. Обогащать и активизировать словарь детей по теме: русский костюм. Совершенствовать двигательные навыки (общая и мелкая моторика).

Развитие зрительного восприятия.    

  • в области воспитания – прививать любовь к своей Родине;
  • формировать эстетический вкус;
  • воспитывать интерес к русской народной культуре.

Методические приёмы:

  • Наглядные (показ, демонстрация рассматривание);
  • Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, побуждающие к активной мыслительной деятельности, рассказ педагога);
  • Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, сюрпризный момент);

Практические (упражнения).

Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза, метод образовательной кинестетики.

Форма организации занятия: фронтально.

Музыкальный ряд: русские народные мелодии.

Зрительный ряд: репродукции, на которых изображены люди в русских костюмах, русский костюм (мужской, женский).

Оборудование и материалы: 

  • декорации и костюмы в русском стиле, предметные картинки («четвертый лишний»), ленточки; 
  • Хозяюшка в русском наряде, самовар.

Предварительная работа: 

  • беседа о России; подбор методической литературы;
  • оформление книжного уголка;
  • рассматривание кукол в национальных костюмах; посещение фольклорного праздника в школе, рассматривание иллюстраций, разучивание русских танцев и хороводов, просмотр презентаций, изготовление кушаков, кукол, создание своего орнамента для сарафана и рубахи-косоворотки;
  • работа с родителями по изготовлению русского народного костюма.

Обогащение словаря: коленкор, кисея, понеточина, домотканая, кокошник, пояс-кушак, рубаха-косоворотка, порты, душегрея, кичка, онучи, картуз, передник, понева, относительные прилагательные (атласный, ситцевый, кашемировый, бархатный, меховой, холщевый, льняной, шелковый, парчовый, кисейный, коленкоровый)

Ход занятия

1. Организационный момент. Проводит педагог-психолог

Педагог – ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА. Какие вы нарядные, у нас сегодня много гостей, давайте поприветствуем их. Посмотрите, какая одежда на наших гостях, в чем разница ваших костюмов мы узнаем сегодня, в ходе нашей беседы. А для того, чтобы настроиться на отличную работу, мы проведем нашу зарядку упражнение «Ритмирование» (подготовительная процедура). Оно включает в себя упражнения, позволяющие обрести позитивность, активность, ясность и способность концентрировать внимание, подготавливает ребёнка к выполнению последующих упражнений. Показателями ритмированного состояния тела являются четыре свойства: энергетичность, равновесие в работе левой и правой половины тела и полушарий мозга, активность, положительный настрой (как готовность принять новое обучение).

Педагог - Молодцы, а теперь вас в гости ждет Хозяюшка.

2. Под музыку входит Хозяюшка (воспитатель).

Хозяюшка - Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте добры молодцы, красны девицы (с поклоном), проводит детей хороводом к стульчикам, садятся.

Хозяюшка - Какие вы статные да ладные. Как звать, Вас, красна девица? Как звать, Вас, добрый молодец? (ответы детей) Скажи, Марьюшка, что за одежда на тебе одета? Как она называется? (дети называют части костюма: Сарафан, лапти, лента шёлковая и т.д.)

Хозяюшка - Как можно назвать одежду, которая одета на наших гостях? (ответы детей: современная). Как назовем мы вашу одежду? (русский народный костюм). Вот так одевались наши предки. Одежду они изготавливали сами – выращивали лен, обрабатывали его и изготавливали из полученных волокон полотно. Поэтому одежда называлась домотканой, т.е. вытканной дома. Рукава у некоторых видов одежды были очень длинными. Когда рукава были спущены, работать было невозможно. Отсюда и поговорка о плохой работе: *работать спустя рукава*.

Считалось неприличным, если у мужчины развязывался кушак – «что ж ты распоясался?». Считалось позором, если женщина была без головного убора - пришло к нам выражение «опростоволоситься». Самой распространенной женской одеждой был сарафан, надевали его поверх рубахи. Давайте посмотрим, из какой ткани сшиты ваши сарафаны и рубахи (ответы детей: изо льна, из ситца, из парчи, из атласа, из кашемира). Посмотрите, какие у меня еще есть костюмы. Они сделаны из коленкора, из кисеи, вшита понеточина (рассказ сопровождает показом, и дает попробовать на ощупь детям.)

Хозяюшка – Теперь мы попробуем, как раньше пряли, ткали. Приготовьте ваши пальчики.

Упражнение «колечки» - Упражнение способствует развитию координации движений, формированию чувства пространства и точности движений пальцев, улучшению артикуляционных движений, стимулирующих речевое развитие ребенка.

Хозяюшка - Представьте, что вы сидите за станком и переплетаете нити для полотна, или плетете лапти, возьмите ваши ленточки в обе руки и одновременно скатайте и, обязательно следите глазами.

Упражнение «ленточки», модификация «двойных рисунков» - повышаются внимание и собранность.

3. Педагог – Спасибо, Хозяюшка. Очень много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды. А после работы, шли все от мала до велика в нарядах песни петь, плясать, да в игры играть. Вот и у нас подошла пора отдохнуть.

Физкультминутка
Мы красиво нарядились,     (показывают наряды)
Вкруг себя оборотились,      (повернулись)
Вышли песенки попеть,      (упражнение – зевота, мягко   удаляющее  напряжение.)
На людей посмотреть.        (упражнение – помпа,  освобождает от     
Вышли дружно поиграть,    напряжения, которое возникает при длительном
Себя людям показать.          (Педагог-психолог – а теперь сядем, и нарисуем «лежачую восьмерку» сидении)

Упражнение помогает использовать оба полушария гармонично и делать их "перекрестную" работу лучше.

4. Упражнение «Четвертый лишний» (предметный)

- Назовите лишний предмет, и объясните, почему он лишний?

Лапоть, сапог, туфля, поршень.
Лавка, стул, сундук, люлька.
Сарафан, косоворотка, платье, душегрея.
Теремок, изба, дворец, высотный дом.
Чайник, крынка, чугунок, деревянный ковш.

Дети no-очереди подходят к столу, берут картинки, называют все нарисованные на них предметы и выделяют один предмет по заданному признаку.

5. Педагог - упражнение «Думающий колпак».

6. Педагог - Упражнение «Образование относительных прилагательных».

Рубашка из холста – холщевая рубашка,
Сарафан из атласа – атласный сарафан,
Понева из ситца – ситцевая понева,
из шелка -, из коленкора -, из меха -, из кашемира -, из парчи -, из кисеи -, из бархата -.

7. Упражнение «Составление сложносочиненных предложений с использованием относительных прилагательных»

- Сравните сарафаны на Катюше и Софье. На Катюше атласный сарафан, а на Софье шелковый.

На Владиславе ситцевые порты, а на Артемии атласные порты.

На Владиславе меховая шапка, а на Артемии шелковый картуз и т.д.

8. Упражнение «Кто больше заметит?»

- Посмотрите и запомните, как одета Хозяюшка. Дети внимательно смотрят и запоминают, как одета Хозяюшка.

- Сейчас Хозяюшка, что-то изменит в костюме, а вы закройте глаза, потом внимательно посмотрите и скажите, что изменилось. Например, платок был завязан, а сейчас развязан.

Затем дети рассказывают, что изменилось и самостоятельно воссоздают первоначальный образ.)

9. Итог занятия.

- Наше занятие подошло к концу. Что мы сегодня делали? Вам понравилось наше занятие? Дети отвечают на вопросы психолога.

Мы сегодня узнали много интересного о русском костюме, о традициях, обычаях на Руси.

10. Сюрпризный момент.

- Хозяюшка - приготовила нам угощение.

Хозяюшка выносит на подносе пряники и конфеты, угощает ими детей (под музыку).

Тема экскурсии для детей старшей группы "Знакомство с русской горницей"

Цель: приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры.

Задачи:

1. Дать представление о русской горнице и избе – жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, чугунок, ухват, сундук и т.д.).

2. Обогащать словарь и расширять детский кругозор.

3. Воспитывать интерес к русской культуре.

Предварительная работа:

Беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта. Разучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: мини-музей “Русская горница” (печь, сундук, плетень, старинная посуда, ухват и др.)

Ход экскурсии

Дети старшей группы, под русскую народную музыку, входят в мини-музей.

Их встречает дочка Хозяюшки - Настенька (девочка подг.гр.):

- Милости просим в гости, ребята. Проходите, присаживайтесь. Горница у нас небольшая, да красивая какая! В ней много интересных и незнакомых вам вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти здесь предмет, о котором мы с вами будем говорить.

А вот и первая загадка:

Прячет бабушка в нем вещи
сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите,
Этот шкаф зовут…

                                 (сундук)

Правильно, это сундук. (показывает и достает одежду). Смотрите сколько добра в сундуке, сколько много разных интересных вещей: рушники, рубахи, а у меня есть еще одна загадка.

- Подумайте и найдите в моей горнице этот предмет

"Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча"  (Печь)

Правильно, печь. А как вы думаете, в деревенской избе для чего ставили обязательно печь? Для чего она нужна, что она приносила в дом (тепло и уют)? Правильно, в ней готовили пищу, спали на ней. Посмотрите, а что в печи у нас стоит?

- Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля …(чугунок)

Какие вы молодцы, все загадки отгадываете. А теперь найдите в моей горнице предмет, который был очень нужен людям в давние времена, чтобы достать из печи чугун и не обжечь руки, а я вам дам подсказку:

- Из русской печи
Кашу из печи тащи
Чугунок очень рад
Что его схватил …(ухват)

Показывает и дает попробовать желающим достать чугунок из печи.

Ребята, давайте мы с вами скажем печке добрые слова, повторяйте вместе со мной.

Ой, ты печка - сударыня
Помоги нам, боярыня
Ты свари, испеки
Обогрей, освети,
полечи и спаси,
В дом богатство неси!

А теперь я вас и гостей буду угощать пирогами, которые испекла нам печка-матушка.

Тема: «Знакомство с жизнью и традициями русского народа»

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
  • познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;
  • обогатить        словарь        детей        народными        пословицами,        поговорками, загадками, новыми словами;
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
  • развивать художественно-творческие способности детей.

Ход занятия:

Хозяйка избы встречает детей у входа.

     - Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

      В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. -Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? -Как мы себя чувствуем дома?

     -Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

      Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

Почему же из лиственницы строили дома?

      Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

      В        таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь).

       Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись.  Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка  -  деревенская кормилица.

     -Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

       Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток - это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»? Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

      Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки        отгадать.        Я        буду загадывать загадки,        а        вы        постарайтесь        найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

      За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с        медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)

      Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким. (Дети пробуют просеять муку через сито)

«Что за барыня такая?»

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

       Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

       В        крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

      Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

       Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

        Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

        Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок)

        Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)

       Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

      Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок- не знал пеленок, стар стал- пеленаться стал». Горшок был мужской и женский.

     Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.

     Женский горшок по стуку - звонкий, по форме -  вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.

     Мужской по стуку-глухой, по форме - толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.

      Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков - из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

       У горшка есть все части тела, почти как у человека: тулово, горлышко, носик, талия, губы, ноги. Попробуйте отгадать где же все это у горшка.

Практическая часть.

-        Мы с вами как настоящие мастера сегодня будем делать горшки из глины.

Раздает глину из берестяного кузова.

-        Какого цвета эта глина?

-        Какая она на ощупь? (мягкая, податливая, меняет форму)

         Сейчас я покажу и объясню, как вылепить горшок из глины. Сначала мастер в руке делал «донышко» - дно изделия. Оно было похоже на лепешку. Затем наращивал на него стенки посуды, похожие на кольца. Стенки тщательно разглаживались и «замасливались» смоченной в воде тряпкой, губкой. Готовый сосуд просушивали и обжигали.

Изготовление горшочков из глины.

       Давайте и мы поставим наши горшочки в печку. А в следующий раз попробуем украсить наши горшочки. Ведь наши предки тоже украшали их, да не просто так, а со смыслом. Но об этом сказ - в другой раз.

      Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Гость на порог - хозяину радость.

Развлечения «Русские посиделки»

Цель: знакомство с традициями русской народной культуры.

Задачи:

формировать уважение к традициям на Руси; развивать музыкально-игровое творчество; воспитывать уважительное отношение к русской культуре.

Предварительная работа:

1.        Разучивание русских народных песен, хороводов, игр; обучение игре на русских инструментах.

2.        Разучивание загадок, пословиц, частушек; беседа о традициях русского гостеприимства.

Материалы и оборудование: Русская изба, прялка, печка, плетень, столы с русской народной утварью, самовар, русские народные костюмы для всех участников, музыкальные инструменты, атрибуты для импровизации сказки «Репка».

Действующие лица:

Ведущая «Хозяйка» воспитатель;

«Семья Ивановых» - родители и дети одной группы старшего дошкольного возраста

«Семья Петровых» - родители и дети другой группы старшего дошкольного возраста

Место проведения мероприятия: музыкальный зал

Ход мероприятия:

    Музыкальный зал оформлен в народном стиле. По разные стороны зала изображены горницы русской избы. Расставлены предметы быта русского народа.

     Под русскую народную мелодию входят дети и родители. Ведущая хозяйка рассаживает гостей по обе стороны.

     Хозяйка: Жили-были в одной деревне «Веселинке» две дружные семейки. Семейка Ивановых (показывает на одну горницу). И семейка Петровых (показывает на другую сторону). Вот однажды, когда на полях закончился сбор урожая овощей и пшеницы, решили они устроить праздник пир на весь мир, повеселиться после сборки урожая.

Входят дети и родители семьи Ивановых с блюдами из овощей.

Родители: Здравствуйте сотрудники! Отведайте даров наших.

1.Родитель: Гости в избу, красному гостю – красное место.

2.Родитель: Чайку покушать и гармошку послушать милости просим.

Семья Петровых угощает дарами осени - пирогами и вареньем.

Хозяйка: Славный вырос урожай. А когда стол ломится от яств, так и петь хочется. Эх, Россия! края дорогие, здесь люди живут, задушевные песни поют.

Исполняется песня «Ты рябина».

Хозяйка: Хорошая песня и сердце лечит! А не потешиться ли вам, не позабавиться. Свое умение показать - по очереди загадки загадать. Семья Ивановых с детьми загадывает загадки семье Петровых.

Загадки Ивановых:

1.        Кривой конь лезет в огонь (кочерга)

2.        Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар)

3.        Четыре братца под одной крышей живут (стол)

Хозяйка: Молодцы, а теперь очередь скамейки Петровых.

Загадки Петровых:

1.Сама не ест, а всех кормит (ложка).

2.Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

3.Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает (ухват).

Хозяйка:

Ох, я знала наперёд

Что вы смекалистый народ

Тары-бары растобары

Есть хорошие товары

Отбивают ритм такой

Сразу в пляс пойдёт любой

Семья Ивановых разбирают музыкальные инструменты.

Дети играют, родители подыгрывают.

Звучит русская народная мелодия «На горе-то калина» Хозяйка: Инструменты разными бывают, Семья Петровых перед вами выступает!

Выходят дети и родители.

Звучит русская народная мелодия «Ах вы сени»

Хозяйка: Потешили себя семейки, пора и поплясать решили они, свою удаль показать.

По выбору семье Ивановых предлагают атрибуты: балалайки, платки, венки, гармошки и т.д.

1.«Кадриль» рус. нар. мелодия

2.«Светит месяц» рус. нар. Мелодия

(импровизация рус. народных движений вместе с детьми)

Хозяйка: Как здорово поплясали наши семейки, захотелось им поиграть, свою ловкость показать.

Играют:

1.        «Смола» рус. нар. игра,

2.        «Домовой» рус. нар. игра,

3.        «Федул» рус. нар. игра,

4.        «Платочек» рус. нар. игра.

Хозяйка:

Из-за леса, из-за гор,

Едет дед Егор.

Сам на коровке,

Дети на телятках,

Внучки на козлятках.

Съехали с гор,

Развели костёр,

Кушают кашку,

Слушают сказку.

Родители семьи Ивановых и Петровых одевают атрибуты.

Инсценируется сказка «Репка».

Хозяйка: Вот какие весёлые семейки живут в деревне «Радость». И мастера поплясать, поиграть, на инструментах заиграть, да сказку деткам рассказать. Родитель семьи Петровых: Спасибо вам соседи за проведённый вечер.

Родитель семьи Ивановых: И вам спасибо за компанию. Заходите на огонёк в другой раз.

Под русскую народную мелодию родители с детьми встают хороводом и уходят из зала в групповые комнаты чаёвничать.



Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ

О ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ «Русская горница»

1. Общие  положения.

1.1. Детско - родительский клуб «Русская горница» создан с целью установления сотрудничества ДОУ и семьи,  формирования привычки к здоровому образу жизни  у ребенка.

1.2. Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативно правовыми актами в сфере образования, Уставом ДОУ, настоящим Положением.

1.3.     Участниками детско – родительского клуба являются родители,  дети, воспитатели, специалисты ДОУ.

1.4. Детско - родительский клуб «Русская горница» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги детского сада могут получить знания в вопросах формирования у детей интереса к русской народной культуре, желания узнавать новое об истории своего народа.  Углублять знания у детей и их родителей: о русском крестьянском быте; о народных и семейных традициях; о русском фольклоре и народных промыслах, в дальнейшем принимать совместное участие в праздниках.

1.5. Основными принципами работы клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

1.6. Положение о клубе обсуждается на Совете педагогов и утверждается приказом заведующего ДОУ.

2. Цели и задачи Клуба

2.1. Приобщение детей к традициями и истоками русской народной культуры.

2.2. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах формирования у детей знаний: о русском крестьянском быте; о народных и семейных традициях; о русском фольклоре и народных промыслах.

2.3. Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.

2.4.  Создание условий для реализации собственных идей, способствующих к проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опыт семейного воспитания).

3. Основные направления деятельности клуба  

3.1. Пропаганда положительного опыта семейных традиций.

3.2. Повышение педагогических знаний родителей детей.

3.3. Популяризация деятельности ДОУ.

4. Организация деятельности клуба

4.1. Работа  детско – родительского клуба «Русская горница» осуществляется на базе ДОУ.  

4.2. Клуб посещают все родители, которые желают стать активным участником в формировании у своего ребёнка интереса к русской народной культуре.

4.3. Родители — участники клуба могут посещать разные мини - клубы в зависимости от их потребности в занятиях.

4.4. Планирование работы проводится по результатам опроса родителей (законных представителей). План утверждается на первом заседании клуба.

4.5. На итоговом заседании  обсуждаются результаты и эффективность детско – родительского клуба.

4.6.  Формы организации работы:

  • Познавательные – практикумы:

- решение педагогических ситуаций;

- интегрированные совместные занятия;

- обмен опытом;

- обсуждение опыта семейного воспитания;    

- участие родителей в подготовке к выставкам.

  • Наглядно-информационные:

- видео просмотры материалов по организации жизни детей в ДОУ;

- медиатека;  

- выпуск газет;

- книжки – малышки;

- памятки.

  • Досуговые:

- совместные мероприятия;

- обмен спортивным опытом.

5. Права и обязанности участников клуба

5.1. Родители (законные представители) имеют право на: получение квалифицированной консультативной помощи, проблемам воспитания и развития ребенка в ДОУ и др.; получение практической помощи в организации занятий с детьми дома; высказывание собственного мнения и обмен семейным опытом в формировании у детей любви к Родине, близким людям, народу.

5.2.  ДОУ имеет право:  на изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания; внесение корректив в план работы клуба в зависимости от возникающих проблем, интересов и запросов родителей.

5.3.  ДОУ обязано: организовать работу клуба в соответствии с планом, утвержденным заведующим ДОУ, и с учетом интересов и потребностей родителей; предоставлять   квалифицированную   консультативную   и   практическую помощь родителям.

6. Документация

6.1. Детско – родительский клуб «Русская горница» работает по утвержденной в начале года программе.



Предварительный просмотр:

Отчёт работы музей

«Горница»

Народ, который не знает своей

культуры и истории, - презренен и

легкомысленен.

Н. М. Карамзин

Красоту, чистоту мы у старших берем,

Саги, сказки из прошлого тащим

Потому, что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем…

В. Высоцкий

Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколения, - народ без будущего. Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности - актуальная задача современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Назначение музея - патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к родной природе, истории и культуре своей страны.

Задачи:

1.Создание условий, которые дадут возможность ввести детей в мир русского народного быта, костюма.

2.При проведении праздников дать возможность почувствовать глубину и красоту русских обычаев, игр и обрядов, пробуждать интерес к ним.

3.Формирование простейших навыков в области прикладного искусства и развитие творческих способностей.

4. Использование фольклора (заклички, считалки, попевки, сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.). Ведь содержание фольклора это жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков , духовный мир русского человека , его мысли, чувства, переживания. Дать возможность почувствовать красоту русского языка, народной обрядовой поэзии.

5. Умение соотносить увиденное в природе с  народными приметами.

Таким образом, находясь в детском саду, дети постоянно соприкасаются с культурой народа, ощущают ее энергетику. Именно родная культура как отец и мать стала неотъемлемой частью души ребенка рождающим личность.

Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты любознательность является национальными. Это помогает детям с самого раненого возраста понять, что они – часть великого русского народа. Во-вторых, широко используем малые жанры русского фольклора (колыбельные песни, потешки, пестушки) народ – мудрый и добрый учитель – создал множество песен, попевок, потешек, дающим возможность взрослому в приятной для ребенка форме обучить его чему - то новому. В-третьих, приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.

Мы начали собирать разнообразные экспонаты, так как невозможно представить себе русскую избу без печки, стала необходимость создать ее своими руками, один из родителей, помогли построить основу печи, а воспитатели обклеили обоими.

Разделы мини – музея.

«Русская изба» - русская печка, лавка.

«Домашняя утварь» - собрали старинные или сделанные под старину предметы быта (изделия из бересты, глины, чугунные изделия, деревянная утварь).

«Мастерская Кукол» - куклы из ткани, соломы, ниток.

«Рукотворный мир» - предметы рукотворного мира (варежки, творение умелых женских рук – вышивка, прядение здесь же представлены прялки двух видов).

Наш музей занимает небольшое пространство и не отвечает строгим требованием настоящего музея. В его экспозиции много сделано руками воспитателей, родителей и детей. Дополнен интерьер народными «Игрушками» выполненными детьми на занятиях изо деятельности. Родители подарили салфетки, связанные крючком, а также музыкальный инструмент гармонь. Родители сшили детям красивые сарафаны и косоворотки, обшили кукол в русские народные костюмы.

Взаимодействие участников музея осуществляем по следующему алгоритму: педагоги-родители, педагоги-дети, педагоги-дети-родители, родители-дети.

Как само пространство музея, так и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях. Наш музей стал своеобразным центром народной культуры, открытым в детском саду для разных возрастных групп, причастных к идее духовного и культурного возрождения. Собранные предметы используются на занятиях по ознакомлению с укладом жизни русской деревни, по изобразительной деятельности (дети выкладывают и рисуют орнаменты, узоры, лепят посуду, игрушки). В нашем музеи проводятся занятия следующей тематики: («Русская изба», «Посиделки», «Город мастеров», «Самовар, самоварище», «Народная игрушка»). Стало традицией проводить вечер русской народной песни, встречи со сказкой, посиделки. С большим желанием дети поют русские народные песни. Их веселят легкий юмор попевок, задорная пляска, успокаивает колыбельная песня. Дети знакомятся с фольклорными праздниками (Осенины, масленица и др.).

Музей «Горница» помог разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно – нравственное восприятие детей, расширить представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими раннее живущими сейчас рядом.

Приобщая детей к русским традициям, знакомя их с народными праздниками, обрядами, мы стремимся, прежде всего, пробудить интерес детей к родной истории. Пусть не все останется в памяти, но что, то осядет, запомнится, означит рано или поздно обязательно прорастет и даст свои всходы.

Надеемся зажечь в детях искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, это поможет нам, взрослым, воспитать патриотов, свободных творческих личностей, осознающих свои корни и способных ориентироваться в современном мире.

Список использованной литературы:

  1. Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2..
  2. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. М., 2001.
  3. Жуковская Р. И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., 1985.

ПЛАН РАБОТЫ МУЗЕЯ

Тематический план

п/п

Подготовительная

группа

Старшая группа

Средняя группа

Младшая группа

1

  • Экскурсия в музей
  • Быт русского народа (мебель)
  • Утварь деревенского дома
  • Русская кухня

(национальные блюда)

  • Экскурсия в музей
  • Рассказ об

устройстве русской избы

  • Без печи изба – не

изба

  • Мебель в

деревенском доме

  • Убранство дома
  • Сравнение с современной

мебелью

  • Сбор букетов колосков,

рябины и калины, трав

  • Внешний вид крестьянской избы

2

  • Любят в праздники

рядиться наши русские девицы

  • Русский национальный

костюм

  • Русский национальный

          головной убор (ж. и м.)

  • Русская национальная обувь (сапожки, валенки)
  • Посиделки
  • Посуда деревянная
  • Посуда глиняная
  • Щи да каша – пища наша
  • Русская пища
  • Посиделки

  • Знакомство с предметами

быта: сундук, прялка, веретено, рубель, корыто и т. д.

  • Сравнение с современной

бытовой техникой

  • Внутреннее убранство избы
  • Травяной дух избы:

букеты колосков, ягод, трав.

3

  • Беседа «Что я знаю о

родном городе»

  • Дидактические игры

«Заешь ли ты свой

город?», «Узнай город Нижневартовск по фотографии»

  • Рассматривание

панорамы «Нижневартовска»

  • Выставка семейных

фотографий «Отдых в родном городе»

  • Вот в какой чудной

одежде ходили люди прежде

  • Праздничная

русская женская одежда

  • Мужская русская

(праздничная и повседневная) одежда

  • Чудесный сундук
  • Печь в русском доме
  • Сравнение с

современными аналогами: (электро- и газо- плитами, СВЧ)

  • Мебель люлька (колыбелька, зыбка)
  • Игровые ситуации:

-укладывание куклы спать,

-пропевание колыбельных

песен

4

  • Первые улицы – сердце

города

  • Как застраивался город

Нижневартовск

  • Здания родного города
  • Прогулки по зимним

улицам города

  • Досуг «Лучший знаток

города»

  • Женские и мужские

головные уборы

  • «Лапти – лапоточки»

дети, в гости наряжайтесь

  • Празднование Нового года на Руси

  • Кухонная утварь (сечка, самовар, доски и т. д.)
  • Сравнение с современной

кухонной утварью

  • Домашняя утварь
  • Материалы

изготовления: дерево, глина, ткань

5

  • Развлечение: «Здравствуй

печка русская»

  • Кто работает в селе?
  • Рождество Христово
  • Любят в праздники

рядиться наши русские девицы

  • Игрушки наших

бабушек

  • Мои любимые

игрушки

  • Русские народные

игры зимой

  • Игры – забавы с

домовёнком

  • Надворные постройки

для содержания домашних животных

  • Сельскохозяйственные

орудия труда

  • Орудия труда:

топор, пила, лопата, молоток, прялка

6

  • Твоя улица, твой дом,

твой двор

  • Конкурс творческих

работ «Вот мой дом родной»

  • Русские промыслы:

-дымковская игрушка

-богородская игрушка (забава)

-городец (предметы

мебели)

-хохлома (утварь)

  • Секреты огорода
  • Участие в подготовке

блюд из овощей

  • Знакомство с

вышивкой (полотенца, скатерти)

7

  • Места отдыха в городе
  • Библиотека и читальный

зал

  • Народные музыкальные

инструменты

  • Русский фольклор

(потешки, колыбельные)

  • Чтение русской

народной сказки

  • Спектакли по

мотивам р. н. сказки

(неделя театра)

  • Посиделки

  • Архитектурные

украшения домов

  • Сравнение с

современными домами

  • Кукла-свёртка

  • Русский костюм
  • Кукла-свёртка

8

  • Флаг и герб страны
  • Флаг и герб области
  • Флаг и герб города
  • Поэзия о родных

просторах

  • Конкурс чтецов

Кукла-стригуша

  • Мой уголок и

комната дома

  • Мой дом
  • Моя улица
  • Мой детский сад
  • Кукла-кисточка

  • Красивые дома
  • Кукла-крест из

соломы

  • Народные музыкальные

инструменты

  • Роспись предметов быта

9

  • Изучение творчества

художников, рисующих

природу края

  • Выставка рисунков

«наши дети рисуют любимый город» Прощание с избой

  • Кукла-скатка

  • Игры-занятия:

Деревенский двор

  • Домашние животные
  • Русские хороводы
  • Кукла-скатка

  • Обрядовые блюда

русской кухни

  • Кукла-склейка

  • Народные

музыкальные инструменты

  • Кукла-склейка

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: