Коррекционная работа с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами
В этой папке размещены материалы по работе с детьми с ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска
детский сад №52 «Самолётик»
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(СИНДРОМ ДАУНА)
Фамилия, имя ___________________________________________, возраст_________________
Анкетные данные.
Ф. И. О. ребенка: ____________________________________________________________
Дата рождения: _____________________________________________________________
Домашний адрес: ____________________________________________________________
Дата поступления в группу: ___________________________________________________
Мать Ф.И.О.: _______________________________________________________________
Отец Ф.И. О.: _______________________________________________________________
Критерии и показатели | Сроки | Примечание | |
декабрь | май | ||
АДАПТАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ | |||
Готовность к положительным эмоциональным контактам: с взрослыми; с детьми | |||
Сотрудничество с взрослыми: в предметно-практической в игровой деятельности | |||
Активно подражает | |||
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | |||
Активно реагирует на словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией | |||
Способен к слуховому сосредоточению и различению речевых и неречевых звучаний | |||
Понимает: глаголы единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения; прилагательные, обозначающие некоторые свойства предметов. | |||
Понимает: некоторые грамматические формы слов (Р.п. и Д.п. существительных); простые предложные конструкции; | |||
Активно участвует в диалоге. Ответы на вопросы взрослого одним словом (допускается искажения фонетические и грамматические, использование паралингвистических средств) | |||
Подражает: жестам мимике взрослого. | |||
Включает речевое сопровождение в предметно- практическую деятельность | |||
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | |||
Понимает названия:
| |||
Активно употребляет (допускается искажения звуко- слоговой структуры) существительные, обозначающие предметы обихода: игрушки части тела человека части тела животных некоторые явления (ночь, солнышко, дождь, снег) | |||
ПРЕДМЕТНО – ОРУДИЙНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | |||
Использует бытовые предметы с учетом их функций | |||
Использует предмет в качестве орудия в проблемных ситуациях. | |||
Владеет поисковыми способами в предметной деятельности (практическое примеривание и пробы) | |||
ПРАКТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТИРОВКА В СВОЙСТВАХ ПРЕДМЕТОВ | |||
В свойствах предмета - «Почтовый ящик» | |||
Величине (недифференцированные предметы: большой-маленький | |||
Идентификации цвета предмета с цветом образца | |||
Ориентировка в количестве (один-много) | |||
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕПЛА В ДВИЖЕНИЯХ ПОД МУЗЫКУ | |||
Воспроизведение простейших «повторных» ритмических структур в дидактических играх | |||
КООРДИНИРОВАННЫЕ ДВИЖЕНИЯ РУК | |||
При выполнении простых действий с игрушками (кубиками, пирамидками) | |||
Предметами обихода (чашкой ,ложкой) | |||
Овладение элементарными изобразительными навыками: точки дугообразные линии |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Родители ознакомлены___________________________________________________________
«________» ___________________________20_____г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска
детский сад №52 «Самолётик»
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 4-5 лет
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(СИНДРОМ ДАУНА)
Фамилия, имя ___________________________________________, возраст_________________
Анкетные данные.
Ф. И. О. ребенка: ____________________________________________________________
Дата рождения: _____________________________________________________________
Домашний адрес: ____________________________________________________________
Дата поступления в группу: ___________________________________________________
Мать Ф.И.О.: _______________________________________________________________
Отец Ф.И. О.: _______________________________________________________________
Критерии и показатели | Сроки | Примечание | |
декабрь | май | ||
ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | |||
Ознакомление с природой имеет представления о сезонных изменениях в природе | |||
знает некоторых домашних животных и их детенышей | |||
знает некоторых диких животных и их детенышей | |||
знает и называет некоторых насекомых (бабочка, муравей) | |||
участвует в наблюдениях за растениями, животными, рыбками | |||
Ознакомление с жизнью и трудом взрослых - имеет преставление о труде взрослых ( продавец, парикмахер), - знает трудовые действия | |||
знает сведения о себе и своей семье | |||
Сенсорное развитие узнает и называет: круг квадрат треугольник прямоугольник | |||
группирует предметы по цвету, форме, величине; | |||
различает правую и левую руки; | |||
ориентируется в пространстве: по наглядному образцу по словесному указанию; | |||
различает части предмета и целый предмет; | |||
Умственное развитие: составляет группы предметов; | |||
понимает обобщающие слова; | |||
слушает и понимает задаваемые вопросы; | |||
называет часто встречаемые предметы, объясняет их | |||
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | |||
рассказывает о том, что видел, куда ходил, что случилось; | |||
активно сопровождает речью свою деятельность; | |||
понимает и употребляет существительные с обобщающим значением; | |||
использует в речи практически все части речи; | |||
правильно согласовывает слова в предложении; | |||
понимает и употребляет слова-антонимы; | |||
использует в речи простые нераспространенные предложения; | |||
использует в речи предложения с однородными членами; | |||
употребляет сложносочиненные предложения; | |||
умеет образовывать слова по аналогии со знакомыми словами; | |||
с помощью взрослого повторяет описания игрушек; | |||
драматизирует отрывки из знакомых произведений; | |||
активно общается со взрослыми и сверстниками; | |||
отвечает на вопросы | |||
Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте: - сформирована артикуляционная моторика | |||
сформировано звукопроизношение | |||
Развитие элементарных математических представлений: - находит в окружающей обстановке много, один предмет; | |||
сравнивает две группы предметов; | |||
- использует прием приложения, наложения | |||
умеет уравнивать неравные группы; | |||
сравнивает два предмета по величине, называет; | |||
сравнивает 5 предметов по величине, называет; | |||
считает в пределах 5; | |||
отвечает на вопрос «сколько?»; | |||
Развитие пространственно-временной ориентировки: определяет направление движения от себя; | |||
понимает слова: нижняя, верхняя, слева, справа, направо, над, под. | |||
знает и называет части суток; | |||
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | |||
Игровая деятельность
| |||
принимает на себя роль; | |||
выполняет игровые действия; | |||
использует предметы-заместители; | |||
играет в группе детей; | |||
понимает и выполняет правила игры. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Родители ознакомлены___________________________________________________________
«________» ___________________________20_____г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска
детский сад №52 «Самолётик»
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 5-7 лет
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(СИНДРОМ ДАУНА)
Фамилия, имя ___________________________________________, возраст_________________
Анкетные данные.
Ф. И. О. ребенка: ____________________________________________________________
Дата рождения: _____________________________________________________________
Домашний адрес: ____________________________________________________________
Дата поступления в группу: ___________________________________________________
Мать Ф.И.О.: _______________________________________________________________
Отец Ф.И. О.: _______________________________________________________________
Критерии и показатели | Сроки | Примечание | |
декабрь | май | ||
ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | |||
Развитие элементарных математических представлений: | |||
знает состав числа 2-5; | |||
считает в пределах 10; | |||
сравнивает две группы предметов; | |||
ориентируется на листе бумаги; | |||
записывает числа до 10; | |||
пользуется знаками и обозначениями; | |||
решает простые задачи; | |||
знает геометрические фигуры. | |||
знает состав числа 2-5; | |||
Ознакомление с природой Имеет представления - о сезонных изменениях в природе; | |||
о растениях; | |||
о животных. | |||
Ознакомление с жизнью и трудом взрослых: знаком с трудом людей ближайшего окружения; | |||
знаком с отдельными объектами ближайшего окружения; | |||
знает сведения о себе и своей семье, о предметах быта и труда людей | |||
Сенсорное развитие различает цвет форму, величину, предметов; | |||
различает правую и левую сторону; | |||
ориентируется в пространстве: по наглядному образцу | |||
по словесному указанию | |||
различает правую и левую сторону; | |||
Умственное развитие составляет группы предметов; | |||
обобщает предметы; | |||
различает части предмета и целый предмет; | |||
определяет простейшие причины наблюдаемых объектов и событий | |||
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | |||
Речевое развитие - активно употребляет слова, обозначающие предметы и явления (по лексическим темам); | |||
владеет навыками словообразования; | |||
отчетливо произносит слова в предложении; | |||
правильно согласовывает слова в предложении; | |||
- понимает значение предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения; | |||
строит предложения с союзами, предлогами; | |||
составляет рассказы: из личного опыта | |||
по сюжетной картине | |||
рассказы-описания; | |||
отвечает на вопросы; | |||
пересказывает небольшие тексты; | |||
драматизирует небольшие произведения. | |||
Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте: - сформирована артикуляционная моторика; | |||
формировано звукопроизношение; | |||
развит речевой слух; | |||
узнает и выделяет звук из слова; | |||
различает гласные и согласные звуки; | |||
владеет навыками звукового анализа слова; | |||
имеет представление о слове, предложении; | |||
составляет условно-графическую схему предложения. | |||
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | |||
Игровая деятельность: придумывает и развивает сюжет игры; | |||
принимает на себя роль; | |||
выполняет игровые действия; | |||
использует предметы-заместители; | |||
играет в группе детей; | |||
понимает и выполняет правила игры. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Родители ознакомлены___________________________________________________________
«________» ___________________________20_____г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска
детский сад №52 «Самолётик»
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (СИНДРОМ ДАУНА)
_______________________________________________
(Ф.И.О. ребенка)
Срок реализации программы: 1 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Общие сведения о ребенке
Анкетные данные.
Ф. И. О. ребенка: ____________________________________________________________
Дата рождения: _____________________________________________________________
Домашний адрес: ____________________________________________________________
Дата поступления в группу: ___________________________________________________
Мать Ф.И.О.: _______________________________________________________________
Отец Ф.И. О.: _______________________________________________________________
Другие члены семьи:_________________________________________________________
1.2. Цель психолого-педагогического сопровождения:
1.3. Задачи сопровождения: _____________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.4. Основания разработки индивидуальной программы (№ протокола, рекомендации ПМПК)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.5. Заключение по результатам обследования специалистами МДОУ (характер имеющихся нарушений)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.6. Ответственные за составление и реализацию программы (Ф.И.О. педагога и направления)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Планирование медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанника
2.1. Лист медицинского сопровождения
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________________ (________ год жизни).
Диагноз основной _________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
Диагноз сопутствующий ___________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
Статус ребенка ___________________________________________________________________________________________________________
Заключение специалиста | Дата консультации | Диагноз | Рекомендации | Контрольная явка |
Отоларинголог | ||||
Хирург | ||||
Окулист | ||||
Невропатолог | ||||
Участковый педиатр | ||||
Психиатр | ||||
Ортодонт |
Фельдшер __________________________________________________________________
2.2 Лист здоровья
Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________________ (________ год жизни)
Критерии оценки здоровья | Показатели оценки здоровья |
1.1 Группа здоровья 1.2 Группа физического развития 1.3 «Д» - учет 1.4 Частота заболеваний в году | |
2. Физическое развитие 1.2 Вес (кг) 2.2 Рост (см) 2.3 Индекс показателя упитанности | |
3. Посещение спортивных секций, кружков |
Рекомендации для педагогов: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фельдшер ___________________________________________________________________
2.3. Лист индивидуального сопровождения воспитанникам педагогом-психологом
Фамилия, имя ребёнка____________________________________________________________________________ (_____ год жизни)
Направления деятельности педагога-психолога
Образовательная область. Методы и приёмы | Формы работы во взаимодействии со специалистами | Динамическое наблюдение Сентябрь-ноябрь |
«Физическое развитие»
| Беседа с медицинским работником ДОУ | |
«Социально-коммуникативное развитие»
| Рекомендовать воспитателям: Помочь ребёнку научиться принимать общепринятые правила в группе. Рекомендовать инструктору по физической культуре, музыкальному руководителю помочь ребёнку научиться принимать общепринятые правила на занятии. |
|
«Познавательное развитие»
| Рекомендовать воспитателям: Помочь ребенку научится произносить несложные слова и выражения и повседневной жизнедеятельности и на занятиях. Рекомендовать инструктору по физической культуре и музыкальному руководителю: Включение речевого сопровождения в предметно-практическую и музыкальную деятельность. Развивать слухомоторную координацию, включая в работу игры с пением и движением. |
|
«Речевое развитие» Исследование коммуникативных умений | Развитие речи, препятствует условию программного материала | |
Образовательная область Методы и приёмы | Формы работы во взаимодействии со специалистами | Динамическое наблюдение Декабрь-февраль |
«Физическое развитие»
Методы и приёмы Наглядный метод Наглядно-зрительные приёмы: пока, использование наглядных пособий Словесный метод Объяснение, словесная инструкция Игровой Проигрывание ситуаций | Рекомендовать воспитателям: Проведение комплекса игровых упражнений, направленных на:
«Волна», «Цветок», «Рисуем колобка»;
Рекомендовать инструктору по физической культуре: Проведение игрового упражнения, направленного на профилактику нарушения осанки «Травинка». Рекомендовать музыкальному руководителю: Подбор релаксационных музыкальных детских произведений, направленных на дифференциацию эмоционального состояния. | |
«Социально- коммуникативное развитие» Развитие игровой деятельности ребёнка. Приобщение к элементарным общепринятым нормам правилам взаимоотношения сверстниками и взрослыми (в том числе, моральным). Рисование на тему «Нарисуй себя» Рисование «Плохой и хороший товарищ». Сказкотерапия и ролевые упражнения наприобщение элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения сверстниками и взрослыми (в том числе, моральным). | Рекомендовать воспитателям:
Рекомендовать инструктору по физической культуре:
Рекомендовать музыкальному руководителю:
| Ребёнок выполняет элементарные игровые роли, но не озвучивает их словами и предложениями.
Понимает, что такое «хорошо», «хороший» и что такое «плохо», «плохой». |
«Познавательное развитие» Развитие познавательно исследовательской деятельности. Сенсорное развитие Развитие психических процессов. Сенсомоторное развитие Упражнения и игры на развитие психических процессов сенсомоторики: - «Будь внимателен!»; - «Чего не стало?»; - «Сложи картинку»; - «Цветные шарики»; - «Обведи и раскрась»; - «Упражнение на релаксацию и концентрацию «Куклы»; - «Чудесный мешочек»; - «Подвижный карандаш»; - «Найди такой же» | Рекомендовать инструктору по физической культуре:
Рекомендовать музыкальному руководителю:
| С удовольствием и успешно выполняет задания: «Обведи и раскрась», «Подвижный карандаш», «Найди такой же». |
«Речевое развитие» Сказкотерапия на развитие диалогической речи. Игра-драматизация «Дай» (на основе рассказа К.Д.Ушинского) Обогащение речи (словаря) вежливыми словами и выражениями: пожалуйста, спасибо, благодарю. Использование в работе игровых моментов песочной терапии с применением упражнений для развития диалогической речи «Кто Я?» краткий последовательный рассказ о себе, отвечающий на вопрос «Кто Я?» по образцу или с помощью наводящих вопросов. | Рекомендовать воспитателям
Рекомендовать музыкальному руководителю:
Рекомендовать инструктору по физической культуре:
| |
Образовательная область Методы и приёмы | Формы работы во взаимодействии со специалистами | Динамическое наблюдение Март-май |
«Физическое развитие» Охрана зрения. Укрепление осанки. Снижение психоэмоционального напряжения. приёмы: 1.Наглядный метод: наглядно-зрительные пока, использование наглядных пособий. 2.Словесный метод: Объяснение, словесная инструкция. 3. Игровой метод: проигрывание ситуаций. | Рекомендовать воспитателям
Рекомендовать инструктору по физической культуре:
Рекомендовать музыкальному руководителю
| |
«Социально-коммуникативное развитие» Развитие игровой деятельности ребёнка. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). Рисование на тему «Нарисуй себя». Рисование «Плохой и хороший товарищ». Сказкотерапия и ролевые упражнения наприобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). | Рекомендовать воспитателям
Рекомендовать инструктору по физической культуре:
Рекомендовать музыкальному руководителю:
| |
«Познавательное развитие» Развитие познавательно- исследовательской деятельности. Сенсорное развитие. Развитие психических процессов. Сенсомоторное развитие. Упражнения и игры на развитие психических процессов сенсомоторики: - «Будь внимателен!»; - «Чего не стало?»; - «Сложи картинку»; - «Цветные шарики»; - «Обведи и раскрась»; - «Упражнение на релаксацию и концентрацию «Куклы»; - «Чудесный мешочек»; - «Подвижный карандаш» | Рекомендовать инструктору по физической культуре:
Рекомендовать музыкальному руководителю:
| |
«Речевое развитие» Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Сказкотерапия на развитие диалогической речи. Пальчиковые игры. Игры-шнуровки. Использование в работе игровых моментов песочной терапии с применением упражнений для развития диалогической речи «Кто Я?» - краткий последовательный рассказ о себе, отвечающий на вопрос «Кто Я?» по образцу или с помощью наводящих вопросов. | Рекомендовать воспитателям:
|
Педагог-психолог ____________________________________________________________
2.4. Лист педагогического сопровождения воспитанника учителем-логопедом
Фамилия, имя ребёнка__________________________________________________________________ (_____ год жизни)
Направления деятельности учителя- логопеда
Образовательная область. Методы и приемы. | Взаимодействие с другими педагогами.
Формы работы. | Динамическое наблюдение | |
Сентябрь- декабрь | Январь- май | ||
1. «Познавательное развитие»: Совершенствование всех видов психических процессов. Взаимодействие: Психолог, воспитатель.
2. «Речевое развитие»: Стимулирование потребности в общении со взрослыми и детьми. Обучение использованию вербальных и невербальных средств общения. Подражательная деятельность. Расширение пассивного словаря и активизация в речи звукоподражаний. Взаимодействие: Воспитатель Развитие артикуляционного аппарата. Постановка диафрагмального речевого дыхания. Взаимодействие: Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. «Восприятие художественной литературы и фольклора» Стимулирование звукоподражаний, односложных слов через чтение коротких стихотворений, потешек, прибауток. Взаимодействие: Воспитатель 3.«Физическое развитие»: Развитие общей и мелкой моторики через проведение физминуток, логоритмики. Взаимодействие: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. | Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Музыкальный руководитель: пропевание гласных на выдохе. Инструктор по физической культуре: дыхательные упражнения. Инструктор по физической культуре: специальные упражнения для развития координации речи с движением, упражнения на усиление и расслабление мышечных напряжений. Музыкальный руководитель: упражнения на переключение внимания, смену движения под разные музыкальные отрывки. Выполнение движений по образцу. |
Учитель-логопед____________________________________________________________
2.5. Лист индивидуального сопровождения воспитанника учителем-дефектологом
Фамилия, имя ребёнка____________________________________________________________________________ (_____ год жизни)
Направления деятельности учителя-дефектолога
Образовательная область. Методы и приемы. | Взаимодействие с другими педагогами.
Формы работы. | Динамическое наблюдение | |
Сентябрь- декабрь | Январь- май | ||
1. «Познавательное развитие»: - развитие сенсорного восприятия; - развитие конструктивной деятельности; - формирование элементарных математических представлений; - развитие познавательной деятельности. 2. «Речевое развитие»: - развитие всех компонентов режимные моменты устной речи; - овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими детьми. «Восприятие художественной фольклорных форм; - формирование целостной культуры мира, первичных ценностных представлений; -формирование интереса к чтению.
3. «Физическое развитие»: - развитие общей и мелкой моторики, координации движений. - осуществление профилактики нарушения зрения.
4.«Социально-коммуникативное развитие»: -развитие игровой деятельности; -формирование положительного отношения к труду; -формирование первичных представлений о труде взрослых; -формирование основ безопасности собственной жизни. 5. «Художественно- эстетическое развитие»: - развитие продуктивных видов деятельности; - формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности. Рекомендации специалистам: - использовать различные приемы разговорной речи (объяснение, комментирование действий и т.д.); -применять сюжетно-игровой и иллюстративный материал; - использовать в 1 периоде - обучающую помощь, действии по показу, по образцу, затем - словесно-направляющую помощь. | На занятиях: - через дидактические игры, сюжетно- ролевые игры, игры-эксперименты, наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций в совместной деятельности с педагогом. На занятии по развитию речи, через все виды игровой деятельности; Посредством использования малых фольклорных форм; чтение литературы и фольклора»: художественной литературы на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. Через использование физминуток, речедвигательных миниатюр, пальчиковых игр и упражнений, игр малой подвижности упражнений на развитие координации движений с речью в совместной деятельности с педагогом, на фронтальных и индивидуальных занятиях, через использование здоровьесберегающих технологий (гимнастика для глаз, массаж БАТ). Посредством бесед, рассматривания иллюстраций. Дидактические игры по основам безопасности жизнедеятельности, правилам дорожного движения, пожарной безопасности. Через все виды игр. Через беседы, рассматривание картин, наблюдение за трудом взрослых, дидактические игры. На индивидуальных занятиях по развитию мелкой моторики и начальных графических навыков, через игровые задания с элементами рисования красками, карандашами, занятиями лепкой. Рассматривание картин, репродуктивных альбомов, открыток и т.д. |
2.6. Лист индивидуального сопровождения воспитанника воспитателем
Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________________ (______год жизни)
Направления деятельности воспитателя
Образовательная область. Методы и приемы. | Взаимодействие с другими педагогами.
Формы работы. | Динамическое наблюдение | |
Сентябрь- декабрь | Январь- май | ||
«Физическое развитие»: - развитие физических качеств; -развитие соответствующей индивидуальным особенностям динамической и зрительной координации; - развитие двигательной памяти и зрительного внимания; - развитие общей и тонкой моторик - поддержание у ребенка интереса к движениям и желание их самостоятельно выполнять. - осуществление профилактики плоскостопия; профилактики нарушения зрения; -создание благоприятных условий для нормального роста тела, развития позвоночника и коррекция физических недостатков, исходя из индивидуальных особенностей; - обучение правильному динамическому и статическому дыханию; -формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. «Социально-коммуникативное развитие»
-обучение самостоятельному подбор игрового материала; -формирование интереса к театрализованным играм;
-закрепление навыков организованного поведения в детском саду, дома и в общественных местах.
предпосылок экологического сознания. «Познавательное развитие»
-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; -формирование элементарных математических представлений; - формирование целостной картины мира; - расширение кругозора ребенка. «Речевое развитие»
1 этап - жесты и мимика;
«Восприятие художественной литературы и фольклора»: - формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. «Художественно-эстетическое развитие»
-развитие восприятия, воображения;
-развитие музыкально-художественной деятельности. | Посредством организации двигательной деятельности на прогулке и в группе с использованием здоровьесберегающих технологий (порекомендациям учителя- дефектолога, инструктора по физической культуре.) Через выполнение двигательных цепочек из 3-5 элементов. Через выполнение основных видов движений игр в сухом бассейне, пальчиковых игр, массажа для рук и т.д. (по рекомендации инструктора по физической культуре, учителя-дефектолога, учителя-логопеда). Через игры и упражнения корригирующего и профилактического характера с использованием корригирующих дорожек. Проведение оздоровительной гимнастики, упражнений для глаз с учетом рекомендаций медицинских работников ДОУ. Посредством проведения логических игр и дыхательных упражнений по рекомендации учителя-логопеда. Через проведение игр и бесед по вопросам основбезопасности жизнедеятельности. Через сюжетно-ролевые игры, игры на первом этапе с педагогом, далее в паре и несколькими детьми (с учетом рекомендаций педагога психологи и дефектолога). Посредством проведения театрализованных игр на фланелеграфе, игр сенсомоторного характера с учетом рекомендаций учителя- дефектолога. Посредством создания игровых ситуаций, способствующих формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Посредством выполнения элементарных трудовых поручений, деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой деятельности, посредством бесед, наблюдений и рассматривания демонстрационного материала. Посредством реализации содержания образовательной программы по основам безопасности жизнедеятельности, правилам дорожного движения, пожарной безопасности. По средствам проведения индивидуальной работы с использованием игр сенсорного характера, организации непосредственной образовательной деятельности по конструированию, проведения дидактических игр по формированию элементарных математических представлений, беседы, дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром, наблюдения и т.д. с использованием тематического планирования и с учетом рекомендаций учителя- дефектолога. Посредством чтения художественной литературы (художественная литература для 1 младшей группы), рассматривание картинок. Через все виды деятельности посредством поручений с учетом рекомендаций учителя-дефектолога, учителя-логопеда. Посредством организации непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству с учетом индивидуальных особенностей и возможностей. Ребенка и использованием методов и приемов по рекомендации учителя- дефектолога. Посредством выполнения поделок, работ с природным материалом, бумагой и другими материалами. Посредством проведения музыкальных дидактических игр, игр с музыкальными инструментами, слушание аудиозаписей с учетом рекомендаций музыкального руководителя. |
Воспитатель__________________________________________________________________
2.7. Лист педагогического сопровождения воспитанника музыкальным руководителем
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________(__________год жизни)
Направления деятельности музыкального руководителя
Образовательная область. Методы и приемы. | Взаимодействие с другими педагогами.
Формы работы. | Динамическое наблюдение | |
Сентябрь- декабрь | Январь- май | ||
1. «Художественно-эстетическое развитие» - формирование эмоциональности аппарата, восприятия музыки через слушание; - формирование певческо-речевых навыков через подражание педагогу; - формирование навыков основных, танцевальных и образных движений в упражнениях, плясках, и музыкальных играх; - формирование общей музыкальной культуры (эмоции, интересы, исполнительские умения и навыки) через все виды музыкальной деятельности и беседы. 2.«Физическое развитие» -создание условий для овладения основными движениями через упражнения, подвижные игры;
3.«Социально-коммуникативное развитие»
4.«Познавательное развитие» - формирование сенсорных представлений в слушании музыки и дидактических играх; - формирование представлений об окружающем мире через беседы, знакомство с песнями, через сюжетные игры. 5. «Речевое развитие»: - развитие речи через подпевание, подражание, речевые игры. | Воспитателям – способствовать развитию у ребенка артикуляционного и голосового речевого дыхания, слухового внимания, продолжать работу по обогащению чувственного опыта, развития эмоций, активной речи.
Воспитателям совершенствовать у ребенка основные движения, развивать гибкость, координацию, правильную осанку. Воспитателям – побуждать у ребенка желание играть в подвижные игры с простым содержанием, обогащать разнообразными сенсорными впечатлениями, используя музыкальные игрушки и шумовые музыкальные инструменты, обогащать представления ребенка об окружающем мире через беседы по тексту разучиваемых песен, совершенствовать умение подражать звукам, словам, интонациям педагога в сюжетных и речевых играх. |
Музыкальный руководитель _____________________________________________________
2.8. Лист педагогического сопровождения воспитанника инструктором по физическому воспитанию
Фамилия, имя ребенка ___________________________________________________________________ (__________год жизни)
Направления деятельности инструктора по физическому воспитанию
Образовательная область. Методы и приемы. | Взаимодействие с другими педагогами.
Формы работы. | Динамическое наблюдение | |
Сентябрь- декабрь | Январь- май | ||
- развитие и коррекция физических качеств; - коррекция основных движений; - коррекция сенсорных систем с помощью физических упражнений. Использовать: - игры и упражнения для развития общей моторики:
Для развития координации движений использовать упражнения, связанные с метанием в цель, выполняемые на ограниченной поверхности, упражнения на равновесие, упражнения с гимнастическими пособиями (мяч, обруч, кегли) и другие упражнения, которые развивают согласованность движений разных частей тела и требуют синхронности действий. На развитие координации: «Стоя на одной ноге», «С мячом под дугой». На развитие динамической координации: «Лошадки», «Положи-подними». На развитие силовых качеств: «Влезь на горочку»», «Метание набивного мяча»». - формирование представлений о здоровом образе жизни через двигательную активность. Использовать: -подвижные игры: «По ровненькой дорожке», «Бегают ножки по разным дорожкам»;
движениями: «Мячик мой», «Хозяюшка». 2.«Познавательное развитие» - развитие сенсорного восприятия формы, величины, цвета, пространства через игры и упражнения с физкультурным оборудованием;
считалки, использование игр и упражнений со счетом;
через беседы с использованием различных игр, физкультурного оборудования. 3.«Речевое развитие» - развитие всех компонентов устной речи через все виды подвижных игр в сопровождении с речью, текстом, стихами, считалками. Упражнения: на развитие координации речи с движением: «Шофер», «Наши уточки с утра», «Теленок». Игры-миниатюры: «Жаворонок», «Ветер», «Подними ладошки выше», рифмованные фразы в разминке «Медвежата дружно жили», «Мы поднимем руки вверх». 3. «Художественно-эстетическое развитие» Развивать слухомоторную координацию через упражнения на развитие чувства ритма: -различные виды ходьбы, бега, под удары бубна; -выполнение заданий по определенному сигналу; -выполнение движения в заданном темпе по прекращению звучащей музыки. Включать в работу игры с пением для развития слухового внимания, координации движений. «Бубен», «Маленький ежик». Использовать упражнения танцевально-ритмической гимнастики для развития крупной моторики: «Танец утят», «Кузнечик». Методы и приемы: Наглядный метод:
2.Тактильно-мышечные приемы: непосредственная помощь. 3.Словесный метод: объяснение, словесная инструкция, подача команд. Практический метод: выполнение упражнений, практическое опробование, повторение упражнений | Рекомендовать педагогам группы в процессе непосредственной образовательной деятельности использовать подвижные игры, игровые упражнения для развития общей моторики. Рекомендовать воспитателям использовать в индивидуальной работе физкультминутки подражательно- имитационного характера для развития крупной моторики. Рекомендовать воспитателям включать в индивидуальную и совместные виды деятельности с ребенком игры-миниатюры, произведения малых фольклорных жанров, пальчиковую гимнастику, физкультминутки для развития мелкой моторики координации речи движением. Рекомендовать музыкальному руководителю в процессе непосредственной образовательной Деятельности использовать в работе задания и упражнения на развитие координации движений и музыки, танцевальные и музыкально-ритмические движения с предметами и на развитие чувства ритма. |
3. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________ ( __________ год жизни)
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Ответственный |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры для детей с синдромом Дауна в детском саду.
1.Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».
«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».
«Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась».
«Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал
этого и поэтому поссорился с Максимом»
2. Лови-лови!
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Необходимые приспособления: палочка длиной 0,5 м с прикрепленным к ней легким мячиком на яркой ленте.
Описание игры: выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, а ведущий — в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови-лови!». Задача играющих — поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников.
Комментарий: игра сильно возбуждает детей, её хорошо использовать, когда необходимо активизировать детей, повысить тонус, снять эмоциональное напряжение, направить их двигательную активность в нужное русло.
3. Давайте познакомимся!
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Необходимые приспособления: мяч.
Описание игры: дети со взрослым становятся в круг, взрослый держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. Д
4. Кенгуру
Цель: развитие координации движений.
Необходимые приспособления: мячи.
Описание игры: играющие выстраиваются на одной линии и зажимают мяч между ногами. По сигналу они начинают прыжками двигаться к финишу, который установлен на расстоянии 20-30 м. Если мяч выпадет, его поднимают и продолжают движение.
Комментарий: несмотря на кажущуюся легкость, она достаточно трудна для детей-дошкольников, требует некоторой тренировки.
5. Змейка
Цель: развитие ловкости и координации, умения действовать согласованно.
Описание игры: выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель — заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке».
6. Час тишины и час «можно»
Цель: развитие произвольности поведения.
Описание игры: взрослый договаривается с детьми о том, что у них теперь будет час тишины и час «можно». Это значит, что в час тишины, дети будут вести себя тихо и заниматься спокойными делами (рисованием, лепкой). В час «можно» они смогут делать все, что захочется (бегать, прыгать, кричать, петь). Желательно заранее предупредить, что даже в час «можно» нельзя драться, ругаться, обижать кого-либо …
Комментарий: эти часы можно чередовать в течение дня или играть в них в разные дни, но они должны стать привычными в группе детского сада или дома, тогда взрослому будет проще контролировать поведение детей в любой момент. Например, когда нужно, чтобы разгоряченные дети успокоились, им предлагается поиграть в час тишины, а во время прогулки можно предложить час «можно».
7. Зеваки
Цель: развитие внимания, произвольности поведения.
Необходимые приспособления: колокольчик или погремушка.
Описание игры: дети становятся в ряд или в круг и идут в какую-нибудь сторону. По сигналу, подаваемому колокольчиком или погремушкой, они разворачиваются, хлопают в ладоши четыре раза и идут в обратном направлении. Запоздавший с выполнением инструкции выбывает из игры. У детей младшего возраста выполнение этого правила может вызвать плач. Поэтому можно предложить ребенку, чтобы не расстраивать его, лишь посидеть 1—3 минуты на лавочке в качестве штрафа, а затем снова включиться в игру.
Комментарий: сигнал может подаваться через разные промежутки времени, что усложнит задачу для детей.
8. На мостике
Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.
Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30—40 см. По «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся).
9. Ходим в шляпах
Цель: тренировка вестибулярного аппарата, развитие моторной ловкости.
Необходимые приспособления: набивные мешочки.
Описание игры: каждому ребенку на голову кладут мешочек с песком — «шляпу». Ведущий (взрослый) проверяет, правильная ли осанка у детей, а затем дает сигнал к ходьбе. Выигрывает тот, кто за определенное время ни разу не уронил «шляпу».
Комментарий: игру можно усложнить, разложив на пути детей различные предметы, через которые надо переступать; а также предложив станцевать или пройти по канату.
10. Полет бабочки
Цель: развитие внимания, выразительности движений.
Описание игры: детям предлагается запомнить несколько движений и точно повторить их. Для облегчения запоминания предварительно можно разучить блоки движений, дав им оригинальные названия, вроде: «полет бабочки», «кошачий шаг» и т. д.
Комментарий: необходимо оговорить движения с детьми с помощью вопроса «А как у нас ходит мишка (пример)?». Когда все дети поймут принцип движений, тогда можно приступать непосредственно к игре.
Игра может нести и познавательную нагрузку, если ее включать в занятия по изучению видов профессий, животных, транспорта и т. д., т. е. предлагать, например, имитировать только движения машины, самолета, паровоза и т. д.
Смена движения должна происходить либо по команде взрослого, либо по звуковому сигналу. Выигрывает самый внимательный ребенок.
11. Горячий мяч
Цель: развитие внимания, скорости реакций, моторной ловкости.
Необходимые приспособления: мячик.
Описание игры: дети становятся в круг, очень близко друг к другу. Они передают мяч друг другу быстро, стараясь не уронить его. Тот, кто упустил мячик, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка.
Комментарий: Можно построить детей в колонну, а мяч передавать либо через голову вверху, либо, наклонившись, через ноги.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №52 «Самолётик» |
Индивидуальная адаптированная образовательная
программа развития обучающегося
(по заключению ТПМПК или ИПРА)
Фамилия Имя Отечество ребенка
дата рождения: _______________________
на 20__ – 20__ учебный год
Заключение и рекомендации ТПМПК: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специалисты по сопровождению:
Куратор программы:
Учитель – логопед: _______________________________________
Ф.И.О.
Воспитатели: _____________________________________________
Ф.И.О.
Медицинские работники: ___________________________________
Ф.И.О.
Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития разработана впервые, повторно (нужное подчеркнуть). Срок реализации с __.__.20__ по __.__.20__ года
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития обучающегося с диагнозом сахарный диабет. Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада № 52 «Самолётик» (далее – ИАОПР) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Положением Министерства образования и науки Российской Федерации, от 3 июня 2013 г. № 466, Правилами разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661; Законом ХМАО-Югры от 01.07.2013г. №68-оз «Об образовании в ХМАО-Югре», на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. Данная Программа, является программным документом, помогающим педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС.
С учетом Заключения ТПМК, ИПРА на обучающегося с диагнозом сахарный диабет
Цель: оказание помощи в коррекции недостатков развития, преодолении трудностей усвоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Задачи:
- Определить особые образовательные потребности ребёнка с ОВЗ.
- Создать условия, способствующие освоению детьми с ОВЗ основной общеобразовательной программы дошкольного образования и интеграции их в социум.
- Осуществлять индивидуально ориентированную психолого - медико -педагогическую помощь обучающемуся с особыми образовательными потребностями с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей развития, в соответствии с рекомендациями ТПМПК и ИПРА.
- Оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) обучающегося ребёнка с особыми образовательными потребностями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
- Сохранять и укреплять психофизическое здоровье ребенка посредством создания здоровьесберегающей среды, применения здоровьеформирующих технологий.
2. Этапы реализации ИАОПР
1 этап | 2 этап | 3 этап |
Обследование обучающегося специалистами ДОУ, разработка ИАОПР с «__»___________ 20____ г. по «__»___________ 20____ г. | Реализация ИАОПР с «__»___________ 20____ г. по «__»___________ 20____ г. 2.Анализ реализации ИАОПР обучающегося специалистами ДОУ. «__»___________ 20____ г. 3. Корректировка ИАОПР (при необходимости) «__»___________ 20____ г. | 1. Итоговое обследование обучающегося специалистами ДОУ с «__»___________ 20____ г. по «__»___________ 20____ г. 2.Подведение итогов, разработка рекомендаций «__»___________ 20____ г. |
- Характеристика на обучающегося.
_____________________________________________________________________________
Ф.И.О. ребенка (число, месяц, год рождение)
зачислен в ДОУ на основании приказа заведующего МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 52, № ____ от «___ » ___________ 20__ года.
Заключение ТПМПК от __.__.20____года № ___________
Социальное представление семьи: ____________________________________________
Краткая психолого-педагогическая характеристика
Адаптация._________________________________________________________________
Особенности поведения.
Общительность._____________________________________________________________
Настроение. ________________________________________________________________
Эмоционально – волевая сфера._________________________________________________
Состояние мелкой моторики.
Ведущая рука _______________________________________________________________
Объем движений:____________________________________________________________
Согласованность движений рук: _______________________________________________
Переключаемость движений:__________________________________________________
Особенности психической деятельности.
Внимание: __________________________________________________________________
Память: ____________________________________________________________________
Преобладающий вид памяти:___________________________________________________
Мышление: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Игровая деятельность.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Отношение к занятиям.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика речи.
Звукопроизношение. ___________________________________________________________
Слоговая структура. __________________________________________________________
Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез. ____________________________
Словарный запас.______________________________________________________________
Грамматический строй речи. ___________________________________________________
Связная речь. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зачислен с __.__.20__ года № ______
4. Мероприятия реализации ИАОПР обучающегося
Расписание занятий составлено так, чтобы ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных СанПиНом норм. В течении дня проводятся: медикаментозное лечение по назначению врача, занятия с воспитателями и узкими специалистами. Во вторую половину дня проводится индивидуальная работа по заданию в соответствии с ИПРА.
Форма организации обучения – индивидуальная или подгрупповая, продолжительность индивидуальных занятий 15 минут, подгрупповые занятия 15 минут.
Направления работы | Наименование мероприятия | Периодичность выполнения | Ответственный |
Условия по организации обучения | |||
Специальные педагогические условия для получения образования | |||
Выполнение медицинских условий | |||
Психологическая помощь |
| ||
| |||
| |||
- Планируемые результаты
освоения ребенком с интеллектуальными нарушениями
индивидуальной адаптированной образовательной программы развития
Результаты освоения ребенком с диагнозом сахарный диабет ИАОПР, оцениваются как итоговые на момент завершения дошкольного образования и предполагают достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, к бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к переходу на следующую ступень обучения.
Предметные результаты включают освоенные ребенком знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
ИАОПР определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Отсутствие достижения минимального уровня усвоения ИАОПР позволяет ТПМПк ДОУ с согласия родителей (законных представителей) представить ребенка на ТПМПК с целью определения дальнейшей программы обучения.
- Система оценки реализации ИАОПР
Оценка личностных результатов
Критерий | Параметры оценки | Индикаторы |
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий | ||
Предметные результаты связаны с овладением ребенком программного материала, определяются на основе психолого-педагогического изучения уровня освоения программы данной коррекционной группы.
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию педагога, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию педагога, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагога;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию педагога;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
- Мониторинг развития ребенка
Специалисты | Уровень развития на начало учебного года (сентябрь) | Уровень развития на конец учебного года (май) | Динамика | |
1 | Воспитатель | «Социально – коммуникативное развитие» - средний уровень; «Познавательное развитие» - средний уровень; «Речевое развитие» - средний уровень; «Художественно – эстетическое развитие» - средний уровень; «Физическое развитие» - средний уровень. | ||
3 | Педагог-психолог | |||
4 | Музыкальный руководитель | |||
5 | Физкультурный руководитель |
- Результаты реализации ИАОПР
Заключение:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внесение корректив: декабрь 2016 года 5 группа здоровья
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Куратор программы __________________
Педагог – психолог: __________________
Учитель - логопед: __________________
Воспитатели: __________________
__________________
Медицинские работники: __________________
Список литературы
Приложение к ИАОПР
- Содержание коррекционно-развивающей работы на 20__– 20__ учебный год
Задачи | Методы и приемы | Дата подачи материал | Выполнение ребенком | Дата усвоения | Примечание | |||
по образцу | по слову | самостоятельно | ||||||
Социально-коммуникативное развитие ребенка | Обучать навыкам общепринятых норм и правил поведения в быту и общественных местах. | Беседа «Один дома» | ||||||
Рассматривание пособия «Правила поведения на улице города» | ||||||||
Чтение «Кошкин дом» | ||||||||
Д/игра «Собери светофор» | ||||||||
Н/игра « Улицы нашего города» | ||||||||
Формировать умение обращать внимание на играющего рядом товарища, понимать его состояние. | С/р игра «Строители» | |||||||
Режиссёрская игра «Зоопарк» | ||||||||
Дидактическая игра «Собери картинку» | ||||||||
Приучать не отнимать игрушки, делиться ими, уметь подождать. | С/р игра «Автобус» | |||||||
Настольная игра «Теремок» | ||||||||
Беседа «Мы ребята дружные» | ||||||||
Формировать умения бережно относиться ко всему живому. | Трудовые поручения по уходу за растениями | |||||||
Д/игра «Кто, что ест?» | ||||||||
Беседа о заботливом отношении ко всему живому | ||||||||
Наблюдения за растениями | ||||||||
Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания: формировать простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности. | Д/игра «Искупаем куклу Катю» | |||||||
Чтение К.И.Чуковского «Мойдодыр» | ||||||||
Д/упражнения «Накроем стол к обеду» | ||||||||
Рассматривание картинок «Последовательности (одевания на прогулку, мытья рук)» | ||||||||
Воспитывать дружеские взаимоотношения с детьми; воспитывать привычку сообща играть, трудиться, заниматься. | С/ролевая игра «Семья» | |||||||
Трудовые поручения по уходу за растениями | ||||||||
Беседа «Как мы гуляли» | ||||||||
Трудовые поручения по сервировке стола | ||||||||
Познавательное развитие | Формировать представления о о родине, родном крае, городе.
| Рассматривание альбома «Мой любимый город» | ||||||
Беседа по фотографиям о памятных местах в городе | ||||||||
Формировать представления о себе, своей семье, профессиях. | «Расскажи о своей семье, с кем ты живешь?» | |||||||
Д/и « Кем быть?» | ||||||||
Альбом «Профессии», д/игра «Кому, что нужно для работы» | ||||||||
Формировать представления о многообразии растений, животных, особенностях их внешнего вида, условий существования, поведения. | Н/игра «Во саду ли, в огороде» | |||||||
Д/игра «Лесная поляна» | ||||||||
Д/игра «Чей малыш» | ||||||||
Д/и «Кто в лесу живет?» | ||||||||
Учить устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями живой и неживой природы. | Д/и. «Когда это бывает?» | |||||||
Расскажи: « Какое небо, погода, солнце?» | ||||||||
Д/игра «Разложи по порядку» | ||||||||
Формировать знания основных геометрических форм, цветов, параметров величин. | Д/игры «Формы» | |||||||
Д/игры «Подбери по цвету» | ||||||||
Д/игра «Разложи по порядку» | ||||||||
Д/игра «Геометрическое лото» | ||||||||
Закреплять умения пользоваться простыми способами конструирования, самостоятельно создавать постройку по схеме и достраивать её | И/упр. «Подбери детали для постройки» | |||||||
И/упр. «Построй по схеме» | ||||||||
И/упр. «Измени постройку» | ||||||||
Формировать представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, признаках. | Д/и «Чудесный мешочек» | |||||||
Д/и «Что из чего сделано?» | ||||||||
Д/и «Для чего нужен предмет?» | ||||||||
Учить сравнивать 2 группы предметов, счет в пределах 5. | Д/и «Сосчитай предметы» | |||||||
Д/и «Сколько предметов?» | ||||||||
Формировать элементарные навыки ориентировки в пространстве, последовательность частей суток, дней недели, времён года. | И/упр. «Что где лежит» | |||||||
И/упр. «Где сидит воробей» | ||||||||
Д/и «Когда это бывает» | ||||||||
И/упр. «Дни недели | ||||||||
Д/и «Разложи по порядку» | ||||||||
Н/игра «Времена года» | ||||||||
Речевое развитие | Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей и деталей. | Д/игра «Рассмотри и назови» | ||||||
Продолжать учить употреблять наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. | Д/ игра «Скажи какой» | |||||||
Продолжать учить определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), | И/упр. «Где игрушка?» | |||||||
Учить употреблять существительные с обобщающими значениями (мебель, овощи, животные). | Д/игра. «Верно – неверно» | |||||||
Учить правильно произносить гласные и согласные звуки. Продолжать развивать артикуляционный аппарат. | И/упр. «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук» | |||||||
Продолжать работу над дикцией: учить четко произносить слова и словосочетания. | И/упр. «Найди ошибку» | |||||||
Продолжать учить согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги. | И/упр. «Где Малыш?» | |||||||
Совершенствовать диалогическую речь детей: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. | И/упр. «Попробуем яблоко» | |||||||
Развивать умение рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточных картинок | Д/игра «Найди, о чем расскажу» | |||||||
Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. | И/упр. «Поможем сказочным героям» | |||||||
Художественно – эстетическое развитие | Учить изображать предметы и явления с использованием различных материалов. | И/упр. «Рисуем пальцами, печатаем, рисуем пушистое. Волшебные полоски» | ||||||
Учить украшать силуэты игрушек элементами народной росписи. | И/упр. «Разноцветный сарафан» | |||||||
И/упр. «Дымковская лошадка» | ||||||||
Учить создавать образцы (в лепке) разных предметов, используя разные приёмы. | И/упр. «Вылепи такой же предмет» | |||||||
И/упр. «Слепим игрушку» | ||||||||
Учить пользоваться ножницами. | И/упр. «Вырежи предмет» | |||||||
Аккуратно наклеивает изображения предметов | И/упр. «Аппликация на память» | |||||||
Физическое развитие | Формировать умение в прыжках в длину с места. | И/упр. «Перепрыгни через ручей» | ||||||
И/упр. «С кочки на кочку» | ||||||||
Совершенствовать выполнение основных движений (бег) | П/игры «Мы веселые ребята» | |||||||
П/игры «Кот и мыши» | ||||||||
Формировать умение ходить, удерживая равновесие. | П/игры «Пройди не упади» | |||||||
П/игры «По мостику» | ||||||||
Закрепить умение ползать, пролезать, перелезать, лазать. | И/упр. «Пролезь не задень» | |||||||
И/упр. «Достань игрушку» | ||||||||
Формировать умение ловить мяч руками, многократно ударяя им об пол и ловить его. | И/упр. «Мой весёлый звонкий мяч» | |||||||
Закрепить умение в метании мяча. | И/упр. «Кто дальше» | |||||||
И/упр. «Попади в цель» |
Образовательная область | Задачи | Формы, методы | Результат (по итогам учебного года) |
«Социально-коммуникативное развитие» | |||
«Познавательное развитие» | |||
«Речевое развитие» | |||
«Художественно-эстетическое развитие» | |||
«Физическое развитие» |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
- Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность ребенка, то малыш непременно будет чрезмерно беспокоен и тревожен.
- Усталость от переживаний за ребенка-инвалида, порой накладывает соответствующий отпечаток на внешний облик его родителей. Они выглядят несчастными. Но ведь любому малышу нужны счастливые родители, способные отдавать любовь и тепло, а не свои больные нервы. Только оптимистичный взгляд на жизнь может помочь в борьбе с коварным недугом.
- Правильное отношение к ребенку можно выразить формулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже».
- Нередко погоня за новыми специалистами и методами лечения заставляет нас упускать из вида личность самого малыша. А ведь попытка взглянуть на болезнь «изнутри», т. е. глазами больного ребенка, и является лучшей возможностью помочь ему в преодолении душевных и физических страданий. Не стоит упускать из виду отношение к болезни самого ребенка. Недавние исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7–8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. В это время особенно важной является психологическая поддержка ребенка со стороны семьи.
- Необходимо как можно чаще прибегать к помощи специалистов. Например, переживания ребенка по поводу своей внешности неплохо корректируются в работе с детским психологом.
- Важно корректировать режим дня во избежание нарушений сна, дающего полноценный отдых больному организму. Необходимо создать для ребенка спокойную обстановку, отказаться от чрезмерно активных и шумных игр перед сном, ограничить просмотр телевизора.
- Чтобы у ребенка сформировалось правильное восприятие себя и окружающих, важно отказаться от излишней опеки по отношению к нему. Родители должны воспринимать свое чадо не как безнадежного инвалида, а как человека, пусть в чем-то не похожего на других, но вполне могущего преодолеть свой недуг и ведущего активный образ жизни.
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
- Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность ребенка, то малыш непременно будет чрезмерно беспокоен и тревожен.
- Усталость от переживаний за ребенка-инвалида, порой накладывает соответствующий отпечаток на внешний облик его родителей. Они выглядят несчастными. Но ведь любому малышу нужны счастливые родители, способные отдавать любовь и тепло, а не свои больные нервы. Только оптимистичный взгляд на жизнь может помочь в борьбе с коварным недугом.
- Правильное отношение к ребенку можно выразить формулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже».
- Нередко погоня за новыми специалистами и методами лечения заставляет нас упускать из вида личность самого малыша. А ведь попытка взглянуть на болезнь «изнутри», т. е. глазами больного ребенка, и является лучшей возможностью помочь ему в преодолении душевных и физических страданий. Не стоит упускать из виду отношение к болезни самого ребенка. Недавние исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7–8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. В это время особенно важной является психологическая поддержка ребенка со стороны семьи.
- Необходимо как можно чаще прибегать к помощи специалистов. Например, переживания ребенка по поводу своей внешности неплохо корректируются в работе с детским психологом.
- Важно корректировать режим дня во избежание нарушений сна, дающего полноценный отдых больному организму. Необходимо создать для ребенка спокойную обстановку, отказаться от чрезмерно активных и шумных игр перед сном, ограничить просмотр телевизора.
- Чтобы у ребенка сформировалось правильное восприятие себя и окружающих, важно отказаться от излишней опеки по отношению к нему. Родители должны воспринимать свое чадо не как безнадежного инвалида, а как человека, пусть в чем-то не похожего на других, но вполне могущего преодолеть свой недуг и ведущего активный образ жизни.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей детей с ОВЗ «Играем вместе с мамой»
Существует большое количество интересных занятий, которые Вы можете проводить дома и на улице с пользой для ребёнка.
Что можно делать с ватными шариками?
- Слепить из нескольких маленьких шариков большой шар.
- Пересчитывать ватные шарики, формируя счётные навыки
- Удерживать ватные шарики на разных частях тела – голове, на плече или на носу.
- Ходить по квартире босиком, зажав шарики между пальцами ног.
- Положив шарики на стол, стараться их сдуть.
Изучаем цвета
Выберите любой цвет, например, красный, и сложите в ёмкость несколько вещей такого цвета. Назовите цвет игрушки, когда просите передать Вам ту или иную вещь. Например, «Дай красный мячик». Если ребёнок протягивает Вам красную машинку, скажите: «Правильно, это красная машинка. Давай поищем красный мяч». Когда ребёнок научится распознавать предметы одного цвета, можно усложнить задание, добавив предметы другого цвета. Продолжайте играть по предложенной схеме.
Слушаем звуки
Помогите ребёнку научиться вслушиваться в окружающие его звуки! Послушайте вместе с ним, пытайтесь подражать. Как тикают часы? (тик-так). Как шумит вода? (с-с-с). Как гудит пылесос? (у-у-у). Можно включить аудиозапись «Звуки природы» (сюда могут входить звуки ветра, дождя, грома, скрип шагов по снегу, голоса животных и птиц). Предварительно познакомьте детей с изображением некоторых животных и птиц, дайте прослушать запись с их голосами, подражайте им сами. Когда дети научатся соотносить голоса животных с их образом, можно начать игру «Угадай по голосу». Разложите перед ребёнком картинки с изображением животных и птиц (немного – 2-3). После прослушивания аудиозаписи ребёнок называет (или показывает – в зависимости от уровня речевого развития) животного, которому принадлежит голос. Родители хвалят ребёнка, проговаривают его выбор: «Молодец, правильно, это кошка. Кошка говорит: «Мяу». Как говорит кошка? Ребёнок повторяет.
Помоги маме
Существует много домашних дел, в которых ребёнок может принять участие: собрать со стола ложки; сложить тарелки; закрыть кастрюли подходящими по размеру крышками; вытереть со стола; помыть чашки; разложить салфетки; достать необходимые продукты из холодильника. Попросите ребёнка: «Помоги мне!..» и озвучьте Вашу просьбу. Обязательно благодарите Вашего ребёнка, не скупитесь на ласковые слова!
Без весёлых игр и развлечений не обойтись! Можно пускать мыльные пузыри, играть в снежки из ватных шариков, а можно сделать ребёнку лёгкий массаж.
Весёлый массаж со стихами
Рельсы, рельсы
(проводите пальцем по спине, как будто рисуете рельсы),
Шпалы, шпалы
(проводите пальцем по спине, как будто рисуете шпалы),
Ехал поезд запоздалый
(провести по спине, или покачать, если он сидит у Вас на коленях).
Из последнего вагона рассыпалось пшено
(легкое постукивание пальцами по спине).
Пришли утки – поклевали, поклевали
(постучите тремя пальцами по спине),
Пришли гуси – пощипали, пощипали
(лёгкое пощипывание).
Пришёл слон – потоптался, потоптался
(аккуратно постучать по спине кулаками),
Пришёл дворник, всё подмёл, всё подмёл
(погладить спину).
Выбрав время поиграть с ребёнком, Вы делаете подарок не только ему, но и себе! Желаю побольше счастливых минут общения со своими детьми!
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей детей с ОВЗ
Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь…
Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии:
- Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.
- Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
- Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
- Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
- Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
- Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
- Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
- Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т.д.
- Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
- Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это - “золотое правило реабилитации”.
Когда ребенку трудно что-нибудь сделать, или он делает это медленно и неумело, родителям очень часто хочется “помочь” ребенку, сделав это за него. Однако, для развития полезнее, если вы дадите ему возможность сделать это самому, - поддерживая и поощряя, и помогая лишь теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому себя обслуживать. В работе по развитию с особыми детьми очень важен индивидуальный подход не только в подборе упражнений, важно не столько следовать указаниям, сколько думать, наблюдать за реакцией ребенка, замечать, как занятие помогает или мешает общему развитию ребенка. Необходимо приспосабливать занятие к потребностям каждого ребенка.
Этапы построения программы специального обучения и раннего стимулирования детей с ОВЗ:
- Внимательно наблюдайте за ребенком, чтобы оценить, что он может и чего не может в каждой области развития.
- Отметьте, какие вещи он только начинает делать или пока делает с трудом.
- Решите, какому новому навыку его нужно научить или какое действие нужно поощрять, чтобы использовать те навыки, которые у него уже имеются.
- Разделите каждый новый навык на маленькие ступени - на такие действия, которые ребенок может освоить за один - два дня, после чего переходите к следующей ступени.
Родителям необходимо помнить следующее: не ожидайте слишком многого сразу. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает.