Коррекционная работа с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами
В этой папке размещены материалы по работе с детьми с ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска
детский сад №52 «Самолётик»
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(СИНДРОМ ДАУНА)
Фамилия, имя ___________________________________________, возраст_________________
Анкетные данные.
Ф. И. О. ребенка: ____________________________________________________________
Дата рождения: _____________________________________________________________
Домашний адрес: ____________________________________________________________
Дата поступления в группу: ___________________________________________________
Мать Ф.И.О.: _______________________________________________________________
Отец Ф.И. О.: _______________________________________________________________
Критерии и показатели | Сроки | Примечание | |
декабрь | май | ||
АДАПТАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ | |||
Готовность к положительным эмоциональным контактам: с взрослыми; с детьми | |||
Сотрудничество с взрослыми: в предметно-практической в игровой деятельности | |||
Активно подражает | |||
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | |||
Активно реагирует на словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией | |||
Способен к слуховому сосредоточению и различению речевых и неречевых звучаний | |||
Понимает: глаголы единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения; прилагательные, обозначающие некоторые свойства предметов. | |||
Понимает: некоторые грамматические формы слов (Р.п. и Д.п. существительных); простые предложные конструкции; | |||
Активно участвует в диалоге. Ответы на вопросы взрослого одним словом (допускается искажения фонетические и грамматические, использование паралингвистических средств) | |||
Подражает: жестам мимике взрослого. | |||
Включает речевое сопровождение в предметно- практическую деятельность | |||
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | |||
Понимает названия:
| |||
Активно употребляет (допускается искажения звуко- слоговой структуры) существительные, обозначающие предметы обихода: игрушки части тела человека части тела животных некоторые явления (ночь, солнышко, дождь, снег) | |||
ПРЕДМЕТНО – ОРУДИЙНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | |||
Использует бытовые предметы с учетом их функций | |||
Использует предмет в качестве орудия в проблемных ситуациях. | |||
Владеет поисковыми способами в предметной деятельности (практическое примеривание и пробы) | |||
ПРАКТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТИРОВКА В СВОЙСТВАХ ПРЕДМЕТОВ | |||
В свойствах предмета - «Почтовый ящик» | |||
Величине (недифференцированные предметы: большой-маленький | |||
Идентификации цвета предмета с цветом образца | |||
Ориентировка в количестве (один-много) | |||
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕПЛА В ДВИЖЕНИЯХ ПОД МУЗЫКУ | |||
Воспроизведение простейших «повторных» ритмических структур в дидактических играх | |||
КООРДИНИРОВАННЫЕ ДВИЖЕНИЯ РУК | |||
При выполнении простых действий с игрушками (кубиками, пирамидками) | |||
Предметами обихода (чашкой ,ложкой) | |||
Овладение элементарными изобразительными навыками: точки дугообразные линии |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Родители ознакомлены___________________________________________________________
«________» ___________________________20_____г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска
детский сад №52 «Самолётик»
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 4-5 лет
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(СИНДРОМ ДАУНА)
Фамилия, имя ___________________________________________, возраст_________________
Анкетные данные.
Ф. И. О. ребенка: ____________________________________________________________
Дата рождения: _____________________________________________________________
Домашний адрес: ____________________________________________________________
Дата поступления в группу: ___________________________________________________
Мать Ф.И.О.: _______________________________________________________________
Отец Ф.И. О.: _______________________________________________________________
Критерии и показатели | Сроки | Примечание | |
декабрь | май | ||
ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | |||
Ознакомление с природой имеет представления о сезонных изменениях в природе | |||
знает некоторых домашних животных и их детенышей | |||
знает некоторых диких животных и их детенышей | |||
знает и называет некоторых насекомых (бабочка, муравей) | |||
участвует в наблюдениях за растениями, животными, рыбками | |||
Ознакомление с жизнью и трудом взрослых - имеет преставление о труде взрослых ( продавец, парикмахер), - знает трудовые действия | |||
знает сведения о себе и своей семье | |||
Сенсорное развитие узнает и называет: круг квадрат треугольник прямоугольник | |||
группирует предметы по цвету, форме, величине; | |||
различает правую и левую руки; | |||
ориентируется в пространстве: по наглядному образцу по словесному указанию; | |||
различает части предмета и целый предмет; | |||
Умственное развитие: составляет группы предметов; | |||
понимает обобщающие слова; | |||
слушает и понимает задаваемые вопросы; | |||
называет часто встречаемые предметы, объясняет их | |||
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | |||
рассказывает о том, что видел, куда ходил, что случилось; | |||
активно сопровождает речью свою деятельность; | |||
понимает и употребляет существительные с обобщающим значением; | |||
использует в речи практически все части речи; | |||
правильно согласовывает слова в предложении; | |||
понимает и употребляет слова-антонимы; | |||
использует в речи простые нераспространенные предложения; | |||
использует в речи предложения с однородными членами; | |||
употребляет сложносочиненные предложения; | |||
умеет образовывать слова по аналогии со знакомыми словами; | |||
с помощью взрослого повторяет описания игрушек; | |||
драматизирует отрывки из знакомых произведений; | |||
активно общается со взрослыми и сверстниками; | |||
отвечает на вопросы | |||
Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте: - сформирована артикуляционная моторика | |||
сформировано звукопроизношение | |||
Развитие элементарных математических представлений: - находит в окружающей обстановке много, один предмет; | |||
сравнивает две группы предметов; | |||
- использует прием приложения, наложения | |||
умеет уравнивать неравные группы; | |||
сравнивает два предмета по величине, называет; | |||
сравнивает 5 предметов по величине, называет; | |||
считает в пределах 5; | |||
отвечает на вопрос «сколько?»; | |||
Развитие пространственно-временной ориентировки: определяет направление движения от себя; | |||
понимает слова: нижняя, верхняя, слева, справа, направо, над, под. | |||
знает и называет части суток; | |||
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | |||
Игровая деятельность
| |||
принимает на себя роль; | |||
выполняет игровые действия; | |||
использует предметы-заместители; | |||
играет в группе детей; | |||
понимает и выполняет правила игры. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Родители ознакомлены___________________________________________________________
«________» ___________________________20_____г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска
детский сад №52 «Самолётик»
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 5-7 лет
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(СИНДРОМ ДАУНА)
Фамилия, имя ___________________________________________, возраст_________________
Анкетные данные.
Ф. И. О. ребенка: ____________________________________________________________
Дата рождения: _____________________________________________________________
Домашний адрес: ____________________________________________________________
Дата поступления в группу: ___________________________________________________
Мать Ф.И.О.: _______________________________________________________________
Отец Ф.И. О.: _______________________________________________________________
Критерии и показатели | Сроки | Примечание | |
декабрь | май | ||
ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | |||
Развитие элементарных математических представлений: | |||
знает состав числа 2-5; | |||
считает в пределах 10; | |||
сравнивает две группы предметов; | |||
ориентируется на листе бумаги; | |||
записывает числа до 10; | |||
пользуется знаками и обозначениями; | |||
решает простые задачи; | |||
знает геометрические фигуры. | |||
знает состав числа 2-5; | |||
Ознакомление с природой Имеет представления - о сезонных изменениях в природе; | |||
о растениях; | |||
о животных. | |||
Ознакомление с жизнью и трудом взрослых: знаком с трудом людей ближайшего окружения; | |||
знаком с отдельными объектами ближайшего окружения; | |||
знает сведения о себе и своей семье, о предметах быта и труда людей | |||
Сенсорное развитие различает цвет форму, величину, предметов; | |||
различает правую и левую сторону; | |||
ориентируется в пространстве: по наглядному образцу | |||
по словесному указанию | |||
различает правую и левую сторону; | |||
Умственное развитие составляет группы предметов; | |||
обобщает предметы; | |||
различает части предмета и целый предмет; | |||
определяет простейшие причины наблюдаемых объектов и событий | |||
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | |||
Речевое развитие - активно употребляет слова, обозначающие предметы и явления (по лексическим темам); | |||
владеет навыками словообразования; | |||
отчетливо произносит слова в предложении; | |||
правильно согласовывает слова в предложении; | |||
- понимает значение предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения; | |||
строит предложения с союзами, предлогами; | |||
составляет рассказы: из личного опыта | |||
по сюжетной картине | |||
рассказы-описания; | |||
отвечает на вопросы; | |||
пересказывает небольшие тексты; | |||
драматизирует небольшие произведения. | |||
Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте: - сформирована артикуляционная моторика; | |||
формировано звукопроизношение; | |||
развит речевой слух; | |||
узнает и выделяет звук из слова; | |||
различает гласные и согласные звуки; | |||
владеет навыками звукового анализа слова; | |||
имеет представление о слове, предложении; | |||
составляет условно-графическую схему предложения. | |||
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | |||
Игровая деятельность: придумывает и развивает сюжет игры; | |||
принимает на себя роль; | |||
выполняет игровые действия; | |||
использует предметы-заместители; | |||
играет в группе детей; | |||
понимает и выполняет правила игры. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Родители ознакомлены___________________________________________________________
«________» ___________________________20_____г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска
детский сад №52 «Самолётик»
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (СИНДРОМ ДАУНА)
_______________________________________________
(Ф.И.О. ребенка)
Срок реализации программы: 1 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Общие сведения о ребенке
Анкетные данные.
Ф. И. О. ребенка: ____________________________________________________________
Дата рождения: _____________________________________________________________
Домашний адрес: ____________________________________________________________
Дата поступления в группу: ___________________________________________________
Мать Ф.И.О.: _______________________________________________________________
Отец Ф.И. О.: _______________________________________________________________
Другие члены семьи:_________________________________________________________
1.2. Цель психолого-педагогического сопровождения:
1.3. Задачи сопровождения: _____________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.4. Основания разработки индивидуальной программы (№ протокола, рекомендации ПМПК)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.5. Заключение по результатам обследования специалистами МДОУ (характер имеющихся нарушений)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.6. Ответственные за составление и реализацию программы (Ф.И.О. педагога и направления)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Планирование медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанника
2.1. Лист медицинского сопровождения
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________________ (________ год жизни).
Диагноз основной _________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
Диагноз сопутствующий ___________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
Статус ребенка ___________________________________________________________________________________________________________
Заключение специалиста | Дата консультации | Диагноз | Рекомендации | Контрольная явка |
Отоларинголог | ||||
Хирург | ||||
Окулист | ||||
Невропатолог | ||||
Участковый педиатр | ||||
Психиатр | ||||
Ортодонт |
Фельдшер __________________________________________________________________
2.2 Лист здоровья
Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________________ (________ год жизни)
Критерии оценки здоровья | Показатели оценки здоровья |
1.1 Группа здоровья 1.2 Группа физического развития 1.3 «Д» - учет 1.4 Частота заболеваний в году | |
2. Физическое развитие 1.2 Вес (кг) 2.2 Рост (см) 2.3 Индекс показателя упитанности | |
3. Посещение спортивных секций, кружков |
Рекомендации для педагогов: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фельдшер ___________________________________________________________________
2.3. Лист индивидуального сопровождения воспитанникам педагогом-психологом
Фамилия, имя ребёнка____________________________________________________________________________ (_____ год жизни)
Направления деятельности педагога-психолога
Образовательная область. Методы и приёмы | Формы работы во взаимодействии со специалистами | Динамическое наблюдение Сентябрь-ноябрь |
«Физическое развитие»
| Беседа с медицинским работником ДОУ | |
«Социально-коммуникативное развитие»
| Рекомендовать воспитателям: Помочь ребёнку научиться принимать общепринятые правила в группе. Рекомендовать инструктору по физической культуре, музыкальному руководителю помочь ребёнку научиться принимать общепринятые правила на занятии. |
|
«Познавательное развитие»
| Рекомендовать воспитателям: Помочь ребенку научится произносить несложные слова и выражения и повседневной жизнедеятельности и на занятиях. Рекомендовать инструктору по физической культуре и музыкальному руководителю: Включение речевого сопровождения в предметно-практическую и музыкальную деятельность. Развивать слухомоторную координацию, включая в работу игры с пением и движением. |
|
«Речевое развитие» Исследование коммуникативных умений | Развитие речи, препятствует условию программного материала | |
Образовательная область Методы и приёмы | Формы работы во взаимодействии со специалистами | Динамическое наблюдение Декабрь-февраль |
«Физическое развитие»
Методы и приёмы Наглядный метод Наглядно-зрительные приёмы: пока, использование наглядных пособий Словесный метод Объяснение, словесная инструкция Игровой Проигрывание ситуаций | Рекомендовать воспитателям: Проведение комплекса игровых упражнений, направленных на:
«Волна», «Цветок», «Рисуем колобка»;
Рекомендовать инструктору по физической культуре: Проведение игрового упражнения, направленного на профилактику нарушения осанки «Травинка». Рекомендовать музыкальному руководителю: Подбор релаксационных музыкальных детских произведений, направленных на дифференциацию эмоционального состояния. | |
«Социально- коммуникативное развитие» Развитие игровой деятельности ребёнка. Приобщение к элементарным общепринятым нормам правилам взаимоотношения сверстниками и взрослыми (в том числе, моральным). Рисование на тему «Нарисуй себя» Рисование «Плохой и хороший товарищ». Сказкотерапия и ролевые упражнения наприобщение элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения сверстниками и взрослыми (в том числе, моральным). | Рекомендовать воспитателям:
Рекомендовать инструктору по физической культуре:
Рекомендовать музыкальному руководителю:
| Ребёнок выполняет элементарные игровые роли, но не озвучивает их словами и предложениями.
Понимает, что такое «хорошо», «хороший» и что такое «плохо», «плохой». |
«Познавательное развитие» Развитие познавательно исследовательской деятельности. Сенсорное развитие Развитие психических процессов. Сенсомоторное развитие Упражнения и игры на развитие психических процессов сенсомоторики: - «Будь внимателен!»; - «Чего не стало?»; - «Сложи картинку»; - «Цветные шарики»; - «Обведи и раскрась»; - «Упражнение на релаксацию и концентрацию «Куклы»; - «Чудесный мешочек»; - «Подвижный карандаш»; - «Найди такой же» | Рекомендовать инструктору по физической культуре:
Рекомендовать музыкальному руководителю:
| С удовольствием и успешно выполняет задания: «Обведи и раскрась», «Подвижный карандаш», «Найди такой же». |
«Речевое развитие» Сказкотерапия на развитие диалогической речи. Игра-драматизация «Дай» (на основе рассказа К.Д.Ушинского) Обогащение речи (словаря) вежливыми словами и выражениями: пожалуйста, спасибо, благодарю. Использование в работе игровых моментов песочной терапии с применением упражнений для развития диалогической речи «Кто Я?» краткий последовательный рассказ о себе, отвечающий на вопрос «Кто Я?» по образцу или с помощью наводящих вопросов. | Рекомендовать воспитателям
Рекомендовать музыкальному руководителю:
Рекомендовать инструктору по физической культуре:
| |
Образовательная область Методы и приёмы | Формы работы во взаимодействии со специалистами | Динамическое наблюдение Март-май |
«Физическое развитие» Охрана зрения. Укрепление осанки. Снижение психоэмоционального напряжения. приёмы: 1.Наглядный метод: наглядно-зрительные пока, использование наглядных пособий. 2.Словесный метод: Объяснение, словесная инструкция. 3. Игровой метод: проигрывание ситуаций. | Рекомендовать воспитателям
Рекомендовать инструктору по физической культуре:
Рекомендовать музыкальному руководителю
| |
«Социально-коммуникативное развитие» Развитие игровой деятельности ребёнка. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). Рисование на тему «Нарисуй себя». Рисование «Плохой и хороший товарищ». Сказкотерапия и ролевые упражнения наприобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). | Рекомендовать воспитателям
Рекомендовать инструктору по физической культуре:
Рекомендовать музыкальному руководителю:
| |
«Познавательное развитие» Развитие познавательно- исследовательской деятельности. Сенсорное развитие. Развитие психических процессов. Сенсомоторное развитие. Упражнения и игры на развитие психических процессов сенсомоторики: - «Будь внимателен!»; - «Чего не стало?»; - «Сложи картинку»; - «Цветные шарики»; - «Обведи и раскрась»; - «Упражнение на релаксацию и концентрацию «Куклы»; - «Чудесный мешочек»; - «Подвижный карандаш» | Рекомендовать инструктору по физической культуре:
Рекомендовать музыкальному руководителю:
| |
«Речевое развитие» Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Сказкотерапия на развитие диалогической речи. Пальчиковые игры. Игры-шнуровки. Использование в работе игровых моментов песочной терапии с применением упражнений для развития диалогической речи «Кто Я?» - краткий последовательный рассказ о себе, отвечающий на вопрос «Кто Я?» по образцу или с помощью наводящих вопросов. | Рекомендовать воспитателям:
|
Педагог-психолог ____________________________________________________________
2.4. Лист педагогического сопровождения воспитанника учителем-логопедом
Фамилия, имя ребёнка__________________________________________________________________ (_____ год жизни)
Направления деятельности учителя- логопеда
Образовательная область. Методы и приемы. | Взаимодействие с другими педагогами.
Формы работы. | Динамическое наблюдение | |
Сентябрь- декабрь | Январь- май | ||
1. «Познавательное развитие»: Совершенствование всех видов психических процессов. Взаимодействие: Психолог, воспитатель.
2. «Речевое развитие»: Стимулирование потребности в общении со взрослыми и детьми. Обучение использованию вербальных и невербальных средств общения. Подражательная деятельность. Расширение пассивного словаря и активизация в речи звукоподражаний. Взаимодействие: Воспитатель Развитие артикуляционного аппарата. Постановка диафрагмального речевого дыхания. Взаимодействие: Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. «Восприятие художественной литературы и фольклора» Стимулирование звукоподражаний, односложных слов через чтение коротких стихотворений, потешек, прибауток. Взаимодействие: Воспитатель 3.«Физическое развитие»: Развитие общей и мелкой моторики через проведение физминуток, логоритмики. Взаимодействие: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. | Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Музыкальный руководитель: пропевание гласных на выдохе. Инструктор по физической культуре: дыхательные упражнения. Инструктор по физической культуре: специальные упражнения для развития координации речи с движением, упражнения на усиление и расслабление мышечных напряжений. Музыкальный руководитель: упражнения на переключение внимания, смену движения под разные музыкальные отрывки. Выполнение движений по образцу. |
Учитель-логопед____________________________________________________________
2.5. Лист индивидуального сопровождения воспитанника учителем-дефектологом
Фамилия, имя ребёнка____________________________________________________________________________ (_____ год жизни)
Направления деятельности учителя-дефектолога
Образовательная область. Методы и приемы. | Взаимодействие с другими педагогами.
Формы работы. | Динамическое наблюдение | |
Сентябрь- декабрь | Январь- май | ||
1. «Познавательное развитие»: - развитие сенсорного восприятия; - развитие конструктивной деятельности; - формирование элементарных математических представлений; - развитие познавательной деятельности. 2. «Речевое развитие»: - развитие всех компонентов режимные моменты устной речи; - овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими детьми. «Восприятие художественной фольклорных форм; - формирование целостной культуры мира, первичных ценностных представлений; -формирование интереса к чтению.
3. «Физическое развитие»: - развитие общей и мелкой моторики, координации движений. - осуществление профилактики нарушения зрения.
4.«Социально-коммуникативное развитие»: -развитие игровой деятельности; -формирование положительного отношения к труду; -формирование первичных представлений о труде взрослых; -формирование основ безопасности собственной жизни. 5. «Художественно- эстетическое развитие»: - развитие продуктивных видов деятельности; - формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности. Рекомендации специалистам: - использовать различные приемы разговорной речи (объяснение, комментирование действий и т.д.); -применять сюжетно-игровой и иллюстративный материал; - использовать в 1 периоде - обучающую помощь, действии по показу, по образцу, затем - словесно-направляющую помощь. | На занятиях: - через дидактические игры, сюжетно- ролевые игры, игры-эксперименты, наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций в совместной деятельности с педагогом. На занятии по развитию речи, через все виды игровой деятельности; Посредством использования малых фольклорных форм; чтение литературы и фольклора»: художественной литературы на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. Через использование физминуток, речедвигательных миниатюр, пальчиковых игр и упражнений, игр малой подвижности упражнений на развитие координации движений с речью в совместной деятельности с педагогом, на фронтальных и индивидуальных занятиях, через использование здоровьесберегающих технологий (гимнастика для глаз, массаж БАТ). Посредством бесед, рассматривания иллюстраций. Дидактические игры по основам безопасности жизнедеятельности, правилам дорожного движения, пожарной безопасности. Через все виды игр. Через беседы, рассматривание картин, наблюдение за трудом взрослых, дидактические игры. На индивидуальных занятиях по развитию мелкой моторики и начальных графических навыков, через игровые задания с элементами рисования красками, карандашами, занятиями лепкой. Рассматривание картин, репродуктивных альбомов, открыток и т.д. |
2.6. Лист индивидуального сопровождения воспитанника воспитателем
Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________________ (______год жизни)
Направления деятельности воспитателя
Образовательная область. Методы и приемы. | Взаимодействие с другими педагогами.
Формы работы. | Динамическое наблюдение | |
Сентябрь- декабрь | Январь- май | ||
«Физическое развитие»: - развитие физических качеств; -развитие соответствующей индивидуальным особенностям динамической и зрительной координации; - развитие двигательной памяти и зрительного внимания; - развитие общей и тонкой моторик - поддержание у ребенка интереса к движениям и желание их самостоятельно выполнять. - осуществление профилактики плоскостопия; профилактики нарушения зрения; -создание благоприятных условий для нормального роста тела, развития позвоночника и коррекция физических недостатков, исходя из индивидуальных особенностей; - обучение правильному динамическому и статическому дыханию; -формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. «Социально-коммуникативное развитие»
-обучение самостоятельному подбор игрового материала; -формирование интереса к театрализованным играм;
-закрепление навыков организованного поведения в детском саду, дома и в общественных местах.
предпосылок экологического сознания. «Познавательное развитие»
-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; -формирование элементарных математических представлений; - формирование целостной картины мира; - расширение кругозора ребенка. «Речевое развитие»
1 этап - жесты и мимика;
«Восприятие художественной литературы и фольклора»: - формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. «Художественно-эстетическое развитие»
-развитие восприятия, воображения;
-развитие музыкально-художественной деятельности. | Посредством организации двигательной деятельности на прогулке и в группе с использованием здоровьесберегающих технологий (порекомендациям учителя- дефектолога, инструктора по физической культуре.) Через выполнение двигательных цепочек из 3-5 элементов. Через выполнение основных видов движений игр в сухом бассейне, пальчиковых игр, массажа для рук и т.д. (по рекомендации инструктора по физической культуре, учителя-дефектолога, учителя-логопеда). Через игры и упражнения корригирующего и профилактического характера с использованием корригирующих дорожек. Проведение оздоровительной гимнастики, упражнений для глаз с учетом рекомендаций медицинских работников ДОУ. Посредством проведения логических игр и дыхательных упражнений по рекомендации учителя-логопеда. Через проведение игр и бесед по вопросам основбезопасности жизнедеятельности. Через сюжетно-ролевые игры, игры на первом этапе с педагогом, далее в паре и несколькими детьми (с учетом рекомендаций педагога психологи и дефектолога). Посредством проведения театрализованных игр на фланелеграфе, игр сенсомоторного характера с учетом рекомендаций учителя- дефектолога. Посредством создания игровых ситуаций, способствующих формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Посредством выполнения элементарных трудовых поручений, деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой деятельности, посредством бесед, наблюдений и рассматривания демонстрационного материала. Посредством реализации содержания образовательной программы по основам безопасности жизнедеятельности, правилам дорожного движения, пожарной безопасности. По средствам проведения индивидуальной работы с использованием игр сенсорного характера, организации непосредственной образовательной деятельности по конструированию, проведения дидактических игр по формированию элементарных математических представлений, беседы, дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром, наблюдения и т.д. с использованием тематического планирования и с учетом рекомендаций учителя- дефектолога. Посредством чтения художественной литературы (художественная литература для 1 младшей группы), рассматривание картинок. Через все виды деятельности посредством поручений с учетом рекомендаций учителя-дефектолога, учителя-логопеда. Посредством организации непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству с учетом индивидуальных особенностей и возможностей. Ребенка и использованием методов и приемов по рекомендации учителя- дефектолога. Посредством выполнения поделок, работ с природным материалом, бумагой и другими материалами. Посредством проведения музыкальных дидактических игр, игр с музыкальными инструментами, слушание аудиозаписей с учетом рекомендаций музыкального руководителя. |
Воспитатель__________________________________________________________________
2.7. Лист педагогического сопровождения воспитанника музыкальным руководителем
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________(__________год жизни)
Направления деятельности музыкального руководителя
Образовательная область. Методы и приемы. | Взаимодействие с другими педагогами.
Формы работы. | Динамическое наблюдение | |
Сентябрь- декабрь | Январь- май | ||
1. «Художественно-эстетическое развитие» - формирование эмоциональности аппарата, восприятия музыки через слушание; - формирование певческо-речевых навыков через подражание педагогу; - формирование навыков основных, танцевальных и образных движений в упражнениях, плясках, и музыкальных играх; - формирование общей музыкальной культуры (эмоции, интересы, исполнительские умения и навыки) через все виды музыкальной деятельности и беседы. 2.«Физическое развитие» -создание условий для овладения основными движениями через упражнения, подвижные игры;
3.«Социально-коммуникативное развитие»
4.«Познавательное развитие» - формирование сенсорных представлений в слушании музыки и дидактических играх; - формирование представлений об окружающем мире через беседы, знакомство с песнями, через сюжетные игры. 5. «Речевое развитие»: - развитие речи через подпевание, подражание, речевые игры. | Воспитателям – способствовать развитию у ребенка артикуляционного и голосового речевого дыхания, слухового внимания, продолжать работу по обогащению чувственного опыта, развития эмоций, активной речи.
Воспитателям совершенствовать у ребенка основные движения, развивать гибкость, координацию, правильную осанку. Воспитателям – побуждать у ребенка желание играть в подвижные игры с простым содержанием, обогащать разнообразными сенсорными впечатлениями, используя музыкальные игрушки и шумовые музыкальные инструменты, обогащать представления ребенка об окружающем мире через беседы по тексту разучиваемых песен, совершенствовать умение подражать звукам, словам, интонациям педагога в сюжетных и речевых играх. |
Музыкальный руководитель _____________________________________________________
2.8. Лист педагогического сопровождения воспитанника инструктором по физическому воспитанию
Фамилия, имя ребенка ___________________________________________________________________ (__________год жизни)
Направления деятельности инструктора по физическому воспитанию
Образовательная область. Методы и приемы. | Взаимодействие с другими педагогами.
Формы работы. | Динамическое наблюдение | |
Сентябрь- декабрь | Январь- май | ||
- развитие и коррекция физических качеств; - коррекция основных движений; - коррекция сенсорных систем с помощью физических упражнений. Использовать: - игры и упражнения для развития общей моторики:
Для развития координации движений использовать упражнения, связанные с метанием в цель, выполняемые на ограниченной поверхности, упражнения на равновесие, упражнения с гимнастическими пособиями (мяч, обруч, кегли) и другие упражнения, которые развивают согласованность движений разных частей тела и требуют синхронности действий. На развитие координации: «Стоя на одной ноге», «С мячом под дугой». На развитие динамической координации: «Лошадки», «Положи-подними». На развитие силовых качеств: «Влезь на горочку»», «Метание набивного мяча»». - формирование представлений о здоровом образе жизни через двигательную активность. Использовать: -подвижные игры: «По ровненькой дорожке», «Бегают ножки по разным дорожкам»;
движениями: «Мячик мой», «Хозяюшка». 2.«Познавательное развитие» - развитие сенсорного восприятия формы, величины, цвета, пространства через игры и упражнения с физкультурным оборудованием;
считалки, использование игр и упражнений со счетом;
через беседы с использованием различных игр, физкультурного оборудования. 3.«Речевое развитие» - развитие всех компонентов устной речи через все виды подвижных игр в сопровождении с речью, текстом, стихами, считалками. Упражнения: на развитие координации речи с движением: «Шофер», «Наши уточки с утра», «Теленок». Игры-миниатюры: «Жаворонок», «Ветер», «Подними ладошки выше», рифмованные фразы в разминке «Медвежата дружно жили», «Мы поднимем руки вверх». 3. «Художественно-эстетическое развитие» Развивать слухомоторную координацию через упражнения на развитие чувства ритма: -различные виды ходьбы, бега, под удары бубна; -выполнение заданий по определенному сигналу; -выполнение движения в заданном темпе по прекращению звучащей музыки. Включать в работу игры с пением для развития слухового внимания, координации движений. «Бубен», «Маленький ежик». Использовать упражнения танцевально-ритмической гимнастики для развития крупной моторики: «Танец утят», «Кузнечик». Методы и приемы: Наглядный метод:
2.Тактильно-мышечные приемы: непосредственная помощь. 3.Словесный метод: объяснение, словесная инструкция, подача команд. Практический метод: выполнение упражнений, практическое опробование, повторение упражнений | Рекомендовать педагогам группы в процессе непосредственной образовательной деятельности использовать подвижные игры, игровые упражнения для развития общей моторики. Рекомендовать воспитателям использовать в индивидуальной работе физкультминутки подражательно- имитационного характера для развития крупной моторики. Рекомендовать воспитателям включать в индивидуальную и совместные виды деятельности с ребенком игры-миниатюры, произведения малых фольклорных жанров, пальчиковую гимнастику, физкультминутки для развития мелкой моторики координации речи движением. Рекомендовать музыкальному руководителю в процессе непосредственной образовательной Деятельности использовать в работе задания и упражнения на развитие координации движений и музыки, танцевальные и музыкально-ритмические движения с предметами и на развитие чувства ритма. |
3. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________ ( __________ год жизни)
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Ответственный |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к сборнику игр и упражнений для детей
с нарушениями зрения
Главной задачей дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения № 17 «Ладушки» является: решение проблемы профилактики и улучшения состояния зрения путем создания условий и комплекса специальных коррекционных мероприятий.
Почти все дети этого ДОУ ходят в очках или носят окклюзии. Представьте себе если у вас, будет заклеен здоровый глаз, а плохо видящий оставлен для того, чтобы увеличить на него нагрузку, активизировать глазодвигательные мышцы, какие неудобства, ограниченность в пространственном восприятии, новые неприятные ощущения будете вы испытывать. То же самое чувствуют наши дети.
Главная проблема наших детей - это нарушение зрения, но она зачастую ведет к появлению вторичных отклонений - задержке речевого развития, интеллектуального, появлению невротических состояний, нарушению координации движений и ориентировки в пространстве.
Перед музыкальным руководителем стоит вопрос: «Каким образом средствами музыки можно способствовать профилактике и улучшению состояния зрения детей и преодолению вторичных отклонений?»
В работе над этой проблемой, мы столкнулись с различными трудностями, такими как недостаток разработанных методик и отсутствие необходимого материала по музыкальному воспитанию с такими детьми. До настоящего времени в методической литературе по музыкальному воспитанию детей с нарушением зрения эти вопросы не отражены должным образом. Но проблема требует решения, так как количество детей, имеющих зрительную патологию, растет. Поэтому мы модифицировали некоторые методики музыкального воспитания детей с нарушением зрения, учитывая рекомендации врача-офтальмолога А.Н. Осиповой.
В своей работе мы выделили три основных направления:
1. Коррекционные упражнения, физминутки для глаз.
2. Упражнения для координации и ориентации в пространстве.
3. Музыкально-коррекционные развивающие игры на
цветовосприятие.
1. Коррекционная гимнастика представляет, собой упражнения длительностью от 15-40 сек. Эти упражнения мы включаем в некоторые виды музыкальной деятельности, а так же берём отдельные моменты с учетом музыкально-воспитательных задач. Например: листик, солдатик, матрешка.
2. Координация движений и ориентировка в пространстве в большей степени связана с ритмикой, а ритмика является основной частью музыкального и физического воспитания детей с нарушением зрения. Из-за нарушенного зрения, и в случае, когда ребенок носит окклюзию, у детей ограничено зрительное восприятие пространства. Вновь прибывшие дети - просто боятся большого пространства музыкального зала: движения их скованы, заторможены, осторожны, замедленны. Таких детей мы знакомим с расположением предметов в зале, с обстановкой. Неоценимую пользу в моей работе по координации движений оказывает «Ритмопластика» по программе И. Бурениной. Такой опыт показывает, что музыкально - ритмические упражнения, игры, пляски позволяют преодолевать трудности зрительно-пространственной ориентации и под влиянием систематического педагогического воздействия эти недостатки исправляются.
3. Быстро адаптироваться детям помогают специальные подвижные игры и упражнения, н-р: «Воротца и змейка», «Зоркие глазки», «Обручи», «Карусель».
Работая в специальном коррекционном дошкольном учреждении, мы заметили, что чем разнообразнее формы работы с детьми, тем успешнее преодолеваются отклонения в их физическом, психическом и музыкальном развитии. Учитывая все это, изучив опыт работы Л.И. Косенок, музыкального руководителя г. Куйбышева мы стали широко использовать педагогический прием «Цвет - настроение», который способствует развитию цветовосприятия.
Применение в работе различных цветов и их оттенков побуждает детей иначе вслушиваться в звучание музыки, чувствовать ее выразительность, динамические изменения.
Хорошие результаты дает использование специальных музыкально-дидактических игр и упражнений на цветовосприятие.
Ценность таких игр заключается в том, что параллельно с музыкально-воспитательными задачами решаются и коррекционные задачи.
С помощью индивидуального подхода и всех положительных элементов в нашей работе нам удалось создать благоприятную психологическую обстановку на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках. Дети эмоционально проявляют себя во всех видах музыкальной деятельности. Обычно скованные, привыкшие быть в стороне от детского коллектива, мои воспитанники по мере проведения с ними специальных игр и упражнений, становятся активными участниками утренников, дети приобретают радостную жизнеутверждающую позицию, что становится прекрасным фоном для развития их интеллектуальных возможностей.
Игры и упражнения,
используемые на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения
Корригирующая гимнастика для глаз
1. «Оловянный солдатик» - «Марш» С. Прокофьева.
2. «Зайчик» - музыка М. Старокодамского.
3. «Листик, снежинка, бабочка» - «Вальс» П. Чайковского.
4. «Матрешки» - русская народная пляска «Полянка».
Цель:
Лечебная: тренировка глазодвигательного аппарата, фиксация взгляда.
Музыкальная: определить жанр, характер произведения, правильно использовать словарный запас, характеризующий музыку.
На конце указки закреплена игрушка или картинка: зайчик; солдатик; листик и т.д. Звучит музыка, соответствующая образу: солдатик - марш, листик - вальс, матрешки - русская народная пляска, зайчик - полька. Воспитатель чертит на уровне глаз детей любые фигуры: круг, квадрат, треугольник, зигзаги. Дети должны без поворота головы, только глазами проследить за движением предмета. В конце упражнения разбор характера музыкального произведения.
«Танец осеннего листочка»
Материал:
листочек, закрепленный на палочке, разного цвета, разной формы, разной величины.
Цель:
Тренировка мышц глазодвигательного аппарата, аккомодации и конвергенции (сведение и разведение мышц), развивать цветовосприятие, фиксацию, глазомерную оценку.
Ход игры:
Дети слушают «Вальс» П.И. Чайковского, «Осеннюю песню» П.И. Чайковского, «Детскую польку» М. Глинки. Воспитатель чертит в воздухе листочком различные фигуры. Дети глазками, без поворота головы следят за полетом листочка.
«Зажмурься и открой»
Цель:
Лечебная: укрепить мышцы век, улучшить кровообращение, расслабить мышцы глаза.
Музыкальная: различать динамику звука, развитие чувства ритма.
Ход игры: Звучит русская народная мелодия «Ах, вы, сени» или «Светит месяц». Через два такта идет чередование громкой и тихой музыки. Дети на тихую музыку крепко зажмуривают глаза на 3-5 секунд (2 такта), на громкую - открывают их и прохлопывают ритм.
«Глазки моргают».
«Ах, ты, березка» - русская народная пляска.
Цель:
Лечебная: снятие глазного напряжения, улучшение кровообращения, укрепление мышц век.
Музыкальная: обучение игре на музыкальных инструментах , развитие чувства ритма, ансамбля.
Ход игры: Дети разучивают любую мелодию оркестром. В конце занятия предлагаю «потанцевать глазками». Под свой аккомпанемент дети моргают ритм выученной мелодии.
Длительность упражнения 1-2 минуты.
«Море»
Материал:
Музыкальный молоточек, электрифицированная таблица, на ней по вертикали расположены цифры 1,2,3, соответствующие порядку исполнения музыкальных пьес: польки, вальса, пляски, по горизонтали сверху вниз их графическое изображение: нежно-зеленый овал (вальс), красные полоски в хаотичном порядке (пляска), фиолетовая полоска и два круга, чередующиеся несколько раз (полька).
Цель: Воспринимать танцевальную музыку разного характера (польку, вальс, пляску), соотносить их с графическим изображением и цветом, развивать функцию глаза, фиксацию взгляда, смекалку, музыкальную память, чувство ритма.
Ход игры: Ребенок слушает поочередно три пьесы, определяет жанр, характер. Затем под вальс плавно раскачивает руками, под польку и пляску отбивает ритм молоточком. Педагог закрепляет последовательность исполнения пьес и обращает внимание на графические рисунки.
«Разноцветные бантики».
Цель:
Упражнять в умении определять трехчастную форму музыкального произведения, развивать внимание, музыкальную память, фиксацию взгляда, прослеживающие функции, цветоразличие.
Ход игры:
Ребенок слушает и называет музыкальную пьесу. Педагог обращает внимание на легкий, веселый характер пьесы. Закрепляет понятие о польке. Беседует о форме и музыкальных средствах выразительности. Исполняет пьесу еще раз, а ребенок отмечает части сначала ударом молоточка, второй раз - цветными карточками. Педагог показывает планшет, ребенок догадывается по цвету бантиков, какую часть пьесы они обозначают.
Музыкальный репертуар. «Детская полька» М. Глинки.
«Прятки с Петрушкой».
Материал: Кукла Петрушка, маленькая ширма.
Цель: Расслабление мышц глазодвигательного аппарата, различие
динамики форте и пиано.
Ход игры: Дети слушают русские народные мелодии, например,
«Полянка» с быстрой сменой динамики. На громкую музыку
Петрушка появляется из-за ширмы, дети ему хлопают,
сосредотачивая взгляд на яркой игрушке, на тихую музыку
Петрушка прячется, дети зажмуривают сильно глазки.
Цель:
Ход игры:
«Карусель»
Локализация бинокулярного зрения, ориентация в пространстве. Двигаться легко, свободно, передавая характер музыки.
Дети стоят по кругу. В руке у каждого палочка, обвязанная посередине красной ленточкой. Сначала дети идут шагом по кругу, высоко поднимая колени, держа палочку в вытянутых руках за середину. Пройдя круг, кладут палочки на пол. Под легкую музыку бегут по кругу. С окончанием музыки каждый должен найти себе свободную палочку и поднять ее вверх, взявшись сразу за середину, помеченную красной лентой. Кто останется без палочки, тот проиграл
Материал:
Цель:
Ход игры:
«Чьи следы?»
Электрифицированная таблица, на ней по вертикали сверху вниз расположены силуэты животных: зайца, лисы, медведя, по горизонтали сверху вниз -графические знаки (8 овалов средней величины, 10 маленьких овалов, 4 больших), картонные силуэты на катушках: лиса, заяц, медведь.
Упражнять в узнавании плясовой музыки, расшифровывать графические знаки соответственно тембровым и регистровым изменениям, характерным особенностям животных, развивать фиксацию глаза, глазомерную оценку, внимание, микроориентировку, цветовосприятие.
Ребенок слушает поочередно три русские народные мелодии в разных регистрах («Из-под дуба» - пляска медведя, «Светит месяц» - пляска зайчика), называет жанр, характер и регистровую окраску каждой пьесы. Педагог предлагает прослушать еще раз музыку и определить, кто плясал (ставит на стол фигурки зверей). Пьесы повторяются третий раз, а ребенок отстукивает ритм катушкой (звери пляшут) Затем только рассматривается таблица на слова:
Как-то летом на опушке
В пляс пустилися зверушки.
Угадай попробуй ты,
Кем оставлены следы?
«Озорные матрешки».
Материал:
Музыкальный сундучок, фланелеграф, на нем круги:
красный, желтый, синий, три матрешки разной
величины.
Цель:
Учить подбирать цвет, определять настроение к контрастным по регистровой окраске музыкальным произведениям.
Развивать цветовосприятие, логическое мышление, фиксацию взгляда, глазомерную оценку.
Ход игры:
Ребенок прослушивает в разных регистрах разные пьесы, определяет их характер. Подбирает цвет, учитывая при этом и контрастность величины фигур, и регистровую окраску.
«Солнышко и тучка».
Материал: фланелеграф, на нем расположены круги (красный, синий,
желтый), солнышко, тучка, солнышко за тучкой.
Цель: учить подбирать цвет, определять настроение к контрастным
по характеру пьесам, развивать цветовосприятие, мышление,
фиксацию, глазомерную оценку.
Ход игры: Ребенок прослушивает три пьесы, определяет характер и
подбирают соответственно настроению музыки цвет.
«Марш, танец, песня»
Материал:
Музыкальный сундучок, электрофицированная таблица, на ней по вертикали расположены цифры 1,2,3, по горизонтали графические знаки: ярко-зеленые угольники (марш), ярко-вишневые овалы (танец), ярко-голубые пучки волнистых линий (песня).
Цель:
Ход игры:
Воспринимать разнообразные жанры музыки (песню, танец, марш), соотносить их с графическим рисунком и цветом, развивать фиксацию взгляда, прослеживающие функции, глазомерную оценку, музыкальную память, мышление, цветовосприятие, чувство ритма
Ребенок поочередно слушает три пьесы, определяет жанр, характер. На повторное их исполнение он под танец и марш выполняет движения (предварительно отбив метро-ритм в бубен, рассуждая, находит графические рисунки).
«Что гудит?»
Материал:
Музыкальный сундучок, бубен, фланелеграф, на нем по вертикали силуэты поезда, самолета, машины, по горизонтали сверху вниз - графические знаки: три больших круга, шесть маленьких кружков, четыре круга средней величины. Требуется знание песен: «Самолет» В. Потапенко (у-у-у-у), «Машина» Тиличеевой (фи-би-би), «Поезд» - Н. Метлова (чу-чу-чу).
Цель:
Ход игры:
Упражнять в восприятии трех ритмических рисунков, соотнесение их с графическими знаками, развивать фиксацию взгляда, глазомерную оценку, цвето-восприятие, чувство ритма, смекалку.
Ребенок поочередно узнает знакомые пьесы, отбивает ритм бубном на звукоподражание при повторном исполнении мелодии. Если ребенок затрудняется, то педагог отрабатывает с ним каждый рисунок, помогает расшифровать и подобрать нужное графическое изображение.
Упражнение «Рисуем на песке»
Цель: Тренировка глазной мышцы.
Ход игры:
Дети свободно размещаются, садятся на пол со скрещенными ногами, руки свободно опущены. Проводят над полом концами пальцев правой руки длинную прямую линию, плавно отводя руку вправо, затем - закругленную линию, стараясь провести ее как можно дальше назад, корпус и голову поворачивая вправо, прослеживая взглядом за движением руки. То же проделать левой рукой. Под вторую часть музыки рисуют перед собой любые мелкие узоры, также прослеживая взглядом за движением рук.
Упражнение «Змейка с воротцами».
Цель: Локализация и тренировка бинокулярного зрения,
координация движений, ориентация в пространстве.
Ход игры: Под легкую музыку дети на носочках бегут вдоль
положенного в виде змейки длинного шнура. Воспитатель и
музыкальный руководитель в сторонке от шнура делают
воротца. Дети, добежавшие до конца шнура, глазками ищут
воротца и пробегают через них. Положение воротиков
меняется.
Воротики и обручи
Цель: Тренировка глубинного зрения, мышцы глаза, фиксация взгляда. Двигаться в соответствии с характером музыки.
Ход игры:
Дети разбиваются на пары, в каждой - мальчик с девочкой. У каждой пары - шелковая лента. Ленты разного цвета. Каждый ребенок должен запомнить цвет своей ленты, зафиксировать на ней взгляд. Участники игры располагаются у противоположных стен, каждый напротив своего партнера. Ленты в руках у девочек. Под первую медленную часть музыки девочки плавно поднимают ленту над головой и опускают, повторяют движение 4 раза. На вальс - бегут врассыпную по залу, держа ленту вверху. С окончанием музыки они опускаются на ковер и встают на свои места. Каждый мальчик все, ,время следит за своей лентой глазами, без поворота головы, он должен заметить, где упала лента и поднять ее. Игра продолжается, но роли меняются.
Упражнение «Воротики и обручи».
Цель:
Ориентация в пространстве. Двигаться в соответствии с контрастным характером музыки (марш, бег).
Ход игры:
Дети маршем идут по кругу. С окончанием музыки воспитатель с любым ребенком делает воротики. Звучит легкая музыка, дети должны пробежать через воротики, найти глазами обручи, пробежать через них и опять в воротики, пока не сменится музыка (место положения обручей после марша меняется).
Игра «Передача платочка».
Цель:
Тренировка глубинного зрения.
Ход игры:
Дети стоят по кругу, в руке у одного - яркий платочек. При сильной доле такта он передает платочек соседу справа, тот следующему и т.д. Ребенок, получивший платочек к моменту окончания музыки, входит в круг и пляшет с ним.
На втором и третьем занятиях задание усложняется: дети получают два платочка контрастных тона, внимание ребят обращается на необходимость все время следить за движением платочков по кругу, чтобы не пропустить свой платочек.
Упражнение «Рисуем палочкой с лентой».
Цель:
Тренировка глазодвигательной мышцы, локализация и тренировка бинокулярного зрения.
Ход игры:
Перед каждым ребенком лежит обруч. В руке -палочка с лентой. Под первую часть дети мелкими движениями кисти рисуют палочкой вокруг
обруча с внешней стороны, под вторую часть – с внутренней стороны.
Цель:
Ход игры:
Цель:
Ход игры:
Упражнение с лентой
Тренировка глазной мышцы, фиксация взгляда.
Дети стоят по кругу, в опущенных руках все держат по ленте. При 1-2-м тактах правая рука с лентой медленно поднимается вперед, взгляд следит за лентой. При 3-4-м тактах правая рука опускается, то же движение повторяется левой рукой. При 5-6-м'тактах дети поворачиваются лицом внутрь круга и идут к центру, постепенно поднимая руки и голову, отходя назад7 опуская руки. Взгляд все время следит за лентой.
Упражнение «Веселые мячики».
Тренировка глубинного зрения.
Дети подбрасывают мяч низко и высоко, перебрасывают мяч друг к другу. В этих упражнениях так же сочетаются музыкальные и коррекционные задачи.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №52 «Самолётик» |
Индивидуальная адаптированная образовательная
программа развития обучающегося
(по заключению ТПМПК или ИПРА)
Фамилия Имя Отечество ребенка
дата рождения: _______________________
на 20__ – 20__ учебный год
Заключение и рекомендации ТПМПК: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специалисты по сопровождению:
Куратор программы:
Учитель – логопед: _______________________________________
Ф.И.О.
Воспитатели: _____________________________________________
Ф.И.О.
Медицинские работники: ___________________________________
Ф.И.О.
Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития разработана впервые, повторно (нужное подчеркнуть). Срок реализации с __.__.20__ по __.__.20__ года
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития обучающегося с диагнозом сахарный диабет. Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада № 52 «Самолётик» (далее – ИАОПР) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Положением Министерства образования и науки Российской Федерации, от 3 июня 2013 г. № 466, Правилами разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661; Законом ХМАО-Югры от 01.07.2013г. №68-оз «Об образовании в ХМАО-Югре», на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. Данная Программа, является программным документом, помогающим педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС.
С учетом Заключения ТПМК, ИПРА на обучающегося с диагнозом сахарный диабет
Цель: оказание помощи в коррекции недостатков развития, преодолении трудностей усвоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Задачи:
- Определить особые образовательные потребности ребёнка с ОВЗ.
- Создать условия, способствующие освоению детьми с ОВЗ основной общеобразовательной программы дошкольного образования и интеграции их в социум.
- Осуществлять индивидуально ориентированную психолого - медико -педагогическую помощь обучающемуся с особыми образовательными потребностями с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей развития, в соответствии с рекомендациями ТПМПК и ИПРА.
- Оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) обучающегося ребёнка с особыми образовательными потребностями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
- Сохранять и укреплять психофизическое здоровье ребенка посредством создания здоровьесберегающей среды, применения здоровьеформирующих технологий.
2. Этапы реализации ИАОПР
1 этап | 2 этап | 3 этап |
Обследование обучающегося специалистами ДОУ, разработка ИАОПР с «__»___________ 20____ г. по «__»___________ 20____ г. | Реализация ИАОПР с «__»___________ 20____ г. по «__»___________ 20____ г. 2.Анализ реализации ИАОПР обучающегося специалистами ДОУ. «__»___________ 20____ г. 3. Корректировка ИАОПР (при необходимости) «__»___________ 20____ г. | 1. Итоговое обследование обучающегося специалистами ДОУ с «__»___________ 20____ г. по «__»___________ 20____ г. 2.Подведение итогов, разработка рекомендаций «__»___________ 20____ г. |
- Характеристика на обучающегося.
_____________________________________________________________________________
Ф.И.О. ребенка (число, месяц, год рождение)
зачислен в ДОУ на основании приказа заведующего МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 52, № ____ от «___ » ___________ 20__ года.
Заключение ТПМПК от __.__.20____года № ___________
Социальное представление семьи: ____________________________________________
Краткая психолого-педагогическая характеристика
Адаптация._________________________________________________________________
Особенности поведения.
Общительность._____________________________________________________________
Настроение. ________________________________________________________________
Эмоционально – волевая сфера._________________________________________________
Состояние мелкой моторики.
Ведущая рука _______________________________________________________________
Объем движений:____________________________________________________________
Согласованность движений рук: _______________________________________________
Переключаемость движений:__________________________________________________
Особенности психической деятельности.
Внимание: __________________________________________________________________
Память: ____________________________________________________________________
Преобладающий вид памяти:___________________________________________________
Мышление: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Игровая деятельность.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Отношение к занятиям.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика речи.
Звукопроизношение. ___________________________________________________________
Слоговая структура. __________________________________________________________
Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез. ____________________________
Словарный запас.______________________________________________________________
Грамматический строй речи. ___________________________________________________
Связная речь. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зачислен с __.__.20__ года № ______
4. Мероприятия реализации ИАОПР обучающегося
Расписание занятий составлено так, чтобы ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных СанПиНом норм. В течении дня проводятся: медикаментозное лечение по назначению врача, занятия с воспитателями и узкими специалистами. Во вторую половину дня проводится индивидуальная работа по заданию в соответствии с ИПРА.
Форма организации обучения – индивидуальная или подгрупповая, продолжительность индивидуальных занятий 15 минут, подгрупповые занятия 15 минут.
Направления работы | Наименование мероприятия | Периодичность выполнения | Ответственный |
Условия по организации обучения | |||
Специальные педагогические условия для получения образования | |||
Выполнение медицинских условий | |||
Психологическая помощь |
| ||
| |||
| |||
- Планируемые результаты
освоения ребенком с интеллектуальными нарушениями
индивидуальной адаптированной образовательной программы развития
Результаты освоения ребенком с диагнозом сахарный диабет ИАОПР, оцениваются как итоговые на момент завершения дошкольного образования и предполагают достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, к бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к переходу на следующую ступень обучения.
Предметные результаты включают освоенные ребенком знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
ИАОПР определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Отсутствие достижения минимального уровня усвоения ИАОПР позволяет ТПМПк ДОУ с согласия родителей (законных представителей) представить ребенка на ТПМПК с целью определения дальнейшей программы обучения.
- Система оценки реализации ИАОПР
Оценка личностных результатов
Критерий | Параметры оценки | Индикаторы |
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий | ||
Предметные результаты связаны с овладением ребенком программного материала, определяются на основе психолого-педагогического изучения уровня освоения программы данной коррекционной группы.
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию педагога, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию педагога, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагога;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию педагога;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
- Мониторинг развития ребенка
Специалисты | Уровень развития на начало учебного года (сентябрь) | Уровень развития на конец учебного года (май) | Динамика | |
1 | Воспитатель | «Социально – коммуникативное развитие» - средний уровень; «Познавательное развитие» - средний уровень; «Речевое развитие» - средний уровень; «Художественно – эстетическое развитие» - средний уровень; «Физическое развитие» - средний уровень. | ||
3 | Педагог-психолог | |||
4 | Музыкальный руководитель | |||
5 | Физкультурный руководитель |
- Результаты реализации ИАОПР
Заключение:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внесение корректив: декабрь 2016 года 5 группа здоровья
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Куратор программы __________________
Педагог – психолог: __________________
Учитель - логопед: __________________
Воспитатели: __________________
__________________
Медицинские работники: __________________
Список литературы
Приложение к ИАОПР
- Содержание коррекционно-развивающей работы на 20__– 20__ учебный год
Задачи | Методы и приемы | Дата подачи материал | Выполнение ребенком | Дата усвоения | Примечание | |||
по образцу | по слову | самостоятельно | ||||||
Социально-коммуникативное развитие ребенка | Обучать навыкам общепринятых норм и правил поведения в быту и общественных местах. | Беседа «Один дома» | ||||||
Рассматривание пособия «Правила поведения на улице города» | ||||||||
Чтение «Кошкин дом» | ||||||||
Д/игра «Собери светофор» | ||||||||
Н/игра « Улицы нашего города» | ||||||||
Формировать умение обращать внимание на играющего рядом товарища, понимать его состояние. | С/р игра «Строители» | |||||||
Режиссёрская игра «Зоопарк» | ||||||||
Дидактическая игра «Собери картинку» | ||||||||
Приучать не отнимать игрушки, делиться ими, уметь подождать. | С/р игра «Автобус» | |||||||
Настольная игра «Теремок» | ||||||||
Беседа «Мы ребята дружные» | ||||||||
Формировать умения бережно относиться ко всему живому. | Трудовые поручения по уходу за растениями | |||||||
Д/игра «Кто, что ест?» | ||||||||
Беседа о заботливом отношении ко всему живому | ||||||||
Наблюдения за растениями | ||||||||
Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания: формировать простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности. | Д/игра «Искупаем куклу Катю» | |||||||
Чтение К.И.Чуковского «Мойдодыр» | ||||||||
Д/упражнения «Накроем стол к обеду» | ||||||||
Рассматривание картинок «Последовательности (одевания на прогулку, мытья рук)» | ||||||||
Воспитывать дружеские взаимоотношения с детьми; воспитывать привычку сообща играть, трудиться, заниматься. | С/ролевая игра «Семья» | |||||||
Трудовые поручения по уходу за растениями | ||||||||
Беседа «Как мы гуляли» | ||||||||
Трудовые поручения по сервировке стола | ||||||||
Познавательное развитие | Формировать представления о о родине, родном крае, городе.
| Рассматривание альбома «Мой любимый город» | ||||||
Беседа по фотографиям о памятных местах в городе | ||||||||
Формировать представления о себе, своей семье, профессиях. | «Расскажи о своей семье, с кем ты живешь?» | |||||||
Д/и « Кем быть?» | ||||||||
Альбом «Профессии», д/игра «Кому, что нужно для работы» | ||||||||
Формировать представления о многообразии растений, животных, особенностях их внешнего вида, условий существования, поведения. | Н/игра «Во саду ли, в огороде» | |||||||
Д/игра «Лесная поляна» | ||||||||
Д/игра «Чей малыш» | ||||||||
Д/и «Кто в лесу живет?» | ||||||||
Учить устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями живой и неживой природы. | Д/и. «Когда это бывает?» | |||||||
Расскажи: « Какое небо, погода, солнце?» | ||||||||
Д/игра «Разложи по порядку» | ||||||||
Формировать знания основных геометрических форм, цветов, параметров величин. | Д/игры «Формы» | |||||||
Д/игры «Подбери по цвету» | ||||||||
Д/игра «Разложи по порядку» | ||||||||
Д/игра «Геометрическое лото» | ||||||||
Закреплять умения пользоваться простыми способами конструирования, самостоятельно создавать постройку по схеме и достраивать её | И/упр. «Подбери детали для постройки» | |||||||
И/упр. «Построй по схеме» | ||||||||
И/упр. «Измени постройку» | ||||||||
Формировать представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, признаках. | Д/и «Чудесный мешочек» | |||||||
Д/и «Что из чего сделано?» | ||||||||
Д/и «Для чего нужен предмет?» | ||||||||
Учить сравнивать 2 группы предметов, счет в пределах 5. | Д/и «Сосчитай предметы» | |||||||
Д/и «Сколько предметов?» | ||||||||
Формировать элементарные навыки ориентировки в пространстве, последовательность частей суток, дней недели, времён года. | И/упр. «Что где лежит» | |||||||
И/упр. «Где сидит воробей» | ||||||||
Д/и «Когда это бывает» | ||||||||
И/упр. «Дни недели | ||||||||
Д/и «Разложи по порядку» | ||||||||
Н/игра «Времена года» | ||||||||
Речевое развитие | Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей и деталей. | Д/игра «Рассмотри и назови» | ||||||
Продолжать учить употреблять наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. | Д/ игра «Скажи какой» | |||||||
Продолжать учить определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), | И/упр. «Где игрушка?» | |||||||
Учить употреблять существительные с обобщающими значениями (мебель, овощи, животные). | Д/игра. «Верно – неверно» | |||||||
Учить правильно произносить гласные и согласные звуки. Продолжать развивать артикуляционный аппарат. | И/упр. «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук» | |||||||
Продолжать работу над дикцией: учить четко произносить слова и словосочетания. | И/упр. «Найди ошибку» | |||||||
Продолжать учить согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги. | И/упр. «Где Малыш?» | |||||||
Совершенствовать диалогическую речь детей: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. | И/упр. «Попробуем яблоко» | |||||||
Развивать умение рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточных картинок | Д/игра «Найди, о чем расскажу» | |||||||
Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. | И/упр. «Поможем сказочным героям» | |||||||
Художественно – эстетическое развитие | Учить изображать предметы и явления с использованием различных материалов. | И/упр. «Рисуем пальцами, печатаем, рисуем пушистое. Волшебные полоски» | ||||||
Учить украшать силуэты игрушек элементами народной росписи. | И/упр. «Разноцветный сарафан» | |||||||
И/упр. «Дымковская лошадка» | ||||||||
Учить создавать образцы (в лепке) разных предметов, используя разные приёмы. | И/упр. «Вылепи такой же предмет» | |||||||
И/упр. «Слепим игрушку» | ||||||||
Учить пользоваться ножницами. | И/упр. «Вырежи предмет» | |||||||
Аккуратно наклеивает изображения предметов | И/упр. «Аппликация на память» | |||||||
Физическое развитие | Формировать умение в прыжках в длину с места. | И/упр. «Перепрыгни через ручей» | ||||||
И/упр. «С кочки на кочку» | ||||||||
Совершенствовать выполнение основных движений (бег) | П/игры «Мы веселые ребята» | |||||||
П/игры «Кот и мыши» | ||||||||
Формировать умение ходить, удерживая равновесие. | П/игры «Пройди не упади» | |||||||
П/игры «По мостику» | ||||||||
Закрепить умение ползать, пролезать, перелезать, лазать. | И/упр. «Пролезь не задень» | |||||||
И/упр. «Достань игрушку» | ||||||||
Формировать умение ловить мяч руками, многократно ударяя им об пол и ловить его. | И/упр. «Мой весёлый звонкий мяч» | |||||||
Закрепить умение в метании мяча. | И/упр. «Кто дальше» | |||||||
И/упр. «Попади в цель» |
Образовательная область | Задачи | Формы, методы | Результат (по итогам учебного года) |
«Социально-коммуникативное развитие» | |||
«Познавательное развитие» | |||
«Речевое развитие» | |||
«Художественно-эстетическое развитие» | |||
«Физическое развитие» |