Выступление на педсовете " Обучение без домашнего задания: за и против» (в начальной школе).

Решетникова Татьяна Петровна

Данная статья  включает  в себя материал о содержании, характере, функции и целесообразности домашнего  задания  в начальной школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_bez_domashnego_zadaniya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Выступление  на педсовете      «Обучение  без  домашнего  задания: за   и против»   (в начальной школе).  

                  Проблема домашнего задания на сегодняшний день остаётся весьма важной и актуальной буквально по всем школьным предметам.

Обратимся к понятию “домашнее задание” или “домашняя учебная работа”, которое имеет ряд определений:

     

1.     Домашнее задание - это часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе;  это индивидуальная форма учебной деятельности школьника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя, но по его поручению;  это комплекс упражнений, направленный на  закрепление  знаний, полученных на уроке, отработку специальных умений  и навыков. Это… можно продолжать  до  бесконечности…

    Домашние задания называют домашней учебной работой, поскольку оно, действительно, продолжает атмосферу урока, но уже в конкретных домашних условиях. В связи с тем, насколько успешно и эффективно прошёл урок, таким и будет его продолжение в домашнем задании.

2. а) Объем домашнего задания зависит от объема, формируемого знания и  должен составлять 1\3часть  от объема  выполненных  заданий  на уроке.

 б) Содержание, характер, функции домашнего задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего задания: Это: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятельная работа учеников на уроке, непосредственно связанная с содержанием домашнего задания. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке в школе ученик полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом. Задание на дом преимущественно выполняет функцию повторения или закрепления, нередки задания, направленные на представление нового знания в творческом варианте.

в) Структура урока может оставаться прежней, а задания должны носить творческий характер. Хотя, осознавая специфику начальной школы, становится ясным, что по основным предметам это невозможно, т.к., именно,  в начальных классах закладываются основы дальнейшей познавательной деятельности учеников.

Целесообразность  домашнего  задания.

Домашнее  задание  имеет большое воспитательное значение: при правильной организации его выполнения у учащихся вырабатываются навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям.

Само содержание домашнего задания направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Домашнее задание должно учить ребенка рассуждать, разговаривать, советоваться с самим собой, без наличия оппонента и учителя, взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом.

 

3. Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.

Домашнее задание выполняет различные функции.

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

Вторая функция домашнего задания - это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

Третья функция домашнего задания - развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

         Степень самостоятельности и заинтересованности учащихся зависит от внутренней установки каждого из них. Однако, эта позиция формируется именно в начальной школе. Невозможно совсем отказаться от домашнего задания, дабы предотвратить безответственное отношение школьников к своему образованию.

Любой учитель, по моему мнению, должен стремиться к тому, чтобы его воспитанники умели, а главное, хотели и самостоятельно выполняли домашнее задание. Для этого необходимо знать приемы подбора заданий и упражнений, интересных детям, развивающих их ум и смекалку, приучающих к самостоятельной работе.

 1. Прием «Задание массивом»

Любой из трех уровней домашнего задания учитель может задавать массивом, т.е. предлагает большое количество упражнений, вопросов, задач, из которых ученик может выполнить столько, сколько посчитает нужным, или не менее определенного количества. Например, учитель дает десять задач (или, скажем стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания

   Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам в условиях нашей школы, особенно в подростковом возрасте. А учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.

Из массива заданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться». Таким образом, он сам отслеживает уровень своей компетентности.

Преимущества задания массивом: 1) происходит самосогласование ребенка и уровня задач, которые он решает, он учится с первого взгляда оценивать сложность задачи;

2) дети решают разные задачи, у них появляется дополнительная возможность обменяться решениями;

3) выбирая свои задачи, ученик читает остальные, его учебный кругозор становится шире, он знает гораздо больше задач, чем ему предлагают.

2. Прием «Творческое домашнее задание».

Если учитель регулярно пользуется этим приемом, то за несколько лет работы у него накапливаются бесценные пособия. Сейчас можно купить книжки с готовыми кроссвордами на многие учебные темы. Но ребятам интереснее работать с тем материалом, который сделан их же сверстниками. И самим авторам-ученикам будет приятнее сочинять, составлять эти работы, если они станут использоваться в живом деле

 Учителя нач. классов используют  эти  приемы  в своих  классах, когда вместо обычного задания по окружающему миру, литературному  чтению  на дом бывает предложено либо сочинить стишок про природу, зверей и т.д., либо нарисовать картину на изучаемую тему, либо с помощью родителей составить кроссворд и т.д. Результат – это и стихи, и рисунки, и кроссворды, причем от каждого ребенка по несколько видов работ.

3. Прием «Необычная обычность»

Творческий характер самого домашнего задания – это понятно. Но даже подача домашнего задания может быть делом нескучным. Привнесите в него такую тайну, загадку… Конечно, не каждый раз. И, конечно, загадку посильную

 Например: придумать сказку на одно из правил русского языка.

Итак, на основе проведенных методик, я  думаю, что правильный подбор методов домашнего задания влияет и на желание детей учиться. Занимаясь по отобранным нами методикам, дети с удовольствием и желанием выполняют домашнюю работу, учась и познавая новое.

   Практические наблюдения показывают, что самостоятельное творчество может развивать их способности. В связи с этим, важное внимание уделяется деятельно-практической направленности школьников, развивающей их творческий потенциал, проявляющийся в такой форме работы как домашнее задание.

   Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек. Ученики, выполняя творческое домашнее задание, разрабатывают дидактические материалы

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации при выполнении домашних заданий у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

      Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика.

4. Безусловно, домашнее задание – это традиция. Но традиция, требующая инноваций.  Данный процесс слишком стандартизирован. Необходим поиск более усовершенствованных форм. Пока этот процесс находится в разработке, но есть предпосылки к переменам. Новый ФГОС и учебники, написанные в соответствии с его требованиями ведут к качественным изменениям.