Открытый урок. Урок-путешествие. Повторение и обобщение по теме "Падежные окончания имен существительных в ед. числе" 4 класс
Данный урок влючает в себя задания и игровые упражнения на повторение склонений и правописание безударных падежныхокончаний имен существительных трех склонений, на развитие орфографической зоркости, речи, памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Падежные окончания имен существительных в ед. числе | 72 КБ |
Падежные окончания имен существительных в ед. числе | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия №20»
Урок – путешествие
Повторение и обобщение
по теме : «Падежные окончания имен существительных в единственном числе» ( 4 класс)
УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ
Учитель
начальных классов:
Решетникова Т. П.
Саранск
Слайд 1.
Тема «Падежные окончания имен существительных в ед. числе.(Обобщение)»
II. Слайд 2. Задачи:
Образовательные
- повторить типы склонений и правописание безударных падежных окончаний имён существительных,
- совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений,
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание, речь, смекалку, познавательную активность
- воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения.
- упражнять уч-ся в умении различать главные члены предложения и словосочетания;
- в разборе предложений по членам и частям речи, в письме под диктовку и по памяти, в развитии устной и письменной речи;
Воспитательные:
воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к окружающему миру, воспитывать чувство ответственности за коллектив, уважение друг к другу.
III Слайд. Оборудование: опорные схемы, картинки, слайдовая презентация.
Ход урока:
IV слайд.. Организационный момент:
1) - Прозвенел звонок – дружок, начинает урок.
- Все ль на месте……
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем знания добывать.
Чтоб с успехом применять!
2) Приветствие гостей.
- Ребята, поприветствуем наших гостей, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.
- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (Интересным, увлекательным, познавательным, веселым, разнообразным.)
- Вспомним, чему мы учились на прощлом уроке, по какой стране мы путешествовали?
- Так, слова какой части речи мы чаще всего употребляем?
Слайд 5.
- Отгадайте загадку:
«Давно живу я в мире этом,
Даю названье всем предметам…
(По стране «Имя существительное»)
- Сегодня мы продолжим путешествие по этой замечательной стране, где будем упражняться в определении рода, числа, склонений и падежей, в правописании падежных окончаний имен существительных, в письме под диктовку, в разборе предложений по членам и частям речи, в составлении предложений и т. д.
II. Актуализация знаний.
-Давайте вспомним, что необходимо взять в дорогу? (Багаж знаний, маршрутный лист, внимание, трудолюбие, активность и, конечно же, настроение!)
-Готовы в дорогу?
-Посмотрите маршрут нашего путешествия, на каких станциях нам предстоит сделать остановки.
Слайд. 6
«Вспоминай-ка»
«Чистописание»
«Словознай-ка»
«Проверяй – ка »
«Падежная»
«Знай-ка»
«Поиграй-ка»
«Составляй-ка»
-И так, отправляемся в путешествие.
Слайд 7
- А сейчас первая остановка «Вспоминай-ка»
-Расскажите все, что вы знаете об имени существительном.
- На каком виде транспорта можно отправиться?
Слайд 8. Станция «Словознай-ка»
Транспорт : автомобиль, автобус, троллейбус, самолет, машина, метро, пароход, газель, поезд.
-Запишите слова в П.п.
- С какими трудностями встретились при написании слов?(падежные окончания)
Слайд 9. Следующая остановка «Чистописание»
-Буквы, которые будем сейчас писать, являются орфограммой в следующих словах: синица, беседа, Родина, лагерь, инженер, библиотека, сирень, сестра, пальто, печь, цирк, шишка, билет, огонь, свиристель, шинель, сидеть, рисунок, –
- это буквы - И-, -Е-
-Анализ буквы.
- В каких частях слова эти буквы являются орфограммами?
III) – Что вы можете сказать про данные слова? Что их объединяет?
Слайд 10.
Следующая остановка «Словознай-ка» (словарно – орфографическая работа.)
Возвращаемся к нашим словам:
-Работа по группам:
-Распределите слова на группы в соответствии со склонением, найдите лишнее слово.
1 –й ряд – записать слова 1 склонения в Р.п.
2-й ряд - записать слова 2 склонения в П.п
3 ряд - записать слова 3 склонения в Д.п
Слайд 11.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п. П.п. Д.п.
у синицы об инженере к сирени
от Родины в цирке к печи
для библиотеки на билете к свиристели
без сестры об огне по шинели
на рисунке-
-Выделите в них окончания и покажите, где возможно, что они ударные
- С какими трудностями встретились при написании слов? (падежные окончания)
-Запишите еще словарные слова на букву -И -«Кто больше…..» (инженер, искусство, иней)
-Вспомните и объясните написание безударных падежных окончаний имен существительных.
-И так, ребята, назовите тему нашего урока
Слайд 12. «Падежные окончания имен существительных в ед. числе»
Слайд 13.
- Как же проверить безударные окончания имен существительных?
- Давайте восстановим порядок орфографических действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных
- 1) Определяю склонение
- 2) Определяю падеж
- 3) По соотношению склонения и падежа определяю окончание
- Какие падежи могут вызвать у нас проблему?
- Использую для проверки (подставляю сущ. с ударными окончаниями:
- Давайте запомним стих:
- В 1-м склонении помню даже во сне, что в Пред. и Дат. пишется –Е-. (выучить стих).
- Использую для проверки (подставляю сущ. с ударными окончаниями:
- 1 склон. 2 склон. 3 склон.
- Рука – руки руке конь - о коне степь
- Сестра – сестры о сестре двор – о дворе степи
Вывод: Проверочным для безударного окончания имени существительного будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием.
Cлайд14.
Физминутка
- Сущ. - Р.п. –приседаем: у дороги , около речки, в степи, на сирени
- Сущ -Д. п. – хлопаем: к школе, по алле, по крыше
- Сущ. П.п. - поднимаем вверх руки: на тропинке, о подруге, в тетради
Слайд 15.
IV) -Следующая остановка «Падежная»
- Игра «Угадай падеж». Сигнальные карточки.
- предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю.
- Мои вопросы кто? и что? ни с чем не спутает никто; (И.п)
Падеж — «работяга». Предлогам «перед», «под» и «над» в любой момент я буду рад; (Т.п)
-Кого же нет, чего же нет?
-Я очень беспокоюсь.
Отправлюсь я на поиск.
Прошу, друзья, скорее помогите!
И как зовут меня, скажите; (Р.п)
Мне без предлогов свет не мил, пусть будут «в», и «о», и «при»; (П.п)
Лишь только я могу сказать, с предлогами «к» и «по» порой дружу, но и один гулять хожу. (Д.
2) Решите орфографическую задачу, определите, какая гласная пропущена.
« Угадай –ка» (Дети показывают карточку с нужной буквой»)
- Как будем действовать, чтобы решить орфографическую задачу в окончании имен существительных
Жили в Саранск _, в Ярославл_, в Москв_, в Астрахан_
Читали о ландыш_, о стран_, о рыс_, об ослик_
Шел по алле_, по дорожк_, по площад_
Слайд 16
3.-Запишите словосочетания, изменяя окончания существительных. (Работа с комментированием), укажите падеж и склонение.
- Запишите под диктовку словосочетания, выделите окончания, укажите склонение и падеж.
(Письмо с комментированием, работа у доски)
Добежали до (деревня, речка, изгородь)
Подошли к (сторожка, школа, ель) к сторожке (1скл.)
Спал на (диван, кровать, кроватке)
Заступился за (брат), узнал у (брат)
Отплыл от (дельфин), рассказал про (дельфин)
Слайд 17.
- Как определить падеж одушевлённых сущ. муж. рода? (Р.п. или В.п.
-Выделите окончания, укажите склонение и падеж.
Слайд 18.
4) К данным именам существительным подберите имена существительные – синонимы:
По шоссе - по ___________________
Об Отчизне - о ____________________
От ярости - от _______________________
Из алфавита - из _______________________
К коню - к ____________________________
V) Слайд 19.
Станция «Составляй –ка»
1.- Найди пару, вставь окончание у имён существительных, определи падеж и склонение:
Азбука – к мудрост . ( ) потех . ( ) час
Своя земля ( тен..) боится
Делу время, ступенька
Трус своей и в горст . ( ) мила
Слайд 20.
2.- Составьте пословицы и выполните синтаксический разбор предложений.
1 вариант. Вьюги, полетели, февраль, под, метели, да
(Вьюги да метели под февраль полетели)
2 вариант. Февраль , лютый, спрашивает: месяц, обутый, как?
(Февраль – месяц лютый, спрашивает: как обутый?)
Слайд 20.
- Используя данные словосочетания, составьте текст
Кормушка
Сильные морозы, на старом тополе, к веточке прикрепили
Узнали по ярко-красной грудке, рады прилету.
. VI) Слайд 22.
Станция «Запоминай-ка»
И стоит б…реза
В сонной т…шине,
И г…рят сн…жинки
В з..л…том …гне.
(С. Есенин)
-Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы, подчеркни им. сущ., укажи их род.
-Разберите по составу слова
1-в. 2-в.
Тишина снежинка
Слайд 23.
VI. Прочитайте пословицы. Запишите пропущенные слова.
________ как сажа бела
Всех _______ не переделаешь.
По твоим ________о тебе судят.
Жизнь дана на добрые__________
Языком не спеши, а ____________ не смеши.
Умен на словах, да глуп на _________
-Это разные формы одного и того же слова?
-Поставьте слова в нужный падеж.
- На следующем уроке будем учиться склонять им. сущ во мн. Числе.
Слайд 24
VIII. Рефлексия.
- Я узнал на уроке …. Я НАУЧИЛСЯ
- Я работал с …настроением.
- Я… (доволен, недоволен) собой.
Я порадовался за кого-нибудь
- Я испытывал затруднения, когда…
IX.Дом. задание:
Повторить сл./ слова, правила с. 23 -36
упр. 7 с. 93
Слайд 24
СПАСИБО ЗА УРОК!
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия №20»
Урок – путешествие
Повторение и обобщение
по теме : «Падежные окончания имен существительных в единственном числе» ( 4 класс)
УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ
Учитель
начальных классов:
Решетникова Т. П.
Саранск
Слайд 1.
Тема «Падежные окончания имен существительных в ед. числе.(Обобщение)»
II. Слайд 2. Задачи:
Образовательные
- повторить типы склонений и правописание безударных падежных окончаний имён существительных,
- совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений,
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание, речь, смекалку, познавательную активность
- воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения.
- упражнять уч-ся в умении различать главные члены предложения и словосочетания;
- в разборе предложений по членам и частям речи, в письме под диктовку и по памяти, в развитии устной и письменной речи;
Воспитательные:
воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к окружающему миру, воспитывать чувство ответственности за коллектив, уважение друг к другу.
III Слайд. Оборудование: опорные схемы, картинки, слайдовая презентация.
Ход урока:
IV слайд.. Организационный момент:
1) - Прозвенел звонок – дружок, начинает урок.
- Все ль на месте……
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем знания добывать.
Чтоб с успехом применять!
2) Приветствие гостей.
- Ребята, поприветствуем наших гостей, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.
- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (Интересным, увлекательным, познавательным, веселым, разнообразным.)
- Вспомним, чему мы учились на прощлом уроке, по какой стране мы путешествовали?
- Так, слова какой части речи мы чаще всего употребляем?
Слайд 5.
- Отгадайте загадку:
«Давно живу я в мире этом,
Даю названье всем предметам…
(По стране «Имя существительное»)
- Сегодня мы продолжим путешествие по этой замечательной стране, где будем упражняться в определении рода, числа, склонений и падежей, в правописании падежных окончаний имен существительных, в письме под диктовку, в разборе предложений по членам и частям речи, в составлении предложений и т. д.
II. Актуализация знаний.
-Давайте вспомним, что необходимо взять в дорогу? (Багаж знаний, маршрутный лист, внимание, трудолюбие, активность и, конечно же, настроение!)
-Готовы в дорогу?
-Посмотрите маршрут нашего путешествия, на каких станциях нам предстоит сделать остановки.
Слайд. 6
«Вспоминай-ка»
«Чистописание»
«Словознай-ка»
«Проверяй – ка »
«Падежная»
«Знай-ка»
«Поиграй-ка»
«Составляй-ка»
-И так, отправляемся в путешествие.
Слайд 7
- А сейчас первая остановка «Вспоминай-ка»
-Расскажите все, что вы знаете об имени существительном.
- На каком виде транспорта можно отправиться?
Слайд 8. Станция «Словознай-ка»
Транспорт : автомобиль, автобус, троллейбус, самолет, машина, метро, пароход, газель, поезд.
-Запишите слова в П.п.
- С какими трудностями встретились при написании слов?(падежные окончания)
Слайд 9. Следующая остановка «Чистописание»
-Буквы, которые будем сейчас писать, являются орфограммой в следующих словах: синица, беседа, Родина, лагерь, инженер, библиотека, сирень, сестра, пальто, печь, цирк, шишка, билет, огонь, свиристель, шинель, сидеть, рисунок, –
- это буквы - И-, -Е-
-Анализ буквы.
- В каких частях слова эти буквы являются орфограммами?
III) – Что вы можете сказать про данные слова? Что их объединяет?
Слайд 10.
Следующая остановка «Словознай-ка» (словарно – орфографическая работа.)
Возвращаемся к нашим словам:
-Работа по группам:
-Распределите слова на группы в соответствии со склонением, найдите лишнее слово.
1 –й ряд – записать слова 1 склонения в Р.п.
2-й ряд - записать слова 2 склонения в П.п
3 ряд - записать слова 3 склонения в Д.п
Слайд 11.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п. П.п. Д.п.
у синицы об инженере к сирени
от Родины в цирке к печи
для библиотеки на билете к свиристели
без сестры об огне по шинели
на рисунке-
-Выделите в них окончания и покажите, где возможно, что они ударные
- С какими трудностями встретились при написании слов? (падежные окончания)
-Запишите еще словарные слова на букву -И -«Кто больше…..» (инженер, искусство, иней)
-Вспомните и объясните написание безударных падежных окончаний имен существительных.
-И так, ребята, назовите тему нашего урока
Слайд 12. «Падежные окончания имен существительных в ед. числе»
Слайд 13.
- Как же проверить безударные окончания имен существительных?
- Давайте восстановим порядок орфографических действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных
- 1) Определяю склонение
- 2) Определяю падеж
- 3) По соотношению склонения и падежа определяю окончание
- Какие падежи могут вызвать у нас проблему?
- Использую для проверки (подставляю сущ. с ударными окончаниями:
- Давайте запомним стих:
- В 1-м склонении помню даже во сне, что в Пред. и Дат. пишется –Е-. (выучить стих).
- Использую для проверки (подставляю сущ. с ударными окончаниями:
- 1 склон. 2 склон. 3 склон.
- Рука – руки руке конь - о коне степь
- Сестра – сестры о сестре двор – о дворе степи
Вывод: Проверочным для безударного окончания имени существительного будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием.
Cлайд14.
Физминутка
- Сущ. - Р.п. –приседаем: у дороги , около речки, в степи, на сирени
- Сущ -Д. п. – хлопаем: к школе, по алле, по крыше
- Сущ. П.п. - поднимаем вверх руки: на тропинке, о подруге, в тетради
Слайд 15.
IV) -Следующая остановка «Падежная»
- Игра «Угадай падеж». Сигнальные карточки.
- предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю.
- Мои вопросы кто? и что? ни с чем не спутает никто; (И.п)
Падеж — «работяга». Предлогам «перед», «под» и «над» в любой момент я буду рад; (Т.п)
-Кого же нет, чего же нет?
-Я очень беспокоюсь.
Отправлюсь я на поиск.
Прошу, друзья, скорее помогите!
И как зовут меня, скажите; (Р.п)
Мне без предлогов свет не мил, пусть будут «в», и «о», и «при»; (П.п)
Лишь только я могу сказать, с предлогами «к» и «по» порой дружу, но и один гулять хожу. (Д.
2) Решите орфографическую задачу, определите, какая гласная пропущена.
« Угадай –ка» (Дети показывают карточку с нужной буквой»)
- Как будем действовать, чтобы решить орфографическую задачу в окончании имен существительных
Жили в Саранск _, в Ярославл_, в Москв_, в Астрахан_
Читали о ландыш_, о стран_, о рыс_, об ослик_
Шел по алле_, по дорожк_, по площад_
Слайд 16
3.-Запишите словосочетания, изменяя окончания существительных. (Работа с комментированием), укажите падеж и склонение.
- Запишите под диктовку словосочетания, выделите окончания, укажите склонение и падеж.
(Письмо с комментированием, работа у доски)
Добежали до (деревня, речка, изгородь)
Подошли к (сторожка, школа, ель) к сторожке (1скл.)
Спал на (диван, кровать, кроватке)
Заступился за (брат), узнал у (брат)
Отплыл от (дельфин), рассказал про (дельфин)
Слайд 17.
- Как определить падеж одушевлённых сущ. муж. рода? (Р.п. или В.п.
-Выделите окончания, укажите склонение и падеж.
Слайд 18.
4) К данным именам существительным подберите имена существительные – синонимы:
По шоссе - по ___________________
Об Отчизне - о ____________________
От ярости - от _______________________
Из алфавита - из _______________________
К коню - к ____________________________
V) Слайд 19.
Станция «Составляй –ка»
1.- Найди пару, вставь окончание у имён существительных, определи падеж и склонение:
Азбука – к мудрост . ( ) потех . ( ) час
Своя земля ( тен..) боится
Делу время, ступенька
Трус своей и в горст . ( ) мила
Слайд 20.
2.- Составьте пословицы и выполните синтаксический разбор предложений.
1 вариант. Вьюги, полетели, февраль, под, метели, да
(Вьюги да метели под февраль полетели)
2 вариант. Февраль , лютый, спрашивает: месяц, обутый, как?
(Февраль – месяц лютый, спрашивает: как обутый?)
Слайд 20.
- Используя данные словосочетания, составьте текст
Кормушка
Сильные морозы, на старом тополе, к веточке прикрепили
Узнали по ярко-красной грудке, рады прилету.
. VI) Слайд 22.
Станция «Запоминай-ка»
И стоит б…реза
В сонной т…шине,
И г…рят сн…жинки
В з..л…том …гне.
(С. Есенин)
-Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы, подчеркни им. сущ., укажи их род.
-Разберите по составу слова
1-в. 2-в.
Тишина снежинка
Слайд 23.
VI. Прочитайте пословицы. Запишите пропущенные слова.
________ как сажа бела
Всех _______ не переделаешь.
По твоим ________о тебе судят.
Жизнь дана на добрые__________
Языком не спеши, а ____________ не смеши.
Умен на словах, да глуп на _________
-Это разные формы одного и того же слова?
-Поставьте слова в нужный падеж.
- На следующем уроке будем учиться склонять им. сущ во мн. Числе.
Слайд 24
VIII. Рефлексия.
- Я узнал на уроке …. Я НАУЧИЛСЯ
- Я работал с …настроением.
- Я… (доволен, недоволен) собой.
Я порадовался за кого-нибудь
- Я испытывал затруднения, когда…
IX.Дом. задание:
Повторить сл./ слова, правила с. 23 -36
упр. 7 с. 93
Слайд 24
СПАСИБО ЗА УРОК!