Открытый урок. Урок-путешествие. Повторение и обобщение по теме "Падежные окончания имен существительных в ед. числе" 4 класс

Решетникова Татьяна Петровна

Данный урок влючает в себя задания и игровые упражнения на повторение  склонений и правописание безударных падежныхокончаний имен существительных трех склонений, на развитие орфографической зоркости, речи, памяти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия №20»

Урок – путешествие

Повторение  и  обобщение

 по теме : «Падежные  окончания  имен существительных в  единственном  числе»  ( 4 класс)

УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ

                                                           

                                                         

                                                      Учитель

                                                                               начальных классов:

                                                                       Решетникова Т. П.

                                                                   

                                                     Саранск

    Слайд 1.                        

Тема «Падежные  окончания  имен существительных в ед. числе.(Обобщение)»

   II. Слайд 2. Задачи:     

 Образовательные

- повторить  типы склонений и правописание безударных падежных окончаний имён существительных,
- совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений,
 

Развивающие:
- развивать  орфографическую зоркость
,  мышление, внимание, речь, смекалку, познавательную активность
- воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения.

- упражнять  уч-ся  в умении  различать  главные  члены  предложения  и  словосочетания;

 - в разборе  предложений  по членам  и частям  речи, в письме под  диктовку и по памяти, в развитии  устной  и письменной  речи;

Воспитательные:

  воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к  окружающему   миру, воспитывать  чувство  ответственности  за  коллектив, уважение  друг к  другу.

III Слайд. Оборудование:  опорные  схемы, картинки,  слайдовая  презентация.

                                         Ход урока:

IV слайд.. Организационный момент:

1) - Прозвенел звонок – дружок, начинает урок.

   - Все ль  на месте……

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем знания добывать.
Чтоб с успехом  применять!

2) Приветствие гостей.

- Ребята, поприветствуем наших гостей, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.

- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (Интересным, увлекательным, познавательным, веселым,  разнообразным.)

  - Вспомним, чему  мы учились на прощлом  уроке, по какой стране мы путешествовали?

-  Так,  слова какой части речи мы чаще всего употребляем?

Слайд 5. 

- Отгадайте  загадку:

«Давно живу я в мире этом,

Даю названье всем предметам…

  (По стране   «Имя  существительное»)

- Сегодня  мы продолжим   путешествие  по  этой  замечательной  стране, где будем  упражняться  в определении рода, числа, склонений и падежей,  в правописании падежных окончаний имен существительных, в письме под  диктовку, в разборе предложений  по членам и частям  речи, в составлении предложений и т. д.

 II. Актуализация знаний.

   -Давайте вспомним, что необходимо взять в дорогу? (Багаж знаний,  маршрутный лист, внимание, трудолюбие, активность и, конечно же, настроение!) 

-Готовы  в  дорогу?

-Посмотрите  маршрут  нашего  путешествия, на каких станциях нам предстоит  сделать  остановки.

Слайд. 6

 «Вспоминай-ка»

«Чистописание»

«Словознай-ка»

«Проверяй – ка »

«Падежная»

«Знай-ка»

«Поиграй-ка»

«Составляй-ка»

          -И так,  отправляемся  в  путешествие.

Слайд 7

- А сейчас первая остановка «Вспоминай-ка»

-Расскажите  все, что вы  знаете  об  имени  существительном.

      - На каком виде  транспорта  можно  отправиться?

Слайд  8.  Станция «Словознай-ка»

Транспорт : автомобиль, автобус, троллейбус, самолет, машина, метро, пароход, газель, поезд.

-Запишите  слова  в П.п.

- С какими  трудностями  встретились  при написании слов?(падежные  окончания)

  Слайд 9. Следующая  остановка «Чистописание»   

-Буквы, которые  будем сейчас  писать, являются  орфограммой в следующих словах: синица, беседа, Родина, лагерь, инженер, библиотека, сирень, сестра, пальто, печь, цирк, шишка, билет, огонь, свиристель, шинель, сидеть, рисунок,  –

- это  буквы  - И-, -Е- 

-Анализ  буквы.

- В каких частях слова  эти  буквы  являются   орфограммами?

III) – Что вы  можете  сказать про  данные слова? Что  их  объединяет?

Слайд 10. 

Следующая  остановка «Словознай-ка»   (словарно – орфографическая  работа.)

Возвращаемся   к нашим  словам:

          -Работа по  группам: 

-Распределите   слова на группы  в соответствии со склонением, найдите  лишнее  слово.

1 –й  ряд – записать слова  1 склонения в Р.п.

2-й ряд -  записать слова  2  склонения в П.п 

3 ряд - записать слова  3 склонения в Д.п 

Слайд 11.

           1 скл.                  2 скл.                            3 скл.

        Р.п.                           П.п.                        Д.п.

  у  синицы                   об   инженере            к сирени

от Родины                   в цирке                    к  печи

  для библиотеки          на  билете                к свиристели  

 без сестры                   об огне                      по шинели

                                     на рисунке-

-Выделите в них окончания и покажите, где возможно, что они ударные

- С какими  трудностями  встретились  при написании слов? (падежные  окончания)

-Запишите  еще словарные слова на    букву -И -«Кто  больше…..» (инженер, искусство, иней)

 -Вспомните и объясните написание  безударных падежных  окончаний   имен существительных.

 -И так, ребята,  назовите тему нашего  урока

Слайд 12.   «Падежные  окончания  имен существительных в ед. числе»

Слайд 13.

  • Как же проверить безударные окончания  имен       существительных?
  • Давайте восстановим порядок орфографических действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных
  • 1) Определяю склонение
  • 2) Определяю падеж
  • 3) По соотношению склонения и падежа определяю окончание
  • Какие   падежи могут вызвать  у нас проблему?
  •   Использую для проверки (подставляю сущ. с ударными  окончаниями:
  • Давайте  запомним  стих:
  •  В 1-м склонении помню даже во сне, что  в Пред. и Дат. пишется –Е-. (выучить стих).
  •  Использую для проверки (подставляю сущ. с ударными  окончаниями:
  •       1 склон.                                2 склон.             3 склон.                                  
  •  Рука – руки    руке                    конь  -  о коне    степь                                
  • Сестра – сестры о сестре      двор – о дворе     степи
  •                                     

 Вывод: Проверочным для безударного окончания имени существительного будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием. 

Cлайд14.

 Физминутка

- Сущ.   - Р.п.  –приседаем:  у  дороги , около  речки,  в степи,  на сирени

- Сущ  -Д. п.  – хлопаем:   к школе,  по  алле,  по крыше

     - Сущ. П.п. -  поднимаем  вверх руки: на тропинке,  о  подруге, в тетради

Слайд 15.

IV) -Следующая  остановка «Падежная»  

  1. Игра  «Угадай падеж». Сигнальные карточки.
  2. предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю.
  3. Мои вопросы кто? и что? ни с чем не спутает никто; (И.п)

 Падеж — «работяга».  Предлогам «перед»,  «под»  и «над»  в любой момент я буду рад; (Т.п)

-Кого же нет, чего же нет?

-Я очень беспокоюсь.

Отправлюсь я на поиск.

Прошу, друзья, скорее помогите!

И как зовут меня, скажите; (Р.п)

Мне без предлогов свет не мил, пусть будут «в», и «о», и «при»; (П.п)

Лишь только я могу сказать, с предлогами «к» и «по» порой дружу, но и один гулять хожу. (Д.

   2) Решите орфографическую задачу, определите, какая гласная пропущена.

 « Угадай –ка»  (Дети  показывают  карточку с нужной  буквой»)

- Как  будем действовать, чтобы  решить орфографическую задачу в окончании   имен существительных

Жили  в Саранск _, в Ярославл_, в Москв_, в Астрахан_

 Читали  о ландыш_, о стран_, о рыс_, об ослик_

 Шел по алле_, по  дорожк_, по  площад_

Слайд 16

      3.-Запишите  словосочетания, изменяя  окончания  существительных. (Работа  с  комментированием),   укажите  падеж и склонение.

- Запишите под диктовку словосочетания, выделите  окончания, укажите  склонение  и падеж.

     (Письмо с  комментированием, работа  у  доски)

Добежали  до  (деревня, речка, изгородь)

Подошли к  (сторожка, школа, ель) к сторожке (1скл.)

Спал на  (диван, кровать, кроватке)

Заступился  за  (брат), узнал у (брат)    

Отплыл от  (дельфин), рассказал про (дельфин)

Слайд 17.

- Как   определить  падеж  одушевлённых  сущ. муж. рода? (Р.п. или В.п.

   -Выделите  окончания, укажите   склонение  и падеж.

Слайд 18.

   4) К данным именам  существительным  подберите  имена существительные – синонимы:

 По  шоссе -  по   ___________________

Об Отчизне -  о   ____________________

От  ярости  -  от   _______________________

Из алфавита  -  из  _______________________

К  коню -     к  ____________________________

 V) Слайд 19. 

 Станция  «Составляй –ка»

1.- Найди пару, вставь окончание у имён существительных, определи падеж и склонение:

Азбука – к  мудрост . ( )         потех . ( ) час

Своя земля                             ( тен..) боится

Делу время,                             ступенька

Трус своей                               и в горст . ( ) мила

Слайд 20.

2.- Составьте  пословицы и выполните  синтаксический разбор   предложений.

  1 вариант. Вьюги,  полетели,  февраль, под, метели, да

(Вьюги  да метели под февраль полетели)

2 вариант. Февраль , лютый,  спрашивает: месяц,  обутый, как?

(Февраль – месяц  лютый,  спрашивает: как  обутый?)

 Слайд  20. 

- Используя  данные словосочетания, составьте   текст

                            Кормушка

Сильные морозы, на старом  тополе, к  веточке прикрепили

Узнали по  ярко-красной  грудке, рады прилету.

.   VI)  Слайд 22.

  Станция  «Запоминай-ка»

   И стоит б…реза

    В сонной т…шине,

   И г…рят сн…жинки

   В з..л…том …гне.

                  (С. Есенин)

-Вставь пропущенные  буквы, обозначь орфограммы, подчеркни им. сущ., укажи их род.

-Разберите по составу слова

1-в.                      2-в.

Тишина            снежинка 

Слайд 23.

VI.  Прочитайте  пословицы. Запишите  пропущенные слова.

________ как сажа  бела

 Всех _______   не переделаешь.

По твоим  ________о тебе  судят.

Жизнь  дана  на  добрые__________

Языком  не  спеши, а  ____________ не  смеши.

Умен  на  словах, да  глуп  на _________

 -Это разные формы  одного  и  того  же слова?  

-Поставьте слова  в нужный падеж.

- На следующем уроке  будем учиться  склонять им. сущ  во мн. Числе.

 Слайд 24

VIII. Рефлексия.

- Я узнал на уроке …. Я НАУЧИЛСЯ

- Я работал с …настроением.

- Я… (доволен, недоволен) собой.

Я порадовался за кого-нибудь

- Я испытывал затруднения, когда…

IX.Дом. задание:

Повторить  сл./ слова,  правила с. 23 -36

 упр. 7 с. 93

 Слайд 24

СПАСИБО ЗА УРОК!



Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия №20»

Урок – путешествие

Повторение  и  обобщение

 по теме : «Падежные  окончания  имен существительных в  единственном  числе»  ( 4 класс)

УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ

                                                           

                                                         

                                                      Учитель

                                                                               начальных классов:

                                                                       Решетникова Т. П.

                                                                   

                                                     Саранск

    Слайд 1.                        

Тема «Падежные  окончания  имен существительных в ед. числе.(Обобщение)»

   II. Слайд 2. Задачи:     

 Образовательные

- повторить  типы склонений и правописание безударных падежных окончаний имён существительных,
- совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений,
 

Развивающие:
- развивать  орфографическую зоркость
,  мышление, внимание, речь, смекалку, познавательную активность
- воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения.

- упражнять  уч-ся  в умении  различать  главные  члены  предложения  и  словосочетания;

 - в разборе  предложений  по членам  и частям  речи, в письме под  диктовку и по памяти, в развитии  устной  и письменной  речи;

Воспитательные:

  воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к  окружающему   миру, воспитывать  чувство  ответственности  за  коллектив, уважение  друг к  другу.

III Слайд. Оборудование:  опорные  схемы, картинки,  слайдовая  презентация.

                                         Ход урока:

IV слайд.. Организационный момент:

1) - Прозвенел звонок – дружок, начинает урок.

   - Все ль  на месте……

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем знания добывать.
Чтоб с успехом  применять!

2) Приветствие гостей.

- Ребята, поприветствуем наших гостей, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.

- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (Интересным, увлекательным, познавательным, веселым,  разнообразным.)

  - Вспомним, чему  мы учились на прощлом  уроке, по какой стране мы путешествовали?

-  Так,  слова какой части речи мы чаще всего употребляем?

Слайд 5. 

- Отгадайте  загадку:

«Давно живу я в мире этом,

Даю названье всем предметам…

  (По стране   «Имя  существительное»)

- Сегодня  мы продолжим   путешествие  по  этой  замечательной  стране, где будем  упражняться  в определении рода, числа, склонений и падежей,  в правописании падежных окончаний имен существительных, в письме под  диктовку, в разборе предложений  по членам и частям  речи, в составлении предложений и т. д.

 II. Актуализация знаний.

   -Давайте вспомним, что необходимо взять в дорогу? (Багаж знаний,  маршрутный лист, внимание, трудолюбие, активность и, конечно же, настроение!) 

-Готовы  в  дорогу?

-Посмотрите  маршрут  нашего  путешествия, на каких станциях нам предстоит  сделать  остановки.

Слайд. 6

 «Вспоминай-ка»

«Чистописание»

«Словознай-ка»

«Проверяй – ка »

«Падежная»

«Знай-ка»

«Поиграй-ка»

«Составляй-ка»

          -И так,  отправляемся  в  путешествие.

Слайд 7

- А сейчас первая остановка «Вспоминай-ка»

-Расскажите  все, что вы  знаете  об  имени  существительном.

      - На каком виде  транспорта  можно  отправиться?

Слайд  8.  Станция «Словознай-ка»

Транспорт : автомобиль, автобус, троллейбус, самолет, машина, метро, пароход, газель, поезд.

-Запишите  слова  в П.п.

- С какими  трудностями  встретились  при написании слов?(падежные  окончания)

  Слайд 9. Следующая  остановка «Чистописание»   

-Буквы, которые  будем сейчас  писать, являются  орфограммой в следующих словах: синица, беседа, Родина, лагерь, инженер, библиотека, сирень, сестра, пальто, печь, цирк, шишка, билет, огонь, свиристель, шинель, сидеть, рисунок,  –

- это  буквы  - И-, -Е- 

-Анализ  буквы.

- В каких частях слова  эти  буквы  являются   орфограммами?

III) – Что вы  можете  сказать про  данные слова? Что  их  объединяет?

Слайд 10. 

Следующая  остановка «Словознай-ка»   (словарно – орфографическая  работа.)

Возвращаемся   к нашим  словам:

          -Работа по  группам: 

-Распределите   слова на группы  в соответствии со склонением, найдите  лишнее  слово.

1 –й  ряд – записать слова  1 склонения в Р.п.

2-й ряд -  записать слова  2  склонения в П.п 

3 ряд - записать слова  3 склонения в Д.п 

Слайд 11.

           1 скл.                  2 скл.                            3 скл.

        Р.п.                           П.п.                        Д.п.

  у  синицы                   об   инженере            к сирени

от Родины                   в цирке                    к  печи

  для библиотеки          на  билете                к свиристели  

 без сестры                   об огне                      по шинели

                                     на рисунке-

-Выделите в них окончания и покажите, где возможно, что они ударные

- С какими  трудностями  встретились  при написании слов? (падежные  окончания)

-Запишите  еще словарные слова на    букву -И -«Кто  больше…..» (инженер, искусство, иней)

 -Вспомните и объясните написание  безударных падежных  окончаний   имен существительных.

 -И так, ребята,  назовите тему нашего  урока

Слайд 12.   «Падежные  окончания  имен существительных в ед. числе»

Слайд 13.

  • Как же проверить безударные окончания  имен       существительных?
  • Давайте восстановим порядок орфографических действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных
  • 1) Определяю склонение
  • 2) Определяю падеж
  • 3) По соотношению склонения и падежа определяю окончание
  • Какие   падежи могут вызвать  у нас проблему?
  •   Использую для проверки (подставляю сущ. с ударными  окончаниями:
  • Давайте  запомним  стих:
  •  В 1-м склонении помню даже во сне, что  в Пред. и Дат. пишется –Е-. (выучить стих).
  •  Использую для проверки (подставляю сущ. с ударными  окончаниями:
  •       1 склон.                                2 склон.             3 склон.                                  
  •  Рука – руки    руке                    конь  -  о коне    степь                                
  • Сестра – сестры о сестре      двор – о дворе     степи
  •                                     

 Вывод: Проверочным для безударного окончания имени существительного будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием. 

Cлайд14.

 Физминутка

- Сущ.   - Р.п.  –приседаем:  у  дороги , около  речки,  в степи,  на сирени

- Сущ  -Д. п.  – хлопаем:   к школе,  по  алле,  по крыше

     - Сущ. П.п. -  поднимаем  вверх руки: на тропинке,  о  подруге, в тетради

Слайд 15.

IV) -Следующая  остановка «Падежная»  

  1. Игра  «Угадай падеж». Сигнальные карточки.
  2. предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю.
  3. Мои вопросы кто? и что? ни с чем не спутает никто; (И.п)

 Падеж — «работяга».  Предлогам «перед»,  «под»  и «над»  в любой момент я буду рад; (Т.п)

-Кого же нет, чего же нет?

-Я очень беспокоюсь.

Отправлюсь я на поиск.

Прошу, друзья, скорее помогите!

И как зовут меня, скажите; (Р.п)

Мне без предлогов свет не мил, пусть будут «в», и «о», и «при»; (П.п)

Лишь только я могу сказать, с предлогами «к» и «по» порой дружу, но и один гулять хожу. (Д.

   2) Решите орфографическую задачу, определите, какая гласная пропущена.

 « Угадай –ка»  (Дети  показывают  карточку с нужной  буквой»)

- Как  будем действовать, чтобы  решить орфографическую задачу в окончании   имен существительных

Жили  в Саранск _, в Ярославл_, в Москв_, в Астрахан_

 Читали  о ландыш_, о стран_, о рыс_, об ослик_

 Шел по алле_, по  дорожк_, по  площад_

Слайд 16

      3.-Запишите  словосочетания, изменяя  окончания  существительных. (Работа  с  комментированием),   укажите  падеж и склонение.

- Запишите под диктовку словосочетания, выделите  окончания, укажите  склонение  и падеж.

     (Письмо с  комментированием, работа  у  доски)

Добежали  до  (деревня, речка, изгородь)

Подошли к  (сторожка, школа, ель) к сторожке (1скл.)

Спал на  (диван, кровать, кроватке)

Заступился  за  (брат), узнал у (брат)    

Отплыл от  (дельфин), рассказал про (дельфин)

Слайд 17.

- Как   определить  падеж  одушевлённых  сущ. муж. рода? (Р.п. или В.п.

   -Выделите  окончания, укажите   склонение  и падеж.

Слайд 18.

   4) К данным именам  существительным  подберите  имена существительные – синонимы:

 По  шоссе -  по   ___________________

Об Отчизне -  о   ____________________

От  ярости  -  от   _______________________

Из алфавита  -  из  _______________________

К  коню -     к  ____________________________

 V) Слайд 19. 

 Станция  «Составляй –ка»

1.- Найди пару, вставь окончание у имён существительных, определи падеж и склонение:

Азбука – к  мудрост . ( )         потех . ( ) час

Своя земля                             ( тен..) боится

Делу время,                             ступенька

Трус своей                               и в горст . ( ) мила

Слайд 20.

2.- Составьте  пословицы и выполните  синтаксический разбор   предложений.

  1 вариант. Вьюги,  полетели,  февраль, под, метели, да

(Вьюги  да метели под февраль полетели)

2 вариант. Февраль , лютый,  спрашивает: месяц,  обутый, как?

(Февраль – месяц  лютый,  спрашивает: как  обутый?)

 Слайд  20. 

- Используя  данные словосочетания, составьте   текст

                            Кормушка

Сильные морозы, на старом  тополе, к  веточке прикрепили

Узнали по  ярко-красной  грудке, рады прилету.

.   VI)  Слайд 22.

  Станция  «Запоминай-ка»

   И стоит б…реза

    В сонной т…шине,

   И г…рят сн…жинки

   В з..л…том …гне.

                  (С. Есенин)

-Вставь пропущенные  буквы, обозначь орфограммы, подчеркни им. сущ., укажи их род.

-Разберите по составу слова

1-в.                      2-в.

Тишина            снежинка 

Слайд 23.

VI.  Прочитайте  пословицы. Запишите  пропущенные слова.

________ как сажа  бела

 Всех _______   не переделаешь.

По твоим  ________о тебе  судят.

Жизнь  дана  на  добрые__________

Языком  не  спеши, а  ____________ не  смеши.

Умен  на  словах, да  глуп  на _________

 -Это разные формы  одного  и  того  же слова?  

-Поставьте слова  в нужный падеж.

- На следующем уроке  будем учиться  склонять им. сущ  во мн. Числе.

 Слайд 24

VIII. Рефлексия.

- Я узнал на уроке …. Я НАУЧИЛСЯ

- Я работал с …настроением.

- Я… (доволен, недоволен) собой.

Я порадовался за кого-нибудь

- Я испытывал затруднения, когда…

IX.Дом. задание:

Повторить  сл./ слова,  правила с. 23 -36

 упр. 7 с. 93

 Слайд 24

СПАСИБО ЗА УРОК!