Публичное представление собственного инновационного опыта
Данная статья включает в себя материал о том, как я работаю над развитием речи учащихся на уроках гуманитарного цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie17_g.docx | 33.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Гимназия №20» г.о. Саранск
Решетниковой Татьяны Петровны.
Развитие речи учащихся является важной проблемой современного лингвистического образования. Начальная школа, выступая особым этапом в жизни ребенка, связана с изменением его деятельности, освоением новой социальной роли и расширением коммуникативных связей. Решающее значение приобретает формирование у детей широкого языкового кругозора, умения пользоваться изобразительно-выразительными возможностями русского языка, воспитание у них уважения к слову, развитие творческого потенциала и коммуникативной компетенции.
Моя педагогическая проблема «Развитие речи учащихся через предметы гуманитарного цикла», над которой я работаю уже несколько лет - одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения.
- Актуальность и перспективность.
Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.
Современная система работы по развитию связной речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуют создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении.
Главной целью современного образования является - воспитание самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Как учитель начальных классов, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности – дать детям определенную сумму знаний: расширить словарный запас, вырабатывать у детей умение грамотно говорить, связно излагать свои мысли и чувства в устной и письменной речи, развивать интерес к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями к школьному обучению, что позволяет учителю творчески решать задачи, поставленные перед современной школой. В последнее время наметились перемены, связанные с техногенным характером развития общества, масштабным внедрением в жизнь электронных средств. Появились новые виды письменной речи, такие как «общение в чате» в масштабе реального времени, а также различные электронные форумы и конференции, которым современные школьники, начиная уже с первого класса, уделяют много времени. Стремясь передать максимум информации, человек сокращает использование языковых средств, в результате его речь становится значительно беднее и невыразительнее. В речи детей не сформированы навыки построения текстовых единиц, использования средств межфразовой связи, нет четко сформированных умений композиционного конструирования, абзацного деления текста. Недостающий словарный запас, плохая дикция, неумение вести диалог приводит ученика начальной школы к коммуникативным неудачам. Речь часто бедна просто потому, что дети не стремятся говорить более ярко, выразительно и разнообразно.
2. Концептуальность. (Своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов). Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
3. Практическая значимость данной проблемы в том, что использование разных новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Процесс работы над развитием речи у младших школьников должен быть целенаправлен. Необходимо развивать устную и письменную речь учащихся в различных видах его деятельности. Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.
На уроках русского языка и предметах гуманитарного цикла надо научить ребят пользоваться родным русским словом, понимать и чувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать свое речевое творчество. Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения по предмету. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс уроков с использованием ИКТ. ИКТ применяю, но уверена, что их внедрение не заменяют традиционную методику предмета. Компьютер использую на уроке для повышения наглядности учебного процесса, организации коллективной и групповой работы и для реализации других задач.
4. Наличие теоретической базы опыта.
Стоит ли следить за своей устной речью, за ясностью, четкостью произнесения слов? А почему надо стараться писать без ошибок, красиво и разборчиво? Зачем проверять написанное? Зачем обдумывать тему и главную мысль? А зачем думать над порядком слов в предложении, видом и последовательностью самих предложений? Стоит ли задумываться над выбором слов и искать самые точные?.. Ответы на все эти вопросы напрямую зависят от ответа на главный вопрос: хочешь ли ты, чтобы тебя хорошо понимали?
Понятие "развитие речи" в практике обучения обычно связывается, прежде всего, с двумя видами работы – изложениями и сочинениями. Такая связь, конечно, справедлива, но только отчасти. Нельзя получить от этих школьных упражнений желаемый результат, если не сделать их элементами общей системы языковой и речевой работы. Стержнем этой системы может стать определенная задача: открыть те секреты русского языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А "открыть секреты" языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения. Еще Л.С. Выготский писал о том, что приходящий в школу ребенок в целом владеет многими элементами языковой системы, но владеет ими неосознанно. Помочь маленькому школьнику п о н я т ь, к а к он пользуется языком, что при этом делает со словами, к а к это можно делать лучше, – вот, на наш взгляд, важнейшая задача уроков русского языка и предметов гуманитарного цикла в начальных классах. При таком подходе процессы изучения языка и развития речи оказываются неразрывно связанными между собой. В системе работы над развитием связной речи используются разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением, логическую работу. Используются разнообразные виды изложений и сочинений (изложение по вопросам, подробное, сжатое изложение, сочинение по наблюдениям, по рисунку или серии рисунков и др.) Я считаю, что развитие речи - это урок творчества. На таком уроке должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность.
4.Ведущая педагогическая идея.
По УМК «Планета знаний» я cделала два выпуска, и я могу сравнить данный УМК с другими общеобразовательными программами. В УМК «Планета знаний» развитию речи учащихся отводится большая роль. В каждом курсе выделяются два раздела: "Речевое общение» и « Язык как средство общения».
Так как слово неотделимо от мышления, является формой, средством выражения мысли, то развитие речи – это, прежде всего, развитие мышления. Ведь семилетний ребенок, придя в школу, воспринимает все предметы целостно, но односторонне, не охватывает всех его признаков. Он чаще всего выделяет какой-нибудь один признак. Яблоко – красное, огурец – зеленый. Сначала мы учим видеть отдельные предметы, сравнивать их, делаем выводы из наблюдений. Такая работа практически ведется на всех уроках. Когда приобретен первоначальный навык наблюдений и устных описаний, то тогда и приступаем к написанию творческих работ. Но развитие речи – это не только развитие мышления, это и накопление, расширение, обогащение словарного запаса учащихся. Нужно научить ребенка не только видеть и понимать предмет, но и уметь описать его живым выразительным словом. Наряду с большой работой по овладению новыми словами, которая начинается, едва ученик переступает порог школы, совершенно необходимо выяснять и уточнять значение, казалось бы, знакомых детям слов. Ведь ребенок многие слова усвоил подражанием, полусознательно, а иногда просто механически употребляет их, часто не зная настоящего значения.
Работа по развитию мышления и речи с каждой четвертью и с каждым годом усложняются тем, что все сложнее и однообразнее становятся те предметы, которые дети наблюдают и сравнивают. Развитию речи приходится уделять внимание на каждом уроке. Но, конечно, особая роль развитию речи отводится предметам гуманитарного цикла. Это, прежде всего, уроки: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, риторики, факультатив по русскому языку ,,Родное слово.''
На уроках литературного чтения развитию речи отводится особая роль. Этот предмет, именно, направлен на развитие речи учащихся, на развитие их творческих способностей. На этих уроках дети знакомятся с разными литературными жанрами, учатся отличать их друг от друга, анализировать, сочинять. Занятия проходят неинтересно, если ученики только читают текст, не получая новых заданий, а бывает интересно, получая каждый раз новое задание, найти, заметить в тексте то, чего еще не было замечено. Наиболее распространенным видом работы над текстом является рассказ учителя, который должен быть ярким, эмоциональным и понятным для детей, затрагивать их сердца, пробуждающим их чувства. Его не следует перегружать фактами, сложными терминами. Он не должен быть большим по объему. Хорошо такой рассказ чередовать с беседой. Учитывая психологию младшего школьника, добиваюсь активного сознательного участия каждого ребенка на уроке, чтобы дети были участниками обсуждаемого, переживали за судьбу героя. Если это опрос, значит, вопросы и задания подбираю такие, чтобы ученику пришлось сравнивать: чей план, из предложенного учеником, более удачный? Какой пункт вам кажется главным, основным? Докажите это. А чему можно научиться из этого рассказа? и т.д. Готовясь к урокам литературного чтения, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ученики активно, творчески мыслили в течение всего занятия. Стараюсь разнообразить урок, чем больше видов работ, тем детям на уроке интереснее. Ведь часто бывает, что уже первоклассники урок чтения считают одним из нелюбимых. Чтобы поддерживать и развивать интерес к урокам чтения, я использую разные приёмы над содержанием текста. Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения и развития речи, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы; больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать творческие задания. На данном уроке я использую такие виды работ, как: чтение, деление на части, составление плана; чтение, нахождение отрывка к рисунку; чтение самого красивого места; чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу; нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа; чтение, составление сценария к диафильму; нахождение и чтение образных слов и описаний и многие другие. Ребята с удовольствием читают стихи наизусть, сами затем оценивают, сравнивают, дают рецензию. При пересказе следят за речью отвечающего и отмечают: приятно его слушать и почему. Замечают ошибки, исправляют их. Любят очень инсценировать сказки, стараясь голосом и жестами показать характер каждого героя и его отношение к другим персонажам. Очень нравятся ребятам творческие задания к тексту, это: чтение, подборка звукового оформления; беседа с сопровождением выборочного текста; нахождение предложения, отрывка, который мог бы прочитать человечек с различным настроением; нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании творческих работ.
Развитию речи на уроках русского языка уделяется особое внимание. Система упражнений по УМК «Планета знаний» для уроков составлена таким образом, что с первого года обучения стимулируются устные, а затем и письменные личные высказывания детей на близкие им темы: о любимых домашних животных, о выборе кличек, о любимых занятиях, увлечениях, о каникулах и забавах. Для развития введены разделы "Мастерская слова" (Учимся пересказывать и создавать тексты), где по одной речевой теме даны пошаговые опорные материалы, помогающие формированию умений, названных в теме. Мы видим, (упр.№10) что вводятся понятия "рисовать словами", " словесный образ". Эти два понятия лежат в основе отгадывания загадок. Здесь же идёт формально знакомство со стилями речи, в рубрике «Заметьте» даны их отличия. Дети без труда определяют, к какому стилю относятся данные тексты. Здесь же даётся творческое задание: составить по опорным словам стихотворение или загадку о ромашке.
Начиная с первого класса, огромная работа ведется над словом. На протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе ставится задача — привлечь внимание детей к лексической стороне и к лексическим оттенкам слова, обогатить словарный состав речевой деятельности обучающихся, познакомить детей со словами - синонимами и словами - антонимами, явлением многозначности, дать понятие «новых» и «устаревших» слов. На страницах учебника в рамочках помещены словарные слова, с которыми провожу следующую работу. Работа над словом строится в таком порядке:
-Орфоэпия (правила литературного произношения).
Слово проговаривается. Можно произнести его с ребёнком хором, проговорить по слогам (особенно те слова, в произношении которых ученик может допустить ошибки). Многократное повторение обеспечивает хорошее усвоение произносимых норм
- Лексико-семантическая сторона речи. Обязательно начинаю с лексического значения. Сначала пробуем самостоятельно определить значение слова, затем проверяем по толковому словарю ( приучаются к работе со словарём;)
- Этимология (происхождение того или иного слова или выражения - обращение к этимологическому словарю помогает запомнить написание слова;
- Подбираем, если возможно, синонимы, антонимы (это универсальный способ запоминания значения слова);
- Творческое направление. Ознакомление со словом должно продолжиться творческими заданиями: составляем словосочетание и предложение. (т.е. отрабатываются основные синтаксические единицы языка художественными, выборочными или подробными пересказами, сочинениями с обязательным включением изучаемых слов (например: сочинение на тему «Слово о словах»). В работе над словом обращаемся к словарям, которые входят в УМК «Планета знаний» и другие.
В следующей «Мастерской слова» учимся писать изложение. Цель этого упражнения – научить детей строить текст по логическим частям, соблюдая нужную последовательность и связность в передаче мыслей, не упускать в содержании главное, основную мысль, использовать разнообразные синтаксические конструкции и лексические средства. Удобно, что в учебнике даны вопросы, по которым пересказываем текст сначала устно, а затем письменно.
Здесь же другой вид работы - Упр. № 2 - это подготовка к написанию сочинения
Сочинение – это сложная творческая работа, требующая самостоятельности школьника, внесения чего-то своего, личного в текст, это высшая форма проявления творческих способностей ребенка. ( т.к. это ещё 2 кл., сложно выполнить самостоятельно работу, поэтому по предложенному началу придумываем своё окончание). Подобные задания развивают умение оперативно мыслить в пределах той или иной темы. Работы с элементами описания и рассуждения (ответы на вопросы почему? и зачем?) включаются в повествование постепенно. Чтобы учащиеся могли вводить описания и рассуждения в свои рассказы, учу детей находить эти элементы в текстах, предназначенных для изложений. Кроме того, дети составляют короткие устные и письменные описательного характера зарисовки хорошо знакомых им предметов, явлений природы, внешности человека. Упражняю детей в построении ответов на вопросы почему? зачем? При составлении связных сообщений ставлю вопросы: как вы свяжете между собой части рассказа? Как свяжете два соседних предложения? Какие слова надо заменить, чтобы в тексте не было повторения одного и того же слова? Как надо переставить слова во втором предложении, чтобы его лучше связать с первым? Эти вопросы рассчитаны на то, чтобы дети учились обдумывать одновременно несколько предложений при составлении связного сообщения и постоянно сразу обдумывали и связывали два соседних предложения. Эта работа важна при обучении связной письменной речи. Особенно обращаю внимание детей к порядку слов в предложении. Ведь порядок слов – тоже один из способов выражения логической связи.
На каждом уроке стараюсь привлечь детей к выполнению какого-либо творческого задания по развитию речи. Это - восстановление деформированного текста, сочинение-миниатюра, сочинение-описание, сочинение-рассуждение, сочинение по картине. Ребята с удовольствием выполняют такие виды работ, рецензируют, дополняют их. Очень тщательно следят за построением предложений, чтобы не было тавтологии, подбирают к словам синонимы. Цель этих упражнений - научить детей логически грамотно мыслить, выражать свои мысли при письме, связывая предложения между собой.
Интересной и продуктивной является работа по картине, т.к. умение воспринимать увиденное, осмыслять и правильно излагать свои мысли, так, чтобы это было понятно другому человеку, является одной из задач программы связной речи. Так, например, раздел "О добре и красоте»" в учебнике «Литературное чтение» 4кл. завершает работа по картине И. И. Шишкина «Рожь». Наряду с теми вопросами, которые даны в учебнике, уместно спросить:
- определите тему картины; (о чём?)
-назовите основную мысль; (С какой целью написал художник картину?)
-наиболее яркие изобразительные средства (цвет, свет, соотнесение центра и фона и т.д.)
-представь, что ты оказался в этом месте. Расскажи, какие запахи ты бы мог почувствовать, какие звуки услышать?"
Работая с картиной, можно проводить выборочные диктанты на основе содержания картины. Данный вид работы требует осознанного отношения к воспринимаемому тексту, определённых мыслительных операций, как анализ, сравнение и классификация.
Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы). В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества»
Задача программы – помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе повысить речевую культуру, умение общаться, узнать, для чего нужна речь. На этих занятиях дети знакомятся с разными видами текстов, большая часть времени отводится активной речевой деятельности учащихся. Ребята учатся слушать, говорить, сочинять, развивается чувство уместности высказывания, а также внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку – к формированию вежливой речи. Учатся культуре общения – выражение просьб, знакомство, тон речи, определять основную мысль текста, обращение к разным людям, спор, но не ссора, писать письма по разным адресам.
Кроме основных уроков работа по развитию речи ведется на факультативном занятии по русскому языку ,,Родное слово'', где много работаем над синонимами, антонимами, архаизмами, фразеологизмами, фразеологическими оборотами.
Фрагмент урока «Слова – друзья» (Синонимы)
Б). Игра « Кто больше?» (Ученики читают слова-омонимы, которые записали дома.)
В). Игра «Угадай- ка.»
-Ответьте на вопросы.
1.Каким ключом нельзя отвернуть гайку, открыть дверь? (Скрипичным.)
2. Какую ноту кладут в суп? (Соль.)
3. Из каких ноготков нельзя собрать букет? ( Из человеческих.)
4. Какой лук не кладут в суп? (Из которого стреляют.)
5. Из какого крана нельзя пить воду? (Из подъемного.)
Г. –А сейчас отгадайте загадку. О каких словах – близнецах говорится в ней?
Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою
Я любой замок. (Ключ—родник, ключ –дверной.)
(Б.Ширшов.)
Словарная работа со словом – исток—начало.
-Чем являются эти слова? (Омонимами.)
-Почему их называют омонимами?
3). Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня вы познакомитесь с такими словами, которые по-разному называют один и тот же предмет, признак или действие.
-Как по-другому можно назвать ключ, где можно напиться? (Родник.)
Скажи «родник»-
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом
(Ключ от дверей тут ни причем.)
(А. Барто. «Игра в слова».)
-Разные слова –родник- и – ключ- называют одно и то же: водный источник, который течет из глубины земли. И таких слов в русском языке много. С ними вы не раз встречались на уроках чтения и русского языка и, конечно, сразу же их вспомните, когда услышите небольшую историю о Незнайке и его друзьях.
(Учебник : М. Р. Львов «В мире языка и речи», М. Р. Львов. «Словарик синонимов и антонимов с толкованием значений, оттенков и многозначности слов для поисковой, творческой работы учащихся начальных классов» Издательство «Дидакт», М. 1992.)
Такая работа по развитию речи учащихся в течение четырёх лет, безусловно, даёт результаты. У каждого ученика есть папки с творческими работами.
6. Результативность.
Уже не один год я работаю над проблемой «Развитие речи учащихся через предметы гуманитарного цикла». Последовательная и целенаправленная работа по проблеме способствует повышению мотивации к обучению, росту эффективности учебно-воспитательного процесса, повышению качества знаний. Проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Переходя на среднюю ступень обучения, мои ученики подтверждают высокий уровень знаний, полученный в начальном звене. Процент качества знаний учащихся по русскому языку во 2-м классе составил 85 %, в 3 классе - 82% и в 4-м классе составил 82%. По литературному чтению во 2 классе -100%, в 3 -4 кл. -96 % и окружающему миру процент качества знаний во 2-м – 4-м классе составил 92%. По математике процент качества знаний во 2-м классе составил 88%, в 3-м классе- 82%, в 4-м классе -80% . По ВПР мои ученики показали высокий результат знаний. По русскому языку – 85%, по математике - 85%, по окруж. миру – 92%.
Ежегодно учащиеся класса принимают активное участие в школьных, муниципальных, российских и международных олимпиадах, творческих конкурсах, интеллектуальных марафонах, где занимают призовые места и являются победителями.
Работаю над программой факультативного курса по русскому языку «Родное слово» (3 кл.)
7. Возможность тиражирования
Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами. Провожу открытые уроки, занятия творческих мастерских, выступаю на педсоветах и методических объединениях. Выступала на республиканском научно – методическом семинаре «Профессиональное мастерство классных руководителей: традиции и инновации», МГПИ им. М. Евсевьева, (апрель 2012г.), участвовала в организации конкурсов «Открытый урок и «Педагогический экспромат в досуговой деятельности детей», была членом жюри во Всероссийской студенческой олимпиаде по педагогике. МГПИ им. М.Е. Евсевьева, организатором городского конкурса чтецов «ОБО всем на свете..», посвященного 130 лет. Со дня рождения С. Я. Маршака. Весь накопленный мною опыт работы по размещен на сайте МОУ «Гимназия №20» и на личном сайте http: //nsportal.ru/resetnikova-tatjana-petrovna