Внеклассная работа

Чурашова Людмила Петровна

Воспитание детей - рискованное дело,

ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы,

в случае же неудачи - горе несравнимо ни с каким другим.

Демокрит

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная викторина

(По произведению И.С.Тургенева «Муму»)

Узнай героя

  • «… мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем…»

/Герасим/

  • «… с человеком, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом…»

 /дворецкий Гаврила/

  • «… женщина лет двадцать осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинкой на левой щеке»

/Татьяна/

О ком это сказано

1. «… был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, а то беда!»

/о Герасиме/

2. «… во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную…»

/о барыне/

3. «… почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить…»

/о капитане Климове/

4. «… с ранней молодости ее держали в черном теле, работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала…»

/о Татьяне/

5. «… закинул руки назад и, развязно прислоняясь к выдающемуся углу стены подле двери, поставил правую ножку крестообразно перед левой и встряхнул головой»

/о Капитоне/

6. «… прищурил немного свои оловянные глазки, но не опустил их, даже усмехнулся слегка и повел рукой по своим белесоватым волосам. Которые так и ерошились во все стороны»

/о Капитоне/

7. «… окинул спокойным взором свой испачканный и оборванный сюртук, свои заплатанные панталоны, с особенным вниманием осмотрел он свои дырявые сапоги…»

/о Капитоне/

8. «… а еще в Питере был в ученье… Многому ты выучился в ученье! Только хлеб даром ешь»

/о Капитоне/

9. «… ах ты, забубенный человек!»

/о Капитоне/

10. «… ведь у него рука… просто Минина и Пожарского рука…бьет и не слышит, как бьет! Словно во сне кулачищами-то махает. И унять его нет никакой возможности»

/о Герасиме/

11. «… эх ты, мочальная душа; чего распространяешься, право…»

/о Капитоне/

12. «Красноречие не покидало его даже в крайних случаях»

/о Капитоне/

13. «Шаталась, как былинка на ветру, и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками»

/о лошади Герасима/

14. «Упал духом, стал жаловаться, что его ведут к необразованным людям, и так ослабел наконец, что не мог даже собственную шапку на себя надеть»

/о Капитоне/

Короткий вопрос – короткий ответ

  1. Какая птица водилась на дворе у барыни?

/гуси/

  1. От какого весу не прогнулась бы богатырская кровать Герасима?

/от 100 пудов/

  1. Что такое антресоль?

/верхний этаж с низкими потолками/

  1. Кто такой тягловый мужик?

/крепостной крестьянин/

  1. Скольких воров поймал однажды ночью Герасим и что он с ними сделал?

/двух, стукнул лбами/

  1. Что такое «околоток»?

 /окрестность, окружающая местность/

  1. Что напоминал своим видом замок на двери каморки Герасима?

 /калач/

  1. Где хранил Герасим ключ от замка каморки?

/носил с собой на пояске/

  1. Где находилась комната Гаврилы и чем она была загромождена?

 /во флигеле; коваными сундуками/

  1.  В какой должности состояла Татьяна?

/в должности прачки/

  1. Кто такой шорник?

/мастер по изготовлению седла, уздечки…/

  1. Какой приметой почитаются на Руси родинки на левой щеке?

 /предвещанием несчастливой жизни/

  1. Какая должность была у Капитона?

/башмачник/

  1. Как звали жену дворецкого Гаврилы?

/Устиния Федоровна/

  1. На какой случай держалась в доме у барыни одна из компаньонок?

/на случай бессонницы/

  1. Прозвище старого буфетчика?

 /дядя Хвост/

  1. Куда заперли Капитона, чтобы думать крепкую думу (что делать с Герасимом, чтобы женить Капитона)?

/в чуланчик с водоочистительной машиной/

  1. С чем отправились Капитон и Татьяна к барыне?

/с гусями под мышкой/

  1. Какого цвета был найденный Герасимом щенок?

/белый с черными пятнами/

Кому принадлежат  слова?

1. «Мне уже теперь все нипочем: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок, – все же я, однако, человек, а не какой-нибудь, в самом деле, ничтожный горшок»

/Капитону/

2. «Горемыка я, горемыка неисходная! Судоба-то, судоба-то моя, подумаешь! В младых летах был я бит через немца-хозяина, в лучший сустав жизни моей бит от своего же брата, наконец, в зрелые годы вот до чего дослужился»

/Капитону/

Продолжи  фразу…

1. «Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и…»

/«…определили его дворником»/

2. «Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и…»

/«…могучий, как дерево растет на плодородной земле»/

3. «Вот однажды пробиралась она по двору, осторожно поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту… как вдруг…»

/«…кто-то сильно схватил ее за локоть»/

4. «…она обернулась и так и вскрикнула…»

/«…за ней стоял Герасим»/

5. «Татьяна от страха еще больше зашаталась и…»

/«…закрыла глаза»/

6. «Герасим постояла, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и…»

/«…пошел, тяжело ступая, в свою каморку»/

7. «Какая-то сострадательная душа надвинула шапку ему на лоб, поправила козырек и…»

/«…сверху ее прихлопнула»/

8. «Он нагнулся и увидел…»

/«…небольшого щенка»/

9. «…никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и…»

/«…дрожал всем своим худеньким телом»/

10. «Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе за пазуху и…»

/«…пустился большими шагами домой»/



Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТУРНИР

«Знаешь ли ты творчество М.Ю.Лермонтова?»

(6 класс)

Предварительная работа: 

примерно за неделю до турнира разделить класс на три команды. Каждая команда выбирает название и готовит домашнее задание.

Конкурс № 1. Домашнее задание.

Представление стихотворения. Стихотворение  выбирается  жеребьевкой («Тучи», «Утес», «Листок»).

Оцениваются: выразительное чтение, рассказ о стихотворении, иллюстрации. За каждое задание максимально – 5 баллов. Всего за этот конкурс максимально – 15 баллов.

Конкурс № 2. Восстанови стихотворение («Три пальмы»).

Участвуют 3 игрока от каждой команды. Ученики вынимают из конверта листочки, на которых написаны первые строчки строф. Первую строфу читает учитель. Необходимо продолжить чтение стихотворения (наизусть). Оцениваются: точное воспроизведение текста, выразительность. Максимально – 5 баллов.

Конкурс № 3. Кто последний? 

Участвует вся команда. Ребята рассказывают биографию М.Ю. Лермонтова. Каждая команда по очереди называет факты из жизни М.Ю. Лермонтова. Если пауза затянулась больше чем на 3 секунды, команда выбывает. 1-ая выбывшая команда получает 3 балла,

2-ая – 4 балла, последняя – 5 баллов.

Конкурс №4 «Угадай название». 

Почувствуй стихотворение. Восстанови пропущенное слово (оно является названием стихотворения). Стихотворение «Молитва» - 3 балла.

Конкурс № 6. Конкурс капитанов.

Псевдоним М.Ю. Лермонтова (в юности). Выдается конверт с вырезанными буквами. Сложить псевдоним. (Ламвер). За верный ответ – 3 балла.

Конкурс №7 «Черный ящик».

Что находится в черном ящике? Там находятся ОНИ. Это игра.  Лермонтов хорошо играл

в нее.  (Шахматы) 3 балла.

Конкурс №8. Верите ли вы?

Каждой команде задается по 3 вопроса. За правильный ответ 1 балл.



Предварительный просмотр:

ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО БОЛЬШЕ ЧИТАТЬ:

1. Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить.

2. Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых.

3. Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор.

4. Книга всегда лучше фильма, потому что в воображении нет ограничений на спецэффекты.

5. Чем больше читаешь, тем меньше подражаешь.

6. Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает.

7. Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание.

8. Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела.

9. Существует только одна вещь, худшая, чем не прикасаться к чтению книг последние 90 дней; это не прикасаться к чтению последние 90 дней и думать, что ничего не случилось.

10. Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их.

11. Чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи.

12. Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

13. Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете.

14. Доверяй книгам, они самые близкие. Они молчат, когда надо, и говорят, открывая перед тобой мир, при надобности.