Внеклассная работа
Воспитание детей - рискованное дело,
ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы,
в случае же неудачи - горе несравнимо ни с каким другим.
Демокрит
Скачать:
Предварительный просмотр:
Литературная викторина
(По произведению И.С.Тургенева «Муму»)
Узнай героя
- «… мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем…»
/Герасим/
- «… с человеком, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом…»
/дворецкий Гаврила/
- «… женщина лет двадцать осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинкой на левой щеке»
/Татьяна/
О ком это сказано
1. «… был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, а то беда!»
/о Герасиме/
2. «… во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную…»
/о барыне/
3. «… почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить…»
/о капитане Климове/
4. «… с ранней молодости ее держали в черном теле, работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала…»
/о Татьяне/
5. «… закинул руки назад и, развязно прислоняясь к выдающемуся углу стены подле двери, поставил правую ножку крестообразно перед левой и встряхнул головой»
/о Капитоне/
6. «… прищурил немного свои оловянные глазки, но не опустил их, даже усмехнулся слегка и повел рукой по своим белесоватым волосам. Которые так и ерошились во все стороны»
/о Капитоне/
7. «… окинул спокойным взором свой испачканный и оборванный сюртук, свои заплатанные панталоны, с особенным вниманием осмотрел он свои дырявые сапоги…»
/о Капитоне/
8. «… а еще в Питере был в ученье… Многому ты выучился в ученье! Только хлеб даром ешь»
/о Капитоне/
9. «… ах ты, забубенный человек!»
/о Капитоне/
10. «… ведь у него рука… просто Минина и Пожарского рука…бьет и не слышит, как бьет! Словно во сне кулачищами-то махает. И унять его нет никакой возможности»
/о Герасиме/
11. «… эх ты, мочальная душа; чего распространяешься, право…»
/о Капитоне/
12. «Красноречие не покидало его даже в крайних случаях»
/о Капитоне/
13. «Шаталась, как былинка на ветру, и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками»
/о лошади Герасима/
14. «Упал духом, стал жаловаться, что его ведут к необразованным людям, и так ослабел наконец, что не мог даже собственную шапку на себя надеть»
/о Капитоне/
Короткий вопрос – короткий ответ
- Какая птица водилась на дворе у барыни?
/гуси/
- От какого весу не прогнулась бы богатырская кровать Герасима?
/от 100 пудов/
- Что такое антресоль?
/верхний этаж с низкими потолками/
- Кто такой тягловый мужик?
/крепостной крестьянин/
- Скольких воров поймал однажды ночью Герасим и что он с ними сделал?
/двух, стукнул лбами/
- Что такое «околоток»?
/окрестность, окружающая местность/
- Что напоминал своим видом замок на двери каморки Герасима?
/калач/
- Где хранил Герасим ключ от замка каморки?
/носил с собой на пояске/
- Где находилась комната Гаврилы и чем она была загромождена?
/во флигеле; коваными сундуками/
- В какой должности состояла Татьяна?
/в должности прачки/
- Кто такой шорник?
/мастер по изготовлению седла, уздечки…/
- Какой приметой почитаются на Руси родинки на левой щеке?
/предвещанием несчастливой жизни/
- Какая должность была у Капитона?
/башмачник/
- Как звали жену дворецкого Гаврилы?
/Устиния Федоровна/
- На какой случай держалась в доме у барыни одна из компаньонок?
/на случай бессонницы/
- Прозвище старого буфетчика?
/дядя Хвост/
- Куда заперли Капитона, чтобы думать крепкую думу (что делать с Герасимом, чтобы женить Капитона)?
/в чуланчик с водоочистительной машиной/
- С чем отправились Капитон и Татьяна к барыне?
/с гусями под мышкой/
- Какого цвета был найденный Герасимом щенок?
/белый с черными пятнами/
Кому принадлежат слова?
1. «Мне уже теперь все нипочем: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок, – все же я, однако, человек, а не какой-нибудь, в самом деле, ничтожный горшок»
/Капитону/
2. «Горемыка я, горемыка неисходная! Судоба-то, судоба-то моя, подумаешь! В младых летах был я бит через немца-хозяина, в лучший сустав жизни моей бит от своего же брата, наконец, в зрелые годы вот до чего дослужился»
/Капитону/
Продолжи фразу…
1. «Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и…»
/«…определили его дворником»/
2. «Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и…»
/«…могучий, как дерево растет на плодородной земле»/
3. «Вот однажды пробиралась она по двору, осторожно поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту… как вдруг…»
/«…кто-то сильно схватил ее за локоть»/
4. «…она обернулась и так и вскрикнула…»
/«…за ней стоял Герасим»/
5. «Татьяна от страха еще больше зашаталась и…»
/«…закрыла глаза»/
6. «Герасим постояла, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и…»
/«…пошел, тяжело ступая, в свою каморку»/
7. «Какая-то сострадательная душа надвинула шапку ему на лоб, поправила козырек и…»
/«…сверху ее прихлопнула»/
8. «Он нагнулся и увидел…»
/«…небольшого щенка»/
9. «…никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и…»
/«…дрожал всем своим худеньким телом»/
10. «Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе за пазуху и…»
/«…пустился большими шагами домой»/
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТУРНИР
«Знаешь ли ты творчество М.Ю.Лермонтова?»
(6 класс)
Предварительная работа:
примерно за неделю до турнира разделить класс на три команды. Каждая команда выбирает название и готовит домашнее задание.
Конкурс № 1. Домашнее задание.
Представление стихотворения. Стихотворение выбирается жеребьевкой («Тучи», «Утес», «Листок»).
Оцениваются: выразительное чтение, рассказ о стихотворении, иллюстрации. За каждое задание максимально – 5 баллов. Всего за этот конкурс максимально – 15 баллов.
Конкурс № 2. Восстанови стихотворение («Три пальмы»).
Участвуют 3 игрока от каждой команды. Ученики вынимают из конверта листочки, на которых написаны первые строчки строф. Первую строфу читает учитель. Необходимо продолжить чтение стихотворения (наизусть). Оцениваются: точное воспроизведение текста, выразительность. Максимально – 5 баллов.
Конкурс № 3. Кто последний?
Участвует вся команда. Ребята рассказывают биографию М.Ю. Лермонтова. Каждая команда по очереди называет факты из жизни М.Ю. Лермонтова. Если пауза затянулась больше чем на 3 секунды, команда выбывает. 1-ая выбывшая команда получает 3 балла,
2-ая – 4 балла, последняя – 5 баллов.
Конкурс №4 «Угадай название».
Почувствуй стихотворение. Восстанови пропущенное слово (оно является названием стихотворения). Стихотворение «Молитва» - 3 балла.
Конкурс № 6. Конкурс капитанов.
Псевдоним М.Ю. Лермонтова (в юности). Выдается конверт с вырезанными буквами. Сложить псевдоним. (Ламвер). За верный ответ – 3 балла.
Конкурс №7 «Черный ящик».
Что находится в черном ящике? Там находятся ОНИ. Это игра. Лермонтов хорошо играл
в нее. (Шахматы) 3 балла.
Конкурс №8. Верите ли вы?
Каждой команде задается по 3 вопроса. За правильный ответ 1 балл.
Предварительный просмотр:
ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО БОЛЬШЕ ЧИТАТЬ:
1. Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить.
2. Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых.
3. Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор.
4. Книга всегда лучше фильма, потому что в воображении нет ограничений на спецэффекты.
5. Чем больше читаешь, тем меньше подражаешь.
6. Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает.
7. Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание.
8. Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела.
9. Существует только одна вещь, худшая, чем не прикасаться к чтению книг последние 90 дней; это не прикасаться к чтению последние 90 дней и думать, что ничего не случилось.
10. Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их.
11. Чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи.
12. Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
13. Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете.
14. Доверяй книгам, они самые близкие. Они молчат, когда надо, и говорят, открывая перед тобой мир, при надобности.