Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ
Здесь мы начинаем собирать материал для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.
Представляем вниманию сочинения-рассуждения, написанные учащимися 9-х, 10-х классов.
Читайте, изучайте, творите!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пишем сочинения-рассуждения | 45 КБ |
Как писать сжатое изложение | 28.5 КБ |
Изобразительно-выразительные средства языка (практикум) | 57.5 КБ |
Сочинение по тексту Л.Леонова | 37.5 КБ |
Сочинение-рассуждение по тексту В.Деткова "Сирень" 15.2 | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинения – рассуждения
по текстам экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько
2015 год
Сочинение-рассуждение 15.1. Вариант 1.
«Междометия – это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию»,- написано в справочнике русской грамматики. Справедливо ли это утверждение? Обратимся к тексту Ю. Олеши.
-Ну, прочти! – воскликнул гость. Междометие «ну», выражая повеление к действию, передает нетерпение героя, желание поскорее услышать новые стихи Пушкина. Это же междометие в предложения 41,43 показывает стремление героя получить прощение, т.к. собственный поступок мучает его.
-О, как же я себя презираю! – восклицает Пушкин, раскаиваясь в том, что написал обидные строки. Междометие «о» усиливает эмоциональную выразительность фразы.
-Ах, Пушкин! Ведь я знаю, что ты добрый друг, - миролюбиво успокаивает товарища Виленька. Междометие «ах» демонстрирует полное прощение и восхищение искренностью друга.
Таким образом, мы убедились в справедливости утверждения, что междометия выражают реакцию говорящего на ситуацию.
Сочинение 15.1. Вариант 7.
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения», - считает К.Паустовский. Попробуем доказать эту мысль на примерах из текста Ю.Яковлева.
Чтобы показать весь трагизм положения собаки, оставшейся без хозяина, автор использует слова в переносном значении. Эпитеты «впалые» (глаза), «острые» (лопатки) говорят о том, как тяжела жизнь одинокого животного. Сравнение «будто где-то за горизонтом рухнула радуга…» открывает читателю авторский замысел: мир превращается в обломки, если рядом нет близкого друга.
Экспрессивное использование частей речи помогает ясно увидеть образ страдающей собаки. Так, существительное «оцепенение» показывает, как стоит на берегу в ожидании застывшая от горя собака.
Таким образом, мы убедились в том, что К.Паустовский был прав, написав об удивительном богатстве и образности русского языка.
Сочинение-рассуждение 15.1. Вариант 8.
Передо мной текст Ю.Яковлева. В нем автор рассказывает о мальчике, который видит смысл своей жизни в том, чтобы помогать людям и животным, делать их жизнь добрее и красивее. Как же писатель стремится донести до читателя идею произведения? Удачно отобранные языковые единицы позволяют автору выразить свои мысли и чувства. Обратимся к тексту.
Эпитеты таинственная, загадочная (жизнь) помогают лучше понять главного героя, который скрывает от окружающих свои добрые дела, ведь все это он делает по велению сердца (предложения 26,30).
Фразеологизм «сломя голову» (предложение24) и метафора «звонок – сигнальная ракета» (предложение 23) подтверждают, как торопится Коста делать добро, понимая, что несчастные животные ждут его. А олицетворение «поддерживал веру в человека» (предложение 47) открывает читателю главную мысль произведения.
Таким образом, мы убедились в том, как прав Б.Н.Головин, утверждая, что удачно отобранные языковые средства свидетельствуют о достоинствах текста.
Сочинение-рассуждение 15.2. Вариант 9.
«И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов»,- так заканчивается текст В.П.Астафьева. Что же автор хотел этим сказать? Думаю, он напоминает читателям о том, что человек должен оберегать все живое вокруг себя и передавать из поколения в поколение деятельную любовь к природе. Обратимся к тексту.
Астафьев, рассказывая о Белогрудке, показывает, что бездумное отношение к братьям нашим меньшим может обернуться трагедией как для животных, так и для человека (предложения32,35).
В финале текста автор пишет, что люди извлекли нравственный урок из этой печальной истории и искупили свою вину перед обитателями лесистого косогора (предложения 41, 42).
Таким образом, мы убедились в справедливости утверждения писателя: только правильное воспитание детей сохранит гармонию во взаимоотношениях человека и природы.
Сочинение-рассуждение 15.2. Вариант 10
«В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым…» Какой смысл вкладывает А. Лиханов в финал текста? Думаю, автор говорит о духовном возмужании своего героя. Обратимся к тексту.
Страшный пожар, охвативший деревню, уничтожает все на своем пути. Рискуя жизнью, Темка спасает цыплят от огня (предложения 36-38). Это осознанный поступок взрослого человека, бросившегося на помощь маленьким беззащитным птенцам.
В отличие от друга, Толик чувствует за спиной поддержку отца, поэтому смело вбегает в горящий дом. Но, увидев, как на Темке вспыхивает одежда, мальчик пугается, и на помощь пострадавшему спешит отец. Размышляя о поступке друга, Толик вдруг осознает, как высоко поднялся над ним его героический товарищ (предложения 50,51).
Таким образом, мы видим, как серьезная жизненная ситуация помогает человеку раскрыться для других и познать самого себя.
Сочинение-рассуждение 15.1. Вариант 13
Современный лингвист И.Постникова пишет: «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». Я понимаю это высказывание так: чтобы выразить мысль, нужно не только разобраться в значении отдельных слов, но и понять, в какие связи между собой они вступают в самом процессе выражения мысли. По-моему, трудно не согласиться с автором. Обратимся к тексту К.Осипова.
В предложении 8 писатель использует существительное «пища» не в прямом, а в переносном значении: материал для какой-нибудь деятельности. Объединяясь в словосочетание с существительным «ум» с помощью предлога и окончания, слова образуют фразеологизм «пища для ума».
Добавив к устойчивому словосочетанию прилагательное «богатый» (имеющее переносный смысл: содержащий много ценных качеств) и изменив его окончание, автор на основе связи согласование построил фразу: богатая пища для ума. Образность, создаваемая данными словами, основана на переносном значении слов. К.Осипов тем самым метко и точно характеризует, как чтение обогащает знаниями юного читателя.
Следовательно, лингвист И.Постникова права: грамматические законы формируют предложение, а лексика составляет его смысловую сторону.
Сочинение-рассуждение 15.2. Вариант 13
«С упорством и настойчивостью, появившимися уже в детстве, он начал готовить себя к военной деятельности»,- пишет К.Осипов о гениальном русском полководце А.Суворове. Что же имел в виду автор, говоря об этих качествах характера своего героя? Думаю, писатель хотел рассказать о том, как последовательно и твердо шел десятилетний мальчик к осуществлению своей мечты. Как же это происходило? Обратимся к тексту.
Заинтересовавшись жизнеописаниями великих полководцев прошлого, Александр проводит целые дни в библиотеке отца, по крупицам собирая полезные для себя сведения (предложения 8, 9).
Но одних знаний Саше оказалось недостаточно. Он начинает совершенствовать и свои физические возможности. Автор подробно описывает, как мужественно юный Суворов преодолевал себя (предложения 12-14). Из повествования К.Осипова также узнаем, что запреты домашних способствовали воспитанию твердости духа мальчика.
Таким образом, приведенные примеры подтверждают, что я верно понял смысл предложения, данного в задании.
Сочинение-рассуждение 15.2. Вариант 17
« -Как! Педагог! Я утверждаю! Что! Лучше! Не искать! - И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: - А то разочаруешься. Станешь еще более… одинок», - читаем реплику героини текста А. Лиханова. Почему так сурово разговаривает с посетителями начальница детского дома? Наверное, она хотела сказать, что правда о прошлом зачастую оборачивается для человека еще большим страданием. Обратимся к тексту.
Передавая диалог мальчика с начальницей, писатель показывает, как сильно Коля хочет найти свою маму, от которой у него ничего не сохранилось, кроме метрики (предложения8-11).
Но убедиться в правоте слов начальницы читателям помогает эпизод, где Николай встречается с младенцами, оставленными своими матерями. «Лица совсем маленьких людей», брошенных и одиноких, открывают мальчику горькую истину (предложения 31-33).
Таким образом, становится понятным внушительное назидание начальницы, ежедневно сталкивающейся с бессердечием людей.
Сочинение-рассуждение 15.2. Вариант 22
«То, чего я хотел достичь кулаками, было совершено добрыми словами»,- таков финал текста Т.Добсона. Что же этим хотел сказать автор? Думаю, он пытается донести до читателей мысль о том, что агрессивного человека можно успокоить чутким и сострадательным отношением. Попробуем доказать это на примерах из текста.
Писатель показывает, что воинственно настроенный человек подсознательно стремится выместить свое состояние на других людях (предложения 12,16). Если противостоять обидчику силой, то микроклимат в обществе еще более ухудшится.
Автор предлагает иной выход из подобных ситуаций: доброта и милосердие окружающих (предложения 21, 36, 46, 47). Только взаимопонимание между людьми способствует миру и согласию в отношениях.
Таким образом, мы убедились в том, что Т. Добсон прав, призывая читателей сочувствовать ближнему, протягивая ему руку помощи.
Сочинение-рассуждение 15.2. Вариант 24
«Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить растение и благодать всякую»,- таков финал текста В.П.Астафьева. Что же хотел этим сказать автор? Думаю, писатель стремился донести до читателей мысль о том, что «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», поэтому необходимо хорошо подумать, прежде чем высказать свою мысль. Подтвердим примерами из текста.
По мнению Астафьева, у растений тоже есть душа. И она может быть благодарной (предложение 15), и испуганной (предложение 22), и веселой (предложение 5), и милостивой (предложение 26), и униженной (предложение 24) – все зависит от человека, от его поведения в природе и даже от сказанных слов.
Обругал хозяин неприхотливые растения, и нет теперь в его огороде «календулы, уголечков этих радостных» (предложение 27).
Таким образом, мы убедились в том, как автор прав, предупреждая об осторожности в выборе слов, которые мы произносим.
Предварительный просмотр:
Памятка по русскому языку
Как писать сжатое изложение.
1. Как слушать текст первый раз?
- во время первого чтения внимательно слушать весь текст; выделять существенное ; мысленно делить текст на смысловые части, чтобы понять, о чем говорится в каждой из них и о чем весь текст, каково его содержание
( во время чтения текста ничего не писать);
- определить общий смысл текста, его основную мысль, в соответствии с которой написаны отдельные части и весь текст, чтобы понять, зачем написан текст;
- мысленно выделить опорные слова (главные ) и словосочетания, которые относятся к ним непосредственно и часто служат определяющими (имена прилагательные , наречия и др.), чтобы понять , какую роль они выполняют в тексте , как в них отражается индивидуальный стиль автора (о чем текст , для чего написан , как написан).
2. Как работать в перерыве после первого чтения текста?
- первоначально не писать связный текст, схематично изобразить общее представление о тексте в черновике. Для этого записать в столбик в середине листа с пропусками между строками опорные слова и словосочетания , чтобы понять логику текста , отраженную в этих словах , и основную мысль текста:
Опорное слово
Опорное слово
Опорное слово;
- придумать заголовок в соответствии с содержанием текста, по заголовку еще раз проверить свое представление о логике текста, который, вероятно, будет в форме рассуждения в публицистическом стиле;
- схематичное изображение текста с опорными словами поможет увидеть первооснову сжатого варианта, в которую можно сделать добавления других слов, окружая ими опорные слова с разных сторон и подбирая средства связи ; здесь же можно применить приемы сжатия текста (исключение, обобщение, замена ), чтобы не добавить подробности и дополнительную информацию.
3. Как слушать текст во второй раз?
- На этом этапе необходимо конкретизировать первое впечатление от текста, по возможности делая письменные исправления и дополнения в схематично составленную основу текста; здесь нужно соотнести отдельные части с опорными словами по смыслу для создания текста, разграничивая их и имея в виду отдельные абзацы в будущем тексте;
- далее следует представить более конкретно логику авторского рассуждения или размышления и соотнести ее со своей схемой
- необходимо проверить лексическую точность окружения опорных слов , лексическую сочетаемость отдельных выражений , подбирая при необходимости свои слова на уровне авторского замысла.
4. Написать черновик изложения в соответствии с заголовком по отработанной схеме:
--проверить соотношение и взаимосвязь микротем в частях текста;
--соотнести смысл каждой части с общей основной мыслью, отраженной в одном из предложений;
-- сделать окончательные исправления и дополнения (текстовые, лексические, стилистические )
-- проверить черновик не менее двух раз.
5. Написать чистовик изложения и вновь проверить не менее двух раз.
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Изобразительно-выразительные средства языка
- Определите, какие изобразительно-выразительные средства языка употреблены в следующих строках:
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник "украшал",
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал. (Эдуард Асадов)
- Эмоциональность сказанного в строках создается следующими стилистическими средствами языка:
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры –
Все – сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне! (Эдуард Асадов)
- Антитеза. 2. Эллипсис. 3. Градация. 4. Односоставные предложения.
5. Авторская пунктуация
- Образность в стихотворении создается за счет следующих изобразительно-выразительных средств языка:
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки... (Эдуард Асадов)
- Оксюморон. 2. Олицетворение. 3. Метонимия. 4. Сравнение. 5. Эпитет.
- Назовите тип предложения по структуре: Сейчас передышка.
- Эмоциональность высказывания в стихотворении усиливается благодаря использованию таких стилистических средств языка, как:
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мною, родная моя! (Эдуард Асадов)
- Повторы. 2. Анафора. 3. Парцелляция. 4. Риторическое восклицание. 5. Антитеза.
- Какие поэтические фигуры речи, использованные в первых двух строках, помогают почувствовать решительность и отвагу лирического героя?
- Данное стихотворение построено на использовании такой синтаксической фигуры речи, как:
Зачем вступил он в этот свет, завистливый и душный?
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным?
Зачем поверил он словам и ласкам ложным?
Он, с юных лет постигнувший людей? (М.Ю. Лермонтов)
1. Градация. 2. Риторический вопрос. 3. Многосоюзие. 4. Синтаксический параллелизм.
- В третьей строке стихотворения употреблена такая синтаксическая фигура речи, как:
Нет! Вам красного детства не знать,
Не прожить вам покойно и честно.
Жребий ваш… но к чему повторять
То, что даже ребенку известно? (Н.А. Некрасов)
1. Композиционный стык. 2. Присоединительная конструкция. 3. Умолчание.
- Использование в стихотворении этого изобразительно-выразительного средства языка помогает создать в воображении поэтический образ:
Ни слова солдат не ответил,
Лишь к небу он поднял глаза.
Была в них великая клятва
И будущей мести гроза. (Т.Л. Щепкина-Куперник)
- Эти синтаксические приемы создают контрастность и эмоциональность в стихотворении:
Мы пели песни, ели зори
И мясо будущих времён, а вы —
С ненужной хитростью во взоре
Сплошные тёмные Семёновы. (Н.Н. Асеев)
- Градация. 2. Синтаксический параллелизм. 3. Антитеза. 4. Авторская пунктуация.
- Какой троп вы можете отметить в последних двух строках:
1. Антономазия. 2. Метафора. 3. Гипербола. 4. Окказионализм.
- В стихотворении автором употреблено такое фонетическое выразительное средство языка, как:
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет:
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ! (А.С. Пушкин)
1. Ассонанс. 2. Апокопа. 3. Словоерс.
- Найдите в стихотворении следующие изобразительно-выразительные средства языка:
1. Аллитерацию.
2. Антитезу.
3. Олицетворение.
4. Эпитеты.
5. Перифразу.
Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.
К нам оттуда родные березы
Тянут ветки и ждут и зовут,
И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут. (А. Ахматова)
- Эмоциональность, нагнетание образа в стихотворении усиливается за счет использования этого стилистического средства языка:
Вспыхнул над молом первый маяк,
Других маяков предтеча,—
Заплакал и шапку снял моряк,
Что плавал в набитых смертью морях
Вдоль смерти и смерти навстречу. (А. Ахматова)
- Градация. 2. Анафора. 3. Синтаксический параллелизм. 4. Повтор
- За счет какого приема автор показывает динамику событий, причинно-следственные связи между ними?
- Найдите в стихотворении антономазию, гиперболу:
Победа у наших стоит дверей...
Как гостью желанную встретим?
Пусть женщины выше поднимут детей,
Спасенных от тысячи тысяч смертей,—
Так мы долгожданной ответим.
- Важность возлюбленной для лирического героя, показ ее крупным планом в стихотворении подчеркивается за счет использования этого тропа, который создает впечатление контрастности:
Я хотел бы подарить тебе песню,
Но сегодня это вряд ли возможно.
Нот и слов таких не знаю чудесных,
Всё в сравнении с тобою – ничтожно. (А. Розенбаум)
- Метафора. 2. Метонимия. 3. Литота. 3. Синекдоха.
- Найдите в следующих строках следующие тропы и фигуры речи:
1. Катахрезу.
2. Метафору.
3. Анафору.
И я хотел бы подарить тебе небо
Вместе с солнцем, что встает на востоке,
Там, где былью начинается небыль,
Там не будем мы с тобой одиноки. (А. Розенбаум)
- Впечатление контрастности в стихотворении и понимание отчаяния лирического героя создается за счет использования этого изобразительно-выразительного средства языка:
И я хотел бы подарить тебе счастье,
То, которое никто не оспорит.
Только сердце часто рвётся на части,
Так как, видимо, я создан для горя. (А. Розенбаум)
1. Оксюморон. 2. Олицетворение. 3. Метонимия. 4. Антитеза.
- Следующее стихотворение построено на использовании такой фигуры речи, как:
Разложила девка тряпки на полу,
Раскидала карты-крести по углам,
Потеряла девка радость по весне,
Позабыла серьги-бусы по гостям. (Янка Дягилева)
1. Анафора. 2. Параллелизм. 3. Градация. 4. Эллипсис.
- Назовите троп, использованный в следующем примере: карты-крести.
Можно ли сказать, что тот же самый троп использован в примере серьги-бусы? Обоснуйте ответ.
- Назовите троп, на котором построено стихотворение, за счет использования которого образность создает эффект отчаяния лирического героя.
По глазам колючей пылью белый свет,
По ушам фальшивой трелью белый стих,
По полям дырявой шалью белый снег,
По утрам усталой молью белый сон.
- На использовании каких синтаксических средств языка построена структура стихотворения?
1. Антитеза. 2. Анафора. 3. Параллелизм. 4. Эпифора. 5. Амплификация.
Ответы:
- эпитеты – суровою двойкой, читал с жаром; катахреза – украшал двойкой; метонимия – читал под сводами зала; контекстные антонимы – грустила – гордилась.
- эллипсис – все – сказка; односоставное назывное предложение: Приятели, книжки, московские споры; авторская пунктуация, в том числе авторские восклицательные знаки: Пусть так: возвратимся – оценим вдвойне!
- олицетворение – Сойдясь у опушки, / Застыли орудья, как стадо слонов; Сравнение - Застыли орудья, как стадо слонов; Как в детстве, мне слышится голос кукушки; эпитет – по-мирному мне слышится голос кукушки. Однако можно рассматривать гущу лесов как метонимию, если значение гущи – большое скопление чего-либо. Если рассматривать гущу как чащу, тогда метонимии как приема нет.
- односоставное назывное или неполное предложение с отсутствием сказуемого.
- повторы (предлогов и личных местоимений) - За жизнь, за тебя, за родные края; Ты здесь, ты со мною, родная моя!; риторическое восклицание в последней строке; антитеза: И пусть между нами сейчас километры – Ты здесь, ты со мною, родная моя!
- метафора – иду я навстречу свинцовому ветру; эпитет – свинцовый ветер. В словосочетании свинцовый ветер можно также наблюдать метонимию на основе смежности свинцового ветра с пулями, если под ветром понимается стремительность пуль.
- риторический вопрос. Стоит отметить также употребление анафоры (1,3 и 4 строки стихотворения).
- умолчание
- метафора – Была в них великая клятва /И будущей мести гроза.
- антитеза, на которой построено противопоставление стихотворных образов; авторская пунктуация – постановка тире, также подчеркивающее противопоставление.
- антономазия, или употребление образа реального человека, замена нарицательного названия именем собственным. В данном случае наблюдается отсылка к угрожавшему Владивостоку и Сибири антисоветскому вооруженному формированию атамана Г.М. Семенова. Поэтому это также дает основание полагать, что автором стихотворения использована аллюзия, то есть намек на реальный исторический факт.
- апокопа как усечение звуков на конце слов – хлоп, топ.
олицетворение.
13.
1. В грозном грохоте; С нами сомкнутым строем идут.
2. Где томится пречистое тело /Оскверненной врагами земли.
3. К нам оттуда родные березы /Тянут ветки и ждут и зовут.
4. Грозный грохот; пречистое тело; оскверненная земля; родные березы; могучие деды-морозы; деды-морозы.
5. могучие деды-морозы (березы).
повтор (маяк, смерть).
- авторская пунктуация – постановка тире в конце второй строки.
- антономазия – гостья желанная, долгожданная (о победе); гипербола – Пусть женщины выше поднимут детей, / Спасенных от тысячи тысяч смертей.
- литота – всё в сравнении с тобою – ничтожно.
- катахреза – Там, где былью начинается небыль (это еще и метафора);
- метафора – И я хотел бы подарить тебе небо / Вместе с солнцем, что встает на востоке; анафора – Там, где былью начинается небыль, / Там не будем мы с тобой одиноки.
- антитеза – я хотел бы подарить тебе счастье – я создан для горя.
- параллелизм.
- эпитет.
нет. В примере серьги бусы дефис выполняет функцию сочинительного союза.
- сравнение в творительном падеже.
- анафора, параллелизм, амплификация.
Предварительный просмотр:
Готовимся к ЕГЭ
Текст по Л. Леонову
(1) Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение. (2) – Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.
(3) Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4) Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5) Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?.. (6) Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7) Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8) Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9) Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки. (10) Варя сразу наткнулась на главное место. (11) «Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12) – Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13) Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14) Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15) Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку. (16) Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17) Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18) Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19) Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20) Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21) У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22) Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23) С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24) Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25) Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26) И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»
(27) – Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.
(28) Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29) Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.
Сочинение по тексту Л.Леонова
«Купель зрелости». Вот название, которое я дала бы предложенному тексту, потому что встреча солдата с девочкой, «покидаемой на милость врага», стала для него своеобразным боевым крещением. Воспоминание об этом эпизоде навсегда осталось в его памяти кровоточащей раной.
В центре внимания автора текста проблема взросления души молодого человека. Как стать настоящим мужчиной? Доказывать физическую силу или важнее испытание силы духа?
Размышляя над этой сложной философской проблемой, писатель вспоминает события первых месяцев Великой Отечественной войны. Армия по объективным причинам отступает, и бойцы не виноваты в том, что вынуждены оставлять свою землю врагу. Новобранец Родион, пытаясь оправдаться хотя бы перед любимой, дважды повторяет в письме, что он не трус.
Но пытливые, вопросительные глаза девочки и ее букетик перевернули сознание юного воина. «Хуже любой контузии» стала для него душевная боль. И повзрослевший герой мучается вопросом, хватит ли всей его жизни «тот подарок оплатить»?
Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции. Устами героини рассказа он утверждает, что подобный строй мыслей Родиона говорит о том, как он вырос духовно.
Я полностью разделяю его точку зрения: юноша, который испытывает чувство ответственности за то, что происходит вокруг, - настоящий мужчина.
В качестве убедительного аргумента можно привести судьбу героев рассказа Короленко «Парадокс». Мальчики, познакомившись с инвалидом, вынужденным содержать своих близких, по-новому взглянули на свою беспечную жизнь.
Не менее убедительно говорит о духовном взрослении Г.Флобер: «Всякая душа измеряется огромностью своего стремления». Именно такова душа повзрослевшего героя, мечтающего искупить свою вину перед девочкой в беспощадной борьбе с врагом.
Таким образом, Л.Леонов поднимает проблему, важную для каждого молодого человека: взросление – это осознание себя личностью, ответственной за все, что совершаешь. Это подтверждает и книжная мудрость: «Взрослеть – значит непрестанно творить самого себя» (Анри Бергсон).
Предварительный просмотр:
15.2
Сочинение - рассуждение по тексту В. Деткова «Сирень»
«На другой день, встретив свою любовь, я не стал прятаться, а смело посмотрел в строгие глаза. Они тепло улыбнулись мне. Знать, моя сирень осенью расцвела», - так говорит герой В.Деткова в финале текста. Что же имел в виду автор, написав о сирени, цветущей не в свой срок? Думаю, писатель стремился донести до читателей мысль о том, что подросток почувствовал себя по-настоящему счастливым лишь поздней осенью. Обратимся к тексту.
Герой рассказа был безответно влюблен в одноклассницу, боясь не только признаться в своем чувстве, но даже «заглянуть ей в глаза». Попытка сделать шаг навстречу закончилась неудачей: девочка не взяла протянутую ей цветущую ветку сирени, осудив несчастного влюбленного за безжалостное отношение к природе.
Автор повествует о том, что только глубокой осенью подросток совершает достойный поступок. Посадив под окном девочки куст сирени, он открыто заявляет о своем чувстве, и любимая тепло улыбается ему.
Таким образом, мы понимаем, что героиня оценила такое возвышенное проявление чувства влюбленного мальчика, чье « сердце переполнено ею...»