6. Внеурочная деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Харатиргенская начальная школа – детский сад
669334, Россия, Иркутская область Боханский район, д.Харатирген, ул.Ленина, 49
Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО Директор МБОУ «Харатиргенская НШ-Д/С
руководитель _________ Ф.А. Еремеева __________ Нигаметзянова И.М Приказ №42
Протокол №1 «4» сентября 2013 года. «28» августа 2013года
Рабочая программа занятий
по внеурочной деятельности
___проект «Моя малая Родина» (авторский)___
(крухжок, факультатив, научное объединение и пр.
направление «Духовно-нравственное»
(направление курса)
_______________4 года_________________
(срок реализации программы)
______________1 – 4 классс____________
(возраст обучающися)
_____________2013-2014 учебный год________
(учебный год)
___ Еремеева Ф.А. ___
(Ф.И.О. учителя, составителя)
Пояснительная записка
Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. История каждого края уникальна и неповторима, а вместе с ним многообразна и богата история страны.
Задача современной школы - привить любовь к малой родине. А через любовь к малой родине - любовь, и уважение к необъятной и многонациональной России.
Как же развивать интерес детей к тому, чем «живёт» и «дышит» его отчизна, в чем она нуждается и чем ей нужно помочь? Курс «Моя малая родина», составленный в рамках внеурочной деятельности, призван оказать помощь в решении данных вопросов.
Цель программы: формирование осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края ( людям, природе, истории, культуре) и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.
Задачи:
- изучение малой родины через понятие значения своего имени, фамилии, знакомство с родословной своей семьи, профессиями родителей, достопримечательностями своей улицы, села, района.
- способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своей страны, села, семьи
-содействовать воспитанию толерантного отношения детей к окружающим их людям
- развивать познавательный интерес обучающихся к истории родного края, расширять кругозор, обогащать словарный запас
- формировать исследовательскую культуру у детей младшего школьного возраста
Основное направление курса « Моя малая родина» -исследовательская и практическая деятельность. Объектом этой деятельности становится окружающая действительность. Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы. самостоятельно и с помощью взрослых. Ученики развивают наблюдательность, учатся проводить исследования, сопоставлять факты. Формирование исследовательской культуры младших школьников начинается с достаточно интересного материала. Ребёнок пытается узнать, что означает его имя, фамилия. Он начинает исследовать. Для этого он просматривает энциклопедии, вместе со своей семьёй составляет родословное древо, находят информацию в Интернете. В ходе выполнения работы расширяется и обогащается кругозор и словарный запас младших школьников
Дети сначала узнают более подробно о своей семье, о профессиях родителей. Изучают достопримечательности своего села. Знания, полученные в результате исследовательских работ, найдут применение на уроках не только окружающего мира, но и на уроках русского языка, математики, истории. В результате формируются универсальные учебные действия: умение планировать свою работу, умение оценивать имеющиеся знания и умения, умение находить необходимую информацию в разных источниках, выделять главное.
Выполняя такие работы, учащиеся приобретают навыки коллективной деятельности, растут патриотами своего края.
Работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью родителей.
Ожидаемые результаты.
-Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
-Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.
-Обучение приемам исследовательской работы с книгами, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в энциклопедией.
-Приобретение коммуникативных навыков.
-Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков, фотографий, звуко- и видеозаписи и др.
-Формирование универсальных учебных действий.
-Развитие речи и обогащение словаря.
-Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
Программа состоит из 3 блоков: , « Я. Моя фамилия», », «Моя школа. Ее история», «Моя родословная, родословная бурят деревни Харатирген», и рассчитана на 3 года обучения в рамках внеурочной деятельности в соответствии с новым ФГОС
Содержание курса
Введение
Цели и задачи занятий по программе «Моя малая Родина»
1.«Я, Моя фамилия» Раскрытие конкретного смысла имени. Составление своего словесного портрета, объективная оценка себя как личность. Происхождение своей фамилии, происхождение фамилий в деревне Харатирген
Практическая работа: самостоятельная работа с книгой, встречи с долгожителями, изучение книги С.Балдаева, ведение дневника исследования, участие в составлении фотоальбома
2.«Моя школа. Ее история» Знакомство с традициями и историей школы. Исследовательская деятельность Практическая работа: экскурсия по школе и в окрестностях, участие в поисково-исследовательской деятельности по сбору материала о школе, , выполнение индивидуального поискового задания.
Практическая работа: фотоколлаж «Что растет на клумбе около школы», составление летописи «История моей школы», участие в тематической выставке «Трудовая жизнь в школе»
3. «Моя родословная. Родословная бурят деревни Харатирген» продолжается знакомство с историческим прошлым своей семьи, даётся элементарное понятие о составлении генеалогического древа. Изучение родословной бурят деревни Харатирген.
Практическая работа: рассказ о своей семье, участие в тематической выставке «Увлечение членов моей семьи», выставка творческих работ детей и членов их семей, презентации «А у нас живет..», фильмы детей о своей семье. Изучение и составление всей родословной деревни Харатирген
3.«Моя школа. Ее история» Знакомство с традициями и историей школы. Исследовательская деятельность Практическая работа: экскурсия по школе и в окрестностях, участие в поисково-исследовательской деятельности по сбору материала о школе, , выполнение индивидуального поискового задания.
Практическая работа: фотоколлаж «Что растет на клумбе около школы», составление летописи «История моей школы», участие в тематической выставке «Трудовая жизнь в школе»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
« Я. Моя фамилия.» проектно- исследовательская деятельность | ||
№ | Тема | Дата |
1 | Моя фамилия | |
2 | История моей фамилии | |
3 | История моей семьи в истории моего села | |
4-6 | История моей семьи в старинных фотографиях. | |
7-9 | Исследовательский проект « Я горжусь своими корнями» | |
10 | Традиции и культура моей малой Родины Национальная одежда бурят | |
11 | Национальная пища бурят | |
12 | Встречи со старейшинами села | |
13 | Традиции и культура моего края | |
14-15 | Твои люди, село! Национальные виды спорта.Стрельба из лука- Бабушкин К.П. | |
16-17 | Твои люди, село! Национальные виды спорта. Конные скачки. | |
18-19 | Твои люди, село! Национальные виды спорта. Борьба. | |
20 | Фамилии в деревне. Как и когда они появились в деревне Харатирген | |
21-24 | Сбор и изучение материала по происхождению фамилий конкретного носителя | |
25-26 | Анализ и обработка информации. | |
27- 28 | Исследовательский проект «Происхождение фамилий в деревне Харатирген» | |
29 | Выступление на общешкольном мероприятии | |
30 | Участие с проектом на научно-практических конференциях, конкурсах | |
31 | Символика края | |
32-33 | Выставка творческих работ «Мой край» | |
34 | Обобщающее занятие |
«Моя школа. Ее история»
проектно- исследовательская деятельность
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Вводное занятие | |
2 | Родная школа (экскурсия) | |
3 | Что растет на клумбе (экскурсия) | |
4 | Кто трудится в школе | |
5 | С днем рождения, наш класс | |
6 | История школы. Когда впервые открылась школа в нашей деревне | |
7 | Первые учителя. | |
8 | Первые ученики | |
9 | Изучение документации. Алфавитной книги 1943 года | |
10 | Кто и когда учился в нашей школе | |
11 | Ученики 40 -х годов | |
12 | Ученики 50-х годов | |
13 | Ученики 60-х годов | |
14 | Ученики 70-х годов | |
15 | Учкеники80-годов | |
16 | Ученики 90-х годов | |
17 | Школа – детский сад | |
18 | Ученики 21 века | |
19 | Ученики 21 века – кто они? | |
20 | Школа имени Игнатьева И.А. | |
21 | Изучение биографии Игнатьева И.А. | |
22 | Встреча с родственниками Игнатьева И.А. | |
23 | Традиционный шахматный турнир на приз Игнатьева И.А. | |
24 | Скоро 70 лет! С днем рождения , родная школа! | |
25 | Встречи со старейшинами деревни. | |
26 | Разучивание стихов о школе | |
27 | Разучивание песен о школе | |
28 | Подготовка к праздничной программе | |
29 | Подготовка к праздничной программе | |
30 | Подготовка фотоальбомов | |
31 | Подготовка проекта «Моя школа» | |
32 | Подготовка презентации | |
33 | Выступление на общешкольном мероприятии | |
34 | Обобщающее занятие | |
« Моя родословная . Родословная бурят деревни Харатирген» проектно- исследовательская деятельность | ||
№ | Тема | Дата |
1 | Моя фамилия | |
2 | Моя родословная | |
3-5 | Составление генеалогического древа | |
6 | Почему нашу деревню так назвали «Харатирген» | |
7 | Легенда об Амагзае | |
8 | Экскурсия на скалу Амагзая | |
9 | С.П.Балдаев - ученый – этнограф Родословная деревни Харатиген | |
10 | Пять бурятских родов, населяющих деревню Харатирген | |
11 | Буха нойон. Сказание о нем. | |
12-15 | Изучение родословной «Толгойтон» Времен связующая нить | |
16-19 | Изучение родословной «Бальхай ураг» Времен связующая нить | |
20-23 | Изучение родословной «Дахаураг» Времен связующая нить | |
24-27 | Изучение родословной «Азарга ураг» Времен связующая нить | |
28-31 | Изучение родословной «Бухариг» Времен связующая нить | |
33-34 | Проект « Родословная деревни Харатирген» |
Предварительный просмотр:
Участие детей в конкурсах, конференциях
№ | Наименование | год | ФИ участника | результат |
1 | Участие в VIII районной научно-практической конференции школьников "Шаг в будущее" с исследовательским проектом «Происхождение фамилий в деревне Харатирген» | 2009 | Елаева Анжелика Еремеева Валерия | Диплом III степени |
2 | Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио" (заочный)- г.Москва Работа «Происхождение фамилий в деревне Харатирген» | 2010 | Еремеева Валерия | Диплом фестиваля , сертификат, публикация в сборнике работ «Портфолио 2009-2010», публикация в интернете http://portfolio.Iseptemder.ru |
3 | Областной конкурс " От поколения к поколению" - Союз сельских женщин | 2010 | Еремеева Валерия | Благодарность |
4 | Международный конкурс «Британский бульдог» | 2012 | Болдырев Данил Елаев Дмитрий Тахабуев Максим | Сертификат Сертификат Сертификат |
5 | Областной конкурс "Сохраните семейный альбом" - Союз сельских женщин , г.Иркутск Исследовательская работа «Я горжусь своими корнями» | 2013 | Еремеева Екатерина | Благодарность областной организации «Союз сельских женщин», публикация в сборнике конкурса семейных очерков «История семьи в старинных фотографиях»,2013г |
6 | Международный конкурс «Британский бульдог» | 2013 | Тахабуев Максим Хисматов Леонид Ковалева Карина Никифорова Лилия | Сертификат Сертификат сертификат сертификат |
с
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие в начальной школе "Огонь ошибок не прощает"
Еремеева Фаина Александровна, учитель начального образования
Преподавание в начальной школе
Цель:
Продолжить формирование знаний детей о пожарной безопасности. Научить учащихся правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
- познакомить учащихся с историей пожарной службы в стране и крае
- закрепить знания детей о положительной и отрицательной роли огня в жизни человека, о пожарной безопасности, о профессии "пожарный", "спасатель"
- прививать навыки осторожного обращения с огнем
- воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения
- формировать навыки групповой работы учащихся
Подготовительная работа:
разучивание детьми стихов
Оборудование:
мультимедийный проектор,презентация, памятка “Чтобы не было пожара”.
Ход урока
I. Организация начала урока
Подготовка учащихся к работе на уроке.
II. Актуализация опорных знаний и умений,формирование познавательных мотивов
(Слайд 1. См. Приложение 1)
Слово учителя: Сегодня вы вспомните очень важную для всех нас тему. А вот какую,попробуйте определить сами. Я вам задаю вопрос, а вы по ходу отвечаете “Это я, это я, это все мои друзья” или “Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья”.
Учитель:
Кто задорный и весёлый, верность, правилам храня,
Бережёт родную школу от огня?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Учитель: Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор?
Дети:
Это я, это я, это все мои друзья.
Учитель: А сгорел гараж знакомых и строительный забор.
Дети:
Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья.
Учитель:
Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром завершается пожаром?
Дети:
Это я, это я, это все мои друзья.
Учитель: Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?
Дети:
Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья.
Учитель: Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл.
Дети:
Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья
Учитель:
Так о чём мы будем говорить?
Дети:
О безопасном обращении с огнём.
Учитель:
Для того, чтобы узнать тему урока вам необходимо будет выполнить задание:
Отгадайте загадку: (Слайд 2)
- Шипит и злится, воды боится
- Без рук, без ног, а все съедает. (Огонь) (Слайд 3)
Тема нашего урока“Огонь ошибок не прощает”. (Слайд 5)
III Усвоение новых знаний
Учитель:
В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся по земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи,палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы.От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры.Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага:люди не варили пищу, не грелись около огня.Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятал её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо,грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее. Огонь стал надежным товарищем и помощником людям. (Слайд 6)
Ученик 1: Нам без доброго огня. | Ученик 2: Всем огонь хороший нужен, |
IV Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала
Учитель:
Ребята, назовите, пожалуйста, зачем нужен огонь людям?
Групповая работа "Назови сферы применения огня".
Учащиеся делятся на группы, совещаются и называют сферы применения огня.) (Слайд 7)
Учитель: Да, огонь необходим для: (Слайд 8)
- приготовление пищи
- двигатели внутреннего сгорания
- плавка металлов
- изготовление стекла и кирпича
- обжиг керамических изделий
- теплоэлектростанции
Ученик 1: Он всегда бывает разным, То он змейкой торопливой | Ученик 2: Вот на спичке, как на ветке, Да, огонь бывает разный - |
V. Физическая минутка. Игра "Огонь, вода,песок".
Учитель называет слова, дети показывают соответствующие движения.
- "Вода" – показать горизонтальную волну одной рукой;
- "Огонь" – вертикальные волны обеими руками, изображая пламя;
- "Песок" – делать движения пальцами, словно сыпешь песок сверху вниз.
VI. Продолжение усвоения новых знаний
Учитель: Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни.Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате – колоссальные убытки. И самое главное–десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.
Учитель:
Что такое пожар? (Слайд 9)
Дети:
Костер, пламя, когда горит дом, когда что-то горит…
Учитель:
Пожар –неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. (Слайд10)
Пожар – огонь,способный самостоятельно распространяться вне мест, специально предназначенных для его разведения и поддержания. При этом огонь не обязательно появляется в виде открытого пламени,достаточно тления и горения (накаливания).
Учитель:
Согласно классификации МЧС России Краснодарский край относится к первой, самой высокой степени опасности. (Слайд 11)
– Как вы считаете, ребята, почему?
Дети:
В крае много школ, предприятий,проживает много людей…
Учитель:
Кранодарский край – это уникальный регион. Здесь есть все: и горы, и море,и степи. Пожарные края должны уметь тушить пожары и на воде, и в горах, и на нефтепромыслах. На территории края расположено 4 взрывоопасных объекта, 270 пожароопасных, 40 взрывопожароопасных.Возможны пожары промышленных,сельскохозяйственных и жилых объектов. За счет жаркого сухого лета количество пожаров в лесах и на полях края увеличивается. Число пожаров на Кубани остается стабильно высоким. (Слайд 12)
VII. Закрепление знаний
Учитель:
Ребята, В. Маяковский очень давно написал такие строки: Запомнить твердо нужно нам— пожар не возникает сам! Как вы думаете, о чем он хотел сказать? (Слайд13)
Коллективная работа учащихся “Причины пожара”. (Слайд 14)
Учащиеся комментируют свои ответы.
- Неисправность электроприборов и электропроводов.
- Забывчивость (забыли выключить утюг, чайник, телевизор).
- Близость к огню предметов, которые быстро загораются (занавески, мебель, обои, книги, одежда и т.д.)
- Перегрузка электросети.
- Игры со спичками, зажигалками
- Воспламенение от искры (костер, печь, камин).
- Взрывоопасные вещества и жидкости (керосин, порох, лак для волос)
- Петарды.
- Небрежно брошенный окурок, не затушенный костер.
Учитель:
Что делать, если вдруг начался пожар?(Слайд 15)
Учащиеся:
- Позвонить в пожарную охрану по телефону “01”, сообщить характер возгорания, свой адрес.
- Попытаться погасить огонь самостоятельно на начальной стадии горения (используя воду, песок, огнетушитель).
- Сообщить соседям о пожаре и немедленно покинуть квартиру, выключить электричество, газ. (Слайд 16)
Учитель:
Но при пожаре опасен не только огонь,но и дым. От дыма нельзя спрятаться. Он забирается во все щели. А человеку, порой хватает сделать несколько глотков, чтобы потерять сознание или даже умереть.
Помни. (Слайд 17)
- Надо дышать через мокрую тряпку, плотную материю.
- Выбраться из дыма лучше на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма.
- Если никого нет в комнате, быстро уходи на улицу, закрыв за собой дверь.
- Если ты не можешь выйти на улицу, плотно закрой дверь комнаты, где пожар, и заткни щели от дыма.
- После этого выходи на балкон или открой окно – зови на помощь.(Слайд 18)
Учитель:
Что же надо делать, чтобы пожара не было? (Слайд 19)
Дети:
не играть со спичками, не оставлять включенными утюг, телевизор…
Учитель:
- Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками.
- Самостоятельно не зажигайте газовую плиту, а в сельском доме не пытайтесь растапливать печь.
- Не оставляйте без присмотра включённый утюг или чайник.
- Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.
- В лесу не разжигайте костёр без взрослых.
ХШ. Обобщение и систематизация знаний
Учитель:
Люди какой профессии всегда приходят на помощь во время пожара? (Слайд 20)
Ученик 1:
Труд пожарного не лёгок,
Он опасен и суров.
Если хочешь стать пожарным,
Ко всему ты будь готов! (Слайд 21)
Учитель:
История тушения пожаров в нашей стране берет начало из глубины веков. Традиционно в тушении пожаров на Руси активное участие принимало население, регулярные войска, а начиная с 1654 года специальные пожарные команды.
Государство всегда строго наказывало виновных в пожаре. В “Судебнике” Ивана III, введенном в 1498году сказано о курцах: “Зажигальщику живота не дать, казнить его смертною казнью”.
Первая профессиональная пожарная команда численностью 100 человек была создана в Москве в1624году при Земском дворе. Она была оснащена конным обозом, бочками с водой, водоливными трубами, ведрами, баграми.
С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей. В одном из петровских указов предписывалось “…беречь от огня богатство Государства Российского”.
В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.(Слайд22)
17 апреля 1918 года был подписан декрет "Об организации государственных мер борьбы с огнем". Этот день и стал днем образования пожарной охраны.
Сегодня, когда резко участились чрезвычайные ситуации, связанные с масштабными возгораниями,на помощь пожарникам приходят спасатели широкого профиля. Спасение людей, гибнущих в огне, стало их общим делом. Это не просто работа —это призвание, ведь далеко не каждый согласится взвалить на свои плечи ответственность за чужие жизни, не растеряется при виде раненных,покалеченных людей, сможет справиться с нахлынувшими чувствами и просто выполнить свой долг. (Слайд 24)
Результаты работы пожарных (Слайд 25)
по России | |
Спасли людей | 98363 чел. |
Спасли материальные ценности | 38,1 млрд. руб. |
Учитель: “Шутки” с огнем приводят к большим неприятностям. (Слайд 26)
Х. Контроль и самоконтроль знаний учащихся
Учитель:
Чтобы проверить знания, полученные на уроке, проведем блиц-опрос. Ответьте на вопросы: (Слайд 27)
- Какой орган при пожаре защищает ватно-марлевая повязка? (Дыхание.)
- Средство пожаротушения. (Огнетушитель.)
- Номер пожарной службы? (01.)
- Почему телефон пожарной службы – 01?
- 01 – простой, его всякий запомнит,
01 – номер короткий, на пожаре дорога каждая минута,
01 – номер удобный, его в темноте легко набрать на диске телефона.
- Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не сможешь потушить самостоятельно? (вызвать пожарных по тел. “01”).
- Закончи предложение: (Слайд 28)
1. Огонь нельзя оставлять | 1) без присмотра |
ХI. Подведение итогов урока
Учитель:
– О чем говорили на уроке?
– Какие правила нужно соблюдать, чтобы не было пожара?
– Как вызывать пожарную команду?
Учитель:
Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой.
Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но если пожар все-таки произошел,надо четко знать, как себя вести.
Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом.
Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей,дом, в котором вы живете, и школу, в которой учитесь! (Слайд 29)
Учитель раздает памятки “Чтобы не было пожара”.
ХII Информация о домашнем задании
Предварительный просмотр:
XVIII Региональная научно-практическая конференция
для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!»
Автор: Еремеева Валерия,
Елаева Анжелика,
Ученицы 4 класса МОУ
Харатиргенская НШ-ДС
д.Харатирген, Иркутской области
Руководитель:
Еремеева Фаина Александровна
Учитель МОУ « Харатиргенской НШДС»
д. Харатирген Боханского района
2010 год
СОДЕРЖАНИЕ:
- Введение ……………………………………………………………4 стр
- Происхождение фамилий жителей деревни Харатирген 5 – 13
2.1. Что обозначает слово фамилия……………………………. 5 стр
- 2.2. Происхождение названия деревни Харатирген…………. 5 стр
- 2.3. Фамилии в деревне. Происхождение бурятских фамилий.. 7-10 стр
- 2.4. Происхождение русских и других фамилий………………….10 - 13 стр
- Заключение…………………………………………………. ……14 стр
Список использованной литературы………………………… …. 15 стр
Приложения………………………………………………………. .. 16-21 стр
Введение
Фамилия человека… Она, как и имя человека, несёт в себе какое-то смысловое значение. Она проливает свет на быт, культуру народа, представителем которого является человек, она помогает найти корни генеалогического древа семьи, узнать историю своей малой Родины.
Актуальность темы «Происхождение фамилий» бесспорна и неопровержима. Она становится еще более значимой, потому что рассматривается в рамках мирного сосуществования различных народов. Наши предки давали своим детям имена и фамилии в зависимости от места проживания, рода деятельности, внешности, отношений в семье.
Что же обозначают наши фамилии? От каких основ они произошли? Почему мы носим ту или иную фамилию? Эти вопросы стали темой нашей работы. В ходе исследования проблемы мы попытались осознать истоки своей фамилии, фамилий людей, проживающих в нашей деревне.
Цель работы - проследить образование фамилии конкретного носителя.
Достичь этой цели мы попытались через решение задач:
- проанализировать фамилии людей, которые проживают в деревне Харатирген Боханского района;
2. выяснить происхождение фамилий, определить их лексическое
значение;
- выяснить причину присвоения фамилии конкретному человеку.
Методы, использованные в ходе исследования:
- сбор и обработка информации;
- встречи и беседы со старейшинами села;
- изучение рукописей С.П.Балдаева «Родословные предания и легенды бурят», Семенова С.П. – старейшины рода, краеведа, уроженца д. Харатирен по происхождению генеалогического древа бурят д. Харатирген
Данные, собранные в ходе исследования, пополнят семейные архивы жителей д. Харатирген, расширят историко-краеведческий материал школьного музея, послужат основой для дальнейшего изучения этой актуальной темы.
Происхождение фамилий жителей деревни Харатирген
2.1. Что обозначает слово фамилия
Слово фамилия вошло в русский язык относительно поздно. Оно происходит от латинского слова фамилии – семья. В русском языке мы иногда употребляем это слово с тем же значением: фамильные ценности, фамильные реликвии, фамильное серебро, то есть издавна находившееся во владении данной семьи. В выражении «не позорь нашу фамилию» подразумевается не только семья, но и семейное имя, которым зовется вся семья.
Это слово внедрилось в России в повседневную жизнь после указа Петра I. Хотя они (фамилии) и раньше были у людей, но назывались прозвищами, прозваниями.
У различных общественных групп официальные фамилии появились в разное время.
У самой многочисленной группы населения – крестьянства, фамилии появились в конце XIX - начале XX века, а некоторые из людей получили свои фамилии после Октябрьской революции, в связи с паспортизацией, проведенной Советским правительством в начале 1930-х годов [1].
- Происхождение названия деревни Харатирген
Изучив и проанализировав материал краеведа, ученого этнографа, нашего земляка Балдаева Сергея Петровича, рукописный материал старейшины – краеведа, уроженца д. Харатирген Семенова С.П. по происхождению генеалогического древа бурят д. Харатирген, мы выяснили, что 12 поколений назад был предок по имени Ярбай. Ярбай имел семерых детей: Тураг, hободой, Бургай, Дархи, Бурал, hархи, hадай. Все они образовали III Готольский род. Сыновья Бургая - Дахан, Толгой, Бальхай и Азарга стали родоначальниками бурятских родов деревни Харатирген.
Но почему нашу деревню так назвали – Хара - Тигрэн (черная местность)?
Одна из версий происхождения названия нашей деревни существует в древней легенде . Она передается из уст в уста от старшего поколения младшему. Слово харатирген имеет две основы – хара (в переводе с бурятского – черный) и тииргэн – местность, получается черная местность или черная деревня.
В легенде говорится о человеке Амагзае, поселившемся еще в 18 веке за речкой на горе, в пещере напротив нашей деревни. Это был очень злой, жестокий человек, который в страхе держал не только местных жителей, но и всех в округе. Люди боялись проходить или проезжать мимо нашей деревни. Амагзай был очень метким стрелком, из лука он мог поразить даже тех людей, кто проходил или проезжал мимо по противоположной горе. Возможно, с тех пор и стали нашу деревню называть хара тииргэн – черная местность. А скалу и то место, где жил этот страшный человек, у нас до сих пор называют Амагзай [2].
2.3.Фамилии в деревне. Происхождение бурятских фамилий.
По данным переписи 2010 года в деревне Харатирген Боханского района проживает всего 129 семей. В списке фамилий жителей деревни некоторые фамилии встречаются несколько раз – это такие как Никифоров- 14 раз, Башанов - 9 раз, Шаданов и другие.
Анализируя список фамилий жителей деревни, мы провели классификацию всех фамилий по национальному признаку их носителей.
Фамилии были объединены в 4 группы:
- фамилии русского происхождения – 29, что составило 43,3% от общего числа жителей деревни;
- фамилии бурятского происхождения – 23 ( 34,3%);
- фамилии татарского происхождения – 8 (11,9%);
- другие - 7 (10,5%)
Деревня Харатирген издревле бурятская деревня. Её жители относят себя к III Готольскому роду и объединяются в четыре бурятских рода – Дахан ураг, Толгой ураг, Бальхай ураг, Азарга ураг.
Рассмотрев и проанализировав генеалогическое древо происхождения бурят нашей деревни, мы сделали вывод, что фамилии появились сравнительно недавно, 5-6 поколений назад. Раньше у бурят не было фамилий, их называли по имени отца или дедушки. Так, фамилия Шулунов произошла от предка по имени Шулун, фамилия Бураев – от имени Бурай, Бартанов- от имени Бартан и т.д. Это видно из таблицы, приведенной ниже.
Происхождение бурятских фамилий рассмотрим на примере фамилии моего рода.
Моя фамилия Еремеева произошла от имени Ерэмэ (Еремей). Так звали моего прапрапрадедушку по папиной линии.
У Еремея родился сын Асалхан, у Асалхана – Гавриил, у Гавриила – Алик. У Алика младшей дочерью родилась я – Еремеева Екатерина..
У моей мамы девичья фамилия Шулунова. Шулун – так звали моего прапрапрапрадедушку в шестом колене. Шулун в переводе на русский обозначает камень. Возникает вопрос: «Почему его так назвали?»… Возможно потому, что раньше очень часто умирали дети в младенчестве. Врачей не было, лечили людей знахари и шаманы. Родители, наверное, хотели, чтобы мальчик рос здоровым и крепким как камень…
У Шулуна родился сын Мойор, у Мойра – Евгений, у Евгения – Александр, у Александра – пятеро детей, среди них дочь Фаина. Это моя мама.
Таким образом произошли многие бурятские фамилии в нашей деревне. В связи с переездом на новое место жительства некоторые фамилии появились позже – это такие фамилии как Бальжитов, Осодоев, Шагдуров, Шаргаев, Балханов и др.
2.4. Происхождение русских и других фамилий
Анализируя происхождение фамилий русских жителей деревни Харатирген, мы объединили их по их словообразованию и лексическому значению. Всего получилось 6 групп.
Фамилии, произошедшие от имен | Фамилии, произошед-шие от профессии или родствен-ных отношений | Фамилии, произо- шедшие от названия продуктов | Фамилии, произошедшие от названия действий | Фамилии, произошедшие от названия животных и птиц | Фамилии, образо-ванные от названия предметов |
Семенов | Кузнецов | Киселев | Ступин | Соловьев | Коробкин |
Петров | Мельников | Дрожин | Колотыгин | Тетерин | Подкорытов |
Иванов | Бабушкин | Толокин | Зверев | Губарев | |
Игнатьев | Графенин | Скольжиков | Губанов | ||
Гаврилов | Богомолов | Шипицын | |||
Никифоров | |||||
Фамилии Семенов, Петров, Иванов, Игнатьев, Гаврилов и другие в своей основе состоят из имен Семен, Петр, Игнат, Иван, Гаврил.
Фамилии Кузнецов, Мельников произошли от слов кузнец, мельник. Возможно, предки носителей этих фамилий владели мастерством кузнеца, мельника. Их детей стали называть кузнецовы дети или мельниковы дети. Так произошли эти фамилии.
Фамилии Киселев, Дрожжин в своей основе имеют названия продуктов питания – кисель, дрожжи. Фамилии, произошедшие от названия предметов - Коробкин, Подкорытов, Губарев, Шипицын произошли, возможно, от прозвищ Коробка, Корыто, Губа и т.д
Происхождение некоторых фамилий у нас вызвало затруднение - это такие как Дерягин, Баканов, Раскузин, Болдырев и другие.
Таким образом, происхождение фамилий русских жителей деревни Харатирген связано с именами, профессиями, деятельностью носителей этих фамилий.
Среди татарских фамилий и фамилий, относящиеся к другим национальностям, встречаются следующие фамилии:
Русские, татарские и другие фамилии в основном появились в нашей деревне, по словам старожилов, в 20 – 50-е годы прошлого столетия и в более поздний период.
Первые татары приехали к нам из Казани еще в 1937 году. Это семьи Гайнудиновых, Мухамадиевых и др. Представители этих семей прожили более 70 лет рядом с бурятами и очень сблизились с коренным населением. Они хорошо понимают бурятский язык и даже сами разговаривают на бурятском языке.
Представители других народов приехали в деревню Харатирген позже, в 50-х годах прошлого столетия. Это семьи Нигаметзяновых, Шагиевых и др.
На примере конкретного носителя семьи Елаевой Анжелики рассмотрим, как и когда появились в нашей деревне русские, украинские и другие фамилии.
Ее бабушка по маминой линии – Баран Анна Францевна – приехала в Харатирген вместе с матерью и другими семьями из Западной Украины Хмельницкой области из села Яхново в 1953 году. Их семьи, как и многие другие, подверглись массовой депортации из Западных республик Советского Союза в Сибирь. Тогда ей было 13 лет. Многие украинские семьи позже вернулись к себе на родину, а ее бабушка вместе с матерью осталась, вышла замуж за Киселева Петра Дмитриевича, который приехал в Харатирген в 1962 году из села Узкий Луг Усольского района Иркутской области. Он был мобилизован .
Мама Анжелики Киселева Екатерина вышла замуж за Елаева Бориса Максимовича, который относится к одному из четырех бурятских родов – Толгойтону. Так в одной фамилии переплелось много других фамилий, а представители фамилии Елаевых вобрали в себя культуру разных народов.
Таким образом в деревне Харатирген появились русские, татарские и другие фамилии.
Заключение
Моя фамилия… Фамилия моих предков…
Это не пустой звук. Это то, что свято и дорого каждому из нас. Встретившись где-то очень далеко с нашими земляками, мы вспоминаем достойных представителей своей фамилии и гордимся тем, что являемся их потомками.
Наша фамилия – это незримая связь с нашей Малой Родиной.
Представители разных народов, населяющих сегодня маленькую деревню Харатирген, обогатили её историю. Много переселенцев приехало в деревню в 50-е годы ХХ века и приняли участие в строительстве молочно - товарной фермы в 1957году. Именно в эти годы появилось в деревне много новых фамилий.
По фамилии мы сегодня узнаем о деятельности своих родственников, живших задолго до нас, об их качествах характера, за которые они нередко получали прозвища. И сегодня некоторых представителей разных фамилий часто называют не по фамилии, а по их прозвищу. А по прозвищу отца называют и всю семью.
В деревне Харатирген хорошо знают Ельциных и Путиных. Но это не президенты России, а односельчане, которых называют в народе исключительно по прозвищу.
Знать происхождение своей фамилии – дело чести каждого из нас. Это нужно для того, чтобы вобрать в себя всё лучшее, связанное с фамилией своего рода. Это знание даёт каждому из нас внутреннюю силу, ощущение близости со своими родными, помогает уверенно смотреть в будущее.
Использованная литература
1. С.П.Балдаев. Родословные предания и легенды бурят. Часть1.
Булагаты и Эхириты. - г.Улан-Удэ, 2009.
2. Рукописи Семенова С.П., Улаханова М.Г о происхождении бурятских
Родов / Суслова А.Б., Суперанская А.В.: О русских именах. - изд.2, -
1991 – 220 с.
- Легенда об Амагзае //Сельская правда - 2003 г - № 17.
- Алфавитная книга Харатиргенской школы.
- Материалы школьного музея Харатиргенской начальной школы
- Воспоминания старейшин села
- Личный архив семьи Елаевых
- Личный архив семьи Еремеевых
- Фотодокументы семьи Еремеевых
Приложение
Происхождение бурят
Родословная семьи Еремеевых
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Сценарий юбилея МБОУ Харатиргенская НШ-ДС
« 70 лет - наши года – наше богатство»
Цель: празднование юбилея школы, популяризация роли школы в жизни общества.
Задачи:
1.Воспитание уважения и любви к школе - малой Родине.
2.Сохранение и развитие школьных традиций.
3.Сплочение школьного сообщества: учителей, учеников, родителей
Звучит звук пишущего карандаша на мультимедиа рисуется человечек под музыку «Точка, точка, запятая..
На сцену выходит мальчик (Гайнудинов Женя)
Выходят ведущие
- Что вы, что вы это важно и т.д.
- Ведущие отправляют его в зал сл звонком и уходит
- Фонограмма «Чему учат в школе»
- Ведущий 1:
Настал поистине чудесный день,
Которого давно мы ждали,
Ведь в школе нашей - юбилей,
И собрались мы в этом зале.
Ведущий 2:
Мгновенья счастья и волненья странного
И детский смех и труд учителей –
Все это, словно прожитое заново,
Слилось сегодня в слове «юбилей»
Ведущий 2:
И в этот юбилейный день
Мы собрались, чтоб снова вспомнить
Тех, кто вошёл в историю теперь,
И кто трудом день нынешний наполнил.
Их много - пожилых и молодых,
Чей труд сродни труду героя,
Кто, не жалея сил своих,
Растит грядущее, и нет ему покоя.
Ведущий 1.Дорогие друзья, сегодня у нас торжественный день .\Мы отмечаем 70 летний юбилей нашей Харатиргенской начальной школы. Радость этого события с нами разделят с нами наши гости.
Мы приветствуем наших почётных гостей:
Мэр МО «Боханский район» Сергей .Александрович .Середкин
Заместитель мэра Софья Михайловна Убугунова
Заместитель мэра по социальным вопросам Андрей Леонидович .Верхозин
Начальник управления образования АМО «Боханский район» Дарима .Чимитдоржиевна .Мунхоева
__________________________________________________________________
Глава МО «Хохорск» Анна .Иннокентьевна.Улаханова
Председатель районного комитета профсоюза работников Образования Татьяна Степановна Павлова
_____________________________________________
Аплодисменты.
Ведущий 2.Сегодня у нас в гостях наши милые ветераны педагогического труда, которые более 40 лет проработали в Харатиргенской школе, выпустили и воспитали много достойных людей.
- Игнатьева Цырен- Дулма Дамбиевна, Почетный работник образования РФ, учитель высшей категории
- Елаева Алла Борисовна, за свой многолетний и плодотворный труд награждена юбилейной медалью Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, многочисленными грамотами.
- Сегодня у нас в гостях и те педагоги, которые в разное время работали в Харатиргенской школе – Далбаева Алиса Алексеевна, Бабушкина Т.Б., Афанасьева Т.П., Могилева Р.К. ______________________________________________________________
Ведущий 1. Нам особенно приятно видеть сегодня выпускников школы разных лет. Спасибо, что вы пришли сегодня на день рождения любимой школы. (аплодисменты)
Ведущий 2. А главное, мы приветствуем именинников – а именинники сегодня - творчески работающий педагогический коллектив и коллектив работников МБОУ Харатиргенская начальная школа – детский сад им. Игнатьева И.А.
Слайд 2 «Большая семья - общая фотография всех работников школы».
-На сцену приглашаются:
-Еремеева Ф.А. – директор школы, учитель английского языка, депутат думы МО «Хохорск», 15 лет работает руководителем школы .
- Нигаметзянова И.М., - учитель начального обучения, Ирина Михайловна проработала в школе более 30 лет и имеет всего одну запись в трудовой книжке.
- Дальжинова С.М. – учитель начального обучения, проработала директором Харатиргенской школы 10 лет с 1988 по 1998гг., первый директор комплекса школа – детский сад.
Наерханова Е.А. – учитель начального обучения, Лауреат Премии губернатора Иркутской области в номинации «Золотое сердце» - 2012
Богомолова Л.Б. – учитель начального обучения, молодой специалист, победитель районной спартакиады работников образования – 2013г по настольному теннису.
Еремеев А.Г. – преподаватель Основ безопасности жизнедеятельности и физической культуры
Хоренова С.В. – воспитатель детского сада, Лауреат Премии губернатора Иркутской области в номинации «Золотое сердце» - 2012
Никифорова З.Х. – воспитатель группы продленного дня, участница фольклорного татарского ансамбля «Матур хызлар».
- Говоря о школе, о ее педагогических кадрах, мы сегодня должны сказать о тех людях, без которых школа бы не существовала, не развивалась и не двигалась бы вперед!
- Главный бухгалтер школы... Шулунова Е.А.
- А также сюда приглашаются и те, без кого не был бы организован учебный процесс в полном объеме, те кто создает уют, тепло, кормят вкусной и здоровой пищей
- Бахлаева Р.М., Елаева Е.П., Бальжитова В.А., Протасова Р.В., Луговнина Г.С., Скольжикова Н.И., Балханов А.А., Улаханов П.В., Нигаметзянов А.Р., Протасов С.М.
Весь коллектив выходит под песню «Школьные годы» под аплодисменты
Еремеева Ф.А. – приветственное слово, исполнение песни «Учительский вальс», под песню две пары танцуют вальс.
! Ведущий 2:
Не мысля гордый свет забавить
Всем сердцем школу возлюбя,
Здесь собралась ее поздравить
Большая дружная семья.
Не будем льстить, играть, лукавить,
А вместе правду не тая,
Мы постараемся представить
Юбилейный путь от «А» до «Я».
И первое слово для поздравления нашим самым юным друзьям.
Ведущий 1: (Пока выходят ученики) Новый отсчет времени, новая смена поколений. И, кто знает, может среди этих малышей, растут завтрашние гении, ученые, которые своими открытиями перевернут мир и позволят человечеству достигнуть новых звезд и галактик.
Ученик Круглая дата сегодня у школы.
К празднику все мы сегодня готовы.
Вот стенгазеты, вот гости заходят,
Речи со сцены директор заводит.
Мы же готовим своё поздравленье.
Всем вам поднимем сейчас настроенье!
1 ученица Папа с мамой здесь учились,
А теперь учусь и я.
И учительница наша
Вашей школьницей была.
Это здорово, конечно,
Что преемственность пошла,
Ведь подумать так, то значит,
Что мы круглая родня.
2 ученик Да, преемственность, семейственность,
Кумовство и сватовство.
Мои предки хочешь знать,
И влюбились в школе, во!
3 ученик Есть, наверное, в каждой школе
И лицо, и почерк свой.
Только знаю, наша школа
Была всегда передовой.
Модерновые программы,
Технологии новые,
Индивидуализация, оптимизация
И учителя все клевые.
4 ученик Много можем говорить
О любимой школе,
Она самая родная,
Кто же может спорить.
С юбилеем, школа наша.
Обновляйся, не старей!
Ведь еще и наши дети
В будущем придут к тебе.
Играет музыка – танец «Локо» в исполнении детей.
Ведущий: У Пушкина, мы, словно заклинанье,
Читали вслух, дыханье затая:
«Еще одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя!..»
А мы сегодня летопись открыли,
И школа наша стала молодой:
Мы вспомним всё, что прежде позабыли,
Что уходило с вешнею водой
Ведущий 1:
Мелькают годы, и шуршат страницы,
И забывать мы не имеем права
Знакомые и молодые лица,
Что принесли почет и славу.
Слово предоставляется директору школы ________________________
Слова директора:
Мы собрались сегодня в этом зале для того, чтобы поздравить с днем рожденья родную школу! Юбилейная дата – 70 лет! Разве это не событие?! Так хочется найти подходящие, достойные слова, а это не так просто. Ведь 70 лет – это определённый рубеж, высокая ступень, на которую нужно было подняться.
Сегодня мы вместе пройдем путь длиною в 70 лет, а пламя свечей, которые вспыхнут чуть позже, будут согревать нас! А ваши улыбки и аплодисменты скрасят эту дорогу! С праздником! С днём рожденья, школа!
Презентация о динамике развития , о достижениях школы.
Олимпийской огонь прошел по планете . 24 ноября он прибыл в Иркутск Пусть огонь олимпиады принесет нашей стране, всем россиянам только победу и вернется к нам в Россию лет через 16, когда подрастут новые чемпионы.
Мы приглашаем на сцену будущих олимпийцев, воспитанников детского сада.
(дети детского сада под музыку исполняют физические упражнения, зарядку)
Ведущий: Сегодня у нас на празднике высокие гости, а это и есть признание наших состоявшихся 70 лет. Я приглашаю на сцену мэра МО «Боханский район» Сергея Александровича Середкина.
____________________________________________________________________
Ведущий: Слово предоставляем Начальнику Управления образования Дариме Чимитдоржиевне Мунхоевой ,
Слово предоставляется председателю районного комитета Порофсоюза работников образования. Павловой Татьяне Стпепановне.
Слово предоставляется главе МО «Хохорск» Анне Иннокентьевне Улахановой.
Слово предоставляется директору БПК Бадагуевой Оксане Родионовне
Ведущий: Коллектив школы трудитс я с энтузиазмом , творчески.
Информатика, математика, валеология,
Исключительно с целью реабилитации
В жизнь нашу входят инновации,
В вопросах детской адаптации не допустима профанация.
И выстрадав аккредитацию, вступила школа в аттестацию
Еремеева Ф.А. – итоги государственной аккредитации.
25-26 ноября 2013 года наша школа достойно прошла процедуру государственной аккредитации ОУ. (Презентация)
Выводы комиссии на презентации
Комиссии очень понравились наши дети, школа, в целом - деревня. Они поздравили нас с юбилеем школы ( зачитать поздравления) Елена Николаевна Румянцева подарила нам песню «Берегите своих детей» . И вот эту песню мы бы хотели сейчас исполнить для вас, наши уважаемые гости.
Песня «Берегите своих детей» - Еремеева Ф.А., Никифорова З.Х.
Ведущий: Знаний и мудрости школы обитель
В школу спокойно войдет
Добрый и мудрый старый учитель
Слава ему и почет.
Ведущий: Сегодня с теплотой в сердце, с искренними словами благодарности нам хочется поприветствовать наших учителей ветеранов педагогического труда, которые своим самозабвенным трудом создали славные страницы истории нашей родной школы.
Приглашаем на сцену
- Игнатьеву Дулму Дамбиевну, Почетный работник образования РФ
- Елаеву Аллу Борисовну , за свой многолетний и плодотворный труд награждена юбилейной медалью Усть-Ордынского бурятского автономного округа, многочисленными грамотами
( на экране фото ветеранов)
Ведущий: Говоря о ветеранах –педагогах, понимаешь смысл учительского призвания: верность учительскому долгу, беззаветная преданность школе и бескорыстная любовь к детям, которая благодарной памятью откликнулась в сердцах выпускников.
Поздравления ветеранов, исполнение ими песни на бурятском языке, вручение цветов
Поздравление гостей – родственники Игнатьева И.А.
______________________________________________________
Музыкальный номер : Топ- тобороб. Никифорова Лилия
Поздравление - руководители ОУ района
Поздравление – Амагаева Р.Р., директор Усть-Алтанской средней школы.
Поздравление – учителей , которые в разное время работали в Харатиргенской школе – Бабушкина Т.Б., Афанасьева Т.П., Могилева Р.К.
Современный танец «Малыши»
Ведущий 1. У каждой школы есть свои достоинства, но есть и то, что их роднит и объединяет. Это их выпускники.
Сегодня вы в гостях у нас ,
Для нас, родные, встреча с вами
Как светлый праздник каждый раз.
Встречаем с праздничным волнением
Вас, дорогих для нас людей.
Кто б мог похвастать в день рождения
Таким количеством гостей?!
Как нам запомнить ваши лица?!
Назвать вас всех по именам
Но вами вправе мы гордиться ,
Позвольте поклониться вам.
Ведущий 1. Наша школа по праву гордится своими выпускниками.
Ведущий 2. Нам приятно, что сегодня в этом зале собрались выпускники нашей родной школы. В каждом из 70 выпусков обязательно есть люди разных профессий. Это и учителя, слайд
Среди них такие как ______________________________\
Ведущий Это и юристы, доктора, журналисты и много- много других интересных профессий.
1 слайд
Улаханова Анна Иннокентьевна – глава МО «Хохорск»
И перечислить других.
Обращение к труженикам села, предприниматели ( связка )
Сейчас хотим предоставить слово выпускникам 1996 года ( Женя Ш) Они дарят сентизатор
Муз номер - Ковалевы Аида и Карина.
Завершающий аккорд – выступление работников МБУК.
Завершение официальной части.