Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста.
Мною разработаны и реализованы программы "Юным умникам и умницам", "Азбука пешехода", "Занимательный русский", "Учусь создавать проект", "Чтение с увлечением". Результаты реализации программ подверждаются достижениями моих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по внеурочной деятельности "Юным умникам" | 74.04 КБ |
Программа "Азбука пешехода" | 48.51 КБ |
Программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1-4 классы | 786.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по внеурочной деятельности «Юным умникам»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по спецкурсу «Юныем умникам» для 2-4 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленной в ФГОС НОО.
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 года);
- Приказ МО РФ от 06.10 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказ МО РФ от 26.11 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО РФ от 06.06.10 2009 г. № 373»
- Приказ МО РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Приказ МО РФ от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- Авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Юным умникам»
- Закона Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» № 240-V от 13 декабря 2013 г;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Курумканская СОШ №1», утвержденная 31.08.2015 г.;
- Уставом МБОУ «Курумканская СОШ №1», утвержденный 13.01.2012 г.
- Положением о рабочей программе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»
- Учебным планом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1», утвержденным 27.08.2015.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
- объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат. Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребёнка к школьному обучению. Главной чертой младшего школьного возраста является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению. Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).
В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности. Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать. В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются прежде всего взрослые. Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.
3.Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Модель занятия в 1-4 классах такова:
«Мозговая атака»(1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Разминка (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Веселая переменка (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Построение предметных картинок, штриховка (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами.
Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
4.Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс включает 1 час в неделю, в первом классе - 33 часа, во 2 – 4 классах - по 34 часа за учебный год. Программа первого класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с учебным планом школы. На реализацию регионального компонента в соответствии с учебным планом отводится 10% учебного времени — 3 часа в год.
5.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса в начальных классах является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в начальных классах являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
- плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в начальных классах являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса
В результате изучения данного курса в начальных классах обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
метапредметных результататов:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
6. Содержание программы
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Содержание программы развивающих занятий "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:
- Тренировка психических процессов. На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств:
-развитие концентрации внимания;
-тренировка внимания;
-тренировка слуховой памяти;
-тренировка зрительной памяти;
-совершенствование воображения;
-развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, - классификация и поиск закономерностей).
- Задачи геометрического характера. Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур:
-уникурсальные кривые;
-составление и моделирование предметов;
-построение фигур из счетных палочек;
-построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".
- Нестандартные задачи логического характера. Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления:
-анаграмма;
-комбинаторные задачи;
-задачи с альтернативным условием.
-Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы")
- Нестандартные задачи алгебраического характера. Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение:
-арифметический шифр;
-математический фокус ;
-арифметические лабиринты с воротами;
-математические ребусы;
-магические квадраты 3*3;
- Игры Зака А.А. Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
№ занятий | Развиваемые способности |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) |
2 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
3 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
4 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
5 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
6 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
7 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
8 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. Графический диктант |
9 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
10 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
11 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
12 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
13 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
14 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
15 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
16 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
17 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
18 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
19 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
20 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
21 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
22 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
23 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
24 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
25 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
26 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
27 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
28 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
29 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
30 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
31 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
32 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
33 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
- Тематическое планирование
2 класс
№ | Развиваемые способности |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) |
2 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Граф диктант |
3 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
4 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
5 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. |
6 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
7 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Граф диктант |
8 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. Граф.диктант |
9 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
10 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
11 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
12 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
13 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
14 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
15 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
16 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
17 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
18 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
19 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Граф диктант |
20 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
21 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
22 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
23 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
24 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. |
25 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
26 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Граф диктант |
27 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
28 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
29 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
30 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
31 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. |
32 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Граф диктант |
33 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления |
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
3 класс
№ п/п | Раздел, тема | Общее количество часов | |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 2 | ||
Развитие концентрации внимания | 4 | ||
Тренировка внимания | 2 | ||
Тренировка слуховой памяти | 4 | ||
Развитие логического мышления | 6 | ||
Совершенствование воображения | 6 | ||
Совершенствование мыслительных операций | 2 | ||
Развитие умения решать нестандартные задачи | 2 | ||
Тренировка зрительной памяти | 2 | ||
Обучение поиску закономерностей | 4 | ||
Итого: | 34 ч |
4 класс
№ | Раздел, тема | количество часов |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 1 |
2 | Развитие концентрации внимания | 2 |
3 | Тренировка внимания | 1 |
4 | Тренировка слуховой памяти | 2 |
5 | Развитие логического мышления | 3 |
6 | Совершенствование воображения | 3 |
7 | Совершенствование мыслительных операций | 1 |
8 | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 |
9 | Тренировка зрительной памяти | 1 |
10 | Обучение поиску закономерностей | 2 |
Итого | 34 ч |
8.Критерии оценивания
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок.
Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения программ занятий не предусматриваются. Изучение курса "Юным умникам и умницам" подразумевает безотметочные занятия, объектом оценивания становится духовно-нравственное развитие личности ребенка, воспитание потребности к личностному развитию, применения полученных знаний в самостоятельной деятельности, воспитание нравственных чувств и трудолюбия, развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье. Но это не означает, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний учащимися. Поскольку этот процесс индивидуален, необходимы формы контроля, позволяющие предусматривать проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по программе, во-вторых, глубину сформированности учебных умений.
Оценка должна решать, как минимум, две основные задачи:
- подведение итогов работы;
- сравнение (с самим собой и другими)
Подходы к оцениванию могут быть представлены следующим образом:
- поощрение, похвала,
- одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности
- использование технологии портфолио.
Составление портфеля творческих работ и достижений ученика позволит учащимся производить самооценку своей деятельности, самопроверку своих действий по овладению учебным материалом.
Одним из способов оценивания учеником своей деятельности и учителем их учебных результатов может являться систематическое обращение к материалам предлагаемых заданий: учащиеся под руководством учителя формулируют в начале занятия его задачи и анализируют в конце достижение (или недостижение) предполагаемых результатов.
При работе в парах или группах важна качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга, например, в виде создания и презентации творческих проектов. Ученики должны быть ориентированы в большей степени на самооценку, оценка учителем осуществляется в диалоге с учеником, она может быть изменена и уточнена. Педагог, в конечном счете, работает со шкалой требований к качеству обучения, приучая детей самостоятельно определять, какое умение нужно сформировать для решения конкретной содержательной или методической задачи.
Итогом оценки деятельности всей работы может стать проведение в конце учебного года праздника «Математический КВН».
Система оценки достижения планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы;
- самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Критерии оценки результатов тестов.
80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
60-80% - уровень выше среднего;
50-60% - средний уровень;
30-50% - уровень ниже среднего;
меньше 30% - низкий уровень.
9. Описание материально- технического обеспечения
2-4 класс
- Компьютер
- Мультимедиапроектор
- Экран
Дополнительная литература
Для учителя:
- О.А.Холодова. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. 4.1. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. -2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с. - (Стандарты второго поколения).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с. - (Стандарты второго поколения).
Для учащихся:
О.А.Холодова. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей. Рабочая тетрадь: в 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2015
Наглядно-дидактические пособия
- Счетные палочки, геометрические фигуры из бумаги
- Пазлы, разрезные картинки
- Цветная бумага, карандаши, ластик, простой карандаш.
10.Планируемые результаты.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- обобщать математический материал;
- Применять специальные приемы для лучшего запоминания;
- Принимать решения;
- Управлять собой в сложных ситуациях;
- Работать в группе.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн -ринги; Математические турниры и т.д.)
11. Приложения
Национально – региональный компонент
2 класс
№ | Тема урока | Национально – региональный компонент |
1 | Урок № 9 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций | Бадма живет на втором этаже. Пурбо живет в том же подъезде, что и Бадма, но он проходит по лестнице до своей квартиры в два раза ступенек. На каком этаже живет Пурбо? |
2 | Урок № 20. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей | Дарима, Сэсэгма и Насогма учились в разных школах и разных классах: Одна в спортивной школе во 2 классе, другая- в музыкальной школе во 2 классе, третья – в спортивной школе во 2 классе. Где училась каждая девочка, если Сэсэгма училась, как и Насогма во втором классе, а Насогма и Дарима в спортивной школе? |
3 | Урок № 29 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций
| Отца Баира зовут Соел Бадмаевич, а дедушку – Тумэн Саянович. Каково отчество мамы Баира? |
3 класс
№ | Тема урока | Национально-региональный компонент |
1. | Урок № 3 Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1. "Сколько девочек в вашем классе?"- спросила Дариму подруга из другой школы. Дарима, немного подумав, ответила: "Если отнять из наибольшего двузначного числа число, записанное двумя восьмёрками, и к полученному результату прибавить наименьшее двузначное число, то как раз получится число девочек в нашем классе." Сколько же было девочек в классе, где учится Дарима? 2. В путешествии Ардан ловил рыбу каждый день. Путешествие Ардана началось утром 12 августа и закончилось вечером 25 августа. Сколько дней Ардан ловил рыбу? |
2. | Урок №8 Развитие быстроты реакции. | 1. Врач дал Дулме 3 таблетки и велел принимать их через каждые полчаса. Дулма строго выполнила указание врача. На сколько времени хватило прописанных врачом таблеток? 2. Шифр кодового замка является двузначным числом. Бадма забыл код, но помнит, что сумма цифр этого числа, сложенная с их произведением , равна самому числу. Напишите всевозможные варианты кода, чтобы Бадма смог быстрее открыть замок. |
3. | Совершенство вание воображения. | 1. " Эржена сказала: У меня в корзине 30 грибов - рыжиков и груздей. Известно, что среди любых 12 грибов имеется хотя бы один рыжик, а среди любых 20 грибов - хотя бы один груздь. Сколько рыжиков и сколько груздей в корзине ?" 2. Мать для своих детей оставила дома конфеты. Первым из школы пришел брат Алдар, взял свою половину конфет и ушел гулять. Затем пришла сестра Арюна. Думая, что брат еще брал конфет, она съела половину оставшихся конфет, после чего осталось еще 3 конфеты. Сколько было конфет вначале? |
4 класс
№ | Содержание урока (номер, тема) | НРК Задания |
1. | Урок 8. Совершенствование воображения. | Логически – поисковые задачи Баир, Эрдэм, Жаргал и Булад участвовали в спортивных соревнованиях и заняли четыре первых места. На вопрос, кто какое место занял, были получены три разных ответа:
|
2. | Урок 14. Совершенствование воображения. | Задачи с рассуждением Дарима Очировна принесла в класс 111 тетрадей и раздала их поровну детям. Детей в классе больше 20, но меньше 40. Сколько детей в классе? |
Контрольно – измерительный материал
2 класс
Задача № 1
В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек?
Задача № 2
У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру.
Сколько всего детей у этого отца?
Задача № 3
В мастерской по пошиву одежды от куска сукна в 100 м ежедневно,
начиная с 1 марта, отрезали по 20 м. Когда был отрезан последний кусок?
Задача № 4
В клетке находятся 3 кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику.
Каждой девочке дали кролика. И все же в клетке остался один кролик.
Как так получилось?
Задача № 5
6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней.
За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков?
Задача № 6
На одном дереве сидело 40 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 6 сорок.
Сколько сорок осталось на дереве?
Задача № 7
Два землекопа за 2 часа работы выкопают 2 м канавы.
Сколько нужно землекопов, чтобы они за 100 часов работы выкопали 100 м такой же канавы?
Задача № 8
Два отца и два сына разделили между собой 3 апельсина так,
что каждому досталось по одному апельсину.
Как это могло получиться?
Задача № 9
По стеблю растения, высота которого 1 м, от земли ползет гусеница.
Днем она поднимается на 3 дм, а ночью опускается на 2 дм.
Через сколько суток гусеница доползет до верхушки растения?
Задача № 10
Есть два ведра емкостью 4 и 9 литров.
Как с их помощью принести из речки ровно 6 литров воды?
3 класс
1. Сможешь ли ты посадить 6 своих товарищей на две скамейки и один стул так, чтобы и на стуле, и на каждой скамейке сидело нечётное количество людей? Обведи правильный ответ.
( да ), ( нет )
2. Сравни значения выражений. Какой знак нужно поставить?
38 • 7 + 38 • 3 ... 38 • 11
3. Во дворе находятся куры и поросята. Всего 5 голов и 14 ног. Сколько во дворе кур и сколько поросят? Напиши ответ.
4. Установи правило, по которому составлен ряд чисел и продолжите его, записав ещё 3 числа:
3, 5, 8, 12, 17, …, …, … .
5. Помоги Незнайке:
А) Незнайка начертил три прямых линии. На каждой из них отметил три точки. Всего Незнайка отметил 6 точек. Нарисуй, как он это сделал.
Б) У Незнайки было пять целых груш, шесть половинок, да восемь четвертинок. Сколько всего груш было у Незнайки? Напиши ответ.
____________________________________________________________
6. Используя все известные тебе арифметические действия и скобки, составь равенства.
5 5 5 5 = 6 5 5 5 5 = 7 5 5 5 5 = 30
7. Расшифруй пример на сложение АА + АБ = ВВВ, где А, Б, В — различные цифры. Каждой букве А соответствует одна и та же цифра. То же и для букв Б, В.
______________________________________________________________________
8. Шестьдесят листов книги сказок А.С. Пушкина имеют толщину 1 см. Какова толщина всей книги, если в ней 240 страниц?________________________________
9. В трехзначном нечетном числе сумма цифр равна 3. Известно, что все 3 цифры различные. Найди это число. _____________________________________________
10. Столовая получила 200 кг фруктов. Яблок и апельсинов было 150 кг, а апельсинов и груш — 120 кг. Сколько яблок, апельсинов и груш в отдельности привезли в столовую?____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Программа
внеурочной деятельности
Азбука пешехода
по правилам дорожного движения
для детей младшего школьного возраста 7-10 лет
срок реализации 4 года
(спортивно-оздоровительное направление)
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Содержание программы
3. Календарно-тематическое планирование
4. Информационно –методическое обеспечение
- Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для пропаганды правил дорожного движения в 1-4 классах в соответствии с ФГОС.
Цель данной программы – вооружить младших школьников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего села, района.
Задачи программы:
-формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;
-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
-обучение школьников ПДД;
-привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице.
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы. На данных занятиях учащиеся: •приобретают знания и навыки поведения на улице;
•усваивают правила движения по дороге;
•учатся понимать сигналы светофора и жесты регулировщика;
•усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах;
•учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем;
•знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.
Знания и навыки, полученные учащимися на первом году обучения, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни.
Данные занятия помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.
Отличительными особенностями данной программы следует считать непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Программа построена по принципу нарастания объёма изученного материала. Педагог должен обращать внимание обучающихся на то, что безоговорочное выполнение ПДД - это условие сохранения жизни себе и окружающим.
Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги.
Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.
Формы и методы работы обучения учащихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:
- тематические занятия
- беседы
- конкурсы
- соревнования
- викторины на лучшее знание правил дорожного движения
- настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры
- экскурсии
- демонстрация фильмов и видеороликов
- беседы с инспекторами дорожного движения
Для закрепления пройденного материала эффективно использовать настольные, дидактические и подвижные игры
Основные методы проведения занятий :
- Словесные:
устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;
- Наглядные:
показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;
- Практические:
практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.
Контингент обучающихся: дети младшего школьного возраста 7-10 лет
Сроки реализации: программа рассчитана на 4 года.
1класс - 33часа; 2 класс-34 часа.;3 класс-34 часа ; 4 класс-34 часа.
Итого-135 часов.
Ожидаемые результаты освоения курса
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы. Изучение правил осуществляется с 1 класса вне сетки часов учебного плана. Занятия проводятся один раз в месяц по темам, предлагаемым далее. Продолжительность их 45 минут, в I классе – 35минут. В начале учебного года, а также перед каждыми каникулами проводится необходимый в данное время года инструктаж.
Обучение ПДД можно включать на уроках окружающего мира, входят и темы, связанные с движением на улицах и с изучением транспортных средств. На уроках трудового обучения и изобразительного искусства можно создавать тематические композиции, связанные с движением транспорта и людей по улицам.
Наиболее распространенным методом ведения занятий является беседа в сочетании с практическими упражнениями с использованием схем улиц и дорог, учебного перекрестка. Во время бесед необходимо доводить до сведения учеников сводки о ДТП на улицах района, случаи нарушения ПДД учащимися школы, учить детей давать оценку таким нарушениям. Ребенок должен не бояться дороги и транспорта, а уметь пользоваться накапливаемым на занятиях опытом.
Для закрепления знаний желательно широко применять настольные игры и подвижные игры в зале, викторины, конкурсы, праздники и т.д. Подвижные игры и тренировки лучше проводить на школьном дворе, на специально размеченной площадке. Занятия надо строить так, чтобы теоретические сведения по теме накапливались раньше, чем учащиеся приступят к выполнению упражнений и игр.
Важную роль в изучении ПДД играют экскурсии. Организация их во многом зависит от хорошо продуманного плана. При планировании экскурсии надо четко определить цель, задачи, маршрут и в соответствии с этим разрабатывать план. В плане проведения экскурсии учитель должен предусмотреть: отбор и перечень объектов наблюдения, план маршрутов экскурсии и последовательность ознакомления учащихся с объектами; распределение времени по этапам экскурсии. Проверку знаний желательно проводить в форме соревнований по группам с использованием карточек с задачами и вопросами.
Планируя учебную работу в начальной школе, учитель должен предусмотреть различные упражнения, выполнение самостоятельных заданий, работу в индивидуальных тетрадях по ПДД, организацию работы и привлечение отрядов ЮИД.
На занятиях учащиеся
- приобретают знания и навыки поведения на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.);
- усваивают правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее);
- учатся понимать сигналы светофоров и регулировщиков;
- усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т. д.;
- учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем ( соблюдать правила
ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.);
- знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной разметки проезжей части улицы (дороги).
Знания и навыки, полученные детьми в 1 и 2 классах, расширяются в 3 и 4 классах. Дается дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников (приводятся конкретные примеры из жизни).
Для подготовки и проведения занятий и экскурсий учитель может привлекать общественных автоинспекторов, сотрудников автоинспекции, водителей транспорта.
2.Тематическое планирование.
Учебные занятия проводятся один раз в месяц. Программа рассчитана на 9 часов в каждом классе. В планирование не включены экскурсии и инструктажи, которые педагог планирует самостоятельно в зависимости от индивидуальных особенностей своего класса.
2.1.Тематическое планирование для 1 класса
№ занятия | Тема | Количество часов |
1 | На улицах нашего села. | 1 |
2 | Мы идем в школу. | 1 |
3 | Как правильно переходить дорогу | 1 |
4 | Светофор и его сигналы | 1 |
5 | Мы пассажиры. | 1 |
6 | Знаки на дорогах. | 1 |
7 | Опасные игры. | 1 |
8 | Учимся соблюдать правила движения | 1 |
9 | Обобщающий урок | 1 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Учащиеся 1-го класса должны уметь:
- переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
Кого называют пешеходом?
Что такое транспорт?
Для чего предназначен тротуар?
Что такое перекресток?
Для чего служат ПДД?
Для чего служит проезжая часть?
Где надо переходить улицу?
Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
Где можно играть?
Как нужно вести себя на улице?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
Зачем нужны дорожные знаки?
В каких местах устанавливается знак «Дети»?
Где можно кататься на велосипеде?
Почему опасно цепляться за автомобили?
Почему на санках нельзя кататься на улице?
Где нужно ожидать общественный транспорт?
Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
Как нужно себя вести в общественном транспорте?
2.2. Тематическое планирование для 2 класса
№ занятия | Тема | Количество часов |
1 | Как мы знаем правила дорожного движения. | 1 |
2 | Сигналы регулировщика. | 1 |
3 | Элементы улиц и дорог. | 1 |
4 | Перекрестки и их виды. Разметка проезжей части улиц. | 1 |
5 | Движение пешеходов по улицам города. | 1 |
6 | Правила перехода улиц и дорог. | 1 |
7 | Как переходить улицу на регулируемом перекрестке. | 1 |
8 | Как обходить стоящий транспорт. | 1 |
9 | Практические занятия и игры по ПДД на специально размеченной площадке. | 1 |
10 | Резервный урок | 1 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся .
Знать:
- все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы;
- правила движения по загородной дороге; - все виды перекрёстков и правила перехода проезжей части на них;
- все сигналы светофора и их значение;
- правила перехода проезжей части;
- правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса.
Уметь:
- применять на практике основные правила перехода проезжей части;
- перейти улицу, дорогу с односторонним движением;
- выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку.
Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
1. Назови участников дорожного движения.
2. Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
3. Назови части городской (загородной) дороги.
4. Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»
5. Как называется место, где пересекаются улицы?
6. Назовите типы перекрёстков.
7. Какие бывают пешеходные переходы?
8. Расскажи свой путь «Дом – школа»
9. Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
10. Где следует ожидать общественный транспорт?
11. Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.
12.Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.
13. Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?
14. Что такое «зебра»?
15. Что такое «островок безопасности»?
16. Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
2.3. Тематическое планирование для 3 класса
№ занятия | Тема | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Сигналы светофора и регулировщика. | 1 |
3 | Дорожные знаки. | 1 |
4 | Виды транспортных средств. Обязанности пассажиров. | 1 |
5 | Тормозной путь транспорта. | 1 |
6 | Я иду по улице. | 1 |
7 | Как переходить улицу на нерегулируемом перекрестке. | 1 |
8 | Мы велосипедисты. | 1 |
9 | Игра – соревнование на площадке по правилам движения на велосипедах. | 1 |
10 | Резервный урок |
Учащиеся 3-го класса должны знать:
• что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
• правила: - перехода дорог с двусторонним и односторонним движением; - перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта; - перехода железной дороги.
• Учащиеся класса должны уметь:
- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
- переходить железнодорожные пути;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
• Что понимается под улицей, и на какие части она делится?
• Какие вы знаете элементы дороги?
• Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?
• Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?
• Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?
• Зачем нужны обочина и кювет?
• Как отличить главную дорогу от второстепенной?
• Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?
• Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?
2.4. Тематическое планирование для 4 класса
№ занятия | Тема | Количество часов |
1 | Наш путь в школу и новые маршруты. | 1 |
2 | Причины дорожно-транспортных происшествий. | 1 |
3 | Движение учащихся группами и в колонне. | 1 |
4 | Труд водителя. | 1 |
5 | Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. | 1 |
6 | Предупредительные сигналы водителей. | 1 |
7 | Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами. | 1 |
8 | На железной дороге. | 1 |
9 | Практические занятия на специально размеченной площадке. | 1 |
10 | Резервное время | 1 |
Формировать и развивать у учащихся 4-го классов:
• устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
• познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь); • понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;
• самоконтроль и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Вопросы итогового контроля знаний учащихся
• Назови участников дорожного движения.
• Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
• Назови части городской (загородной) дороги.
• Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой»
• Как называется место, где пересекаются улицы?
• Назовите типы перекрёстков.
• Какие бывают пешеходные переходы?
• Расскажи свой путь «Дом – школа»
• Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
• Где следует ожидать общественный транспорт?
• Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.
• Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.
• Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?
• Что такое «зебра»?
• Что такое «островок безопасности»?
• Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
• Какие бывают пешеходные переходы?
• Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?
• Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?
• Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
• Где должны ходить пешеходы?
• Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.
• Какие дорожные знаки тебе известны?
• Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?
• Какие бывают светофоры?
• Что означает каждый сигнал светофора?
• Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?
• Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?
• Какое движение называют правосторонним и почему?
• Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?
Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
• Для чего нужны дорожные знаки?
• Где и как устанавливаются дорожные знаки?
• На какие группы делятся все дорожные знаки?
• Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?
• Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-
• указательных знаков?
• Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?
• Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?
• Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?
Основные понятия
Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода и пассажира транспортного средства.
Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
Как видно из определения, к понятию «водитель можно отнести лиц, которые сидят за рулем автомобиля, троллейбуса, трактора, мотоколяски, трамвая, гужевой повозки, велосипеда и т.д.
Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.
Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Регулировщик - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, закрепленных Правилами, и непосредственно осуществляющее, указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.
Дорога - обустроенная иди приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. По проезжей части движутся только колесные транспортные средства: автомобили, троллейбусы, трактора, мотоциклы, велосипеды, мопеды, гужевые повозки и т.д. Движение трамваев осуществляется по трамвайным путям, которые являются также элементом дороги.
Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
Правила запрещают движение транспортных средств по тротуарам, за исключением случаев подвоза грузов к торговыми другим предприятиям и проведения уборочных или ремонтных работ при соблюдении мер безопасности.
Разделительная полоса - конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
Разделительные полосы могут разделять проезжие части как противоположного, так и попутного направления. Они, как правило, окаймлены возвышающимися на 15-20 см бордюрными камнями.
Разделительная полоса может иметь разрывы, предназначенные для проезда уборочных транспортных средств, проезд других транспортных средств в таких местах запрещен.
Главная дорога - дорога с твердым покрытием по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающей территории. Признаком главной дороги служит прежде всего наличие специальных дорожных знаков.
Грунтовая дорога не имеет искусственного покрытия, хотя другими признаками может и не отличаться от обычной дороги.
Перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Пешеходный переход - участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дороги.
Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Ширина полосы движения колеблется от 2,75 м (при движении только легковых автомобилей) до 3,75 м (в зависимости от категории дороги).
Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется на любые трактора и самоходные машины.
Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более, приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
Мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
Мопед - двух или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3, имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесными двигателями, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин, а также на большее, если это необходимо, для посадки или высадки пассажиров, либо для загрузки или разгрузки транспортного средства.
Стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира. или появлением опасности на дороге.
Обгон - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выходом из занимаемой полосы.
Организованная перевозка детей - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.
Организованная пешая колонна - группа людей, совместно движущихся в одном направлении.
Железнодорожный переезд - пересечение дорог с железнодорожными путями на одном уровне. Это понятие охватывает все виды переездов: охраняемых, неохраняемых, оборудованных и не оборудованных средствами сигнализации, с одним или несколькими путями и т.д.
Пересечение с трамвайными путями не относится к железнодорожным переездам, независимо от того, устроены трамвайные пути на обособленном полотне или расположены на одном уровне с проезжей частью.
Результаты
№ | Название конкурса | Дата проведения | Уровень | Результат |
1 | «Веселый светофор» | 2016 | школьный | 1 |
2 | «Веселый светофор» | 2016 | районный | 2 |
3 | «Безопасное колесо» | 2017 | районный | 1 |
4 | «Безопасное колесо» Номинация «Знатоки ПДД» | 2017 | районный | 1 |
5 | «Безопасное колесо» Номинация «Первая медицинская помощь» | 2017 | районный | 1 |
6 | «Безопасное колесо» Номинация «Фигурное вождение велосипеда» (Надмитова Дарима) | 2017 | районный | 1 |
7 | «Безопасное колесо» Номинация «Фигурное вождение велосипеда» (Барбуев Тимур) | 2017 | районный | 1 |
8 | «Безопасное колесо» Номинация «Визитная карточка» | 2017 | районный | 1 |
9 | «Безопасное колесо-2017» | 2017 | республиканский | Диплом участника |