Современные образовательные педагогические технологии

Гармаева Тамара Будажаповна

Современные образовательные технологии в педагогической деятельности учителя начальных классов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Гармаева Тамара Будажаповна, учитель начальных классов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО  ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ

Каким должен быть личностно – ориентированный урок?

       В настоящее время в системе образования происходят изменения, которые чутко реагируют на изменения во внешней среде, адаптируются к ее меняющимся потребностям. Длительное время государству нужны были не личности, а функции, которые могут исполнять люди. И школа давала знания, умения и навыки. Современные условия требуют, чтобы в центр школьного образования было поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного влиять на собственную образовательную траекторию.   В новой социальной ситуации школа должна выполнять, все более социализирующую функцию ребенка, поэтому всякое обучение должно быть личностно значимым.

Важно обеспечить личностно ориентированное образование в начальной школе, так как именно особенности воспитания и обучения в 7-10 летнем возрасте определяют  траекторию развития личности ребёнка в среднем и старшем звене школы и его дальнейшее профессиональное становление.

Как же добиться поставленных перед школой государством задач и создать условия, в которых каждый ученик мог реализовать себя, как субъект собственной жизни, деятельности и обучения?

Важной особенностью системы личностно-ориентированного  обучения   является то, что данный процесс позиционируется, как развитие Личности ребенка, а значит, обучение должно быть нацелено не на весь класс -  как единое целое, а на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение имеет личностно- ориентированную направленность.

Технология  личностно ориентированного обучения  универсальна, она используется на любом уроке.

Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит   самобытность ребёнка, его самоценность, субъектность (способность к самоуправлению) процессов обучения.

Цель личностно ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Личностно ориентированное обучение строится на следующих принципах:

1.принцип самоактуализации (желание быть лучше)

2.принцип индивидуальности

3.принцип субъектности

4.принцип выбора

5.принцип творчества и успеха

6.принцип доверия и поддержки

Итак, личностно ориентированный урок изменяет:

■   тип взаимодействия учителя и ученика (от команды к сотрудничеству);

■   ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения;

■   позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу;

■   характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учеников.

  Особенности построения личностно ориентированного урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Именно мотивы определяют учение школьников, являются внутренним стимулом продвижения школьников в обучении. Поэтому в своей работе,  считаю необходимым  целенаправленно и ежеурочно формировать устойчивую положительную школьную  мотивацию школьников.

             В практике использую следующие приёмы для создания  положительной мотивации учащихся к организации учебной деятельности:

1.Постановка очередных задач и их выделение на каждом уроке по теме. В структуре урока обязательным является мотивирующий этап, во время которого учащиеся подводятся к теме урока и определяют, чему они хотят научиться на уроке и зачем им это надо. Также примером может послужить то, что на каждом вводном уроке в тему мы определяет то, что нам предстоит изучить по данному разделу, и просматриваем задачи по урокам, чтобы осознанно подойти к конкретному этапу обучения.

2.Использование занимательных ситуаций на этапе мотивации.

3.Анализ проблемных ситуаций по теме урока. Решение творческих задач.

4.Использование исследовательских задач.

2. Целеполагание и прогнозирование учебной деятельности.

 Очень важным в личностно ориентированном уроке является этап целеполагания и прогнозирования результата.

Прогнозирование учебной деятельности реализуется при выдвижении ее целей. Но если предвидение - это мыслительный процесс, который выполняется в голове педагога или ученика, то цель - желаемый результат, который необходимо достигнуть. Поэтому она не только осознается, но и фиксируется. Учитель вместе с детьми формулирует цель, учитывая положительный, желаемый прогноз.

3.  Рефлексия учебной деятельности.

 «Рефлексия – умение осознавать то, что человек делает и аргументировать, обосновывать свою деятельность»,- писала Талызина Нина Федоровна — отечественный психолог, доктор психологических наук, внесла крупный вклад в разработку деятельностной теории учения

Рефлексия может быть организована следующими сторонами:

  • физическая сторона (успел – не успел, устал – не устал, т. е. осознание условий работы, самоощущений);
  • сенсорная сторона  (отражает самочувствие: комфортно – некомфортно, был уверен – не уверен, был доволен чем-то – не доволен чем-то);
  • интеллектуальная сторона ( что и как понял – что не понял, в чём сомневаюсь, какие и в чём затруднения испытываю и т.д.)
  • духовная сторона (стал лучше – хуже, помогал на уроке или мешал, был ли полезен другим, был интересен).

Рефлексия может осуществляться в сфере сознания (мышления), деятельности, общения и, что самое главное, самосознания.

Для формирования содержательной учебной рефлексии в практике использую такие приёмы и методы:

  • метод не законченных предложений

                     (Сегодня на уроке мне удалось… 

                    Самым трудным на уроке было…

                     Самым интересным на уроке было…

                     Я думаю, мне следует продолжить изучение…

                     Мне надо обратить внимание на…

                     Самый интересный момент на уроке – это…

                     Самый неинтересный момент – это …)

  • Данную работу провожу и письменно, и устно.

 рисование настроения по ходу и в конце урока (личики, солнышко);

значки на полях  (всё понятно, получается хорошо – «+»,

                                           есть затруднения – «┴»,

                                           очень трудно, нужна помощь – «-» или «П!»,

                                           интересно – «!»,

                                           узнал новое – « Н.»);

такой вид оценивания:

«У каждого на парте лежит незаконченный смайлик.

Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему;

? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы;

Теперь дорисуем рот:

+  -  Урок понравился и вы довольны своей работой;

= - Урок не понравился, я не очень доволен своей работой».

4.  Контрольно- оценочная деятельность.

   На практике использую следующие приёмы, методы формирования самоконтроля.

    Для формирования предварительного (прогностического) самоконтроля, проверяющего уровень готовности к выполнению задания, решения учебной задачи, использую следующие приёмы:

  • Ориентировка в задании до начала работы:

-Как вы думаете, сможете ли вы выполнить это задание? Трудно ли оно для вас?

- что именно трудно?

-Что надо учитывать при выполнении работы? С чего начнёте работу?

- Какие этапы можете выделить у работы? Определим их последовательность.

-Как вы сможете себя проверить?

- Для чего нужно уметь решать такие задания?

- Какие трудности могут встретиться при выполнении задания? Где можно допустить ошибку?

- Составьте схему (алгоритм) решения задания.

- Какая помощь , знания могут понадобиться?

Постепенно данные вопросы как бы сворачиваются, переходят во внутренний план действий учеников.

  • Определение плана и хода выполнения задания

- С чего лучше начать работу? Что логичнее сделать сначала, а что потом?

Как правило, пункты плана выношу на доску, а затем обсуждаем последовательность их выполнения с детьми,  строим урок, опираясь на совместно выработанный план.

  • Самоинструктаж и взаимоинструктаж.

-Подумайте, как лучше выполнить задание. Подготовьте план, инструкцию, которая помогла бы вам (или вашим товарищам) правильно выполнить задание.

  • Анализ учебного материала.

Так при решении задач часто использую такой приём:

- Прочитайте задачу. В паре проанализируйте условие, найдите способ решения задачи.

Главное условие, каждый ученик класса должен понять и суметь объяснить решение данной задачи. Если какая-то пара не может справиться с заданием, то пары объединяются в четвёрки, и анализ идёт уже в четвёрке. После решения задачи особо отмечаются те ребята, которые смогли не только правильно решить, а главное сумели понять и  объяснить другим ход решения.

            

Моя практика показала, что организация личностно ориентированных уроков приводит к  заметным результатам, так как:

- такое построение уроков позволяет учащимся осознать способы получения знаний;

- ученик становится субъектом учебной деятельности, приобретая главное умение – умение самостоятельно учиться;

- личностно ориентированный урок даёт возможность широкого применения групповой и парной форм работы;

- развивает умения учащихся по постановке цели, прогнозированию предстоящей деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексии;

-  класс формируется как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную проблему, искать пути её решения;

-   такое построение уроков  обеспечивает преемственность начальным общим и основным общим образованием.

   Русский  язык

Для повышения эффективности урока, развития интереса к русскому языку нужно применять занимательные дидактические игры. Ученики с интересом ждут таких уроков и сами предлагают свои ребусы, кроссворды; подбирают загадки, пословицы.

На уроках могут работать «Спонсоры» – дежурные, которые подготавливаются к минутке чистописания (во 2 - 4 классах). Они дома подбирают интересные стихи, загадки, ребусы или пословицы на определенную букву, например,  «Что у цапли впереди, а у зайца сзади?»     (буква ц) - «спонсор» записывает на доске эту букву – можно с узорами и записываем пословицу на эту букву.

Провожу занимательные минутки из книги рекордов Гиннеса – «Какая самая нерусская буква? – «Ф» - ни одного русского слова, начинающегося с этой буквы не существует.  Далее выполняем минутку чистописания:

     Фф

1) Ффа Ффе Ффё… (продолжить Ффи Ффо Ффу Ффы Ффэ Ффю Ффя)

2) фа фб фв фг… (продолжить фд фе фё фж фз и т.д.)

   Фабрика, фонарь 

Также на уроках русского языка можно проводить элементы игры. «Поле чудес», например, задаю вопрос: «Место, где растут цветы?» (ребята по буквам отгадывают слово)

Ц

В

Е

Т

Н

И

К

Затем даются разноуровневые задание к этому слову:

1 уровень: подобрать однокоренные слова; поставить ударение;

2 уровень: разобрать по составу; определить склонение;

3 уровень: просклонять по падежам;  произвести фонетический разбор.

Литературное  чтение

 Можно проводить викторины по пройденным произведениям, а также аукционы (продажа образов, персонажей и окружающих предметов), например,

а) продается образ «Среднего роста, плечистый и крепкий, ходит ..»          

(С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»);

б) Продается явление природы: «Гремят раскаты молодые..»

(Ф. Тютчев  «Весенняя гроза»)

в) Продается предмет: «Он взял счеты и подошел к ним. Покрутил, подержал, послушал и опять защелкал.

(Ходики, «Сказка о потерянном времени» Е. Шварц)

Разновидность игры «Счастливый случай» (по обобщению темы)

1

2

5

6

3

4

7

8

9

10

13

14

11

12

15

16

Желтый – скороговорки,

Синий – кроссворды,

Зеленый – пословицы,

Красный – пересказ

В мешочке 17 бочонков с номерами от 1 до 17. Ученик вытаскивает бочонок с определенным номером, и все выполняют задания (пословицы, скороговорки и кроссворды на отдельных листках).  (один бочонок –физминутка)

Следующая игра: «Собери картину» - определенная картина разрезается на несколько частей, а затем по этапам урока собирается учащимися и по собранной картинке составить рассказ, подобрать подобный ему из прочитанных произведений, сравнить героев.

Следующая игра – «Литературная дуэль»

1 уровень – соревнование на знание русских народных сказок

2 уровень – соревнование на знание содержания прочитанных произведений

3 уровень – составление стихотворений по предложенным рифмам

Например: опушка – кукушка”, “скворец – дворец”. Далее работала детская фантазия, и ребята сами выдумывали слова. С заданиями справились хорошо. Вот что получилось:

Лера М.: “Есть в лесу одна опушка,
Любит там сидеть кукушка”.

Максим Б.: “Прилетел весной скворец,
Быстро занял свой дворец”.

1.  Подбирается слово в рифму, подходящее по смыслу, выделяется изучаемый звук. “Лежебока рыжий кот отлежал себе…(живот)”, «За-за-за-уходи домой коза»

Задания на выбор слов, подходящих по смыслу:

Например: “У меня пропал носок

                     Утащил его… (пенёк, денёк, щенок)

                    Медведица рыщет,

                    Медвежат под ёлкой… (рыщет, ищет, свищет).

 « система бонусов » (фишки, рекламные карточки). Каждый правильный ответ ученика оценивается  (фишками или рекламными карточками). Ответив правильно на вопрос, домашнее задание, каждый ученик получает фишку. Затем, набрав определенное количество фишек, ученик получает возможность купить на них все, что захочет в нашем классном магазине (товары для которого мы приобретаем на деньги из классного фонда, либо учащиеся приносят из дома различные игрушки, безделушки). Все это повышает интерес детей к учебе, даже самый скучный урок может превратиться для них в желаемый, долгожданный, самый увлекательный и интересный.

 

В своей книге «Личностно-гуманная основа педагогического процесса» Ш.А. Амонашвили определяет технологию личностно-ориентированного процесса.    «Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям, при необходимости содействуйте, выражайте ему « радость», «сочувствие» или «вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему», «выражайте живой интерес к увлечениям отдельных детей», «удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребенок совершает достойный поступок, проявляет смекалку» .

Список используемых источников:

  1. Аникина А.. Жарова Т., Акшина Т.  Игры на уроках русского языка – М.: Русский язык, 1990
  2. Жигалкина Т.К.  Игровые и занимательные задания по математике – М.: Просвещение, 1989
  3. Патрушева В.В.  Играем, считаем // начальная школа. – 1994. - № 5
  4. Перькова О.И., М.А. Вержбицкая Время подводить итоги // Начальная школа. – 1989. - № 9
  5. Родионова Л.Г., Сазанова А.И. Раз, два три – отвечай!. – М., 1994
  6. Седова О.О. Элементы занимательности на уроках // Начальная школа. – 1982. - № 9-10
  7. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в  начальной школе. – М.: Просвещение 1975
  8. Сахаров И.П. Н.Н Аменицкий  Забавная арифметика. – С-Пб.: Лань, 1996