Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

Гармаева Тамара Будажаповна

Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

                                                                

Форма представленного опыта работы (доклад, публикация, творческий отчет, мастер -класс и др)

Уровень (школьный, муниципальный, региональный) с указанием названия мероприятия

Тема представленного опыта работы

Год

Публикация

Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование» сборник статей, часть 12

https://nsportal.ru/media-gallery/detail/3197525/21857342

2020 год

Публикация

Международный образовательно-просветительский портал «ФГОС онлайн»

Доклад «Работа с одаренными детьми»

https://nsportal.ru/media-gallery/detail/3197525/21857329

2019 год

Публикация

Международный образовательно-просветительский портал «ФГОС онлайн»

Статья «Каллиграфия в начальной школе» https://nsportal.ru/media-gallery/detail/3197525/21857328

2019 год

Интернет публикация

Всероссийский педпортал

Разработка классного часа «Я и мои друзья» https://pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/klassnyy-chas-laquo-ya-i-moi-druzya-raquo-734570

2018 год

Открытый урок

Районный семинар учителей начальной школы

Урок по математике «Пирамида» 4 класс

https://nsportal.ru/media-gallery/detail/3197525/14316701

2018 год

Публикация

Всероссийско – образовательное издания «Альманах педагога

Конспект урока по математике «Пирамида»

https://nsportal.ru/media-gallery/detail/3197525/14316701

2018 год

Публикация

Всероссийско – образовательное издания «Альманах педагога

Конспект урока по литературному чтению «Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев», С.Я. Маршак»

https://nsportal.ru/media-gallery/detail/3197525/14316766

2018 год

Открытый урок

Школьный (предметная неделя по лит.чтению)

Конспект урока по литературному чтению «Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев», С.Я. Маршак»

https://nsportal.ru/media-gallery/detail/3197525/14316766

2018

год

 

Выступление

 

Районный семинар воспитателей д/с и учителей начальных классов

Семинар - практикум для воспитателей

«Преемственность между детским садом и начальной школой»

https://nsportal.ru/media-gallery/detail/3197525/21857342

2018 год

Открытый урок

Школьный (день открытых дверей)

«Самые дорогие наши бабушки, дедушки»

2017 год

Открытый урок

Районный семинар по ОРКСЭ

ОРКСЭ «Семейные традиции»

2017 год

Доклад, публикация

Школьный методический семинар

«Система работы с одаренными детьми»

https://nsportal.ru/media-gallery/detail/3197525/21857333

 

2016 год

Интернет публикация

EduContest.Net: интернет-библиотека

учебно-методических материалов

Исследовательская работа «Удивительное рядом…» https://educontest.net/ru/1797421/исследователская-работа-удивителное/ -

2015 год

Конкурс «Самый классный классный»

Открытый классный час

Районный

Классный час «Моя страна Курумкания»,

Апрель,2014г

Конкурс «Самый классный классный»

Мастер-класс

Районный

Мастер класс «Умею читать»;

Апрель, 2014г

Районный семинар учителей начальных классов

районный

Классный час «Я здоровье сберегу сам себе помогу»

 

Март, 2013г

Открытый классный час

Межрегиональный

(БОП «Агинская окружная гимназия-интернат»

Стажировка «Модель индивидуализации образования в гимназии с допрофессиональной управленческой подготовкой»)

Классный час «Я здоровье сберегу сам себе помогу»

http://gimnaga.ru/content/bazovaya-opornaya-ploshchadka-14-16-noyabrya-den-tretii-0

Ноябрь 2012г

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности в межаттестационный период

Гармаева Тамара Будажаповна, учитель начальных классов

МБОУ «Курумканская СОШ №1»

Год

Форма мероприятия

Уровень

Тема

2013

Стажировочная площадка

Региональный

Агинская окружная гимназия

 «Я здоровье сберегу, сам себе помогу»

2015

Семинар учителей начальных классов

районный

Открытый урок по математике

«Километр. Миллиметр»

2016

Конкурс «Самый классный классный»

районный

Классный час Моя страна Курумкания»

2016

Конкурс «Самый классный классный»

районный

Защита педагогической концепции

2016

Конкурс «Самый классный классный»

районный

Мастер-класс «Умею читать»

2017

Открытый классный час

школьный

«Мама – первое слово»

2017

Творческая неделя учителей начальных классов

школьный

Открытый урок

2018

Семинар учителей начальных классов

школьный

Открытый урок по русскому языку «Знакомство с родственными словами»

2018

Семинар учителей начальных классов

районный

Открытый урок по ОРКСЭ

2018

Публикация

всероссийский

«Лучшая методическая разработка по ФГОС»

2018

Педагогический совет

школьный

«Адаптация первоклассников к школе»

2019

Семинар учителей начальной школы и ДОУ

районный

Доклад «Преемственность  детского сада и начальной школы в условиях реализации ФГОС»

2019

Педагогическая практика студентки БРПК

школьный

Открытые уроки по предметам

2019

Педсовет

школьный

Доклад «Одаренные дети»

2019

Творческая неделя учителей начальных классов

школьный

Открытый урок по окружающему миру «Что такое семья»

2019

Публикация

всероссийский

Конкурс профессионального мастерства работников образования им. К.Д. Ушинского «Педагогическое наследие»

2020

Методическое объединение учителей начальных классов

школьный

Доклад «Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса»

2020

Разработка личного сайта

всероссийский

Размещение методических материалов на сайте (презентации, разработки к внеклассным мероприятиям, разработки уроков)

2020

Онлайн-обучение во время карантина

школьный

Опыт использования обучающей платформы на Учи.ру

2020

Публикация в сборнике №12

Международная дистанционная педагогическая конференция «Педагогика и образование»

всероссийский

Статья «Преемственность детского сада  и начальной школы в условиях реализации ФГОС»

Участие в профессиональных конкурсах

Название профессионального конкурса

Уровень

Вклад

Учебный год

Результат

«Ученик года начальной школы»

районный

Руководитель творческой группы

2013-2014

Гран-при

«Ученик года начальной школы»

республиканский

Руководитель творческой группы

2013-2014

Диплом III степени

Конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

районный

Член творческой группы

2015-2016

Гран - при

Конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

республиканский

Член творческой группы

2015-2016

Открытый урок

Конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

республиканский

Член творческой группы

2015-2016

Защита педагогической концепции

Конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

республиканский

Член творческой группы

2015-2016

Защита образовательной программы

Конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

республиканский

Член творческой группы

2015-2016

Визитная карточка

Конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

республиканский

Член творческой группы

2015-2016

Гран-при

Конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

Всероссийский

г. Москва

Член творческой группы

2015-2016

Защита «Мое педагогическое кредо»

Конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

Всероссийский

г. Москва

Член творческой группы

2015-2016

Открытый урок

Конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

Всероссийский

г. Москва

Член творческой группы

2015-2016

Импровизация

Конкурс «Самый классный классный»

районный

участие

2016-2017

Номинация «Инновационная деятельность»

Конкурс «Лучшая методическая разработка по ФГОС»

Всероссийский

участие

2018 год

1 место

Конкурс профессионального мастерства работников образования им. К.Д. Ушинского «Педагогическое наследие

Всероссийский

участие

2020 год

диплом 1 степени

Спартакиада работников образования

районный

Член сборной школы

ежегодно

Победитель и призер по настольному теннису

Спартакиада работников образования

республиканский

Член сборной района

2015, 2017

Участие

Управляющий совет школы

школьный

Член УС

2015-2021

Секретарь УС

Комиссия по стимулирующей части школы

школьный

Член комиссии

2015-2019

Участие

Летняя оздоровительная кампания школы

школьный

Организатор летнего отдыха школы

2014-2021

Начальник всех типов лагерей

Участие в работе методических объединений

Год

Форма работы

Уровень

2016-2017

Член школьной и муниципальной комиссии научно – практической конференции «Первые шаги»

районный

2016-2017

Член жюри районной олимпиады по математике

районный

ежегодно

Организатор ЕГЭ

районный

ежегодно

Участие в организации и проведении олимпиады среди учащихся начальной школы

школьный

2014-2016

Руководитель МО учителей начальных классов

школьный

2020-2021

Руководитель МО учителей начальных классов

школьный

ежегодно

Выступление на методическом объединении

школьный

2016-2017

Разработка ООП НОО

школьный

ежегодно

Разработка рабочих программ по УМК «Начальная школа 21 века» и программ внеурочной деятельности

школьный

ежегодно

Организация и проведение недели русского языка, математики и окружающего мира

школьный

ежегодно

Организация и проведение районной олимпиады по Байкаловедению

Районный



Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми (из опыта работы)

Одарённый ребенок. Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации одарённых детей. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой ценность для общества. Если дети – национальное богатство любой страны, то одаренные дети – ее интеллектуальный, творческий потенциал.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.

В начальной школе учителю важно выявить одаренных детей на самых первых порах обучения. Эти дети, как показывает практика, неусидчивы, не любят заниматься делом, которое им не нравится, например, письмо; стараются всегда ответить первыми, поразить своими познаниями в какой-либо области. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они знают не только названия всех ископаемых этого вида, но и точную их массу, длину тела, место обитания и т.д.

Среди основных задач школы стоит работа с одаренными детьми, имеющих все возможности проявить себя, раскрыться, развивать свои способности.

Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.

1. дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта. У детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью. Они задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное. Обладают способность учиться, умеют анализировать, и мыслить.

2. дети с высоким уровнем творческих способностей. Они обладают не шаблонным мышлением, интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.

3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности, их чаще всего называют талантливыми. Дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунка и лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства. Это юные музыканты, художники, математики, шахматисты и другие.

4. дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны. Дети все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.

Каждый родитель мечтает, чтобы их ребенок вырос способным и талантливым, хорошо учился в школе, овладел множеством знаний, стал деловым и востребованным. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Дети с ранним расцветом интеллекта, приходя в первый класс, нередко встречают в школе, где всех учат одинаково. Трудности, непонимание, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Умный и активный ученик, стремясь обратить на себя внимание, быстро и легко выполняя все задания, скоро становится в тягость и учителю, и своим сверстникам. Часто таких учеников перестают спрашивать, а если, видя, что его активность не нужна учителю, он переключается на посторонние предметы, то вызывает недовольство педагога. Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.

Таким образом, поначалу активный школьник, любящий учиться, становится лишним в школе, а она становится ему, не нужна. Он перестает посещать уроки, и к подростковому возрасту оказывается в конфликте с учителями. Некоторых учителей раздражают проявления их «чрезмерной» умственной активности (каверзные вопросы, реплики, отвлеченные рассуждения и т.п.). В условиях реальной школьной практики, когда осуществление  индивидуального подхода весьма затруднительно, одаренные дети нередко оказываются наряду с отстающими учениками на положении изгоев, которым со стороны педагога не уделяется достаточно внимания.

Причина конфликта еще и в том, что способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, а школьная программа ничего не может им предложить. Часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете, приспосабливается к общим требованиям, но это происходит ценой потери своей самостоятельности, любознательности и творческих порывов, и их реальные возможности остаются невостребованными. Часто к одаренным детям в школе предъявляют гораздо больше требований, чем к другим ученикам. Возникают трудности со сверстниками, которые к концу начальной школы начинают отторгать от себя такого ученика, дают ему обидные прозвища, и он, боясь отверженности от коллектива, стремится быть как все, избегает показывать себя знающим больше других или более старательным.

Очевидно, что ранее проявление одаренности в детском возрасте требует пристального внимания к ребенку со стороны родителей и педагогов.

Желательно, чтобы обучение одаренных детей строилось на основе специально разработанных программ, которые способствовали бы полной реализации творческого и интеллектуального потенциала.

Перед учителями начальной школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями.

 Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:

 • индивидуальный подход на уроках;

• дополнительные занятия с одаренными учащимися;

• участие в олимпиадах различного уровня;

• конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

• посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

• использование современных средств информации;

• создание детских портфолио

Традиционная школьная диагностика дает картину внешней успешности, но не служит показателем внутренних дарований ребенка. Поэтому она дополняется психологическими исследованиями. Это дает возможность учителю осуществлять более тонкий индивидуальный подход, раскрывать и развивать скрытый личностный потенциал учащихся.

Учитель начальных классов в большей степени может самостоятельно определять уровень общей умственной одаренности (УО), так как наблюдает ребенка в разнообразных видах деятельности. Учитель-предметник знакомится с учеником одно сторонне. Это затрудняет ему оценку УО.

Таким образом, педагогам необходимо ориентироваться на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально само реализоваться. Это может быть применение знаний в нестандартной ситуации, разнообразные творческие задания.

Наверное, у каждого учителя есть свои методы и приемы в работе с одаренными детьми. Оригинальное построение урока (урок-викторина, урок-путешествие урок-игра), новизна приемов (работа в парах, групповая работа) - очень важные факторы для работы с одаренными детьми и способствуют повышению качества обучения.

Индивидуальные занятия еще одна из форм работы с одаренными детьми. Как известно, в наш «компьютерный» век родителям просто не хватает времени для общения с ребенком. Ребенок одаренный требует к себе повышенного внимания. Проводя индивидуальные занятия в своем классе, я даю возможность ребенку не только проявить себя, но и просто пообщаться, рассказать о находках и проблемах.

Основной миссией учителя считаю развитие личности ребенка, то есть стремление к более полной самореализации личностного потенциала.

Творческие способности учеников особенно проявляются при проведении предметных недель, которые регулярно проводятся в нашей школе, при организации литературных конкурсов, при участии в математических олимпиадах. Большинство детей класса принимают активное участие в различных предметных и интеллектуальных конкурсах уже с 1 класса.

На уроках математики часто рассматриваем задачи повышенной сложности, предполагающие творческое исследование, суждение, решаем нестандартные задачи. Дети участвуют в различных конкурсах и олимпиадах по русскому языку, математике, общим знаниям: «Мир вокруг нас» «Интеллект-экспресс по экологической теме» «Знания по ПДД», «Байкаловедение», «Окружающий мир», заочных Всероссийских олимпиадах, в олимпиадах на платформах: Учи. ру, ЯКласс, Инфоурок.

На уроках литературного чтения дети пишут стихи, рассказы, на занятиях внеурочной деятельности делаем коллективные и индивидуальные проекты.

 К новогодним праздникам дети активно участвуют в создании спектаклей. В 2018 г. с огромным успехом прошли спектакли «Щелкунчик», в 2019 году – «Снежная Королева», в котором приняли участие все ученики класса.  Ежегодно дети участвуют в конкурсах художественного слова «Чудесный клад Бурятии», «Четыре неба», «И вечно имя доброе живет».

Многие дети славятся своими спортивными достижениями. Ежегодно классу вручаются грамота «Самый творческий класс», Самый спортивный класс», Самый интеллектуальный класс».

Дети моего класса также участвуют и в исследовательской работе. Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Ученики моего класса стали победителями и призерами научно-практической конференции.

Так складывается индивидуализированная работа с одаренными детьми в моем классе. Результаты такой работы – это победы и призовые места в предметных  олимпиадах, конкурсах, что доказывают ее целесообразность.

Помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

Хочется закончить своё выступление словами Сократа: «В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить».



Предварительный просмотр:

Преемственность детского сада и начальной школы

в условиях реализации ФГОС

Модернизация системы российского образования направлена на решение одной из задач: обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. Одной из них является преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Система дошкольного и школьного образования находит общие точки соприкосновения, становится единым целым. Основная задача учителей при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС — «научить учиться». Чтобы облегчить адаптацию дошкольников к началу обучения в школе  нужно ориентироваться на требования государственного стандарта.

Если между ступенями образования не будет плавного перехода, такого качества добиться будет очень сложно. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком. Детский сад должен стать фундаментом. Дошкольное развитие и обучение детей — это важный период для ребенка, когда закладываются основы знаний.

 В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает - воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.    

           Сейчас приоритетом для  системы образования стало качество полученных детьми знаний и умений. Причем желание и умение учиться начинают формировать не в школе, а в раннем дошкольном возрасте.

Школа и детский сад делают все возможное, чтобы обучение детей было построено

не только правильно, но и интересно. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

Не всегда педагоги и родители правильно понимают, как плавно для психики ребенка провести переход между школой и детским садом. Они убеждены, что раннее освоение программы первого класса облегчит их ребенку адаптацию, поможет хорошо учиться. Хотя на самом деле не так уж важно, насколько хорошо ребенок умеет читать или считать.

Главное — сформированы ли у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности, развиты ли качества психики, значимые для учебы в школе.

           Обоснованность деятельностного подхода подтверждается научными исследованиями, утверждающих, что любые знания могут лежать мертвым грузом, если ребенок не может их применить.

Знания передаются дошкольникам не в готовом виде, а осваиваются ими в процессе совместной с воспитателем деятельности. Так развивается сотрудничество взрослого и ребенка, коммуникативные способности детей. У дошкольников формируют психологические качества, облегчающие овладение учебной деятельностью:

  • инициативность,
  • самостоятельность,
  • креативность,
  • любознательность,
  • произвольность.

В соответствии со ФГОС начальной школы, одна из главных задач этого звена — освоение УУД (универсальных учебных действий):

  • личностных;
  • коммуникативных;
  • регулятивных;
  • познавательных.

В первом классе много внимания уделяется  адаптации детей. Педагоги первых классов начальной школы не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада.

Преемственность детского сада и школы помогает сделать образовательную среду единым целым.

Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания.

Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется: развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. При этом важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя знакомятся с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. С этой целью мы планируем посещение учителями  занятий, развлечений и досугов в детском саду.

Понимание особенностей личности воспитателя и учителя важно не менее, чем формирование интереса к школе. Для многих первоклассников сильным стрессом становится то, что между учеником и учителем должна присутствовать определенная дистанция. В детском саду воспитатель эмоционально ближе к детям, он как бы заменяет родителей во время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Такие различия еще более усложняют адаптацию первоклассников, привыкших к психологическому комфорту в отношениях с взрослыми.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы.

Чтобы решить проблему преемственности можно организовать работа по трем основным направлениям:

• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);

• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе) .

Задачи сотрудничества педагогов дошкольной и школьной системы образования:

  • выработка единой концепции процесса образования и воспитания в школе, в детском саду и в семье;
  • максимальное соответствие целей и задач воспитания на различных ступенях образования, способов их достижения;
  • просвещение родителей по основным психолого-педагогическим направлениям развития ребенка;
  • создание системы качественной психологической поддержки родителей для преодоления проблем при переходе детей в первый класс из детского сада;
  • распространение семейного опыта позитивного отношения к активной деятельности детей в обществе.

И школа, и детский сад не могут быть закрытыми общественными институтами. Учителя и воспитатели должны отлично ориентироваться в программах подготовительной к школе группы и первого класса школы.

 При правильно организованном плавном переходе в школу и родители, и дети всегда могут рассчитывать на полную информацию о том, что их ожидает, на квалифицированную помощь и поддержку психологов и педагогов.

Возможные формы работы с дошкольниками:

  • экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т.д.;
  • знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия, проекты с ними;
  • проведение совместных спортивных мероприятий и праздников
  • участие детей в адаптационных занятиях с учителями начальной школы;
  • подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.

Работа с педагогами:

Взаимодействие с родителями будущих первоклассников:

  • дни открытых дверей в школе и в детском саду;
  • встречи с учителями;
  • консультирование на актуальные темы педагогами и психологами;
  • совместные родительские собрания;

Если целенаправленно заниматься формированием преемственности, это поможет детям проявить волевые усилия, инициативность и уверенность в себе, креативность и положительное отношение к себе и свои товарищам при переходе в первый класс.

 Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

  Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы.

Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.



Предварительный просмотр:

Гармаева Тамара Будажаповна, учитель начальных классов, МБОУ «Курумканская СОШ №1»

Статья «Каллиграфия в начальной школе»

В настоящее время согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) к результатам освоения основной образовательной программы, современному обществу требуется всесторонне развитая личность.

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование каллиграфического навыка учащихся с момента поступления ребенка в школу. Каллиграфический навык – это умение писать правильным, устойчивым почерком, не нарушая высоты, ширины, угла наклона элементов, букв и соединений букв.

Слово «каллиграфия» в переводе на русский язык: «красота» и «пишу».

Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе.

 Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием  правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости.

Для того чтобы было понятно, как правильно подготовить ребёнка к письму, на чем следует заострить внимание, в чем не стоит торопиться, необходимо представлять себе, что такое процесс письма, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть учащийся.

Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Каллиграфически правильное письмо является одним из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения у учащихся и способствуют аккуратности, сосредоточенности, старательного отношения к выполнению любой работы, а также эмоциональному и эстетическому воспитанию школьников.

В процессе обучения письму учащиеся знакомятся как с орфографическими приемами, так и с приемами графических навыков письма. Графические навыки письма достаточно сложны и складываются из различных приемов: приемов, необходимых для письма и приемов письма.

Процесс письма осуществляется при помощи инструмента письма (ручка, карандаш, мел), который учащийся соответственно передвигает рукой, осуществляя нужные движения под контролем зрения и двигательным контролем пишущей руки. В зависимости от того, каким инструментом ученик пользуется (ручка, карандаш, мел), он осуществляет движения и приемы. Рассмотрим подробнее данные приемы.

Приемы, необходимые для письма:

  • владение инструментом письма;
  • соблюдение правильного положения тетради и продвижение ее при письме;
  • соблюдение правильной позы, посадки при письме;
  • движение руки вдоль строки во время письма.

Приемы письма:

  • умение сравнивать образец с результатом письма;
  • приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;
  • приемы написания букв (начало, куда вести ручку, поворот, соединения);
  • приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу);
  • приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке;
  • письмо букв между линиями строки и на линии;
  • начало письма и запоминание строки;
  • приемы правильного наклонного письма.

           Процесс овладения младшими школьниками правописания имеет обширную структуру. Каждый из её элементов ставит перед учителем ряд задач, которые решаются на протяжении всех 4 лет обучения в начальной школе:

Формирование мотивации орфографической работы у учащихся;

Формирование орфографических умений по ступеням;

Развитие речевого (фонематического) слуха, или «языковой интуиции»;

Формирование орфографической зоркости, которая является основой самоконтроля при письме;

Формирование осознанности письма;

Развитие связной речи, умения пользоваться пунктуационными знаками при письме;

Формирование каллиграфических навыков.

Связь между каллиграфией и грамотностью письма очевидна и очень важна, особенно в начальных классах. Прежде, чем думать, как написать букву, как рационально соединить её с другими буквами, ученик должен сначала решить, какую именно букву выбрать. Чем меньше будет затрачено времени на решение орфографической задачи, тем больше внимания будет уделяться чёткости начертания букв, правильности их соединения, ритмичности и связности письма. И наоборот: чем больше автоматизирован навык письма, тем легче и быстрее формируются орфографические умения.

Установлено, что уровень развития каллиграфических навыков влияет на грамотность в следующих случаях:

При крупном почерке учащиеся труднее усваивают орфографию, т.к. в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы;

Нечёткое, неряшливое письмо букв и соединений искажает структуру слова и вызывает появление ошибок. Чаще всего ошибки типа замен, искажения букв является следствие их оптического или кинетического сходства. Погрешности в методике формирования каллиграфических навыков в 1 классе также вызывают стойкие ошибки. Так, требование безотрывного письма ведёт за собой недописывание элементов букв. А упражнения в механическом списывании образцов вызывают появление двойных букв. 

Замечено, что грамотность письма снижается в условиях повышения скорости письма (в начале каждого года обучения), а также при индивидуальном замедленном темпе письма у ученика.

Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма у младших школьников.

Графические навыки относятся к сенсомоторным (сюда же входят и такие действия, как вырезание, вязание и т.п.), но включаются они не в трудовую деятельность, а в письменную речь человека и формируются совместно с чтением, орфографией, развитием речи.

Успешность в обучении письму во многом определяется созданием таких гигиенических условий, как: правильный подбор мебели, правильная посадка, положение тетради, направление освещения, оптимальность формы ручки, продолжительность беспрерывного письма и многое другое.

Письмо для поступающих в школу детей – очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля. В процессе обучения младших школьников письму очень важны разнообразные методические приемы и упражнения, способствующие формированию каллиграфического навыка. Реализация и эффективность данных приемов зависит от знаний учителя, его мастерства и от учета индивидуального подхода к каждому из учащихся. Все это требует значительного количества времени, определенных усилий, знания всех тонкостей письма, а также терпения и упорства со стороны обучающегося.