проекты

денисова людмила геннадьевна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

на первую квалификационную категорию

ТЕМА: «Лучше всех на свете – мама» 

Направление развития детей: художественно-эстетическое

образовательная область: «Музыка»

Выполнила:

Денисова

Людмила Геннадьевна

Музыкальный руководитель

МБДОУ «Ташлинский

детский сад» с. Ташла

Руководитель:

Муратова Анжелика Артуровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии

Оренбург

2013

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………….3

Проектная карта………………………………………………………….5

Матрица проекта…………………………………………………………7

Используемая литература………………………………………………12

Сценарий………………………………………………………………….13

Приложение………………………………………………………………18

Пояснительная записка

Праздник «День Матери» основан Президентом Российской Федерации 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.Для каждого из нас самый дорогой и близкий человек – это мама. Очень большое значение для развития личности ребёнка имеет взаимопонимание  между ребёнком и матерью. Любовь мамы это забота и помощь во всём. Несмотря на это всё чаще, любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными. Детям в силу возраста, трудно понять, что Мама нуждается в нашей благодарности, помощи и заботе. Поскольку одним из приоритетных направлений работы МБДОУ выбрана работа с семьей,  много внимания уделяется  выстраиванию  партнерских отношений с родителями, отношений взаимоуважения и взаимопонимания.

Одной из эффективных форм работы признаны совместные дела, в основе которых лежит тройственный союз: «Ребенок-Родитель-Педагог».

Данный проект направлен на развитие положительного отношения ребенка к окружающему миру, приобщению детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме. 

Вид проекта: творческий

Тип проекта: коллективный, среднесрочный

Участники проекта: дети младшей и старшей разновозростных групп, родители воспитанников, воспитатели и музыкальный руководитель МБДОУ.

Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Срок реализации проекта: 1 месяц (ноябрь 2013)

Цель: Инициировать потребность детей в ознакомлении и исполнении музыкальных произведений, посвящая его близкому человеку

Задачи: 

  1. Формировать представления детей о музыкальных произведениях, посвященных маме
  2. Реализовать потребность детей в музыкально-художественной деятельности
  3. Развивать умения исполнять музыкальные произведения, правильно вести себя во время исполнения

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Недели

1 занятие

Старшая разновозрастная группа

2 занятием

Младшая разновозрастная группа

Чтение художественной литературы

1-ая

А.Барто «Разлука»,

.Мошковская «Я маму мою обидел…»,

2-ая

Б. Емельянов «Мамины руки»,

Э Н. Саконская «Разговор о маме»,

3-ая

К. Кубилинкас «Мама»,

Е Благинина «Посидим в тишине».    

4-ая

Сборник  пословиц и поговорок о маме.

пословицы и поговорки.

Слушание музыки

1-ая

Детские песни о маме

Детские песни о маме

2-ая

Детские песни о маме

Детские песни о маме

3-ая

Детские песни о маме

Детские песни о маме

4-ая

Детские песни о маме

Детские песни о маме

Пение

1-ая

«Мама», муз. Ж. Буржоа, Т. Попа, сл. Ю. Энтина.

«Кто нас крепко любит?», муз. и сл.

И. Арсеева.

2-ая

«Мама», муз. Ж. Буржоа, Т. Попа, сл. Ю. Энтина.

«Кто нас крепко любит?», муз. и сл.

И. Арсеева.

3-ая

«Звёздочка моя», сл. и муз. Л. А. Старченко

«Про козлика»,

муз. Г. Струве,

сл. В. Семернина.

4-ая

«Звёздочка моя», сл. и муз. Л. А. Старченко

«Про козлика»,

муз. Г. Струве,

сл. В. Семернина.

Игры

1-ая

«Нежные слова».

«Нежные слова».

2-ая

«Нежные слова».

«Нежные слова».

3-ая

 «Перенеси покупки!».

«Перенеси покупки!».

4-ая

« Найди маму»

«Найди маму»

Танцевальная

1-ая

Парный танец «Чешский галоп

парный танец «Чешский галоп

2-ая

Парный танец «Чешский галоп»,

парный танец «Кнопочка»

3-ая

Парный танец «Чешский галоп

парный танец «Чешский галоп

4-ая

парный танец «Чешский галоп

парный танец «Чешский галоп

Художественно-творческая деятельность

1-ая

Рассматривание иллюстраций, картин  на тему «Моя мама».

Рассматривание иллюстраций, картин  на тему «Моя мама».

2-ая

Изготовление поделок для мам

Изготовление поделок для мам

3-ая

Рассматривание иллюстраций с цветами

Рассматривание иллюстраций с цветами

4-ая

Оригами «Цветы для мамочки».

«Цветы из бумаги»


МАТРИЦА ПРОЕКТА

Матрица проекта

1

Название проекта:  

«Лучше всех на свете – мама»

2

Тема проекта Формирование музыкальной культуры детей в различных видах музыкально-художественной деятельности (подготовка и проведение праздника, посвященного Дню матери)

3

Проблемное поле проекта:

Реализация потребностей и интересов ребенка в музыкально-художественной деятельности в процессе подготовки и проведения праздника

4

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:

Игры

 Информационно-коммуникативные технологии (использование Интернета в подготовке праздника, использование проекционного оборудования)

Технология сотрудничества.   Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь.                              

Технология музыкального воздействия

Художественное слово.

5

Цель

Инициировать потребность детей в ознакомлении и исполнении музыкальных произведений, посвящая его близкому человеку

6

Задачи

Формировать представления детей о музыкальных произведениях, посвященных маме

Реализовать потребность детей в музыкально-художественной деятельности

Развивать умения исполнять музыкальные произведения, правильно вести себя во время исполнения

7

Ожидаемые результаты

Личностные качества: эмоциональная отзывчивость: сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; эмоционально реагирует на произведения искусства.

Интеллектуальные качества: любознательность и активность в процессе слушания, разучивания песен, заинтересованное участие в подготовке номеров

Физические качества: владение навыками правильного дыхания во время исполнения песен, развитие артикуляционного аппарата

8

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)

Обозначить ключевые моменты проекта (согласно задачам):

 Занятия,  слушание музыки, пение, игры.

Деятельность каждой группы участников проекта по реализации содержания проекта (детей, родителей, коллег)подготовка к празднику, самостоятельная работа с родителями, групповое обсуждение

Итоговое мероприятие: Праздник «Лучше всех на свете – мама» 

9

Описание продукта, полученного в результате проекта

Разученные песни и танцы, игры, кукольный театр в исполнении детей

Праздник «Лучше всех на свете - мама»

10

Вид проекта  творческий

11

Состав участников

Дети

1. Рассматривание иллюстраций, картин  на тему «Моя мама».

2. Свободное общение на тему «Близкий мне человек»

  1. Чтение художественной литературы: А.Барто «Разлука», Б. Емельянов «Мамины руки», К. Кубилинкас «Мама», Э.Мошковская «Я маму мою обидел…», Н. Саконская «Разговор о маме», Е Благинина «Посидим в тишине».    
  2. Прослушивание песен о маме.
  3. Заучивание и объяснение смысла пословиц о маме

Воспитатели групп и музыкальный руководитель

1.Подобрать и оформить выставку иллюстраций, фотографий на тему «Лучше всех на свете – мама!» в книжном уголке.

 2. Подготовить материал для чтения, подобрать книги.

 3. Обновление книжного уголка.

 4.Подготовка анкеты.

 5.Атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

 6.Подбор музыкальных произведений по данной тематике.

 7. Подобрать пословицы.

Родители

1. Анкетирование родителей.

2. Проведение индивидуальных консультаций.

   3. Рисование портрета дома с мамой.

   4. Задание мамам: рассказать своему ребёнку о своей профессии.

   5. Изготовление поделок своими руками с привлечением ребёнка.

  1. Подготовка фотографий

12

Интеграция образовательных областей, например

Музыка, Чтение художественной литературы, Социализация, Художественное творчество

№№

пп

Название образовательной области

Содержание

Задачи

1

«Социализация»          

Игры, изучение правил

Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений. Развитие игровой деятельности, формирование гендерной, семейной принадлежности

2

«Труд»

Изготовление поделок

Формирование положительного отношения к труду. Развитие трудовой деятельности, формирование первичных преставлений о труде взрослых (мамы).

3

«Познание»

История праздника, кто такая мама

Развитие познавательных интересов, интеллектуальное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

4

«Коммуникация»

 

Разучивание текстов песен и стихотворений

Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Развитие свободного общения со взрослыми. Развитие всех компонентов устной речи.

5

«Чтение художественной литературы»

Чтение стихотворений, рассказов о маме

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, формирование первичных ценностных представлений.

6

«Художественное творчество»

Изготовление поделок

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, потребность в  самовыражении. Развитие продуктивной деятельности, детского творчества, приобщение к изобразительному искусству

13

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта

  1. Изучение истории и особенности проведения праздника «День матери»
  2. Согласованная работа музыкального руководителя и воспитателей группы по качественной подготовке детей к празднику (готовность детей, помощь в создании предметно-развивающей среды)
  3. Связь с родителями, выполняющими роль организаторов, участников и зрителей
  4. Связь с педагогом по изобразительной деятельности для оформления актового зала

14

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

фотографии детей с мамами, кукольный театр сказки «Старик и лиса», игрушки, книги для выставки

15

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Время года, продолжительность проекта и каждого этапа

№№ пп

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый

Подбор  и анализ литературного, музыкального, иллюстративного, игрового, фото и видео  материала по теме проекта.

01.11.

2

Аналитический

Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта

02.11.

3

Организационный

Разработка сценария

Ситуации морального выбора  (Мама устала – как я поступлю: поиграю тихо один, приглашу друзей и т.д.);

Чтение художественной литературы по теме праздника;

Слушание и исполнение музыки (песен) о маме;

Разучивание музыкально-танцевальных композиций для концерта.

Организация выставки - портретов «Моя мама», презентация, узнавание мамами себя);

Мастерская по изготовлению подарков маме

03.11. – 27.11.    

4

Презентационный

Концертная программа  «Лучше всех на свете – мама»,

28.11.

5

Контрольный

Анализ проведенных мероприятий по теме проекта, обобщение.

29.11.

16

Форма проведения презентации

Праздник «Лучше всех на свете – мама»

Праздник проводится двумя разновозрастными группами, коллективом детского сада и родителей. Дети совместно со взрослыми исполняют песни, танцы, проводят игры вместе с родителями по окончании праздника проводиться чаепитие совместно со взрослыми.


Список литературы

  1. Галимова И. Веселые друзья. Песни для детей /И. Галимова, В. Волжанин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 112с.
  2. Гогоберидзе А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста /А. Гогоберидзе, В. Деркунская. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2010, 656с.
  3. Камыно Д. Музыкальное воспитание дошкольников. Теория и практика /Д, Камыно. – М., 2012, 58с.
  4. Никольская Н. Пойте с нами. Песни для детей младшего и среднего возраста. Для голоса в сопровождении фортепиано (баяна). Выпуск 1/Н. Никольская. – СПб: Композитор-Санкт-Петербург, 2013, 64с.

Сценарий праздника

«Лучше всех на свете – мама»

Для детей 3 – 7 лет..

        Дети под музыку заходят в зал, на центральной стене которого – портреты мам, нарисованные детьми. Малыши садятся, а старшие встают перед стульчиками.

1-й ребёнок:        Какое самое первое слово?

2-й ребёнок:        Какое самое светлое слово?

3-й ребёнок:        Какое самое главное слово?

4-й ребёнок:        Лепечут его малыши во дворе.

5-й ребёнок:        На первой странице оно в Букваре,

6-й ребёнок:        Его произносят повсюду с улыбкой.

7-й ребёнок:        Его никогда не напишут с ошибкой.

8-й ребёнок:        Шепни его тихо, скажи его громко –

                        Заветное слово любого ребёнка.

1-й ребёнок:        Какое самое первое слово?

2-й ребёнок:        Какое самое светлое слово?

3-й ребёнок:        Какое самое главное слово?

Все дети:                Мама!

        Дети старшей разновозрастной группы «Солнышко» исполняют песню «Мама», муз. Ж. Буржоа, Т. Попа, сл. Ю. Энтина. По окончании садятся на стульчики.

Ведущая:        Мама, мамочка… Вслушайтесь, как гордо и одновременно ласково звучит это магическое слово, которое называет самого доброго, близкого, единственного человека! А сколько оно таит тепла и нежности! Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, оберегает. Руки мамы качали вас в колыбели. Это она согревала вас своим дыханием и убаюкивала своей песней.

И сейчас своих мам хотят поздравить малыши.

Поздравления от детей младшей разновозрастной группы «Капелька».

1-й ребёнок:        Улыбнётся мама ясно и тепло –

                                Вот уж вам и солнышко в комнате взошло.

2-й ребёнок:        Мы мам наших добрых улыбки

                        В огромный букет соберём.

                        Для вас, дорогие, любимые,

Сегодня мы песни поём!

        Дети младшей разновозрастной группы «Капелька» исполняют песню «Кто нас крепко любит?», муз. и сл. И. Арсеева.

3-й ребёнок:        С праздником сегодня

                        Маму поздравляю,

                        Крепко я за шею

                        Маму обнимаю.

                        Самая красивая

                        Мамочка моя!

                        Быть всегда послушным

                        Обещаю я!

        Дети младшей разновозрастной группы «Капелька» исполняют песню «Про козлика», муз. Г. Струве, сл. В. Семернина.

4-й ребёнок:        Для ребят дороже мамы

Никого на свете нет.

Шлют вам дети младшей группы

Танцевальный свой привет!

        Дети младшей разновозрастной группы «Капелька» исполняют парный танец «Кнопочка» (с диска № 3 Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»). По окончании садятся на стульчики.

Ведущая:        На дворе ноябрь. И вдруг мы говорим о маме. Обычно эта тема появляется весной, ближе к празднику 8 Марта. Почему же мы заговорили о ней сегодня?

В годы Великой Отечественной войны, забравшей миллионы жизней, когда страна знала, что Победа скоро, что надо заживлять самую страшную рану – потерю павших солдат и убитых фашистами граждан, было учреждено звание «Мать-героиня» — высшая степень отличия, установленная для женщин за заслуги в рождении и воспитании 10 и более детей. Впервые в отечественной истории вводилась особая награда для женщин-матерей: орден «Мать-героиня». (Ведущая демонстрирует его изображение детям.)

Большинство погибших на фронтах мужчин были молодого и среднего возраста. Население страны значительно снизилось.

Введение звания «Мать-героиня» и одноименного ордена особо подчеркивали то, как остро в то время нуждалась страна в молодежи, в новом поколении.

1 ноября 1944 г. орден «Мать-героиня» был вручен жительнице поселка Мамонтовка Московской области Алексахиной Анне Савельевне, воспитавшей 12 детей. Награда была вручена ей в Кремле.

Одновременно с орденом «Мать-героиня» появились орден «Материнская слава» (демонстрирует), которым награждались женщины, родившие и воспитавшие 7, 8, или 9 детей и «Медаль материнства» (демонстрирует), вручавшаяся женщинам, родившим и воспитавшим 5 или 6 детей. 

А в 1997 г. Государственная дума нашей страны приняла Указ об учреждении Дня Матери, который решили отмечать в последнее воскресенье ноября.

9-й ребёнок:        Мы с Днём Матери всех мам весело поздравим.

                        Мы любимых матерей чествуем и славим!

10-й ребёнок:        Я сегодня не шалю,

Я ведь не проказник!

                        Догадались, почему?

                        Потому что праздник!

11-й ребёнок:        Потому что мамы с нами

                        В зале улыбаются,

                        Потому что праздник этот

                        Всем ребятам нравится!

12-й ребёнок:        Сегодня мы мам пригласили,

                        Чтоб громко и дружно сказать:

Все дети:                «Любимые мамы, мы вас поздравляем

                        И счастья хотим пожелать!»

13-й ребёнок:        А чтобы улыбки с лица не сходили,

                        Для вас от души станцевать мы могли бы.

        Дети старшей разновозрастной группы исполняют парный танец «Чешский галоп», нар. мел. (с диска № 5 Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»). По окончании садятся на стульчики.

Ведущая:        А теперь давайте вспомним пословицы и поговорки о маме. Эти меткие выражения, придуманные русским народом, коротко, но очень точно и мудро передают содержание слов: мама, материнство.

        

Дети по желанию рассказывают знакомые пословицы и поговорки. Если какие-то пословицы и поговорки ребята не вспомнят, их может рассказать Ведущая.         

- Мамонька родимая — свеча неугасимая, мамонька неродная — похлебочка холодная.

- Матери все дети равны — одинаково сердцу больны.

- Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

- Материнская ласка конца не знает.

- Материнская молитва со дня моря вынимает.

- Материнский гнев, что весенний снег: и много выпадет, да скоро растает.

- Мать высоко замахивается, да не больно бьет; мачеха низко замахивается, да больно бьет.

- Мать гладит по шерсти, мачеха — супротив.

- Мать кормит детей, как земля людей.

- При солнышке тепло, при матушке добро.

- Нет милее дружка, чем родная матушка.

- Птица рада весне, а младенец матери.

Ведущая:        Дети – самое дорогое для матери.

Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу.

А дети должны отвечать ей тем же – любовью, уважением, признательностью, заботой и вниманием.

Неспроста по тому, как человек относится к матери, определяют, каков он.

14-й ребёнок:        Мы маме так редко приносим букеты,

Но каждый так часто ее огорчает —

А добрая мама прощает все это,

Красивая мама все это прощает.

Под грузом забот не сгибаясь,

Она выполняет свой долг терпеливо —

Красива по-своему каждая мама —

Любовью своей материнской красива.

15-й ребёнок:        Люблю тебя, мама, за что, я не знаю.

                        Наверно, за то, что живу, и мечтаю,

                        И радуюсь солнцу и светлому дню,

                        За это, родная, тебя я люблю.

                        За небо, за ветер, за воздух вокруг!

                        Люблю тебя, мам, ты – лучший мой друг!

        Дети старшей разновозрастной группы «Солнышко» исполняют песню «Звёздочка моя», сл. и муз. Л. А. Старченко. По окончании садятся на стульчики.

Ведущая:                Пели вы, стихи читали.

                        Поиграть нам не пора ли?

                Первая игра называется «Нежные слова».

        Проводится игра «Нежные слова».

        Дети (можно вместе с мамами) встают в круг. Одному из участников дают в руки цветок (воздушный шарик или сердечко). Он произносит фразу: «Моя мама… добрая». И передаёт цветок соседу. Сосед в свою очередь произносит ту же фразу, но подбирает другое определение, которое подходит к характеристике его мамы (красивая, умная, нежная, молодая, весёлая, любимая…), и передаёт цветок следующему. Игра продолжается до тех пор, пока дети смогут подбирать определения.

Ведущая:        Вот сколько хороших, добрых слов вы смогли сказать о своих мамах. Почаще говорите им эти слова.

                А теперь узнаем, какие вы помощники. Наша следующая игра называется «Перенеси покупки!».

Под музыку проводится игра «Перенеси покупки!».

В одной стороне зала стоят 2 стульчика. На них разложены: по кегле — бутылке молока, кубику — буханке хлеба, мешочку с песком — пакету сахара. Играющие стоят в другой стороне зала. По сигналу они берут корзины (или сумки) и бегут к стульчикам, складывают «продукты» в корзинку и возвращаются назад. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание.

Ведущая:        Посмотрим, справитесь ли вы со следующим заданием.

        Под музыку проводится игровой аттракцион «Мотальщики» (с клубками).

Ведущая:        Молодцы, хорошие из вас вырастут помощники.

                        А теперь не поленитесь,

                        Поудобнее садитесь.

                        Приготовьте ушки, глазки,

                        В гости к нам приходит сказка!

        Демонстрация постановок кукольного театра в исполнении детей «Старик и лиса»

Ведущая:        А теперь пришло время для подарков.

        В аудиозаписи звучит «Песенка мамонтёнка». Дети дарят мамам подарки, сделанные своими руками. 

Ведущая:                Пора концерт заканчивать, мы рады всем гостям,

                        Что выбрали вы время и заглянули к нам.

        Под музыку сначала дети, а затем и гости покидают зал на чаепитие.

Приложение

Пословицы и поговорки.

- Мамонька родимая — свеча неугасимая, мамонька неродная — похлебочка холодная.

- Матери все дети равны — одинаково сердцу больны.

- Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

- Материнская ласка конца не знает.

- Материнская молитва со дня моря вынимает.

- Материнский гнев, что весенний снег: и много выпадет, да скоро растает.

- Мать высоко замахивается, да не больно бьет; мачеха низко замахивается, да больно бьет.

- Мать гладит по шерсти, мачеха — супротив.

- Мать кормит детей, как земля людей.

- При солнышке тепло, при матушке добро.

Игра «Нежные слова».

        Дети (можно вместе с мамами) встают в круг. Одному из участников дают в руки цветок (воздушный шарик или сердечко). Он произносит фразу: «Моя мама… добрая». И передаёт цветок соседу. Сосед в свою очередь произносит ту же фразу, но подбирает другое определение, которое подходит к характеристике его мамы (красивая, умная, нежная, молодая, весёлая, любимая…), и передаёт цветок следующему. Игра продолжается до тех пор, пока дети смогут подбирать определения.

Игра «Перенеси покупки!».

В одной стороне зала стоят 2 стульчика. На них разложены: по кегле — бутылке молока, кубику — буханке хлеба, мешочку с песком — пакету сахара. Играющие стоят в другой стороне зала. По сигналу они берут корзины (или сумки) и бегут к стульчикам, складывают «продукты» в корзинку и возвращаются назад. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание.

Стихи о маме

                            Мы маме так редко приносим букеты,

Но каждый так часто ее огорчает —

А добрая мама прощает все это,

Красивая мама все это прощает.

Под грузом забот не сгибаясь,

Она выполняет свой долг терпеливо —

Красива по-своему каждая мама —

Любовью своей материнской красива.

                              Люблю тебя, мама, за что, я не знаю.

                        Наверно, за то, что живу, и мечтаю,

                        И радуюсь солнцу и светлому дню,

                        За это, родная, тебя я люблю.

                        За небо, за ветер, за воздух вокруг!

                        Люблю тебя, мам, ты – лучший мой друг!

ОРДЕН «МАТЬ-ГЕРОИНЯ» (10 и более детей)

МЕДАЛЬ «МЕДАЛЬ МАТЕРИНСТВА» (6 детей)

I степени. (Материал – серебро.)

МЕДАЛЬ «МЕДАЛЬ МАТЕРИНСТВА» (5 детей)

II степени. (Материал – бронза.)

ОРДЕН

«МАТЕРИНСКАЯ СЛАВА»

I степени (9 детей)



Предварительный просмотр:

Как познакомить с творчеством Эдуарда Успенского. Готовый проект для детей старшей группы

Людмила Денисова, музыкальный руководитель                                                      МАДОУ «Ташлинский детский сад “        Ёлочка”»                                                                     Тюльганского района Оренбургской  области

В статье готовый проект, чтобы познакомить детей старшей группы с поэтическим творчеством Эдуарда Успенского. Материал можно включить в план воспитательной работы. Проект поможет сформировать у дошкольников навыки выразительного чтения и артистические умения. В статье вы найдёте поэтапный план, пальчиковые игры на стихи Э. Успенского, динамическую паузу и многое другое.

Автор создал творческий проект для детей старшей группы. Он среднесрочный, длится один месяц. Главная цель проекта – знакомство детей с творчеством Э. Успенского и использование его в воспитательно-образовательном процессе. Программа связывает между собой разные образовательные области: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие. А песни, динамическая пауза, пальчиковые игры объединяют художественно-эстетическое и физическое развитие. Участники проекта: дети, родители, музыкальный руководитель, воспитатели. Продукт совместного творчества детей и родителей – итоговое развлечение-конкурс.

Зачем нужен проект

Проект интересно и в увлекательной форме расскажет поучительные истории о взаимоотношениях обитателей реального и сказочного мира. Задания носят юмористический характер и построены на знакомых сюжетах из мультфильмов. Они развеселят детей и обогатят незабываемыми впечатлениями. Проект позволит решить многие задачи. В первую очередь проект вызовет положительные эмоции, которые снижают детскую тревожность. Врачи, физиологи и педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой, и физическим здоровьем человека. С помощью стихов создадите условия для воспитания доброго отношения к литературным произведениям. Разучивание стихов формирует у дошкольников навыки выразительного чтения и артистические умения. Участие детей в конкурсе чтецов повышает самооценку.

Итоговое развлечение в юмористической форме, с любимыми героями мультфильма позволит закрепить полученные знания. На примере знакомых сюжетов у детей улучшаются познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, формируется активная речь. Пальчиковые игры и динамическая пауза развивают навыки социализации. Проект развивает детское творчество и предоставляет возможности для самовыражения.

Начните с опроса родителей, узнайте об их отношении к деятельности в рамках проекта. Также определите возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса. Подготовьте и разместите в группе «Положение о “Конкурсе чтецов и знатоков произведений Э. Успенского”». Предложите родителям разучить дома с детьми любимые стихотворения Э. Успенского. Также рекомендуйте совместный просмотр мультфильмов «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино» (вып.: Союзмультфильм, 1977–1984), «Крокодил Гена», «Чебурашка», «Шапокляк» (вып.: Союзмультфильм, 1969–1983), «Про Веру и Анфису», «Вера и Анфиса тушат пожар», «Вера и Анфиса на уроке в школе» (вып.: Свердловская киностудия, 1986–1988). Включите в разделы «Пение» и «Слушание» песни из мультфильмов на стихи Э. Успенского.

Результаты совместной деятельности детей и родителей можно представить в форме конкурса рисунков «Мой любимый герой». Поэтапный план реализации проекта вы найдёте в таблице в приложении ниже. Далее предлагаем готовый конспект итогового развлечения-конкурса в рамках среднесрочного творческого проекта для детей и родителей старшей группы.



Предварительный просмотр:

Положения о «Конкурсе чтецов и знатоков произведений Э. Успенского» среди воспитанников старшей разновозрастной группы МАДОУ Ташлинский детский сад «Ёлочка»

1. Общие положения

1.1 Конкурс чтецов и знатоков (далее - Конкурс) проводится на основании годового плана деятельности ДОУ  с целью ознакомления воспитанников с творчеством поэта Э. Успенского.

 

2. Задачи конкурса

Основными задачами Конкурса являются:

2.1 Создание условий для познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей;

2.2 Воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям;

2.3 Формирование у дошкольников навыков выразительного чтения, артистических умений;

2.4 Развитие творчества детей, предоставление им возможности для самовыражения.

2.5 Популяризация мультипликационных фильмов производства РФ в 1970-80гг.

 

3. Участники, жюри Конкурса и сроки проведения

3.1 В конкурсе принимают участие воспитанники старшей разновозрастной группы

3.2 Руководит проведением Конкурса музыкальный руководитель Денисова Людмила Геннадьевна

В состав жюри Конкурса входят:

Воспитатель – Филипчак Т. П.

Воспитатель – Самсонова Т. П.

Заведующий – Филипчак О. А.

3.3 Конкурс проводится в сроки __________________________________________(дата)

4. Форма проведения Конкурса

4.1. Конкурс проходит в очной форме в номинациях: «Лучший чтец», «Лучший знаток».

5. Требования и критерии оценки

5.1 Качество исполнения поэтического произведения оценивается по следующим критериям:

- интонационная выразительность речи (динамика, мелодика, темп и ритм, эмоциональная окраска речи);

- правильное литературное произношение;

- использование выразительных средств театра (мимики, жестов, движений);

- подбор костюма, атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого произведения.

5.2 Оценка знаний литературных произведений, мультипликационных фильмов оценивается по следующим критериям:

- уровень знаний;

- ориентированность в сюжетах литературных произведениях и мультипликационных фильмов.

5.3 Победитель определяется в каждой номинации.

 

6. Подведение итогов и награждение

6.1 Жюри Конкурса определяет победителей в каждой номинации.

6.2 Победители номинаций награждаются дипломами по окончанию подведения итогов конкурса.

6.3 Все участники Конкурса награждаются поощрительными призами и сертификатами участника.



Предварительный просмотр:

Эдуард Успенский любимый писатель

Сценарий развлечения-конкурса для старшей группы

Праздник начинается в групповой комнате.

Ведущий: Добрый день, ребята и уважаемые гости, я рада приветствовать вас. Сегодня нас ожидает что-то удивительное и необычное. Я с радостью объявляю начало праздника

Звучат фанфары. Начинается презентация «Эдуард Успенский».

Ведущий: Поговорим мы сегодня с вами о мультфильмах. Вы любите мультфильмы? У каждого мультфильма есть свой автор. (1-й слайд) А знаете ли вы, кто придумал Чебурашку, дядю Фёдора, Матроскина и Шарика, девочку Веру и обезьянку Анфису?

Дети: Эдуард Успенский.

Ведущий: (2-й слайд.) Конечно, этих сказочных героев придумал поэт и писатель Эдуард Николаевич Успенский. (3-й слайд.) А знаете, когда он был маленьким, он тоже ходил в детский сад, а потом пошёл в школу. Эдуард Николаевич сначала очень плохо учился, был ленив и совсем не любил читать и плохо считал. (4-й слайд.) Но однажды, в 7-м классе, он сломал ногу и попал в больницу! В больнице ему было очень скучно. Ведь старшие ребята там лежат одни, без мам. (5-й слайд.) И чтобы как-то развеять скуку, он начал читать книжки и решать примеры. Оказалось, что прилежно учиться – это очень интересно и занимательно. (6-й слайд.) С тех пор он начал учиться лучше всех в классе и стал лучшим математиком школы. (7-й слайд.) Побеждал на многих математических олимпиадах, получал грамоты от настоящих учёных и академиков. А в 10-м классе он стал сочинять стихи и рассказы. Его произведения стали печа- таться в журналах и газетах. (8-й слайд.) А после школы он поступил в Московский авиационный институт. Это такой институт, где учат делать самолёты. (9-й слайд.) А после института даже работал на авиационном заводе. (10-й слайд.) Эдуард Успенский никогда не переставал сочинять. Вот так он и стал поэтом и писателем. Назовите, пожалуйста, мне произведения Эдуарда Успенского, с которыми вы уже познакомились.

Дети отвечают.

Ведущий: Сейчас я представлю вам членов жюри. Они будут оценивать ваше старание, а вы поприветствуйте их аплодисментами. (Представляет членов жюри.) Вы долго готовились к этому конкурсу, разучили стихи, прочитали множество историй этого писателя, посмотрели мультфильмы и выучили песни. А теперь мы должны как следует настроиться и серьёзно подготовиться к предстоящим конкурсам. Гости, вы от нас не отставайте, а за нами повторяйте.

Проводятся «Пальчиковые игры».

Ведущий: Теперь ещё разомнём и ножки, и всё тело. Вставайте в круг. По считалке мы выберем ведущего. Он нам покажет зарядку «Пластилиновая ворона», а мы все будем повторять.

Выбирают ведущего считалкой «Как мы проводили время» Э. Успенского

Мы гуляли, загорали, возле озера играли.

На скамейку сели, две котлеты съели.

Лягушонка принесли и немного подросли.

Проводится динамическая пауза «Пластилиновая ворона».

Ведущий: Занимайте свои места. (Дети занимают места за столами по одному.)

Для закрепления и повторения произведений Э. Успенского мы проведём викторину по мультфильмам «Трое из Простоквашино»,  «Вера и Анфиса», «Крокодил Гена и Чебурашка».

Итак,- задание первое.

Возьмите первый лист с заданием и фломастер. Я буду задавать вопросы, а вы отмечайте галочкой правильный ответ. Внимательно выполняйте задание.

Раздаются листы с изображениями из мультфильмов с героями Э. Успенского.

Проводится конкурс «Угадай фразу из мультфильма». Ведущий произносит фразы из мультфильмов:

  • Я тоже себе какую-нибудь зверушку заведу, ты приходишь домой, а она тебе радуется.
  •           Чем человек отличается от обезьяны? Он дисциплинированный, он думает.

  • В такую погоду свои дома сидят, телевизоры смотрят, только чужие шастают, не будем              дверь открывать.

  • До чего техника дошла, вашу маму и там и тут показывают.

  • До чего техника дошла, по телевизору не только цвет передают, но и запах, и температуру.

  • Мы строили, строили и наконец построили.

  • Возьмите, пожалуйста, её у нас, потому что её всё время укачивает, а когда её укачивает, она всё время что-то отвинчивает.

  • Это хорошо, что вы зелёный и плоский, вы лежите на газоне и вас не видно, мы бросаем кошелёк на верёвочке, прохожий нагибается, а кошелёк убегает.

  • А здоровье моё не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. А на днях я линять начал старая шерсть с меня сыпется – хоть в дом не заходи! Зато новая растёт чистая, шелковистая.

  • Она съела в туалете мыло, посадила всех на дерево, чуть не утонула в бассейне, изрезала штору и показала мышь, мы берём её в детский сад.

Ведущий: Итак, следующее задание. Зачеркните лишнего героя, не соответствующего данному мультфильму. Внимание, выполняйте!

Проводится конкурс «Зачеркни лишнего героя». В карточке 5 изображений героев разных мультфильмов. Нужно зачеркнуть лишнего героя.

Ведущий: Следующий конкурс. Сейчас прозвучат песни из мультфильмов, проведите стрелку от цифры к соответствующей картинке. Итак, внимание.

Проводится конкурс «Угадай мелодию».

Звучат песни на стихи Э. Успенского: «Голубой вагон», муз. В. Шаинского; «Песня пожарных»,

«Обезьянка Анфиска», «Что всего нужнее детям», муз. Г. Гладкова; «Романс  Матроскина»,

«Кабы не было зимы», муз. Е. Крылатова.

Ведущий: Я вижу, что все справились с заданием. Возьмите последний лист с заданием и два цветных карандаша красного и синего цвета. Внимание. Закрасьте квадрат красным, если ответ на вопрос – слово «ДА!» Закрасьте квадрат синим, если ответ на вопрос – слово «НЕТ!»

Проводится конкурс «ДА-НЕТ-ка» Раздаются листы с десятью пустым квадратами.

Ведущий произносит утверждения:

Лучшей подружкой Веры была обезьянка.

Чебурашка нашёлся в ящике с картошкой.

Почтальон Печкин за находку дяди Фёдора получил в награду самокат.

Анфиса в детском саду съела мыло.

Корова Мурка давала газировку и пепси-колу.

Обезьянка Анфиса первый горшок надела на голову.

Чтобы всех передружить, крокодил Гена и Чебурашка решили построить дом.

Старуха Шапокляк носила в сумочке живую лягушку.

Пёс Шарик очень любил рыбалку.

Чебурашка жил в собачьей конуре.

Ведущий: Передайте свои работы членам жюри. А у меня для вас сюрприз – билеты на поезд до станции  Простоквашино.  Хотите туда поехать? Тогда занимаем места.

Дети и гости садятся в «вагончики» и под песню «Голубой вагон» (муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского) отправляются в музыкальный зал и рассаживаются на стулья. Зал украшен в стиле «Деревня Простоквашино». Под музыку входят Шарик и Матроскин.

Матроскин: Ничего себе! А к нам гости пожаловали. Здравствуйте, ребята.

Шарик: Здравствуйте (грустно скулит).

Ведущий: Ребята, вы узнали, кто это? (Дети отвечают.) Правильно! Скажи нам, Шарик, почему ты такой грустный?

Шарик: Потому что у меня сегодня день рождения.

Ведущий: День рождения, это же самый весёлый праздник, правда, ребята?

Матроскин: А чего веселиться? Дядя Фёдор в городе живёт, в школу ходит, только летом к нам приедет на каникулы, Печкин всё время на работе, редко к нам заходит, скучно у нас в Простоквашино.

Ведущий: Ну, так можно мы у вас погостим, будем вместе веселиться.

Шарик: Вот здорово, тогда я вас всех приглашаю на свой день рождения. Ура, да я вас за это из фоторужья сейчас щёлкну (целится).

Ведущий: Не надо нас из ружья, мы, может, только жить начинаем, правда, ребята? Вы лучше, Шарик, присаживайтесь вот сюда, а мы с ребятами вас поздравлять будем. Давайте все вместе трижды скажем Шарку: «Поздравляем!»

Матроскин: Вот здорово, а теперь, как полагается, несите подарки для Шарика. Ну, Шарик, лапы подставляй. Нет, пожалуй, лапы твои маловаты, всё не унесём, надо было сундук с собою захватить.

Шарик: А я захватил (везёт сундук на тележке). Ну, давайте свои подарки.

Ведущий: Ребята, а что же дарить-то будем, у меня ничего с собой нет, а у вас в карманах тоже ничего? (Дети: нет!) Тогда, взрослые, выворачивайте карманы и дарите Шарику просто всё, чего только там не найдётся.

Матроскин: Ой, зря мы, Шарик, их на день рождения пригласили. Вижу, что подарков

от них не дождёшься. Пошли домой, там Галчонок вместо «кто-тама?» новый стишок выучил, с ним праздновать будем. (Шарик грустит, собираются уходить.)

Ведущий: Стойте, стойте, не уходите, я совсем забыла. Наши дети много новых стихов знают. Ребята, давайте подарим все свои стихи Шарику? А вы, Шарик с Матроскиным, присаживайтесь на лучшие места, а я объявляю конкурс чтецов стихо творений Эдуарда Успенского.

Конкурс «Чтение стихов Э. Успенского»

Члены жюри оценивают выразительное чтение. Шарик с Матроскиным хвалят детей.

Звонок в дверь, входит почтальон Печкин.

Печкин: Добрый день. Я, почтальон Печкин, принёс посылку. Её из города дядя Фёдор прислал. Вот написано: «Для Шарика и его друзей».

Ведущий: Ребята, а мы ведь новые друзья Шарика, значит, и для нас.

Шарик: (забирает посылку) Вот спасибо, дядя Печкин. Какая она большая! А что в посылке для ребят?

Печкин: Шоколад и мармелад. Документы покажите и посылку получите.

Шарик: А у меня нет документов. Ребята, может, у вас есть? (Дети: «Нет».)

Печкин: (отбирает) Раз документов нет, значит, я вам её не отдам.

Матроскин: Усы, лапы и хвост – вот мои документы. У девочек – платьица и бантики документы, а у мальчишек – брюки и ботинки документы. Правда, ребята?

Печкин: На документах всегда печать должна быть. (Берёт за хвост.)

А где у тебя на хвосте печать? (Берёт за бантик девочку.)

А может, на бантиках печать стоит? (Берёт за ботинок мальчика.)

Или на ботинках, где поставлена? Я что- то не вижу.

Матроскин: А давай по-честному будем играть, кто вы- играет, того и посылка.

Печкин: Давай!

Аттракцион «Бег вокруг посылки»

Печкин всё время выигрывает.

Матроскин и Шарик: (грустно) Всё-таки проиграли! (Печкин сидит на посылке, тяжело дышит.)

Печкин: Ух, устал, еле-еле добежал.

Ведущий: Ребята, я, кажется, придумала! Дядя Печкин, а где твой велосипед?

Печкин: Велосипед дома стоит. Зима ещё на улице, снег кругом лежит. Рано мне на велосипеде ездить.

Ведущий: Посмотри-ка, что у нас есть? (Достаёт фитбол.) Это самый быстрый в мире прыгун-скакун, на нём можно прыгать и по снегу, и по травке, и по лужам, да так быстро, что ты за полдня успеешь все письма разнести.

Печкин: А как это на нём? (Ребята показывают.) А ну, попробую. Ух ты, вот это здорово!!!

Ведущий: Мы тебе прыгуна отдаём, а ты нам посылку.

Печкин: Да забирайте! Я почему вредным был – у меня такой штуки никогда не было, а теперь я сразу подобрел. Ну, пока, некогда мне с вами, ещё столько писем нужно разнести, да бандеролей столько. (Уходит, прыгая на мяче.)

Матроскин: Ну, Шарик, держи свой подарок.

Дети исполняют песню «День рождения», муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского

Шарик: Вот спасибо вам. А теперь пора открывать подарок! Ничего себе, ребята, да тут на всех хватит. (Шарик угощает всех детей.) И этим тётям и дядям тоже хватит! (Угощает членов жюри и гостей.) А это что такое? (Достаёт фотоаппарат.) А для чего он, ребята? (Дети отвечают.) Тогда давайте встанем рядышком и все вместе сфотографируемся на мой новый фотоаппарат.         

 В конце жюри награждает победителей.