1.6. Система работы по профилактике правонарушений

Фиклистова Людмила Георгиевна

1.6. Система работы по профилактике правонарушений

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 1.6.pdf80.68 КБ
Файл 1.6._otchet.docx27.85 КБ
Файл analiz_su.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  1. Система работы по профилактике правонарушений.

По официальным данным ПДН УВД г. Кызыла, КДН и ЗП г. Кызыла за 2022-2023 и в 2024  году и по сравнению с прошлыми годами значительно снижается уровень правонарушений воспитанниками РШИ «ТКК».

Контингент  учащихся ГБОУ «РШИ ТКК» разнообразный. 60-70% от общего количества учащихся составляют подростки с явно выраженным отрицательным  жизненным опытом, с общей педагогической запущенностью,  девиантного поведения.

Около 50% воспитанников, состоящие на профилактических учетах ВШУ,ОПДН – это дети, которые ранее поставлены на учет за правонарушения  до прибытия в школу-интернат. Это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Родители этих подростков уклоняются от обязанностей по воспитанию своих детей, отсюда вытекают проблемы асоциального поведения несовершеннолетних, низкий уровень общей культуры, укоренившиеся вредные «уличные» привычки: курение, алкоголь, нецензурная брань и даже употребление ПАВ, бродяжничество.

                 В семье детям прививаются основные моральные требования, правила поведения и приличия.  Поэтому дефекты семейного воспитания одна из главных причин преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних. Примерно треть воспитанников РШИ ТКК из семей, где есть судимые.

Учитывая особенности контингента обучающихся «РШИ «ТКК» и их родителей, одним из приоритетных направлений воспитательной системы школы является правовое воспитание, профилактика асоциальных явлений и правонарушений, снижение уровня конфликтности в детской и подростковой среде.

Согласно закону РФ № 120 «Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и беспризорности» с учащимися, состоящими на различных видах учёта, проводилась индивидуально- профилактическая работа,  которая  ведется  в основном по следующим направлениям:

1.Ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;

2. Непосредственное воздействие на несовершеннолетних школы, от которых можно ожидать совершения преступлений;

              Для реализации цели и задач по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних с отклонениями в поведении и имеющими пробелы в обучении осуществляет следующую деятельность:

1. Диагностика – выявление проблем эмоционального, поведенческого, личностного характера у несовершеннолетних, которые могут свидетельствовать о проблемах в поведении и обучении.

Ежегодно с сентября учебного года создается и корректируется банк учета данных на воспитанников, склонных к правонарушениям.

Диагностика осуществляется  по Календарю деятельности педагога-психолога  в рамках Месячника психологического здоровья в октябре - (100% обучающихся) и в марте -  («группа риска»). Помимо Месячников, диагностика проводится по запросам педагогов для вновь прибывших воспитанников и учащихся, имеющих трудности в обучении/воспитании. Используются методики, рекомендованные РЦПМСС «Сайзырал», а также с учетом запросов педагогов, родителей и учащихся

В октябре 2023 года прошли мониторинговую диагностику 147 человек.   В марте 2024 года углубленную диагностику  (методикой ПДО, БД, ДДЧ) прошли 90 человек и в том числе 100% из «группы риска». За период учебного года 100% вновь поступающих  в  нашу школу проходят диагностику методиками, в том числе выявляющими склонность к противоправным действиям. Выявленные учащиеся ставятся на учет педагогами-психологами – разрабатывается индивидуальный План развития, исходя из всех выявленных отклонений развития и поведения учащихся группы «риска»,  педагогам выдаются Рекомендации по сопровождению, ведется индивидуальная коррекционная работа. Содержание Программ направлено на предупреждение и снижение неблагоприятных показателей по психологическому состоянию  у учащихся, обучение детей способам регуляции эмоциональных состояний, формирование адекватной самооценки и развитие коммуникативных качеств, а это  снижает вероятность совершения правонарушений.

А также 1 раз в год мониторинговая диагностика проводится с целью выявления склонности учащихся к употреблению ПАВ (методики рекомендованы РЦПМСС «Сайзырал»).

По запросу администрации школы методом анонимного анкетирования выявляются случаи жестокого обращения среди воспитанников. Методом социального анонимного анкетирования выявляется также степень комфортности учащихся в школе. По результатам анкетирования педагогам доводится  информация о тестировании и регулярно проводятся занятия с элементами тренинга на развитие эмпатии у педагогов.

2. Профилактика и просвещение

По результатам диагностики проводится:

  • консультирование педагогов по вопросам обучения и воспитания, психологического развития школьников;
  • консультирование учащихся начальной, средней и старшей школы по вопросам межличностных отношений, профориентации, внутриличностных конфликтов, трудностей в обучении и т.д.;
  • консультирование родителей по вопросам детско-родительских отношений. Работа в этом направлении проводилась с целью повышения психологической и коммуникативной компетентностей взрослых при взаимодействии с детьми и решения задач развития детей.

Профилактическая работа психологов школы ведется через профилактические мероприятия, согласно Календарю, рекомендованному РЦПМСС «Сайзырал»:

  1. В сентябре ежегодно проходит акция «Телефон доверия», с целью информирования учеников о том, для чего предназначен и как работает Телефон доверия; мотивирования обращаться на Телефон доверия в трудных жизненных ситуациях
  2. В октябре ежегодно - Мониторинг психологического здоровья различными методиками
  3. В октябре ежегодно – месячник «Безопасный интернет» - с целью привлечения внимания педагогической общественности к проблеме формирования безопасной информационно-образовательной среды для детей и взрослых.
  4. В ноябре ежегодно – «неделя толерантности» - с целью  воспитания в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
  5. В декабре ежегодно - Мероприятия «Умей сказать НЕТ!» - по развитию самостоятельности и ответственности за свое поведение и здоровье.
  6.  В Декабре ежегодно – Акция «Стоп ВИЧ/СПИД» -  недельная акция направлена на духовно-нравственное воспитание и призвана решать широкий круг задач: профилактика ВИЧ-инфекции, знакомство с путями передачи, механизмами инфицирования, социально-гуманитарными последствиями распространения, современными способами профилактики, лечения.
  7. В  третью неделю января  ежегодно – «Неделя медиабезопасности» - с целью привлечения внимания педагогической общественности к проблеме формирования безопасной информационно-образовательной среды для детей и взрослых.
  8. В феврале ежегодно – диспут для старших классов «Модно быть здоровым?» - с целью формирования  сознательной установки на здоровый образ жизни,  воспитанию  ответственного отношения к своему здоровью, приобщению  к ЗОЖ.
  9. В марте ежегодно  – «Месячник психологической безопасности» - уроки культуры здоровья, профилактика правонарушений, приобщение к ЗОЖ. Классные часы  по профилактике наркомании. Диспут «Молодежь. Здоровье. Жизнь….»,
  10. Психологическое сопровождение учащихся при подготовке  и в период сдачи   ЕГЭ
  11. Информационная акция в рамках Дня детского Телефона доверия. Конкурс сочинений «Как мне помог Телефон доверия»
  12. Неделя по профилактике табакокурения 5-11 классы
  13. Индивидуальное консультирование учащихся, родителей по основным проблемам
  14. Программы психологического сопровождения детей и их родителей
  15. Работа с социально-неблагополучными семьями
  16. Участие в консилиумах по вопросам  сопровождения детей группы риска в средней и старшей школе
  17. Индивидуальное обследование детей:

- адаптация 1, 5 и 10 классов;

- диагностика опекаемых детей;

- диагностика детей группы риска;

- диагностика детей, состоящих на ВШУ, ПДН, КДН и учащихся, состоящих на учете и наблюдении психологов;

- диагностика учащихся 8-11 классов по предпрофильному и профильному  обучению

  1. Групповое обследование:

- адаптация 1, 5 и 10 классов;

- диагностика учащихся 8-11 классов по предпрофильному и профильному  обучению;

- диагностика детей группы риска;

- диагностика мотивации обучения;

19. Индивидуальные консультации (учащиеся и их родители, педагоги);

20.     Индивидуальные занятия (по результатам психодиагностических методик и по запросу родителей, педагогов);

21.  Групповые занятия (по плану работы, по запросу);

22. Просветительская работа (семинары, педсоветы, совещания…)

23. Стартовая диагностика пятиклассников по следующим методикам:  «Рисунок   человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква» и «Домики»

24.  Диагностика самооценки младших школьников по методике «Лесенка» по запросу классных руководителей, родителей;

  1. Диагностика учащихся 5-11 классов для выявления детей «группы риска» по методикам Басса-Дарки, ПДО и ДДЧ (октябрь, март);
  2. Диагностика познавательного уровня и психологического развития интеллекта учащихся (по запросу);
  3. Изучение мотивации учебной деятельности детей «группы риска» (по запросу);
  4. Диагностика  направленности учебной мотивации к предмету  (Дубовицкой Т. Д.) (по запросу);
  5. Оценки уровня тревожности учащихся  5-х классов (осенью) и 4-х классов (весной) использование  теста школьной тревожности Филлипса;
  6.  Исследование уровня учебной мотивации и школьной адаптации 5-х классов по анкете Лускановой (по результатам диагностики школьной тревожности);
  7. Диагностика адаптации 5-тиклассников по методике  «Как ты чувствуешь себя на уроках», «Открытое письмо родителям»;
  8.  Диагностика эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера)  по результатам методики Басса-Дарки;
  9. Диагностика профессиональных интересов и склонностей детей-инвалидов (методики «Ориентир»);
  10. Диагностика психологических причин неуспеваемости учащихся (по запросу);
  11. Диагностика детей склонных  к употреблению ПАВ;
  12. Диагностика межличностных отношений 1-11 классов по методике «Социометрия»;
  13. Диагностика по выявлению детей «группы риска». Для 1-4 классов по методике «Определение адаптации» по Э. М. Александровской;
  14.   Для 5-11 классов по методике первичной диагностики детей «группы риска» М.И.Рожкова и М.А.Ковальчука. Методика представлена в двух формах:
  15.  Совместно с социальным педагогом школы  и классными руководителями работаем и посещаем  семьи несовершеннолетних, где находятся лица вышедшие из мест лишения свободы, имеющие судимость или отбывают в таких местах, с целью изучения морально-психологического климата семьи.
  16.  Постоянно участвую на ежегодных  республиканских совещаниях педагогов-психологов, где одной из тем является  «Конфликты и методы их преодоления», с целью обучения методам и технологиям  школьной службы примирения. Как новый виток развития школьной службы примирения можно указать рассмотрение вопроса о внедрении школьной службы примирения в профессиональных образовательных организациях в рамках Координационного совещания по профилактике правонарушений при Министерстве образования и науки Республики Тыва. Я являюсь куратором школьной службы примирения.
  17. . Ежегодно проводятся профилактические медицинские осмотры с участием врачей наркологов из «Республиканского наркологического диспансера»;
  18. В работе использую  коррекционные занятия по программе «Как не просмотреть беду», «Пусть всегда буду я!», «Профилактика пивного алкоголизма», «Коррекция агрессивного поведения подростков» (подпрограммы), программа Хухлаевой для начальных классов «Тропинка к своему Я» авторских программ «Жизнь без насилия», «Подросток», «Единство», «Повышение жизнестойкости» и т.д.

Для усиления работы по профилактике кражи сотовых телефонов в школе и интернате были проведены следующие работы:

- Были составлены  отдельные планы работ по профилактике краж сотовых телефонов  среди  обучающихся с утверждением Плана мероприятий (прилагается);

- Классные часы по краже телефонов;

- Уроки-инструктажи;

- участие в родительских собраниях с беседой «Правовое освящение в области хищения имущества обучающихся»;

- Семинары по обучению правовой компетентности педагогов;

- Оформление стендов и уголков по правилам пользования сотовых телефонов в ОО  и общественных местах;

- раздача памяток и буклетов «Мобильник детям не игрушка»;

- беседы и круглые столы.

Также за последнее время  тревожными остаются следующие вопросы:

- социальное окружение несовершеннолетних детей, склонных к преступлениям, т.е. абсолютное авторитетное влияние на них  лиц, освободившихся  из мест лишения свободы;

- Поэтому, от каждого педагогического работника, также обслуживающего персонала ОО требуется элементарно в первую очередь - всегда быть внимательными к каждому ребенку, к каждому его проступку - пропуск уроков, выходы во время уроков, уходы с уроков, опоздания (сигналы, требующие действий немедленного реагирования). Во вторых - школы должны держать тесную связь с родителями, сообщать и обсуждать все возникшие проблемные вопросы совместно. Мы должны работать сообща: ребенок, родитель и педагоги/воспитатели…

         

3. Предупреждение факторов девиантного поведения обучающихся:

  • контроль за посещаемостью занятий, поведением обучающихся;
  • малые педагогические советы по успеваемости и посещаемости;
  • диагностика с целью выявлений обучающихся, склонных к девиантному поведению;
  • определение причин отклонения в поведении;
  • индивидуальная работа с подростками;
  • заседание Совета профилактики;
  • определение учащихся на летний период, трудоустройство.

4. Аргументированная пропаганда здорового образа жизни:

  • лекции, беседы, классные часы с обучающимися, учителями, родителями (законными представителями) по вопросам здорового образа жизни;
  • первичная профилактика девиантного поведения обучающихся;
  • проведение оздоровительных мероприятий для обучающихся (кросс «Золотая осень», дни Здоровья, неделя безопасности жизнедеятельности, туристический слет, акция, приуроченная ко Всемирному дню борьбы со СПИДом и другие)
  • организация выставок, размещение информации на стендах по вопросам здорового образа жизни;
  • участие в спортивных соревнованиях.

5. Правовое просвещение обучающихся:

  • проведение декады правовых знаний;
  • проведение недели профилактики;
  • встречи обучающихся, учителей, родителей (законных представителей) с представителями правоохранительных органов;
  • оформление уголка правовых знаний;
  • методические совещания преподавателей по вопросам правового просвещения учащихся.

6.Консультирование.
В течение года  мною  ведется консультативная работа с несовершеннолетними с отклонениями в поведении и имеющими пробелы в обучении и их родителями (законными представителями). Проводятся индивидуальные и групповые консультации, Тематика консультаций составляется в соответствии с выявленными проблемами. Ведется соответствующая документация (журналы учета консультаций, тезисы выступлений). Особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности с несовершеннолетними с отклонениями в поведении

       

 Профилактическая работа дает  положительные результаты: в течение года показатели агрессивности, тревожности, ригидности снижаются у всех учащихся «группы риска». Нормализуется самооценка, минимизируется возбудимость и реактивность поведения.  То есть минимизируются личностные факторы,  толкающие воспитанников на правонарушения.

 Но количество состоящих на учете  по правонарушениям на  начало каждого учебного года примерно одинаково из года в год, хотя воспитанники снимаются с учета к концу учебного года. Потому что в течение года  поступают вновь воспитанники с девиантным и делинквентным поведением и по результатам диагностики, и неблагоприятным показателям психологического состояния – ставятся на учет.

1. Педагогом-психологом  создана вся необходимая документация, регламентирующая воспитательную деятельность социально-психологического сопровождения;

2. Созданы условия для нормального воспитания и развития личности ребенка, классными руководителями используются различные формы и методы профилактической работы учащихся;

3. Для формирования установок на ЗОЖ учащиеся «группы риска» привлекались к участию в различных культурно –массовых и спортивных соревнованиях;

4. Все учащиеся «группы риска» (100 %) вовлечены в систему дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время;

 5. Выстраивается  система совместной работы с КДН

6. В школе Функционирует Совет профилактики.

      Важная роль в работе  педагога-психолога по  психопрофилактике отводится классным часам и занятиям. Тематика классных часов разнообразна, планируются и проводятся в зависимости от возрастной категории, интересов и потребностей обучающихся, особенностей класса, заявке классного руководителя и администрации школы. За период деятельности мной проводились  мероприятия по следующим темам:

  • Тренинг уверенности в себе – адаптация  пятиклассников (5 класс) ежегодно;
  • Интерактивная беседа - Профилактика жестокого обращения среди подростков (отдельно девочки и мальчики  средних и старших классов);  
  • Занятие с элементами тренинга - Бесконфликтное общение подростков (5, 6 классы);
  • Психологический тренинг сплочения ежегодно в каждом  классе. Тренинг по формированию коммуникативных навыков ежегодно  в семейных группа  ЦССВ
  • Занятия с элементами тренинга - Профилактика агрессивного поведения по запросам кл.руководителей
  • «Откровенный разговор» по  профилактике ранней незапланированной беременности с девочками-подростками 12-17 лет в семейных группах ЦССВ.
  • «Подруга, невеста, жена…» беседа  для девочек  семейных групп ЦССВ

Групповые формы работы педагога-психолога не исключают индивидуальных,

так за три последних  года работы в школе  за консультациями сугубо-личного характера  обратились  39 педагогических работников; 49 обучающихся. Каждая консультация сопровождается предварительной диагностикой, установлением доверительных отношений и непосредственно психологической помощью.

Анализ индивидуальных обращений говорит о том, что воспитанники, обучающиеся, и педагоги нуждаются в моей помощи, как специалиста, так как испытывают трудности в общении в семье, со сверстниками, родителями, педагогами. А высокая оценка помощи в отзывах -  говорит о мастерстве и профессионализме (отзывы прилагаю).

Аналитические  данные о количестве правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних учащихся  школы-интерната за последние 3 года:

2021-2022 год.

(всего воспитанников 271)

2022-2023 год (всего воспитанников 172)

2023-2024 уч.год

 (всего воспитанников 149)

24

9

6

Правонарушения

2021-2022

учебный год.

2022-2023

учебный год.

2023-2024

учебный год

Грабеж

3

5

0

Кража

10

3

2

Наркотики

3

1

0

Изнасилование

0

0

0

Автоугон

2

0

0

Условно-осужденные

5

0

3

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что работа по профилактике правонарушений проводится  на достаточно организованном  уровне.



Предварительный просмотр:

Анализ   причин самовольных уходов, профилактическая работа по предупреждению

самовольных уходов воспитанников.

 Динамика  с 2022-2023 уч.года года

Проблема самовольных уходов несовершеннолетних воспитанников школы- интерната продолжает оставаться одной из трудноразрешимых.

В ГБОУ «РШИ «ТКК» педагогом-психологом Фиклистовой Л.Г. проводится профилактическая работа по предупреждению самовольных уходов воспитанников.

 Каждый случай самовольного ухода регистрируется, проводится интервью, выясняются  возможные причины ухода, намечаются планы профилактической работы по пресечению повторных с\у.

В целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних разработан и осуществляется комплекс мер, направленный на профилактику самовольных уходов, безнадзорности и правонарушений среди воспитанников.

Путем слияния двух общеобразовательных  учреждений на базе школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  9 января 2017 года  в республике Тыва появилось новое Государственное бюджетное образовательное учреждение «Республиканская школа-интернат «Тувинский кадетский корпус».  В новом учреждении создано структурное подразделение - Центр содействия семейному воспитанию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  На сегодняшний день здесь проживает 123 ребенка.

             В Центре содействия семейному воспитанию   обеспечиваются содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 7 до 18 лет. Проживание здесь организовано по типу семьи, в группах живут разновозрастные дети, называемые семьями, как правило, это члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях.

Сюда поступают дети из Дома ребенка, из приемников-распределителей системы МВД, из приютов и из семей, где родители  лишены родительских прав или  ограничены  в родительских правах; или в случае уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов по решению органов опеки.

             В школе-интернате всегда была актуальной проблема самовольных уходов воспитанников за территорию школы. И сейчас это одна из главных проблем Центра содействия семейному воспитанию. Попадая в нашу школу из неблагополучных семей, воспитанники стремятся вернуться к прежней жизни, в которой у них была родительская любовь. Этим во многом можно объяснить частые побеги и трудности адаптации к жизни в кадетском корпусе.

 В РШИ «Тувинский кадетский корпус» ежедневно собирается сводка присутствующих на занятиях кадет и воспитанников. Бывает, что в таких сводках указываются фамилии самовольно покинувших территорию воспитанников.

В школе-интернате «Тувинский кадетский корпус» весь педагогический состав борется с такими нарушениями дисциплины, создаются все возможные условия для комфортного проживания воспитанников. Однако вновь прибывшим воспитанникам очень сложно привыкнуть к новым условиям, к новому коллективу, в отрыве от родных в самые первые месяцы пребывания в кадетском корпусе.  После определенного времени подростки адаптируются, конечно, но поступают новые воспитанники и вновь   педагоги и администрация школы находятся  в розыске самовольно ушедших. А еще есть подростки, которые даже после нескольких лет пребывания и успешной адаптации все равно время от времени самовольно уходят на какое-то время.

Проблема самовольных уходов, несмотря на предпринимаемые меры профилактики, продолжает оставаться одной из трудноразрешимых.

           В  каждом случае самовольного ухода  организуется поисковая группа, все педагоги подключаются к поиску, уведомляется полиция, Министерство образования, группа быстрого реагирования.

    К сожалению, в СМИ часто можно услышать обвинения педагогическому составу школы в том, что в интернате существует «дедовщина», дети бегут от жестокого или равнодушного к ним отношения воспитателей. Существуют домыслы, что дети недоедают, лишены ласки и заботы.

Не знающий причин самовольных уходов воспитанников легко может очернить школу, имеющую долгую хорошую историю, её воспитанников и персонал.

Чтобы прекратить необоснованные упреки, защитить честь и достоинство учителей и воспитателей, самоотверженно работающих в школе-интернате  хотим представить результаты изучения  причин самовольных уходов воспитанников школы-интерната и методы профилактики самовольных уходов:

                 Анализ состава детского контингента по результатам наблюдения и диагностики и статистики показывает, что более трети воспитанников Центра содействия семейному воспитанию, поступающих на обучение, составляют дети с повышенной склонностью к возникновению социально отрицательных форм поведения, таких как сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, а также курение и употребление алкоголя. У детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм.  А еще большинству воспитанников свойственна низкая мотивация обучения и познавательная активность. В целом их поведение не всегда предсказуемо. На сегодняшний день, 67 воспитанников имеют Заключения об ограниченных возможностях здоровья (ОВЗ), а это 54% от общего числа детей, проживающих в Центре содействия семейному воспитанию.

           Несмотря на особенности детей, проживающих в учреждениях интернатного типа, не все дети убегают.

Важно понимать, что ребенок покидает учреждение, для того, чтобы удовлетворить те потребности, которые не могут быть по тем или иным причинам удовлетворены в стенах учреждения.

Главная причина побегов всегда кроется в неудовлетворённости ребёнка своим местонахождением, невозможности жить в нормальных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы. Как восполнение данных проблем у ребёнка появляется стремление заглушить переживаемые чувства, забыться в какой-либо интересной деятельности, особенно связанной с риском, приключениями. Всем этим требованиям и отвечает побег, где переживания детей носят экстремальный, яркий характер.

      Самовольные уходы несовершеннолетними совершаются, как правило, в дневное время, когда воспитанники уходят с уроков, либо с перемен, убегают к родителям, лишенным родительских прав, к друзьям и подругам. В каникулярный период времени этот показатель возрастает.
Причин самовольного ухода детей великое множество. У каждого подростка - своя причина.

         Согласно объяснениям несовершеннолетних установлено, что сами несовершеннолетние причинами самовольных уходов называют: стремление встретиться со своими родственниками, друзьями, отказ от интернатного  режима, желание пожить самостоятельной жизнью и др.

В 2022-2023 уч.году в группу риска по самовольным уходам в ТКК  входили 10 человек.

В 2023-2024 уч.году таких детей было уже 3

В 2024-2025 уч. году – 2 воспитанника.

Т.е. число с каждым годом заметно уменьшается.

Анализ показал, что причинами наибольшего числа самовольных уходов являются:

1.  Желание вернуться к родителям, родственникам (пусть даже лишенным родительских прав); в доверительном интервью после самовольного ухода воспитанники признаются психологу «Очень сильно захотел домой!». О том, что в интернате будут волноваться и искать – воспитанники, как правило, не думают.

2. Конфликты вновь поступивших с старыми воспитанниками; как в любом коллективе требуется время, чтобы выстроилась иерархия статусов.

3. Нежелание соблюдения режима, предусмотренного РШИ ТКК, реакция протеста; Нужно понимать, что до поступления в интернат многие ребята подолгу не учились, не знали обязанностей, поздно ложились спать и поздно вставали, гуляли где хотели, у них была своя компания, друзья, подруги. А тут их заставляют заниматься, учебу подтягивать. Тяжело им, по товарищам скучают, по свободе. Вот и придумывают план побега. 

 4. Склонность детей к бродяжничеству; накладывает отпечаток социальный опыт, приобретенный ребенком до момента определения в нашу школу.

             По результатам изучения Протоколов расследования самовольных уходов наших воспитанников, видно, что первые побеги обычно совершаются в период адаптации, а по мере повторения превращаются в «условно-рефлекторный стереотип».

          Поводом для первого побега нередко является ссора (ссоры бывают в любом детско-подростковом коллективе), столкновение с воспитателями интерната или другими воспитанниками.   Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку. В 85% данным побегам предшествуют прогулы занятий, в 32% – с алкоголизацией во время побега. Эмансипационный тип побегов наиболее свойственен детям с акцентуациями характера.

Импульсивные побеги: Иногда первые побеги были следствием недружелюбной встречи старыми воспитанниками новых. В порыве обиды воспитанники покидают интернат.  Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них все поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжелой ситуации. Деньги на еду обычно добываются у знакомых, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. А для оправдания своего поведения, «бегуны» «вспоминают» жестокое отношение к ним товарищей по интернату. Иногда внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения, причём это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией.

Анализ информации позволяет выделить основные места пребывания воспитанников во время самовольного ухода:

Родители
Близкие родственники
Близкое окружение несовершеннолетнего (друзья)
Улица (чаще всего наши дети просто бродяжничают, а ночуют в подъездах).

Из самоанализа причин самовольных уходов воспитанников, можно сделать вывод:

         На самовольный уход влияет возраст и время года. Самый сложный период: весна и осень. А по возрастным особенностям, конечно, более подвержены бегству подростки от 13 до 15 лет. Это сложный психологический период для ребенка по многим причинам.

Как правило, у несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы, наблюдаются проблемы в обучении, им сложно строить взаимоотношения с окружающими. Нередко такие подростки имеют различные зависимости: табакокурение, алкоголь.

         
Основными задачами по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних воспитанников школы- интерната являются:
1.защита прав и законных интересов несовершеннолетних;
2.предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью несовершеннолетних;
3.предупреждение правонарушений и антиобщественных действий как совершаемых несовершеннолетними, так и в отношении них.

       По результатам фиксации в Журнале самовольных уходов из ЦССВ  в нашем кадетском корпусе за период  2023-2024 уч. года было 9 самовольных уходов из интерната. Самым большим количеством самовольных уходов одним и тем же  подростком было – 7. Теперь она студент ГБПОУ РТ «Тувинский строительный техникум».  ,,,,,,,,,,,, переведен в ГБОУ РХ «Черногорская школа- интернат» в ноябре 2023 года.

Самовольные уходы за 2023-2024 учебный год.

Дата совершения с\у

Кто совершил

Обстоятельства самовольного ухода

Дата и время возвращения

Принятые меры

1.

08.09.2024г

Ф.И.О.

Желание встретиться с родственниками, бродяжничество.

18.09.2023г., в 18 часов.

Поставлен на учет ОПДН,  п.49.1.4.

2.

18.09.2024г

Ф.И.О

Желание встретиться с родственниками, бродяжничество.

24.09.2023г., в 14 часов.

3.

05.01.2024г

Ф.И.О

Желание свободы, самостоятельности, хочет гулянок периодически.

06.01.2024г. в 15 часов

Поставлена на учет ОПДН,  п.49.1.4.

4

02.02.2024г

Ф.И.О

Желание свободы, самостоятельности, хочет гулянок периодически.

03.02.2024г. в 17 часов

5.

23.03.2024г

Ф.И.О

Желание свободы, самостоятельности, хочет гулянок периодически.

24.03.2024г. в 19 часов

6

31.03.2024г

Ф.И.О

Желание встретиться с мамой, помыться в бане.

01.04.2024г. в 19 часов

7.

12.04.2024г

Ф.И.О

Не нравится режим работы ОО

13.04.2024г. в 19 часов

8.

01.05.2024г

Ф.И.О

Не нравится режим работы ОО

02.05.2024г. в 19 часов

9.

09.06.2024г

Ф.И.О

Не нравится режим работы ОО

10.06.2024г. в 18 часов

Самовольные уходы за 2024-2025 учебный год.

Дата совершения с\у

Кто совершил

Причины самовольного ухода по объяснением.

Итог

1.

02.09. 2024г

Ф.И.О 06.11.2007г.р.

Ф.И.О, 24.07.2008г.р.

Желание встретиться с родственницей- тетей.

Желание выпить алкоголь.

Поставлены на учет ОПДН,  п.49.1.4.

2.

03.09.2024г

Ф.И.О, 20.04.2012

Нежелание соблюдения режима казармы, им не нравились построения на плацу, строевая подготовка.

Поставлены на учет ОПДН,  п.49.1.4.

Ф.И.О, 07.05.2011г.р.

Ф.И.О 16.01.2013г.р.

Ф.И.О, 01.05.2011 г.р.

Ф.И.О, 31.12.2013г.р.

 

Мы понимаем, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их. Поэтому в школе действует 15 кружков и секций спортивного, художественно-эстетического, творческого направления с охватом 292 учащихся.

Важно наполнить жизнь несовершеннолетних такими мероприятиями и событиями, участие в которых поможет отвлечься от возможных негативных чувств или действий, забыться в какой-либо интересной деятельности. Необходимо постоянно помнить, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом организации жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их.

И еще очень важно отметить необходимые условия:

  1. Для всех уровней профилактики необходимо, чтобы у воспитанника  в Центре был хотя бы один взрослый, с которым сформированы доверительные отношения. Это залог успешной работы по профилактике самовольных уходов.
  2.  Кроме того, общим для всех видов профилактики является создание безопасной среды в учреждении – ребенок, проживающий в школе-интернате должен иметь возможность в любое время подать жалобу, рассказать о ситуации, в которую он попал. В учреждении предоставлена такая возможность сделать это анонимно и конфиденциально. В целях безопасности  для детей существует «Анонимная почта доверия», - почтовый ящик, куда можно опустить анонимное письмо со своей проблемой или вопросом. Системно проводятся акции «Телефон доверия», все воспитанники имеют в широком доступе информацию о бесплатном телефоне доверия 8 800 2000 122.
  3. В Центре ССВ организовано помещение, где воспитанник может побыть один, передохнуть от взрослых и других детей, уменьшить стресс и тревожность. И это вполне нормальное и просто необходимое желание, более того почти каждому человеку одиночество так же необходимо, как еда или питье. Такими помещениями  стали сенсорные комнаты, одна из которых выиграна в  Республиканском конкурсе «Кабинет психологической разгрузки» .
  4. Ведется работа по легализации возможности общения с дорогими ребенку людьми и не обязательно с родственниками, на территории школы-интерната в приспособленных для этого помещениях. Это позволит специалистам ЦССВ  держать на контроле контакты ребенка, а также снизить риски самовольных уходов.  
  5. Каждому подростку необходимо иметь карманные деньги, например, на мороженое, на дополнительные средства личной гигиены, девушкам – на косметику. Необходимо придумать возможности для легального заработка воспитанниками на карманные расходы. Это также позволит постигать азы экономической грамотности и  правильно распределять деньги.

Исходя из вышеизложенного, в дальнейшем необходимо продолжить профилактическую работу по предупреждению и пресечению самовольных уходов воспитанников из учреждения: внедрять наставничество, расширять возможности дополнительного образования.

Анализ составлен:                               педагог-психолог  Фиклистова Л.Г.