1.6. Система работы по профилактике правонарушений
1.6. Система работы по профилактике правонарушений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.6.pdf | 80.68 КБ |
1.6._otchet.docx | 27.85 КБ |
analiz_su.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
- Система работы по профилактике правонарушений.
По официальным данным ПДН УВД г. Кызыла, КДН и ЗП г. Кызыла за 2022-2023 и в 2024 году и по сравнению с прошлыми годами значительно снижается уровень правонарушений воспитанниками РШИ «ТКК».
Контингент учащихся ГБОУ «РШИ ТКК» разнообразный. 60-70% от общего количества учащихся составляют подростки с явно выраженным отрицательным жизненным опытом, с общей педагогической запущенностью, девиантного поведения.
Около 50% воспитанников, состоящие на профилактических учетах ВШУ,ОПДН – это дети, которые ранее поставлены на учет за правонарушения до прибытия в школу-интернат. Это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Родители этих подростков уклоняются от обязанностей по воспитанию своих детей, отсюда вытекают проблемы асоциального поведения несовершеннолетних, низкий уровень общей культуры, укоренившиеся вредные «уличные» привычки: курение, алкоголь, нецензурная брань и даже употребление ПАВ, бродяжничество.
В семье детям прививаются основные моральные требования, правила поведения и приличия. Поэтому дефекты семейного воспитания одна из главных причин преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних. Примерно треть воспитанников РШИ ТКК из семей, где есть судимые.
Учитывая особенности контингента обучающихся «РШИ «ТКК» и их родителей, одним из приоритетных направлений воспитательной системы школы является правовое воспитание, профилактика асоциальных явлений и правонарушений, снижение уровня конфликтности в детской и подростковой среде.
Согласно закону РФ № 120 «Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и беспризорности» с учащимися, состоящими на различных видах учёта, проводилась индивидуально- профилактическая работа, которая ведется в основном по следующим направлениям:
1.Ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
2. Непосредственное воздействие на несовершеннолетних школы, от которых можно ожидать совершения преступлений;
Для реализации цели и задач по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних с отклонениями в поведении и имеющими пробелы в обучении осуществляет следующую деятельность:
1. Диагностика – выявление проблем эмоционального, поведенческого, личностного характера у несовершеннолетних, которые могут свидетельствовать о проблемах в поведении и обучении.
Ежегодно с сентября учебного года создается и корректируется банк учета данных на воспитанников, склонных к правонарушениям.
Диагностика осуществляется по Календарю деятельности педагога-психолога в рамках Месячника психологического здоровья в октябре - (100% обучающихся) и в марте - («группа риска»). Помимо Месячников, диагностика проводится по запросам педагогов для вновь прибывших воспитанников и учащихся, имеющих трудности в обучении/воспитании. Используются методики, рекомендованные РЦПМСС «Сайзырал», а также с учетом запросов педагогов, родителей и учащихся
В октябре 2023 года прошли мониторинговую диагностику 147 человек. В марте 2024 года углубленную диагностику (методикой ПДО, БД, ДДЧ) прошли 90 человек и в том числе 100% из «группы риска». За период учебного года 100% вновь поступающих в нашу школу проходят диагностику методиками, в том числе выявляющими склонность к противоправным действиям. Выявленные учащиеся ставятся на учет педагогами-психологами – разрабатывается индивидуальный План развития, исходя из всех выявленных отклонений развития и поведения учащихся группы «риска», педагогам выдаются Рекомендации по сопровождению, ведется индивидуальная коррекционная работа. Содержание Программ направлено на предупреждение и снижение неблагоприятных показателей по психологическому состоянию у учащихся, обучение детей способам регуляции эмоциональных состояний, формирование адекватной самооценки и развитие коммуникативных качеств, а это снижает вероятность совершения правонарушений.
А также 1 раз в год мониторинговая диагностика проводится с целью выявления склонности учащихся к употреблению ПАВ (методики рекомендованы РЦПМСС «Сайзырал»).
По запросу администрации школы методом анонимного анкетирования выявляются случаи жестокого обращения среди воспитанников. Методом социального анонимного анкетирования выявляется также степень комфортности учащихся в школе. По результатам анкетирования педагогам доводится информация о тестировании и регулярно проводятся занятия с элементами тренинга на развитие эмпатии у педагогов.
2. Профилактика и просвещение
По результатам диагностики проводится:
- консультирование педагогов по вопросам обучения и воспитания, психологического развития школьников;
- консультирование учащихся начальной, средней и старшей школы по вопросам межличностных отношений, профориентации, внутриличностных конфликтов, трудностей в обучении и т.д.;
- консультирование родителей по вопросам детско-родительских отношений. Работа в этом направлении проводилась с целью повышения психологической и коммуникативной компетентностей взрослых при взаимодействии с детьми и решения задач развития детей.
Профилактическая работа психологов школы ведется через профилактические мероприятия, согласно Календарю, рекомендованному РЦПМСС «Сайзырал»:
- В сентябре ежегодно проходит акция «Телефон доверия», с целью информирования учеников о том, для чего предназначен и как работает Телефон доверия; мотивирования обращаться на Телефон доверия в трудных жизненных ситуациях
- В октябре ежегодно - Мониторинг психологического здоровья различными методиками
- В октябре ежегодно – месячник «Безопасный интернет» - с целью привлечения внимания педагогической общественности к проблеме формирования безопасной информационно-образовательной среды для детей и взрослых.
- В ноябре ежегодно – «неделя толерантности» - с целью воспитания в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
- В декабре ежегодно - Мероприятия «Умей сказать НЕТ!» - по развитию самостоятельности и ответственности за свое поведение и здоровье.
- В Декабре ежегодно – Акция «Стоп ВИЧ/СПИД» - недельная акция направлена на духовно-нравственное воспитание и призвана решать широкий круг задач: профилактика ВИЧ-инфекции, знакомство с путями передачи, механизмами инфицирования, социально-гуманитарными последствиями распространения, современными способами профилактики, лечения.
- В третью неделю января ежегодно – «Неделя медиабезопасности» - с целью привлечения внимания педагогической общественности к проблеме формирования безопасной информационно-образовательной среды для детей и взрослых.
- В феврале ежегодно – диспут для старших классов «Модно быть здоровым?» - с целью формирования сознательной установки на здоровый образ жизни, воспитанию ответственного отношения к своему здоровью, приобщению к ЗОЖ.
- В марте ежегодно – «Месячник психологической безопасности» - уроки культуры здоровья, профилактика правонарушений, приобщение к ЗОЖ. Классные часы по профилактике наркомании. Диспут «Молодежь. Здоровье. Жизнь….»,
- Психологическое сопровождение учащихся при подготовке и в период сдачи ЕГЭ
- Информационная акция в рамках Дня детского Телефона доверия. Конкурс сочинений «Как мне помог Телефон доверия»
- Неделя по профилактике табакокурения 5-11 классы
- Индивидуальное консультирование учащихся, родителей по основным проблемам
- Программы психологического сопровождения детей и их родителей
- Работа с социально-неблагополучными семьями
- Участие в консилиумах по вопросам сопровождения детей группы риска в средней и старшей школе
- Индивидуальное обследование детей:
- адаптация 1, 5 и 10 классов;
- диагностика опекаемых детей;
- диагностика детей группы риска;
- диагностика детей, состоящих на ВШУ, ПДН, КДН и учащихся, состоящих на учете и наблюдении психологов;
- диагностика учащихся 8-11 классов по предпрофильному и профильному обучению
- Групповое обследование:
- адаптация 1, 5 и 10 классов;
- диагностика учащихся 8-11 классов по предпрофильному и профильному обучению;
- диагностика детей группы риска;
- диагностика мотивации обучения;
19. Индивидуальные консультации (учащиеся и их родители, педагоги);
20. Индивидуальные занятия (по результатам психодиагностических методик и по запросу родителей, педагогов);
21. Групповые занятия (по плану работы, по запросу);
22. Просветительская работа (семинары, педсоветы, совещания…)
23. Стартовая диагностика пятиклассников по следующим методикам: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква» и «Домики»
24. Диагностика самооценки младших школьников по методике «Лесенка» по запросу классных руководителей, родителей;
- Диагностика учащихся 5-11 классов для выявления детей «группы риска» по методикам Басса-Дарки, ПДО и ДДЧ (октябрь, март);
- Диагностика познавательного уровня и психологического развития интеллекта учащихся (по запросу);
- Изучение мотивации учебной деятельности детей «группы риска» (по запросу);
- Диагностика направленности учебной мотивации к предмету (Дубовицкой Т. Д.) (по запросу);
- Оценки уровня тревожности учащихся 5-х классов (осенью) и 4-х классов (весной) использование теста школьной тревожности Филлипса;
- Исследование уровня учебной мотивации и школьной адаптации 5-х классов по анкете Лускановой (по результатам диагностики школьной тревожности);
- Диагностика адаптации 5-тиклассников по методике «Как ты чувствуешь себя на уроках», «Открытое письмо родителям»;
- Диагностика эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера) по результатам методики Басса-Дарки;
- Диагностика профессиональных интересов и склонностей детей-инвалидов (методики «Ориентир»);
- Диагностика психологических причин неуспеваемости учащихся (по запросу);
- Диагностика детей склонных к употреблению ПАВ;
- Диагностика межличностных отношений 1-11 классов по методике «Социометрия»;
- Диагностика по выявлению детей «группы риска». Для 1-4 классов по методике «Определение адаптации» по Э. М. Александровской;
- Для 5-11 классов по методике первичной диагностики детей «группы риска» М.И.Рожкова и М.А.Ковальчука. Методика представлена в двух формах:
- Совместно с социальным педагогом школы и классными руководителями работаем и посещаем семьи несовершеннолетних, где находятся лица вышедшие из мест лишения свободы, имеющие судимость или отбывают в таких местах, с целью изучения морально-психологического климата семьи.
- Постоянно участвую на ежегодных республиканских совещаниях педагогов-психологов, где одной из тем является «Конфликты и методы их преодоления», с целью обучения методам и технологиям школьной службы примирения. Как новый виток развития школьной службы примирения можно указать рассмотрение вопроса о внедрении школьной службы примирения в профессиональных образовательных организациях в рамках Координационного совещания по профилактике правонарушений при Министерстве образования и науки Республики Тыва. Я являюсь куратором школьной службы примирения.
- . Ежегодно проводятся профилактические медицинские осмотры с участием врачей наркологов из «Республиканского наркологического диспансера»;
- В работе использую коррекционные занятия по программе «Как не просмотреть беду», «Пусть всегда буду я!», «Профилактика пивного алкоголизма», «Коррекция агрессивного поведения подростков» (подпрограммы), программа Хухлаевой для начальных классов «Тропинка к своему Я» авторских программ «Жизнь без насилия», «Подросток», «Единство», «Повышение жизнестойкости» и т.д.
Для усиления работы по профилактике кражи сотовых телефонов в школе и интернате были проведены следующие работы:
- Были составлены отдельные планы работ по профилактике краж сотовых телефонов среди обучающихся с утверждением Плана мероприятий (прилагается);
- Классные часы по краже телефонов;
- Уроки-инструктажи;
- участие в родительских собраниях с беседой «Правовое освящение в области хищения имущества обучающихся»;
- Семинары по обучению правовой компетентности педагогов;
- Оформление стендов и уголков по правилам пользования сотовых телефонов в ОО и общественных местах;
- раздача памяток и буклетов «Мобильник детям не игрушка»;
- беседы и круглые столы.
Также за последнее время тревожными остаются следующие вопросы:
- социальное окружение несовершеннолетних детей, склонных к преступлениям, т.е. абсолютное авторитетное влияние на них лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
- Поэтому, от каждого педагогического работника, также обслуживающего персонала ОО требуется элементарно в первую очередь - всегда быть внимательными к каждому ребенку, к каждому его проступку - пропуск уроков, выходы во время уроков, уходы с уроков, опоздания (сигналы, требующие действий немедленного реагирования). Во вторых - школы должны держать тесную связь с родителями, сообщать и обсуждать все возникшие проблемные вопросы совместно. Мы должны работать сообща: ребенок, родитель и педагоги/воспитатели…
3. Предупреждение факторов девиантного поведения обучающихся:
- контроль за посещаемостью занятий, поведением обучающихся;
- малые педагогические советы по успеваемости и посещаемости;
- диагностика с целью выявлений обучающихся, склонных к девиантному поведению;
- определение причин отклонения в поведении;
- индивидуальная работа с подростками;
- заседание Совета профилактики;
- определение учащихся на летний период, трудоустройство.
4. Аргументированная пропаганда здорового образа жизни:
- лекции, беседы, классные часы с обучающимися, учителями, родителями (законными представителями) по вопросам здорового образа жизни;
- первичная профилактика девиантного поведения обучающихся;
- проведение оздоровительных мероприятий для обучающихся (кросс «Золотая осень», дни Здоровья, неделя безопасности жизнедеятельности, туристический слет, акция, приуроченная ко Всемирному дню борьбы со СПИДом и другие)
- организация выставок, размещение информации на стендах по вопросам здорового образа жизни;
- участие в спортивных соревнованиях.
5. Правовое просвещение обучающихся:
- проведение декады правовых знаний;
- проведение недели профилактики;
- встречи обучающихся, учителей, родителей (законных представителей) с представителями правоохранительных органов;
- оформление уголка правовых знаний;
- методические совещания преподавателей по вопросам правового просвещения учащихся.
6.Консультирование.
В течение года мною ведется консультативная работа с несовершеннолетними с отклонениями в поведении и имеющими пробелы в обучении и их родителями (законными представителями). Проводятся индивидуальные и групповые консультации, Тематика консультаций составляется в соответствии с выявленными проблемами. Ведется соответствующая документация (журналы учета консультаций, тезисы выступлений). Особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности с несовершеннолетними с отклонениями в поведении
Профилактическая работа дает положительные результаты: в течение года показатели агрессивности, тревожности, ригидности снижаются у всех учащихся «группы риска». Нормализуется самооценка, минимизируется возбудимость и реактивность поведения. То есть минимизируются личностные факторы, толкающие воспитанников на правонарушения.
Но количество состоящих на учете по правонарушениям на начало каждого учебного года примерно одинаково из года в год, хотя воспитанники снимаются с учета к концу учебного года. Потому что в течение года поступают вновь воспитанники с девиантным и делинквентным поведением и по результатам диагностики, и неблагоприятным показателям психологического состояния – ставятся на учет.
1. Педагогом-психологом создана вся необходимая документация, регламентирующая воспитательную деятельность социально-психологического сопровождения;
2. Созданы условия для нормального воспитания и развития личности ребенка, классными руководителями используются различные формы и методы профилактической работы учащихся;
3. Для формирования установок на ЗОЖ учащиеся «группы риска» привлекались к участию в различных культурно –массовых и спортивных соревнованиях;
4. Все учащиеся «группы риска» (100 %) вовлечены в систему дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время;
5. Выстраивается система совместной работы с КДН
6. В школе Функционирует Совет профилактики.
Важная роль в работе педагога-психолога по психопрофилактике отводится классным часам и занятиям. Тематика классных часов разнообразна, планируются и проводятся в зависимости от возрастной категории, интересов и потребностей обучающихся, особенностей класса, заявке классного руководителя и администрации школы. За период деятельности мной проводились мероприятия по следующим темам:
- Тренинг уверенности в себе – адаптация пятиклассников (5 класс) ежегодно;
- Интерактивная беседа - Профилактика жестокого обращения среди подростков (отдельно девочки и мальчики средних и старших классов);
- Занятие с элементами тренинга - Бесконфликтное общение подростков (5, 6 классы);
- Психологический тренинг сплочения ежегодно в каждом классе. Тренинг по формированию коммуникативных навыков ежегодно в семейных группа ЦССВ
- Занятия с элементами тренинга - Профилактика агрессивного поведения по запросам кл.руководителей
- «Откровенный разговор» по профилактике ранней незапланированной беременности с девочками-подростками 12-17 лет в семейных группах ЦССВ.
- «Подруга, невеста, жена…» беседа для девочек семейных групп ЦССВ
Групповые формы работы педагога-психолога не исключают индивидуальных,
так за три последних года работы в школе за консультациями сугубо-личного характера обратились 39 педагогических работников; 49 обучающихся. Каждая консультация сопровождается предварительной диагностикой, установлением доверительных отношений и непосредственно психологической помощью.
Анализ индивидуальных обращений говорит о том, что воспитанники, обучающиеся, и педагоги нуждаются в моей помощи, как специалиста, так как испытывают трудности в общении в семье, со сверстниками, родителями, педагогами. А высокая оценка помощи в отзывах - говорит о мастерстве и профессионализме (отзывы прилагаю).
Аналитические данные о количестве правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних учащихся школы-интерната за последние 3 года:
2021-2022 год. (всего воспитанников 271) | 2022-2023 год (всего воспитанников 172) | 2023-2024 уч.год (всего воспитанников 149) |
24 | 9 | 6 |
Правонарушения | 2021-2022 учебный год. | 2022-2023 учебный год. | 2023-2024 учебный год |
Грабеж | 3 | 5 | 0 |
Кража | 10 | 3 | 2 |
Наркотики | 3 | 1 | 0 |
Изнасилование | 0 | 0 | 0 |
Автоугон | 2 | 0 | 0 |
Условно-осужденные | 5 | 0 | 3 |
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что работа по профилактике правонарушений проводится на достаточно организованном уровне.
Предварительный просмотр:
Анализ причин самовольных уходов, профилактическая работа по предупреждению
самовольных уходов воспитанников.
Динамика с 2022-2023 уч.года года
Проблема самовольных уходов несовершеннолетних воспитанников школы- интерната продолжает оставаться одной из трудноразрешимых.
В ГБОУ «РШИ «ТКК» педагогом-психологом Фиклистовой Л.Г. проводится профилактическая работа по предупреждению самовольных уходов воспитанников.
Каждый случай самовольного ухода регистрируется, проводится интервью, выясняются возможные причины ухода, намечаются планы профилактической работы по пресечению повторных с\у.
В целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних разработан и осуществляется комплекс мер, направленный на профилактику самовольных уходов, безнадзорности и правонарушений среди воспитанников.
Путем слияния двух общеобразовательных учреждений на базе школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 9 января 2017 года в республике Тыва появилось новое Государственное бюджетное образовательное учреждение «Республиканская школа-интернат «Тувинский кадетский корпус». В новом учреждении создано структурное подразделение - Центр содействия семейному воспитанию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день здесь проживает 123 ребенка.
В Центре содействия семейному воспитанию обеспечиваются содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 7 до 18 лет. Проживание здесь организовано по типу семьи, в группах живут разновозрастные дети, называемые семьями, как правило, это члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях.
Сюда поступают дети из Дома ребенка, из приемников-распределителей системы МВД, из приютов и из семей, где родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах; или в случае уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов по решению органов опеки.
В школе-интернате всегда была актуальной проблема самовольных уходов воспитанников за территорию школы. И сейчас это одна из главных проблем Центра содействия семейному воспитанию. Попадая в нашу школу из неблагополучных семей, воспитанники стремятся вернуться к прежней жизни, в которой у них была родительская любовь. Этим во многом можно объяснить частые побеги и трудности адаптации к жизни в кадетском корпусе.
В РШИ «Тувинский кадетский корпус» ежедневно собирается сводка присутствующих на занятиях кадет и воспитанников. Бывает, что в таких сводках указываются фамилии самовольно покинувших территорию воспитанников.
В школе-интернате «Тувинский кадетский корпус» весь педагогический состав борется с такими нарушениями дисциплины, создаются все возможные условия для комфортного проживания воспитанников. Однако вновь прибывшим воспитанникам очень сложно привыкнуть к новым условиям, к новому коллективу, в отрыве от родных в самые первые месяцы пребывания в кадетском корпусе. После определенного времени подростки адаптируются, конечно, но поступают новые воспитанники и вновь педагоги и администрация школы находятся в розыске самовольно ушедших. А еще есть подростки, которые даже после нескольких лет пребывания и успешной адаптации все равно время от времени самовольно уходят на какое-то время.
Проблема самовольных уходов, несмотря на предпринимаемые меры профилактики, продолжает оставаться одной из трудноразрешимых.
В каждом случае самовольного ухода организуется поисковая группа, все педагоги подключаются к поиску, уведомляется полиция, Министерство образования, группа быстрого реагирования.
К сожалению, в СМИ часто можно услышать обвинения педагогическому составу школы в том, что в интернате существует «дедовщина», дети бегут от жестокого или равнодушного к ним отношения воспитателей. Существуют домыслы, что дети недоедают, лишены ласки и заботы.
Не знающий причин самовольных уходов воспитанников легко может очернить школу, имеющую долгую хорошую историю, её воспитанников и персонал.
Чтобы прекратить необоснованные упреки, защитить честь и достоинство учителей и воспитателей, самоотверженно работающих в школе-интернате хотим представить результаты изучения причин самовольных уходов воспитанников школы-интерната и методы профилактики самовольных уходов:
Анализ состава детского контингента по результатам наблюдения и диагностики и статистики показывает, что более трети воспитанников Центра содействия семейному воспитанию, поступающих на обучение, составляют дети с повышенной склонностью к возникновению социально отрицательных форм поведения, таких как сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, а также курение и употребление алкоголя. У детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. А еще большинству воспитанников свойственна низкая мотивация обучения и познавательная активность. В целом их поведение не всегда предсказуемо. На сегодняшний день, 67 воспитанников имеют Заключения об ограниченных возможностях здоровья (ОВЗ), а это 54% от общего числа детей, проживающих в Центре содействия семейному воспитанию.
Несмотря на особенности детей, проживающих в учреждениях интернатного типа, не все дети убегают.
Важно понимать, что ребенок покидает учреждение, для того, чтобы удовлетворить те потребности, которые не могут быть по тем или иным причинам удовлетворены в стенах учреждения.
Главная причина побегов всегда кроется в неудовлетворённости ребёнка своим местонахождением, невозможности жить в нормальных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы. Как восполнение данных проблем у ребёнка появляется стремление заглушить переживаемые чувства, забыться в какой-либо интересной деятельности, особенно связанной с риском, приключениями. Всем этим требованиям и отвечает побег, где переживания детей носят экстремальный, яркий характер.
Самовольные уходы несовершеннолетними совершаются, как правило, в дневное время, когда воспитанники уходят с уроков, либо с перемен, убегают к родителям, лишенным родительских прав, к друзьям и подругам. В каникулярный период времени этот показатель возрастает.
Причин самовольного ухода детей великое множество. У каждого подростка - своя причина.
Согласно объяснениям несовершеннолетних установлено, что сами несовершеннолетние причинами самовольных уходов называют: стремление встретиться со своими родственниками, друзьями, отказ от интернатного режима, желание пожить самостоятельной жизнью и др.
В 2022-2023 уч.году в группу риска по самовольным уходам в ТКК входили 10 человек.
В 2023-2024 уч.году таких детей было уже 3
В 2024-2025 уч. году – 2 воспитанника.
Т.е. число с каждым годом заметно уменьшается.
Анализ показал, что причинами наибольшего числа самовольных уходов являются:
1. Желание вернуться к родителям, родственникам (пусть даже лишенным родительских прав); в доверительном интервью после самовольного ухода воспитанники признаются психологу «Очень сильно захотел домой!». О том, что в интернате будут волноваться и искать – воспитанники, как правило, не думают.
2. Конфликты вновь поступивших с старыми воспитанниками; как в любом коллективе требуется время, чтобы выстроилась иерархия статусов.
3. Нежелание соблюдения режима, предусмотренного РШИ ТКК, реакция протеста; Нужно понимать, что до поступления в интернат многие ребята подолгу не учились, не знали обязанностей, поздно ложились спать и поздно вставали, гуляли где хотели, у них была своя компания, друзья, подруги. А тут их заставляют заниматься, учебу подтягивать. Тяжело им, по товарищам скучают, по свободе. Вот и придумывают план побега.
4. Склонность детей к бродяжничеству; накладывает отпечаток социальный опыт, приобретенный ребенком до момента определения в нашу школу.
По результатам изучения Протоколов расследования самовольных уходов наших воспитанников, видно, что первые побеги обычно совершаются в период адаптации, а по мере повторения превращаются в «условно-рефлекторный стереотип».
Поводом для первого побега нередко является ссора (ссоры бывают в любом детско-подростковом коллективе), столкновение с воспитателями интерната или другими воспитанниками. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку. В 85% данным побегам предшествуют прогулы занятий, в 32% – с алкоголизацией во время побега. Эмансипационный тип побегов наиболее свойственен детям с акцентуациями характера.
Импульсивные побеги: Иногда первые побеги были следствием недружелюбной встречи старыми воспитанниками новых. В порыве обиды воспитанники покидают интернат. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них все поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжелой ситуации. Деньги на еду обычно добываются у знакомых, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. А для оправдания своего поведения, «бегуны» «вспоминают» жестокое отношение к ним товарищей по интернату. Иногда внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения, причём это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией.
Анализ информации позволяет выделить основные места пребывания воспитанников во время самовольного ухода:
Родители
Близкие родственники
Близкое окружение несовершеннолетнего (друзья)
Улица (чаще всего наши дети просто бродяжничают, а ночуют в подъездах).
Из самоанализа причин самовольных уходов воспитанников, можно сделать вывод:
На самовольный уход влияет возраст и время года. Самый сложный период: весна и осень. А по возрастным особенностям, конечно, более подвержены бегству подростки от 13 до 15 лет. Это сложный психологический период для ребенка по многим причинам.
Как правило, у несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы, наблюдаются проблемы в обучении, им сложно строить взаимоотношения с окружающими. Нередко такие подростки имеют различные зависимости: табакокурение, алкоголь.
Основными задачами по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних воспитанников школы- интерната являются:
1.защита прав и законных интересов несовершеннолетних;
2.предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью несовершеннолетних;
3.предупреждение правонарушений и антиобщественных действий как совершаемых несовершеннолетними, так и в отношении них.
По результатам фиксации в Журнале самовольных уходов из ЦССВ в нашем кадетском корпусе за период 2023-2024 уч. года было 9 самовольных уходов из интерната. Самым большим количеством самовольных уходов одним и тем же подростком было – 7. Теперь она студент ГБПОУ РТ «Тувинский строительный техникум». ,,,,,,,,,,,, переведен в ГБОУ РХ «Черногорская школа- интернат» в ноябре 2023 года.
Самовольные уходы за 2023-2024 учебный год.
№ | Дата совершения с\у | Кто совершил | Обстоятельства самовольного ухода | Дата и время возвращения | Принятые меры |
1. | 08.09.2024г | Ф.И.О. | Желание встретиться с родственниками, бродяжничество. | 18.09.2023г., в 18 часов. | Поставлен на учет ОПДН, п.49.1.4. |
2. | 18.09.2024г | Ф.И.О | Желание встретиться с родственниками, бродяжничество. | 24.09.2023г., в 14 часов. | |
3. | 05.01.2024г | Ф.И.О | Желание свободы, самостоятельности, хочет гулянок периодически. | 06.01.2024г. в 15 часов | Поставлена на учет ОПДН, п.49.1.4. |
4 | 02.02.2024г | Ф.И.О | Желание свободы, самостоятельности, хочет гулянок периодически. | 03.02.2024г. в 17 часов | |
5. | 23.03.2024г | Ф.И.О | Желание свободы, самостоятельности, хочет гулянок периодически. | 24.03.2024г. в 19 часов | |
6 | 31.03.2024г | Ф.И.О | Желание встретиться с мамой, помыться в бане. | 01.04.2024г. в 19 часов | |
7. | 12.04.2024г | Ф.И.О | Не нравится режим работы ОО | 13.04.2024г. в 19 часов | |
8. | 01.05.2024г | Ф.И.О | Не нравится режим работы ОО | 02.05.2024г. в 19 часов | |
9. | 09.06.2024г | Ф.И.О | Не нравится режим работы ОО | 10.06.2024г. в 18 часов |
Самовольные уходы за 2024-2025 учебный год.
№ | Дата совершения с\у | Кто совершил | Причины самовольного ухода по объяснением. | Итог |
1. | 02.09. 2024г | Ф.И.О 06.11.2007г.р. Ф.И.О, 24.07.2008г.р. | Желание встретиться с родственницей- тетей. Желание выпить алкоголь. | Поставлены на учет ОПДН, п.49.1.4. |
2. | 03.09.2024г | Ф.И.О, 20.04.2012 | Нежелание соблюдения режима казармы, им не нравились построения на плацу, строевая подготовка. | Поставлены на учет ОПДН, п.49.1.4. |
Ф.И.О, 07.05.2011г.р. | ||||
Ф.И.О 16.01.2013г.р. | ||||
Ф.И.О, 01.05.2011 г.р. | ||||
Ф.И.О, 31.12.2013г.р. |
Мы понимаем, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их. Поэтому в школе действует 15 кружков и секций спортивного, художественно-эстетического, творческого направления с охватом 292 учащихся.
Важно наполнить жизнь несовершеннолетних такими мероприятиями и событиями, участие в которых поможет отвлечься от возможных негативных чувств или действий, забыться в какой-либо интересной деятельности. Необходимо постоянно помнить, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом организации жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их.
И еще очень важно отметить необходимые условия:
- Для всех уровней профилактики необходимо, чтобы у воспитанника в Центре был хотя бы один взрослый, с которым сформированы доверительные отношения. Это залог успешной работы по профилактике самовольных уходов.
- Кроме того, общим для всех видов профилактики является создание безопасной среды в учреждении – ребенок, проживающий в школе-интернате должен иметь возможность в любое время подать жалобу, рассказать о ситуации, в которую он попал. В учреждении предоставлена такая возможность сделать это анонимно и конфиденциально. В целях безопасности для детей существует «Анонимная почта доверия», - почтовый ящик, куда можно опустить анонимное письмо со своей проблемой или вопросом. Системно проводятся акции «Телефон доверия», все воспитанники имеют в широком доступе информацию о бесплатном телефоне доверия 8 800 2000 122.
- В Центре ССВ организовано помещение, где воспитанник может побыть один, передохнуть от взрослых и других детей, уменьшить стресс и тревожность. И это вполне нормальное и просто необходимое желание, более того почти каждому человеку одиночество так же необходимо, как еда или питье. Такими помещениями стали сенсорные комнаты, одна из которых выиграна в Республиканском конкурсе «Кабинет психологической разгрузки» .
- Ведется работа по легализации возможности общения с дорогими ребенку людьми и не обязательно с родственниками, на территории школы-интерната в приспособленных для этого помещениях. Это позволит специалистам ЦССВ держать на контроле контакты ребенка, а также снизить риски самовольных уходов.
- Каждому подростку необходимо иметь карманные деньги, например, на мороженое, на дополнительные средства личной гигиены, девушкам – на косметику. Необходимо придумать возможности для легального заработка воспитанниками на карманные расходы. Это также позволит постигать азы экономической грамотности и правильно распределять деньги.
Исходя из вышеизложенного, в дальнейшем необходимо продолжить профилактическую работу по предупреждению и пресечению самовольных уходов воспитанников из учреждения: внедрять наставничество, расширять возможности дополнительного образования.
Анализ составлен: педагог-психолог Фиклистова Л.Г.