1.2. Проведение индивидуальных консультаций обучающего (рекомендательного) характера педагогам и детям, обратившимся к психологу за психологической помощью

Фиклистова Людмила Георгиевна

1.2. Проведение индивидуальных консультаций обучающего (рекомендательного) характера педагогам и детям, обратившимся к психологу за психологической помощью

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 1.2.pdf72.37 КБ
Файл 1.2_ind_kons.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  1. Проведение индивидуальных консультаций обучающегося (рекомендательного) характера педагогам  и детям, обратившимся к психологу за психологической помощью.

      Системно проводятся индивидуальные консультации со всеми участниками образовательного процесса, а также с обратившимися за помощью кандидатами в опекуны, специалистами по профилактике правонарушений г.Кызыла.

Консультативная работа:

Цель:

1) оказание помощи воспитанникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии;

2) психологическое просвещение и методическое обеспечение участников образовательного процесса;

3) оказание консультативной помощи кандидатам в приемные родители и опекунам и приемным родителям, взявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Наиболее частыми причинами обращения учителей и воспитателей за консультацией являются проблемы, связанные с:

- обучением и воспитанием наиболее «трудных» детей ШИ; проблемы, связанные с адаптацией к интернату, общением со взрослыми и сверстниками и выбором профессии.

- определением уровня актуального развития, особенностей личностной и эмоционально-волевой сфер;

- разработкой воспитательных программ и мероприятий.

   Необходимо выделить один вид консультирования, характерный для учреждения интернатного типа – консультативная работа с воспитанником  в ситуации, когда инициатором обращении является не он сам, а учителя или воспитатели, которые с ним работают. Наиболее частые причины обращения в таких случаях: нарушение ребенком социальных норм и правил поведения, нежелание учиться или игнорирование требований взрослых.

Здесь важно руководствоваться принципом соблюдения интересов ребенка. Чаще всего в сложных ситуациях взаимодействия, педагоги считают виновным ребенка, но причиной любой проблемы является не только он, но и его социальное окружение.

Для того чтобы разрешать такие ситуации, необходимо помнить, что дети-сироты чувствуют себя брошенными и ненужными и чаще всего не имеют опыта позитивного взаимодействия со взрослыми. С одной стороны, они нуждаются в теплых, доверительных отношениях, а, с другой, сами блокируют эту потребность, боясь снова быть отвергнутыми. Проявляться это может по-разному: от тревожности, враждебности, навязчивости, желания любой ценой привлечь к себе внимание взрослого, до открытой агрессии и уходов от контакта.

Консультативная деятельность в таких ситуациях направлена на:

1) развитие у ребенка умения соотносить собственные потребности с требованиями окружающей среды;

2) развитие навыков конструктивного взаимодействия ребенка со взрослыми;

3) налаживание отношений между воспитанником и взрослым, гарантирующее доброжелательное отношение, поддержку и помощь ребенку.

           Результатом консультирования педагогов являются:

- подбор методической литературы и разработка рекомендаций для педагога (воспитателя) по обозначенной проблеме;

- выбор педагогом наиболее подходящего варианта решения заявленной проблемы.

Наиболее частыми причинами обращения учителей и воспитателей за консультацией являются проблемы, связанные с:

- обучением и воспитанием наиболее «трудных» детей класса, группы;

- определением уровня актуального развития, особенностей личностной и эмоционально-волевой сфер;

- разработкой воспитательных программ и мероприятий.

Также с воспитателями на индивидуальных и групповых консультациях обсуждались вопросы составления индивидуальных планов развития воспитанников школы-интерната и отслеживания результатов воспитательной работы с ними.

Анализ характера консультаций за последние 3 года показывает, что количество самостоятельных обращений детей увеличивается, а  количество обращений учителей и воспитателей по учебным или поведенческим проблемам детей остается таким же.

Категории

2019-2020 учебный год

2020-2021 учебный год

2021-2022 учебный год

2022-2023 учебный год

2023-2024

учебный

год

Учащиеся индивидуальные занятия

187

199

204

124

151

Родители

24

19

18

7

19

Педагоги

41

37

28

46

81

Специалисты

по профилактике правонарушений

12

17

20

26

12

кандидаты на опеку

4

6

10

6

26

Итого:

С целью выявления  уровня  удовлетворенности родителей качеством оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи ежегодно проводится  анонимный опрос.

По итогам анкетирования и опроса родителей (законных представителей) -

наблюдается тенденция к увеличению степени удовлетворенности взаимодействия с психологом.

Анализ характера консультаций за последние 3 года показывает, что количество самостоятельных обращений детей увеличивается, а  количество обращений учителей и воспитателей по учебным или поведенческим проблемам детей остается таким же.

В целом  можно считать, что проделанная консультативная  работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. 

 Опросы  показывают, что большинство инициаторов обращения к психологу были удовлетворены результатом консультирования.

Проведение индивидуальных консультаций обучающегося (рекомендательного) характера педагогам  и детям, родителям и специалистам, а также кандидатам в опекуны, обратившимся за психологической помощью за последние четыре года.