1.2. Проведение индивидуальных консультаций обучающего (рекомендательного) характера педагогам и детям, обратившимся к психологу за психологической помощью
1.2. Проведение индивидуальных консультаций обучающего (рекомендательного) характера педагогам и детям, обратившимся к психологу за психологической помощью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.2.pdf | 72.37 КБ |
1.2_ind_kons.docx | 32.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
- Проведение индивидуальных консультаций обучающегося (рекомендательного) характера педагогам и детям, обратившимся к психологу за психологической помощью.
Системно проводятся индивидуальные консультации со всеми участниками образовательного процесса, а также с обратившимися за помощью кандидатами в опекуны, специалистами по профилактике правонарушений г.Кызыла.
Консультативная работа:
Цель:
1) оказание помощи воспитанникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии;
2) психологическое просвещение и методическое обеспечение участников образовательного процесса;
3) оказание консультативной помощи кандидатам в приемные родители и опекунам и приемным родителям, взявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Наиболее частыми причинами обращения учителей и воспитателей за консультацией являются проблемы, связанные с:
- обучением и воспитанием наиболее «трудных» детей ШИ; проблемы, связанные с адаптацией к интернату, общением со взрослыми и сверстниками и выбором профессии.
- определением уровня актуального развития, особенностей личностной и эмоционально-волевой сфер;
- разработкой воспитательных программ и мероприятий.
Необходимо выделить один вид консультирования, характерный для учреждения интернатного типа – консультативная работа с воспитанником в ситуации, когда инициатором обращении является не он сам, а учителя или воспитатели, которые с ним работают. Наиболее частые причины обращения в таких случаях: нарушение ребенком социальных норм и правил поведения, нежелание учиться или игнорирование требований взрослых.
Здесь важно руководствоваться принципом соблюдения интересов ребенка. Чаще всего в сложных ситуациях взаимодействия, педагоги считают виновным ребенка, но причиной любой проблемы является не только он, но и его социальное окружение.
Для того чтобы разрешать такие ситуации, необходимо помнить, что дети-сироты чувствуют себя брошенными и ненужными и чаще всего не имеют опыта позитивного взаимодействия со взрослыми. С одной стороны, они нуждаются в теплых, доверительных отношениях, а, с другой, сами блокируют эту потребность, боясь снова быть отвергнутыми. Проявляться это может по-разному: от тревожности, враждебности, навязчивости, желания любой ценой привлечь к себе внимание взрослого, до открытой агрессии и уходов от контакта.
Консультативная деятельность в таких ситуациях направлена на:
1) развитие у ребенка умения соотносить собственные потребности с требованиями окружающей среды;
2) развитие навыков конструктивного взаимодействия ребенка со взрослыми;
3) налаживание отношений между воспитанником и взрослым, гарантирующее доброжелательное отношение, поддержку и помощь ребенку.
Результатом консультирования педагогов являются:
- подбор методической литературы и разработка рекомендаций для педагога (воспитателя) по обозначенной проблеме;
- выбор педагогом наиболее подходящего варианта решения заявленной проблемы.
Наиболее частыми причинами обращения учителей и воспитателей за консультацией являются проблемы, связанные с:
- обучением и воспитанием наиболее «трудных» детей класса, группы;
- определением уровня актуального развития, особенностей личностной и эмоционально-волевой сфер;
- разработкой воспитательных программ и мероприятий.
Также с воспитателями на индивидуальных и групповых консультациях обсуждались вопросы составления индивидуальных планов развития воспитанников школы-интерната и отслеживания результатов воспитательной работы с ними.
Анализ характера консультаций за последние 3 года показывает, что количество самостоятельных обращений детей увеличивается, а количество обращений учителей и воспитателей по учебным или поведенческим проблемам детей остается таким же.
Категории | 2019-2020 учебный год | 2020-2021 учебный год | 2021-2022 учебный год | 2022-2023 учебный год | 2023-2024 учебный год |
Учащиеся индивидуальные занятия | 187 | 199 | 204 | 124 | 151 |
Родители | 24 | 19 | 18 | 7 | 19 |
Педагоги | 41 | 37 | 28 | 46 | 81 |
Специалисты по профилактике правонарушений | 12 | 17 | 20 | 26 | 12 |
кандидаты на опеку | 4 | 6 | 10 | 6 | 26 |
Итого: |
С целью выявления уровня удовлетворенности родителей качеством оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи ежегодно проводится анонимный опрос.
По итогам анкетирования и опроса родителей (законных представителей) -
наблюдается тенденция к увеличению степени удовлетворенности взаимодействия с психологом.
Анализ характера консультаций за последние 3 года показывает, что количество самостоятельных обращений детей увеличивается, а количество обращений учителей и воспитателей по учебным или поведенческим проблемам детей остается таким же.
В целом можно считать, что проделанная консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности.
Опросы показывают, что большинство инициаторов обращения к психологу были удовлетворены результатом консультирования.
Проведение индивидуальных консультаций обучающегося (рекомендательного) характера педагогам и детям, родителям и специалистам, а также кандидатам в опекуны, обратившимся за психологической помощью за последние четыре года.