1.5.Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях

Фиклистова Людмила Георгиевна

1.5.Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях (наличие и реализация Программы по психолого-педагогической реабилитации)

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 1.5.pdf65.32 КБ
Файл 1.5._otchet.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1.5. Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях (наличие и реализация программы по психолого-педагогической реабилитации)

        Эффективность реализации образовательных, коррекционных, реабилитационных, профилактических программ по работе с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях.

               Цели работы: содействие всестороннему развитию детей; профилактика злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних, асоциального поведения; коррекции страхов, тревожности, аффективного поведения, агрессивных проявлений.

Задачи: формирование  у детей адекватных способов и средств общения со взрослыми и сверстниками; обучение здоровому жизненному стилю.

        В своей работе я руководствуюсь рассмотренными на Методическом совете и утвержденными  директором школы  «Психопрофилактическими программами  в системе образования для педагогов-психологов», и рекомендациями к данным  программам по психолого-педагогическому сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 Реалии сегодняшней жизни – безработица, низкое материальное положение, пьянство, наркомания, а в  кожуунах и отсутствие социокультрных институтов. Так как семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка, увеличивается количество детей, испытывающих трудности в той или иной сфере. Неуклонно растёт количество семей, из которых были отобраны дети и помещены в Центр содействия семейному воспитанию  РШИ ТКК.

Все воспитанники Центра содействия семейному воспитанию (ЦССВ) в РШИ ТКК – это категория детей, уже попавших в трудную жизненную ситуацию. Часто семейное неблагополучие  «наследуется». Дети воспроизводят образ жизни  и проблем родительской семьи. И нередки случаи, когда в РШИ воспитываются сначала бабушка, потом мама, потом дочь. Самой эффективной работой с такими детьми может стать профилактика сиротства. Но в уже сложившихся условиях – помощь таким детям – успешное психолого -педагогическое сопровождение. Я являюсь постоянным членом ППк.   Целью работы консилиума  с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, является скорейшее  создание благоприятных условий для успешного развития и дальнейшей  социализации. Все мероприятия, проводимые мной в школе, в том числе и по решению ПП-консилиума подчинены этой цели. Это мероприятия по своевременному оказанию адекватной психологической помощи,  профилактике эмоционального неблагополучия, профилактике ПАВ, превенции суицидального поведения,  ведение систематической работы среди участников образовательного процесса по пропаганде психогигиенических знаний и возрастно-психологических, индивидуальных особенностях воспитанников. Это всё – суть моей работы.

С 2020 года на активном  сопровождении педагога-психолога группа детей от 15 до 30 человек (количество меняется ежегодно), находящихся в группе риска по различным показателям. Прием детей в группу проводится по заявке воспитателей, классных руководителей, социального педагога, заключениям ППК, и заместителей директора по воспитательной работе и профилактике правонарушений.

Работа с сопровождаемыми детьми проводилась  по утвержденной образовательной программе  после представления ПП-консилиума по поведенческой сфере.

      Проводилась психодиагностическая  работа  с  сопровождаемыми детьми на изучение  личностных особенностей детей.

      Тесты и методики: Басса-Дарки  и ПДО автоматизированная система 1С, опросник Филлипса, Айзенка, шкала  Бека, «Незаконченные предложения»,  «Дом. Дерево.Человек», «Моя семья», «Несуществующее животное», «Автопортрет», «Лесенка», «Карта интересов», «Спилберга-Ханина», тест руки Вагнера, тест Кимберли-Янга, исходная оценка наркотизации В. Г. Латышева, «Определение ролевых позиций в межличностных отношениях», «Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности», «Экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности», «САН», «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», «Образы на память», «Корректурная проба», шкала ситуационной тревожности, тест М. Люшера, «Свободный рисунок» и другие.

      Данные, полученные при индивидуальном  исследовании, занесены в карту развития ребенка, что позволяет проводить мониторинг развития. По полученным  данным  специалистами по каждому сопровождаемому, составляющими группу «риска», проводился консилиум, где определялся  индивидуальный  маршрут реабилитации и возможность оценить как первоначальный статус несовершеннолетнего,  так и динамику его развития.   Индивидуальные  занятия  с учащимися осуществляется  согласно индивидуальным образовательным программам.

        Моя работа, как педагога-психолога  осуществляется по образовательным программам, рекомендованным специалистами РЦПМСС «Сайзырал»: А.Ю.Монаховой:  «Психолог и семья: активные методы взаимодействия», Р.В. Овчаровой «Профилактика школьной дезадаптации: психокоррекция аддиктивного поведения», «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками», коррекционной программе  О.А.Ташкиной,    «Повышение жизнестойкости», и другие, в которой  использованы  методики и технологии.

      В  этих Программах  представлены  циклы занятий, которые способствуют расширению представлений  о духовном  и психологическом  компонентах здоровья  и побуждает к  ценностно – ориентационной деятельности по сохранению и развитию психологического здоровья. После коррекционно-развивающих занятий по данным  программам отмечены положительные результаты сопровождаемых детей  в   поведении.

В период летней оздоровительной кампании педагог-психолог активно участвует в проведении акции «Психологический десант», предполагающие оказание психологической помощи оказание психологической поддержки уязвимой категории детей, находящихся в социально опасном положении, способствующей их социализации и полноценной интеграции в общество с выездом в места их  проживания.

А также реализуется патронирование семей, взявших по Заключению Агентства по ДСиД на летние каникулы воспитанников школы-интерната.

     

Работа с детьми, пережившими насилие (наличие и реализация программы):

          Работа с детьми, пережившими насилие, ведется согласно «Психопрофилактическим программам в системе образования для педагогов-психологов». По результатам диагностики, анализа анонимной почты и индивидуальных консультаций  выявляются дети, пережившие насилие. Они ставятся на особый учет. Ведется комплексная  реабилитационная работа с детьми, пережившими насилие: беседы, тренинги  направленные на формирование позитивного самовосприятия и восприятия других людей, коррекцию межличностных отношений. Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни. В своей работе, как настольной книгой, опираюсь на «Методические рекомендации по превенции суицидов обучающихся и психолого-педагогическая реабилитация детей с учетом их этнопсихологических особенностей и социально-культурного своеобразия Республики Тыва». Курс обучения по этой программе прохожу регулярно по Плану РЦПМСС «Сайзырал».

           Так в 2020-2021 учебном году поступила девочка из кожууна. При первичной консультации выяснилось, что полгода назад она пережила сексуальное насилие. В связи с этим, адаптация в интернате не могла проходить успешно. Девочка сторонилась мальчишек, боялась ночевать в комнате. Для ее реабилитации была разработана программа мероприятий с целью снижения тревоги, воспитания межличностного доверия и, самое главное, снятие острого чувства вины. Консультации и занятия проходили в свободном режиме по желанию девочки. Её условие, что об этом никто никогда от меня не узнает – были выполнены. Были разработаны рекомендации для воспитателей по снижению уровня тревожности, реконструкции положительного «Я-образа»; организован медосмотр гинекологом. Психоэмоциональное состояние девочки нормализовалось в течение первого полугодия. До конца учебного года воспитанница находилась под особым наблюдением психолога.

Работа с детьми, суицидальной группы риска (наличие и реализация):  

         Я прошла обучение по курсу  «Превенция суицидов обучающихся и психолого-педагогическая реабилитация детей с учетом их этнопсихологических особенностей и социально-культурного своеобразия Республики Тыва»  в объеме – 72 часа.

Основываясь на методические рекомендации к данному курсу обучения:

1. В школе разработан План  и ежегодно выполняется   работа по превенции  суицида. По результатам комплексной диагностики ежегодно формируется и корректируется  банк «группы риска» по суицидальному признаку. На каждого «выявленного» разработаны  План сопровождения и Рекомендации по сопровождению  для педагогов с учетом личностных психологических особенностей. 2. Разработан алгоритм действий педагога-психолога по работе с группой риска.

3. Разработаны и розданы всем педагогам  рекомендации по адаптации вновь прибывающих  воспитанников и памятка «признаки депрессии у детей и подростков».

3. Согласно Плану,  два раза в год проводятся «Голосуем за жизнь», «Месячник психологического здоровья», с 1 октября по 30 октября «Жизнь в позитиве». В рамках месячника ежегодно  проводится Акция «Белая лента», участвуют все  классы. (Фото и отчет прилагается)

4. В школе работает, организованный мной, анонимный ящик Почты Доверия, воспитанники получают ответы на вопросы, которые не могут задать очно.

5. На всех этажах присутствует информация о Едином анонимном телефоне доверия. На линейке в сентябре, а затем регулярно в течение года  доводится полная информация о Телефоне доверия, его номер 8 800 2000 122. На территории школы в самых оживленных местах на асфальте распечатан номер ТД.