Самообразование

Астафьева Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Астафьева Елена Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №2 г.Советский

Тема самообразования: «Развитие познавательной активности младших школьников  в условиях реализации  ФГОС».

Цель:  Обобщить опыт по внедрению эффективных средств, приёмов развития познавательных способностей в учебный процесс, показать эффективность этих приёмов работы.

Задачи: 1.Изучить характеристики познавательных процессов;

2.Выявить особенности развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста;

3.Определить технологии, способствующие развитию познавательных способностей ;

4.Определить, какое место технологии развития познавательных способностей занимают в учебно - воспитательном процессе.

Актуальность:  

        Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) закрепил в портрете выпускника начальной школы такие качества, как любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; уверенность в своих силах, способность к организации собственной деятельности. Девиз активного ученика: «Если не знаешь, то узнай; если не умеешь – научись».  Задача учителя – формирование «универсальных учебных действий», обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию.

В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным, но в то же время полезным - вот задача первоначального  обучения.» - говорил К.Д. Ушинский

          Что же такое познавательные способности? Это развитие широких познавательных интересов, мотивов, любознательности и творчества. Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одарённее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности.

       Развитие познавательной активности является одной из актуальных проблем современной образовательной школы. Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. Актуальность формирования познавательной активности младших школьников в условиях реализации ФГОС в том, чтобы научить школьника понимать собственные достижения, сравнивать себя с самим собой в процессе развития, вселить уверенность в свои силы и возможности, развить стремление к совершенствованию.

В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.

Процесс познания у младших школьников в основном неустойчив, эпизодичен, поэтому необходимо развивать познавательный интерес и активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

Так как все способности человека развиваются в процессе деятельности, то нет другого пути развития познавательных способностей детей кроме организации их активной деятельности.

 В своей работе применяю приемы и методы, обеспечивающие высокую активность ребенка в обучении. Эффективными средствами активизации познавательной деятельности и развития познавательных способностей считаю:

- игровую деятельность;

- проектную деятельность;

- личностно - ориентированное обучение;

- дифференцированное обучение;

- групповую работу;

- проблемное обучение;

- использование ИКТ;

- здоровьесберегающие технологии;

Ожидаемые результаты:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, а также:

1.Повысить успеваемость и уровень обученности, уровень познавательных способностей обучающихся, мотивацию к изучению предметов;

2.Разработать и провести уроки и внеклассные мероприятия с применением новых образовательных технологий;

3.Разработать уроки в нетрадиционной форме, использовать дидактические материалы, тесты, наглядности, создать копилку педагогических разработок;

4.Выступать с докладами, участвовать в конкурсах.

5.Обобщать опыт по теме самообразования.

Источники самообразования:  методическая литература,  журналы,  семинары,  конференциях, курсы повышения  квалификации, уроки коллег, Интернет, общения с коллегами, внеурочная деятельность.

Срок работы над темой: 4 года

Представление материала: открытые уроки, выступления на МО, участие в конкурсах.

Форма отчета по проделанной работе: обобщение опыта работы по данной теме.

Форма самообразования: индивидуальная.

Диагностический

2018-2019

1. Анализ профессиональных затруднений.

2. Определение целей и задач темы.

3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.

4.Курсы повышения  квалификации учителей.

5.Изучение методической, педагогической и психологической  литературы.

6. Сбор и анализ в Интернете информаций по начальному обучению.

7. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.

Прогностический

2019-2020

1. Выступление с отчетом по итогам реализации практического этапа на МО учителей  начальной  школы.

2. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме в СМИ.

3.Систематизация  материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

4. Открытые уроки на школьном уровне.

5.Корректировка работы.

6. Посещение семинаров.

Практический

2020-2021

Открытые уроки на школьном и муниципальном уровне. .

Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Посещение уроков у учителей начальных классов школы.

Самоанализ и самооценка своих уроков.

Практическое применение в образовательном процесс.

Обобщающий

2021-2022

1.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.

2.Открытые уроки на школьном  и районном уровне.

3.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

4.Консультативная помощь учителям и учащимся.

5.Оформление результатов работы.


Предварительный просмотр: