Проектная деятельность учащихся

На страничке представлены исследовательские работы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zoloto_v_russkih_skazkah.doc52.5 КБ
Office presentation icon zoloto_v_russkih_skazkah.ppt2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1 Символическое значение золота....................................................................4

1.1. Общее понятие о золоте…………………………......................................4

1.2. Золото-символ вечной жизни...........................................................5

1.3.Особенности изображения золота в русских сказках....................6

2 Изучение восприятия образа золота……………...........................................9

2.1 Организация и анализ результатов экспериментального исследования…………………………………………………………………....9

Заключение……………………………………………………………………..10

Список использованных источников………………………………………....11

Введение

Русские сказки – одно из главных сокровищ нашей культуры. Они переведены на многие языки и пользуются  мировой известностью. Сказка входит в жизнь каждого человека с раннего детства. Детям постарше нравятся волшебные сказки. Они привлекают развитием действия, борьбой светлых и тёмных сил, чудесными превращениями.

Самые простые и в тоже время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности – даёт нам сказка.

И часто мы, читатели русских сказок, сталкиваемся с золотом, с предметами золотого цвета или сделанными из золота.

Золото считалось символом достатка, роскоши и исключительности, что послужило возникновению огромного числа сказок о золоте или золотых персонажах.

Актуальность нашей работы определяется тем, что роль образа золота в русских сказках изучена недостаточно полно и глубоко, вследствие чего и представляет для нас несомненный интерес.

Объект исследования: русские сказки

Предмет исследования: золото в русских сказках

Цель проекта: исследование образа золота и его роли в русских сказках

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретический материал по проблеме исследования
  2. Определить понятие золота в сказках
  3. Проанализировать примеры использования золота в сказках
  4. Провести анализ результатов экспериментального исследования

1 Символическое значение золота

1.1. Общее понятие о золоте

Золото – благородный металл насыщенного желтого цвета с характерным блеском. В периодической таблице Менделеева занимает 79 место. В химии обозначается как Au (Aurum). На всех языках мира название "золото" переводится как "желтый". Латинское же слово aurum относит нас к богине утренней зари Авроре.

Издавна золото известно людям своей драгоценностью. Египтяне называли золото диском яркого солнца. А ацтеки считали, что золото – это результат экспериментов бога. Украшения из драгоценного металла – золото – считались оберегающими от сглаза и колдовства. В 16-17 веках была даже такая наука – алхимия, заключающаяся в поиск формулы ф

илософского камня – предмета, благодаря которому любую вещь можно было бы превратить в золото. Существует несколько значений, определяющих понятие золота:

1. Химический элемент, благородный металл желтого цвета, обладающий большой ковкостью и тягучестью (употребляется для выделки драгоценных изделий и в качестве мерила ценности).

2. собир. Изделия из этого металла, золотые вещи. — Ну, думаю, видно, брат, господа-то твои не на золоте едят. Тургенев, Уездный лекарь. Из генеральских квартир --- доставлены были богатые сервизы: фарфор, хрусталь, серебро, даже золото. Сергеев-Ценский, Севастопольская страда. || Позолоченные шелковые нити, употребляемые для вышивания, тканья. Катерина принялась вышивать золотом шелковый рушник. Гоголь, Страшная месть. Вот оно, это старое, тяжелого шелка, шитое золотом знамя — боевая святыня танкового полка. Б. Полевой, Знамя полка.

3. собир. Золотые монеты, деньги. — Давай их [деньги] все сюда. Золото ссыпай сюда, в кошелек, а билеты спрячь. Достоевский, Игрок. Драгун то и дело вынимал --- набитый золотом кошелек, — вынет деньги, спрячет, а уж кошель и опять надобен. Голубов, Багратион.

4. Разг. О ком-, чем-л. отличающемся большими достоинствами. — О, сердце девушки — это чистое золото! Тургенев, Рудин. — Конек-то золото! --- Видели вы, как скачет? Короленко, Соколинец. — Ах, какой пекарь! Золото! М. Горький, Коновалов. || Ласковое обращение к кому-л. [Наташа] кинулась ей на шею. — Даша, золото мое! Гладков, Энергия.

1.2. Золото-символ вечной жизни

Слово “золото” может обозначать не только драгоценный металл, но и символы и свойства связанные с ним.

Люди впервые познакомились с золотом в его самородном виде. Очень редко встречающийся, желтый, блестящий и не тускнеющий "камень", при ударе не раскалывающийся, а только изменяющий форму, изначально приобрел в первобытном обществе огромную символическую, почти божественную ценность.

Благодаря яркому желтому сиянию на солнце - золото становиться символом божества-Солнца. Свойство золота не тускнеть со временем (не окисляться) сделало его символом вечной жизни. Оно связывалось с представлением о достоинстве, величии, власти, высшем проявлении, жизненном начале, любви.

1.3. Особенности изображения золота в русских сказках

Золото всегда ценилось на Руси, поэтому в золотой цвет окрашивались персонажи волшебные, удивительные. Золотой цвет – символ солнца, богатства, могущественности и волшебства, чуда. Он связан с поклонением наших предков богу Яриле.

Золото считалось символом достатка, роскоши и исключительности, что послужило возникновению огромного числа сказок о золоте или золотых персонажах. Золото, как предмет богатства, часто встречается читателям русских сказок, еще золото – символ исключительности («не простое, а золотое»). Кроме того, в русских сказках, золото – это награда главным положительным героям после успешно пройденных испытаний («бочонок золота в награду», «полцарства и три сундука с золотом»).

В сказках о золоте часто фигурируют золотые персонажи. Обычно такие персонажи выступают, как символ справедливости, наказывают отрицательных персонажей за алчность, глупость и тщеславие. »

Говоря о сказках о золоте, невозможно не упомянуть творчество Александра Сергеевича Пушкина. "Сказка о золотом петушке". По сюжету сказки главный герой - царь Дадон получает в подарок золотого петушка, который всячески помогает ему в управлении государством. Но петушок - это творение злого колдуна, так же, как и Шамаханская царица. И такой дар изначально должен был принести царю вред. Но глупость и тщеславие царя Додона помешали ему увидеть злой умысел колдуна. 

Золото, как мы знаем, всегда ценилось на Руси, поэтому в золотой цвет окрашивались персонажи волшебные, удивительные ,например, белка грызла орешки с золотой скорлупой:

«Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Вот что чудом-то зовут.»

Рыбка и Петушок тоже были золотыми, что подчеркивает их волшебство и необычные способности.

«Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой», «Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою».

Разумеется, золото в сказках также имеет значения денег, богатства:

«Царь скопца благодарит,

Горы золота сулит.»

Однако золото не только означает нечто ценное, но и злое, обман, ложь. Блеск его ослепляет, лишает бдительности, осторожности, делает слишком доверчивой и беззащитной. Например, яблоко в сказке «О мертвой царевне…» было золотое, и оно словно искушало царевну съесть его, утаивая свои ядовитые свойства под привлекательной, ослепительной оболочкой:

«И к царевне наливное,

Молодое, золотое,

Прямо яблочко летит...

Вдруг она, моя душа,

Пошатнулась не дыша,

Белы руки опустила,

Плод румяный уронила,

Закатилися глаза.»

Итак, золото или золотой цвет он придает новое значение предмету или персонажу в сказке, заставляет нас восхищаться или же, наоборот, испытывать отрицательные чувства, а также помогают более ярко представить картину происходящего или характер героя.

2 Изучение восприятия образа золота

2.1. Организация и анализ результатов экспериментального исследования

Экспериментальное исследование было проведено на базе МОУ «Гимназия №20» г. о. Саранск. В исследовании приняли участие 22 учащихся 4-ого класса, возраст которых 10 лет. Учащимся было предложено ответить на вопрос : «Как я воспринимаю понятие слов «золото», «золотой» в русских сказках?»

Рассмотрим результаты исследования:

62% учащихся восприняли золото как металл, из которого сделан предмет, т.е восприняли слово «золото» в его прямом значении, например, учащиеся назвали такие сказочные предметы как «золотой ключик», «золотые орешки», «золотой петушок».

29% опрошенных ассоциировали золото с достатком и богатством, приводя в пример царей из сказок, которые обещали золото тем, кто сумеет выполнить их задания.

9% учащихся вопринимают слово «золото» в переносном значении относительно сказок. Для этих учащихся «золотой» - значит великолепный, яркий, красивый, хороший.

Таким образом, большинство участников исследования восприятие о золоте противопоставлено изображению «золота» и «золотого» в русских сказках.

Заключение

Золото считалось символом достатка, роскоши и исключительности, что послужило возникновению огромного числа сказок о золоте или золотых персонажах. Золото, как предмет богатства, часто встречается читателям русских сказок, еще золото – символ исключительности («не простое, а золотое»). Кроме того, в русских сказках, золото – это награда главным положительным героям после успешно пройденных испытаний («бочонок золота в награду», «полцарства и три сундука с золотом»).

В сказках о золоте часто фигурируют золотые персонажи. Обычно такие персонажи выступают, как символ справедливости, наказывают отрицательных персонажей за алчность, глупость и тщеславие.

Золото или золотой цвет он придает новое значение предмету или персонажу в сказке, заставляет нас восхищаться или же, наоборот, испытывать отрицательные чувства, а также помогают более ярко представить картину происходящего или характер героя.

Экспериментальное исследование было проведено на базе МОУ «Гимназия №20» г. о. Саранск. В исследовании приняли участие 22 учащихся 4-ого класса, возраст которых 10 лет.

Большинством участников исследования восприятие о золоте противопоставлено изображению «золота» и «золотого» в русских сказках.

Список использованных источников

  1. Пушкин, А.С. Собрание сочинений в трех томах. Т.1. / А.С. Пушкин. - М.: Художественная литература, 1994. - 735 с
  2. Аникин В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1977. – 208с.
  3. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. – М.: Наука, 1975 г. – 32 с.
  4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азь, 1994. - 750 с.
  5. Войлошников,В.Д. Книга о полезных ископаемых ,  Н.А.Войлошникова «Недра» 1999.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: ученик 4 класса Пирогов Максим Научный руководитель: учитель начальных классов Кузовкова Н.Ю. МОУ «Гимназия № 20» Золото в русских сказках

Слайд 2

Актуальность исследования заключается в том, что роль образа золота в русских сказках изучена недостаточно полно и глубоко, вследствие чего и представляет для нас несомненный интерес. Цель: изучение образа золота в русских сказках

Слайд 3

Задачи исследования Изучить теоретический материал по проблеме исследования Определить понятие золота в сказках Проанализировать примеры использования золота в сказках Провести анализ результатов экспериментального исследования

Слайд 4

Понятие золота 1. Химический элемент, благородный металл желтого цвета , обладающий большой ковкостью и тягучестью (употребляется для выделки драгоценных изделий и в качестве мерила ценности). 2. собир. Изделия из этого металла, золотые вещи. — Ну, думаю, видно, брат, господа-то твои не на золоте едят. Тургенев, Уездный лекарь. Из генеральских квартир --- доставлены были богатые сервизы: фарфор, хрусталь, серебро, даже золото. Сергеев-Ценский, Севастопольская страда. || Позолоченные шелковые нити, употребляемые для вышивания, тканья. Катерина принялась вышивать золотом шелковый рушник. Гоголь, Страшная месть. Вот оно, это старое, тяжелого шелка, шитое золотом знамя — боевая святыня танкового полка. Б. Полевой, Знамя полка. 3. собир. Золотые монеты, деньги. — Давай их [деньги] все сюда. Золото ссыпай сюда, в кошелек, а билеты спрячь. Достоевский, Игрок. Драгун то и дело вынимал --- набитый золотом кошелек, — вынет деньги, спрячет, а уж кошель и опять надобен. Голубов, Багратион. 4. Разг. О ком-, чем-л. отличающемся большими достоинствами. — О, сердце девушки — это чистое золото! Тургенев, Рудин. — Конек-то золото! --- Видели вы, как скачет? Короленко, Соколинец. — Ах, какой пекарь! Золото! М. Горький, Коновалов. || Ласковое обращение к кому-л. [Наташа] кинулась ей на шею. — Даша, золото мое! Гладков, Энергия.

Слайд 5

«И к царевне наливное, Молодое, золотое, Прямо яблочко летит… Вдруг она, моя душа, Пошатнулась не дыша, Белы руки опустила, Плод румяный уронила, Закатилися глаза.»

Слайд 6

Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка. «Посади ты эту птицу, — Молвил он царю, — на спицу; Петушок мой золотой Будет верный сторож твой

Слайд 7

Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живет ручная, Да затейница какая! Белка песенки поет Да орешки все грызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд …

Слайд 8

Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Слайд 9

Жил-был царь Светозар. У него, у царя, было два сына и красавица дочь. Двадцать лет жила она в светлом тереме; любовались на нее царь с царицею, еще мамушки и сенные девушки, но никто из князей и богатырей не видал ее лица, а царевна-краса называлась Василиса, золотая коса; никуда она из терема на ходила, вольным воздухом царевна не дышала.

Слайд 10

Пошёл чёрт в воду и через недолгое время приносит мужику серебряный топор и спрашивает: - Твой топор? - Нет, - отвечает мужик, - не мой... Чёрт снова ушёл в воду. И снова приносит ему топор, теперь - золотой - и спрашивает: - Твой топор? - Нет, - отвечает мужик, - не мой...

Слайд 11

Золото – как символ богатства Золото – как символ великолепия Золото – как символ жадности А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди » Русская народная сказка «Три царства — медное, серебряное и золотое» Русская народная сказка «Марья Моревна» С. Аксаков «Аленький цветочек» Русская народная сказка «Сказка о Василисе, золотой косе, непокрытой красе, и об Иване Горохе» П.П. Ершов «Конек - горбунок» А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке» Русская народная сказка «Золотой топор»

Слайд 12

Экспериментальное исследование было проведено на базе МОУ «Гимназия №20» г. о. Саранск. В исследовании приняли участие 22 учащихся 4-х классов, возраст которых 10-11 лет. Учащимся было предложено ответить на вопрос как они воспринимают понятие слова «золото» в русских сказках. 62% учащихся восприняли золото как металл, из которого сделан предмет. 29% учащихся ассоциировали золото с достатком и богатством. 9% учащихся восприняли золото в переносном значении: яркий, красивый. Результаты исследования

Слайд 13

Выводы: Золото считалось символом достатка, роскоши и исключительности, что послужило возникновению огромного числа сказок о золоте или золотых персонажах. Золото, как предмет богатства, часто встречается читателям русских сказок, еще золото – символ исключительности («не простое, а золотое»). Кроме того, в русских сказках, золото – это награда главным положительным героям после успешно пройденных испытаний («бочонок золота в награду», «полцарства и три сундука с золотом»). В сказках о золоте часто фигурируют золотые персонажи. Обычно такие персонажи выступают, как символ справедливости, наказывают отрицательных персонажей за алчность, глупость и тщеславие. Золото или золотой цвет он придает новое значение предмету или персонажу в сказке, заставляет нас восхищаться или же, наоборот, испытывать отрицательные чувства, а также помогают более ярко представить картину происходящего или характер героя. Экспериментальное исследование, проведенное на базе МОУ «Гимназия №20» г. о. Саранск, что большинством участников исследования восприятие о золоте противопоставлено изображению «золота» и «золотого» в русских сказках.