Мои публикации

С каждым годом  наблюдается повышение двигательной активности у дошкольников.  Я предлагаю некоторые советы  для работы с детьми, которые обладают повышенной активностью. Не все из них имеют синдром гиперактивности (СДВГ), но если во время не заметить изменения в поведении ребят, двигательная активность может перейти в данное заболевание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Реферат 95.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.Е.ЕВСЕВЬЕВА

РЕФЕРАТ

на тему:

«Проблема преодоления СДВГ

(синдрома дефецита внимания с гиперактивностью)

 у дошкольников»

Выполнила

Кузовкова Н.Ю.

Саранск, 2013

    I. Причины возникновения СДВГ.  

    К числу наиболее распространенных болезней у детей относится синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), о чем свидетельствуют эпидемиологические исследования, проведённые в США, Великобритании, Германии, Чехословакии, Китае и других странах мира. Впервые описание заболевания, характеризующегося двигательной расторможенностью, дефицитом внимания и импульсивностью, появилось около 150 лет назад. Согласно последней редакции Международной классификации болезней - ICD-10 (1992), выделяют две подгруппы: с наличием гиперактивности («синдром дефицита внимания с гиперактивностью» - СДВГ) и без неё («синдром дефицита внимания без гиперактивности», - СДВ).  

    Кроме сниженного внимания, для этих детей характерны нарушения памяти, сниженная умственная работоспособность, повышенная утомляемость. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5-15 минут, по его истечении они теряют контроль над умственной активностью, 3-7 минут мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отключения» ребёнок занимается посторонними делами, а на слова взрослого не реагирует. Затем умственная активность восстанавливается, и ребёнок опять может продуктивно работать какое-то время, после чего мозг снова «отключается».

    У гиперактивных детей проблемы внимания сопровождаются повышенной двигательной расторможенностью. Им трудно следовать инструкциям, придерживаться в поведении общепринятых рамок.

    Гиперактивным детям свойственна «мягкая» неврологическая симптоматика: дискоординация движений по типу статико-локомоторной и динамической атаксии, тики и навязчивые движения. Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики и навыков самообслуживания.

    Нарушения эмоциональной сферы у детей с СДВГ характеризуются импульсивностью, чрезмерной возбудимостью, раздражительностью, повышенным уровнем тревожности, частой сменой настроения и подверженностью депрессии.

    Проявления СДВГ многообразны и этот список можно продолжать и дальше (по данным литературы, отмечается до 100 особенностей). Прогноз заболевания зависит от выраженности симптомов, своевременной постановки диагноза и проведения восстановительного лечения. Специалисты отмечают, что симптомы СДВГ могут сохраняться и во взрослой жизни. Среди подростков с СДВГ наркомания, алкоголизм и правонарушения распространены в большей степени, чем среди здоровых сверстников. Лишь 15% детей с СДВГ (против 50% в контрольной группе) заканчивает школу. Дефицит внимания, импульсивность, социальная неадекватность, чувство низкой самооценки сохраняются в течение всей жизни. Так симптомы детского расстройства становятся причиной неудач в личной жизни и профессиональной карьере.

     Своевременная профилактика может обеспечить нормальную и полноценную жизнь детям с СДВГ, что будет способствовать снижению преступности, алкоголизма и наркомании. Исследования последних лет выявили множество факторов, которые могут привести к развитию СДВГ, поэтому в настоящее время общепринята полиэтиологичная теория. Биологические факторы, особенно перенесенные перинатальные гипоксические поражения ЦНС, имеют решающее значение в первые два года жизни ребёнка. В последующем в развитии болезни играют роль и психосоциальные факторы: внутрисемейная ситуация, особенности воспитания, оказывают влияние условия проживания и материальная обеспеченность. Среди патогенетических концепций СДВГ выделяют нейрофизиологическую, биохимическую, нейропсихологическую и генетическую. Согласно нейрофизиологической теории, нарушения формирования функциональных взаимосвязей между срединными структурами мозга и различными областями коры, выявляемые у детей с СДВГ вследствие перенесенной гипоксии, играют роль в развитии этого заболевания. Явление диффузной церебральной дизрегуляции затрагивает различные мозговые структуры, что объясняет разнообразие клинической картины заболевания. На основе инструментальных исследований выделено несколько клинических вариантов расстройства: со стволовой, корковой и корково-стволовой дизрегуляцией. Предположительно это деление соответствует классификации подтипов СДВГ - с гиперактивностью-импульсивностью, с нарушениями внимания, с сочетанными нарушениями внимания и гиперактивностью. Согласно нейропсихологической теории, у детей с СДВГ отмечают отклонения в развитии высших психических функций, отвечающих за моторный контроль, саморегуляцию, внутреннюю речь, внимание и оперативную память. Поэтому R.A. Barkley в своей унифицированной теории считает, что нарушение этих функций, отвечающих за целенаправленную организацию деятельности («executive functions») играет роль в развитии СДВГ.

    II. Диагностика  СДВГ.  

В диагностике СДВГ используют стандартные диагностические критерии.

Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV

Измерения

Признаки

1.Нарушения внимания

1. Ребёнок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности.

2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. Не может до конца закончить поставленную задачу.

5. Слушает, но кажется, что не слышит.

6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.

7. Плохо организован.

8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки).

9. Забывчив.

II. Гиперактивность/ импульсивность

Гиперактивность:

1. Ребёнок суетлив.

2. Неспособен усидеть на одном месте.

3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своём месте).

4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

5. Всегда нацелен на движение, ведёт себя как «perpetuum mobile».

6. Болтлив.

Импульсивность:

7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.

8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

9. В разговоре часто прерывает, мешает окружающим.

     Диагностику проводят по двум измерениям: нарушения внимания и гиперактивность/импульсивность. Для постановки диагноза необходимо присутствие 6-ти из 9-ти критериев в каждом измерении. При наличии повышенной невнимательности (шесть и более признаков из 1-го измерения) и при частичном соответствии критериям гиперактивности и импульсивности используют диагностическую формулировку «синдром дефицита внимания с преобладанием нарушений внимания»; при наличии повышенной реактивности и импульсивности (т.е. шесть и более признаков из 2-го измерения) и при частичном соответствии критериям нарушений внимания - формулировку «синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности». В случае полного соответствия клинической картины одновременно всем перечисленным в таблице критериям ставится диагноз «сочетанная форма СДВГ».

      При диагностике необходимо также обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны появляться до 8 лет; наблюдаться не менее 6-ти месяцев в 2-х сферах деятельности ребёнка (в детском саду/школе и дома); не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении, каких-либо нервно-психических расстройств; должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

      На основе вышеперечисленных критериев составлены различные вопросники для родителей и педагогов. Но, очевидно, что для окончательной постановки диагноза необходимо проведение комплексного медико-психологического обследования. Наряду с обычными психологическими методиками используют и нейропсихологические (экспресс-диагностика «Лурия-90»).

     Клиническую оценку симптомов СДВГ проводит детский психоневролог и/или педиатр. В связи с тем, что у детей с СДВГ двигательная расторможенность сочетается с нарушением кинестетической основы движения и зрительно-пространственной организации, при неврологическом обследовании находят общую мышечную гипотонию, признаки атаксии и дискинезии. Из дополнительных методов используют электро- и эхоэнцефалографию, в ряде случаев - компьютерную томографию, электронейромиографию, эмиссионную спектрометрию и др.

      В ходе диагностической работы с гиперактивными детьми важно учитывать, что СДВГ может иметь внешнее сходство с рядом других состояний. Прежде всего, СДВГ следует разграничивать с нормальной, свойственной многим детям высокой двигательной активностью, проявлением индивидуальных черт темперамента, а также того, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития. В других случаях особенности поведения ребёнка могут оказаться реакцией на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к ребёнку, педагогическую запущенность, иногда гиперопеку. Причиной также могут быть нарушения адаптации к социальной среде, проявляющиеся, кроме того, вегетативными дисфункциями (86%), замедлением прироста массы тела (53%), формированием хронической патологии (10%), конфликт между ребёнком и воспитателем, ребёнком и родителями. Симптомы СДВГ могут быть вторичными проявлениями при депрессивно-дистимических состояниях, расстройствах сна, маниакально-депрессивном синдроме, языковых и коммуникативных нарушениях, расстройстве координации, синдроме Туретта (хронические тики) и др. Дифференциальный диагноз СДВГ проводят с посттравматическим поражением ЦНС, фетальным алкогольным синдромом, хроническим отравлением свинцом и др.

    II. Профилактика СДВГ и его коррекция.

      Коррекция СДВГ должна включать комплекс методик, т.е. быть «мультимодальной». Основными направлениями являются: двигательная активность, психолого-педагогическая коррекция, семейная психотерапия, поведенческая терапия, релаксационные методики, лечение сопутствующей патологии. К медикаментозной терапии прибегают только в случае неэффективности вышеуказанных методик. Для лечения сопутствующей патологии также предпочтительно применение разработанных немедикаментозных методов.

       Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна включать в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

Двигательная активность

       Гиперактивным детям не рекомендуют игры с сильно выраженным эмоциональным компонентом (соревнования, показательные выступления), а также виды спорта со статистической нагрузкой (например, силовое троеборье). Полезны физические упражнения, носящие аэробный характер в виде длительного, равномерного тренинга лёгкой и средней интенсивности: бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде, водный и пеший туризм. При систематической физической нагрузке снижается стресс-реактивность, повышается моторный контроль и в целом повышаются адаптивные способности.

       Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное напряжение мышц) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка, негативно сказывается на общем ходе его развития. Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног.
       
Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы («надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии и т. д.).
       
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти и глаз, которые формируют речь. 
           
Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Кроме того, развитие «чувствования» своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела.  Выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить. Понимание себя дает и понимание телесной экспрессии других, т.е. развитие выразительных движений ребенка как средства самовыражения и общения влияет также и на его общие коммуникативные навыки, создавая дополнительные условия для развития.

Психолого-педагогическая коррекция

     Изменив окружение ребёнка, отношение к нему в семье и социальной среде, можно повлиять на течение заболевания. При наличии эмоциональных нарушений проводят холдинг-терапию, используют методики для снятия повышенной тревожности, развития коммуникабельности, подбирают сферы деятельности, в которых ребёнок чувствовал бы себя уверенно, моделируют ситуации успеха. В цикл занятий включают упражнения на развитие внимания и памяти. Однако в случае, когда затронуты области фронтальной коры, отвечающие за когнитивные функции, помогают методики развития мышления и речи, при этом происходит определенная компенсация нарушенных функций. При выявлении речевых нарушений необходимы логопедические занятия.

Семейная психотерапия

      СДВГ - это заболевание не только ребёнка, но и взрослых, и прежде всего матери, которая наиболее часто с ним контактирует. Мать гиперактивного ребёнка излишне раздражительна, импульсивна, у неё часто снижено настроение. Частота большой и малой депрессии среди матерей, имеющих гиперактивных детей, встречается в 18 и 20% случаев (по сравнению с 4-6% среди матерей обычных детей). Для снятия депрессивного состояния проводится психотерапевтическое лечение.

Поведенческая психотерапия

    Домашняя программа коррекции включает:

 а) изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребёнком строить на доверии и взаимопонимании);

б) изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребёнку, проводить досуг всей семьёй);

в) организацию режима дня и места для занятий;

г) специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание позитивных методов воспитания.

     Негативные методы для детей с СДВГ неэффективны. Порог чувствительности к отрицательным стимулам у них очень высок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Поэтому в общении с ребенком должны преобладать методы вознаграждения и поддержки.

     Дошкольная программа коррекции включает:

 а) изменение окружения (место ребёнка в группе - рядом с воспитателем), регулирование взаимоотношений со сверстниками);

б)  создание ситуаций успеха, развитие мотивации обучения,

в) коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии.

Релаксационные методики

      Мышечное расслабление, достигаемое при аутогенной тренировке, влияет на функции центральной и периферической нервной системы, стимулирует резервные возможности коры мозга, повышает уровень произвольной регуляции различных систем организма ребенка. Релаксация может проводиться как в начале занятия с целью настройки, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса. За ней следуют интеграция в движении (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент). Эти три составляющие создают необходимые условия для рефлексии ребенком ощущений и навыков, приобретенных в ходе занятия.
     Коррекционная работа должна включать в себя различные виды
массажей (дополнительная афферентация тела). Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ухе, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке — голове.

        Гиперактивному ребенку невозможно быть одновременно внимательным, неимпульсивным и спокойным. Когда будут достигнуты устойчивые положительные результаты по развитию одной функции, можно переходить к развитию одновременно двух функций, а затем и трех. Например, развивая произвольное распределение внимания, необходимо снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность. Снижая импульсивность, не стоит работать над концентрацией внимания и ограничивать подвижность. Развивая усидчивость, можно допустить импульсивность и рассеянное внимание.

       К упражнениям для развития произвольности относят движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть определенным образом осмыслены, «перекодированы» ребенком, на основании чего он дает команду произвести то или иное действие. В процессе занятий степень произвольности может быть различной. Так, инструкция для решения задачи типа «делай, как хочешь» не требует программы. Выполнение действий здесь носит механический характер, и степень произвольности снижается. Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребенка способности к построению собственной программы.
       Очень важны четкая повторяющаяся структура занятий, неизменное расположение предметов, что является дополнительным организующим моментом при формировании произвольности.

        Еще одним условием развития произвольности является соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента. Кроме того, поочередное приписывание каждому участнику группы роли лидера автоматически повышает степень его доминантности, а следовательно, уровень его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг.
        Визуализация является репрезентацией в уме несуществующего объекта, явления или события (зрительные, слуховые, знаковые, осязательные, обонятельные и другие образы). Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга. Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами.

         
Необходимым условием любого коррекционного процесса является система наказаний и поощрений, которая разрабатывается всей группой в начале занятий. Наказанием может служить выбывание из игры на «скамью запасных», лишение роли лидера и т. д. В качестве поощрений могут служить различные призы, выбор любимой музыки для сопровождения занятий, ведущая роль в игре и т. д.  При коррекционной работе также необходимо учитывать, что гиперактивные дети не могут длительное время подчиняться групповым правилам, быстро утомляются, не умеют выслушивать и выполнять инструкции.
Рекомендуется начинать работу с ними с индивидуальных занятий, поэтапно включая их в групповую деятельность. Кроме того, для каждого ребенка необходимы индивидуальная стратегия и тактика взаимодействия.


Возможно использование следующих приемов в работе с детьми с СДВГ:

  1. Осуществление гиперактивным ребенком контроля за другими детьми (дежурный на занятии, ведущий в игре, помощник инструктора и т. д.).
  1. Использование часов на занятиях и осуществление контроля гиперактивным ребенком за временем (хранитель времени).
  1. Использование ритмов с большими паузами или ритмичной музыки.

     Следует помнить, что возможности компенсации когнитивных и поведенческих нарушений существенно ограничиваются при отсутствии понимания родителями причин и проявлении этих нарушений. Коррекционно-развивающая работа наиболее эффективна при участии родителей в проведении занятий в группе и дома. Дополнительными приемами, которыми родители могут воспользоваться для коррекции ребенка, могут служить:

  1. Ритмирование правого полушария — занятия ритмикой, хореографией, лыжами, теннисом, верховой ездой.
  1. Активизация работы стволовых отделов головного мозга — плавание, ныряние, прыжки на батуте, дыхательная гимнастика.
  1. Развитие межполушарного взаимодействия — восточные единоборства (особенно ушу-таолу), кинезиологические упражнения, вязание.
  1. Снятие импульсивности и гиперактивности — упражнения с песком, водой и глиной; контрастный душ, обливания.
  1. Развитие устойчивости внимания:

- длительная сортировка и нанизывание бусинок;

- развитие способности к произвольному переключению внимания — чтение алфавита, перемежающегося со счетом.

- построчное прослеживание взглядом листа и последовательное зачеркивание букв «к» и «р»

- прослеживание взглядом линии от начала до конца (лабиринты).

    III. Рекомендации родителям гиперактивных детей.

       В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите "да", избегайте слов "нет" и "нельзя".

1. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.

2. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в детском саду.

3. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).

4. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

5. Определите для ребёнка рамки поведения - что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

6. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

7. Вызывающее поведение Вашего ребёнка - его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени.

8. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.

9. Создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.

10. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.

11. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

12. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.

13. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.

14. Помните! Ваше спокойствие - лучший пример для ребёнка.

15. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию.

16. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы "удавались" ребёнку и повышали его уверенность в себе.

     Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.

Литература

1. Громова О.А. Красных Л.М., Лиманова О.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - возможности коррекции // Российский педиатрический журнал.- № 2. -2005. - С. 17-22.

2. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Соловьёв О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей // - М.: ЭБЕВЕ. - 1997. - 73.с.

3. Косницкая Е.А. Оценка адаптационных возможностей у детей с использованием современной автоматизированной технологии // автореф. дисс... канд.мед.наук. - М. - 2006. - 18 с.

4. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. Распространённость, факторы риска и профилактика // М.: РАРОГЬ, 1997. - 200 с.

5. Ноговицына О.Р. Левитина Е.В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: распространенность. Диагностика и коррекция у детей // Российский педиатрический журнал. - № 3. - 2005. - С. 18-21.