Методическая копилка
Практика внедрения в учебно-образовательный процесс проектной деятельности вызвала целый ряд проблем, которые существенно снижают заложенный в ней потенциал. К ним относятся: отсутствие внутренней мотивации у обучающихся к выполнению проектов, практически полное отсутствие успешного опыта выполнения проектов учителями школ, противоречие между принятыми формами итоговой аттестации (ЕГЭ, ОГЭ) и требованиям к проектам. Но не стоит забывать, что проектно-исследовательская деятельность обучающихся требует методической грамотности учителя, владения набором приёмов, методов, технологий, необходимых для организации такой работы. Проще говоря, никто не учил учеников проектированию и многие учителя не имеют четкого представления о нем. В большинстве случаев проектная деятельность обучающихся не вполне самостоятельна (либо пишет учитель за ученика, либо это работа из глобальной сети интернет). Почему так происходит? Зачастую, многие обучающиеся просто не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать свою деятельности и формулировать цели, не могут успешно искать информацию, испытывают проблемы с ее анализом, предоставлением результатов исследования, осуществлением рефлексии. В 2020/21 учебном году во всех школах страны появился обязательный курс, предусмотренный ФГОС среднего общего образования, — индивидуальный проект (учебное пособие авторов Половкова М., Носова А., Половкова Т., Майсак М., редакция «Просвещение»). К сожалению, данный курс предназначен для тех, кто уже имеет определенные навыки проектирования, а их попросту нет. И это только одна из проблем. Еще более серьезным препятствием, я считаю, является то, что в школах не хватает кадров. Мы сами не умеем проектировать, но хотим этому учить. Для решения этой проблемы, конечно, можно привлекать «нешкольных» специалистов по проектированию, но нужно ли это? Нет. Каждый учитель должен уметь правильно оценивать качество проектов, выполняемых в рамках его предмета. Иначе формального подхода к проектированию нам не избежать.
Педагогическое проектирование - одно из наиболее актуальных направлений внедрения инноваций сегодня.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современные тенденции развития образования Модель образования третьего тысячелетия уже сегодня тесно связана с глобальной стратегией устойчивого развития, к которой человечество должно перейти в XXI век. Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия. Современные тенденции развития образования определены процессами изменения основных парадигм восприятия мира: вместо относительной стабильности, перманентные изменения; географическая удаленность не является более препятствием для общения ; локальные практики впитывают глобальные и новые поликультурные традиции; происходит виртуализация большинства сфер жизни и интеграция информационных пространств; экономика ориентируется на знания и информационные технологии.
Состояние образования в современном мире в последние десятилетия в процессе поисков путей, преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования
Тенденции в мировом образовательном пространстве Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разных типов и уровней, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию.
Современное образовательное пространство Современное образовательное пространство становится поликультурным и ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям . К настоящему времени большинство образовательных систем европейских стран наследуют выполнение Болонских соглашений. В организационном плане это формирование системы:
Построения единой научной и культурной Европы Первым шагом на пути построения единой научной и культурной Европы стала Сорбонская декла рация, подписанная министрами образования четырех стран (Франции, Германии, Италии и Соединенного королевства) в 1998 году . На следующий год привлекательность идеи Сорбонской декларации подтвердились. В 1999 году в Болонье органы, ответственные за высшее образование в 29 европейских странах, подписали так называемую Болонскую декларацию .
Сорбонская декларация Основной идеей декларации было создание в Европе открытой системы высшего образования , которая смогла бы, с одной стороны, вдумчиво сохранять и беречь культурное разнообразие отдельных стран, а с другой стороны, способствовать созданию единого пространства преподавания и обучения, в котором студенты и преподаватели располагали бы неограниченной возможностью передвижения и сложились бы условия более тесного сотрудничества . Непосредственно из духа декларации вытекала мысль о постепенном создании во всех странах сдвоенной системы высшего образования, которая среди прочего обеспечивала бы всем желающим возможность доступа к высшему образованию в течении всей жизни . Способствовать претворению этой идеи в жизнь должна была единая система зачетных единиц, облегчающая передвижение студентов, и Конвенция о признании дипломов и учебы, подготовленная советом Европы совместно с ЮНЕСКО , к которой присоединились большинство европейских стран.
Болонская Декларация В число первоочередных, зафиксированных в Болонской Декларации задач входят : введение двухуровневой системы высшего образования: бакалавр - магистр (или докторская степень ), внедрение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов о высшем образовании в европейских странах , создание единой формы учета, обеспечивающей мобильность студентов и преподавателей в европейском образовательном пространстве. Было также принято решение о сохранении культурного и языкового разнообразия, своеобразия национальных систем высшего образования и автономии вузов.
Предпосылки современных тенденций развития образования в ХХІ веке Новые времена требуют корреляции системы ценностей, которые мы хотим видеть у детей. В частности, детей надо ориентировать на желание быть успешными в жизни. Это должно стать важным стимулом к качественному обучению вместо мотивации методами авторитарной педагогики, и к тому же ориентирует человека на максимальную самореализацию . Наблюдается переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности . Развитие человечества приобрело глобальный характер, что делает конкурентоспособным только человека, способного жить и действовать в таком пространстве, то есть глобального человека . Происходит эволюция знания в информационном обществе, что предусматривает осознание того, что человечество вошло в новый тип цивилизации - информационный . Его характерная особенность - постоянная изменяемость, динамизм . Следовательно, необходимо по-новому определить цель обучения и функции учебного процесса. Современная цивилизаци я существенным образом расширила коммуникативную среду , в которой живет и действует человек. Человек должен быть самодостаточным, способным сознательно ориентироваться в дебрях коммуникаций. В образовании надо изменить сам способ включения личности в учебный процесс. На смену субъектно-объектным отношениям между обучающим и обучаемым должны прийти субъектно-субъектные.
Основные тенденции развития образования в современном мире
Тенденции развития современного образования в XXI веке
Принципы Информатизация и компьютеризация образования - это становление информационно-технологической цивилизации обусловило процесс информатизации и компьютеризации образования. Продуктивное усвоение знаний невозможно без умения пользоваться информацией. Умение получать информацию является одним из компонентов функциональной грамотности современного человека. Стандартизация образования , является условием для достижения определённого качества образования являются образовательные стандарты. Всегда осуществлялась в различных странах посредством разработки учебных планов и программ, установления определённого уровня образования. Технологизация образования - это становление и развитие информационно-технологической цивилизации, которая и обусловила осуществление технологизации образования . Рассматривается в качестве составного элемента общего образования и выступает основным составным элементом профессионального образования. Интеграция образования , состоит в том, что в мировой школе всё большее распространение получает интегрированное обучение. Основной задачей интегрированного обучения является ознакомление учащихся с основными явлениями, фактами соответствующих наук, формированием навыков, классификации и измерения изучаемых явлений, развитие научной интуиции.
Глобализация образования Глобализация образования означает постепенную трансформацию различных образовательных систем в единую общеевропейскую, а затем мировую, при сохранении различий, обусловленных традицией и культурой. Исчезновение пространственных барьеров. Стирание языковых барьеров. Мгновенное распространение и доступность информации. Обмен достижениями науки, идеями и концепциями. Сглаживание культурных различий.
Список литературы https :// infourok.ru/referat-na-temu-tendencii-razvitiya-sovremennogo-mirovogo-obrazovatelnogo-prostranstva-3069721.html https:// dnevnik-znaniy.ru/znaj-i-umej/globalizaciya-chto-eto-takoe.html https:// cyberleninka.ru/article/n/kratkiy-obzor-osnovnyh-polozheniy-bolonskoy-deklaratsii https:// studme.org/46390/pedagogika/osnovnye_tendentsii_razvitiya_sistem_obrazovaniya_rubezhom https :// edpolicy.ru/education-trends
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современные тенденции развития образования Модель образования третьего тысячелетия уже сегодня тесно связана с глобальной стратегией устойчивого развития, к которой человечество должно перейти в XXI век. Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия. Современные тенденции развития образования определены процессами изменения основных парадигм восприятия мира: вместо относительной стабильности, перманентные изменения; географическая удаленность не является более препятствием для общения ; локальные практики впитывают глобальные и новые поликультурные традиции; происходит виртуализация большинства сфер жизни и интеграция информационных пространств; экономика ориентируется на знания и информационные технологии.
Образовательные тенденции Третья тенденция — существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей и введение новых человеко-ориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики. Первая тенденция — повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех. Вторая тенденция — углубление межгосударственного сотрудничества в области образования, поэтому мировое сообщество стремится к созданию глобальной стратегии образования человека независимо от места его проживания и образовательного уровня. Четвертая тенденция — значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Образовательное пространство становится поликультурным и социально ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.
Характерных явления образования за рубежом Стремление к демократической системе образования , т.е. доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям; обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа независимо от национальной и расовой принадлежности ); значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма); увеличение спектра учебно-организационных мероприятий , направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся; разрастание рынка образовательных услуг ; расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим );
Характерных явления образования за рубежом поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией в сфере управления образованием; • образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира; • постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ; • отход от ориентации на "среднего ученика", повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования; • поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.
Крупные международные проекты и программы
Образовательные модели в современном западном мире американская модель: младшая средняя школа — средняя школа — старшая средняя школа — колледж двухгодичный — колледж четырехгодичный в структуре университета, а далее магистратура, аспирантура; французская модель: единый коллеж — технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей университет, магистратура, аспирантура; немецкая модель: общая школа — реальное училище, гимназия и основная школа — институт и университет, аспирантура; английская модель: объединенная школа — грамматическая и современная школа-колледж — университет, магистратура, аспирантура.
Список литературы https :// infourok.ru/referat-na-temu-tendencii-razvitiya-sovremennogo-mirovogo-obrazovatelnogo-prostranstva-3069721.html https:// studme.org/46390/pedagogika/osnovnye_tendentsii_razvitiya_sistem_obrazovaniya_rubezhom https :// fb.ru/article/339200/tendentsii-razvitiya-vyisshego-obrazovaniya-za-rubejom https:// studme.org/85566/psihologiya/psihologiyu_izuchayut_studenty_drugih_spetsialnostey_sotsiologi_pedagogi_vrachi_sotsialnye_rabotniki_yuris#370 https:// alley-science.ru/domains_data/files/06March2019/RAZVITIE%20NAUKI%20V%20RAZLIChNYH%20STRANAH%20MIRA.pdf
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современные тенденции развития образования Модель образования третьего тысячелетия уже сегодня тесно связана с глобальной стратегией устойчивого развития, к которой человечество должно перейти в XXI век. Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия. Современные тенденции развития образования определены процессами изменения основных парадигм восприятия мира: вместо относительной стабильности, перманентные изменения; географическая удаленность не является более препятствием для общения ; локальные практики впитывают глобальные и новые поликультурные традиции; происходит виртуализация большинства сфер жизни и интеграция информационных пространств; экономика ориентируется на знания и информационные технологии.
Образовательные тенденции Третья тенденция — существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей и введение новых человеко-ориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики. Первая тенденция — повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех. Вторая тенденция — углубление межгосударственного сотрудничества в области образования, поэтому мировое сообщество стремится к созданию глобальной стратегии образования человека независимо от места его проживания и образовательного уровня. Четвертая тенденция — значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Образовательное пространство становится поликультурным и социально ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.
Характерных явления образования за рубежом Стремление к демократической системе образования , т.е. доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям; обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа независимо от национальной и расовой принадлежности ); значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма); увеличение спектра учебно-организационных мероприятий , направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся; разрастание рынка образовательных услуг ; расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим );
Характерных явления образования за рубежом поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией в сфере управления образованием; • образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира; • постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ; • отход от ориентации на "среднего ученика", повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования; • поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.
Крупные международные проекты и программы
Образовательные модели в современном западном мире американская модель: младшая средняя школа — средняя школа — старшая средняя школа — колледж двухгодичный — колледж четырехгодичный в структуре университета, а далее магистратура, аспирантура; французская модель: единый коллеж — технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей университет, магистратура, аспирантура; немецкая модель: общая школа — реальное училище, гимназия и основная школа — институт и университет, аспирантура; английская модель: объединенная школа — грамматическая и современная школа-колледж — университет, магистратура, аспирантура.
Список литературы https :// infourok.ru/referat-na-temu-tendencii-razvitiya-sovremennogo-mirovogo-obrazovatelnogo-prostranstva-3069721.html https:// studme.org/46390/pedagogika/osnovnye_tendentsii_razvitiya_sistem_obrazovaniya_rubezhom https :// fb.ru/article/339200/tendentsii-razvitiya-vyisshego-obrazovaniya-za-rubejom https:// studme.org/85566/psihologiya/psihologiyu_izuchayut_studenty_drugih_spetsialnostey_sotsiologi_pedagogi_vrachi_sotsialnye_rabotniki_yuris#370 https:// alley-science.ru/domains_data/files/06March2019/RAZVITIE%20NAUKI%20V%20RAZLIChNYH%20STRANAH%20MIRA.pdf
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Международные образовательные проекты 1. Единый Государственный Экзамен. 2. Деятельность Джорджа Сороса. 3. Болонские соглашения. 4. Тюнинг образовательных программ. 5. Проектная деятельность на основе программы «Минерва». 6. Форсайт-проект «Образование − 2030». 7 Образование в рамках программ Erasmus , Erasmus +, Жан Монне .
Необходимость новых решений
Форсайт-проект «Образование − 2030» ОЭСР, являясь международной организацией, реализует ряд крупномасштабных проектов в области образования, таких как PISA, PIAAC, TALIS, ESP, ориентированных на разные уровни образования и обучение в течение жизни . Проект ОЭСР «Будущее образования и навыков: Образование 2030» ( Future of Education and Skills : Education 2030) направлен на школьное образование, как общее, так и профессиональное, и частично построен на основе методологии проекта PISA, а также использует наработки TIMMS. Актуальность проекта состоит в том, что он направлен на исследование и прогноз возможного будущего образования в мире, т.е. тех, кто в настоящий момент обучается в начальной и средней школе, а к 2030 году будет представлять основную часть населения, вступающую в рабочий возраст. Проект позволит сформировать общее понимание компетенций, связанных со специфическими знаниями, навыками и ценностями в будущем и наладить диалог между ключевыми стейкхолдерами разных стран для реализации школьных реформ и обеспечения конкурентоспособности, эффективности и актуальности образования для будущих потребностей .
Цели и задачи проекта Целью проекта Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Будущее образования и навыков: Образование 2030» является исследование и прогноз возможного будущего образования в мире . В центре внимания – дети, которые в настоящий момент обучаются в начальной школе, а к 2030 году будут представлять основную часть населения, вступающую в рабочий возраст. Проект направлен на школьное образование, как общее, так и профессиональное, и частично построен на основе методологии исследования PISA, а также использует наработки исследования TIMSS. В задачи проекта «Образование 2030» входит разработка концептуальных рамок образования и анализ основных образовательных программ разных стран . Помимо этого, планируется проектирование учебной среды, способной наиболее эффективно поддерживать развитие компетенций учащихся. В настоящий момент уже 15 стран приняли участие в заполнении вопросника по анализу учебных программ, а еще 5 стран выразили готовность присоединиться к исследованию .
Основные направления Разработка концептуальной рамки обучения Международный анализ учебных программ Разработка концептуальной рамки обучения, соответствующей целям и задачам развития 2030 года. С точки зрения ОЭСР необходимой становится организация международной дискуссии по вопросам компетенций и их разновидностей, которые будут востребованы в 2030 году. Это позволит выработать определенную позицию, которая может быть применена странами при разработке целей образовательных систем и их более четкого определения. Также планирует использовать результаты проекта для реализации уже имеющихся крупномасштабных исследований, таких как PISA. В силу того что страны часто сталкиваются с проблемой предъявления множества требований и запросов к образовательным программам, которые ведут к перегрузке учебных планов, а на изменения в образовательной системе оказывают влияние политические и конкурирующие цели, изменение одного элемента (учебные планы, оценка, педагогические практики и т.д.) будет эффективным только при условии изменения других связанных с этим элементов системы. Проект предполагает проведение международного сравнительного анализа учебных программ с целью создания базы знаний, способствующей разработке и совершенствованию учебных программ, которые имели бы эмпирический и систематический характер.
В проекте предполагает включенность участников разных уровней: – Стран для создания и утверждения общего понимания компетенций, учебных программ и относящихся к ним аспектов. – Экспертов для включения в международную мультидисциплинарную экспертную сеть с целью организации обсуждения с политиками, школами, сетями и социальными партнерами. – Школьных сетей для обмена практиками с другими школьными сетями на международном уровне, получения доступа к результатам передовых исследований, включения собственного опыта и практик в результаты исследования и вовлечения в диалог стейкхолдеров . – Социальных партнеров для внесения вклада в будущее образования и результаты проекта.
Образовательный компас Участники «Образования 2030» разработали образовательный компас, отображающий, что помогает молодым людям ориентироваться в современном мире .
Компетенции для изменения общества и образ будущего Создание новых ценностей Разрешение проблем и противоречий Принятие ответственности Для того чтобы успешно справиться с предстоящими вызовами, учащиеся должны думать творчески, развивать новые продукты и сервисы, создавать рабочие места, новые предприятия, секторы, социальные модели, прорабатывать инновационные методики, способы мышления и жизнедеятельности. Фундаментом компетенции являются способность к адаптации, творческое мышление, любознательность и открытость новому. В мире неравных возможностей молодым людям потребуется умение улаживать конфликты и снимать напряженность, находить баланс между справедливостью и свободой, независимостью и сообществом, инновацией и традицией. Во взаимозависимом мире люди только тогда достигнут благополучия, когда поймут потребности и желания других. Чтобы быть готовыми к будущему, нам необходимо научиться думать и действовать слаженно, принимая во внимание альтернативные идеи и взгляды в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Взаимодействие с новизной, переменами, разнообразием, неопределенностью предполагает способность человека как к самостоятельному мышлению, так и к работе в команде. В основе этой компетенции лежит способность к саморегуляции , включающая самоконтроль, личную эффективность, ответственность, способность решать проблемы и адаптироваться.
«Образование 2030»: общее видение Детям, приступившим к обучению в школе, придется быстро понять, что главной ценностью на Земле являются не ограниченные ресурсы, а всеобщее процветание, стабильность и благополучие. Они будут учиться ответственности и щедрости, ставя сотрудничество превыше разногласий, а стабильность – превыше краткосрочных выгод. В эру новых научных открытий и растущего количества социальных проблем необходимо заставить образовательную программу эволюционировать, пусть даже революционными путями, в целях преодоления вызовов будущего.
12 принципов проектирования образовательной программы Значимость учащихся . Учебный план должен быть спроектирован вокруг учащихся с учетом их знаний, умений, навыков и личностных характеристик. Четкость . Темы должны поддаваться глубокому анализу и рефлексии. В центре внимания . Сравнительно небольшое количество тем должно рассматриваться на каждом уровне обучения для более глубокого и детального понимания. Темы могут пересекаться для более глубокой проработки ключевых понятий. Взаимосвязь . Темы должны изучаться последовательно, чтобы отражать логику дисциплины, что, в свою очередь, позволит постепенно переходить от базовых понятий к более сложным концептам. Баланс . Учебный план должен содержать верные пропорции обучения и контроля. Должны быть разработаны новые методы оценки образовательных результатов, нацеленные на результаты, которые не могут быть проанализированы при традиционном контроле. Возможность переноса . Наибольший приоритет должен отдаваться тем знаниям, умениям и личностным результатам, которые могут быть изучены в различных контекстах.
12 принципов проектирования образовательной программы Выбор . Учащимся должен быть предложен широкий выбор тем и вариантов проектов, а также возможность предлагать свои собственные идеи при информационной поддержке. Деятельность педагога . У педагогов должны быть все возможности применять свои профессиональные знания, навыки и опыт для эффективной реализации учебного плана. Аутентичность . Учащиеся должны иметь возможность соотнести учебный опыт с реальным миром и понимать целенаправленность своего обучения. Для этого необходимы предметные знания и междисциплинарное обучение. Взаимосвязи . Учащиеся должны иметь возможность соотнести изучаемые темы внутри предмета и между дисциплинами, а также провести параллели с реальной жизнью. Гибкость . Концепция «учебного плана» должна перейти от «определенного и неизменного» к «адаптивному и динамичному». Школы и учителя должны иметь возможность обновлять учебный план в соответствии с меняющимися требованиями общества, а также индивидуальными запросами в обучении. Вовлеченность . Учителя, учащиеся и другие участники образовательного процесса должны быть вовлечены в разработку учебного плана с начального этапа для того, чтобы максимально эффективно его реализовывать в дальнейшем.
Работа в рамках программы – Разработка концептуальной рамки обучения «Учебный компас 2030» ( Learning Compass 2030), включающей уточнение областей компетенций (знания, навыки, отношения и ценности) и проведение конструктного анализа. – Анализ учебных программ: вопросник по политике в данной области, картирование содержания учебных программ, углубленный анализ математики, анализ физического образования и целей образования, усовершенствование рабочих инструментов.
Перспективы развития программы В рамках реализации проекта был проведен ряд встреч, на которых в том числе были обсуждены вопросы концептуальной рамки обучения «Учебный компас 2030» ( Learning Compass 2030), образования для устойчивого развития, инноваций, глобальных компетенций и др. В настоящий момент 15 стран уже приняли участие в заполнении вопросника по анализу учебных программ и 5 стран выразили желание принять участие в исследовании. Кроме перечисленных вопросов дополнительно был рассмотрен вопрос инновационных подходов к улучшению и трансформации преподавания и обучения.
Список литературы https :// studopedia.ru/22_25475_mezhdunarodnie-obrazovatelnie-proekti-i-programmi.html https:// fioco.ru/Contents/Item/Display/2201455 https:// globalcentre.hse.ru/nletter10.1 https:// fioco.ru/Contents/Item/Display/2201455
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность В традиционной школе имеет место четкое разграничение ролевых отношений: ученик - объект, овладевающий знаниями, который практически лишен возможности проявления индивидуальности, а учитель, – субъект, руководящий этим процессом. У обучающихся отсутствует или слабо выражено внутреннее побуждение к учению. Поэтому Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Актуальность личностно-деятельностного подхода объясняется тем, что он предусматривает более активную позицию обучающихся, при которой они из объекта педагогической деятельности становятся, наравне с учителем, субъектом образовательного процесса.
Цели и задачи Цель дать полную характеристику личностно-деятельностного подхода, определить роль в образовательном процессе, а также взаимосвязь личностного и деятельностного компонентов при его реализации. - дать определение и характеристику личностно-деятельностного подхода - рассмотреть основную идею и содержание его компонентов (личностного и деятельностного подходов ) - изучить функции педагога и обучающегося, проявляющиеся в связи с использованием личностно-деятельностного подхода - выявить связь личностно-деятельностного подхода с проектными технологиями
Личностно- деятельностный подход «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» А. Г . Амосов – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности; - симбиоз личностно-ориентированного и деятельностного подходов.
Деятельностный компонент личностно-деятельностного подхода Деятельностный компонент подхода исходит из представлений о единстве личности и её деятельности . Это единство проявляется в том, что деятельность во всех её многообразных формах непосредственно и опосредованно вносит изменения в структуры личности; одновременно и личность осуществляет выбор адекватных ей видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющих потребностям личностного развития. Основы деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, в педагогике работами Д.Б. Эльконина , П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова .
Личностный компонент личностно-деятельностного подхода Личностный подход в широком смысле слова предполагает, что все психические процессы, свойства и состояния рассматриваются как принадлежащие конкретному человеку; Личность выступает как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача педагога: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности. Основан на положениях, которые сформировались благодаря работам отечественных педагогов и психологов - Б.Г . Ананьев, К.А. Абульханова-Славская , М.Я. Басов, Л.С. Выготский, П.Ф. Каптерев , А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др .
Личностно-деятельностный подход с позиции педагога Личностно-деятельностный подход, предполагая организацию самого процесса обучения как организацию (и управление) учебной деятельности обучающихся, означает переориентацию, этого процесса на постановку и решение ими самими конкретных учебных. S — учитель, преподаватель — субъект педагогического воздействия и управления, а О — ученик, студент — объект такого воздействия. Sn
Личностно-деятельностный подход с позиции обучающегося Личностно-деятельностный подход к научению с позиций обучающегося (при особом учете организации субъектно-субъектного учебного взаимодействия самим педагогом) прежде всего предполагает свободу выбора обучающимся пути, учебника, методов, а в отдельных случаях даже партнера обучения — педагога . обеспечение безопасности личностного проявления обучающегося во всех учебных ситуациях, создание условий его личностной самоактуализации и личностного роста формирует активность самого ученика, его готовность к учебной деятельности, к решению проблемных задач за счет равно-партнерских, доверительных субъектно-субъектных отношений с педагогом предполагает единство внешних и внутренних мотивов : внешним является мотив достижения, а внутренним — познавательный мотив означает принятие учебной задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими обучающимися.
Вывод Роль в образовательном процессе личностно-деятельностного подхода определяется как обеспечивающая формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию в условиях ФГОС. При его реализации происходит симбиотическое слияние личностного и деятельностного компонентов. В процессе личностно-деятельностного подхода решается основная задача образования – создание условий для развития способностей обучающихся, для становления социально адаптированной личности посредством актуализации внутренних ресурсов. Одним из способов реализации личностно-деятельностного подхода в образовании является проектная методика, осуществляющая переориентацию учебного процесса и внеурочной деятельности на самостоятельную постановку и решение познавательно - коммуникативных и исследовательских задач самими обучающимися . Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, способствующих достижению целей личностно-деятельностного подхода в обучения и формировании личности.
Список литературы 1 . Ваганова О.И., Колдина М.И., Трутанова А.В. Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, №2 (19). С. 97-99. 2. Выготский Л. С. Вопросы теории и истории психологии. Сбор. соч. в 6 т. Т. 1. — М., 1982. 2. Зимняя И. А. Личностно-деятельностный подход к обучению русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом. 1985. № 5 3. Грибанова В.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации воспитательного процесса по формированию гражданской активности студентов // Современная педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4801 (дата обращения: 03.10.2021). 4. Гущин А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE. Электронное обучение и электронная образовательная среда» / О.Н. Прохорова, А.В. Гущин // Вестник Мининского университета. -Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. № 3 (11) 5. Зимняя И. А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса// Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): коллективная монография. В 2 книгах. Книга 1 / Под общей редакцией И. А. Зимней. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 6. Пургина Е. И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке: учеб. пособие / Е. И. Пургина ; Урал. гос. пед . ун-т. —Екатеринбург, 2015 — 275 с. 7. https://iknigi.net/avtor-nataliya-babina/102249-tehnologiya-metodika-obucheniya-i-vospitaniya-chast-i-nataliya-babina/read/page-11.html 8. http://pedlib.ru/Books/2/0309/2_0309-66.shtml 9. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/03/25/referat-deyatelnostnyy-podkhod 10. https://studopedia.ru/6_97395_printsip-edinstva-soznaniya-i-deyatelnosti-deyatelnostniy-podhod.html 11. https://infourok.ru/lichnostno-deyatelnostniy-podhod-kak-osnova-organizacii-obrazovatelnogo-processa-420639.html 12. https://infourok.ru/kursovaya-rabota-lichnostniy-podhod-v-pedagogike-3941866.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формулировка проблемы проекта Недостаточный объем информации по биологии не позволяет студентам интегрировать полученные знания в практической профессиональной подготовке.
Тип учебного проекта Информационный
Цель учебного проекта Формирование умений работать с учебником и учебными пособиями, систематизировать и обобщать полученные данные в таблицы и схемы;
Классификация по различным основаниям По области применения Образовательный проект. По предмету труда Человек – знаковая система. По сфере применения Познавательные По материальному воплощению 1. Интеллектуальные 2. Индивидуальные По структуре содержания Полимодульные По уровню творчества Репродуктивные По продолжительности выполнения Долгосрочные
Планируемый результат Опорный конспект
SWOT- анализ Внутренние факторы Сильные стороны Слабые стороны Знания из курса среднего образования по биологии, наличие ресурсов обучения, повышение успеваемости. Отсутствие твердых системных знаний по теме и их упорядоченности, отсутствие навыков проектной деятельности, неумение работать с текстом. Внешние факторы Возможности Угрозы Изменить привычный взгляд на общепринятые проблемы учебной деятельности, создание ситуации успешности, привлечение дополнительных материалов (библиотека, кружок, использование лаб. оборудования). Внеаудиторная работа не является для студентов обязательным компонентом учебной деятельности.
Система действий педагога и обучающихся при разработке учебного проекта Этапы разработки учебного проекта Задачи Деятельность педагога Деятельность студента (группы) Результат этапа Проектировочный Разработать алгоритм действий. Определить вместе со студентом разделы, темы учебных программ, вызывающие наибольшие затруднения при изучении. Консультация. Формулировка задачи; определение объема (разделы, темы учебных программ) и источников. Кейс. Провести анализ и изучить все необходимые источники по выбранной проблеме или теме учебного проекта. Список литературы и интернет источников. План. Сформулированная тема, цель. Предполагаемая структура конспекта, определение сроков и объема. Аналитический этап SWOT - анализ проблемы. Сравнение планируемых и реальных результатов в соответствии с план- схемой. Обобщение информации, выводы. Разработка плана-схемы, построение конкретного плана деятельности. Оформление проекта: паспорт проекта. Контрольно-корректировочный этап Сопоставить сильные и слабые стороны SWOT-анализа, возможности, угрозы в плане достижения эффективных результатов проекта. Разработка критериев оценки проекта. Анализ успехов и ошибок. Поиск способов коррекции ошибок. Исправление недочетов и ошибок в соответствии с реальным состоянием дел (ответственные, сроки).
Форма представления результата (продукта) Мультимедийная презентация (программный продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику).
Способ оценки Методом суммарных оценок (путем заполнения индивидуальных карт студента) Этапы Критерии оценки Самооценка Педагог Студенты Защита Представление (из 15 баллов) Ответы на вопросы (из 15 баллов) Процесс защиты Интеллектуальная активность авторов и участников защиты (из 15 баллов) Содержание проекта Творчество (из 15 баллов) Практическая направленность (из 15 баллов) Оформление (15 баллов) Итог
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Активные методы обучения Активные методы обучения (АМО) – это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач. Активные методы обучения направлены на привлечение обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения полученных знаний.
Технология активного обучения Технология активного обучения — это такая организация учебного процесса, в ходе которого недопустимо неучастие обучающихся в познавательном процессе. Данная технология предусматривает, что каждый обучающийся во время учебного занятия имеет определенное ролевое задание, по которому он должен отчитаться перед группой в его выполнении.
Предпосылки появление феномена активных методов обучения научно-теоретические социальные образовательные теория деятельности, разработанная советскими психологами и педагогами Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, Н. Ф. Талызиной и др.; теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина; принципы развивающего обучения В. В. Давыдова и Л. В. Занкова . ● социальный заказ на формирование творческой, мобильной, самостоятельной и инициативной личности, способной к ответственному выполнению основных социальных ролей и функций; ● потребность рынка труда в специалистах, способных «выполнять не только типовые задания, но и решать задачи высокой степени сложности и неопределенности, управлять гибкими, краткосрочными, межотраслевыми проектами »; ● внедрение систем менеджмента качества в учреждениях образования для повышения эффективности профессиональной подготовки; включают практические разработки инновационного характера, внедрявшиеся на разных ступенях и уровнях образования педагогами-практиками, которые искали пути преодоления недостатков традиционного обучения через усиление мотивационно- деятельностной составляющей образовательного процесса и активизацию позиции в нем обучающихся.
История развития активных методов обучения Период Особенности развития активных методов обучения Важные достижения Зарубежный опыт Отечественный опыт До 1930-х гг Зарождение в советской и зарубежной образовательной практике, обоснование в психологии 1908 г. (США) – метод анализа конкретных ситуаций; 1920-е гг. (США) – метод проектов 1932 г. – первая деловая игра; 1920–30-е гг. – бригадный метод обучения 1930–50-е гг Запрет в советской педагогике, интенсивное развитие за рубежом Конец 1930-х гг. (США) – «мозговой штурм»; 1940-е гг. (США, Германия) - ассессмент -центры; 1940-е гг. (США) – работа в Т-группах для тренинга сенситивности ; конец 1950-х гг. (США) – деловые игры Запрещено применение активных методов обучения на государственном уровне
История развития активных методов обучения Период Особенности развития активных методов обучения Важные достижения Зарубежный опыт Отечественный опыт 1960–80-е гг. «Второе рождение», научно-теоретическое обоснование использования данных методов в процессе обучения в средней школе 1964 г. (США) – интенсивный креативный метод « Дельфи »; 1969 г. (Великобритания) – тренинг социальных навыков; 1960-е гг. (Западная Европа) – кейс-технологии; 1960-е гг. – международный журнал « Simulation and Games »; 1970 г. – основание международного общества ISAGA Системы развивающего обучения В. В. Давыдова и Л. В. Занкова , основы проблемного и модульного обучения
История развития активных методов обучения Период Особенности развития активных методов обучения Важные достижения Зарубежный опыт Отечественный опыт 1990-е гг. Применение активных методов обучения в высшей школе и системе последипломного образования на основе внедрения деятельностного подхода, контекстное обучение (А. А. Вербицкий), мыследеятельностное обучение (Г. П. Щедровицкий) С 2000-х гг. Обмен опытом на международном уровне, повсеместное распространение активных методов на всех ступенях образования на основе внедрения компетентностного подхода, их популяризация среди педагогов и преподавателей.
Актуальность Основными причинами, обусловившими в начале ХХI в. актуальность изучения проблемы активизации позиции обучающегося в образовательном процессе, являются: увеличение объема учебной информации до такой степени, которую невозможно было бы усвоить за счет экстенсивного подхода к обучению (количество часов на изучение предмета, объемы домашнего задания, продолжительность обучения в школе и т. п.); снижение уровня мотивации обучающихся к образованию; ухудшение качества образования; разрыв между научно-теоретическими знаниями, которые составляют содержание школьного и высшего образования, и реальной жизнью и профессиональной деятельностью человека
Классификация активных методов обучения Активные методы обучения исследователи классифицируют по различным критериям : степени активизации слушателей, характеру учебно-познавательной и игровой деятельности, способу организации игрового взаимодействия, месту проведения занятий, их целевому назначению, типу используемой имитационной модели и др. По степени вовлеченности обучающихся активные методы разделяются на две группы: индивидуальные (курсовое и дипломное проектирование, производственная практика, некоторые кейс-технологии) и групповые (деловая игра, разыгрывание ролей, «мозговой штурм» и др.). При данном подходе групповые методы обучения можно определять как интерактивные, поскольку при их использовании обучающийся находится в режиме диалога со своими коллегами и педагогом, а это дифференциальная черта интерактивности в процессе обучения.
Классификация активных методов обучения Ю. Н. Емельянова Активные методы обучения дискуссионные игровые сенситивный тренинг Групповая дискуссия Метод инцидента Анализ конкретной ситуации Дидактические и творческие игры (в том числе деловые) Ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психо - драматическая коррекция) Контригра Тренировка межличностной чувствительности восприятия себя как психофизического единства
Классификация активных методов обучения О. С. Анисимова Активные методы обучения традиционные новые новейшие Лекции Семинары Практические занятия Тренинги Имитационные методы Игры: инновационные; организационно- деятельностные ; организационно-мыслительные.
Классификация активных методов обучения по типу деятельности обучающихся Активные методы обучения по типу деятельности обучающихся дискуссионные игровые рейтинговые тренинговые Свободные Дискуссии; Совещание Специалистов; Кейс- стади . Психодрама Игры: ролевые; ситуационные; Организационно- деятельностные ; деловые. Рейтинги: эффективности; популярности. Тренинги: профессиональной компетенции; эффективного родительства ; поло-ролевого поведения; коммуникативный; личностного роста; сенситивности .
Классификация активных методов обучения А. П. Панфиловой Активные методы обучения интенсивные игровые интерактивные Активная лекция Семинар «Жужжащие» группы Интеллект-карты Информационный лабиринт ( баскет -метод) Анализ конкретных ситуаций «Мозговые штурмы» Техники генерирования идей Комплексные технологии активного обучения (групповая дискуссия, мастер-класс, творческая мастерская) Тренинги (нейролингвистический, экстрим-тренинг, тренинг командообразования , видеотренинг) Ролевые игры Имитационные игры Групповая работа (т-группы, энкаутергруппы )
Классификация активных методов обучения А. М. Смолкина Активные методы обучения не имитационные имитационные игровые неигровые проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с загодя запланированными ошибками, лекция пресс-конференция; эвристическая беседа; поисковая лабораторная работа; учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинары; деловая игра; педагогические ситуации; педагогические задачи; ситуация инсценирования различной деятельности коллективная мыслительная деятельность; ТРИЗ работа;
Использование методов активного обучения на различных этапах учебного процесса: 1 период – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д. 2 период – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная дело, тестирование и т.д. 3 период – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, быть может использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
Проблемная лекция Проблемная лекция отличается от обычной тем, что начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения учебного материала лектор последовательно и логично решает или раскрывает слушателей к работе мысли, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, привлекает чуткость слушателей.
Эвристическая беседа Эвристическая беседа ( от лат. эврика – открытие) представляет собой ряд вопросов учителя , направляющих мысли и ответы обучающихся . Успех беседы зависит от умелой постановки серии вопросов и знания предполагаемых ответов обучающихся . Беседа может начинаться с сообщения фактов, описания явлений, событий, демонстрации фрагментов кинофильмов, показывающих проблемные ситуации, которые надобно разрешит. В ходе эвристической беседы учитель путем умело поставленных вопросов заставляет обучающихся на основе имеющихся знаний, наблюдений, жизненного опыты, логически рассуждений формулировать новые понятия, выводы, правила. Обучающиеся сами «делают открытия», получают новые знания, что доставляет им творческую радость и стимулирует их познаванию активность.
Учебная дискуссия Учебная дискуссия – суть ее состоит в том, что учитель излагает две различные точки зрения, касающиеся одной и той же проблемы, и предлагает обучающимся предпочесть и обосновать свою позицию. Учитель поддерживает дискуссию, раскрывая, уточняя аргументы спора, вводя дополнительные вопросы, поскольку проблема участников дискуссии состоит не только в том, чтобы отстоять свою точку зрения, но и опровергнуть противоположную. Выявление позиции обучающихся , их правильных и ошибочных суждений дает вероятность более обоснованно утвердить в их сознании основные теоретические положения и выводы.
Поисковая лабораторная работа По ряду учебных предметов изучению теоретического материала может предшествовать поисковая лабораторная работа по инструкции, на основании которой обучающиеся сами должны сделать выводы о свойствах тех или иных веществ, взаимосвязи и зависимости между ними, способах выявления этих свойств. За поисковой лабораторной работой следует эвристическая беседа, в ходе которой под руководством учителя обучающиеся на основе проведенных наблюдений и опытов делают обобщения и теоретические выводы.
Методы кейсов Этот метод используется для формирования у обучающихся профессиональных умений. Основным дидактическим материалом служит ситуационная проблема, которая включает в себя условия (описание ситуации и исходные количественные данные) и вопрос (задание), поставленный перед обучающимися . Ситуационная проблема должна содержать все необходимые данные для ее решения, а в случае их отсутствия – условия, из которых можно извлечь эти данные.
Деловая игра Деловая игра обязательно содержит игровую учебную задачу. Игровая проблема – это то, что должен сделать играющий в ходе игры, осуществить определенную профессиональную дело. Учебная проблема – это та поставленная проблема, которую ставит учитель (составить, разработчик игры), т.е. овладение знаний, умениями. Деловая игра эффективна тогда, когда в ней успешно решаются учебные задачи. Форма игры, игровой задачи привлекается обучающихся , создание у них интерес к выполнению задания, побуждает к активному применению знаний, вовлекает к коллективные отношения.
Метод мозгового штурма Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ.brainstorming ) – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать быть может большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Активные методы обучения строятся на: практической направленности, игровом действе творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге , использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Преимущества активных методов обучения Ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Атмосфера взаимной поддержки позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактив практически исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Активные методы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Интерактив снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Недостатки активных методов обучения Даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания обучающегося участвовать в процессе обучения. Для некоторых обучающихся активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе. Для некоторых обучающихся работа в команде с использованием активных методов – только способ ничего не делать Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива , то процесс обучения может превратиться в обычную анархию. Не нужно забывать о том, что увлечение активными методами может увести от главного на уроке – получение знаний по конкретному вопросу.
Список литературы 1. Азимов М. Э., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009. Балаев А. А. Активные методы обучения. М., 1986 . file:///C:/ Users/79527/Downloads/chechet-zaharova.pdf file:///C:/ Users/79527/Downloads/aktivnye-metody-obucheniya-formy-i-tseli-primeneniya.pdf https:// kat-kem.ru/wp-content/uploads/2018/11/MRAktivMetodi.pdf https:// multiurok.ru/files/aktivnyie-mietody-obuchieniia-za-i-protiv.html http://eprints.tversu.ru/4904/1/ Вестник_ТвГУ._Серия_Педагогика_и_психология._2014._4._С._173-184. pdf#:~:text= Так%2 C%20 А.М.% 20Смолкин%20составил%20классификацию,связаны%20с%20моделированием%20профессиональной%20деятельности